рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Исторические этапы развития системы городских поселений рефераты

Одновременно в Англии развиваются и другие города - промышленные центры (Ливерпуль, Манчестер, Бирмингем и др.). Они состоят из жилых рабочих кварталов при промышленных предприятиях, слабо связанных друг с другом, фактически при отсутствии единого городского центра. Возникают также специализированные города-порты, военные базы, курорты, при сохранении появившихся еще в Средневековье университетских городов и небольших местных центров. Таким образом, уже в XIX в. в Англии формируется система городского расселения, близкая к современной. В этой стране впервые в мире доля горожан превышает половину населения, а в начале XX в. в Великобритании горожанами является уже около 75% населения.

Большое значение для развития градостроительства имел также Париж, выделившийся среди остальных городов Франции еще в Средние века. Но интенсивное развитие этого города началось уже в Новое время, когда он стал столицей крупного централизованного государства. В середине XVII в. около Парижа создается парадная королевская резиденция Версаль, ставшая образцом для подобных построек во всех европейских странах. Были разработаны новые принципы планировки, учитывающие эффект воздействия дальних перспектив, сочетания искусственных сооружений с живой природой, чередования открытых зеленых и водных пространств.

При этом возобладал архитектурный стиль классицизм, явившийся новым "возрождением" античности. По образцу Версаля ансамбль парадных дворцов и площадей сооружается в XVIII - начале XIX в. и в самом Париже вдоль правого берега Сены: Лувр - Тюильри - площадь Согласия - Елисейские поля - площадь Звезды с Триумфальной аркой. Во второй половине XIX в. в городе проводится реконструкция Османа (бывшего префектом Парижа), в ходе которой создаются широкие бульвары на месте бывших крепостных стен и расчищаются обширные пространства вдоль Сены, позволяющие оценить архитектурные шедевры центра города: собор Парижской Богоматери, Лувр, Дом Инвалидов, впоследствии - Эйфелеву башню. Одновременно произошло разделение города по социальному признаку: богатые кварталы концентрируются к северо-западу от центра города, бедные - к юго-востоку. Центр города окружили промышленные пригороды. К началу XX в. Париж с населением 2,7 млн. чел. делит 3-4 место среди городов мира вместе с Берлином, уступая только Лондону и Нью-Йорку.

Берлин - ещё один примечательный европейский город того времени. Он стал столицей крупного централизованного государства (Германской империи) сравнительно поздно - только в 1870 г. А первоначально это небольшая крепость в центре славянских земель, завоеванных германскими князьями в XIII-XIV в. Только с 1701 г. Берлин - столица Прусского королевства - самого большого, но лишь одного из многих германских государств того времени. Но получение статуса столицы способствовало бурному развитию города. Уже во времена Пруссии в городе создаются дворцы, загородные резиденции, почти не уступающие парижским и лондонским. Строятся система судоходных каналов, по всем направлениям прокладываются железные дороги, что резко улучшает транспортное положение города и это способствует росту промышленности. Новое выгодное положение особенно ярко проявляется во времена Германской империи. Во второй половине XIX в. население Берлина вырастает в 5 раз.

В городе размещаются не только многочисленные административные учреждения нового большого европейского государства, но также крупные промышленные предприятия, причем новейших для того времени машиностроения, электротехники, химии. Город становится одной из мировых столиц того времени.

В общем случае можно сказать, что в Новое время главным стимулом развития европейских городом первоначально является международная торговля, но впоследствии ведущее место переходит к промышленности.


3.2 Города Нового времени в Америке, Азии и Африке


Вне Европы городское развитие в Новое время имеет несколько разновидностей, которые условно можно назвать североамериканской, латиноамериканской, азиатской и африканской.

