Методические особенности преподавания страноведения в школьной географии на примере страноведения
Констатирующий эксперимент
направлен на получение реальной картины состояния того или иного педагогического
объекта или явления (например, уровень знаний учащихся, эффективность действующих
программ и учебников и т.д.).
Формирующий эксперимент
направлен на создание нового педагогического опыта. Чаще всего он используется для
того, чтобы определить:
-доступен ли для учащихся
тот учебный материал, который исследователь считает нужным впервые включить в содержание
курса географии;
-эффективны ли предлагаемые
новые приемы изучения тех или иных вопросов школьной географии, новые наглядные
пособия или их сочетания.
Эффективный эксперимент
должен удовлетворять целому ряду условий и требований. Первое условие успешного
проведения эксперимента состоит в наличии глубоко продуманной гипотезы или научного
предположения, подлежащего доказательству и проверке. В методических исследованиях
гипотеза чаще всего включает, во-первых, определение круга знаний и умений, которые,
по мнению исследователя, должны быть усвоены учащимися, и, во-вторых, установление
наиболее рациональных методов, форм и средств обучения, которые должны обеспечивать
высокое качество усвоения этих знаний и умений. Так, имеется основание для предположения
о том, что уровень усвоения знаний о географической оболочке будет выше, если в
реальном процессе обучения географии обеспечивается преемственность и взаимосвязь
индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной деятельности, а основной упор
делается на самостоятельную деятельность учащихся.
Другое необходимое
условие проведения эксперимента – создание учебно-методических материалов в соответствии
с положениями выдвинутой гипотезы или сделанного предположения (учебных текстов,
вопросов и заданий для учащихся, раздаточного дидактического материала и т.д.),
с помощью которых ведется экспериментальное обучение. При этом следует учитывать,
что главный критерий ценности новых методических предложений (прежде всего – по
совершенствованию содержания, методов и средств обучения) – это положительные сдвиги
в знаниях и умениях учащихся, развитии их познавательных интересов и самостоятельной
деятельности. Поэтому к числу важнейших условий эксперимента относится создание
проверочных заданий для учащихся, позволяющих установить и по возможности измерить
эти сдвиги.
Наиболее распространенной
формой организации формирующего эксперимента является выделение экспериментальных
и контрольных классов. В этом случае в одном классе (экспериментальном) вводится
новый учебный материал (или новые приемы его изучения), в другом же классе (контрольном)
обучение ведется без изменения, то есть обычным, традиционным способом. При этом
чрезвычайно важно, чтобы контрольные и экспериментальные классы были примерно равными
по уровню подготовки и успеваемости учащихся.
Для современного этапа
развития методической науки характерно все более широкое применение эксперимента,
что повышает достоверность полученных выводов и научно-практическую значимость рекомендаций.
Обычно
теоретические и эмпирические методы исследования применяются во взаимосвязи. Любое
теоретическое обобщение опирается на факты, а изучение опыта школы и постановка
эксперимента всегда сочетаются с использованием теоретических методов. Все методы
исследования осуществляются с помощью таких логических операций, как анализ, синтез,
индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.
Анализ
– это расчленение (мысленное или реальное) объекта на составляющие его элементы;
анализ неразрывно связан с синтезом.
Синтез
– соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое
(систему); синтез всегда связан с анализом.
Индукция
– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе или общему утверждению; различают
полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и
неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно или конечно-необозримой области
фактов.
Дедукция
– цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением
логического следования; началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты
или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия
из посылок, теоремы («частное»).
Абстрагирование
– отвлечение от частных свойств и связей объекта и выделение существенных свойств
и связей этого объекта.
Обобщение
– переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств,
отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области реальной
действительности.
Сравнение
– вычленение в сопоставляемых объектах признаков их общности и различия.
Отбор
методов исследования и их успешное применение предполагают хорошее знание литературы
по избранной теме – учебной, психолого-педагогической, географической, экологической,
философской.
3.2. Практические примеры применения курса страноведения
в школьной географии.
