рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития рефераты

Нередко исчисляют также импортную квоту, а иногда складывают вместе экспорт и импорт и соотносят эту сумму с ВВП страны, называя полученную величи­ну внешнеторговой квотой. По данным Всемирного банка, во вто­рой половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила: для США — 24%, Франции — 45, Южной Кореи — 67, Канады — 76, Бельгии — 137%, т.е. размер этой квоты коррелируется с размера­ми внутреннего рынка страны. У России внешнеторговая квота составляет около 15—16% (если рассчитывать ВВП по паритету покупательной способности рубля).

Из других относительных показателей интернационализации на базе внешней торговли нередко рассчитывают долю импорта в розничном товарообороте, которая у России находится на уровне 40%. Наконец, иногда определяют соотношение доли страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по паритету покупа­тельной способности, чтобы определить, насколько активно стра­на участвует в международной торговле. У России этот показатель составляет 0,7 (2%:3%), у США - также 0,7(14%:21%), у Япо­нии-0,9 (8%:9%).

Важны и абсолютные показатели интернационализации, на­пример, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу на­селения. У России он составляет около 700 долл., у США — свыше 3200, у Китая — примерно 150 долл.

При анализе уровня участия страны в мировом хозяйстве необ­ходимо обращаться не только к международной торговле, но и к международному движению факторов производства. Так, показа­телями участия страны в международном движении капитала яв­ляются объем накопленных зарубежных капиталовложений стра­ны по отношению к ее ВВП, объем накопленных в стране ино­странных инвестиций по отношению к ее ВВП, доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объем государствен­ного внешнего долга страны по отношению к ее ВВП и объем пла­тежей по обслуживанию этого долга по отношению к поступлени­ям от экспорта товаров и услуг.

Российские капиталовложения за рубежом большинством эко­номистов оцениваются в 200—300 млрд. долл., что по отношению к нынешнему объему ВВП России (по паритету покупательной способности, равному примерно 1000 млрд. долл.) составляет 0,2—0,3:1,0.

Накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу 2003 года составил $57 млрд. 014 млн. и увеличился на 32,8% по сравнению с началом 2003 года. Эти данные распространил  Госкомитет РФ по статистике.

За 2003 г. в экономику России поступило $29 млрд. 699 млн. иностранного капитала, погашено (выбыло) за этот период $16 млрд. 497 млн.

Среди иностранных инвестиций в российской экономике 45,8% составляют прямые ($26 млрд. 131 млн.), 2,5% - портфельные ($1 млрд. 429 млн.), 51,7% - прочие инвестиции ($29 млрд. 454 млн.). По состоянию на конец декабря 2002 г. доля накопленных прямых инвестиций составляла 47,4% в их общем объеме, портфельных - 3,4%, прочих - 49,2%.

Основными странами-инвесторами, откуда постоянно осуществляются наиболее значительные инвестиции в Россию, являются Германия (объем накопленных инвестиций - $10 млрд. 204 млн.), Кипр ($8 млрд. 085 млн.), Великобритания ($7 млрд. 220 млн.), США ($5 млрд. 296 млн.), Франция ($4 млрд. 776 млн.), Нидерланды ($3 млрд. 575 млн.), Люксембург ($3 млрд. 464 млн.), Япония ($1 млрд. 900 млн.), Виргинские острова ($1 млрд. 519 млн.), Швейцария ($1 млрд. 450 млн.), на долю которых в сумме приходится 83,3% общего объема накопленных инвестиций [8].

Таким образом, соотношение накопленных в России иностранных инвестиций с ВВП составляет 0,05:1,0. Для сравнения укажем, что у США эти соотношения составляют соответственно 0,6:1,0 и 0,7:1,0. В связи с небольшим объемом иностранного капитала в России невелика и его доля в ежегодных капиталовложениях — около 5% в конце 90-х гг. (если считать только иностранные прямые инвес­тиции). Что касается государственного внешнего долга, то по многим развивающимся странам он превышает объем их ВВП (по некоторым — многократно), у развитых стран он незначителен, а у России составляет на начало конец 2003 г. свыше 119 млрд долл., что составляет 27% ВВП.

Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут быть доля иностранной рабо­чей силы в общей численности занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных па­тентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта техно­логий и управленческих услуг.

Хотя уровень интернационализации национальных экономик растет, этот процесс не идет прямолинейно. Так, уровень экспорт­ной квоты, существовавший у США в первые два десятилетия XX в., восстановился только в 70—80 гг. До сих пор не достигнуто и вряд ли будет превзойдено то соотношение между вывозом капитала и внут­ренними капиталовложениями в ведущих странах Западной Евро­пы, которое существовало в указанный период (например, нака­нуне Первой мировой войны Великобритания экспортировала ка­питала больше, чем инвестировала у себя дома). К тому же про­цесс интернационализации идет с различной скоростью в разных регионах. Вероятно, сейчас он наиболее интенсивен в наиболее динамичных регионах мира — Восточной и Юго-Восточной Азии.

