Первая разновидность наиболее характерна для США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. В данном случае коренное население (индейцы, аборигены) были уничтожены почти полностью, и расселение европейцев формировалось заново, на пустом месте. Соответственно, население городов составили переселенцы из Европы и их потомки. Первые города возникали на морских побережьях, откуда начиналась колонизация. Затем вперед из них вырвались те, которые обладали наилучшими путями для проникновения в глубь материка. На территории США таким городом стал Нью-Йорк, от которого прошел водный путь к Великим озерам. Впоследствии главными во внутренних районах стали не водные, а железнодорожные пути. Планировка городов регулярная, часто прямоугольная, с широкими улицами и просторными площадями. Высокая концентрация деловой жизни в центрах городов привела к высокой стоимости земли, что способствовало строительству все более многоэтажных зданий, которые уже к концу XIX в. получили характер небоскребов. При этом предыдущие постройки сносились без всякого сожаления, так как и они были построены прежде всего ради прибыли и не имели исторической и культурной ценности как здания в центрах европейских городов. Большинство жителей (средний класс) расселялись, наоборот, в малоэтажных односемейных домах, которые заняли огромные площади в пригородах. Недавние мигранты проживали в многоэтажных кварталах, аналогичных европейским, часто концентрируясь по национальному признаку. Те города, куда направлялся основной поток мигрантов, росли особенно быстро. Так, в 1800 г. Нью-Йорк имел около 80 тыс. жителей, уступая многим европейским и азиатским городам, а уже к концу XIX в. он вырвался на второе место в мире, насчитывая 3,4 млн. жителей. Большое внимание уделялось благоустройству городов. С самого начала возникло разделение городов по функциям на экономические, административные, университетские центры, местные обслуживающие центры. Самыми крупными стали экономические центры за счет развития промышленности и портового хозяйства (Нью-Йорк в США, Монреаль в Канаде, Сидней в Австралии и др.). Но административные и университетские города при этом были лучше спланированы, в большей мере озеленены, имели лучшую экологическую и социальную ситуацию. Местные обслуживающие центры были самыми небольшими, довольно равномерно покрывая всю освоенную территорию стран переселенческого капитализма.

Латиноамериканский тип городского развития характерен для бывших американских колоний Испании и Португалии. В данном случае коренное население старались покорить, обратить в рабство, но не уничтожить. При этом новые города строились на месте разрушенных городов коренного населения (Мехико, Лима) и в местах, позволяющих контролировать большие территории (Буэнос-Айрес, Сан-Паулу). Обязательной в таком городе была центральная площадь, на которой размещались дворец губернатора, католический собор, казарма с арсеналом. Вокруг центральной площади в правильных прямоугольных кварталах проживали сравнительно немногочисленные переселенцы из Европы. Коронное население концентрировалось на окраинах в беспорядочно застроенных кварталах, часто без всякого благоустройства. Для каждого города было характерно большое количество монастырей, так как особое внимание уделялось христианизации коренного населения.

Азиатский тип городского развития характерен для территорий, имевших богатую историю и многократно превосходивших метрополии по населению - Индии, Китая, Юго-Восточной Азии. В данном случае европейские колонизаторы стремились захватить территории и вывозить природные ресурсы, используя местных правителей. При этом экономические и управленческие связи постепенно переориентировывались с местных столиц на приморские города, созданные европейцами заново или перестроенные ими из небольших существовавших ранее поселений. В Китае такими городами стали Шанхай и Гонконг, в Индии - Калькутта и Бомбей, в Юго-Восточной Азии - Джакарта, Сингапур и Сайгон (в настоящее время - Хошимин). Европейцы составляли лишь небольшую долю населения этих городов, и часто проживали изолированно от местного населения в специальных благоустроенных кварталах, построенных по европейским образцам. При этом в их руках находились как политические, так и экономические рычаги власти.

Африканский тип городского развития представляет собой сочетание латиноамериканского (первоначально) и азиатского (впоследствии) типов и в размещении, и в планировке городов. Первые города возникли на берегах океанов для контроля над побережьем и проникновения во внутренние районы (Кейптаун, Дакар, Лагос и др.). Затем стали осваиваться внутренние районы, где для колонизации использовались как старые города, существовавшие до прихода европейцев (Томбукту и др.), так и строились новые, особенно в районах добычи полезных ископаемых (Йоханнесбург и др.). В итоге можно сказать, что современное городское расселение в Африке начало формироваться позже, чем в других регионах мира, и этот процесс шел довольно медленно.


4. Историческое развитие городского расселения в России


Первые города на территории современной России появились в I тыс. до. н. э. Это были древнегреческие торговые колонии на побережьях Черного и Азовского морей - Танаис в устье Дона, Фанагория на российском берегу Керченского пролива, Горгиппия в районе современного Новороссийска.

В начале нашей эры эти города входили в Боспорское и Понтийское царства, являвшиеся вассалами Древнеримской империи. Но в IV в. н. э. города на северном побережье Черного моря и на Азовском побережье были разрушены кочевниками-гуннами и с тех пор больше не восстановились.

