Калининградская область - особая экономическая зона
Калининградская область - особая экономическая зона
Калининградская область - особая
экономическая зона
1. Особый регион России
Калининградская
область во многих отношениях отличается от других российских регионов. Прежде
всего, она сформировалась как область переселенческая. В
экономико-географической литературе существует термин “страны переселенческого
капитализма”. В этом смысле область можно назвать “регион переселенческого
социализма” со всеми присущими ему плюсами и минусами.
Заселение
будущей области переселенцами из других регионов СССР началось уже в 1945 г.
Наркомбумпром направил сюда группы ученых, инженеров и других специалистов для
восстановления целлюлозно-бумажной промышленности. В августе 1946 г. по
постановлению правительства началось массовое заселение области. Проводилось
оно на добровольной основе. Уже в начале 1948 г. прибывшее население области
составляло 380,2 тыс. человек. Основная масса переселенцев прибыла из России
(области Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Поволжского
экономических районов), а также из Белорусской ССР. Сформировалось население, в
котором численно преобладают русские (77,9% на 1 января 1996 г.), всего сейчас
в области насчитывается около 100 национальностей и народностей.
Через год с
небольшим после начала переселения советских граждан в Калининградскую область,
11 октября 1947 г., И.В. Сталин подписал секретное Постановление Совета
Министров СССР “О переселении немцев из Калининградской области РСФСР в
Советскую зону оккупации в Германии”. Во исполнение этого и последующего
Постановления от 15 февраля 1948 г. в октябре 1947 - мае 1951 гг. из области
было выселено немецких граждан 102494 (абсолютное большинство - в 1947-1948
гг.).
Почти две
трети нынешних калининградцев родилось на этой земле. Растет уже третье
поколение коренных жителей области. Постепенно (по крайней мере, в образованных
слоях населения) уходит в прошлое тщательно культивировавшееся прежней властью
представление о регионе как об освоенном советским народом “с нуля”, не имеющем
предыстории. Сознавая себя частью российского народа, многие калининградцы
стремятся возродить и органично вплести в культурную жизнь области духовное
наследие живших здесь народов (немцев, литовцев, поляков...). Область перестает
быть областью “переселенцев”. Постепенно и нелегко идет становление граждан, обладающих
как региональным самосознанием, так и чувством принадлежности к России.
После
выселения немцев Калининградская область оказалась надолго закрытой для
иностранцев. Во многом такое положение было обусловлено стратегическим
значением области как места базирования Балтийского флота ВМФ СССР и сухопутных
и воздушных сил, относящихся к так называемому “второму эшелону”. В 1956 г.
Балтийск сменил Кронштадт в качестве главной базы Дважды Краснознаменного
Балтийского флота. В 1950-е гг. переместился в Калининград и штаб флота.
“Гарнизонный” характер наложил свой отпечаток на развитие Калининградской
области, но все же распространенные за рубежом представления о регионе как об
одном “большом гарнизоне”, “крепости” и т.д. являются преувеличенными.
Наряду с военным
вторым ключевым элементом экономики Калининградской области стал
рыбопромышленный комплекс, третий по величине в бывшем Советском Союзе (после
Владивостока и Мурманска). О нем уже говорилось выше. В Восточной Пруссии
океанического рыболовства не было. Калининградские же рыбаки отправились в
первую дальнюю экспедицию к берегам Исландии уже в июне 1948 г. До распада СССР
Калининградская область поставляла в Россию почти столько же рыбопродуктов,
сколько все три Прибалтийские республики вместе взятые. Сложился мощный
рыбопромышленный комплекс, в котором трудился каждый десятый занятый в
хозяйстве Калининградской области и почти 40% от общего числа работающих в
промышленности. Остальные отрасли специализации - военное и гражданское
машиностроение, не входящее в рыбопромышленный комплекс, целлюлозно-бумажная
промышленность, агропромышленный комплекс - имели меньшее значение.
Итак, до
распада СССР Калининградская область отличалась от других регионов России:
-
переселенческим характером населения;
- “гарнизонным”
характером региона;
-
доминированием в экономике рыбопромышленного комплекса.
Однако эти
отличия не были столь уж существенными. В конце концов за счет переселения
после 1945 г. сформировалось население Курил и Южного Сахалина. Высокой
концентрацией войск и развитым рыбопромышленным комплексом отличаются, к
примеру, Мурманская область и Приморский край. И тут мы подходим к главному
фактору, определяющему своеобразие Калининградской области РФ, - ее
политико-географическому (геополитическому) положению.
