Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке
p> Восстановление международной торговли в послевоенные годы затруднялось
усилившимся протекционизмом и нестабильностью мировой валютной системы: на
всём протяжении 20-х годов таможенные тарифы росли. Торговля в Европе после
войны уменьшилась в несколько раз. США, достигнув к 1913 году такого же
доминирующего положения, что и Великобритания к началу “эры свободной
торговли”, провели снижение импортных пошлин до самого низкого в истории
страны уровня. Однако "фритрейдерство " не возродилось. Кризис 1920-1921
годов заставил вернуться к прежней практике протекционизма. К концу 20-х
годов уровень международной торговли на четверть, а зарубежного
инвестирования в 3 раза был ниже, чем перед войной. С окончанием эпохи открытых границ завершились беспрецедентные по
масштабам глобальные миграции рабочей силы - главным образом из Европы в
Северную Америку. За 1870-1914 годы в США въехало около 30 миллионов
человек. После Первой мировой войны США резко ограничили приток
переселенцев, введя иммиграционные квоты. Кризис 1929 года и Великая депрессия нанесли сокрушительный удар по
системе международного разделения труда. Летом 1930 года США резко повысили
уровень импортных пошлин - в среднем с 38% до 60%. Их примеру последовали
практически все участники мировой торговли. С начала 30-х годов во внешней
торговле получили распространение нетарифные барьеры. Откровенно
изоляционистский характер носили рекламные кампании под лозунгами
"Покупайте только английское!", " Покупайте только французское!", "
Покупайте только американское!". Между 1929 и 1932 годами международная
торговля сократилась более чем на 40%, в то время как мировое производство
- только на 20%. К 1938 году степень вовлечённости индустриально развитых
стран в систему международного разделения труда понизилась более чем вдвое
по сравнению с 1913 годом. Желание преодолеть протекционистские барьеры побудило Японию, Италию,
Германию к территориальным и колониальным захватам, что вызвало начало
новой мировой войны (1939-1945гг.). Широкомасштабные и кровопролитные
военные действия почти полностью прервали какие-либо международные торговые
отношения. Война окончилась поражением выше перечисленных стран. После
установления мира начался новый этап развития международного разделения
труда. 3 Новая глобальная интеграция мировой экономики во второй половине ХХ века. После второй мировой войны многое пришлось начинать с начала. Процесс
восстановления системы международного разделения труда занял десятилетия.
Так степень вовлеченности развитых стран в международное разделение труда
составило в 1950 году лишь 60% от уровня 1913 года. Обороты внешней
торговли вернулись на докризисный уровень лишь к 60-ым годам. Новому росту глобальной интеграции помогла новая промышленная революция,
развернувшаяся на Земном шаре во второй половине ХХ века. Она породила
такие отрасли как автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка,
точное машиностроение, которые стали движущей силой новой системы
международного разделения труда. В конце ХХ века сырая нефть и
нефтепродукты, автомобили и точная электроника - три важнейшие товарные
группы в мировой торговле, на которые приходится около половины мирового
экспорта. Основы новой системы международной торговли были заложены ещё на
Бреттонвудской конференции в 1944 году. В 1947 году 23 странами было
подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленное
на снижение таможенных пошлин и других барьеров. Наиболее известным из всех таможенных союзов является Европейское
сообщество (ЕС), или Общий рынок. ЕС было создано в 1957 году, когда
Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали так
называемый Римский договор. Затем к соглашению присоединились Дания,
Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и
Австрия. Всего на данный момент (1998 год) в договоре участвуют 15 стран. В странах с развитой экономикой к 1998 году таможенные пошлины на
промышленные товары снизились до 4%. Во второй половине ХХ века внешняя
торговля росла значительно быстрее, чем материальное производство. За 45
лет объёмы производства выросли в 5,5 раза, а объёмы мировой торговли - в
14 раз. Главным показателем вовлеченности страны в систему международного раз
деления труда является "процент вывоза". "Процент вывоза" - это отношение
вывоза продукта страны к собственному производству. Динамика этого
показателя по группе промышленно развитых стран показана в таблице №4.
