рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке рефераты

p> Восстановление международной торговли в послевоенные годы затруднялось усилившимся протекционизмом и нестабильностью мировой валютной системы: на всём протяжении 20-х годов таможенные тарифы росли. Торговля в Европе после войны уменьшилась в несколько раз. США, достигнув к 1913 году такого же доминирующего положения, что и Великобритания к началу “эры свободной торговли”, провели снижение импортных пошлин до самого низкого в истории страны уровня. Однако "фритрейдерство " не возродилось. Кризис 1920-1921 годов заставил вернуться к прежней практике протекционизма. К концу 20-х годов уровень международной торговли на четверть, а зарубежного инвестирования в 3 раза был ниже, чем перед войной.

С окончанием эпохи открытых границ завершились беспрецедентные по масштабам глобальные миграции рабочей силы - главным образом из Европы в
Северную Америку. За 1870-1914 годы в США въехало около 30 миллионов человек. После Первой мировой войны США резко ограничили приток переселенцев, введя иммиграционные квоты.

Кризис 1929 года и Великая депрессия нанесли сокрушительный удар по системе международного разделения труда. Летом 1930 года США резко повысили уровень импортных пошлин - в среднем с 38% до 60%. Их примеру последовали практически все участники мировой торговли. С начала 30-х годов во внешней торговле получили распространение нетарифные барьеры. Откровенно изоляционистский характер носили рекламные кампании под лозунгами
"Покупайте только английское!", " Покупайте только французское!", "
Покупайте только американское!". Между 1929 и 1932 годами международная торговля сократилась более чем на 40%, в то время как мировое производство
- только на 20%. К 1938 году степень вовлечённости индустриально развитых стран в систему международного разделения труда понизилась более чем вдвое по сравнению с 1913 годом.

Желание преодолеть протекционистские барьеры побудило Японию, Италию,
Германию к территориальным и колониальным захватам, что вызвало начало новой мировой войны (1939-1945гг.). Широкомасштабные и кровопролитные военные действия почти полностью прервали какие-либо международные торговые отношения. Война окончилась поражением выше перечисленных стран. После установления мира начался новый этап развития международного разделения труда.

3 Новая глобальная интеграция мировой экономики

во второй половине ХХ века.

После второй мировой войны многое пришлось начинать с начала. Процесс восстановления системы международного разделения труда занял десятилетия.
Так степень вовлеченности развитых стран в международное разделение труда составило в 1950 году лишь 60% от уровня 1913 года. Обороты внешней торговли вернулись на докризисный уровень лишь к 60-ым годам.

Новому росту глобальной интеграции помогла новая промышленная революция, развернувшаяся на Земном шаре во второй половине ХХ века. Она породила такие отрасли как автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка, точное машиностроение, которые стали движущей силой новой системы международного разделения труда. В конце ХХ века сырая нефть и нефтепродукты, автомобили и точная электроника - три важнейшие товарные группы в мировой торговле, на которые приходится около половины мирового экспорта.

Основы новой системы международной торговли были заложены ещё на
Бреттонвудской конференции в 1944 году. В 1947 году 23 странами было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленное на снижение таможенных пошлин и других барьеров.

Наиболее известным из всех таможенных союзов является Европейское сообщество (ЕС), или Общий рынок. ЕС было создано в 1957 году, когда
Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали так называемый Римский договор. Затем к соглашению присоединились Дания,
Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и
Австрия. Всего на данный момент (1998 год) в договоре участвуют 15 стран.

В странах с развитой экономикой к 1998 году таможенные пошлины на промышленные товары снизились до 4%. Во второй половине ХХ века внешняя торговля росла значительно быстрее, чем материальное производство. За 45 лет объёмы производства выросли в 5,5 раза, а объёмы мировой торговли - в
14 раз.

