рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Национальный вопрос и национальная политика современного Китая рефераты


2. ВНУТРЕННЯЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР


Национальная политика Китая складывалась на протяжении веков. Уже со времён династий Цинь (221-207гг. до н.э.) и Хань (206г. до н.э. – 220г. н.э.) Китай стал последовательно проводить политику присоединения территорий, населенных некитайскими народами. Для этого Китайское государство применяло гибкие методы, основанные на глубоком понимании различия в образе жизни и уровне экономического развития ханьцев и их соседей. В Ханьское время возникла политическая практика слабого руководства варварами, для которых были разработаны особые принципы политического, административного и правового регулирования. Государственная доктрина Китая провозглашала, что благотворное влияние китайского монарха испытывают не только ханьцы, но и дальние народы, которые сами покоряются и прибывают ко двору с данью. Поэтому все народы и племена, находившиеся в разной степени удаленности от Китая, рассматривались как реальные, либо потенциальные вассалы Китайского государства. Шаги, направленные на включение новых земель, официальная идеология объясняла либо помощью этническим перифериям, либо необходимостью наказания за нарушение вассальных обязанностей. При династии Тан (618-907гг.) в китайскую политическую доктрину впервые была включена идея полиэтнического, многонационального государства, в котором проживали и ханьцы, и «варвары». Эта исторически сложившаяся практика управления неханьскими народами плавно вписалась и в национальную политику правительства КНР, хотя на официальном уровне КПК, руководствуясь опытом Советского Союза, определила следующие принципы партийного курса в отношении малочисленных народов: равенство всех национальностей; развитие экономики и культуры национальных районов; повышение уровня образования и подготовки национальных кадров; уважение и сохранение традиций, обычаев и верований малочисленных народов, сохранение языка. Конечно, официальное провозглашение этих принципов было достаточно прогрессивным шагом, однако сущностная составляющая национальной концепции осталась прежней – убедить общественное мнение, что Китай – исторический преемник Срединного государства, исторически складывался как единое многонациональное государство, а китайская нация – это суперэтнос. К тому же, как выяснилось в последствии, фактическое неравенство неханьских национальностей, их значительная социально-культурная и экономическая отсталость в реальности не позволяли в полной мере реализовать принципы политического равноправия, наделения их равными с ханьцами правами и свободами.

Задача определения национального состава населения встала перед китайскими учёными с первых же дней образования КНР. Сразу же без каких-либо трудностей и сомнений было зафиксировано наличие 38 национальностей. Но вскоре по данным переписи населения в 1953 году в КНР заявили о себе свыше 400 различных этнических групп[15, с.458]. Были проведены широкомасштабные научные исследования неханьских национальностей, был собран и обработан уникальный материал. В итоге к началу 60-х годов утвердили ещё 16 национальностей. В 1979 г. к этому официальному списку национальностей добавили ещё одну – цзино – национальностей стало 55, и официальный список больше не изменялся[14, с. 149]. Но остаются ещё и прочие национальности – вопрос об их идентификации ещё не решён. В эту группу, прежде всего, входят различные малочисленные народности материкового Китая. Жители Тайваня, Гонконга, Макао также в официальной классификации меньшинств отдельно не выделяются как этносы, и её не признают.

К моменту провозглашения КНР доля неханьского населения составляла примерно 47 млн. человек. В такой ситуации КПК приступила к решению национального вопроса. Процесс формирования китайской национальной политики прошёл сложный, и для неханьских национальностей во многом трагичный путь. Обычно исследователи выделяют три главных этапа: [15, с.459]

1).Период становления основ национальной политики – 1949 до 1957 года; 2).Период деструкции - с 1957 до 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978г.; 3).Период конструктивного строительства в национальных районах, начавшийся на пороге 80-х годов и продолжающийся в настоящее время.

Уже во второй половине 50-х годов КПК заговорила о постепенном сужении рамок национального вопроса в КНР. Это стало следствием его трактовки как части китайской революции. Революция, как считалось в то время, уже подвела страну к рубежам коммунизма, а раз так, значит, и национальный вопрос стал терять своё значение. Ослабление внимания КПК к национальному вопросу стало серьёзным просчётом. Последующие годы были ещё менее благоприятными. В период «культурной революции» в КНР официально отрицалось «существование при социализме наций и национального вопроса».

