Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании
Анна,
королева с 1702 по 1714, была младшей дочерью Якова II. Она унаследовала от
своего двоюродного брата две трудные проблемы: успешное завершение войны за
Испанское наследство и смягчение крайностей партийного противостояния внутри
страны. Поскольку виги являлись партией войны, эти две проблемы соединились в
одну. Сама Анна стала опираться на тори. Однако главное событие, случившееся в
правление Анны, носило мирный характер. Это был союз в 1707 двух королевств,
Англии и Шотландии, который привел к образованию единого государства –
Великобритании. Актом об унии 16 шотландских пэров должны были выбираться
шотландским пэрским сословием в британскую палату лордов, полный список должен
был составляться к началу работы каждого парламента; 45 представителей должны
были выбираться, чтобы занять места членов палаты общин. Старый шотландский
парламент упразднялся. Тем самым все акты, имеющие отношение к обеим странам,
должны были приниматься объединенным парламентом, хотя некоторые акты могли
иметь отношение только к Англии, а некоторые – только к Шотландии (подобно тому
как некоторые акты до этого могли относиться только к Англии, а некоторые –
только к Уэльсу). Таким образом, история Англии и история Шотландии в 1707
соединились в одно целое.
IV.Хозяйственная оценка природных условий и
ресурсов.
В сельском хозяйстве
Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны.
Великобритания производит боле половины сельскохозяйственных продуктов,
потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене,
овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие
важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они
импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4
потребляемых в стране говядины и телятины.
Природные условия Великобритании более благоприятны для развития
животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают
соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно
животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части
острова Великобритания. Англия является одним из самых крупных мировых
поставщиков овечьей шерсти.
Промышленность
Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится
1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье, и все более
ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании
характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную
технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и
совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных
отраслей, к первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и
точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко
второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность,
судостроение, черная металлургия.
Главная отрасль
горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она
ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал
на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество
- 287 млн.т., добыча неуклонно снижается.
Добыча угля в
течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом.
Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами
формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие
отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и
техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть
становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того,
совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к
уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов
выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению
потребления этого вида топлива.
Тем не менее, уголь
все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3
потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти
половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах -
Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн.т. угля. За ним следует
Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.
Потребление угля в
Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением
мировых цен на нефть.
Британская
нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и
нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс.т.
Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль
промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта,
Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.
Крупнейшие
нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у
Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного
Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в
Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного
моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт -Оф-Форт
проведены нефтепроводы.
По проложенному на
дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова
Великобритания в районе Исингтона и Йорг-шире. В британской зоне
эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1 6
потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных
источников.
Великобритания -
второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают
фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для
керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота
из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия
сможет полностью прекратить импорт вольфрама.
Разработка железной
руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа
в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери
на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33%
металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады,
Либерии и Мавритании.
Великобритания
полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится
тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями.
Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них
переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся
на реке Трент и около Лондона.
Гидростанции, как
правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в
1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы
электропередачи («Супергрид») с большим напряжением.
Больше всего энергии
потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная
металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна
и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией
«Бритиш стил». Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных
условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные
пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для
металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные
бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены
сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны,
что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран
недостающего сырья и вывоз готовой продукции.
Сталеплавильная
индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом,
поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным
промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой
продукции.
Британская цветная
металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на
привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым
городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна
и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов,
как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в
атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели
британских цветных металлов - США и Германия.
Старейшая
традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность. Шерстяные
ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного
шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей -
в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.
Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских
островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко
ценятся на внешних рынках.
Великобритания никогда не
отличалась избытком природных факторов производства, за исключением - и это
важно - нефтяных месторождений Северного моря и залежей угля (которые уже давно
утратили свою конкурентоспособность по отношению к другим странам). Нефть и газ
Северного моря дали существенный толчок английской экономике и поддержанию
экспорта. Улучшились позиции на рынке нефтепродуктов и химии. Однако, как это
ни парадоксально, открытие нефтяных месторождений обернулось скорее потерей,
чем приобретением. Оно задержало важные сдвиги в экономической политике страны
по оживлению национальной экономики.