|Год |Развитые |США |Западная |Япония |
| |страны | |Европа | |
|1890 |11,7 |6,7 |14,9 |5,1 |
|1913 |12,9 |6,4 |18,3 |12,6 |
|1929 |9,8 |5,0 |14,5 |13,6 |
|1938 |6,2 |3,7 |7,1 |13,0 |
|1950 |7,8 |3,8 |13,4 |6,8 |
|1953 |8,4 |4,3 |13,4 |7,5 |
|1960 |8,6 |3,8 |14,8 |8,9 |
|1970 |10,2 |4,0 |17,4 |9,7 |
|1975 |14,1 |6,6 |21,3 |11,0 |
|1980 |15,5 |7,7 |22,7 |11,8 |
|1990 |14,6 |7,2 |23,0 |9,6 |
|1992 |14,3 |7,5 |21,7 |8,8 |
|1995 |14,7 |7,9 |23,9 |8,4 | Таблица 4. Экспортная квота экономики (1890-1995гг.) (доля товарного экспорта в ВВП, %). В 70-е годы степень вовлечённости стран мира в международное разделение
труда резко возросла, сравнялась с уровнем, существовавшем до первой
мировой войны, и превзошла его. В 1970 году страны Западной Европы
улучшили показатель 1913 года по доле товарного экспорта в ВВП (валовой
внутренний продукт). Описанные процессы в экономике, гигантский прогресс в научно-технической
области определили политико-географический облик мира накануне XXI века. Международное разделение труда в конце ХХ века 1 Отличительные особенности политико-географического облика мира в конце ХХ века. Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом
особенностей, имеющих глобальный характер. 1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых
государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193. Мир становится
более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом
отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что
означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого
произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой
истории - СССР. В тоже время происходит процесс глобальной политической интеграции
народов всего мира. Свидетельством этого процесса является образование, и
успешное функционирование ряда мировых организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО,
МВФ, Европейский парламент и тд. . 2). Большая роль в процессе международной интеграции принадлежит
транснациональным корпорациям (ТНК). Их хозяйственная деятельность
приобрела глобальный характер, как по географии, так и по масштабам
производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч.
Наиболее крупными из них являются, например, Шелл, Кока-кола, Форд, Даймлер-
Бенц, Адидас, Сони, Самсунг и другие. Их продукция продаётся, без
преувеличения, во всех странах мира. 3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта
(железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных
связей. Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В
эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла
грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну
морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии
(средство доставки информации). Изменения в транспортной сети мира с
середины ХХ века показаны в таблице №5.
|Виды путей сообщения |1950 г. |1970 г. |1990 г. |
|Железные дороги |1320 |1340 |1210 |
|Автодороги |15540 |19700 |23600 |
|Судоходные реки |560 |525 |544 |
|и каналы | | | |
|Нефте- и |175 |395 |600 |
|продуктопроводы | | | |
|Магистральные |186 |545 |900 |
|газопроводы | | | |
|Воздушные пути |3300 |5510 |7900 |
Таблица 5. Мировая транспортная сеть (тыс. км.). Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт,
реализуя возможности международного разделения труда. В числе стран -
лидеров мирового торгового флота (по тоннажу) - Либерия, Панама, Япония,
Греция, США, Китай, Россия. Многие страны переводят сотни крупных судов под
”удобные” флаги развивающихся стран (Панама, Либерия) в связи со
стремлением снизить издержки и увеличить прибыли (используют дешёвую
рабочую силу развивающихся стран, налоговые льготы и т.п.). К крупнейшим
портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США),
Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др.. Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он
обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но
осуществляет и международные перевозки. Основу сухопутного транспорта составляют железнодорожный, трубопроводный
и автомобильный виды транспорта. Соотношение видов транспорта в грузовых и
пассажирских перевозках различно в разных странах мира. Роль железнодорожного транспорта постепенно уменьшается, хотя всё равно
остаётся огромной. Крупнейшую протяжённость имеют железнодорожные сети США
(240 тыс. км.), России (86 тыс. км.), Индии (61 тыс. км.) и Китая (53 тыс.
км.). Автомобильный транспорт развивается очень динамично. Он играет ведущую
роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние
расстояния. В настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает 0,5
млрд. автомобилей (80% в развитых странах). Трубопроводный транспорт относится к числу новых видов средств
сообщения, интенсивно развивающихся в настоящее время. Развитее энергетики
стимулировало расширение сети нефтепроводов и газопроводов. Появились
продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда.