До поры до
времени этот фактор не играл существенной роли. Область развивалась в составе
союзного государства, входя вместе с Литвой, Латвией и Эстонией в Прибалтийский
экономический район. Балтийский флот базировался как в Калининградской, так и в
Ленинградской областях и во всех трех Прибалтийских республиках. Сухопутные
войска входили в состав Прибалтийского военного округа со штабом в Риге. Жители
региона не чувствовали своей оторванности от основной части РСФСР, так как
существовал свободный транзит через соседние союзные республики, которые в силу
тогдашнего господствующего менталитета рассматривались как, пусть и несколько
своеобразные, но такие же “советские” земли. В то же время регион в
общественном сознании воспринимался как “самая западная точка России”, “самый
западный гарнизон”, своего рода тупик на дороге, ведущей на Запад. Отношения с
польскими соседями сводились к символическим мероприятиям: обмену делегациями,
встречам на границе, Дням дружбы и т.п., о контактах с ФРГ и Скандинавскими странами
практически не могло быть и речи. Жизнь за границей, кроме начальства и
небольших групп тщательно отбираемых туристов, могли видеть только члены
экипажей рыболовных, научных и торговых судов во время кратких заходов в
иностранные порты.
Ситуация
начала быстро изменяться во второй половине 1980-х гг. В соседней Литве 22-23
октября 1988 г. состоялся учредительный съезд Литовского движения за
перестройку “Саюдис”, который поставил задачу восстановления независимости
Литвы. На выборах в Верховный Совет, состоявшихся 24 февраля 1990 г., “Саюдис”
завоевал большинство мест. 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы провозгласил
независимость республики. И хотя СССР признал независимость Литвы лишь 6
сентября 1991 г., положение Калининградской области де-факто изменилось уже в
1989-1990 гг. Из эксклава РСФСР, отделенного от него территориями республик,
входящих в одно федеративное государство, область превратилась в территорию,
отделенную от России сначала одним, а затем и несколькими иностранными
государствами. Окончательно такое обособление области оформилось с прекращением
существования Союза ССР 8 декабря 1991 г.
Обособленное
положение Калининградской области по отношению к основной части суверенной
России обусловило значительные трудности функционирования хозяйства области,
при этом многие внутренние проблемы перешли в ранг международных. Оказались
разорванными традиционные связи со странами Балтии - торговые, между
предприятиями и т.д. Достаточно привести один характерный пример. Ранее
Калининградская область традиционно возила песок в Литву и получала оттуда
цементные блоки. После приобретения Литвой независимости приходится платить
пошлину сначала за вывозимый песок, потом за ввозимые цементные блоки, что
приводит к удорожанию строительства, а в итоге - к спаду в этой отрасли.
Область перестала вывозить добываемую нефть для переработки на Мажейкяйский
(Литва) и Новополоцкий (Белоруссия) нефтеперерабатывающие заводы и вынуждена
направлять ее в Россию. До 80% потребляемой электроэнергии регион получает
через соседнюю Литву, что делает область крайне зависимой от состояния
российско-литовских отношений и порождает ряд межгосударственных проблем
экономического характера.
Но главное
даже не в экономических трудностях, а в том, что население области в 1989-1991
гг. осознало, что область действительно является эксклавом России и что события
в сопредельных, пока еще советских, республиках имеют к нему (населению)
непосредственное отношение. Напомним, что эти события совпали к тому же с
объединением Германии, дебатами в российской прессе о создании “Балтийской
немецкой республики” на основе переселения в регион большого числа советских
немцев и заявлениями некоторых литовских политиков и общественных деятелей, что
Калининград - это исконно литовский Каралявичюс, а Калининградская область -
“Малая Литва”, колыбель литовской культуры. На картах, публиковавшихся в
отечественной печати, Калининград выделялся в качестве одной из зон
территориально-этнических конфликтов СССР.
Калининградская
область оставалась там же, где и была, но ее геополитическое
(политико-географическое) положение начало стремительно меняться. Стало ясно,
что регион больше не может существовать в виде закрытой “гарнизонной”
территории. Тем более, что окончилась “холодная война”, во многом и породившая
такое положение. Надо было реагировать на вызовы трансформирующейся
геополитической ситуации. У Москвы долгое время явно “не доходили руки” до
области, которая при всех своих проблемах оставалась политически стабильной все
годы “перестройки” и не доставляла чрезмерных хлопот центральной власти (в
отличие от “горячих точек” или, к примеру, некоторых
территориально-национальных образований). Решение следовало искать на месте. И
таким решением стала идея свободной экономической зоны (СЭЗ).
