Мировой лесной рынок
США
являются заметным экспортером, но их значение в мировой торговле
пиломатериалами больше сказывается в качестве импортера. США ввозит более трети
объема мирового экспорта. Объемы импорта возросли в 1990-е годы по мере
сокращения отечественного производства. Почти вся продукция поступает из
Канады. Уже в 1995 году канадские пиломатериалы покрывали 36 % общего объема
потребления в США. Лесопильная промышленность США весьма озабочена сложившимся
положением и потребовала введения пошлины на ввозимые канадские пиломатериалы.
Переговоры привели к принятию соглашения, согласно которому доля Канады на
рынках США будет сокращена до 30 %. Экспорт продукции США направляется в Японию
и Канаду.
Импорт Японии увеличивался равномерно с 1980-х
годов. Выпуск продукции японских лесозаводов покрывает 70 % потребления, но эта
доля будет, вероятно, снижаться. Основная масса хвойных пиломатериалов (80 %)
поступает из Канады и США. Крупные партии хвойных пиломатериалов завозятся из
Новой Зеландии, Чили и России. В последние годы на японский рынок все прочнее
внедряются Швеция, Финляндия и Австрия. Основную часть пиломатериалов
лиственных пород Япония получает из Малайзии.
В Европе крупнейшими импортерами являются Англия, Германия, Италия и Голландия.
За ними идут Дания, Франция, Бельгия и Испания. На европейских рынках
пиломатериалов перечисленные страны называют "восьмеркой". Их общий
импорт покрывает почти 90 % европейского экспорта. По инициативе этих стран
ежегодно проводится конференция импортеров пиломатериалов хвойных пород (European Softwood Conference),
в которой участвуют также важнейшие экспортеры пиломатериалов хвойных пород.
Самая крупная торговля пиломатериалами хвойных пород
осуществляется между Канадой и США. В 1994 году Канада вывезла в США 37 млн. м3,
или почти весь объем импорта США. Вторым по величине потоком являются поставки
из Канады в Японию (5,4 млн. м3). Остальные значительные сделки
совершаются в Европе. Торговля пиломатериалами хвойных пород в Европе, объемы
потоков которой составляют более 0,5 млн. м3, показана на рисунке 7.
Крупнейшие в мире поставки пиломатериалов лиственных
пород осуществляет Малайзия, экспортирующая их в Таиланд (1,4 млн. м3),
Корею (0,7 млн. м3) и Японию (0,6 млн. м3). Также США
вывозит в Канаду около 0,8 млн. м3.
Рис. 7. Важнейшие потоки торговли пиломатериалами
хвойных пород в Европе в 1994 году (более 0,5 млн. м3)
В 1994 году в мире выпускалось около 142 млн.
м3 древесных плит, из которых 2/3 производилось в промышленно
развитых и 1/3 - в развивающихся странах. Соотношения объемов различных
продуктов показаны на рисунке 8.
Шпон и фанера изготавливаются из хвойных и лиственных
древесных пород. К стружечным плитам относится большая группа обычных
стружечных плит и структурно ориентированные плиты OSB (Oriented Strand Board).
Плиты с ориентированными волокнами отличаются от прочих стружечных плит прочностью.
К волокнистым плитам относятся пористые и твердые плиты мокрого прессования и
полутвердые сухого прессования плиты MDF (Medium Density Fiberboard).
В течение последних 30 лет производство древесных плит
расширялось быстрее, чем пиломатериалов. Если взять период с 1965 по 1990 год,
или до распада СССР, то выпуск пиломатериалов вырос примерно на 30 %, а
выпуск древесных плит - даже на 160 %. Пиломатериалы все шире замещаются
плитами во многих объектах применения (рис. 9).
Древесноволок-нистая плита 14%
|
Древесностружечная плита 37%
|
Рис.
8. Доля
различных типов древесных плит в мировом производстве в 1994 году (%)
Рис. 9. Мировое производство
древесных плит в период 1965-1994 гг. по континентам и прогноз потребления на
2010 год
Рост производства был относительно равномерным везде,
не считая спада в начале этого десятилетия на территории бывшего Советского
Союза. Заслуживает внимания тот факт, что производство росло быстрее всего в
Азии. Это связано с бурным подъемом выпуска шпона и фанеры прежде всего в Китае
и Индонезии.
