рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Описание Волго-Вятского экономического района рефераты

Большое развитие в регионе получила и другая отрасль рыночной специализации – электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод “Электровыпрямитель” является головным заводом объединения “Светотехника” и выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России, в Саранске (Республика Мордовия) также находится предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) – электроаппаратный завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство, получившее развитие во всех крупных городах региона. Более половины фрезерных станков, производимых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является “Красный инструментальщик” (Киров). Среди предприятий отрасли следует отметить завод по производству оборудования для пищевой промышленности (г. Дхержинск) и химической промышленности (Нижний Новгород, Волжск). Завод лесного машиностроения в Йошкар-Оле выпускает валочно-пакетирующие машины и оборудование для лесозаготовительной промышленности. Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарах тракторный завод. Энергетическое машиностроение сосредоточено в Нижнем Новгороде и Йошкар-Оле (дизели и дизель-генераторы).

Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.

Военно-промышленный комплекс представлен в районе несколькими крупными центрами. В первую очередь это город Саров, в котором находится Российский федеральный центр ядерных исследований – ВНИИ экспериментальной физики, где производится изготовление опытных образцов и сборка ядерных боеприпасов (с использованием высокообогащенного урана-235 и плутония).

Вторым мощным центром военно-промышленного комплекса района является Нижний Новгород. Здесь получили развитие такие отрасли, как авиационная, производство артиллерийских систем, военное судостроение.

Стрелковое оружие выпускается в Вятских Полянах.

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится свыше 10%. Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Нефть на эти заводы поступает по трубопроводам. Среди центров химической промышленности выделяется город Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и в быту. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфоритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предприятий по производству сложных минеральных удобрений.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Наибольшее развитие в регионе получила заготовка древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе получила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский экономический район занимает третье место в России, уступая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахинский целлюлозно-бумажный комбинат, использующий не только древесину хвойных, но и лиственных пород. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

Специфическая отрасль лесной промышленности района –художественные промыслы, широко известные не только в России, но и за ее пределами. Изделия из капа и капокорня (наростов на стволах и корнях березы и некоторых других деревьев) выпускаются в Кирове, деревянные игрушки в Городце, селах Федосеево, Полхов-Майдан и Крутец Нижегородской области. «Золотая хохлома» – расписная деревянная посуда – изготавливается в городе Семенов и Ковернинском районе Нижегородской области (промысел получил свое название по селу Хохлома, в котором проходили ярмарки по продаже изделий).

Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печеры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Энергетическая база существует в основном за счет гидроэнергетики. Действуют две крупные гидроэлектростанции на Волге – Чебоксарская, мощностью1430 тыс. кВт и Нижегородская (вблизи Городца) мощностью 520 тыс. кВт. Тепловые электростанции района, а они дают основную долю электроэнергии, работают на газе, поступающем из Западной Сибири.

Строительство Нижегородской АСТ (атомной станции теплоснабжения) было перепрофилировано, несмотря на уже построенный реакторный зал. Предполагавшееся сооружение АЭС в Мордовии в результате проведенного референдума было решено прекратить.

К отраслям, дополняющим территориальный комплекс, относится черная металлургия – старейшая отрасль района. Металлургические заводы, хотя и небольшие, но выпускают очень нужный сортамент металла. Основные центры черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Омутнинск, Нижний Новгород.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главных образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.

Планируется строительство гипсово-ангидридного комбината в Чувашии. Мощность его составит 1млн тонн в год. По количеству добываемого гипса он будет занимать 2-е место в мире. Потребность в ряде строительных материалов за счет местного производства покрывается не полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций – легких бетонов, асбоцементных панелей. Деревянных, клееных, а так же стальных конструкций.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского экономического района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6% валовой продукции сельского хозяйства России. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- и льноводстве, производстве технических культур. В структуре посевных площадей района на долю зерновых культур приходится 60%, под картофелем и овощами занято 8%, под кормовыми культурами – 30% и 2% составляют технические культуры.

