Конспект истории великих географических открытий
Осторожные
бристольские купцы снарядили только один небольшой корабль “Мэтью” с 18 чел. 20
мая 1497 г. Д. Кабот отплыл из Бристоля на запад, чуть севернее 52 с.ш. Утром
Кабот достиг северной оконечности о. Нью-Фаундленд. В одной из гаваней он
высадился и объявил страну владением английского короля. Затем Кабот двинулся
на юго-восток, дойдя приблизительно до 46 30 с.ш. и 55 з.д. В море он увидел
большие косяки сельдей и трески. Так была обнаружена Большая Ньюфаундлендская
банка (более 300 тыс. кв. км) - один из самых богатых в мире районов рыболовства.
И Кабот взял курс на Англию.
Кабот
правильно оценил свою “рыбную” находку, объявив в Бристоле, что теперь
англичане могут не ходить за рыбой в Исландию, а в Англии решили, что Кабот
открыл “царство великого хана”, т.е. Китай.
В начале мая
1498 г. из Бристоля вышла вторая экспедиция под начальством Кабота - флотилия
из 5 судов. Предполагают, что Д. Кабот умер в пути и начальство перешло к его
сыну Себастьяну Каботу.
О второй
экспедиции до нас дошло еще меньше сведений, чем о первой. Несомненно лишь то,
что английские суда в 1498 г. достигли Северо-Американского материка и прошли
вдоль его восточного побережья далеко на юго--запад. С. Кабот повернул обратно
и вернулся в Англию в том же 1498 г.
О больших
географических достижениях второй экспедиции Кабота мы знаем не из английских,
а из испанских источников. На карте Хуана Ла Косы нанесена далеко к северу и
северо-востоку от Эспаньолы и Кубы длинная береговая линия с реками и рядом
географических названий, с заливом, на котором написано: “море, открытое
англичанами” и с несколькими английскими флагами.
ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ФРОБИШЕРА
Первым, после
отца и сына Каботов, возобновил поиски прохода с целью дойти до
Китая,
обогнув с севера
Америку, морской офицер Мартин Фробишер. Снаряжены были три судна (пинаса и два
барка).
В июне 1576 г.,
обогнув Шотландию, и 11 июля под 61 с.ш. высокую покрытую снегом Землю
Фрисланд (Гренландию), пинаса со всей командой погибла, а один барк
дезертировал.
Несмотря на это,
Фробишер с командой в 23 чел. продолжил плавание. Он обогнул южную оконечность
Гренландии и взял курс на запад с уклоном к северу. 20 августа у 63 с.ш. и 64
з.д. он высадился на островок, а затем проник в узкий залив и назвал его
проливом Фробишера. Он прошел мнимым проливом на северо-запад 60 миль, имея с
правой руки - Азиатский материк, отделявшийся от американской суши- по левую
руку.
“Американская
суша” Фробишера - это юго-восточный полуостров Баффиновой Земли, до настоящего
времени называемый Мета-Инкогнита (“Неведомая цель”): - такое условное
секретное название дала королева Елизавета, которая сочла “со слов Фробишера”,
этот участок суше за подступ к Азии. А лежащий к северу “азиатский материк”
Фробишера - это выступ той же Баффиновой Земли, называющейся теперь
полуостровом Холл.
В заливе
Фробишер встретил смуглых людей с длинными черными волосами, широкими лицами и
плоскими носами, похожими на татар. Их сходство с татарами стало дополнительным
доказательством того, что он достиг Азии. моряки с берега приносили растения и
камни,, среди которых был черный с желтыми вкраплениями, принятый Фробишером за
золотую руду. Эскимосы заводили немой торг с матросами. Так однажды пропала
лодка с 5 матросами.
С поредевшей
командой и без лодки Фробишер не рискнул двинуться дальше и вернулся в Англию,
чтобы сообщить там о своем двойном “великом” открытии: пролива в Тихий океан и
золотой руды.
Захватив с
собой эскимоса, Фробишер в конце августа поднял паруса и 2 октября вошел в
Темзу. По прибытии корабля, образовалась “Катайская компания”, получившая
большие привилегии. Елизавета внесла наибольший пай, снарядила за казенный счет
корабль 200 т. В экипаж судов из 140 чел. входили солдаты и рудокопы. Большой
корабль должен был с грузом золотой руды немедленно вернуться в Англию, а
Фробишер с двумя барками должен был продолжать исследования пролива и пройти в
“Катай” или в крайнем случае далеко на запад, дойдя до “Американской суши”,
чтобы удостовериться, что он находится в другом океане.
19 июля 1577 г.