Крупнейшими производителями древесных плит в мире были
США, Китай и Индонезия. Фанеры больше других производилось в США, Индонезии и
Японии. В сумме выпуск этих стран составляет 2/3 мирового производства фанеры.
Больше всего стружечных плит выпускалось в Германии и США. Китай является несомненным
лидером в выпуске шпона: более 60 % мирового объема шпона производится в
Китае. Крупнейшим производителем древесноволокнистых плит являются США (рис. 10).
В США
выпуск древесных плит в течение последних 20 лет был равномерным на уровне от
25 до 34 млн. м3 в год. Уже в 1972 году объем выпуска впервые
превысил 30 млн. м3. Доля фанеры составляет более половины.
Конкуренцию фанере хвойных пород на тех же рынках составляет относимая к стружечным
плитам и более дешевая плита OSB, доля которой, как ожидается, будет расти по
мере снижения доли фанеры хвойных пород.
Вхождение Китая в группу ведущих производителей
древесных плит произошло быстро, как и рост экономики Китая в целом. За десять
лет выпуск древесных плит увеличился почти в десять раз. За один только
1993-1994 год производство возросло до 7 млн. м3, что почти равно
величине годового выпуска плит в Японии. Рост объяснялся в значительной степени
сильным увеличением выпуска шпона.
Также быстро производство плит развивалось в
Индонезии. В начале 1980-х государство запретило вывоз из страны фанерного
сырья, и было налажено производство фанеры. Уровень 1980 года, составлявший 1
млн. м3, увеличился в десять раз и ныне Индонезия производит пятую
часть фанеры в мире. Страна располагает самыми богатыми лесными ресурсами в
Азии.
Рис. 10. Крупнейшие страны-производители древесных
плит в 1994 г.
В Германии выпуск древесных плит происходил довольно равномерно с начала 1970-х
годов. Германия известна прежде всего как производитель основных древесных
плит: там производится третья часть всего объема плит, выпускаемых в Европе.
Фанерная промышленность Японии пострадала сильнее всего в результате
прекращения вывоза сырья из Индонезии. Выпуск фанеры в стране сократился почти
наполовину от уровня лучших лет конца 1970-х. Производство стружечных и
волокнистых плит несколько возросло, но это не остановило общий спад
производства древесных плит.
Объем экспорта древесных плит составил в 1994
году 38 млн. м3. Почти половина объема приходилась на фанеру, и
более трети составляли стружечные плиты. Экспорт увеличивался равномерно
быстрее производства, и его доля значительно возросла с 1980-х годов. На
сегодняшний день она составляет 27 % от объема производства, тогда как в 1960-х
и 70-х годах экспорт составлял порядка 12-15%. Увеличение доли экспорта
объясняется главным образом ростом экспорта Индонезии и Канады. Крупнейшие
экспортеры и импортеры представлены на рис. 11.
На порядок больше других экспортирует древесных плит
Индонезия. Несмотря на большое население страны (180 млн.),
платежеспособные покупатели находятся за ее пределами, и до 80 % плит
отправляется на экспорт. Экспорт возрастал равномерно быстро. Еще в 1980 году
Индонезия была не заметна на мировых рынках, ее объем составлял около 0,2 млн.
м3.
Рис. 11. Крупнейшие экспортеры и импортеры древесных
плит.
В последующие годы ежегодное увеличение
объемов составляло от 0,5 до 1 млн. м3, т.е. каждый год увеличение
объемов соответствовало обычному объему экспорта древесных плит из Финляндии.
Вывозится преимущественно фанера и доля страны в мировом экспорте фанеры в
настоящее время составляет примерно половину. Главные торговые партнеры
находятся в Азии. На поставки фанеры в Японию, Китай и Южную Корею приходится
около 2/3 экспорта Индонезии.
