рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Нидерланды рефераты

В Нидерландах значительное внимание уделяется внедрению научных достижений в промышленную практику. Сравнительно недавно правительство приняло специальную программу по развитию биотехнологии. Она предусматривает стимулирование исследовательских работ в области биотехнологии в университетах, государственную поддержку инновационной активности предприятий, работающих в этой области и строительство сетей биотехнологических коммуникаций. Государственные ассигнования выделяются также на финансирование развития таких приоритетных областей, как медицинские и информационные технологии, разработки новых конструкционных материалов.

Базовой отраслью нидерландской экономики является энергетика. В стране весьма развиты энергоемкие производства в промышленности, а также в сельском хозяйстве (тепличные комплексы). Энергетика Нидерландов наряду с производством электроэнергии специализируется на добыче нефти и природного газа, переработке сырой нефти и производстве сжиженного газа.

Нидерланды ежегодно добывают свыше 80 млрд. куб. м природного газа, причем более половины его экспортируется. В течение многих лет осуществляемые под правительственным контролем экспортные поставки газа остаются одним из главных источников поступления средств в государственную казну - они дают 20% всех бюджетных поступлений. Значительные энергетические резервы в виде запасов природного газа, которыми располагает Голландия, остаются важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики.

2.1.1.2     АГРАРНЫЙ СЕКТОР И РЫБОЛОВСТВО

Экономика Нидерландов характеризуется высокопродуктивным сельскохозяйственным производством. В этом секторе производится около 11 % национального дохода.

Доля сельскохозяйственного сектора в экспорте товаров составляет порядка 25% их общей стоимости. После США Нидерланды занимают второе место в мире по экспорту сельскохозяйственных продуктов. Почти 78% аграрного экспорта идет в страны ЕС.

Наиболее крупной отраслью сельского хозяйства является овощеводство и садоводство (в основном в закрытом грунте), за которым следуют молочное производство и интенсивное животноводство и птицеводство (разведение свиней, домашней птицы). Земледелие играет относительно скромную роль.


Таблица 2.3

Стоимость валовой продукции секторов сельского хозяйства

млн. гульд.

Предприятия

1985 г.

%

1992 г.

%

Земледельческие фермы

2181

11,8

3073

8,3

Плодоовощеводческие хозяйства

3924

21,2

13267

35,7

Скотоводческие фермы

7553

40,7

10424

28,1

Животноводческие и птицеводческие фермы

4881

26,3

10356

27,0

Всего

18539

100

37120

100

В последние годы все большее внимание в Нидерландах уделяется мерам по снижению негативного влияния сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду. Эти меры включают, в частности, введение строгих правил использования удобрений и обращения с отходами животноводческих ферм. Выполнение требований по охране окружающей среды повлияло на увеличение себестоимости продукции большинства фермерских хозяйств.

Традиционное молочное животноводство ведется в условиях почти круглогодичного выпаса на обширных пастбищах. Производство молока составляет около 11 млн. т. в год и регулируется установленными ЕС квотами. Фермеры продают практически все молоко на обрабатывающие предприятия. Доминирующую роль в молочном секторе играют три крупнейших кооператива, на которые приходится около 75% переработки молока.

Рыболовство продолжает занимать важное место в нидерландской экономике, хотя не такое, как прежде. В начале 90-х годов насчитывалось приблизительно 1100 рыболовных судов с общей грузоподъемностью в 177 тыс. т. Ежегодно вылавливается более 320 тыс. т, включая 90 тыс. т макрели (скумбрии) и примерно такое же количество харинга (сельди).

Нидерландское морское рыболовство подразделяется по видам продукции и типам рыболовецких судов на:

·      траулерную ловлю сельди, скумбрии, трески и т.д. в центральной и северной частях Северного моря и вокруг Британских островов и Ирландии;

·      ловлю камбаловых (косорота, морской камбалы) большими тендерами преимущественно в центральных и южных частях Северного моря;

·      ловлю креветок малыми тендерами по датскому, немецкому и нидерландскому побережью;

·      добычу моллюсков (мидий, устриц) специальными судами в Ваддензей и Остерсхелде.

В последние годы вследствие большого роста рыболовной мощности многих государств произошло значительное сокращение добычи некоторых разновидностей рыбы, в том числе сельди, традиционно являющейся важным для голландцев продуктом питания. Оказалось необходимым в рамках ЕС заключить договор о допустимых размерах рыбной ловли. Кроме морского и прибрежного рыболовства, в Нидерландах ведется ловля рыбы во внутренних водах (главным образом на озере Эйселмеер).

