Новые индустриальные страны мира
Аграрный потенциал
страны, который до сих пор определяет ее специализацию в международном
разделении труда, велик. Но в последние годы вырос потенциал промышленности,
доля которой в создании ВВП (30%) более чем вдвое превышает долю сельского
хозяйства.
Пампа – один из
крупнейших сельскохозяйственных районов мира. Здесь выращивают пшеницу, лен,
подсолнечник, табак, рис, кормовые культуры. Пампа кормит страну, а часть
урожая продает за рубеж. Пампу с побережьем соединяют десятки железных дорог и
шоссе. По ним в порты доставляют зерно. Производится много мяса, кожи и шерсти,
которые вывозят в другие страны.
В аргентине
добывают свинец и цинк, нефть и газ, урановую и другие руды, выплавляют металл,
производят автомобили, тракторы, самолеты, морские суда, различное
оборудование, в том числе электронную технику. В Аргентине построили атомную
электростанцию, первую в Южной Африке. Нефть добывают в стране с начала XX века. По ее добыче Аргентина занимает четвертое место в Латинской
Америке ( 32 миллиона тонн, 1995год). Развита нефтеперерабатывающая
промышленность. Функционирует свыше десяти заводов (крупнейшие в Ла-Плате,
Буэнос-Айресе, Комодо-Ривадавии, являющейся нефтяной столицей страны).
Для структуры
топливно-энергетического баланса характерно увеличение доли природного газа. С
открытием новых крупных месторождений только за период с 1970 по 1990 годы его
добыча увеличилась в 10 раз (15 миллиардов кубических метров). Велико
использование газа в коммунально-бытовом хозяйстве (Аргентина – наиболее
газифицированная страна континента).
Нефтепроводы и
газопроводы проложены от месторождений внутренних и удаленных районов (в том
числе от Огненной Земли) к промышленно развитым. Трубопроводная сеть довольно
протяженная и разветвленная (5 тысяч км). В плане выхода на рынки соседних
государств для экспорта нефти и газа в перспективе важным является
строительство новых трубопроводов (например в Бразилию).
Основные статьи
экспорта: зерно, мясо, шерсть, вино, фрукты изделия обрабатывающей промышленности.
Основные статьи импорта машины, оборудование, топливо, химические товары,
оборудование для электростанции.
Основные торговые
партнеры – страны Западной Европы, США, Перу, Бразилия, Уругвай, Чили.
Южная Корея.
Общие сведения.
Южная Корея имеет
площадь – 98,5 тыс. км2. население составляет свыше 42 млн. человек.
Девять административных единиц-провинций, города Сеул и Пусан выделены в
отдельные административные единицы. Главным городом является – Сеул. С запада
полуостров омывается Желтым морем, с востока Японским морем, с юга Корейским
проливом и проливом Чеджу. Южно-Корейский режим, выражающий интересы крупной
буржуазии, помещиков и зависящих от США, отклоняет конструктивные предложения
правительства КНДР по мирному объединению страны, выступает за сохранение
присутствия американских войск в Южной Корее.
Экономика зависит
от иностранного, в основном японского и американского, капитала. Осуществляется
милитаризация и индустриализация; опережающими темпами развиваются экспортные
отрасли и тяжелая промышленность. Доля промышленности в ВНП – 40%, доля с/х.
28%. Добыча угля (23 млрд. тонн), железных, свинцово-цинковых руд. Производство
электроэнергии (40 млрд. кВт ч.). Металлургия: машиностроение (автомобильное,
электротехника, радиоэлектроника, судостроение), нефтеперерабатывающая и
химическая промышленность. Текстильная промышленность. Основная отрасль с/х –
растениеводство. Обрабатывается свыше 23% территорий, из которых 1/3 орошается.
Преобладают зерновые (валовой сбор риса 6,1 млн. тонн, пшеницы и ячменя 1,9
млн. тонн) и бобовые. Выращивают хлопчатник, табак, рами, коноплю;
плодоводство, огородничество. Длина железных дорог 7 тыс. км. Морские порты:
Пусан, Ульсан, Инчхон (Чемульпо). Экспорт изделий из легкой промышленности,
судов, автомашин и др. Главные внешнеторговые партнеры: Япония, США. Денежная
единица – вона.
Экономика Южной Кореи.
На протяжении трех
последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми
развивающимися странами, демонстрировавшими миру «экономические чудеса».
Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70
гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название «НИС». Эта
группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора
десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.
О быстром
экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту «историю успеха»
связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с
1962-1988 г. и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во
вполне индустриальную, среди достижений которой – уровень ВНП на душу населения
(боле 5000 $) и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.