2. Концепция СЭЗ “Янтарь”
В бывшем
СССР свободные зоны рассматривались как очаги рыночной экономики, чей опыт
должен был бы распространяться по стране, и как способ получить дополнительные
права в управлении хозяйством для региональных органов власти. Географическое
положение Калининградской области способствовало тому, что она стала
рассматриваться в качестве потенциально перспективной для организации подобной
зоны.
Идея
создания СЭЗ в Калининградской области получила дополнительную поддержку
благодаря публикациям в российской прессе члена наблюдательного совета “Дойче
банка” (ФРГ) В. Кристианса, предложившего создать так называемую
“Калининградскую промышленную зону” с особыми инвестиционными и налоговыми
льготами для фирм ФРГ и, на более позднем этапе, других государств.
Сам В. Кристианс
утверждает, что он еще в начале 1988 г. предложил советскому правительству в
качестве далеко идущего российско-немецкого совместного предприятия
организовать особую промышленную зону “К” (и “Калининград”, и “Кенигсберг”) с
налоговыми и инвестиционными привилегиями.
Разработка
идеи СЭЗ, зародившаяся в недрах концепции экономической самостоятельности
Калининградской области как одно из ее звеньев, постепенно стала
рассматриваться как стратегическое направление развития региона. Облисполкомом
была подготовлена записка в вышестоящие органы о целесообразности создания в
области особой экономической зоны. Соответствующая поддержка этому в Верховном
Совете РСФСР была оказана народным депутатом Ю.С. Маточкиным (в 1991-1996 гг. -
глава администрации Калининградской области). Он возглавил и разработку
концепции свободной зоны. В итоге 14 июля 1990 г. Верховный Совет РСФСР объявил
Калининградскую область (наряду с пятью другими регионами Российской Федерации)
зоной свободного предпринимательства (ЗСП).
Основная идея
концепции ЗСП заключалась в получении всей областью режима СЭЗ с таможенными
льготами (отменой всех видов сборов), льготами по налогообложению совместных и
иностранных предприятий, свободным вывозом прибыли для иностранных инвесторов,
централизованным финансированием (или налоговым кредитом) для развития
зональной инфраструктуры.
Несколько
переработанная концепция ЗСП, переименованной в СЭЗ, послужила основой
документов, направленных в федеральные органы власти. И уже 3.06.1991 г.
Председателем Верховного Совета РСФСР было издано распоряжение “О хозяйственном
статусе свободной экономической зоны в Калининградской области”. А
Постановление Совета Министров РСФСР от 25.09.1991 г. № 497 утвердило
“Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ
“Янтарь”)”.
В дальнейшем
в областной администрации идея СЭЗ “Янтарь” концептуально не менялась, хотя
делались попытки ее конкретизации и доведения до уровня бизнес-плана.
Специально созданным администрацией области комитетом по развитию СЭЗ “Янтарь”
проводилась работа по рекламе свободной экономической зоны и обоснованию
конкретных проектов. К настоящему времени собрано более 100 проектов и
предложений от различных предприятий по инвестированию и созданию совместных
предприятий. А общее число совместных и иностранных предприятий,
зарегистрированных на территории области, превысило 1100. В то же время
большинство отраслей хозяйства испытывает серьезные трудности, не выдерживая
конкуренции с зарубежными производителями аналогичной продукции на внутриобластном
рынке.
Многие
трудности и проблемы СЭЗ “Янтарь” обусловлены не только несовершенством ее
замысла и воплощения, но и тем, что на протяжении длительного времени положение
о зоне полностью или частично игнорировалось различными ведомствами (Государственным
таможенным комитетом, Минэкономики, Министерством внешнеэкономических связей,
налоговой инспекцией и т.п.). В рамках начавшихся в январе 1992 г.
экономических реформ вообще не предусматривалось каких-либо льгот для
территорий, объявленных ранее СЭЗ. Для того, чтобы ранее предоставленный
области налоговый и таможенный режимы начали хоть как-то работать потребовалось
три Указа Президента Российской Федерации (июнь и декабрь 1992 г., декабрь 1993
г.) и два Постановления Правительства РФ (август 1992 г. и май 1994 г.).