Быстро расширяется вывоз из Канады. С начала
1980-х годов объем экспорта утроился. Подавляющую часть вывозимых плит
составляют плиты OSB, которые ФАО относит к группе древесностружечных. Их
производство наращивалось в последние годы частично за счет выпуска фанеры
хвойных пород. На основании сегодняшних инвестиций объемы производства и
экспорта плит в дальнейшем будут быстро расти. Плита OSB вывозится
преимущественно в США, но там свое, отечественное, производство переживает
бурный подъем, что заставляет в будущем искать новые рынки. Экспорт в Японию
был пока незначительным, но на расширяющихся рынках может найтись место и плите
OSB.
Малайзия уже с начала 1970-х годов вошла в группу значительных экспортеров
древесных плит. В 1990-х годах объем ее экспорта удвоился. Вывозится только
фанера, основная часть которой поставляется в Китай и Японию. Значительное
место в экспорте древесных плит принадлежит Бельгии, на долю которой
приходится четверть экспорта древесных плит в Европе. Много древесных плит
вывозится и из Германии, но она больше известна как страна,
импортирующая плиты.
В США экспорт
древесных плит возрастал равномерно с 1980-х годов. Попутно увеличивался и
импорт плит, превышающий экспорт. США вывозит больше всего фанеры хвойных пород
в Европу и Канаду и ввозит из Канады плиту OSB.
Ведущими импортерами фанеры в мире являются
Япония, Китай и Корея. Почти всю фанеру они получают из двух стран: Индонезии и
Малайзии. В Европе древесную плиту традиционно ввозят Германия, Великобритания
и Голландия. Они покупают все виды древесных плит из многочисленных источников.
Предметом широкой мировой торговли являются в
первую очередь стружечные плиты и фанера. Крупнейшие потоки древесных плит
составляют поставки плит OSB из Канады в США (3,3 млн. м3) и
стружечных плит из Германии е Бельгию
(0,5 млн. м3) и Австрию (0,5 млн. м3). Практически вся
крупная торговля фанерой осуществляется в Азии. На рисунке 12 показаны
важнейшие торговые потоки фанеры в мире.
Рис. 12. Важнейшие потоки мировой торговли фанерой в 1994 году
(млн. м3)
Общий выпуск бумаги и картона
в 1994 году составил около 270 млн. тонн. Распределение производства бумаги и
картона по ассортименту представлено на рисунке 13.
Типографская и писчая 31%
|
Упаковочная бумага/картон
44%
|
Рис. 13. Доля различных видов
бумажно-картонной продукции в мировом производстве бумаги в 1994 году (%)
Выпуск бумаги и картона в течение последних тридцати
лет постоянно увеличивался. Небольшой спад наблюдался в 1975 году в период
снижения конъюнктуры, вызванного энергетическим кризисом, и в 1982 году, но
общее направление было весьма прямолинейным. Выпуск бумаги и картона
увеличивался быстрее, чем производство древесной массы. Это объясняется
расширением применения различных наполнителей и покрытий. Прогнозы ФАО развития
потребления указывают на дальнейший равномерный рост производства (рис. 14).
Объемы прироста производства в Северной и Центральной
Америке и в Европе были почти одинаковыми. Благодаря бурному экономическому
развитию за последнее десятилетие Азия достигла европейского уровня
производства. Согласно прогнозам, потребление в Азии будет увеличиваться
быстрее, чем на других континентах, и в 2010 году обгонит уровень Северной и
Центральной Америки. Прирост объемов в Африке, Южной Америке и Океании был
небольшой по сравнению с другими континентами, хотя рост был относительно
более быстрым, чем в Европе и Америке. Прирост объемов на территории бывшего
СССР обернулся спадом в результате его распада. Крупнейшие производители
различных сортов бумаги и картона показаны на рисунке 15.
В США
выпуск бумаги и картона равномерно возрастал и на сегодня составляет 30 % от
мирового объема. Значительная часть продукции относится к группе "прочие
бумаги и картоны", которая включает, прежде всего, хозяйственные,
гигиенические, оберточные и упаковочные бумаги и картоны. США является также
крупнейшим производителем типографской и писчей бумаги.
Рис. 14. Мировое развитие производства бумаги и
картона по континентам в период 1965-1994 гг. и прогноз потребления на 2010 г.