Главным показателем вовлеченности страны в систему международного раз деления труда является "процент вывоза". "Процент вывоза" - это отношение вывоза продукта страны к собственному производству. Динамика этого показателя по группе промышленно развитых стран показана в таблице №4.
|Год |Развитые |США |Западная |Япония |
| |страны | |Европа | |
|1890 |11,7 |6,7 |14,9 |5,1 |
|1913 |12,9 |6,4 |18,3 |12,6 |
|1929 |9,8 |5,0 |14,5 |13,6 |
|1938 |6,2 |3,7 |7,1 |13,0 |
|1950 |7,8 |3,8 |13,4 |6,8 |
|1953 |8,4 |4,3 |13,4 |7,5 |
|1960 |8,6 |3,8 |14,8 |8,9 |
|1970 |10,2 |4,0 |17,4 |9,7 |
|1975 |14,1 |6,6 |21,3 |11,0 |
|1980 |15,5 |7,7 |22,7 |11,8 |
|1990 |14,6 |7,2 |23,0 |9,6 |
|1992 |14,3 |7,5 |21,7 |8,8 |
|1995 |14,7 |7,9 |23,9 |8,4 |

Таблица 4. Экспортная квота экономики (1890-1995гг.)

(доля товарного экспорта в ВВП, %).

В 70-е годы степень вовлечённости стран мира в международное разделение труда резко возросла, сравнялась с уровнем, существовавшем до первой мировой войны, и превзошла его. В 1970 году страны Западной Европы улучшили показатель 1913 года по доле товарного экспорта в ВВП (валовой внутренний продукт).

Описанные процессы в экономике, гигантский прогресс в научно-технической области определили политико-географический облик мира накануне XXI века.

Международное разделение труда в конце ХХ века

1 Отличительные особенности политико-географического

облика мира в конце ХХ века.

Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом особенностей, имеющих глобальный характер.

1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193. Мир становится более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой истории - СССР.

В тоже время происходит процесс глобальной политической интеграции народов всего мира. Свидетельством этого процесса является образование, и успешное функционирование ряда мировых организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО,
МВФ, Европейский парламент и тд. .

2). Большая роль в процессе международной интеграции принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК). Их хозяйственная деятельность приобрела глобальный характер, как по географии, так и по масштабам производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч.
Наиболее крупными из них являются, например, Шелл, Кока-кола, Форд, Даймлер-
Бенц, Адидас, Сони, Самсунг и другие. Их продукция продаётся, без преувеличения, во всех странах мира.

3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта
(железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных связей.

Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии
(средство доставки информации). Изменения в транспортной сети мира с середины ХХ века показаны в таблице №5.


|Виды путей сообщения |1950 г. |1970 г. |1990 г. |
|Железные дороги |1320 |1340 |1210 |
|Автодороги |15540 |19700 |23600 |
|Судоходные реки |560 |525 |544 |
|и каналы | | | |
|Нефте- и |175 |395 |600 |
|продуктопроводы | | | |
|Магистральные |186 |545 |900 |
|газопроводы | | | |
|Воздушные пути |3300 |5510 |7900 |

Таблица 5. Мировая транспортная сеть (тыс. км.).

Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт, реализуя возможности международного разделения труда. В числе стран - лидеров мирового торгового флота (по тоннажу) - Либерия, Панама, Япония,
Греция, США, Китай, Россия. Многие страны переводят сотни крупных судов под
”удобные” флаги развивающихся стран (Панама, Либерия) в связи со стремлением снизить издержки и увеличить прибыли (используют дешёвую рабочую силу развивающихся стран, налоговые льготы и т.п.). К крупнейшим портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США),
Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др..

Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но осуществляет и международные перевозки.

Основу сухопутного транспорта составляют железнодорожный, трубопроводный и автомобильный виды транспорта. Соотношение видов транспорта в грузовых и пассажирских перевозках различно в разных странах мира.

Роль железнодорожного транспорта постепенно уменьшается, хотя всё равно остаётся огромной. Крупнейшую протяжённость имеют железнодорожные сети США
(240 тыс. км.), России (86 тыс. км.), Индии (61 тыс. км.) и Китая (53 тыс. км.).

Автомобильный транспорт развивается очень динамично. Он играет ведущую роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние расстояния. В настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает 0,5 млрд. автомобилей (80% в развитых странах).