На стремительный
рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные
факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние
и внешние, такие как: ориентирование на экспорт, на взаимодействие с внешним
миром; стратегия развития: благоприятный международный экономический климат
60-х первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам
ресурсов; -сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств,
отложивших демократические и политические преобразования в пользу
экономического развития; -относительно малые затраты на содержание
военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат);
-привлечение иностранных капиталовложений – как финансовых, так и
технологических: промышленное оборудование; -этническая и культурная
однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая
трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.
Что касается
фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее
весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.
О роли государства,
т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа
развития экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот
фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось
естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому
нельзя не оценить рол этого фактора в формировании современной экономики Кореи
и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно
широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не
менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и
частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в
России.
Правительственное
регулирование.
Одним из факторов,
объясняющий стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и
эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические
и политические преобразования в пользу экономического развития.
Правительство
принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также
принималось множество мер политического характера с целью увеличения
накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и
иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за
рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной
инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству
часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной
деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним
займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.
Высокая активность
государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в
формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы
наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных
наделов на более мелкие – мера, невозможна без прямого активного вмешательства
государства. В этой связи следует сослаться на программу «целевого развития».
Начиная с 70-х годов специальными законами выделились 7 отраслей
первоочередного внимания: -машиностроение –электротехника –текстильная
промышленность –черная металлургия –цветная металлургия –нефтехимия
–кораблестроение. Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении
ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами.
Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных
отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка.
Государство нередко шло на прямую убытков «избранных экспортеров». Особо стоит
отметить что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию
высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В
первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в
обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила ½.
Также заслугой
государства является централизованное планирование с использованием средне- и
долгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных
производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля
хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением
неудачников. В сущности, экономика Южной Кореи представляет наиболее
гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.
Если очень коротко
говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и
позволили Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слабого
развития и занять достойное место в мировой цивилизации.
Сингапур.
Общие
сведения.
Республика
Сингапур (английского - Republic of Singapore), государство Сингапур расположено в
Юго-Восточной Азии, севернее экватора, близ полуострова Малакка. Территорию
государства Сингапур составляют остров Сингапур и 58 небольших островов в
территориальных водах. Общая площадь страны составляет 639 км2. Остров
имеет овальную форму, его длинна 42км и ширина 22км. Самыми крупными из
островов являются Пулау-Теконг, Пулау-Убин и Сентоза. Остров Сингапур отделен
от Малайского полуострова – Джохорским проливом, а от острова Суматра –
Сингапурским проливом. Длинна береговой линии – 193 км. Ландшафт страны –
низменные равнины. В центре находится холмистое плато.
Население Республики Сингапур составляет 3,3 млн. человек (на 2000 год),
главным образом китайцы (они составляют ¾ всего
населения), малайцы, выходцы из Индии, Пакистана, Бангладеш, европейцы.
Официальные
языки — малайский, китайский, тамильский, английский.
Верующие —
приверженцы буддизма - 30%, конфуцианства - 15%, ислама - 18%, индуизма - 6%,
христианства - 20%.
Столица
Республики Сингапур — г. Сингапур. Сингапур Входит в Содружество. Глава
государства — президент. Законодательный орган — парламент.
Климат Сингапура
экваториальный муссонный, жаркий и влажный. В январе температура в среднем
составляет 26 0С, в июле -27 0С.дожди выпадают в течение
всего года (около 2500 мм). Самым “мокрым” месяцем Сингапура считается
декабрь.
Краткая
история Сингапура.
До 1819
остров принадлежал малайскому султану Джохору. В 1826-1946 годах Сингапур — был
английской колонией в составе Стрейтс-Сетлментс. На острове была сооружена
крупная английская военно-морская база (передана Сингапуру в 60-х гг.). В
1942-45 гг. Сингапур находился под японской оккупацией. В 1959 Сингапур добился
самоуправления. В 1963-65 гг. Сингапур находился в составе Малайзии.
Независимость от Малайзии Сингапур получил 9 августа 1965 г.
Экономика
Сингапура.
Основа экономики — традиционные внешнеторговые операции (главным
образом реэкспорт), а также экспортные отрасли промышленности (на импортном
сырье). Доля в ВВП (1994) составила: промышленность 28%, транспорт и связь 15%,
сельское хозяйство около 0,3%. В Сингапуре хорошо развиты: нефтехимическая,
электротехническая и радиоэлектронная, оптикомеханическая, судостроительная,
судоремонтная, авиационная, сталеплавильная, и др. промышленности. Сингапур имеет открытую экономику со значительным сектором услуг.
Сингапур – один из крупнейших международных торговых портов. Основная
сельскохозяйственная культура – натуральный каучук. Основной экспортный товар –
натуральный каучук. Денежная единица – сингапурский доллар (1 S$ = 100 центам).