У Великобритании -
большие накопления капитала и благоприятное географическое положение. Веками в
Лондоне концентрировались вложения и богатства всего мира, здесь формировались
международные условия бизнеса и сюда было за чем ездить. Это немаловажное
обстоятельство для многих отраслей услуг, таких, в частности, как финансовые,
аукционы, воздушное сообщение. Инфраструктура Англии, некогда передовая или, по
крайней мере, не уступавшая по размаху и специализации другим странам, сегодня
оказалась в пассиве. Это особенно заметно в области телекоммуникаций и в других
отраслях услуг, таких как морские порты, железные дороги, требующих непрерывных
инвестиций.
В числе первых
Великобритания создала кадры высококвалифицированных промышленных рабочих,
добилась высокой грамотности населения. Благодаря исторически сложившемуся
могуществу Великобритании и .ее колониальным связям английский язык стал
международным языком бизнеса. Более того, до конца XIX столетия она занимала
главенствующее положение в области техники, этой главной движущей силы в
развитии английской индустрии.
Хорошо известная
английская изобретательность рано проявилась в истории многих рассмотренных в
книге отраслей. Пожалуй, благодаря высокоинди-видуализированной университетской
системе образования для студентов старших курсов лучших выпускников издавна
отличали творческое отношение к. делу и изобретательность как результат
независимости мышления и суждений. При этом интересно, что способные бизнесмены
сыграли важную роль в овладении техникой и приспособлении ее к нуждам
индустрии. Многие предприниматели, которые основали ведущие английские отрасли
промышленности, не имели университетского образования.
В стране до сих пор
широко ведутся научно-исследовательские работы, хотя многие ведущие ученые умы
уехали за границу, где лучше условия для приложения их талантов. Английские
фирмы достигли успеха в ряде отраслей, тесно связанных с достижениями науки,
техники и технологии, таких как химическая и фармацевтическая. Многие
иностранные компании разместили свои исследовательские лаборатории также в
Великобритании. Неспособность английской экономики обеспечить быстрый рост
жизненного уровня привела к тому, что в Англии зарплата квалифицированных
ученых и других высокообразованных специалистов намного уступает зарплате в
других передовых странах. Это стоимостное преимущество в ведущих человеческих
ресурсах помогло успеху ряда английских отраслей, опирающихся на эти ресурсы (например,
в консалтинге, издательском деле, рекламе, в сфере фармацевтики). Оно также
привлекло значительные иностранные вложения в эти отрасли, равно как и в
другие, например в ЭВМ.
Механизмы создания
благоприятных факторов. В чем Великобритания имеет потери, так это не столько в
качестве стартовых факторов, сколько в способности их создавать и
совершенствовать. Именно здесь главное препятствие на пути совершенствования
конкурентных преимуществ или даже удержания достигнутого уровня. По системе
образования Великобритания серьезно отстала от всех стран, которые
рассматриваются в данной книге. Путь к вершинам образования здесь ограничен
так, что высшее образование оказалось доступно лишь небольшому, а главное -
меньшему, чем в большинстве других передовых стран, проценту студентов.
Образование для элиты имеет преимущественно гуманитарный, чисто научный профиль
в ущерб более практически направленному, и в итоге многие талантливые молодые
люди уклоняются от изучения таких практических дисциплин, как, например, инженерное
дело. Процент студентов, изучающих технические дисциплины, ниже, чем в других
передовых странах. Даже инженерные специальности в ведущих университетах
рассматриваются больше с теоретической точки зрения.
Наиболее серьезной
проблемой являются уровень, качество образования среднего учащегося. Английских
детей обучают учителя менее квалифицированные, чем во многих других странах,
они получают меньшую подготовку по математике и по общенаучным предметам,
изучают их по сокращенным программам, многое опускается.
До периода М. Тэтчер упор
в системе образования делался на придание ей эгалитарного, а не
соревновательного характера. Требования понизились, а с ними и успеваемость.
Система образования отразила и усилила в английской школе тенденции к
исключению состязательности среди учащихся. Англичанам свойственно принижать
свои успехи. По окончании средней школы выпускник имеет ограниченный выбор.
Технические колледжи по-прежнему непрестижны, а хорошо развитой (как в
Германии) системы профессионального обучения нет. Поддерживаемая государством
Программа обучения молодежи, очень мало ориентированная на нужды
промышленности, проблем не решает.
