рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

История формирования мирового хозяйства рефераты

• создания новых капиталов за границей;

• реинвестирования доходов;

• взаимного кредитования компаний, например материнской компанией — фи­лиалов.

В последние десятилетия происходит весьма значительный абсолютный и от­носительный рост таких вложений во всем мире. Если до 80-х годов прирост ПИИ составлял 1,3-1,6 %, то в последние годы он достиг 20 %, в пять раз превысил темпы расширения мировой торговли.

Это вызвано в определенной степени увеличением числа стран-участниц про­цесса иностранного инвестирования. В последние годы к традиционным между­народным инвесторам (США, Япония, Германия и др.) подключились новые: Южная Корея, Китай, Тайвань. Характерно для нынешнего этапа и неравномерное разме­щение иностранных инвестиций по регионам мирового хозяйства. Примерно три четверти таких инвестиций приходится на развитые государства Запада и лишь око­ло четверти — на развивающиеся страны.

По данным опроса 15 000 ведущих европейских компаний, выявлено, что на пя­тилетний период (1997-2001 гг.) компании осуществили 64 % ка­питаловложений в Западной Европе, 6% — в Восточной Европе, 9% — в азиатско-тихоокеанском регионе, остальные — в Северной и Южной Африке. В целом компании ЕС  инвестировали в Западной Европе в 10 раз больше, чем в Восточной.

Стоит также заметить, что если в 70-е годы одни развивающиеся страны вклады­вали свой капитал в другие себе подобные, то в настоящее время он все более уст­ремляется в развитые страны. Так, Южная Корея направляла в развитые страны в 80-е годы более 40 % зарубежных капиталовложений.

Что касается стран Восточной Европы и стран бывшего СССР, то их участие в движении иностранных инвестиций в настоящее время невелико, причем выра­жается преимущественно в приеме капиталовложений.

Происходят сдвиги и в отраслевой структуре ПИИ. Здесь особенно важно про­исшедшее за два последних десятилетия возрастание сферы услуг с 25 до 55 %. Это наиболее характерно для Японии и Канады.

Еще одна особенность развития ПИИ в настоящее время — появление в числе иностранных инвесторов мелких и средних компаний. Так, их доля в вывозе ПИИ из Южной Кореи с 2 % в 60-е годы увеличилась до 25 % в 90-е.

Расширение масштабов, изменения в направлении потоков и в структуре ПИИ, отмечающиеся в мировом хозяйстве, усиливают актуальность учета эффекта иностранных

инвестиций. Не вызывает сомнения то, что импорт капитала сыграл важ­ную роль в подъеме американской экономики: обеспечил недостающие ей финансо­вые средства, способствовал структурной перестройке экономики, решению соци­альных проблем. Только за 80-е годы общий приток иностранного капитала в США гарантировал не менее 1/5 валютных вложений в экономику. Вместе с тем, исполь­зуя иностранный капитал, любая страна, тем не менее, стремится развивать свою независимую экономику.

По оценкам экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объем прямых иностранных инвестиций в экономику России вырос в 2003 году до 5,2 млрд долларов с 2,4 млрд долларов годом ранее.

Однако в целом объем прямых иностранных инвестиций в Центральную и Восточную Европу практически не изменился по сравнению с 2002 годом, составив немногим более 30 млрд долларов.

По прогнозам ЮНКТАД, в 2004 году объем прямых иностранных инвестиций в Центральную и Восточную Европу останется высоким, однако он сконцентрируется в достаточно небольшом числе стран. По мнению экспертов ЮНКТАД, многое будет зависеть от ситуации в России и странах, которые в мае этого года вступили в Евросоюз.
По сообщению ЮНКТАД, глобальный объем прямых иностранных инвестиций составил в 2003 году 653 млрд долларов по сравнению с 651 млрд долларов годом ранее. В 2001 году объем прямых иностранных инвестиций во всем мире составил 824 млрд долларов, а в 2000 году - 1,4 трлн долларов.