Долгое время положение национальных меньшинств в Китае было бедственным.

Господство феодальных отношений, отсталость орудий производства и безземелье обуславливали крайне низкий уровень жизни. Эксплуатация со стороны местных властей усугублялась грабительской политикой правительства, рассматривавшей территории, населенные национальными меньшинствами, как источники дешевого сырья. Проводилась не только политика экономического ограбления населения национальных окраин, но и всячески подавлялась национальная культура, язык и традиции национальных меньшинств. Лишь в конце 70-х годов, когда произошло резкое ухудшение национальной ситуации, рост напряжённости в национальных отношениях, участились вспышки инцидентов на этнической почве, значимость проблемы привлекла к себе внимание руководства КПК. В 1982 г. XII Всекитайский съезд КПК впервые в истории партии дал оценку национального вопроса в Китае как проблемы чрезвычайной государственной важности. Сегодня позиция КПК в отношении оценки значимости национального вопроса коренным образом отличается от её первоначальной точки зрения на данную проблему. Новый подход поднял значимость национального вопроса. Действительно, не определив места и роли национального вопроса в стране, трудно строить достаточно обоснованную и эффективную национальную политику, которая жизненно важна для современного государства. Новая оценка помогла в 80-е годы изживанию нигилистического отношения к этой важной проблеме как внутри КПК, так и в стране в целом. Во многом благодаря усилиям Дэн Сяопина КНР вышла на путь конструктивного решения национального вопроса, при этом была сформирована целостная теория с учётом китайской специфики. Национальный вопрос получил чрезвычайно высокий статус – стратегически важной проблемы. Это способствовало активизации национальной политики, осуществляемой в КНР, а также развёртыванию в Китае теоретической работы в данной области. Сегодня основные направления национальной политики КПК – это проблемы сплочённости, национального равенства и благосостояния национальностей.


2.1. Политика национальной автономии в КНР


До 1949 года и КПК, и Гоминьдан поддерживали принцип федеративности и национального самоопределения, даже признавали право неханьцев на выход из состава Китая. Однако после образования КНР партия отказалась от этого, чтобы обеспечить территориальную целостность страны. В качестве основы решения национального вопроса была принята районная национальная автономия, исключавшая выход какой-либо нации из состава Китая. При этом под районной национальной автономией подразумевается осуществление районной автономии в местах компактного проживания представителей нацменьшинств под единым руководством государства, учреждаются органы самоуправления.

Первым из автономных регионов в 1947 г. стала Внутренняя Монголия (столица – Хух-Хото). После провозглашения КНР китайское правительство приступило к введению национальной районной автономии во всех местах компактного проживания нацменьшинств. Широкая автономизация началась с 1950 года, но большинство автономий были мелкими – в масштабах волости и внутриуездного района. В 1952 году был принят первый нормативный акт, регламентирующий политику районной национальной автономии – «Основные принципы осуществления районной национальной автономии в КНР». Конституция 1954 года ограничила статус автономий тремя ступенями, компактно проживающие национальные меньшинства (например, уйгуры, тибетцы, чжуаны, хуэй, маньчжуры, монголы) могут создавать три вида автономных образований: автономную область, автономный округ, автономный уезд. Автономные районы ниже уезда были упразднены. Такая система деления существует и сегодня. В целом страна разделена на провинции, национальные автономные районы и города центрального подчинения. Провинции и автономные районы разделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уезды разделены на волости, национальные волости, а также посёлки и села. Согласно положениям Конституции, государство при необходимости может учреждать особые административные районы. С целью повышения эффективности административной работы, развития экономики и содействия сплоченности нации, правительство может регулировать или изменять административные границы автономных районов. В октябре 1955 г. был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район (столица – Урумчи); в марте 1958 г. - Гуанси-Чжуанский автономный район (столица - Наньнин); в октябре 1958 г. - Нинся-Хуэйский автономный район (столица - Иньчуань); в сентябре 1965 г. - Тибетский автономный район (столица - Лхаса). На конец 2003 г. в Китае были созданы 155 административных единиц национальной автономии, в том числе 5 автономных районов, 30 автономных округов и 120 автономных уездов (хошунов). По данным 5-й Всекитайской переписи населения в 2000 г. 44 из 55 нацменьшинств образовали свои национально-территориальные автономии, в них проживает 75% представителей нацменьшинств Китая.