Трубопроводный транспорт относится к числу новых видов средств сообщения, интенсивно развивающихся в настоящее время. Развитее энергетики стимулировало расширение сети нефтепроводов и газопроводов. Появились продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда.
Крупнейшие трубопроводы расположены в России (газопровод ”Дружба” - 5,5 тыс. км. и нефтепровод Уренгой - 4,5 тыс. км.), в Канаде (нефтепроводы
Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км.) и Эдмонтон - Монреаль(3,2 тыс. км.)) и в США (продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км.)). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железным дорогам. Этот вид транспорта обеспечивает стабильность, надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

Воздушный транспорт - это вид наиболее скоростного, но дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках.

В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов. Крупнейшие агломерации мира имеют сразу несколько аэровокзалов - Нью-Йорк, Лондон,
Париж, Москва, Токио. Крупнейший воздушный парк (самолётный) сконцентрирован в США, России, Канаде, Франции, Австрии и в ФРГ.

4). Гигантское значение имеет глобальное информационное объединение мира. Во второй половине ХХ века широкое развитие получили такие новые виды связи как спутниковая и кабельная. Благодаря им появилось возможность быстрой и чёткой передачи информации в любые уголки земного шара.

Величайшим достижением человека в конце ХХ века явилось создание сети
Интернет, бурно развивающейся и растущей на наших глазах. Благодаря появлению совершенных персональных компьютеров эта всемирная сеть связывает не только государства, различные организации, но и отдельных граждан разных стран. Она включилась и в систему всемирной торговли. Уже организовано проведение многих торгово-финансовых операций непосредственно по сети
Интернет.

5). Научно-техническая революция привела к тому, что экономика мира начала и конца ХХ века сильно отличаются по своему характеру. Это отражается в том, что если экономика начала века была ”индустриальная”, то нынешняя - ”постиндустриальная ”. Это отражается, в частности, на составе рабочей силы в разных странах. Так, например, после 50-х годов в США численность ”белых воротничков” превысила численность заводских рабочих, что ознаменовало рождение первой в мире ”сервисной экономики”. К началу 70- х годов сфера услуг стала ведущим сектором в экономике всех развитых стран.

6). Для конца века свойственно возникновение новой, высшей ступени международного разделения труда - всемирной экономической интеграции. Она представляет собой процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики и политики. Это проявилось в создании ряда международных объединений.

Европейский Союз - экономическая группировка 15 западноевропейских стран. 1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор. Его суть - максимальная интеграция стран-участниц и превращение ЕЭС в Европейский Союз
(функции которого шире сферы экономики). Главные направления деятельности:

- постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному валютному экономическому союзу (в 1998 году была введена новая европейская волюта ”евро”).

- проведение единой внешней политики

- решение совместными усилиями общих внутренних проблем

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - сообщество
26 промышленно развитых стран с рыночной экономикой. В их числе такие страны как Великобритания, США, Австралия, ФРГ, Франция, Япония и др..
Основная цель организации - координация экономической политики стран- участниц, в том числе по вопросам помощи развивающимся странам.

Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) - экономическая группировка североамериканских стран: США, Канады и Мексики. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координации внешней политики.

Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) - В 1960 году создана группой развивающихся стран для координации действий в области добычи, экспорта и условий торговли нефти. Членами ОПЕК являются 12 государств: Алжир,
Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия,
ОАЭ, Саудовская Аравия.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - региональная экономическая организация, в состав которой входят Индонезия, Малайзия,
Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней.

Субрегиональный блок (Общий рынок) (МЕРКОСУР) - создан в 1991 году.
Члены: Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. С 2001 года они намереваются ввести зону свободной торговли.

Латиноамериканская Ассоциация интеграции (ЛААИ) - создана в начале 80-х годов. В неё входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина,
Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Цели - облегчить взаимные торгово-финансовые связи, создать условия свободной миграции рабочей силы, осуществить либерализацию таможенной политики и др.

Лига арабских государств (ЛАГ) - основана в 1945 году с целью защиты суверенитета её членов - 20 арабских стран Африки и Азии.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В
1976 году его учредили Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн - для интенсификации экономического развития.

Организация африканского единства (ОАЕ) - крупнейшая и наиболее влиятельная межгосударственная политическая организация независимых стран
Африки. Она объединяет свыше 50 государств.