Самым древним городом из ныне существующих на территории Российской Федерации является Дербент в Республике Дагестан, который был основан в V в. н. э. на северной границе тогдашних персидских владений. Этот город-крепость запирал так называемые Кавказские ворота - узкую полоску низменности между хребтами Кавказских гор и Каспийским морем, защищая территорию Персии от набегов степных кочевников с севера. До сих пор сохранилась своеобразная старинная планировка городского центра Дербента, располагающегося между двумя параллельными крепостными стенами, начинающимися от цитадели в горах и уходящими в море (уровень Каспия в то время был ниже современного).

Восточнославянское централизованное государство Киевская Русь окончательно оформилось к IX в., когда в его состав оказались включенными значительные территории вдоль торгового пути "из варяг в греки", проходившего между Балтийским и Черным морями. Это была самая восточная "связка" между главными южным и северным торговыми путями средневековой Европы.

Из городов современной России важнейшим пунктом на этом пути являлся Новгород, расположенный на реке Волхов в 6 км от озера Ильмень. Первое упоминание в летописях об этом городе относится к 859 г. Это был торгово-ремесленный центр, имевший самоуправление на принципах республики. Особенно усилилось значение Новгорода с XIII в., когда он вошел в Ганзейский торговый союз городов, являясь крайним восточным пунктом торгового пути по Северному и Балтийскому морям. Население города в тот период достигало 50 тыс. чел., и он являлся крупнейшим русским городом. Располагался город на обоих берегах реки: на левом берегу - кремль (детинец) с главным храмом (Софийским собором) и дворцовыми постройками, на правом берегу - посад с торговой площадью, торгово-складскими постройками, дворами богатых новгородских и иностранных купцов. Обе части города соединялись единственным мостом и были окружены защитными стенами. Во все стороны от кремля и посада шли улицы ("концы") ремесленников, объединенных по профессиональному принципу, защищенные валами и стенами. Вверх и вниз по течению Волхова город охраняли Юрьев и Антониев монастыри, построенные в виде крепостей. Аналогичную структуру имели и другие древнейшие русские города на пути "из варяг в греки", из которых до наших дней существуют Псков и Смоленск.

В X-XI вв. восточнославянская колонизация направлялась преимущественно на северо-восток, в Волжско-Окское междуречье, где появились Суздаль, Ростов, Ярославль, Муром, Рязань. При основании новых городов в этом районе главной первоначально была оборонная функция. Поэтому города строились на высоких речных берегах, при слиянии рек, между глубокими оврагами, что обеспечивало максимальную естественную защиту. В богатой лесом местности все постройки, включая стены, выполнялись из дерева.

И только самые главные храмы строились каменными. Именно в этот период Киевская Русь получает у варягов название Гардарика - "страна городов".

К середине XIII в. (времени монгольского нашествия) в стране насчитывается около 300 городов, в том числе на территории современной России около 100. Но после монгольского нашествия многие из них так и не восстанавливаются.

Постепенно на северо-восток перемещается главный экономический центр государства, а его столицей становится город Владимир. Владимир был основан в 1108 г. на высоком северном берегу реки Клязьма, протекавшей в центре Волжско-Окского междуречья, связывая его западный и восточный концы. Город располагался на высоком плато, ограниченном с севера рекой Лыбедь, что позволяло построить мощную крепость, контролировавшую все междуречье. В XII в. Владимир быстро развивается, строятся Успенский и Дмитровский соборы, Золотые и Серебряные ворота, ограничивающие центральную улицу города. Вниз по течению Клязьмы возводится загородная княжеская резиденция Боголюбове с каменным дворцом и церковью. В окружении Владимира основывается множество новых городов Переяславль-Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров, Москва и др. Но во время монгольского нашествия в XIII в. Владимир разрушается одним из первых, теряя главенство среди русских городов.

