рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Нефтяная промышленность России и её роль на мировом рынке сырья рефераты

Третья нефтяная база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго - Уральского нефтегазоносного района. Вместе с остальными Тимано-Печорская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской Федерации (Западная Сибирь и Уралоповолжье - 94%). Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Верхнегруеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано - Печорский район, как Волгоградская и Саратовская области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти. Сегодня  различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов с целью извлечь 730 млн. тонн нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации. Ведутся совместные разработки месторождений. Например, СП "Полярное сияние" с участием американской компании "Конако", которое разрабатывает Ардалинское месторождение с запасами нефти более 16 миллионов тонн. В проект инвестировано 375 миллионов долларов, из которых 80 миллионов получили 160 российских компаний - поставщиков и подрядчиков. 71 процент всех доходов "Полярного сияния" остается в России, что делает контракт выгодным не только для иностранцев, но и для жителей Ненецкого автономного округа, получивших дополнительные рабочие места, и в целом всей Российской Федерации.

Теперь, обобщив сказанное в данной главе, выделим главную особенность, проблему размещения нефтедобывающей промышленности России. Частично она уже была рассмотрена - это сверхвысокая концентрация нефтедобычи в ведущей нефтяной базе. Она имеет как раз преимущество для организации самой структуры промышленности, так создает целый комплекс проблем, среди которых, например, сложная экологическая обстановка в регионе. Особенно выделяется из них проблема дальней и сверхдальней транспортировки нефти и попутного газа, обусловленная объективной необходимостью в перевозке сырья от главного поставщика, восточных районов Российской Федерации, к главному потребителю - западной ее части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Транспортировка нефти трубопроводами

3.1. Характеристики и преимущества

Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому нефтеперерабатывающие заводы - основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Скорость движения нефти - 10-12 км/ч. Стандартный диаметр - 12 тыс.мм. Производительность в год - 90 млн. тонн нефти. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке).

Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года.

3.2. Развитие и размещение главных нефтепроводов

Первый нефтепровод длиной в 6 км был сооружен в США в 1865 году. Нефтепроводы большей длины начали строить в 1875году. Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой в то время в мире по протяженности магистральный трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день.

Развитие нефтепроводного транспорта в Союзе было связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирии, Татарии и Куйбышевской области. К 1941 году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7,9 млн. тонн. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяженность магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275  тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом "Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем западными районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время.

С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены следующие нефтепроводы: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод "Дружба".

Характерной особенностью развития нефтепроводного транспорта России является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой рентабельностью.

Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. Например, во время благоприятной ситуации в отрасли с 1940 по 1980 годы протяженность нефтепроводов увеличилась с 4 до 69,7 тыс. км, а грузооборот - с 4 до 1197 млрд. км, т.е. на 29825%.

Так, в прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов:

1) на запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Куйбышев - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белоруссию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением Горький - Ярославль - Кириши;

2) на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

3) на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты).

Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление.

Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:

1) на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк;

2) на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент;

3) на восток - Александровское - Анжеро - Судженск.

Для транспортировки нефти на запад используются, кроме того, трубопроводы Волго - Уральского района восточного направления.

Из трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак - Самара; Ухта - Ярославль (Тимано - Печерская нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск-на-Амуре (Сахалин).

За границу нефть экспортируется также при помощи трубопроводов (например, "Дружба"). Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т, нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена нефти на мировом рынке - приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть экспорта сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан вместе более 90%).

Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в основном выгоден, однако есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны ближнего зарубежья.

В самой же России в будущем предусмотрено создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако сейчас трубопроводный транспорт переживает тяжелые времена в связи с общим спадом в нефтяной промышленности.





















Рис 1.  Схема нефтепроводов ОАО «Черномортранснефть».