Результаты такой системы
обучения на редкость контрастны и противоречивы. С одной стороны, есть кадры
выдающихся людей, квалифицированных специалистов для профессиональных услуг -
консультирования, составления программ, рекламы и т.п. Этот высший слой
человеческих ресурсов хорошо обучен и недорог на рынке рабочей силы по
сравнению с другими странами. Есть выдающиеся мыслители и ученые,
подготавливаемые в ведущих английских университетах. Но, с другой стороны,
существует серьезная проблема) стоящая перед большинством отраслей
промышленности. Рабочая сила в Великобритании серьезно отстает по своему
образовательному уровню и практической квалификации от рабочей силы во многих
других развитых странах. Менеджеры здесь гораздо реже, чем в других передовых
странах, имеют дипломы колледжей или университетов. Явно не хватает технически
образованных менеджеров среди тех, кто идет работать в производственные
отрасли, а среди "капитанов" промышленности техническое образование -
редкость.
Большинство английских
компаний не предпринимало больших усилий для организации обучения рабочей силы
на своих предприятиях. Вложения со стороны промышленных фирм в обучение своих
рабочих составляют значительно меньше 1% от прибылей (0,15% в 1980 г.), в то
время как в Германии они составляют 2%, а в Японии !%". Уровень подготовки
рабочей силы, вступающей в производство, гораздо ниже, чем в указанных странах,
что изначально ставит Великобританию далеко позади. В итоге она никак не может
догнать конкурентов в своих попытках повысить средний уровень подготовки
трудовых ресурсов. Во многих отношениях это одна из самых фундаментальных
проблем экономики страны, равно как и в США.
Великобритания делает
значительные вложения в научно-исследовательские работы. Большинство их
ориентированы на фундаментальные исследования и особенно на оборону. Большая
часть английских государственных затрат на научные работы нацелена на оборонные
программы. Так, в 1987 году на исследования для обороны правительство направило
50% средств, выделенных на науку, в сравнении с 12% в Германии, 5% в Японии и
34% во Франции. Как и в США, эта политика дала мало пользы отечественной
промышленности и подчас лишала английские фирмы коммерческих возможностей
получения прибылей. Государственные ассигнования на НИОКР во всех областях
долгое время подвергались критике в силу хронической необходимости сокращать
правительственные расходы.
В некоторые отрасли
английские фирмы регулярно делали крупные вложения, например в химическую и
фармацевтическую. Здесь они установили тесное сотрудничество с университетскими
исследователями в родственных отраслях. В большинстве случаев, однако,
английские компании уступали иностранным соперникам в масштабах вложений. У
многих фирм нет целевых научно-исследовательских программ. В целом расходы
частного сектора на эти цели (в % от общего ВВП) составили 1,19% в 1986 году,
что гораздо меньше расходов Японии (2,19%), Германии (1,60%) и Швеции (1,71%).В
целом расходы Англии на научно-исследовательские работы в невоенной сфере (в %
от ВВП) составили 1,8% в 1986 году, в то время как в Японии они равнялись 2,8%,
в Германии - 2,6%, *в других передовых странах - примерно тот же уровень.
Многие английские отрасли постепенно утрачивают свои позиции с точки зрения
техники. С появлением электроники, новых материалов и производственных
технологий темпы упадка ускорились.
Отдельные неблагоприятные
факторы. В свое время ведущим стимулом нововведений в английской экономике
служило наличие отдельных неблагоприятных факторов. Здесь и небольшие размеры
страны, и ее островной характер, и зависимость от ввоза из-за рубежа многих
полезных ископаемых. Первоначально это стимулировало становление Великобритании
как великой торговой державы. Английские фирмы сумели организовать
разветвленную систему торговли, включавшую смежные отрасли финансирования,
доставки и страхования товаров. Позднее английские ученые и инженеры
разработали многие передовые технологические процессы, чтобы компенсировать
ввоз сырья из других стран и создать новые, более совершенные товары.
По мере процветания
растущая зарплата стимулировала процессы обновления технологий и техники, что
позволяло Англии стать лидером во многих отраслях. Впервые были внедрены многие
новые формы автоматизации. Великобритания заложила основы многих
машиностроительных отраслей, что позволило занять в них прочное положение на
мировом рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|