Производство
электроэнергии 22 млрд. кВт·ч (1995). В Республики Сингапур возделывают
кокосовую пальму, пряности, табак, овощи, фрукты. Занимаются свиноводством,
птицеводством. Главный природный промысел – рыба.
Длина
(1997) железных дорог 83 км, автодорог 3,03 тыс. км. Тоннаж морского торгового
флота составил 6,9 млн. брутто-регистровых тонн. Так же Сингапур занимается
экспортом оргтехники, телерадиоаппаратуры, нефтепродуктов.
Основные
внешнеторговые партнеры: США, Япония, Малайзия и др. Иностранный туризм.
Гонконг (Сянган).
Общие
сведения.
Сянган
(Гонконг, Hong Kong) – это особый административный район Китайской Народной
Республики, расположенный на побережье Южно-Китайского моря, к югу от провинции
Гуандун. Гонконг состоит из острова Сянган, полуострова Цзюлун, и ряда мелких
островов. Территория Гонконга составляет — 1066 км2.
Население
— 6,8 млн. человек (на 2000 год), свыше 98% — китайцы. Официальный язык —
китайский, население использует в основном кантонский диалект, а также диалект
хакка (распространен в провинциях Фуцзянь и Гуандун); широко распространен
английский язык. Административный центр — г. Сянган (1,5 млн. жителей, 1990).
Название «Сянган» — по-кантонски «Гонгонг» — означает «Ароматная бухта».
Краткая
история.
В течение
155 лет эта территория находилась во владении Великобритании. В 1842 потерпев
поражение в англо-китайской войне 1840-42 гг., Китай был вынужден подписать
Нанкинский договор, по которому остров Сянган стал британской колонией. В
результате англо-франко-китайской войны (1858-60 гг.), развязанной
Великобританией и Францией, по Пекинскому договору 1860 южная оконечность
полуострова Цзюлун, ограниченная улицей Цзесяньцзе, была присоединена к
британским владениям. Воспользовавшись тяжелым положением Китая после
китайско-японской войны 1894-95 гг., Великобритания вынудила китайское
правительство передать ей в аренду на 99 лет так называемую «Новую территорию»
(Синьцзе) — часть полуострова Цзюлун от улицы Цзесяньцзе до южного берега реки
Шэньчжэнь с прилегающими 235 островами. В 1941-45 гг. Сянган был оккупирован
Японией. В связи с приближением даты истечения срока аренды в 1983-84 были
проведены 22 раунда переговоров, которые завершились подписанием совместной
декларации правительств КНР и Великобритании о восстановлении суверенитета КНР
над Сянганом с 1 июля 1997 года.
После
торжественной передачи Сянгана, состоявшейся в ночь с 1 на 2 июля 1997 года,
территория сохранила прежнюю экономическую и социальную систему в соответствии
с формулой Дэн Сяопина «одно государство — два строя», согласно которой
социально-экономическое устройство Сянгана останется неизменным в течение
ближайших 50 лет. Согласно конституции КНР и «Основному закону КНР о Сянганском
особом административном районе», Сянган сохранил широкую степень автономии,
получил независимость в административной, законодательной и судебной системах
(за исключением вопросов обороны и внешних сношений), сохранил за собой статус
свободного порта, обособленной таможенной зоны, право на экономические и
культурные связи с различными странами и международными организациями.
Экономика
Гонконга.
Еще до
возвращения Сянгана КНР имела сильные экономические позиции на этой территории.
На 1990 год китайские инвестиции в Сянгане составляли 4 млрд. долларов, КНР
владела свыше 200 предприятиями, а Сянганский филиал Банка Китая контролировал
40% финансового местного рынка. К 1990 доход КНР от торговых, финансовых и
других операций в Сянгане составлял около 7 млрд. долларов. Благодаря своему
нейтральному статусу Сянган играет огромную роль в посреднической торговле и
инвестициях, осуществляемых между материком и Тайванем. В 1992 объем
товарооборота между ними, осуществлявшегося через Сянган, составил 7,4 млрд.
долларов.
Выгодное
географическое положение Сянгана превратило его в один из крупнейших
валютно-финансовых центров в мире, а также в крупный торговый, промышленный и
транспортный центр Азии.
Хотя
основу экономики составляют валютно-финансовые и внешнеторговые операции, в
Сянгане развиты судостроительная, судоремонтная, текстильная, швейная,
электротехническая, радиоэлектронная, нефтехимическая и другие отрасли
промышленности, ориентированные на экспорт. Годовой товарооборот Сянгана — 40
млрд. долларов, грузооборот морского порта — 31 млн. тонн в год. Крупный
аэропорт г. Сянган обслуживает свыше 50 тыс. самолетов в год. Важную роль
играет также туризм.
Страницы: 1, 2, 3
|
|