Глава 4. Роль экологического фактора для нефтяной промышленности

   Значение нефти как источника энергии и сырья для нефтехимической промышленности возрастает, в связи с чем ежегодно увеличиваются объемы танкерных перевозок, строятся новые магистральные подводные и подземные нефтепроводы. В то же время нефтяная индустрия по инерции продолжает развиваться по принципу «максимальной эксплуатации» природных ресурсов. Огромная по масштабам техносфера, созданная людьми в качестве второй природы, отрицательно воздействует на климат планеты, недра земли, гидросферу.  Потребление нефти на планете, осуществляемое в огромных количествах и с огромными скоростями, значительно опережает скорость и количество образования ее в недрах. Экологическая опасность в регионах нефтехимии нарастает в связи с применением высоких давлений, температур, скоростей, новых, в том числе незамкнутых, технологий переработки нефти. Подсчитано, что только в процессе переработки и транспортировки нефти теряется более 10% добываемого сырья. В результате нарушений технологических режимов, аварий и катастроф происходит загрязнение суши, водоемов и даже необитаемых ледяных массивов Арктики и Антарктики нефтью и нефтепродуктами.  В настоящий момент вопросы, связанные с экологией нефтедобычи и нефтепереработки, требуют государственного регулирования. Под государственным регулированием нефтедобычи подразумевается проведение федеральной и региональной политики, направленной на формирование таких условий экологически эффективного природопользования, при которых собственные интересы производителя побуждали бы его действовать в интересах государства и устойчивого развития общества. Безусловно, в быстро меняющихся условиях современной экономики нельзя раз и навсегда найти решение, удовлетворяющее интересы всех субъектов недропользования, но можно постоянно поддерживать между ними некоторое динамическое равновесие отрасли, то есть такое развитие нефтедобычи, которое «Удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Существует два основных направления природоохранной деятельности:

 1)очистка вредных выбросов предприятий. Этот путь малоэффективен, так как, следуя ему, далеко не всегда удается прекратить поступление вредных веществ в биосферу;

2)устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства.

Этот путь наиболее эффективен и экономичен. Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо совместить процесс очистки с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым. Органы власти экономически воздействуют на предприятия через платежи за загрязнение, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др., направляя тем самым их экологическое финансирование в нужное русло.

   На основании изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составлен перечень мероприятий природоохранной деятельности на предприятиях нефтедобычи. К ним относятся:

• организационные мероприятия по созданию системы охраны окружающей среды;

• экологическая экспертиза с составлением экологического паспорта;

• мероприятия по профилактике аварийных выбросов;

• мероприятия по охране водных объектов, земель и воздуха;

• повышение эффективности и мощности очистных сооружений;

• экологический мониторинг.

   Для практического осуществления эффективной экологической политики в нефтедобывающем производстве важно создание экономического механизма экологически устойчивого развития предприятий отрасли, новыми чертами которого являются:

• совершенствование экономических показателей природоохранной деятельности для формирования системы экономических воздействий на экологию производства;

• создание эколого-экономического механизма инновационной деятельности для стимулирования развития рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования; 

• учет факторов приемлемого экологического риска.

   Необходимо учитывать и еще один момент. В мировых запасах горючих ископаемых нефть составляет 10%, а уголь - 70%, в то время как их потребление, наоборот, составляет 70% нефти и 10% угля. За сутки потребляется столько топлива, сколько природа может синтезировать за тысячелетие. Вот почему необходимо не только оценивать экологические последствия загрязнения окружающей среды нефтяной промышленностью, но и проводить экономический анализ экономичности использования нефтяного сырья.  В настоящий момент наблюдается постоянный рост затрат на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также расходов, связанных с совершенствованием хозяйственного и правового механизма охраны окружающей среды. Однако в теории и практике охраны окружающей среды до сих пор нет единого мнения по поводу ответов по крайней мере на три следующих вопроса, связанных с оценкой природоохранительных затрат: что относить к таким затратам; как считать такие затраты; кто должен платить. Необходимо найти единое решение и выработать общие стандарты, что даст возможность повысить эффективность экологической политики всех стран.     Надо также отметить, что успешное решение задач по охране окружающей среды зависит от наличия и состояния методологической базы для определения последствий загрязнения окружающей среды и их экономической оценки. Размеры платежей и выплат, системы компенсаций и штрафов, средства экологических фондов и направления их использования, система экологического страхования - все эти показатели определяются исходя из экономических оценок тех или иных отрицательных последствий или изменений в окружающей среде, вызванных се загрязнением.