Однако Указ
Президента РФ от 06.03.1995 г. № 244 об отмене таможенных льгот вновь изъял из
механизма СЭЗ ее важнейший инструмент. Он вызвал негативную реакцию
администрации области и предпринимателей, рассчитывавших на беспошлинный ввоз и
вывоз товаров. Несмотря на предполагаемое возмещение области 75% таможенных
сборов, СЭЗ “Янтарь” оказалась в критическом положении. Дело не в объеме
изымаемых и возвращаемых средств, а в том, что из “зонального” механизма изъяли
важнейшее звено, что поставило под угрозу всю конструкцию.
И хотя
ситуация была в основном разрешена с принятием в начале 1996 г. Федерального
закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области”, но остается
вопрос - сможет ли наш регион, оставаясь частью общероссийского экономического
и политического пространства, реализовать права, необходимые для
самостоятельного оперативного управления своим хозяйством? Достаточно ли этих
прав и достаточно ли компетентны региональные власти для такого самоуправления,
обеспечивающего интересы и области, и Российской Федерации в целом?
Так или
иначе, мы вновь возвращаемся к вопросу статуса области в составе РФ, то есть к
объему прав и обязанностей областных органов власти, а также к необходимости
федеральной поддержки региона на этапе качественных изменений в его экономике.
3. Поиск рациональной модели
регионального хозяйствования
Несмотря на
принятие в качестве стратегии экономического развития области концепции СЭЗ
“Янтарь” и попытки разработать программу ее реализации, одновременно продолжали
готовиться традиционные предплановые документы - схема развития и размещения
производительных сил (разрабатываемая, как и прежде, для всех регионов страны),
целевые отраслевые программы развития транспорта, рекреационного комплекса,
системы образования и др. Разрабатывалось положение о статусе области,
предусматривающем большую экономическую самостоятельность региона, более
значительные права региональных органов власти в управлении хозяйством и
внешнеэкономических связях. Обосновывались проекты постановлений, указов и
законов, касающихся области (некоторые из этих документов были приняты в
Москве). С 1994 г. разрабатывается федеральная программа развития области.
Итак, с
одной стороны, попытки внедрить на территории всей области механизм СЭЗ, привлечь
иностранные инвестиции. С другой - стремление получить федеральные средства для
реструктуризации экономики региона. Нет ли здесь противоречия?
Говоря о
стратегии регионального развития, можно констатировать, что за последние пять
лет основополагающие установки менялись трижды. От появившейся в конце 1980-х
годов концепции экономической самостоятельности области (“регионального
хозрасчета”) - к идее СЭЗ и, начиная с 1993 г., при сохранении установок на СЭЗ
все больше внимания обращается на необходимость федеральных инвестиций в
развитие области. Во многом делается ставка на федеральную программу с такими
приоритетами, как транспорт, энергетика, рекреация, конверсия и
реструктуризация экономики, государственная поддержка социальной сферы.
Действительно,
область получает немалые дотации и субвенции из федерального бюджета. В 1995 г.
при утверждении российского бюджета она отнесена, благодаря активности
областной администрации и Думы, к категории особо нуждающихся регионов. Однако
потом этого статуса лишилась. Определенную положительную роль играют
многочисленные акты высших органов власти РФ, принятые в 1992-1996 гг. в
отношении Калининградской области.
Однако упор
только на федеральные источники финансирования был бы неверным. И фактически
реализуемая сейчас концепция развития области основывается на попытке
максимального использования и федеральных, и региональных, и зарубежных
источников финансирования. Но эта установка на сочетание различных интересов -
общегосударственных, областных, иностранных - выдерживается не всегда
последовательно. Не в полной мере используются имеющиеся возможности, например,
в привлечении средств населения (попадающих в многомиллиардных размерах
различным псевдоинвестиционным фирмам и банкам). И часто имеет место возврат к
прежним методам хозяйствования, когда государство создавало не условия для
развития производства, а само производство. Поэтому первоочередной задачей
является создание нужного механизма управления экономикой, соответствующего
рыночным условиям, регулирующего именно такие условия.
Содержание
регионального хозяйственного механизма должно заключаться в согласовании
экономических интересов региона и страны, других регионов, министерств и
ведомств, коллективов предприятий и отдельных работников. Для Калининградской
области с ее эксклавным географическим положением важно также учесть интересы
зарубежных стран, с которыми регион развивает внешнеэкономические связи.
С
согласованием и сочетанием всего многообразия экономических интересов тесно
связан вопрос об активном использовании разнообразных финансовых ресурсов,
отечественных и иностранных, отражающих эти интересы. Каковы же общероссийские,
региональные, зарубежные экономические интересы в Калининградской области?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|