С самого начала районная автономия КНР имела чисто административные рамки –автономии не имели и не имеют статуса государственности, все вопросы решаются и контролируются центром. Районы национальной автономии рассматриваются как неотъемлемая часть унитарного государства. Органы автономных образований осуществляют обычные функции местных органов власти соответствующего уровня и вместе с тем являются органами самоуправления данного автономного образования. Китайская система управления носит жесткий, централизованный и бюрократический характер. В рамках общих установок, диктуемых сверху, власти автономий пользуются определенной свободой выбора способов реализации этих установок, ориентируясь на имеющиеся ресурсы и национально-территориальные традиции. Система в целом очень негибкая и малоэффективная.

Естественно, что #"_Toc200625183">2.2 Экономическая составляющая национальной политики


Экономическое развитие современного Китая имеет определённую специфику. В конце 70-х годов, когда Китай только начал проводить реформирование экономики на основе рыночных принципов, Дэн Сяопин провозгласил, что сначала нужно добиться, чтобы зажиточной стала часть населения страны и некоторые регионы, а затем ускорить развитие остальных регионов, чтобы весь народ смог повысить свой жизненный уровень. Дэн Сяопин имел в виду, что по мере приоритетного развития части регионов, они будут в состоянии помогать другим регионам, станут локомотивом в их развитии. При этом он не раз подчеркивал, что в Китае нельзя допускать появления социальной поляризации. Хотя неравенство способствует пробуждению предпринимательской активности, но нельзя раскалывать страну на две части, когда меньшинство богатеет, а большинство бедствует. В результате реформ за 20 лет Китай превратился в великую экономическую державу. При этом не было ни шоковой терапии, ни всеобщей приватизации. Формирование частного сектора происходило постепенно на основе кооперативов, на основе коллективных хозяйств. Поэтапно, в 90-е годы страна перешла к акционированию государственных предприятий. Сегодня этот процесс еще не завершен. Параллельно с обеспечением роста экономики в Китае смогли добиться быстрого подъема жизненного уровня.

Тем не менее, в стране существует целый ряд острых социальных проблем, обусловленных тем, что Китай – перенаселенная страна, в которой около 750-800 млн. человек живет в деревне. Площадь пахотных земель все время сокращается. Идет выживание крестьян с земли, которую забирают под промышленное, коммерческое, дорожное строительство. В деревне происходит имущественное расслоение. Значительная часть крестьян не смогла адаптироваться к новым условиям хозяйствования и была вынуждена искать работу в городах, соглашаться на неквалифицированный низкооплачиваемый труд. Крупным капиталистам, которые успешно ведут свое дело и находятся в ладу с законом, в Китае создаются нормальные условия для работы. Более того, сегодня некоторые представители этой разбогатевшей прослойки допущены в состав партии. Это делается для того, чтобы показать, что капиталисты являются составной частью китайской нации. Для них даже придумано особое определение – «социалистические труженики», которые тоже вносят свой вклад в дело построение социалистического будущего Китая. По мере втягивания Китая в систему международного разделения труда возникает необходимость повышения конкурентоспособности предприятий. Это заставляет проводить ускоренное акционирование. А повышение эффективности производства вынуждает избавляться от излишней рабочей силы. Отсюда – проблема безработицы, ее тоже нужно решать. С другой стороны, остро стоит проблема аграрной перенаселенности страны. Правительство усиленно проводит курс на урбанизацию. Но проблемы нехватки природных ресурсов и низкий образовательный потенциал общества тормозят проведение реформ. Китай прилагает колоссальные усилия, чтобы сделать свою экономику инновационной. Во все партийные программы и государственные планы вписано, что не только экономика должна стать инновационной, но и все общество должно быть инновационного типа. Это – современная стратегия развития государства. И для этого делается все, что можно. Учитывая, что Китай сейчас очень быстро развивается, в стране накоплен внушительный золотовалютный резерв, достигнуто огромное положительное сальдо во внешней торговле, есть средства для того, чтобы придавать своей экономике инновационный характер, развивать научные исследования. В сегодняшнем Китае тратятся колоссальные деньги на развитие науки, технологий, на обучение, в том числе и за рубежом. Стратегия развития Китая опирается на финансовую, экономическую и государственную мощь, которая позволяет концентрировать все ресурсы для достижения поставленной цели.

