Нидерланды
В
Нидерландах значительное внимание уделяется внедрению научных достижений в
промышленную практику. Сравнительно недавно правительство приняло специальную
программу по развитию биотехнологии. Она предусматривает стимулирование
исследовательских работ в области биотехнологии в университетах, государственную
поддержку инновационной активности предприятий, работающих в этой области и
строительство сетей биотехнологических коммуникаций. Государственные
ассигнования выделяются также на финансирование развития таких приоритетных
областей, как медицинские и информационные технологии, разработки новых
конструкционных материалов.
Базовой
отраслью нидерландской экономики является энергетика. В стране весьма
развиты энергоемкие производства в промышленности, а также в сельском хозяйстве
(тепличные комплексы). Энергетика Нидерландов наряду с производством
электроэнергии специализируется на добыче нефти и природного газа, переработке
сырой нефти и производстве сжиженного газа.
Нидерланды
ежегодно добывают свыше 80 млрд. куб. м природного
газа, причем более половины его экспортируется. В течение многих лет
осуществляемые под правительственным контролем экспортные поставки газа
остаются одним из главных источников поступления средств в государственную
казну - они дают 20% всех бюджетных поступлений. Значительные энергетические
резервы в виде запасов природного газа, которыми располагает Голландия, остаются важным фактором обеспечения стабильности
национальной экономики.
Экономика
Нидерландов характеризуется высокопродуктивным сельскохозяйственным
производством. В этом секторе производится около 11 % национального дохода.
Доля
сельскохозяйственного сектора в экспорте товаров составляет порядка 25% их
общей стоимости. После США Нидерланды занимают второе место в мире по экспорту
сельскохозяйственных продуктов. Почти 78% аграрного экспорта идет в страны ЕС.
Наиболее
крупной отраслью сельского хозяйства является овощеводство и садоводство (в
основном в закрытом грунте), за которым
следуют молочное производство и интенсивное животноводство и птицеводство
(разведение свиней, домашней птицы). Земледелие играет относительно скромную
роль.
Таблица 2.3
Стоимость
валовой продукции секторов сельского хозяйства
млн.
гульд.
Предприятия
|
1985 г.
|
%
|
1992 г.
|
%
|
Земледельческие фермы
|
2181
|
11,8
|
3073
|
8,3
|
Плодоовощеводческие хозяйства
|
3924
|
21,2
|
13267
|
35,7
|
Скотоводческие фермы
|
7553
|
40,7
|
10424
|
28,1
|
Животноводческие и птицеводческие фермы
|
4881
|
26,3
|
10356
|
27,0
|
Всего
|
18539
|
100
|
37120
|
100
|
В последние
годы все большее внимание в Нидерландах уделяется мерам по снижению негативного
влияния сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду. Эти меры
включают, в частности, введение строгих правил использования удобрений и
обращения с отходами животноводческих ферм. Выполнение требований по охране
окружающей среды повлияло на увеличение себестоимости продукции большинства
фермерских хозяйств.
Традиционное
молочное животноводство ведется в условиях почти круглогодичного выпаса на
обширных пастбищах. Производство молока составляет около 11 млн. т. в год и регулируется установленными ЕС
квотами. Фермеры продают практически все молоко на обрабатывающие предприятия.
Доминирующую роль в молочном секторе играют три крупнейших кооператива, на
которые приходится около 75% переработки молока.
Рыболовство продолжает занимать
важное место в нидерландской экономике, хотя не такое, как прежде. В начале
90-х годов насчитывалось приблизительно 1100 рыболовных судов с общей грузоподъемностью в 177 тыс. т.
Ежегодно вылавливается более 320 тыс. т, включая 90 тыс. т макрели (скумбрии) и
примерно такое же количество харинга (сельди).
Нидерландское
морское рыболовство подразделяется по видам продукции и типам рыболовецких
судов на:
·
траулерную ловлю сельди, скумбрии, трески и т.д. в центральной и северной частях
Северного моря и вокруг Британских островов и Ирландии;
·
ловлю камбаловых (косорота, морской камбалы) большими
тендерами преимущественно в центральных и южных частях Северного моря;
·
ловлю
креветок малыми тендерами по датскому, немецкому и нидерландскому побережью;
· добычу моллюсков (мидий,
устриц) специальными судами в Ваддензей и Остерсхелде.
В последние
годы вследствие большого роста рыболовной мощности многих государств произошло
значительное сокращение добычи некоторых разновидностей рыбы, в том числе
сельди, традиционно являющейся важным для голландцев продуктом питания.
Оказалось необходимым в рамках ЕС заключить
договор о допустимых размерах рыбной ловли. Кроме морского и прибрежного
рыболовства, в Нидерландах ведется ловля рыбы во внутренних водах (главным
образом на озере Эйселмеер).