4 Институты международной экономической

            интеграции и интеграционные объединения


В различных регионах земного шара сложились несколько интеграционных объе­динений. Они существенно отличаются друг от друга по характеру складывающихся между странами-участниками отношений, по используемым организационным фор­мам и результатам деятельности.

Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Со временем оно расширялось благодаря вступлению новых государств, ук­реплялось и превратилось в мощную экономическую группировку. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания, Португалия. 1 мая 2004 г. в  состав Евросоюза вошли сразу  10 новых членов, увеличив  число стран – участниц объединения   до 25.  Одновременно с расширением состава ЕЭС происходит углубление интеграции, выразившееся в переходе от преимущественно торгового обмена к интегрированию организационно-технических сфер хозяйства, включая организацию совместных исследований и разработок, создание совместных программ, разработку общих законодательств и т. д.

В рамках сообщества установлены льготы для взаимной торговли, разрабатыва­ется общая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности стран ЕЭС продовольствием, структурная перестройка сельскохозяйственного производства.

Потребности сформировать региональный хозяйственный комплекс обусловили общее финансирование разносторонней хозяйственной деятельности, которым зани­маются специальные межгосударственные организации и учреждения. Европейское сообщество было создано из трех сообществ: Европейского Сообще­ства по атомной энергии — Евратом, Европейского объединения угля и стали — ЕОУС и ЕЭС.

Руководящим органом ЕС выступает Совет Министров, который обладает пра­вом принимать решения по главным вопросам деятельности ЕС, заключать между­народные соглашения от имени ЕС. Членами Совета являются министры иностран­ных дел всех стран-участниц. В его рамках действует Европейский парламент (Европарламент) избираемый путем всеобщих и прямых вы­боров. Он является консультационным и рекомендательным органом ЕС.

 В 1978 г. была учреждена коллективная валютная единица ЕЭС, названная ЭКЮ (англ. European Currence Unit - европей­ская валютная единица). ЭКЮ стала одной из мировых валют и вступила в обраще­ние в качестве мировых денег во всемирном хозяйстве. В 1999 г. введена новая европейская  валюта — ЕВРО.

Страны-участницы «общего рынка» тесно связаны между собой: на внутреннюю торговлю приходится около 60 % их общего внешнеторгового оборота.

В последние годы развитие интеграционных процессов в рамках Европейского сообщества характеризуется небывало высокой динамикой, идет создание единого внутреннего рынка (ЕВР), который предполагает устранение торговых барьеров, выигрыш от интеграции рынков и усиления конкуренции.

Форсированными темпами осуществляются странами Западной Европы много­численные проекты многосторонних научно-технических программ в рамках эконо­мического и валютного союза с Европейским банком. Эти интеграционные процес­сы обусловлены не только внутренними обстоятельствами, но и экономическими и политическими тенденциями внешнего порядка. Первая тенденция связана с резким увеличением масштабов международной конкуренции. Как показывает практика, фирмы Старого Света в условиях раздробленности национальных рынков, несогла­сованности мирохозяйственной политики, ограниченности финансовых и технологических ресурсов узкими рамками национальной экономики не в состоянии эффек­тивно противостоять мощному натиску заокеанских конкурентов.

Вторая тенденция сопряжена с развитием ситуации в странах Восточной Европы. По мнению ряда западноевропейских аналитиков, реформы в восточноевропейских странах могут быть заторможены, если государства Западной Европы не окажут им значительную экономическую и организационную помощь. Подобная перспектива чревата угрозой возрождения недемократических режимов и подрывом европейс­кой стабильности, что не соответствует интересам ЕС. Но для этого Европейское Сообщество должно стать более целостными сплоченным в хозяйственном и полити­ческом отношении объединением.

Важным направлением деятельности Европейского Сообщества становится состыковка различных технических норм и стандартов. Проблемой их гармонизации занимаются Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет по электротехнической стандартизации. Создание ЕВР отвечает и интересам потреби­телей. Эффект от свободного движения капиталов, рабочей силы и товаров не огра­ничивается лишь сближением уровня цен в различных странах ЕС (хотя сама по себе разница между ними по одним и тем же товарам порой превышает 50 %). Предполага­ется общее снижение уровня потребительских цен под воздействием конкуренции, оптимизации масштабов производства, структурных сдвигов и перемещения произ­водства в районы с низкой стоимостью рабочей силы, ведущее к снижению издержек.

Логика развития межнациональных производительных сил приводит все страны и континенты к новому миропорядку. Предполагается, что в предстоящие годы ЕС превратится в наиболее значительный фактор мировой хозяйственной конъюнкту­ры и Евроэкономика обретет глобальное измерение. Это означает, что воздействие Сообщества на другие секторы мирового хозяйства станет глубоким и многоплано­вым, хотя оно связано с риском и угрозой сокращения прибылей.

Все же новая динамика евроинтеграции будет иметь в целом гораздо больше позитивных, чем отрицательных моментов. В их числе — стимулирование глубоких качественных сдвигов в международном разделении труда, содействие либерализа­ции мировой экономики, усиление межрегиональной хозяйственной взаимозависи­мости, появление дополнительных возможностей для достижения глобального эко­номического равновесия.