С XIV в. начинается возвышение Москвы как столицы Русского государства. Впервые в летописях этот город упоминается в 1147 г. Его первоначальное микро положение выгодно прежде всего с точки зрения обороны: на высоком холме у впадения в реку Москву речки Неглинной. Но затем город начинает развиваться благодаря прежде всего выгодному местоположению на торговых путях в центре Волжско-Окского междуречья. Отсюда по Москве и Оке легко можно было попасть в Волгу, из Яузы существовал удобный полок в Клязьму (вблизи современного гор. Мытищи), а из верховьев Москвы-реки существовал волок на пути в Новгород (вблизи Волоколамска). К тому же у впадения Неглинной Москву реку пересекала каменная гряда, по которой был устроен брод и для преодоления которой суда приходилось вытаскивать из воды и тащить волоком. Возле подобных мест в Средневековье всегда возникали большие торги. Таким образом, благодаря богатствам, приобретенным торговлей, и умелой внешней политике московским князьям удается возглавить борьбу русских княжеств с монгольским игом. И после побед на Куликовом поле (1380 г.) и реке Угре ( 1480 г.) именно вокруг Москвы начинается формирование русского централизованного государства, которое уже в середине XVI в. включает в себя огромную территорию от Финского залива до реки Оби и от Баренцева моря до Белгорода, а затем быстро расширяется в юго-восточном и восточном направлениях вплоть до Каспийского и Охотского морей. В XV-XVII вв. в Москве осуществляется грандиозное строительство, призванное подчеркнуть могущество государства. Строятся современные кремлевские стены (1499 г.), а внутри них - Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, предназначенная для приема послов. Стеной окружается торгово-ремесленный посад (Китай-город), а затем и разросшиеся пригородные слободы (Белый город с границей по современному Бульварному кольцу). В 1553 г. на главной торговой площади - Красной - сооружается край Покрова Богородицы (Василия Блаженного). Застраивается Замоскворечье, и для защиты его и новых пригородных слобод возводятся укрепления Земляного города (по линии современного Садового кольца). К концу XVII в. Москва насчитывает 200-300 тыс. жителей и является одним из крупнейших городов Европы того времени.

Остальные города Русского государства в этот период невелики, но многие из них имеют по 4-5 тыс. жителей, а главные после Москвы торгово-ремесляные центры Новгород и Ярославль - примерно по 50 тыс. жителей. Основание новых городов преследовало прежде всего оборонительные цели во вновь осваиваемых районах. Это города-крепости вдоль торгового пути по Волге (Самара, Саратов, Царицын и др.), города опорные пункты "засечных линий" на границе Дикого поля (Воронеж, Белгород и др.), остроги на сибирских реках (Тобольск, Сургут, Красноярск, Иркутск и др.). Первоначальное население таких городов - это казаки и стрельцы. Но с течением времени в некоторых из них - наиболее выгодно расположенных по отношению к окружающим территориям - начинают селиться также ремесленники и торговцы. Исключение - город Архангельск, основанный в 1584 г. в устье Северной Дивны специально в качестве первого русского морского порта для торговли с европейскими странами (старый путь "из варяг в греки" был перекрыт враждебными к Русскому государству Швецией и Крымским ханством). Началом Нового времени в России можно считать правление Петра I (1672-1725, реально правил с 1689 г.). Существенно затронули эти реформы и городское расселение страны. Во-первых, была построена новая столица государства - Санкт-Петербург. Главной целью ее создания в устье Невы было установление тесных связей с Европой, прежде всего экономических, но также политических и культурных. Поэтому Санкт-Петербург расположился эксцентрично по отношению к остальной России, но зато в узле водных путей из внутренних районов страны к Балтийскому морю, которые были усилены системой каналов, связавших бассейны Невы и Волги. Выглядеть новая столица должна была также по-европейски. Разрабатывается регулярная планировка, различающаяся в разных частях города. На левом берегу Невы это три главных проспекта, расходящихся от одной точки и пересекаемые полуокружностями каналов. На Васильевском острове - прямоугольная сетка улиц-линий. На Петроградской стороне - радиально-кольцевая планировка, улицами расходящимися от Петропавловской крепости. Но все это в едином комплексе, центром которого является водная гладь Невы, украшенная ансамблями Петропавловской крепости, Биржи, Зимнего дворца. Вдоль левого берега Невы создается ряд парадных площадей со зданиями Исаакиевского собора, Сената и Синода, Адмиралтейства, Генерального штаба. Не только в общественной, но и в жилой застройке преобладают здания в стилях барокко и классицизма, создающие единый городской ансамбль. На окраинах города возникают крупные промышленные предприятия, прежде всего судостроительные и текстильные, окруженные рабочими кварталами. Город быстро растет и становится первым российским городом-миллионером (в 1897 г.- 1,3 млн. жителей, тогда как в Москве-1,0 млн.). В окрестностях столицы по примеру Версаля были построены загородные императорские резиденции - Петергоф, Царское Село и др. В петровскую эпоху в России возникают также промышленные города - Екатеринбург, Петрозаводск, Липецк. Ядро таких городов образует завод на берегу пруда, а жилая застройка мало отличается от деревенской (и жили в таких городах в основном крепостные рабочие - недавние крестьяне).