Крупнейшие трубопроводы расположены в России (газопровод ”Дружба” - 5,5
тыс. км. и нефтепровод Уренгой - 4,5 тыс. км.), в Канаде (нефтепроводы
Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км.) и Эдмонтон - Монреаль(3,2 тыс. км.))
и в США (продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км.)). Себестоимость
транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железным дорогам. Этот
вид транспорта обеспечивает стабильность, надежность перевозок, меньшее
загрязнение окружающей среды. Воздушный транспорт - это вид наиболее скоростного, но дорогостоящего
транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов. Крупнейшие
агломерации мира имеют сразу несколько аэровокзалов - Нью-Йорк, Лондон,
Париж, Москва, Токио. Крупнейший воздушный парк (самолётный)
сконцентрирован в США, России, Канаде, Франции, Австрии и в ФРГ. 4). Гигантское значение имеет глобальное информационное объединение
мира. Во второй половине ХХ века широкое развитие получили такие новые виды
связи как спутниковая и кабельная. Благодаря им появилось возможность
быстрой и чёткой передачи информации в любые уголки земного шара. Величайшим достижением человека в конце ХХ века явилось создание сети
Интернет, бурно развивающейся и растущей на наших глазах. Благодаря
появлению совершенных персональных компьютеров эта всемирная сеть связывает
не только государства, различные организации, но и отдельных граждан разных
стран. Она включилась и в систему всемирной торговли. Уже организовано
проведение многих торгово-финансовых операций непосредственно по сети
Интернет. 5). Научно-техническая революция привела к тому, что экономика мира
начала и конца ХХ века сильно отличаются по своему характеру. Это
отражается в том, что если экономика начала века была ”индустриальная”, то
нынешняя - ”постиндустриальная ”. Это отражается, в частности, на составе
рабочей силы в разных странах. Так, например, после 50-х годов в США
численность ”белых воротничков” превысила численность заводских рабочих,
что ознаменовало рождение первой в мире ”сервисной экономики”. К началу 70-
х годов сфера услуг стала ведущим сектором в экономике всех развитых стран. 6). Для конца века свойственно возникновение новой, высшей ступени
международного разделения труда - всемирной экономической интеграции. Она
представляет собой процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей
групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной
экономики и политики. Это проявилось в создании ряда международных
объединений. Европейский Союз - экономическая группировка 15 западноевропейских
стран. 1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор. Его суть -
максимальная интеграция стран-участниц и превращение ЕЭС в Европейский Союз
(функции которого шире сферы экономики). Главные направления деятельности: - постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному
валютному экономическому союзу (в 1998 году была введена новая европейская
волюта ”евро”). - проведение единой внешней политики - решение совместными усилиями общих внутренних проблем Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - сообщество
26 промышленно развитых стран с рыночной экономикой. В их числе такие
страны как Великобритания, США, Австралия, ФРГ, Франция, Япония и др..
Основная цель организации - координация экономической политики стран-
участниц, в том числе по вопросам помощи развивающимся странам. Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) - экономическая
группировка североамериканских стран: США, Канады и Мексики. В соответствии
с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в
движении товаров, услуг и капиталов через границы с постепенной ликвидацией
таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не
предполагают создание единой валюты и координации внешней политики. Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) - В 1960 году создана группой
развивающихся стран для координации действий в области добычи, экспорта и
условий торговли нефти. Членами ОПЕК являются 12 государств: Алжир,
Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия,
ОАЭ, Саудовская Аравия. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - региональная
экономическая организация, в состав которой входят Индонезия, Малайзия,
Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Субрегиональный блок (Общий рынок) (МЕРКОСУР) - создан в 1991 году.