2.1.1.3     СФЕРА УСЛУГ

Большое развитие в Нидерландах получила сфера услуг, обеспечивающая 61,5% ВНП и обеспечивающая работой свыше трех четвертей трудоспособного населения. Ведущими отраслями этой сферы экономики являются транспорт и связь, банковское и страховое дело. Существенное место занимают также компьютеризация, техническое обслуживание, расчетные операции и маркетинг, торговля и т.д.

Туризм также представляет собой одну из наиболее крупных отраслей сферы услуг. Ежегодно почти 6 млн. иностранных туристов посещают Нидерланды и более 6 млн. голландцев проводят свои отпуска за границей. В области туризма специализируются свыше 40 тыс. фирм и компаний и занято более 260 тыс. человек. На долю туристов приходится почти 11% всех потребительских расходов в Нидерландах.

По данным Национального туристического бюро, в ближайшие годы можно ожидать рост туризма на 3-4%. Это прогноз основывается на таких тенденциях, как увеличивающееся количество свободного времени, изменения в структуре расходов и растущее число пожилых людей, имеющих в своем распоряжении больше времени и денег.

2.2     ВЕДУЩИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

2.2.1     ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Топливно-энергетический комплекс является ключевой сферой хозяйственной инфраструктуры, обеспечивающей потребности многоотраслевой экономики и населения в электроэнергии и различных видах энергоносителей. В принципе, Нидерланды можно отнести к сравнительно благополучным странам в отношении возможности решения энергетических проблем. Голландия располагает весьма значительными собственными энергоресурсами, главным образом в виде запасов природного газа, а также нефти, месторождения которых находятся как на территории страны, так и на континентальном шельфе. Причем добыча газа ведется в таких масштабах, которые позволяют экспортировать значительную часть его, за счет чего покрываются затраты на экспорт ввозимых в страну энергоносителей.


Таблица 2.4

Основные показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов


ЭНЕРГОРЕСУРСЫ

1985 г.

1990 г.

1993 г.

1994г.

Добыча/производство

Природный газ, млрд. куб. М

81

72

84

84

Сырая нефть, млн. т

3,7

4,0

3,3

4,5

Электроэнергия, млрд. кВт/ч

63

72

77

80

Потребление

Уголь, млн. т

10

14

13

14

Природный газ, млрд. куб. М

44

41

46

47

Нефтепродукты, млн. т

19,4

22,5

22.3

23,4

   В том числе:





     бензин, млн. т

4,6

4,6

5.1

5.2

     диз. топливо, газойль, млн. т

3,2

4,4

4,9

4,9

     сжиженный газ, млн. т

0,8

0

0,9

0,8

2.2.2     ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Химическая промышленность - вторая по величине отрасль производства в Нидерландах. Ее годовой оборот составляет около 15% общего промышленного оборота. Отрасль насчитывает около 350 компаний (не включая субсектор пластмасс), которые дают работу почти 90 тыс. голландцев. Три нидерландских концерна, "ШЕЛЛ КЕМИ", "АКЗО-Нобель" и "ДСМ", принадлежат к числу крупнейших в мире предприятий химической промышленности.

Предприятия химической промышленности Нидерландов выпускают более 50 тыс. различных товаров и видов продукции. Отрасль включает следующие сектора производства:

·      производство основных химических продуктов (искусственные удобрения и неорганическое сырье - хлор, фосфор, серная кислота и т.п.);

·      производство продуктов тонкой химической технологии (полуфабрикаты для фармацевтической промышленности и д.р.);

·      производство специализированных химических продуктов (готовые изделия, лекарства, краски, мыло);

·      производство химических продуктов из нефтяного сырья;

·      переработка каучука и пластмассы (для изготовления упаковочных и строительных материалов и для автомобильной промышленности).

2.2.3     МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА

Благодаря своему удачному географическому положению Нидерланды имеют хорошие условия для развития базовой металлургии и металлообрабатывающих секторов промышленности. Выход страны к морю и наличие крупных современных портов позволяют импортировать и экспортировать сырье и полуфабрикаты в большом количестве, относительно дешево и с большой эффективностью.

Базовую металлургическую и металлообрабатывающую промышленность Нидерландов можно классифицировать по общепринятой схеме на сектора черных и цветных металлов.

2.2.3.1     СЕКТОР ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

Сектор черных металлов является доминирующим в металлоиндустрии Нидерландов. В нем занято две трети от общего числа работников базовой металлургической и металлообрабатывающей промышленности.