По мнению экономистов, падение объемов прямых иностранных инвестиций вызвано продолжающимся снижением числа международных слияний и поглощений компаний.
Однако, по прогнозам ЮНКТАД, в 2004 году объемы прямых иностранных инвестиций восстановятся благодаря улучшению ситуации в мировой экономике, росту доверия инвесторов и увеличению числа слияний и поглощений.

Приток иностранных денег в экономику США вырос в 2003 году до 86,6 млрд долларов с 30 млрд долларов в 2002 году. Наибольшее снижение объема прямых иностранных инвестиций произошло в Европейском союзе, особенно во Франции и Германии. Из Азиатско-Тихоокеанского региона новый рекорд по притоку прямых иностранных инвестиций поставил в 2003 году Китай (57 млрд долларов), несмотря на негативное влияние атипичной пневмонии. [7]

Привлечение иностранного капитала требует значительных усилий по раз­работке и осуществлению специальной экономической политики. Решающим фак­тором ее выбора выступает исходное состояние баланса ввоза и вывоза ино­странных инвестиций. В соответствии с этим выделяются три группы стран:

• преимущественно вывозящие капитал, или международные нетто-инвесторы;

• принимающие;

• те, для которых характерно приблизительное равновесие ввоза и вывоза. К первой группе относится Япония, ко второй — Ирландия, Португалия, Ис­пания, Турция, большинство развивающихся стран и с недавнего времени США, к третьей — ФРГ, Франция. Конечно, это деление не лишено условности, поскольку любая страна одновременно и поставляет инвестиции за рубеж, и принимает их. Тем не менее приведенная градация позволяет выявить определенные закономерности формирования и проведения государственной политики в области иностранных ка­питаловложений.

Мировая практика выработала универсальный набор мер, в большей или мень­шей степени используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них осо­бого внимания заслуживают налоговые стимулы:

• установление прямых налоговых льгот;

• отсрочки уплаты налогов за инвестирование капитала;

          • стимулы, связанные с амортизационными отчислениями (ускоренная амор­тизация), поддержка зарубежного инвестора на первых стадиях работы;

• «налоговые каникулы», которые, как правило, устанавливаются на срок от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера;

• освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комп­лектующих изделий;

• манипулирование уровнем налога. Так, снижение налогов на корпорацию и было одним из факторов, вызвавшим рекордный всплеск иностранных капита­ловложений в США во второй половине 80-х годов. Иногда уровень налога на предприятие может стать барьером, нейтрализующим действие других мер по привлечению иностранных инвестиций.

Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от выполнения инвесто­ром определенных задач, освоения конкретных регионов, отраслей промышленнос­ти, создания рабочих мест. Так, в Испании для прямых инвестиций в районы с высокой безработицей установлены субсидии в размерах 20 % инвестированного капитала, а также льготные кредиты, покрывающие 75 % издержек инвестора.

Нефинансовые методы направлены на создание общей обстановки эффектив­ного функционирования иностранного капитала — от обеспечения необходимыми факторами производства, информацией и службами управления до развития транс­порта и других коммуникаций. Результаты такого рода мер могут стать для иност­ранной компании решающим фактором при определении возможности создания сво­его предприятия в данном регионе.

Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации инос­транных инвесторов, занимают специальные экономические зоны. В самом широком смысле они могут быть определены как обозначенные государством районы или тер­ритории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная экономическая обста­новка.

Определенное беспокойство в ряде стран и сообществ вызывает налоговая кон­куренция. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создала рабочую группу для поиска путей ограничения налоговой конкуренции между странами. Такая конкуренция подрывает государственные доходы и иност­ранные инвестиции. В ОЭСР считают, что постепенная отмена всех форм контроля, не касающихся налогов, как, например, контроля над валютными курсами, привела к тому, что именно налогообложение стало определять место дислокации компании. В материалах организации, в частности, говорится, что глобализация предпринима­тельства наряду с развитием средств связи приводит к возникновению риска конку­ренции между странами с целью привлечения компаний. Проект ОЭСР ставит пер­воочередной задачей поиск критерия, который позволит провести различия между справедливой и наносящей вред налоговой конкуренцией. Все эти меры использу­ются в определенных комбинациях для привлечения иностранных инвестиций во всех странах. Однако исследование мирового опыта позволяет выделить две осо­бенности.