англичане не раз высаживались на берег. Из-за льдов Фробишер не мог или не
хотел форсировать “пролив”. Он спешно наполнил трюмы судов “драгоценным грузом”
(более 200 т. камня) и 23 сентября уже был в Англии. “Золотая лихорадка “
охватила Англию после того, как “ученая” комиссия установила будто в руде
действительно много золота и “пролив” Фробишера ведет в “Катай”.
30 мая 1578 г.
под начальством Фробишера вышли на запад 15 судов -больших и малых (военных и
грузовых), чтобы основать колонию и построить крепость у “пролива”, немедленно
приступить к добыче золота и с малыми судами продолжить исследование “пролива”
и дойти до “Катая”.
У входа в
пролив, забитый льдами, один большой корабль столкнулся с айсбергом и затонул.
Экипаж с трудом спасся. Остальные суда,рассеянные бурей и отброшенные на юг,
попали в настоящий широкий, свободный от льдов, пролив, за которым было видно
свободное море, Фробишер повел их на северо-восток и открыл проход между
полуостровом Мета-Инкогнита на западе и группой небольших островов на востоке.
Теперь даже в его глазах Мата-Инкогнита не могла быть материком, т.к.
находилась между двумя проливами: одним настоящим - на юге (Гудзонов пролив) и
другим мнимым - на севере (пролив Фробишера).
У моряков
возникло представление о наличии большого архипелага на северо-западе океана.
Однако, хотя Фробишер действительно видел подлинную Гренландию, положил начало
открытию Баффиновой Земли и входил в широкие проливы (Девисова и Гудзонова), он
внес большую путаницу в карты северо-западной Атлантики и до начала XYII в.
картографы называли Гренландией не один, а целых четыре острова, существующих и
выдуманных.
Но Фробишер
первый изучил природу айсбергов. Он заметил, что айсберги при таянии дают
пресную воду, а не соленую, и правильно заключил, что они “рождаются” на суше и
сползают в море как альпийские глетчеры сползают в горные долины.
Фробишер не
построил крепости у “прохода”, позже он оправдывался, что во время бури погибло
много строительных материалов. Трюмы были наполнены “золотой рудой” и флотилия
двинулась обратно. Буря рассеяла суда и они поодиночке вернулись в разные английские
порты. При разгрузке образцы руды попали во многие руки, в т.ч. и к любопытным
частным специалистам. Но даже самый лучший из них не смог обнаружить в той руде
ни крупинки золота. Величайшее английское заокеанское предприятие XYI в.
закончилось величайшим крахом. Mета-Инкогнита оказалась не материком, а
островом, “пролив” Фробишера - заливом, в “золотой” руде не было золота.
После этой
неудачи Фробишер навеки простился с Севером. Он последовал примеру пирата
Дрейка - искал и находил драгоценные металлы в трюмах испанских кораблей,
идущих из “Западной Индии” в Испанию. Затем он командовал одним из кораблей,
высланных Англией против Испанской “Непобедимой армады” и был убит у берегов
Франции при нападении на Брест во время войны Генриха IY Бурбона против
реакционной католической лиги.
ПЛАВАНИЯ ГУДЗОНА
В 1607-1608 ГГ.
В 1607 . купцы
английской торговой “Московской компании” приняли на службу малоизвестного
пожилого капитана Генри Гудзона, лондонского жителя. За их счет он снарядил
парусник в 80 т с командой в 12 чел. и на этом судне Гудзон собирался пройти в
Японию прямо
через Северный
полюс.
1 мая 1607 г.
Гудзон вышел из устья Темзы и в июне, двигаясь при очень благоприятных ледовых
условиях вдоль восточного берега Гренландии, достиг у 73 с.ш. того выступа,
который позднее был назван Землей Гудзона. И в конце июня он увидел остров, принятый
им за Новую Землю. На самом же деле это был западный Шпицберген, называвшийся
русскими поморами Грумант. Встретив непроходимые льды, Гудзон повернул обратно
и у 71 с.ш. открыл небольшой одинокий остров с двумя вершинами, названный им
“Зубцами Гудзона”.
Через 4 года
остров вторично открыл голландский капитан Ян Майен, который дал ему свое имя,
закрепившееся на картах.
В середине
сентября 1607 г. Гудзон вернулся в Лондон. Кроме больших географических
достижений, его плавание имело и важное практическое значение: Гудзон
подтвердил сведения о богатых возможностях китобойного и зверобойного промыслов
в исследованной им части Северного Ледовитого Океана, теперь называемой
Гренландским морем. Английские и голландские промышленники немедленно
воспользовались его указаниями. Но купцы “Московской компании” были недовольны,
т.к. прямое задание - достичь через Северный полюс Японии - не было выполнено
(но на парусном судне оно и не выполнимо).
