Индия
Индия - страна древней земледельческой культуры, и
ее сельское хозяйство имеет ярко выраженную растениеводческую направленность.
Растениеводство - преимущественно трудоинтенсивное - дает более 4/5 всей
стоимости сельскохозяйственной продукции, причем примерно такая же часть всей
посевной площади занята продовольственными культурами. Животноводство, несмотря
на наличие самого 6ольшого в мире поголовья скота, развито гораздо слабее.
Товарное скотоводство встречается довольно редко, а крупный рогатый скот
используется главным образом в качестве тягловой силы на полевых работах. Что
же касается размеров поголовья, то оно в значительной мере объясняется
воззрениями индуизма, запрещающими убивать <священных> коров. В
результате поголовье совершенно непродуктивного и неработоспособного
беспородного скота исчисляется десятками миллионов голов.
После завоевания независимости в стране произошли
большие аграрные преобразования. Была начата аграрная реформа, направленная на
ликвидацию крупного помещичьего землевладения и наделение землей крестьян. Но
проводилась она недостаточно последовательно и привела к укреплению кулацкой
верхушки, которая в первую очередь и воспользовалась плодами начавшейся в 60-е
годы <зеленой революции>, увеличив тем самым социальное расслоение
общества. Об успехах <зеленой революции> в Индии написано очень много.
Действительно, она привела к тому, что валовой сбор зерновых в стране
увеличился до 185 млн. т. (3 место после Китая, США) и позволил отказаться от
дорогостоящего импортного зерна. Но нельзя забывать и о том, что такое
самообеспечение было достигнуто при предельно низком уровне потребления зерна
(230 - 240 на душу населения в год). То же относится и к душевому потреблению
других продуктов питания: мяса - 1,6 кг, животного масла - 1 кг, рыбы - 1 кг,
молока -55 л, яиц - 24 штуки. Причем это средние показатели, которые не должны
скрывать того обстоятельства, что 60 % населения Индии по-прежнему живет за
официальной чертой бедности, в условиях постоянного недоедания и даже голода.
На этом общем фоне отдельные районы Индии сильно
отличаются друг от друга как по природным условиям, так и по уровню товарности
и характеру специализации, сельского хозяйства.
Наиболее благоприятна для земледелия Индо-Гангская
низменность, относительно благоприятны равнины и низменности на востоке и
северо-востоке страны и менее благоприятны районы, расположенные в центральной
и южной частях Индостана. Исходя из основной специализации земледелия, в самом
общем, генерализованном виде в Индии можно выделить три главных района.
Первый из них - район с преобладанием посевов пшеницы,
хотя здесь возделываются также рис, просо, хлопчатник, масличные культуры,
сахарный тростник. Он расположен на территории штатов Пенджаб, Харьяна и
Уттар-Прадеш. Хотя и меньше, чем в других, частях Индии, здесь также выражены
два основных сельскохозяйственных сезона: летний (хариф) и зимний (раби). В
летний сезон - главным источником влаги служат муссонные дожди, диктующие все
основные сроки полевых работ, а в зимний, сухой сезон поля нуждаются в
искусственном орошении.
Роль основной житницы страны выполняет сравнительно
небольшой по территории штат Пенджаб (Панджаб), что в переводе значит
<Пятиречье>. Действительно, до выделения Пакистана в 1947 году его
территории охватывала бассейны пяти главных притоков Инда: Сатледжа, Биаса,
Рави, Чинаба и Джелама. Здесь были созданы самые крупные в стране оросительные
системы. Но после раздела бывшей Британской Индии основная их часть оказалась в
пределах Пакистана. Поэтому в Пенджабе с самого начала большое внимание
уделялось гидротехническому строительству. Поэтому в 1948 - 1970 годах здесь на
реке Сатледж был сооружен крупнейший в стране гидроузел Бхакра-Нангал,
включающий ГЭС мощностью в 1,1 млн. кВт и систему оросительных каналов общей
длиной 4,5 тыс. км; с их помощью в Пенджабе и соседних штатах было орошено 1,5
млн. га земель. Затем были построены и другие гидроузлы и оросительные системы.