Страноведческий курс географии «Страны мира» предназначен
для учащихся 10 – 11 классов. В основе данного направления лежит концепция совершенствования
содержания и структуры школьного географического образования, которая рассматривает
курс школьной географии на основе комплексного страноведения. Необходимость введения
преподаваемого курса вызвана изменениями в обществе: с политической карты мира ушла
социалистическая система, идеология; открыты границы для посещения стран туристами
и отдыхающими, все больший вес в обществе приобретают деловые поездки и встречи
с интересными людьми. Многообразие жизни на Земле (природы, народов и их хозяйственная
деятельность) можно познать через изучение страноведческого курса. Современное комплексное
страноведение выступает по утверждению Я.Г.Машбица, одного из ведущих страноведов,
в качестве интеграции содержания физической и социально – экономической географии
в единый страноведческий курс, создает фундамент целостной географии. Комплексное
страноведение, которое соединяет изучение географии с изучением материальной и духовной
культуры народов мира, поможет учащимся в наибольшей степени понять причины разнообразия
природы стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать
свое место в жизни. Страноведческие знания позволят учащимся видеть, понимать и
оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.
Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном
изучении разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и
человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации.
У учащихся данного возраста психологи отмечают усиление познавательного интереса
к явлениям природы и к событиям общественной жизни, усиление способностей рассуждать
на основе общих знаний, стремление к познанию, расширение области интересов. Страноведческий
подход к построению содержания курса позволяет расширить историко – географическую
основу знаний, будет знакомить школьников с изменениями политической карты, особенностями
практики природопользования в различных регионах мира, с решением мировых проблем.
Страноведческий курс завершает изучение всей географии
и предполагает:
- повторение ранее
изученного материала;
- систематизация географических
знаний;
- развитие познавательного интереса к общепланитарным
процессам, явлениям;
- овладение системой
географических знаний за полный курс;
- формирование пространственного
представления о природных, социальных и экономических системах;
- умение выполнять
операции на мыслительную деятельность;
Страноведческий курс связывает все содержание географии,
т.к. в 7 – 10 классах содержится большой объем страноведческих знаний, и учащиеся
уже в комплексе знакомятся со странами мира. В данном курсе в отличие от предлагаемых
авторских программ все страны предполагается изучать через сопоставление и сравнение
некоторых цивилизационных особенностей (нация, религия, культура, преобладающий
образ мыслей и жизни, стиль поведения, отношение к труду, положение человека в обществе
и т.д.). Такой подход к изучению стран вызывает наибольший интерес у учащихся и
желание познавать мир.
В документе Министерства
образования «Оценка качества подготовки выпускников основной школы» в перечне обязательного
минимума содержания основного общего образования по географии уже присутствует раздел
под названием « Страноведение». В целом при изучении курса данного курса перед учащимися
стоят следующие задачи:
- систематизировать знания за весь курс географии;
- рассмотреть важнейшую роль международных
организаций во внешнеэкономических связях Всемирного хозяйства;
- сформировать взгляд
на современную политическую карту мира, как динамично развивающуюся картину мира;
- формировать пространственное мировоззрение;
- познакомиться с
наиболее интересными странами мира;
- уметь давать характеристику
страны в соответствии с планом;
- утверждение определенных взглядов на мир,
планету, человечество.
Использование компьютерных
технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся:
задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика,
осуществлять разноуровневое обучение. Целью обучения является удовлетворение познавательного
интереса по географии с использованием компьютера.
В данном страноведческом
курсе предлагаются для изучения страны Америки, и, в частности, Никарагуа. Работа
представляет собой обучающую программу и, вместе с тем, позволяет использовать все
тематические карты атласа.
Республика Никарагуа
(Republica de Nicaragua), государство в Центральной Америке, на юго-западе омывается
Тихим океаном, на востоке - Карибским морем. 130 тыс. км2. Население 4,3 млн. человек,
главным образом никарагуанцы. Городское население 61% . Официальный язык - испанский.