И все-таки
купцы в следующем году вторично послали Гудзона в моря Дальнего Востока
северо-восточным путем, увеличив команду на 2 чел. Гудзон на этот раз взял с
собой сына, как делал это и в последующих плаваниях.
22 апреля
1608 г. Гудзон вышел из устья Темзы и 26 июня достиг юго-западного берега Новой
Земли, но не смог ни обогнуть ее с севера, ни пробиться через Карские Ворота на
восток в Карское море и ни с чем вернулся на родину.
25 марта
1609 г. Гудзон снова вышел из залива Зейдер-Зе на север, обогнув мыс Нордкап,
достиг Баренцевого моря 72 с.ш., встретил та тяжелые льды и под давлением
недисциплинированной команды вынужден был отступить и повернуть на юго-запад.
В этом направлении он, выдержав сильный шторм, пересек Северную Атлантику,
подошел к американскому берегу у 44 с.ш. и начал поиски прохода в Тихий Океан.
От залива Мэн вдоль берега к югу за 36 с.ш. не нашел прохода и повернул на
север.
Гудзон
напрасно заходил в заливы Чесапаикский и Дела Бэр, а у 40 30 с.ш. обнаружил
бухту, которую принял сначала за вход в желанный пролив. Но он оказался устьем
“Большой Северной реки”, как назвал ее Гудзон, открытой Веррациана. Гудзон
поднялся по ее течению почти на 200 км и, отчаявшись в попытке найти пролив или
собрать хотя бы сведения о нем, спустился к моря и вернулся в Европу.
ОТКРЫТИЕ ГУДЗОНОВА ЗАЛИВА И ГИБЕЛЬ ГУДЗОНА
.
17 апреля 1610
г. Гудзон вышел из Лондонского порта. От Исландии Гудзон перешел к восточному
берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в
Тихий океан, обогнув южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад.
Не найдя пролива у северного берега земли Мета-Инкогнита, открытой Фробишером,
он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юги и 5 июля попал в настоящий
пролив (Гудзонов). 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к
противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава, затем закончил
открытие всего северного побережья Лабрадора.
2 августа с 63
20 с.ш. показалась земля, которую Гудзон принял за выступ материка. На
следующий день перед моряками открылось широкое серебристо-голубое пространство
- свободное ото льда спокойное море.
3 августа
1610 г. Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: “Мы пошли (на запад) по
узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа в пролив с южной
стороны я назвал Вулстенхолм”. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.
В конце
сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 км, моряки попали в
сравнительно небольшой залив (Джемс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и
Гудзон якобы высадил на берег моряка, которого считал главным смутьяном. В
ноябре у южного берега залива, у 53 с.ш. судно было окружено льдами и выброшено
на берег. Зимовка проходила в сносных условиях.
В середине
июня следующего 1611 г. судно спустили на воду и через неделю недовольство
команды перешло в открытое возмущение. 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри
Гудзона с мальчиком-сыном, помощника штурмана и еще шесть человек верных
капитану и оставили их на произвол судьбы - без оружия, без продовольствия.
К
капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: “Большая Северная река”,
открытая до него, названа его именем - рекой Гудзона; пролив, открытый С.
Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, Гудзоновым морем.
ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕВИСА
Мечта найти
северо-западный проход все еще владела английскими умами. Лондонские улицы
решили на пользу отечества снарядить корабли с единственной целью - открыть
морской проход в Индию. Они приобрели два судна водоизмещением в 35 и 50 т с
экипажем всего в 42 человека. Во главе экспедиции был поставлен Джон Девис.
Во второй
половине июля 1585 г. Девис достиг юго-восточной окраины Гренландии. Но
картографическая путаница, внесенная Фробишером, была так велика, что Девис не
признал Гренландии. Он повернул на юго-запад и через несколько дней потерял из
виду эту “Страну Отчаяния” (Десолейшн).
В начале
августа Девис повернул в море, тогда свободное ото льда, и двинулся на
северо-запад. Пройдя 600 км, он пересек Девисов пролив и достиг на западе суши
у 66 40 с.ш. Пройдя на северо-запад страны около 200 км, Девис видел на берегу
эскимосов. Он пришел к выводу, что нашел северо-западный проход и 30 сентября
1585 г. вернулся в Англию с этой приятной вестью.
7 мая 1586 г.
