Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
Население:
Испано-индейские метисы - 55 %
Индейцы-29
% Потомки европейцев – 15 %.
Экономика и политика.
Будучи в течение 300 лет
испанской колонией, Мексика являлась для Испании дешевым источником сырья и рынком
сбыта товаров. Такая политика обогатила очень небольшую по численности мексиканскую
элиту, состоявшую из испанцев и креолов (мексиканцев испанского происхождения),
но препятствовала экономическому развитию. Экономика базировалась в основном на
выращивании кукурузы, бобовых, чилийского красного перца и разведении крупного рогатого
скота для внутреннего потребления, на добыче серебра и другого минерального сырья,
а также выращивании табака на экспорт. Она в сильной степени зависела от использования
труда местного населения, состоявшего в основном из индейцев (позже метисов). Войны
за независимость (1810–1821) и последовавшая за ними нестабильность разорили страну
и затормозили инвестиционный процесс. В конце 19 в. диктатор Порфирио Диас (правил
в 1876–1910) использовал расточительные финансовые стимулы, чтобы привлечь иностранных
инвесторов, которые приступили к освоению месторождений нефти Мексики и построили
железные дороги, шоссе, портовые сооружения, телеграфные линии и системы линий электропередач.
Это вызвало бурное экономическое развитие и рост среднего класса, который возмущался
предоставлением иностранцам более благоприятных условий. Поскольку объем производства
кофе, хлопка, сахарного тростника и мексиканской пеньки возрастал за счет сокращения
натурального сельского хозяйства, большинство крестьян пострадали, так как земли,
принадлежавшие их общине, так называемые «эхидос», были заняты частными землевладельцами,
и они были вынуждены работать на плантациях, которые специализировались на выращивании
экспортных культур, или все вместе покидать землю. Движение за возвращение земли
крестьянам и против экономического господства иностранцев привело к вспышке революции
1910, которая свергла Диаса.
Новое правительство предприняло
активные действия по «мексиканизации» экономики. В 1930-е годы президент Ласаро
Карденас национализировал железные дороги страны, экспроприировал 17 иностранных
компаний, которые контролировали нефтяную промышленность, и осуществил крупную земельную
реформу.
Во время Второй мировой
войны правительство приступило к созданию отечественной промышленности для замены
импорта (ICI) – эта концепция широко распространилась по всему западному полушарию
в результате Великой Депрессии. Эта стратегия строилась на создании протекционистских
барьеров для поощрения «зарождающихся отечественных отраслей промышленности», которые
бы смогли производить товары, которые ранее покупались за границей. К другим стимулам
развития предпринимательства относились налоговые льготы, займы с низкими процентами,
дешевая электроэнергия, послушное профсоюзное движение и строительство обширной
сети шоссейных и железных дорог, аэропортов и сооружений связи. Такая политика правительства
вызвала «экономическое чудо», которое проявилось в высоких темпах экономического
роста.
Ситуация в экономике Мексики
в начале 1970-х годов стала улучшаться благодаря открытию «Петролеос мехиканос»
(«Пемекс»), государственной нефтяной компанией, крупных нефтяных месторождений в
Табаско, Чьяпас и в заливе Кампече, однако вскоре оказалась неспособной обслуживать
огромный внешний долг, когда цены на нефть начали падать в период экономического
спада 1981–1982. Экстренные займы, предоставленные США и международными финансовыми
организациями, сопровождавшиеся резким обесцениванием песо и политикой строгой экономии,
спасли страну от банкротства.
Убедившись, что проведение
политики поощрения отечественного производства с целью замещения импорта будет сдерживать
развитие страны, президент Мигель де ла Мадрид Уртадо (1982–1988) приступил к реформе,
направленной на устранение протекционистских барьеров. Де ла Мадрид и Салинас стремились
получить иностранные займы, привлечь современные технологии, поощрять вненефтяной
экспорт и бороться с инфляцией, а также содействовали членству Мексики в ГАТТ.
В 1988 заключение соглашения
о свободной торговле между США и Канадой побудило Салинаса выработать аналогичное
соглашение, которое бы включило Мексику. Переговоры, длившиеся более года, привели
к созданию Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое
было утверждено Конгрессом США в ноябре 1993 и позволило распространить условия
свободной торговли не только на промышленные, но также и на сельскохозяйственные
товары; бытовые, транспортные, банковские и инвестиционные услуги; и такие виды
интеллектуальной собственности, как авторские права, торговые марки и программное
обеспечение для компьютеров. Три государства договорились также о проведении в жизнь
законов об окружающей среде и труде, в т.ч. законы об охране детства, минимальной
зарплате и безопасности труда на рабочих местах. НАФТА вступило в действие с 1 января
1994.
Еще до вступления в должность
1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто Седильо Понсе де Леон обещал «обеспечить
защиту» мелкого бизнеса, компаний средних размеров и крестьян, которые не могли
конкурировать с более эффективно работающими корпорациями США и Канады.