Ускоренное экономическое развитие национальных районов в этом контексте приобретает важнейшее стратегическое значение. Органы самоуправления автономий на основе государственных планов самостоятельно организуют и ведут экономическое строительство, с учетом местных особенностей и потребностей разрабатывают курс, политические установки и планы экономического строительства, упорядочивают систему общественных отношений, обеспечивают рациональное использование и охрану природы, пользуются преимуществами в разработке и использовании местных природных ресурсов. Органы самоуправления автономий самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами, причем статьи финансовых поступлений и расходов для автономий определяются Государственным Советом по принципу установления для них преимуществ. В Китае действует специальная система низкопроцентных займов для национальных районов. Они также пользуются льготами при составлении бюджетов. Из статей расходов финансового бюджета районов национальной автономии выделяется маневренный денежный фонд, доля резервных денежных средств в местном бюджете превышает аналогичный показатель в бюджете обычных районов. Выполняя финансовый бюджет, органы самоуправления могут сами распоряжаться доходами сверх сметы, а также остатками от сметы расходов. В то же время, при исполнении налогового законодательства, помимо тех статей доходов, которые по единому утверждению государства частично или полностью освобождены от налогового обложения, также частично или полностью освобождаются от налогов местные финансовые доходы в тех сферах, развитие которых следует особо поддерживать и поощрять. Органы самоуправления в районах получают субсидии на нужды образования, строительство в районе границы, помощь отсталым районам, помощь в борьбе против бедности. Органы самоуправления районов национальной автономии могут заниматься внешнеэкономической деятельностью, могут с разрешения Госсовета открывать внешнеторговые контрольно-пропускные пункты. Во внешней торгово-экономической деятельности они пользуются льготами, предусмотренными государственной политикой. Первоначально вышестоящие финансовые органы восполняли дефицит бюджета районов национальной автономии, так как их расходы превышали доходы, районы существовали за счет государственных дотаций. Сейчас основной акцент делается на помощи государства районам национальной автономии в виде финансовых трансфертов. Вместе с развитием национальной экономики и ростом финансовых поступлений, вышестоящие финансовые органы постепенно наращивают объемы финансовых трансфертов, предназначенных районам национальной автономии. Посредством обычных финансовых трансфертов, специальных финансовых трансфертов, финансовых трансфертов, предусмотренных политикой преференций в отношении национальностей, а также прочих форм, устанавливаемых государством, увеличивается вложение капиталов в районы национальной автономии с целью ускорения развития экономики и социального прогресса этих районов, постепенного сокращения разрыва с развитыми районами. Урегулированы важные вопросы инвестирования капиталов, банковской поддержки национальных районов и создания в них соответствующей инфраструктуры. При этом предусмотрено, что при инвестировании крупных проектов базовой инфраструктуры в районах национальной автономии, государство, учитывая различную обстановку в этих районах, либо избавляет их от привлечения собственных средств, либо существенно облегчает решение указанных задач путем капиталовложений или банковских кредитов.


2.3 Аспекты социальной политики


Идеология Китая формулирует социальную направленность государства. Китай объявил себя государством, выражающим интересы всего народа и служащим интересам народа, и многие исследователи отмечают, что это реально отражается в политике страны. В целом, китайская социальная политика едина, в отношении национальных меньшинств предпринимаются те же решения, проводятся те же меры, что и для основной части населения. При этом они даже пользуются льготами, имеют большие преимущества во многих сферах социальной политики ввиду своего особого положения.

Страницы: 1, 2, 3, 4