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед фискальными. Это связано с тем, что влияние налогов слишком безадресно, тогда как финансовое стимулирование позволяет правительству скон­центрировать усилия на достижении конкретных национально ориентированных целей. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что свя­зано прежде всего с недостатком финансовых ресурсов.

Во-вторых, в последнее время наметилась устойчивая тенденция к образованию свободных экономических зон.

Интересен опыт привлечения иностранного капитала в США, которые на протя­жении долгого времени преимущественно вывозили капитал и были главным между­народным нетто-инвестором. К концу 80-х годов впервые за 80 лет иностранные активы в США превысили их активы за рубежом. Такой сдвиг — следствие как организационно-политических причин, так и экономической политики. В течение последних десятилетий США признаются самой надежной в политическом и эконо­мическом отношении страной. Большое влияние на приток в нее капитала оказали ускоренный экономический рост, быстрый выход из кризиса начала 80-х годов и более высокий спрос на капитал. Привлекает в США высокая ставка ссудного про­цента в этой стране, что повышает доходность американских ценных бумаг и стиму­лирует их приобретение.

Кроме того, доллар США сохраняет роль основного средства международных расчетов, что позволяет этой стране оплачивать свои иностранные долги в «соб­ственной валюте» и наращивать внешний долг в больших размерах, чем это могло бы себе позволить любое другое государство. Внешняя задолженность США к кон­цу 80-х годов составляла более 8 % от ВНП (это. кстати, не является рекордом в американской истории: в конце XIX в. такая задолженность доходила до 1/4 ВНП).

Однако значительное увеличение притока иностранных инвестиций в США свя­зано не только с перечисленными обстоятельствами, но и с направленной экономи­ческой политикой. В связи с этим можно отметить введение ограничений на импорт товаров в США, что в условиях обострения конкуренции за американский внутрен­ний рынок заставляет иностранных инвесторов активизироваться в создании соб­ственного производства на американской территории. Большое значение имело так­же осуществление системы финансовых и налоговых мер по стимулированию зарубежных капиталовложений: так, был отменен 30-процентный налог на доходы иностранцев от американских ценных бумаг, на американских же держателей акций эта мера не распространялась. Особенно эффективными оказались меры, предпри­нятые в рамках кампании поддержки иностранных капиталовложений в свободные экономические зоны. В США они располагаются, как правило, в экономически сла­боразвитых регионах и пользуются широкой поддержкой государства и местных властей, обеспечивающих субсидии, налоговые льготы и т. д. К примеру, в Миссури 50 % чистого дохода корпораций освобождались от налогообложения, в Коннекти­куте инвестору предоставлялось 1000 долл. за каждое новое рабочее место, а в Луизиане корпорации полностью освобождались от налогов в течение 10 лет.

Таким образом, мировой опыт показывает, что наибольших успехов в при­влечении прямых инвестиций добиваются страны, которые, во-первых, делают та­кую цель приоритетной в экономической политике и, во-вторых, используют широ­кий набор экономических мер.

Во всяком случае решение проблемы прямых инвестиций зависит от трех факто­ров. Во-первых, от потенций эффективности, вызывающихся условиями данной страны. Имеются в виду факторы природной или естественной эффективности (на­личие природных ресурсов, демографическая ситуация, географическое положение и т. д.) и так называемой эффективности развития (способность экономики к самона­стройке, преодолению кризиса, состояние платежного баланса, валюты и т. д.), а также факторов, обусловливающих состояние законодательства (правовой режим в области предпринимательства, заработной платы, налогообложении т. д.).

Во-вторых, решения инвестора зависят от эффективности той или иной отрасли — ее места в экономической системе, уровня конкуренции, степени наукоемкости и т. д.

В-третьих, от эффективности предприятия, обусловливаемой особенностями его внутренней организации, спецификой поведения на рынке.