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий и 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в Правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского района доля зерновых культур занимает почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин находится в Кировской области – свыше половины и Республике Мордовия – почти 3/5 всей посевной площади республики. Среди продовольственных культур преобладают озимая и яровая пшеница, рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации района на производстве более продуктивных фуражных зерновых культурах, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям района. Широкое развитие получило картофелеводство. Его производство в районе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что позволяет расширить возделывание данной культуры в районе.

Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем, в последние десятилетия отмечается сокращение посевных площадей под этой культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интенсивных технологий. Кроме того в районе выращиваются хмель (Республика Чувашия), на юге – сахарная свекла. Большое значение уделяется укреплению кормовой базы. Клевер и тимофеевка – основные кормовые травы – удачно сочетаются в севооборотах с культурой льна. Особой культурой района является хмель, по его сбору Волго-Вятский район занимает первое место в стране. Вокруг крупных городов созданы овощеводческие зоны. Большие площади под овощами заняты в поймах рек Волги и Оки.

За последние годы посевные площади значительно расширены, в основном в результате осушительных работ в северной части района.

Важное значение в районе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах района. Оно развивается на базе естественных кормовых угодий и посевов кормовых культур. Однако Волго-Вятский район не полностью обеспечивает свои потребности в ряде сельскохозяйственных продуктов и вынужден завозить их из других районов страны. Большое внимание уделяется мелиорации земель, осушению переувлажненных и заболоченных участков, освобождению от кустарника и кочек, орошению земель и закреплению оврагов на юге района.

Легкая промышленность района опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное – в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки, шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей – в Нижнем Новгороде. На привозном хлопке развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Особое место занимают изделия декоратовно-прикладного искусства из дерева – “Хохломская”, “Городецкая роспись” (Нижегородская область), глины – “Дымковская игрушка” (город Киров).

Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение.

Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический кризис 90-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского экономического района. Однако сельское хозяйство сохранит свой многоотраслевой характер с преобладанием животноводства мясомолочного направления. Главной задачей являются увеличение урожайности зерновых и технических культур, рост поголовья скота и повышение его продуктивности, а также создание прочной кормовой базы. В условиях рыночных отношений развиваются новые формы собственности и хозяйствования.

Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок.

Бедность Волго-Вятского района минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, характерная для региона, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский экономический район осуществляет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России. Через территорию района проходят такие магистральные железнодорожные линии, как Москва - Нижний Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Нижний Новгород – Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь. Имеется также ряд железных дорог, обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики. Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.км.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и другие) создает благоприятные условия для развития речного транспорта, тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо-Кавказского, Центрального районов и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс.км.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Москва – Нижний Новгород. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутри региональных перевозок.

Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский район имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером района выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок района. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства района во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок района приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем, выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

В последние годы в снабжении Волго-Вятского экономического района разнообразным сырьем растет удельный вес продукции восточных районов. В перспективе из восточных районов все в больших количествах будут поступать электроэнергия, нефть, газ, уголь и металл, т.е. продукция, которая будет способствовать углублению сложившихся отраслей рыночной специализации.

Особенности географического положения района на водных путях с пересекающими их железными дорогами дают возможность шире использовать смешанные железно-водные перевозки, способствующие сокращению транспортных издержек.

Территориальная организация производства.

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяет автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает втрое место в районе. На ее долю приходиться 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и промышленная.

В экономике Республики Марий Эл  преобладает промышленность. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение., приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности.

В Чувашской Республике производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли. Сотрудничество Чувашской Республики с Германией способствовало строительству нового завода по выпуску автомобильных ремней безопасности в г. Алатырь. Иностранные инвестиции способствовали развитию Чебоксарсого завода строительных материалов (АО «САНТЭК»). Подобное сотрудничество способствует подъему экономического развития не только отдельно взятой республики, но и региона.

Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах. Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.

Природопользование

По сравнению с Центральным районом нагрузка на природную среду Волго-Вятского значительно менее интенсивная. Однако следует обращать больше внимание на охрану водных ресурсов от истощения, рационально использовать земельные и лесные ресурсы.

Практически полностью оправдались опасения, что сооружения Чебоксарской ГЭС и заполнение в 1980-1982 гг. Чебоксарского водохранилища (площадь которого более 2 тыс. кв. км) приведут к подъему грунтовых вод и подтоплению территорий вплоть до района Нижнего Новгорода (в частности, для защиты города Заволжье была сооружена искусственная дамба длиной в 15 км).

В наибольшей степени от создания водохранилища пострадала Республика Мари Эл.

В Чебоксарское водохранилище сбрасываются большие объемы неочищенных сточных вод, предельно допустимая концентрация в его водах превышена по нефтепродуктам в 20-40 раз, по фенолу и меди – в 10 раз.

Нижний Новгород, Кстово и особенно Дзержинск принадлежат к городам с повышенным уровнем загрязнения атмосферы (в результате деятельности предприятий химической и нефтехимической промышленности).

Ускоренная эрозия почв наиболее сильно проявляется на территории двух южных республик – Чувашии и Мордовия.

Деградация лесных массивов характерна для Мордовии, Чувашии и Республики Мари Эл (особенно в результате поднятия уровня грунтовых вод).

Часть Мордовии оказалась загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы.

О немногочисленных особо охраняемых природных территориях района рассказано ниже:

·        «Большая Кокшага», заповедник (1993). Центр Республики Мари Эл (21 тыс. га). Заболоченная лесная равнина, пойма реки Большая Кокшага; сосновые леса, березняки; бурый медведь, скопа.

·        Керженский заповедник (1993). Центр Нижегородской области (47 тыс. га). Бассейн реки Керженец; таежные леса, болота; места поселений старообрядцев (Керженские скиты).

·        «Марий Чодра», национальный парк (1985) (37 тыс. га). Юго-восток Республики Мари Эл. Карстовые формы рельефа (провлаьные воронки, исчезающие русла рек, карстовые озера, подземные источники); хвойно-широколиственные леса.

·        Мордовский заповедник имени П.Г. Смидовича (1985). Северо-запад Мордовии (32 тыс. га). Карстовые формы рельефа; сосновые, смешанные и березовые леса; третичные реликт и эндемик выхухоль; город Саров (музей ядерного оружия).

·        «Нургуш», заповедник (1994). Юго-запад Кировской области (6 тыс. га). Пойма реки Вятка; долинные хвойно-широколиственные леса, болотные массивы.

·        Присурский заповедник (1995). Запад Чувашии (9 тыс. га). Бассейн реки Сура, озера; сосновые и еловые леса; орнитофауна.

·        «Смольный», национальный парк (1995). Северо-восток Мордовии(37 тыс. га).

·        «Чаваш Вармане», национальный парк (1993). Чувашия (25 тыс. га). Лесные массивы на приволжской возвышенности.

Основные районы туризма – лесные массивы и многочисленные реки Кировской и Нижегородской областей.

Перспективы развития Волго-Вятского района.

Одними из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.

Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т.е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания.

С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы. Получают развитие личные подсобные хозяйства.

Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского района.

Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.

Актуальной задачей Волго-Вятского района является оздоровление экономической среды, и в первую очередь, Волги и крупных городов, перенасыщенных промышленными предприятиями. Поэтому необходимо внедрение новых экологически чистых технологий. Важными задачами региона являются также восстановление и развитие экономических связей, в том числе и связей по кооперированию с другими районами России.

Приложения



Список литературы

1.                           Сидоров М. К. Социально-экономическая география и регионалистика России. Учебник-атлас. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с.

2.                           Морозова Т. Г., Победина М. П. Шишов С. С. Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 527 с.


Страницы: 1, 2