рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России рефераты

Стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее время должна стать структурная перестройка национальной экономики на основе имеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенного повышения ее эффективности. Особая сложность этой задачи состоит в том, что необходимо перестраивать отраслевую и производственную структуры, которые складывались в условиях планово-распределительной системы и полной изоляции от мирового рынка. Указанное обстоятельство определило низкий уровень эффективности работы обрабатывающей промышленности, не конкурентоспособность большей части ее продукции на Мировом рынке и, как следствие, снижение объемов производства и ликвидацию многих предприятий данного сектора экономики.


Финансово-промышленные группы как основа формирования наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний.


Большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов. Так, в наиболее благополучной из отраслей МСК газовой промышленности более 60 % газопроводов эксплуатируются более 20 лет (при нормативе 33 года), а в угольной промышленности более двух третей основных фондов находится за чертой физического износа.
В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной обрабатывающей промышленности должно производиться на основе ее всесторонней интеграции с добывающими отраслями.

Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, при всесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп - корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.
Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы - все это заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые средства на внутреннем и мировом рынках капитала.
Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-промышленных групп должны предусматривать:

·        устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их переработки;

·        повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий путь развития;

·        дальнейшее развитие сырьевой базы;

·        поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной продукции;

·        развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.

Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп на базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической, нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития - объединение многоотраслевых комплексов с финансовым и коммерческими структурами.
Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики России как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений, существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятости населения, как фактор формирования прорывных критических технологий, как фактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК и промышленности, и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России, СНГ и мирового сообщества.

Природно-ресурсная политика России.


Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, в частности, минеральные ресурсы, государство вправе регулировать процесс их освоения и использования, действуя в интересах общества в делом и отдельных собственников, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а для достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.
В централизованно управляемой экономике природопользование находилось вне сферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но сейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступает место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного государственного вмешательства в долговременные проекты освоения природных ресурсов.
          Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может базироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Это тем более относится к переходным состояниям экономического развития, а значит, и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует - даже наши инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие технологии. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности.
          В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:

а) правового обеспечения,

б) финансово-кредитной поддержки,

в) инфраструктурного и информационного обеспечения,

г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение – проблема комплексная и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности.

Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется) многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым технологическим укладам. При этом у нас господствует "третий (ресурсозатратный) уклад", пройденный развитыми странами уже в конце70-х годов, а "четвертый технологический уклад", связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК.
          Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить распространение передовых технологий из ВНК в мирные отрасли и сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованного государственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении чистоты биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда результативно) регулируется именно природопользование вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования.
          Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем.
В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становится достижение оптимальных уровней воспроизводства, неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания, усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления, создание основы для перехода к устойчивому развитию, высокая ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России.
При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются

завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;

формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;

развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;

оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиции при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;

развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции в сфере природных ресурсов;

осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;

обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;

учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.

Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования...

На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:

совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;

углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;

уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;

разработку механизма аудита в области природопользования;

расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;

создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;

создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых и иных видов естественных богатств.
          В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на

завершении создания унифицированной системы нормативно-правового обеспечения;

реализации государственной политики в области природопользования;

переходе к управлению и регулированию природопользования на основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы между центром и субъектами;

развитии (реформировании) системы налогообложения в сфере природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными платежами;

внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования;

введении территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;

создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений.
          В связи с этим необходимо

разработать и начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального природопользования;

завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;

продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые.

В дальнейшем следует предусмотреть уменьшение числа налогов и переход в основном к рентным платежам, повысить эффективность государственного управления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы, усилить административную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного законодательства, обеспечить соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций, совершенствование природо-ресурсного законодательства, углубление экономического механизма природопользования, корректировка системы лицензирования и регламентации, разработку механизмов аудита, расширение перечня платных природных ресурсов...

Для реализации государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в качестве первоочередных следует предусмотреть следующие основные меры:

ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья (марганца, хрома, урана и др.);

приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;

развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа и агрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений;

повышение комплексности использования минерального сырья;

разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ, внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;

расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.
          В качестве завершающего общего вывода следует отметить, что сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода России из глубокого кризиса и обретение былой мощи на качественно новой основе свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства на ближайшую перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплекса страны. От уровня рациональности, продуманной ответственности и масштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющей степени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране, создание материально-технической базы для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, включая товары длительного пользования; решение продовольственной проблемы, в том числе обеспечение государственной безопасности России в области продуктов питания; изменение структуры внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира; решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющих будущее Российской Федерации. Состояние минерально-сырьевого комплекса страны - важнейший фактор выхода России из глубокого кризиса и обретения былой мощи на качественно новой основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

·        Райзберг Б., Лозовский Л. Учебный экономический словарь. М. 1999 г.

·        Шишов А. Л. Макроэкономика. М. 1997 г.

·        Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М. 2000 г.

·        Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М. 1997 г.

·        Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М. 1999 г.

·        Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. – М. 1997 г.

·        Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М. 1997 г.

·        Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Минск. 1997 г.

·        Нухович Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI веков. М. 1995. 




Страницы: 1, 2