В мировом хозяйстве имеются более широкие по составу экономические ин­теграционные объединения развивающихся государств. Эти объединения создаются по разным причинам и преследуют разные цели. Хозяйственная интеграция укрепля­ет позиции развивающихся стран в мировом хозяйстве, защищает их интересы в отно­шениях с экономически более сильными партнерами, противостоять которым в от­дельности не может ни одно из молодых государств. Исходя из этого, страны Азии, Африки и Латинской Америки развивают хозяйственное сотрудничество путем коллективной опоры на собственные силы. В ряде регионов созданы торговые блоки. Это, например. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда входят Индо­незия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины, Бруней; Карибское сообщество КАРИКОМ (14 небольших стран Карибского бассейна); Арабский общий рынок (Египет. Иордания, Кувейт, Марокко, Сирия и др.). Устанавливая общую таможен­ную границу, эти блоки вводят льготный режим для взаимного товарооборота.

Функционируют организации по созданию совместных проектов. В их число вхо­дят, Например, Администрация бассейна реки Нигер, Амазонский пакт, Комитет по Меконгу и т. п. Члены таких объединений совместно сооружают крупномасштабные ирригационные, энергетические и иные объекты, часто путем комплексного исполь­зования ресурсов бассейнов больших рек, к которым они примыкают.

В различных районах земного шара действуют валютные союзы, например. Ази­атский клиринговый союз (7 стран). Арабский валютный фонд (16 арабских стран). В рамках союзов ведутся денежные расчеты на основе клиринга (без фактического перевода валюты), используются национальные денежные единицы, иногда обраща­ются коллективные денежные средства (в Азиатском клиринговом союзе, например, азиатская валютная единица — АМЮ). Страны-участницы не стремятся использо­вать во взаимных расчетах доллары США и валюты других стран.

С целью содействия решению ключевых экономических проблем соответствую­щих регионов созданы инвестиционные институты: Азиатский банк развития (45 стран-участниц), Арабский фонд экономического и социального развития и др. Координировать политику объемов производства соответствующих товаров и цен на них призваны товарные ассоциации: ОПЕК, Альянс производителей какао-бо­бов, Межправительственный совет стран-экспортеров меди, Союз стран-экспорте­ров бананов и др. Эти ассоциации участвуют в разработке товарных соглашений, которые заключаются с международными организациями, представляющими раз­витые страны. Ассоциации не могут противостоять объективным тенденциям, опре­деляющим размеры спроса и направления движения цен на мировом рынке. Их соб­ственные возможности зависят от особенностей текущей фазы воспроизводства в мировом хозяйстве, от конъюнктурных колебаний, от политики торгово-промыш­ленных корпораций, монополизировавших рынок.

Развертываются интеграционные связи стран СНГ. Концепция взаимодействия базируется на основных положениях договора о создании Экономического союза, соглашениях о создании зон свободной торговли. Таможенного и Платежного со­юзов, общего научно-технологического пространства.

Страны-члены СНГ признали, что многолетний поиск направлений новой эконо­мической стратегии развития своих государств и направлений интеграции за преде­лами бывшего постсоветского пространства пока не принес удовлетворения ни од­ной стране. Нет и ожидаемой помощи из-за рубежа. Инвестиции растут не такими темпами, которые  ожидались, внутренние рынки перенасыщены товарами из дальнего зарубежья, свои же произ­водственные мощности используются на одну четверть. Ухудшилась структура эко­номики СНГ в целом, усилилась ее сырьевая ориентация. Например, в России, в Белоруссии и на Украине снизилась доля продукции с высокой степенью обработки. За 90-е годы в связи с недоиспользованием производственных мощностей примерно на 50 % возросла энергоемкость ВВП. Удельный вес ТЭК в общем объеме промыш­ленного производства в странах СНГ возрос до 30 %.

По оценкам Межгосударственного экономического комитета промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10 % мирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25 %, экспортный потенциал — 4,5 %.

Приоритеты интеграционного сотрудничества: структурно-инвестиционная по­литика, научно-технический потенциал, машиностроение, топливно-энергетиче­ский, агропромышленный комплексы. В этих структурах в первую очередь будут создаваться финансово-промышленные группы как центры интеграции. Подсчита­но, что для того чтобы страны Содружества могли экономически существенно вли­ять на рынки Европы и Азии, им необходимо до конца столетия увеличить свой об­щий товарооборот по крайней мере в 2 раза, а объем ВВП — в 1,5 раза.

Регионализация является базой для международной экономичес­кой интеграции. Этот термин означает процесс срастания эконо­мик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компа­ниями. Примером может быть стабильно идущее весь XX в. усиле­ние связей американских корпораций с канадскими и мексикан­скими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими ком­паниями в последние десятилетия.

Из определения сути международной экономической интегра­ции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).

В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграцион­ные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.

Для СНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических от­ношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отно­шений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим важ­ным выводом для данного объединения является то, что в интег­рационных объединениях активно могут участвовать страны раз­ного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией —2,6:1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотно­шение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше—2,6: 1,0).

Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособ­ности интеграционных объединений является общность или бли­зость культур их стран-участниц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8