Существенные изменения в сети городов России произошли в конце XVIII в. в связи с административной реформой Екатерины II. Вся территория России была разделена на губернии, а губернии - на уезды. Центром каждого уезда должен был стать город - административный центр. Для каждого города был утвержден регулярный план, примером для которого был план Санкт-Петербурга. Сеть таких городов относительно равномерно должна была покрыть территорию страны. Впоследствии крупными центрами из них стали Череповец, Рыбинск, Челябинск и др., но за счет развития промышленных, а не административных функций. Новые города были образованы также на вновь осваиваемых территориях юга Сибири (Омск, Барнаул и др.) и Предкавказья (Екатеринодар, Ставрополь и др.). Последняя тенденция продолжилась и в XIX в., когда были основаны новые города на юге Дальнего Востока (Хабаровск, Владивосток и др.) и на Кавказе (Владикавказ, Грозный и др.). В старо освоенных районах городами стали некоторые промышленные села (Павловский Посад, Иваново).

Одним из последних в XIX в. (статус города получил уже в 1903 г.) в месте пересечения реки Обь Транссибирской железнодорожной магистралью появился Новониколаевск (Новосибирск). Выгодное положение в узле транспортных путей способствовало бурному развитию этого города, который сегодня является самым крупным в азиатской части России. Благодаря строительству Транссибирской магистрали появляются или ускоренно развиваются также многие другие города на юге азиатской части (Красноярск, Хабаровск и др.). Тогда как развитие центров, бывших до этого главными в своих районах, но оказавшихся в стороне от новой магистрали, замедляется или прекращается (Тобольск, Томск, Благовещенск и др.). Окончательно исчезают к началу XX в. также многие старые русские города-остроги, располагавшиеся на реках в северной части Сибири (Мангазея, Кетск и др.) Последним образованным перед революциями 1917 г. городом в 1916 г. стал Романов-на-Мурмане (Мурманск). Сюда к незамерзающему участку побережья Баренцева моря подошла железная дорога из Петербурга. И город стал главным пopтом для связей России с ее европейскими союзниками в Первой мировой войне (Великобританией, Францией и др.), взамен блокированных Германией и Турцией портов на побережьях Черного и Балтийского морей.

Но в целом к началу XX в. Россия оставалась преимущественно деревенской страной. Доля горожан составляла всего 15%, что было значительно меньше показателя не только Великобритании (75%), но и таких стран, как Германия, Франция, США (40-50% горожан). На огромной территории страны насчитывалось всего около 430 городских поселений, подавляющее большинство из которых (более 400) имели менее чем по 20 тыс. жителей, т. е. являлись по современной типологии малыми. Очень редкой являлась сеть городов в азиатской части страны, где на каждый город приходились тысячи (на юге) или даже десятки тысяч (на севере) квадратных километров территории. Интенсивную урбанизацию Россия пережила уже только в XX в.


Библиографический список


1.         Симагин Ю.А. Территориальная организация населения: учебное пособие для вузов. – 3-е изд., испр. и доп./Под общ. ред. В.Г. Глушковой. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2006. – 244 с.

2.         Территориальная организация населения: Учебное пособие для ВУЗов/ Под ред. Е.Г. Чистякова. – М., 2005.

3.         Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Региональная экономика. – Ростов н/Д, 2001.

4.         Гладкий К.Н., Доброскок В.А., Семенов С. П. Социально-экономическая география России. (Учебное пособие для студентов). - М.: Гардарика, 1998.

5.         Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник, М., 1998.

6.         Михеева Н.Н. Территориальная организация общества. Учебное пособие для вузов Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.

7.         Штульберг Б.М., Введенская В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. – М., 2000.

8.         Экономическая и социальная география России: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Проф. А.Т. Хрущева. – М., 2001.

9.         Исторические города России [Электронный ресурс] / Москва, 2009. – URL: #"#">http://urbaneconomics.ru/


Страницы: 1, 2, 3