Для переходной экономики России характерна общая нестабильность, постоянно изменяющееся законодательство, не решена часть вопросов собственности, инфля­ция, что является неблагоприятными моментами для иностранного инвестирования.

Экспорт ссудного капитала — основа современной системы международного кредита. Такой кредит содействует росту товарообмена между странами, облегчает денежные расчеты, дает возможность привлекать внешние финансовые источники с целью развития экономики. Кредитные связи между государствами развиваются темпами значительно большими, чем темпы мировой торговли и увеличения пря­мых иностранных капиталовложений. Международный рынок ссудных капиталов функционирует практически круглосуточно. Перевод из одной страны в другую значительных денежных сумм и любой из конвертируемых валют производится с помощью современных средств связи через искусственные спутники Земли и все­мирную сеть связи моментально.

Помимо миграции капитала важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы — перемещение трудящихся, ищу­щих работу, в другие страны.

Несмотря на наличие безработицы в развитых странах Запада, предприниматели широко используют иностранных рабочих из государств с менее высоким уровнем экономического развития и более дешевой рабочей силой. Предприниматели заинте­ресованы использовать таких рабочих, поскольку они согласны фактически на лю­бые условия труда и низкую заработную плату, с готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, которой чурается большинство местного населения, тру­дятся дольше, чем обычно полагается в данной стране, не имеют сколько-нибудь надежной социальной защиты. Иностранных рабочих в случае необходимости легко уволить. Главным мотивом миграции рабочей силы служит более высокая заработ­ная плата.

Для предпринимателей выгода использования иностранной рабочей силы заклю­чается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они неизбежно оказы­вают на общий уровень заработной платы в сторону его понижения. Наплыв работ­ников из-за границы осложняет проблему занятости в развитой стране, отрицатель­но воздействует на экономическое положение трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все обостряющиеся конфликты между местным насе­лением и иностранцами.

В развивающихся странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также возни­кают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных работников за гра­ницу.

Однако следует учесть, что для беднейших стран суммы, которые рабочие-миг­ранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения страны за грани­цу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. Эти сооб­ражения побуждают правительства развивающихся стран проводить политику по­ощрения выезда трудоспособного населения на работу за рубеж.

В условиях формирования все более прочных экономических связей во всемирном хозяйстве широкое распространение получает миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся государства.

Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали нефтедобы­вающие страны Ближнего Востока и Персидского залива. В некоторых из них инос­транцы составляют большую часть населения. Без такой миграции было бы невоз­можно освоить богатые месторождения нефти, расположенные на территории развивающихся стран, собственные трудовые ресурсы которых не позволяют это сделать. Поэтому главные выгоды от этой миграции получают страны, потребляющие нефть, корпорации, для которых таким образом решаются топливно-энергетические проблемы.

По мере развертывания научно-технической революции все более важное место в миграционных процессах приобретает переезд высококвалифицированных работ­ников из одних стран в другие, получивший название «утечки мозгов». По самым различным причинам много ученых, инженеров, врачей и других специалистов с высшим образованием эмигрируют из европейских государств. Практически невос­полнимые утраты представляет «утечка мозгов» для слаборазвитых стран. Стра­нам, экономически их превосходящим, разумеется, гораздо дешевле приобретать уже готовых специалистов из менее развитых стран, нежели обучать их у себя. Эко­номия достигается и в течение длительного периода использования таких специали­стов с учетом различий в оплате труда и социальных расходах. Для развивающихся стран «утечка мозгов» оборачивается крупным экономическим, социальным, поли­тическим и нравственным ущербом. Проблема «утечки мозгов» в настоящее время остро стоит в России, как и в некоторых других государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

3. Уровень участия страны в мировой экономике

Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернациона­лизация производства — развитие таких организационно-экономических форм, ко­торые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в дру­гих. Международные связи национальных экономик становятся постоянными, когда возникает международное разделение труда — специализация отдельных стран в про­изводстве тех или иных товаров и услуг в целях их реализации в других странах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8