Большинство верующих - католики. Административно-территориальное деление 16 департаментов.
Столица - Манагуа. Глава государства и правительства - президент. Законодательный
орган - однопалатное Национальное Собрание. У берегов - низменности, на севере и
в центре - нагорье (высота до 2438 м). Крупные озера - Никарагуа и Манагуа. Вулканизм;
землетрясения. Климат тропический пассатный. Среднемесячные температуры 25-28 °С
(в горах 16-22 °С). Осадков от 1000 до 6500 мм в год. Вечнозеленые и летнезеленые
леса и кустарники. Национальные парки - Волькан-Масая, Саслая; резерват Апанас.
Территорию Никарагуа
в древности населяли индейские племена. В начале 16 века она была открыта испанцами,
превратившими ее в свою колонию. Испанцы завезли в Никарагуа рабов для работы на
плантациях. В 1821 году в ходе Войны за независимость испанских колоний в Америке
Никарагуа провозгласила независимость; в 1823-38 годах в составе Соединенных провинций
Центральной Америки, с 1838 года - самостоятельное государство. В 1824 году отменено
рабство. С середины 19 века развернулась борьба между США и Великобританией за преобладающее
влияние в Никарагуа с целью постройки на ее территории межокеанского канала. В 1912-33г.г.
Никарагуа оккупировали войска США, которые были выведены из страны в результате
национально-освободительной борьбы народа под руководством А. Сандино. С 1936г.
в Никарагуа - диктатура семейства Сомоса. Борьба никарагуанского народа, организованная
Сандинистским фронтом национального освобождения, привела к падению в 1979г. реакционного
режима Сомосы. В стране проводились аграрная реформа, национализация банков, части
промышленных предприятий и др.
В результате всеобщих
выборов (февраль 1990) к власти пришел Оппозиционный национальный союз (блок 14
партий и организаций). Президентом стала В. Чаморро. Основа экономики - сельское
хозяйство. Доля в ВВП (1991, %): сельское хозяйство 30,2, промышленность 17,5. Товарные
сельскохозяйственные культуры - хлопчатник, кофе, сахарный тростник, джут, табак,
какао, бананы. Пастбищное скотоводство. Производство электроэнергии 1,04 млрд. квт.
час. Небольшая добыча золота и серебра. Пищевая, легкая, нефтеперерабатывающая,
цементная промышленность. Длина (тыс. км) железных дорог 0,4, автодорог 15. Главные
морские порты: Коринто, Пуэрто-Кабесас, Блуфилдс. Экспорт хлопка, кофе, мяса. Основные
внешнеторговые партнеры: США, Германия, Япония, Канада, Италия. Денежная единица
- золотая кордоба.
Интегрированный урок
“Экономика-География”
по теме «Международная
экономика».
Экономика, как ни
один другой предмет в школе, требует от учащихся широты кругозора и умения использовать
знания, полученные в других школьных курсах (история, математика, география). Однако
опыт работы в школе показывает, что существующая несинхронность, несогласованность
и дублирование программ школьных курсов препятствуют формированию системного представления
у учащихся об окружающем их мире. Ребята затрудняются использовать полученные на
уроках истории и географии знания в курсе экономики.
Расширить кругозор
школьников, обеспечить системность обучения позволяют интегрированные уроки.
Тема “Мировая экономика.
Международная торговля” является благодатным материалом для сотрудничества экономиста
и географа. Теоретический материал подкрепляется фактологическим (теоретический
“скелет” урока обрастает “плотью” из цифр и фактов), урок становится насыщенным,
интересным, активизирует работу школьников.
Тема курса /Экономика/: “Международная торговля”.
Тема курса /География/: “Экономическое развитие стран
Америки”.
Тема урока: “Международная торговля: абсолютные
и сравнительные преимущества (на примере стран Америки)”.
Класс: 10
Время: 2 академических
часа.