Самым крупным предприятием сектора и отрасли в целом является концерн "Хооговенс" с общим числом сотрудников около 27 тыс. чел., из числа которых 60% заняты в производстве стали. На сталь приходится половина оборота компании. Постоянное наращивание объемов производства - одна из наиболее характерных черт концерна. "Хооговенс" имеет тесные связи с зарубежными компаниями. Так, например, в сотрудничестве с "Бритиш Стил" "Хооговенс" разработал восстанавливаемую сталь для производства консервных банок, покрытую уникальным антикоррозийным защитным покрытием. При тесном взаимодействии концерна с французскими автомобилестроителями и голландскими производителями автомобилей осуществляется выпуск долговечных труб для автомобильных глушителей из нержавеющей стали.

2.2.3.2     СЕКТОР ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Ведущее место в секторе занимают компании, производящие и обрабатывающие алюминий, представленные на рынке Нидерландов как крупными алюминиевыми предприятиями, так и небольшими специализированными фирмами. В небольших объемах производится и ряд других цветных металлов.

Как и в черной металлургии, здесь доминирует концерн "Хооговенс", на который приходится практически все реальное производство этого металла в Голландии. В алюминиевом подразделении концерна занято около 7 тыс. человек, т.е. 24% всех работников. Предприятия концерна производят почти все виды алюминия: первичный, листовой, в рулонах, прокат различных конфигураций, литье и провод.

2.2.4     МАШИНОСТРОЕНИЕ

Машиностроение является крупной высокоразвитой отраслью голландской индустрии. Она включает около 1400 фирм с общей численностью персонала свыше 88 тыс. человек. Нидерланды производят сравнительно малое количество тяжелых машин и оборудования, и большинство фирм отрасли относятся к секторам среднего и легкого машиностроения.

Голландские машиностроительные предприятия выпускают транспортные и строительные машины, сельскохозяйственную технику, подъемное оборудование, паровые котлы, компоненты приводов, гидравлические и пневматические механизмы и т.д. Нидерланды завоевали высокую международную репутацию в изготовлении машин для окончательной обработки текстиля и высококачественной печати, оборудования для нефтехимии, работ на шельфе, производства бумаги и картона, а также для пищевой промышленности.

2.3     АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС НИДЕРЛАНДОВ

2.3.1     ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЙ

Сельское хозяйство Нидерландов - высокопродуктивное, с ярко выраженной экспортной ориентацией. Из Голландии поставляется за рубеж 60% производимой в стране аграрной продукции, что составляет 24% стоимости всего нидерландского экспорта. Важными причинами большого зарубежного спроса являются высокое и стабильное качество продукции и прочная рыночная организация.

По темпам роста объема сельскохозяйственного производства Голландия занимает первое место среди развитых стран. На гектар сельхозугодий производится продукции в 3 раза больше в стоимостном выражении, чем в среднем по странам ЕС.

Характерной чертой сельского хозяйства Нидерландов является его интенсивность. Количество продукции растет, в то время как процент населения, занятого в аграрном секторе, а также площади сельскохозяйственных земель постепенно уменьшаются. Хотя они пока еще занимают около 50% территории страны.


Таблица 2.5

Основные показатели аграрного сектора


ПОКАЗАТЕЛИ

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Число фермерских хозяйств, тыс. ед.

136

125

120

116

Площади сельскохозяйственных угодий, млн. га

2,0

2,0

2,0

2,0

   В том числе:





     луга и пастбища, млн. га

1,2

1,1

1,1

1,1

     пахотные земли, млн. га

0.7

0,8

0,8

0,8

     сады и огороды, млн. га

0,1

0,1

0.1

0,1

     земли под паром, тыс. га

5

6

11

14

Животноводство

Крупный рогатый скот, тыс.

5,2

4,9

4,8

4,7

Свиньи, тыс.

12,4

13,9

15,0

14,6

Овцы, тыс.

0,8

1,7

1,9

1,8

Козы, тыс.

90

93

96

92

Куры, млн.

12

61

57

64

Производство продукции, тыс. т

Молоко

12,5

11,3

11,0

10,9

Масло

0.2

0,2

0,1

0,1

Сыр

0,5

0,6

0,6

0,6

Зерно

1,1

1,4

1,4

1.3

Картофель

4,7

4,7

5,1

4,7

Сахарная свекла

6,3

8,6

7,5

6,1

Объем продаж на аукционах, млн. гульд.