Большое
развитие в Нидерландах получила сфера услуг, обеспечивающая 61,5% ВНП и обеспечивающая работой свыше трех четвертей
трудоспособного населения. Ведущими отраслями этой сферы экономики являются
транспорт и связь, банковское и страховое дело. Существенное место занимают
также компьютеризация, техническое обслуживание, расчетные операции и
маркетинг, торговля и т.д.
Туризм также представляет собой
одну из наиболее крупных отраслей сферы услуг. Ежегодно почти 6 млн.
иностранных туристов посещают Нидерланды и более 6 млн. голландцев проводят
свои отпуска за границей. В области туризма специализируются свыше 40 тыс. фирм
и компаний и занято более 260 тыс. человек. На долю туристов приходится почти
11% всех потребительских расходов в Нидерландах.
По данным
Национального туристического бюро, в ближайшие годы можно ожидать рост туризма
на 3-4%. Это прогноз основывается на таких тенденциях, как увеличивающееся
количество свободного времени, изменения в структуре расходов и растущее число
пожилых людей, имеющих в своем распоряжении больше времени и денег.
Топливно-энергетический
комплекс является ключевой сферой хозяйственной инфраструктуры, обеспечивающей
потребности многоотраслевой экономики и населения в электроэнергии и различных
видах энергоносителей. В принципе, Нидерланды можно отнести к сравнительно
благополучным странам в отношении возможности решения энергетических проблем.
Голландия располагает весьма значительными собственными энергоресурсами,
главным образом в виде запасов природного газа, а также нефти, месторождения
которых находятся как на территории страны, так и на континентальном шельфе.
Причем добыча газа ведется в таких масштабах, которые позволяют экспортировать
значительную часть его, за счет чего покрываются затраты на экспорт ввозимых в
страну энергоносителей.
Таблица 2.4
Основные
показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов
ЭНЕРГОРЕСУРСЫ
|
1985 г.
|
1990 г.
|
1993 г.
|
1994г.
|
Добыча/производство
|
Природный газ, млрд.
куб. М
|
81
|
72
|
84
|
84
|
Сырая нефть, млн. т
|
3,7
|
4,0
|
3,3
|
4,5
|
Электроэнергия, млрд.
кВт/ч
|
63
|
72
|
77
|
80
|
Потребление
|
Уголь, млн. т
|
10
|
14
|
13
|
14
|
Природный газ, млрд. куб. М
|
44
|
41
|
46
|
47
|
Нефтепродукты, млн. т
|
19,4
|
22,5
|
22.3
|
23,4
|
В том числе:
|
|
|
|
|
бензин, млн. т
|
4,6
|
4,6
|
5.1
|
5.2
|
диз. топливо, газойль, млн. т
|
3,2
|
4,4
|
4,9
|
4,9
|
сжиженный газ, млн. т
|
0,8
|
0
|
0,9
|
0,8
|
Химическая
промышленность - вторая по величине отрасль производства в Нидерландах. Ее
годовой оборот составляет около 15% общего
промышленного оборота. Отрасль насчитывает около 350 компаний (не включая
субсектор пластмасс), которые дают работу
почти 90 тыс. голландцев. Три нидерландских концерна, "ШЕЛЛ
КЕМИ", "АКЗО-Нобель" и "ДСМ", принадлежат к числу крупнейших в
мире предприятий химической промышленности.
Предприятия
химической промышленности Нидерландов выпускают более 50 тыс. различных товаров
и видов продукции. Отрасль включает следующие сектора производства:
· производство основных
химических продуктов (искусственные удобрения и неорганическое сырье - хлор,
фосфор, серная кислота и т.п.);
· производство продуктов
тонкой химической технологии (полуфабрикаты для фармацевтической промышленности
и д.р.);
·
производство
специализированных химических продуктов (готовые изделия, лекарства, краски,
мыло);
·
производство
химических продуктов из нефтяного сырья;
· переработка каучука и
пластмассы (для изготовления упаковочных и строительных материалов и для
автомобильной промышленности).
Благодаря
своему удачному географическому положению Нидерланды имеют хорошие условия для
развития базовой металлургии и металлообрабатывающих секторов промышленности.
Выход страны к морю и наличие крупных современных портов позволяют
импортировать и экспортировать сырье и полуфабрикаты в большом количестве,
относительно дешево и с большой эффективностью.
Базовую
металлургическую и металлообрабатывающую промышленность Нидерландов можно
классифицировать по общепринятой схеме на сектора черных и цветных металлов.
Сектор
черных металлов является доминирующим в металлоиндустрии
Нидерландов. В нем занято две трети от общего числа работников базовой
металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
Самым
крупным предприятием сектора и отрасли в целом является концерн "Хооговенс" с общим числом сотрудников
около 27 тыс. чел., из числа которых 60%
заняты в производстве стали. На сталь приходится половина оборота компании.