Помимо перечисленных союзов действуют ещё некоторые, но меньшие по масштабу, организации.

7). В настоящее время происходят серьёзные структурные изменения в общей системе международного разделения труда и мировой торговли. Основные экономические показатели современного мира приведены в таблице №6.

В последние десятилетия растёт доля развивающихся стран в мировой экономике, с одной стороны, благодаря росту экспорта их сырья, а с другой - импорта машин и продовольствия. Правда, условия торговли для этих стран складываются неблагополучно, так как цены на машины и оборудование растут быстрее цен на сырьё. И многие из этих стран остаются лишь поставщиками сырья для экономики промышленно развитых государств.

Но развивающиеся страны полны решимости перестроить свою внешнюю торговлю и изменить сложившийся характер отношений с развитыми странами.
Всё чаще слышны требования по созданию нового мирового экономического порядка, установления контроля над деятельностью транснациональных корпораций на территории развивающихся стран, введения справедливых цен на сырьё и готовые изделия, оказания помощи без каких-либо политических условий.

|Типы стран |Территор|Населе|Доля в |
| |ия |ние |промышленном |
| | | |производстве |
|Мир |100 | 100|100 |
|Экономически развитые страны( |23,8 |15,2 |66 |
|Западная Европа( |2,7 |7,0 |23 |
|США( |6,9 |4,7 |20 |
|Япония( |0,4 |2,3 |9 |
|Развивающиеся страны( |50 |53,5 |17 |
|Постсоциалистические и | | | |
|социалистические страны( |26,2 |31,3 |17 |
|Китай |7,1 |21,4 |8 |
|Россия( |12,8 |2,8 |6,5 |
|Типы стран |Доля в |Оборот |ВНП |
| |сельском |внешней | |
| |хозяйстве |торговли | |
|Мир |100 |100 |100 |
|Экономически развитые страны( |40 |70,4 |59 |
|Западная Европа( |19 |45,6 |25 |
|США( |12 |12,9 |20 |
|Япония( |5 |7,4 |11 |
|Развивающиеся страны( |30 |22,3 |14 |
|Постсоциалистические и | | | |
|социалистические страны( |30 |7,3 |27 |
|Китай |15 |1,6 |16 |
|Россия( |6 |2,5 |5 |

Таблица 6. Основные экономические показатели современного

мира, на начало 1990-х годов, (%).

2 Основные направления экспорта и импорта в мире.

1 Энергетика мира.

Энергетика относится к так называемым ”базовым” отраслям промышленности: её развитие является непременным условием развития всех других отраслей мирового хозяйства. Неуклонно происходит общий рост потребления энергии.
Основными первичными источниками энергии в современном мире являются нефть, уголь, природный газ, гидроэнергия; быстро растёт значение атомной
(ядерной) энергии. Доля всех остальных источников, вместе взятых (дрова, торф, энергия солнца, ветра, геотермальная энергия и др.) в общем объёме энергопотребления составляет всего несколько процентов.

Подавляющая часть первичных энергоресурсов потребляется в развитых странах. Но распределение добывающих отраслей не так однозначно. Например, по добыче угля, природного газа, урановых руд преобладают страны развитого капитализма (около 9/10), а по добыче нефти - развивающиеся (около 3/4).

Нефтяная промышленность - одна из важнейших и наиболее быстро развивающихся до последнего времени отраслей тяжёлой промышленности.
Главными причиной быстрого развития отрасли является дешевизна рабочей силы в странах, где добывают нефть, и большая потребность мирового хозяйства в бензине, керосине, мазуте и других видов топлива, изготавливаемых из нефти.
Основными экспортёрами нефти являются страны Ближнего Востока (более половины общемировых разведанных запасов нефти). Большая часть её запасов сосредоточена на шельфовых и морских месторождениях. По добыче нефти лидируют Саудовская Аравия (12,9%), Россия (11,6%) и США (10,9%). В последнее время разрабатываются всё новые, более прибыльные, месторождения.
Увеличивается роль Китая. Транспортируют нефть в основном нефтепроводами и океанскими танкерами.

Страницы: 1, 2, 3