Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России
Стратегическим
фактором экономического роста России в ближайшее время должна стать структурная
перестройка национальной экономики на основе имеющихся минерально-сырьевых
ресурсов страны с целью существенного повышения ее эффективности. Особая
сложность этой задачи состоит в том, что необходимо перестраивать отраслевую и
производственную структуры, которые складывались в условиях
планово-распределительной системы и полной изоляции от мирового рынка.
Указанное обстоятельство определило низкий уровень эффективности работы
обрабатывающей промышленности, не конкурентоспособность большей части ее
продукции на Мировом рынке и, как следствие, снижение объемов производства и
ликвидацию многих предприятий данного сектора экономики.
Финансово-промышленные группы как основа
формирования наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний.
Большая часть
добывающих предприятий не обладает достаточным инвестиционным потенциалом не
только для расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов. Так, в
наиболее благополучной из отраслей МСК газовой промышленности более 60 %
газопроводов эксплуатируются более 20 лет (при нормативе 33 года), а в угольной
промышленности более двух третей основных фондов находится за чертой физического
износа.
В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен
иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний,
как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный
минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной
обрабатывающей промышленности должно производиться на основе ее всесторонней
интеграции с добывающими отраслями.
Наиболее перспективной формой такой
интеграции должно стать создание, при всесторонней поддержке государства,
крупных финансово-промышленных групп - корпораций межотраслевого профиля,
которые могли бы конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.
Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей
промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных
технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы - все это
заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные
группы, способные аккумулировать значительные финансовые средства на внутреннем
и мировом рынках капитала.
Основные приоритеты государства при создании межотраслевых
финансово-промышленных групп должны предусматривать:
·
устойчивое обеспечение
страны минеральными ресурсами и продуктами их переработки;
·
повышение эффективности
использования минерально-сырьевых ресурсов и создание необходимых условий для
перевода экономики на ресурсосберегающий путь развития;
·
дальнейшее развитие
сырьевой базы;
·
поддержание и наращивание
экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли
продуктами переработки и промышленной продукции;
·
развитие обрабатывающей
промышленности и ее экспортного потенциала и др.
Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых
групп на базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической,
нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития -
объединение многоотраслевых комплексов с финансовым и коммерческими
структурами.
Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики России
как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений, существенный очаг
стабильности, в том числе эффективной занятости населения, как фактор
формирования прорывных критических технологий, как фактор реструктуризации и
модернизации базовых отраслей МСК и промышленности, и, наконец, как фактор
интеграции в пространстве России, СНГ и мирового сообщества.
Природно-ресурсная политика России.
Независимо от того, в чьей собственности находятся
природные, в частности, минеральные ресурсы, государство вправе регулировать
процесс их освоения и использования, действуя в интересах общества в делом и
отдельных собственников, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а
для достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.
В централизованно управляемой экономике природопользование находилось вне сферы
рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое время
государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным
комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного
потенциала, развалом формировавшейся в течение многих десятилетий геологической
отрасли, рядом других негативных последствий. Но сейчас рыночная эйфория первых
лет экономических реформ постепенно уступает место более взвешенному подходу,
допускающему возможность и признающему необходимость регулирующего воздействия
государства на хозяйственные процессы в целом и на природопользование в частности.
Практика стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров
эффективного государственного вмешательства в долговременные проекты освоения
природных ресурсов.
Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может базироваться
исключительно на возможностях рынка как такового. Это тем более относится к
переходным состояниям экономического развития, а значит, и к народному
хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует - даже наши инновационные
предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие технологии. Рыночный
механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение стратегических задач
природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности.
В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип рационального
природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов
саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и
ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних
должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:
а) правового обеспечения,
б) финансово-кредитной поддержки,
в) инфраструктурного и информационного обеспечения,
г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.
Можно также выделить подсистемы научного обеспечения,
экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное
ресурсопотребление и ресурсосбережение – проблема комплексная и многоплановая.
Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями
выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное
обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания
предпринимательской деятельности.
Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных
разработок в области технологической макродинамики, Россия остается (и при
нынешней непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется)
многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым
технологическим укладам. При этом у нас господствует "третий (ресурсозатратный)
уклад", пройденный развитыми странами уже в конце70-х годов, а
"четвертый технологический уклад", связанный с переходом на ресурсосберегающие
инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК.
Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду
направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить
распространение передовых технологий из ВНК в мирные отрасли и сферы экономики,
использовать еще сохранившийся задел соответствующих отечественных разработок и
стимулировать активизацию наших ученых на новые разработки. С помощью
разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего
обеспечить эффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в
топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной,
социальной и рыночной инфраструктуры. В целях рационализации ресурсопотребления
необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий. Рыночный
механизм, как уже отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс
рассматриваемых проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно
обоснованного государственного регулирования. Речь идет о противодействии
монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев
тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении
чистоты биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д.
Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда
результативно) регулируется именно природопользование вне зависимости от
существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования.
Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение
рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала
России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики
страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных
структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное
природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения
задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов,
включая государственную поддержку новых методов и способов изучения,
прогнозирования, мониторинга состояния природной среды, совершенствование
взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем.