Овощи

2,7

3,2

3,0

2,9

Фрукты

0,4

0,5

0,5

0,5

Срезанные цветы

2,5

3,3

3,7

3,9

Многолетние растения

0,8

1,2

1,3

1,4

2.3.2     ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Пищевая промышленность является ведущей отраслью нидерландской экономики, на ее долю приходится 28% всего промышленного товарооборота страны. Целесообразное использование имеющейся инфраструктуры и международный опыт позволили нидерландским производителям быстро и эффективно обслуживать весь рынок ЕС.

Разнообразие и качество продукции за недавние годы значительно возросло. В Нидерландах эта тенденция вызвала переключение от продуктовой на рыночную ориентацию. Это, однако, представляет собой коренное изменение, требующее крупных инвестиции в изучение рынка, разработку изделий и маркетинг. Различные отрасли нидерландской пищевой промышленности, такие как молочная промышленность и переработка мяса, уже приспособились к этой новой ситуации и расширили свой ассортимент за счет диверсификации и выпуска новых высококачественных продуктов.

2.4     ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НИДЕРЛАНДОВ

2.4.1     ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Нидерланды имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной системе Западной Европы. Ведущие места по грузообороту занимают водный и автомобильный транспорт.

Морской флот  имеет общий тоннаж 4,5 млн. брутто регистровых тонн. Из них к портам Нидерландов приписаны суда общим тоннажем 3,7 млн. б.р.т. Часть флота приписана к портам Кюрасао, Арубы и др. Голландия занимает 25-е место среди морских держав мира.

В Нидерландах широко развито портовое хозяйство: многопрофильный порт-гигант в Роттердаме, который удерживает первое место в мире по грузообороту, крупный порт в Амстердаме, специализированные порты во Флиссингене, Тернеузене и Делфзайле.

Роттердам является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для грузов, следующих практически во все регионы мира.

Голландский флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе. Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из Роттердама, используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно из порта Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов.

Автомобильные перевозки грузов - основное средство осуществления транспортных связей в Европе. Таким путем доставляется 80% всех грузов, перемещаемых внутри континента. Нидерланды располагают развитой сетью современных автомобильных магистралей. Около трети всех грузовиков, пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным компаниям. Тарифы на перевозку в Нидерландах одни из низких в Западной Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства государства.

Нидерландские железные дороги играют небольшую роль в грузовых перевозках. Причем в последние годы наблюдается сокращение объемов перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16 млн. т в 1993 г. Наоборот, перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350 млн. чел. против 256 млн. чел. в 1990 г.

Впрочем, ряд прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых путях, прежде всего за счет увеличения перевозок контейнерных грузов и расширения транспортных операций в комбинации "трак/железная дорога". По самым оптимистичным прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65 млн. т к 2010 году. Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие инвестиции. Например, в создание новой железнодорожной линии, соединяющей порт Роттердама с внутренними районами Германии, планируемый общий объем капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность нидерландских железных дорог приближается к 3 тыс. км, из которых около 2 тыс. км электрифицированы. Готовится строительство новой сверхскоростной пассажирской магистрали (скорость поездов 300 км в час), которая свяжет Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и Лондоном.

Гражданская авиация Нидерландов располагает 600 самолетами.

Аэропорт Схипхол, расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из современных модернизированных европейских портов, занимает 4-е место после Франкфурта, Парижа и Лондона. Ежегодно через Схипхол перевозится около 700 тыс. т грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных портов по этому показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20-миллионный рубеж (при полной пропускной способности в 27 млн. пассажиров). В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется реконструкция и техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20 аэропортов, в том числе 12 с международными линиями. Национальная авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира.


Таблица 2.6

Объемы перевозок по видам транспорта


BИДЫ ТPAHCПOРTA

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Морские перевозки, млн. т

328

373

365

380

Перевозки по внутренним водам, млн. т

224

254

225

220

Железнодорожные перевозки, млн. т

20

18

17

16

Автодорожные перевозки, млн. т

429

511

536

540

Трубопроводный транспорт, млн. т

35

41

47

47

Авиаперевозки - а/п Схипхол, тыс. т

436

604

774

850

Перевозки пассажиров, млн. чел.:





   железнодорожный

206

256

333

330

   авиационный - а/п Схипхол

11,8

16,6

20,8

23,3

3.     Список используемой литературы:


1.    Царегородцев А. Н. и соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995.

2.    Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988.

3.    Страны мира: справочник, Политиздат, Москва 1991.

4.    Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO.



Страницы: 1, 2, 3