Еще до того, как новый
президент приступил к исполнению своих обещаний, он столкнулся с ситуацией экономического
спада. Раздутый торговый дефицит, огромный внешний долг и увеличение денежной массы
привели к обесцениванию песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по
ограничению роста зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия
частного капитала в экономике Мексики. Президент Клинтон разработал в начале
1995 программу выхода из кризиса; тем не менее, ВВП в течение этого года стремительно
сократился на 6,2 % на фоне роста цен на 52 %. Жесткая политика Седильо улучшила
состояние экономики в конце 1996, заложив основу для ее роста в 1997 (прирост
4,8 %) и 1998 (4,5 %).
Период оздоровления мексиканской
экономики продолжался недолго, и вскоре цены на нефть начали падать. Хотя нефть
и нефтепродукты составили в 1998 только 12 % экспортной выручки, ими подпитывалась
1/3 федерального бюджета. Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать
государственные расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет
1999.
Более оптимистически настроенная
НАФТА поощряла расширение торговли по всему континенту. Двусторонняя торговля Мексики
с ее партнерами выросла на 67 % в период между 1993 (91 млрд. долл.) и 1996
(152 млрд. долл.), хотя в конце 1990-х годов дефицит платежного баланса стал увеличиваться.
Несмотря на критику со стороны озлобленных националистов, Седильо продолжал осуществлять
приватизацию, сосредоточив внимание на объектах телекоммуникаций, железных дорогах,
портах, электростанциях и нефтехимических заводах. Валовой
внутренний продукт (ВВП) Мексики в 1997 – общий выпуск товарной продукции и оказанных
услуг – составил 402,5 млрд. долл. или 4184 долл. на душу населения. В 1997 промышленность
составила 28,3 % ВВП, сфера услуг и торговля – 65,3 %, сельское и рыбное хозяйство
– 6,1 %. Прирост объема производства мексиканской экономики ежегодно составлял в
1995 – 6,2 %, в 1996 – 5,1 %, 1997 – 7 %, в 1998 – 5,3 %.
Политическое
устройство: Исполнительная
власть. Официально Мексика имеет федеральную форму правления.
Фактически политическая власть сконцентрирована в руках национального правительства
в городе Мехико. Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым
всеобщим голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно
быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года, предшествующего
выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы назначаются в случае смерти
президента или его неспособности исполнять свои обязанности в течение первых двух
лет срока.
Президент Мексики с
2000 – Висенте Фокс Кесада. Родился в 1942, изучал менеджмент в Мехико и Гарвардском
университете, затем работал в концерне «Кока-кола», где отвечал за работу в Центральной
Америке, основал сельскохозяйственную фирму и собственную фабрику. В 1987 вступил
в консервативную Партию национального действия. В 1988 Фокс был избран в конгресс,
а в 1995 выиграл губернаторские выборы в штате Гуанахуато.
Кабинет состоит из 19
государственных управлений: внутренних дел, иностранных дел, обороны, военно-морского
флота, финансов, энергетики и горной промышленности, торговли, сельского хозяйства
и водных ресурсов, связи и транспорта, социального развития, образования, труда
и социального обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения
и обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно-финансового
управления.
Законодательная
власть. Конституция облекает законодательной властью двухпалатный
конгресс. Нижняя палата, или палата депутатов, состоит из 500 членов. Избиратели
выбирают депутатов на трехлетний срок на основе всеобщего избирательного права:
один депутат от каждых 250 тыс. человек населения или для его части, которая превышает
125 тыс. человек. Из 500 депутатов 300 человек выбираются по одномандатным избирательным
округам; остальные 200 человек – на основе пропорционального представительства.
Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого штата и
федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим голосованием на шестилетний
срок, с полной ротацией его членов каждые шесть лет. Реформа 1993 предоставляет
оппозиционным партиям не менее 25 % мест в сенате. Конгресс собирается ежегодно
на сессию, которая проводится с 1 сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе
парламента законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой
обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные посты,
в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 была принята поправка к конституции, исключающая
т.н. «пункт подчиненности», в соответствии с которым, если партия наберет 35 % голосов
по всей стране, она автоматически получает большинство мест в палате депутатов.
Эта поправка не позволяет ни одной из партий получить более 315 мест в нижней палате.
Поправки к конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами. Следовательно,
ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в основной закон страны.
До начала 1990-х годов контроль конгресса за исполнительной властью существовал
только в теории; власть президента над законодательной властью была почти абсолютной
– главным образом потому, что правящая Институционно-революционная партия владела
львиной долей мест в обеих палатах. Промежуточные выборы в июле 1997 лишили правящую
Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов, хотя за
ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2000 ни одна из партий
не имеет большинства в конгрессе.
Судебная
система. Во главе федеральной
судебной системы стоит верховный суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом
на шестилетний срок, с согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную
власть над нижестоящими судами. Президент назначает также судей в 12 выездных окружных
судов, состоящих из трех судей; в 9 унитарных выездных окружных судах и 68 окружных
судах, состоящих из одного судьи. Законодательно были созданы суды специальной юрисдикции,
в т.ч. налоговый суд и управление по арбитражу, отвечающее за разрешение трудовых
конфликтов.