В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения
(восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее
десятилетие становится достижение оптимальных уровней воспроизводства,
неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего
комплекса природных богатств, направленные на повышение
социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения,
реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным
потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания, усиленная экономия
сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления, создание
основы для перехода к устойчивому развитию, высокая ответственность при
принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на
реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности
России.
При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока
являются
завершение перехода к рациональному сочетанию
административных и экономических методов государственного регулирования в
области природопользования;
формирование эффективной системы органов
государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и
разграничение сфер их деятельности;
развитие правовой базы в целях стимулирования
инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;
оптимизация объемов и расширение диверсификации
источников инвестиции при воспроизводстве, потреблении и охране природных
ресурсов;
развитие государственного регулирования
экспортно-импортных операции в сфере природных ресурсов;
осуществление государственной поддержки научных
исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области
изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
создание условий для сбалансированного
природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;
обеспечение разграничения функций и прав федеральных
органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;
учет региональных особенностей и потребностей
природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.
Речь идет о противодействии монопольному поведению
крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и
нарушающих нормы природопользования...
На первом этапе усилия государства должны быть
направлены на решение следующих проблем:
совершенствование природно-ресурсного
законодательства, в том числе усиление административной и уголовной
ответственности за его нарушение;
углубление и совершенствование экономического
механизма природопользования;
уточнение и корректировку системы лицензирования и
регламентации режимов природопользования;
разработку механизма аудита в области
природопользования;
расширение перечня видов природных ресурсов,
используемых на платной основе;
создание действенного механизма финансового
обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных
ресурсов;
формирование критериев и требований к разграничению
государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;
создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых
и иных видов естественных богатств.
В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на
завершении создания унифицированной системы
нормативно-правового обеспечения;
реализации государственной политики в области
природопользования;
переходе к управлению и регулированию
природопользования на основе разграничения государственной собственности на
природные ресурсы между центром и субъектами;
развитии (реформировании) системы налогообложения в
сфере природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными платежами;
внедрении системы страхования и аудита в практику
природопользования;
введении территориальных комплексных кадастров
природных ресурсов;
создании единой унифицированной
информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным
ресурсам и ряду других направлений.
В связи с этим необходимо
разработать и начать реализацию концепции
государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы
нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального
природопользования;
завершить подготовку нормативно-правовой базы для
введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в
хозяйственный оборот;
продолжить совершенствование системы платежей за право
пользования недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за
истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные
полезные ископаемые.
В дальнейшем следует предусмотреть уменьшение числа
налогов и переход в основном к рентным платежам, повысить эффективность
государственного управления природопользованием, укрепить экономические основы
федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы, усилить
административную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного
законодательства, обеспечить соблюдение национальных интересов при привлечении
иностранных инвестиций, совершенствование природо-ресурсного законодательства,
углубление экономического механизма природопользования, корректировка системы
лицензирования и регламентации, разработку механизмов аудита, расширение
перечня платных природных ресурсов...
Для реализации государственной политики в
области использования, охраны и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в
качестве первоочередных следует предусмотреть следующие основные меры:
ликвидация
острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья (марганца, хрома,
урана и др.);
приостановление
отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;
развитие минерально-сырьевой базы на
региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения
небольших месторождений угля, торфа и агрохимического сырья, прежде всего в
удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники
твердого топлива и минеральных удобрений;
повышение
комплексности использования минерального сырья;
разработка
мероприятий по модернизации геологоразведочных работ, внедрению новой техники
для буровых и геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным
условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;
расширение
объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устойчивое
развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном
росте ее составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного
потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к
минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение
экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой
базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с
учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.
В качестве завершающего общего вывода следует отметить, что сложившиеся
социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода России из
глубокого кризиса и обретение былой мощи на качественно новой основе
свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства на ближайшую
перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплекса страны. От уровня
рациональности, продуманной ответственности и масштабности использования
потенциала естественных богатств в подавляющей степени зависит быстрота
преодоления кризисных явлений в стране, создание материально-технической базы
для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, включая товары
длительного пользования; решение продовольственной проблемы, в том числе
обеспечение государственной безопасности России в области продуктов питания;
изменение структуры внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых
стран мира; решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющих
будущее Российской Федерации. Состояние минерально-сырьевого комплекса страны -
важнейший фактор выхода России из глубокого кризиса и обретения былой мощи на
качественно новой основе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
·
Райзберг
Б., Лозовский Л. Учебный экономический словарь. М. 1999 г.
·
Шишов А.
Л. Макроэкономика. М. 1997 г.
·
Ломакин
В. К. Мировая экономика. Учебник. М. 2000 г.
·
Иохин В.
Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.
1997 г.
·
Ильин С.
С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М. 1999 г.
·
Агапова
Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. – М. 1997 г.
·
Борисов
Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М. 1997 г.
·
Друзик
Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Минск. 1997 г.
·
Нухович
Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI веков.
М. 1995.
Страницы: 1, 2
|