Девис на четырех судах отправился в залив Гилберта и на этот раз убедился, что
его “Страна Отчаяния” является частью Гренландии. На широте 54 15 с.ш. он
решил, что нашел вход в “пролив, ведущий прямо на запад” (залив Гамильтон), но
не исследовал его из-за противного западного ветра. В сентябре после гибели
двух моряков Девис повернул на родину, куда прибыл 14 октября.
И снова, уже в
третий раз, летом 1587 г. Девис вошел в залив Гилберта. Он оставил там два
больших судна для зверобойного промысла, а сам на малом судне продолжал поиски
Северо-Западного прохода. Он прошел вдоль гренландского берега далеко на север,
до 72 12 с.ш.,
а отойдя от берега
- до 73 с.ш. Когда льды остановили его, он повернул на юго-запад и в середине
июля достиг Баффиновой Земли. 2 дня он плыл на юго-запад пока правильно не
решил, что не найдет там выхода в Восточный океан. Повернув обратно, он
обследовал юго восточное побережье Баффиновой Земли, открыл там крупный
полуостров (Холл), миновал “Бешеный водоворот” (вход в Гудзонов пролив). Он проследил
почти все Атлантическое побережье Лабрадора до 52 с.ш. и 15 сентября прибыл в
Англию, страдая от недостатка провианта и пресной воды.
В 1591-1592 гг.
Девис участвовал в экспедиции Томаса Кавендиша, который вторично пытался пройти
в Тихий океан. Позднее Девис совершил ряд плаваний в Ост-Индию и в конце 1605
г. был убит в районе Малакки в стычке с малайцами.
ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛЛОУБИ-ЧЕНСЛОРА
В 1548 г. по
совету С. Кабота и при его участии в Лондоне организовано “Общество
купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и
владений неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых” Начальником
экспедиции и командиром лучшего судна был назначен знатный дворянин Хью
Уиллоуби; главным штурманом флотилии и капитаном крупнейшего корабля - Ричард
Ченслор.
10 мая 1553 г.
флотилия оставила устье Темзы, но из-за сильных ветров и волнения в море только
в августе достигла норвежского озера Сенья (у 69 с.ш.). Там в ночь на 3 августа
1553 г. поднялась буря и судно Ченслора навсегда разлучилось с другими, которые
зимой 1554 г. все погибли.
Корабль
Ченслора ( штурман Стивен Барроу), обогнув Нордкап, неделю простоял в
Варде,ожидая Уиллоуби, а затем проник в Белое море и 24 августа 1553 г. вошел
в устье Северной Двины. Ченслор, не дожидаясь разрешения, отправился санным
путем в Москву. В мае 1554 г. Иван IY отпустил Ченслора с почетом, но под
крепкой охраной. В 1555 г. Ченслор снова отправился на Русь, на этот раз как
посол. Англичане получили от Ивана IY обещанные привилегии. Ченслор отплыл в
Англию с царским послом. У шотландских берегов этот корабль потерпел крушение и
Ченслор утонул.
ПЛАВАНИЕ СТИВЕНА БАРРОУ
В 1556 г.
Стивен Барроу был послан к Оби, в надежде через Обь проникнуть в Катай. Его
отчет дает верную характеристику условий плавания в Ледовитом океане.
С Барроу
начинается западноевропейская научная литература об Арктике. Очень важны для
нас прямые указания Барроу на выдающиеся достижения русских поморов, свободно
плававших по обе стороны Новой Земли.
9 июня 1556 г.
Барроу благополучно вошел в устье Колы.
22 июня судно
“Серчтрифт” вышел в море с русскими ладьями. По сравнению с замечательным
мореходным искусством поморов: опытнейший английский моряк Барроу в условиях
Арктики казался робким учеником. Медленно двигаясь на восток, вдоль берега,
Барроу два дня неудачно пытался обогнуть Канин Нос.
15 июля
Барроу прошел через “опасный бар” Печоры, простояв там 5 дней, один двинулся в
открытое море. Утром 21 июля “Серчтрифт” попал во льды. Выйдя из них, Барроу
четыре дня следовал на восток и подошел к острову у юго-западного берега Новой
Земли и у 72 42 с.ш. нашел хорошую стоянку.
31 июля
Барроу стал на якорь у острова близ северо-западного берега Вайгача.
6
августа Барроу расстался с русскими поморами на широте 70 25 с.ш. После
разлуки с ними он очень мало продвигался на восток и 22 августа повернул
обратно. Перезимовал Барроу в Холмогорах. Весной 1537 г. ему приказали идти
“на поиски некоторых английских судов”. Он описал Мурманский берег и составил
первый краткий англо-немецкий словарь (около 100 слов).
Страницы: 1, 2, 3
|