Органы власти штатов. Мексика состоит из 31 штата и одного федерального округа. Центральный регион
охватывает столичный Федеральный округ и штаты Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго,
Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос, Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый
большой регион, состоит из штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси,
Тамаулипас и Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния
Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно-Тихоокеанский
район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион Мексиканского залива
состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Веракрус и Юкатан.
Конституция наделяет штаты
полномочиями, которыми не обладает центральная власть, хотя на практике мексиканские
штаты имеют ограниченную реальную власть.
Распределение территории по штатам идет следующим
образом:
ШТАТ
ТЕРРИТОРИЯ км2.
Агуаскальентес 6472
Вера
Крус 71896
Герреро
64458
Гуанахуато 30575
Дуранго
123520
Идальго
20870
Кампече 50952
Керетаро
11480
Кинтана-Роо
50843
Коауила
150395
Колима
5205
Мехико
21414
Мичоакан
60093
Морелос
4964
Наярит
27053
Нижняя Калифорния север 71627
Нижняя Калифорния юг 72465
Нуэво-Леон
65103
Оахака
94211
Пуэбла 33997
Сакатекас
72843
Сан-Луис-Потоси
6324
Синалоа 58488
Сонора
182553
Табаско
25337
Тамаулипас
79602
Тласкала
4027
Федеральный
округ 1483
Промышленность.
Промышленность
сосредоточена главным образом в зоне с 80-километровым радиусом от города Мехико
и в городах Монтеррей и Гвадалахара. Промышленный коридор тянется вдоль бóльшей
части северной границы Мексики. Добыча нефти сосредоточена на восточном побережье
от Тампико до Вилья-Эрмоса, на морских буровых установках в заливе Кампече. Большинство
ферм по разведению крупного рогатого скота находится в северных и центральных штатах,
в них сосредоточена и большая часть других полезных ископаемых. Малорентабельное
производство кукурузы, бобовых, тыквы, баклажанов и чилийских красных перцев размещено
по всей стране, за исключением тех районов, где этому препятствуют климат и естественная
растительность (северные районы пустынь и леса в Табаско, Юкатане и Чьяпасе) или
территория (скалистые горные долины ЗападнойСьерры-Мадре). Мотыги и плуги, запряженные
буйволами, все еще широко используются малорентабельными крестьянскими хозяйствами,
которые редко могут позволить себе использовать более передовую
сельскохозяйственную технику, которая применяется крупными землевладельцами. Товарное
сельское хозяйство наиболее развито и механизировано в районах к северу от долины
Мехико и на северо-западных склонах и в долинах Западной Сьерры-Мадре, особенно
в штатах Синалоа и Сонора, где выращиваются, в основном на экспорт, фрукты и овощи,
произрастающие в условиях умеренного климатического пояса, в частности помидоры
и дыни. Товарные тропические культуры выращиваются на центральном побережье и на
юге: сахарный тростник – на равнинах, кофе – в горных районах, мексиканская пенька
на Юкатане, а бананы, манго, гуайява, папайя и ананасы в ряде других районов.
Добывающая
промышленность. Шахты и нефтяные
поля Мексики, которые когда-то принадлежали главным образом корпорациям США, теперь
в основном национализированы. Мексика является одним из основных мировых производителей
серебра (2536 т в 1996) и плавикового шпата (480 тыс. т в 1997), а также главным
поставщиком сурьмы, кадмия, марганца, ртути и цинка. В 1997 было произведено
170 тыс. т свинца, 360 тыс. т меди и 2,3 млн. т серы, а также большое количество
золота, молибдена, вольфрама, олова, висмута, урана, барита и высококачественного
коксующегося угля.
Имеются три главных горнодобывающих
района. На севере Нижняя Калифорния и штаты Сонора, Синалоа, Чиуауа, Коауила, Нуэво-Леон,
Дуранго и Сакатекас богаты серебром, медью, углем, золотом, железной рудой, цинком,
свинцом, молибденом, баритом, плавиковым шпатом, ураном и вольфрамом. На побережье
Мексиканского залива, штаты Веракрус, Табаско и Кампече производят серу, алюминий
и марганец. Значительное количество золота, марганца, плавикового шпата, свинца
и цинка страны добывается в западно-центральных штатах Халиско, Герреро, Агуаскальентес,
Гуанахуато, Идальго и Сан-Луис-Потоси.. Мексика является четвертым по объему добычи в мире
производителем сырой нефти и занимает пятое место по разведанным запасам углеводородов,
равным 60,16 млрд. баррелям нефти.
Когда в начале 20 в. началась
коммерческая добыча нефти, она стала играть важную роль в экономике Мексики и ее
внешнеэкономических связях. После экспроприации иностранных нефтяных компаний в
1938 государственная компания «Петролеос Мехиканос» («Пемекс») воспользовалась монополией
на освоение, производство, переработку, транспортировку и продажу нефти и природного
газа. Первоначальные нефтяные поля располагались в основном между Веракрусом и Тампико,
но в 1970-х и 1980-х годах были открыты новые нефтяные поля в Табаско, в море близ
побережья Кампече и в Чьяпасе. Доход от продажи нефти на экспорт в 1982 составлял
3/4 валютной выручки Мексики, в 1998 – только 19%.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|