В Японии, несмотря на некоторые спады, развитие производства также носит
равномерный характер. Китай
является заметным производителем бумаги и картона, но производство древесной
массы составляет лишь около 1,7 млн. т. Большая часть бумаги там
изготавливается на иной основе, не из древесного волокна. В 1994 году было
выпущено около 18 млн. тонн целлюлозы на недревесной основе, что составило 85
% мирового объема выпуска такой массы. Газетной бумаги больше всего
производится в Канаде.
В 1994 году было экспортировано около 73 млн.
т бумаги и картона, или 27 % от объема мирового выпуска. Увеличение экспорта
возрастает вслед за ростом производства и весьма равномерно опережает его по
темпам, не считая 1975 года. В экспорте доля газетной бумаги составляла 24 %,
типографской и писчей - 35 % и 41 % прочей бумаги и картона. Основные торговые
сделки совершаются между промышленно развитыми странами. Доля развивающихся
стран в экспорте составляет лишь 10 %.
В экспорте газетной бумаги с
большим отрывом лидирует Канада. Ее доля в мировом экспорте газетной
бумаги составляет более половины. Преобладающая часть бумаги поставляется в
США, хотя крупным покупателем является и Великобритания. Финляндия
лидирует в экспорте типографской и писчей бумаг и ее доля в мировом объеме экспорта
этой продукции составляет пятую часть.
Рис. 15. Крупнейшие страны-производители бумаги и
картона в 1994 году
Основная часть финской бумаги отправляется в
Центральную Европу. Швеция и США известны как значительные экспортеры
прочих бумаг и картонов, а именно: упаковочных, гигиенических и хозяйственных
бумаг. Подавляющая часть шведского экспорта направляется в Центральную Европу.
США больше всего вывозит продукции в Канаду, но также все больше в Азию,
особенно в Китай, Гонконг и Японию.
В импорте ведущие места занимают
западные промышленно развитые страны. США ввозит большую часть своего
импорта в виде газетной бумаги из Канады. США экспортирует главным образом
продукцию, относящуюся к категории "прочие бумаги и картон" и
импортирует газетную бумагу. Германия вывозит и ввозит почти равные
объемы различных сортов бумаги. Расположение страны в центре европейской
экономической зоны объясняет отчасти активность зарубежных сделок. Германия,
Великобритания и Франция получают значительную часть своего импорта из Северных
стран.
В связи с набирающим темпы прогрессом ФАО делает следующий прогноз
развития мирового лесного рынка
В глобальном масштабе в мире будет складываться ситуация превышения
предложения над спросом по многим видам продукции в целом и в частности
лесоматериалов:
1.
Перепроизводство
лесоматериалов в Европе к 2010 году ожидается достичь порядка 2млн.тонн м3
при производстве древесины хвойных пород, превышающем спрос;
2.
Азия
останется единственным регионом, для которого будет характерен явный дефицит
предложения - к 2010 году он достигнет 20 млн. тонн м3 пиловочника,
однако, вероятно, будет наблюдаться постепенное возрастание удовлетворения
дефицита за счет стран Тихоокеанского региона;
3.
В
отношении лесоматериалов для следующего десятилетия будет характерно следующее:
·
значительное
увеличение объемов выращивания древесины (главным образом сосны и эвкалипта)
на плантациях в Южной Америке и Новой Зеландии;
·
увеличение
перепроизводства лесоматериалов в Северной Америке на 13 млн. тонн м3,
общий объем, которого достигнет 28 млн. тонн м3.
1.
Мировая
экономика: учебник / под ред. док. э.н. проф. А.С. Булатова – М.: Юрист, 2003,
стр. 736.
2. Юслин Х., Неувонен Й.
Маркетинг продукции лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: учебное
пособие – Йоэнсуу: 2000, стр.256.
3.
Евдокимов
В.М., Нехайчик Н.Л. Отечественный и зарубежный рынки российских лесных
продуктов, «Рассмотрение проблем экономики лесного комплекса и лесной политики
России в переходный период», доклады семинара в Санкт-Петербургской
Лесотехнической академии 11-13 февраля 1999г.
4.
Яааскеляйнен
М. Тенденции на мировых рынках продукции лесной промышленности в перспективе
2010 года, доклады семинара в Санкт-Петербургской Лесотехнической академии
11-13 февраля 1999г.
Страницы: 1, 2
|