 




















Глава 5. Роль российской нефти на мировом рынке сырья

«Нефть - кровь российской экономики» .Экспорт нефти играет важнейшую роль в развитии экономики России, а в недалеком прошлом во многом определял возможности экономического развития бывшего Советского Союза. В условиях новой геополитической ситуации значительно сократился экспорт российской нефти в страны ближнего зарубежья. Если в 1992 г. поставки нефти из России в страны СНГ и Прибалтики составили 72 млн т, то в 1998 г. они сократились до 21,9 млн т. Снижение в 1992-1998 гг. экспорта нефти в ближнее зарубежье сопровождалось его ростом в дальнее зарубежье (главным образом, в промышленно развитые страны Европы) с 66 млн т в 1992 г. до 117 млн т в 1998 г.Такой резкий рост объясняется, главным образом, стремлением экспортеров компенсировать потери от обвала мировых цен за счет товарооборота. Сыграли свою роль и обязательства в рамках программы "экспорт за долги". Нефтяная промышленность России в последние годы переживает глубокий спад. Добыча нефти и газового конденсата сократилась по сравнению с 1990 г. более чем на 40%. При этом отрасль продолжает обеспечивать как внутренние потребности страны, так и экспорт. Несмотря на современное кризисное состояние нефтяной промышленности, Россия остается одним из крупнейших в мире производителей, потребителей и экспортеров нефти и продолжает сохранять важные позиции на мировом рынке, занимая третье место в мире по добыче нефти. Для России, как и для большинства стран-экспортеров, нефть - один из важнейших источников валютных поступлений. Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке страны составляет около 27%. На экспорт поставляются 2/5 добываемой в стране нефти и 1/3 от производимых нефтепродуктов. На долю крупных нефтяных компаний приходится около 80% добычи нефти в стране, а доля экспорта в 1998 г. возросла до 34,1%. В 1998 г. по сравнению с 1997 г. доля экспорта совместных предприятий сократилась с 57,2 до 48,7%.Нефтяная отрасль прошла более глубокую либерализацию и коммерциализацию, чем другие отрасли энергетического сектора экономики. Произошло разрушение командной, централизованной структуры, осуществлена демонополизация, появились новые производственные и сбытовые единицы, вертикально интегрированные компании, расширилась деятельность совместных предприятий, образовался внутренний рынок нефти. За период реформ проведена широкомасштабная либерализация внешнеэкономической деятельности. Установлен новый порядок экспорта нефти и нефтепродуктов, в том числе отменены квоты и лицензии, ликвидирован институт спец экспортеров, пересмотрены условия использования системы экспортных трубопроводов. Таким образом, сделаны дополнительные шаги к переходу на чисто экономические методы регулирования экспорта.

Основная проблема нефтяной промышленности заключается в отсутствии инвестиций. Она еще больше углубилась в результате падения мировых цен на нефть в 1997-1998 гг. и обострения финансово-экономической ситуации в мире и особенно в Юго-Восточной Азии. Начиная с 1997 г. нефтяным компаниям приходилось брать кредиты, в том числе в иностранных банках, для расчетов с бюджетом, а не для того, чтобы разрабатывать новые месторождения. В настоящее время полученные ранее нефтяными компаниями кредиты практически уже использованы, и при отсутствии ресурсов для капитальных вложений в нефтяной комплекс отрасль вряд ли сможет компенсировать падение добычи в связи с истощением месторождений.

Другой проблемой нефтяников является перегруженность отрасли налогами, забирающими более 50% выручки (в западных странах объем налогообложения 28-30%). Система налогообложения фактически не реагирует на изменение рыночных условий. Нефтяники сейчас являются крупнейшими заемщиками, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, так как при отсутствии прибыли и даже убыточности экспорта из-за падения цен налоги фактически не уменьшились, что не дает возможности финансировать производство. В целом потребности российского ТЭК в инвестициях на период до 2010 г. оцениваются в 180-210 млрд. долларов. В связи с этим приоритетной задачей является создание стимулирующих условий для роста экспорта нефти и нефтепродуктов как одного из важнейших источников поступления валюты, установление реального курса рубля, снижение налоговой нагрузки, транспортных тарифов, различных таможенных сборов, обеспечение доступных кредитов. Согласно "Энергетической стратегии России до 2010 г." предполагается, что добыча нефти (включая газовый конденсат) будет осуществляться в соответствии с минимальным и максимальным сценариями развития энергетики на уровне 270-310 млн. т в год. Рассматривая перспективы за пределами 2010 г., следует отметить, что стратегия в этой области не может ориентироваться только на сохранение роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика углеводородного сырья - необходимо создать такие условия, чтобы в экспорте возросла доля готовой продукции и продукции машиностроения.

Страницы: 1, 2, 3