Члены: Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. С 2001 года они
намереваются ввести зону свободной торговли. Латиноамериканская Ассоциация интеграции (ЛААИ) - создана в начале 80-х
годов. В неё входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина,
Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Цели - облегчить взаимные
торгово-финансовые связи, создать условия свободной миграции рабочей силы,
осуществить либерализацию таможенной политики и др. Лига арабских государств (ЛАГ) - основана в 1945 году с целью защиты
суверенитета её членов - 20 арабских стран Африки и Азии. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В
1976 году его учредили Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн - для
интенсификации экономического развития. Организация африканского единства (ОАЕ) - крупнейшая и наиболее
влиятельная межгосударственная политическая организация независимых стран
Африки. Она объединяет свыше 50 государств. Помимо перечисленных союзов действуют ещё некоторые, но меньшие по
масштабу, организации. 7). В настоящее время происходят серьёзные структурные изменения в общей
системе международного разделения труда и мировой торговли. Основные
экономические показатели современного мира приведены в таблице №6. В последние десятилетия растёт доля развивающихся стран в мировой
экономике, с одной стороны, благодаря росту экспорта их сырья, а с другой -
импорта машин и продовольствия. Правда, условия торговли для этих стран
складываются неблагополучно, так как цены на машины и оборудование растут
быстрее цен на сырьё. И многие из этих стран остаются лишь поставщиками
сырья для экономики промышленно развитых государств. Но развивающиеся страны полны решимости перестроить свою внешнюю
торговлю и изменить сложившийся характер отношений с развитыми странами.
Всё чаще слышны требования по созданию нового мирового экономического
порядка, установления контроля над деятельностью транснациональных
корпораций на территории развивающихся стран, введения справедливых цен на
сырьё и готовые изделия, оказания помощи без каких-либо политических
условий. |Типы стран |Территор|Населе|Доля в |
| |ия |ние |промышленном |
| | | |производстве |
|Мир |100 | 100|100 |
|Экономически развитые страны( |23,8 |15,2 |66 |
|Западная Европа( |2,7 |7,0 |23 |
|США( |6,9 |4,7 |20 |
|Япония( |0,4 |2,3 |9 |
|Развивающиеся страны( |50 |53,5 |17 |
|Постсоциалистические и | | | |
|социалистические страны( |26,2 |31,3 |17 |
|Китай |7,1 |21,4 |8 |
|Россия( |12,8 |2,8 |6,5 |
|Типы стран |Доля в |Оборот |ВНП |
| |сельском |внешней | |
| |хозяйстве |торговли | |
|Мир |100 |100 |100 |
|Экономически развитые страны( |40 |70,4 |59 |
|Западная Европа( |19 |45,6 |25 |
|США( |12 |12,9 |20 |
|Япония( |5 |7,4 |11 |
|Развивающиеся страны( |30 |22,3 |14 |
|Постсоциалистические и | | | |
|социалистические страны( |30 |7,3 |27 |
|Китай |15 |1,6 |16 |
|Россия( |6 |2,5 |5 | Таблица 6. Основные экономические показатели современного мира, на начало 1990-х годов, (%). 2 Основные направления экспорта и импорта в мире. 1 Энергетика мира. Энергетика относится к так называемым ”базовым” отраслям промышленности:
её развитие является непременным условием развития всех других отраслей
мирового хозяйства. Неуклонно происходит общий рост потребления энергии.
Основными первичными источниками энергии в современном мире являются нефть,
уголь, природный газ, гидроэнергия; быстро растёт значение атомной
(ядерной) энергии. Доля всех остальных источников, вместе взятых (дрова,
торф, энергия солнца, ветра, геотермальная энергия и др.) в общем объёме
энергопотребления составляет всего несколько процентов. Подавляющая часть первичных энергоресурсов потребляется в развитых
странах. Но распределение добывающих отраслей не так однозначно. Например,
по добыче угля, природного газа, урановых руд преобладают страны развитого
капитализма (около 9/10), а по добыче нефти - развивающиеся (около 3/4). Нефтяная промышленность - одна из важнейших и наиболее быстро
развивающихся до последнего времени отраслей тяжёлой промышленности.
Главными причиной быстрого развития отрасли является дешевизна рабочей силы
в странах, где добывают нефть, и большая потребность мирового хозяйства в
бензине, керосине, мазуте и других видов топлива, изготавливаемых из нефти.
Основными экспортёрами нефти являются страны Ближнего Востока (более
половины общемировых разведанных запасов нефти). Большая часть её запасов
сосредоточена на шельфовых и морских месторождениях. По добыче нефти
лидируют Саудовская Аравия (12,9%), Россия (11,6%) и США (10,9%). В
последнее время разрабатываются всё новые, более прибыльные, месторождения.
Увеличивается роль Китая. Транспортируют нефть в основном нефтепроводами и
океанскими танкерами.
Страницы: 1, 2, 3
|
|