Постоянное наращивание объемов производства -
одна из наиболее характерных черт концерна. "Хооговенс" имеет тесные
связи с зарубежными компаниями. Так, например, в сотрудничестве с "Бритиш Стил"
"Хооговенс" разработал восстанавливаемую сталь для производства
консервных банок, покрытую уникальным антикоррозийным защитным покрытием. При
тесном взаимодействии концерна с французскими автомобилестроителями и
голландскими производителями автомобилей осуществляется выпуск долговечных труб
для автомобильных глушителей из нержавеющей стали.
Ведущее
место в секторе занимают компании, производящие и обрабатывающие алюминий,
представленные на рынке Нидерландов как крупными алюминиевыми предприятиями,
так и небольшими специализированными фирмами. В небольших объемах производится
и ряд других цветных металлов.
Как и в
черной металлургии, здесь доминирует концерн "Хооговенс", на который
приходится практически все реальное производство этого металла в Голландии. В
алюминиевом подразделении концерна занято около 7 тыс.
человек, т.е. 24% всех работников. Предприятия концерна производят почти
все виды алюминия: первичный, листовой, в рулонах, прокат различных
конфигураций, литье и провод.
Машиностроение
является крупной высокоразвитой отраслью голландской индустрии. Она включает
около 1400 фирм с общей численностью персонала свыше 88 тыс. человек. Нидерланды производят сравнительно малое количество
тяжелых машин и оборудования, и большинство фирм отрасли относятся к секторам
среднего и легкого машиностроения.
Голландские
машиностроительные предприятия выпускают транспортные и строительные машины,
сельскохозяйственную технику, подъемное оборудование, паровые котлы, компоненты
приводов, гидравлические и пневматические механизмы и т.д. Нидерланды завоевали
высокую международную репутацию в изготовлении машин для окончательной
обработки текстиля и высококачественной печати, оборудования для нефтехимии,
работ на шельфе, производства бумаги и картона, а также для пищевой
промышленности.
Сельское
хозяйство Нидерландов - высокопродуктивное, с ярко выраженной экспортной
ориентацией. Из Голландии поставляется за рубеж 60% производимой в стране
аграрной продукции, что составляет 24% стоимости всего нидерландского экспорта.
Важными причинами большого зарубежного спроса являются высокое и стабильное
качество продукции и прочная рыночная организация.
По темпам
роста объема сельскохозяйственного производства Голландия занимает первое место
среди развитых стран. На гектар сельхозугодий
производится продукции в 3 раза больше в стоимостном выражении, чем в среднем
по странам ЕС.
Характерной
чертой сельского хозяйства Нидерландов является его интенсивность. Количество
продукции растет, в то время как процент населения, занятого в аграрном
секторе, а также площади сельскохозяйственных земель постепенно уменьшаются.
Хотя они пока еще занимают около 50% территории страны.
Таблица 2.5
Основные
показатели аграрного сектора
ПОКАЗАТЕЛИ
|
1985г.
|
1990г.
|
1993г.
|
1994г.
|
Число фермерских хозяйств,
тыс. ед.
|
136
|
125
|
120
|
116
|
Площади
сельскохозяйственных угодий, млн. га
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
В том числе:
|
|
|
|
|
луга и пастбища, млн. га
|
1,2
|
1,1
|
1,1
|
1,1
|
пахотные земли, млн. га
|
0.7
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
сады и огороды, млн. га
|
0,1
|
0,1
|
0.1
|
0,1
|
земли под паром, тыс.
га
|
5
|
6
|
11
|
14
|
Животноводство
|
Крупный рогатый скот, тыс.
|
5,2
|
4,9
|
4,8
|
4,7
|
Свиньи,
тыс.
|
12,4
|
13,9
|
15,0
|
14,6
|
Овцы, тыс.
|
0,8
|
1,7
|
1,9
|
1,8
|
Козы, тыс.
|
90
|
93
|
96
|
92
|
Куры, млн.
|
12
|
61
|
57
|
64
|
Производство продукции, тыс. т
|
Молоко
|
12,5
|
11,3
|
11,0
|
10,9
|
Масло
|
0.2
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
Сыр
|
0,5
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
Зерно
|
1,1
|
1,4
|
1,4
|
1.3
|
Картофель
|
4,7
|
4,7
|
5,1
|
4,7
|
Сахарная свекла
|
6,3
|
8,6
|
7,5
|
6,1
|
Объем продаж на аукционах, млн. гульд.
|
Овощи
|
2,7
|
3,2
|
3,0
|
2,9
|
Фрукты
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Срезанные цветы
|
2,5
|
3,3
|
3,7
|
3,9
|
Многолетние растения
|
0,8
|
1,2
|
1,3
|
1,4
|
Пищевая
промышленность является ведущей отраслью нидерландской экономики, на ее долю
приходится 28% всего промышленного
товарооборота страны. Целесообразное использование имеющейся инфраструктуры и
международный опыт позволили нидерландским производителям быстро и эффективно
обслуживать весь рынок ЕС.