Цели:
·
сформировать представления об абсолютном
и сравнительном преимуществе стран в производстве товаров и услуг, выяснить различия
этих понятий;
·
объяснить, каким образом принцип сравнительного
преимущества можно применить к процессу международной специализации и торговли;
·
объединить и убедиться. Почему международная
торговля приносит выгоды всем странам - участницам;
·
проверить умение анализировать статистические
данные, работать с картами атласа, давать устную характеристику обеспеченности стран
региона природными ресурсами;
·
формирование умения работать в группе;
·
активизация учащихся.
Понятия:
*
абсолютное
преимущество;
*
сравнительное
преимущество;
*
свободная
торговля.
Форма проведения урока:
*
1
ак. час - работа с фактологическим материалом в группах;
*
2-ой
час - деловая игра “Остров”.
Дидактический материал:
*
экономическая
карта континента;
*
атласы
10 класс;
*
учебник
В.П. Максаковский “География” 10 класс;
*
двухцветные
карточки по количеству учащихся в классе.
В начале урока класс
разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание - исходя из
наличия природных ресурсов (минеральных, лесных, земельных, агроклиматических) дать
наиболее полную картину экономики страны. Результатом работы с атласом, учебником,
справочной литературой является групповой отчет, в котором должны быть отражены
природные ресурсы страны и продукция (сельскохозяйственная, промышленная), а также
возможные виды экспортной продукции.
Выбор стран Никарагуа
и Аргентины мотивирован тем, что это страны, имеющие сходные природные условия и
ресурсы. В общей части курса “Экономическая и социальная география мира” (в географии
отраслей мирового хозяйства) они неоднократно упоминались, как страны - экспортеры
различных видов продукции.
Примерная форма отчета
группы об экономике страны (например, Никарагуа), составленная на основе анализа
карт атласа, текста и картограмм учебника.
Аргентина: площадь
- 2275 тыс. км2
население – 12,5 млн.
человек
плотность - около
12 чел/км2
Климатические пояса:
тропический, субтропический, умеренный.
Земельные ресурсы:
наибольшие площади-пастбища, пашни, леса.
Полезные ископаемые
(возможная запись - условными знаками, химическими символами): нефть, газ, полиметаллы,
железные, вольфрамовые, урановые руды.
Сельское хозяйство:
животноводство (крупнорогатый скот, овцеводство); зерновые культуры (кукуруза, пшеница;
масличные; плантации риса, хлопчатника, сахарного тростника, табака и т.п.
Промышленность: черная,
цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, электроэнергетика
(АЭС, ТЭС, ГЭС), рыбная, пищевая легкая.
Экспорт: текстильное
волокно, пшеница, кукуруза, продукция животноводства.
Отчет оценивается
учителем географии по пятибалльной системе с учетом активности всех членов группы.
2-ой урок начинается
с устного обсуждения отчетов. Учащиеся должны перечислить продукцию, которая является
экспортной для рассматриваемых стран.
Вопрос учителя: “
Почему необходима международная торговля?” Отвечая на этот вопрос, учащиеся, по
сути, самостоятельно дают определение абсолютного преимущества.
Страна обладает абсолютным
преимуществом в производстве товара, если она производит его дешевле, с меньшими
затратами ресурсов.
Учащимся предлагается
выделить те товары, в производстве которых страны обладают абсолютным преимуществом.
Например, Никарагуа- кофе, бананы, Аргентина- шерсть, зерно.
Наличие абсолютного
преимущества объясняет причины торговли между странами, хозяйства которых различаются
по природно-климатическим условиям.
Вопрос учителя: “Может
ли товарообмен между странами быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна
страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров?”.
Ответ на этот вопрос
мы получаем, анализируя результаты игры “Остров”. (Необходимо отметить, что условия
игры были адаптированы к материалу урока).
Поскольку игра только
моделирует реальную ситуацию, то мы ограничимся двумя товарами.
Итак, производители
Аргентины и Никарагуа производят два товара: зерно и шерсть. (Выбирая товары мы
специально отошли от таких традиционных товаров, как кофе, бананы, т.к. ответ менее
очевиден).
Производственные возможности
представлены в таблице:
|