Разнообразие
и качество продукции за недавние годы значительно возросло. В Нидерландах эта
тенденция вызвала переключение от продуктовой на рыночную ориентацию. Это,
однако, представляет собой коренное изменение, требующее крупных инвестиции в
изучение рынка, разработку изделий и
маркетинг. Различные отрасли нидерландской пищевой промышленности, такие как
молочная промышленность и переработка мяса, уже приспособились к этой новой
ситуации и расширили свой ассортимент за счет диверсификации и выпуска новых
высококачественных продуктов.
Нидерланды
имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной
системе Западной Европы. Ведущие места по грузообороту занимают водный и
автомобильный транспорт.
Морской
флот
имеет общий тоннаж 4,5 млн. брутто регистровых
тонн. Из них к портам Нидерландов приписаны суда общим тоннажем 3,7 млн. б.р.т. Часть флота приписана к портам Кюрасао, Арубы и др. Голландия занимает 25-е место среди
морских держав мира.
В
Нидерландах широко развито портовое хозяйство: многопрофильный порт-гигант в
Роттердаме, который удерживает первое место в мире по грузообороту, крупный
порт в Амстердаме, специализированные порты во Флиссингене,
Тернеузене и Делфзайле.
Роттердам
является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для грузов, следующих
практически во все регионы мира.
Голландский
флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе.
Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из Роттердама,
используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно из порта
Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов.
Автомобильные
перевозки грузов - основное средство осуществления транспортных связей в Европе. Таким
путем доставляется 80% всех грузов, перемещаемых внутри континента. Нидерланды
располагают развитой сетью современных автомобильных магистралей. Около трети
всех грузовиков, пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным компаниям. Тарифы на
перевозку в Нидерландах одни из низких в
Западной Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства
государства.
Нидерландские
железные дороги играют небольшую роль в грузовых перевозках. Причем в последние годы
наблюдается сокращение объемов перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16
млн. т в 1993 г. Наоборот, перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350
млн. чел. против 256 млн. чел. в 1990 г.
Впрочем, ряд
прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых путях, прежде всего за
счет увеличения перевозок контейнерных грузов и расширения транспортных
операций в комбинации "трак/железная дорога". По самым оптимистичным
прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65 млн. т к 2010 году.
Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие инвестиции. Например, в
создание новой железнодорожной линии, соединяющей порт Роттердама с внутренними
районами Германии, планируемый общий объем капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность нидерландских
железных дорог приближается к 3 тыс. км, из
которых около 2 тыс. км электрифицированы.
Готовится строительство новой сверхскоростной пассажирской магистрали (скорость
поездов 300 км в час), которая свяжет Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и Лондоном.
Гражданская
авиация
Нидерландов располагает 600 самолетами.
Аэропорт Схипхол,
расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из современных модернизированных
европейских портов, занимает 4-е место после Франкфурта, Парижа и Лондона.
Ежегодно через Схипхол перевозится около 700 тыс. т
грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных портов по этому
показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20-миллионный рубеж (при полной
пропускной способности в 27 млн. пассажиров). В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется
реконструкция и техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20 аэропортов, в том
числе 12 с международными линиями. Национальная авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира.
Таблица 2.6
Объемы
перевозок по видам транспорта
BИДЫ ТPAHCПOРTA
|
1985г.
|
1990г.
|
1993г.
|
1994г.
|
Морские перевозки, млн.
т
|
328
|
373
|
365
|
380
|
Перевозки по внутренним водам, млн. т
|
224
|
254
|
225
|
220
|
Железнодорожные перевозки, млн. т
|
20
|
18
|
17
|
16
|
Автодорожные перевозки, млн. т
|
429
|
511
|
536
|
540
|
Трубопроводный транспорт, млн. т
|
35
|
41
|
47
|
47
|
Авиаперевозки - а/п
Схипхол, тыс. т
|
436
|
604
|
774
|
850
|
Перевозки пассажиров, млн. чел.:
|
|
|
|
|
железнодорожный
|
206
|
256
|
333
|
330
|
авиационный - а/п Схипхол
|
11,8
|
16,6
|
20,8
|
23,3
|
1. Царегородцев А. Н. и
соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995.
2. Бусыгин А. В.,
«Нидерланды», Мысль, Москва 1988.
3. Страны мира: справочник,
Политиздат, Москва 1991.
4. Данные Министерства
экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO.
Страницы: 1, 2, 3
|
|