Ирригация способствовала тому, что именно в
Пенджабе началась и в наибольшей мере проявилась (в условиях Индии) <зеленая
революция>. Она охватила прежде всего преобладающие здесь хозяйства кулаков
и зажиточных крестьян - преимущественно сикхов, широко применяющих также
сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения. В результате доля
Пенджаба в общеиндийском сборе пшеницы, которая выращивается в сезон раби,
выросла до 40%. Значительно увеличились также сборы риса, длинноволокнистого
хлопчатника, других культур.
Штат Харьяну можно назвать своего рода уменьшенной
копией Пенджаба. Напоминает его и самый большой по населению штат Уттар-Прадеш
- крупнейший производитель пшеницы, но также бобовых и масличных культур,
сахарного тростника, картофеля и овощей, лежащий уже полностью в пределах
Гангской низменности.
Второй район - район с преобладанием посевов риса,
хотя наряду с ним здесь возделываются также сахарный тростник, джут, просяные и
масличные культуры, пшеница. Он занимает значительно большую площадь, чем
пшеничный район, охватывая основную часть низменностей Ганга и Брахмапутры,
восточную часть Деканского плоскогорья, а также Коромандельский и Малабарский
берега Индостана. Но ядро его находится в пределах штатов Западная Бенгалия,
Бихар, Орисса и отчасти Уттар-Прадеш.
Рис здесь возделывают уже на протяжении
тысячелетий. Высевают его обычно в начале сезона хариф, когда стоит сухая и
жаркая погода с майскими температурами до 42 - 44°С. С наступлением в начале
июня муссонных дождей рисовые поля покрываются водой, а уборку урожая
производят уже осенью. Но при искусственном орошении, которое обеспечивается с
помощью как крупных оросительных систем, так и колодцев (скважин), рис успешно
выращивается и в сезон раби.
Третий сельскохозяйственный район Индии занимает
основную часть Деканского плоскогорья. Он не имеет такой четкой специализации.
Из зерновых культур здесь выращивают преимущественно джовар и другие просяные,
но также рис, пшеницу, кукурузу, из технических - коротковолокнистый
хлопчатник. Общий уровень сельского хозяйства, его урожайность и товарность
здесь значительно ниже, орошается только 1/7 посевных площадей. Даже хлопчатник
выращивается не на поливных землях, хотя под его посевы используются
преимущественно наиболее плодородные темноцветные глинистые почвы на
базальтовых покровах - регуры. Поэтому и урожайность хлопчатника в Индии
составляет 26 ц/га, что значительно ниже среднемировой (55 ц/га), не говоря уже
о США или Узбекистане. На Индию приходится 1/4 всех посевов хлопчатника в мире,
но по сбору хлопка она занимает лишь четвертое место.
Ведущая отрасль сельского хозяйства Индии -
растениеводство (4/5 стоимости всей продукции). Посевная площадь - 140 млн.га,
но для нового освоения земельных ресурсов практически нет. Земледелие нуждается
в орошении (орошается 40% посевных площадей). Сводятся леса (еще сохранилось
подсечноогневое земледелие).
Основная часть посевных площадей занята под
продовольственные культуры: рис, пшеницу, кукурузу и др. Главные технические
культуры Индии - хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные
(рапс, арахис и др.). Выращивают также каучуконосы, кокосовую пальму, бананы,
ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи.
Кроме этих трех основных районов, в Индии можно
выделить еще несколько более узко специализированных районов сельского
хозяйства. Это, например, низовья Ганга в Западной Бенгалии, где фактически
монокультурой служит джут. Или Ассамская долина на северо-востоке, которая еще
в конце ХIХ века превратилась в один из крупнейших чаепроизводящих районов
мира. Или Малабарское побережье - крупнейший поставщик кокосов, а также черного
перца и других пряностей. В большинстве из них преобладает плантационное
хозяйство.
Индия обеспечивает себя зерном, правда при низком уровне
потребления. Несмотря на "зеленую революцию", уровень агротехники и
урожайности в Индии остается одним из самых низких в мире. Сельское хозяйство
Индии имеет ярко выраженную растениеводческую направленность. Главные
продовольственные культуры - рис, пшеница, просяные и зернобобовые.
6.
Достопримечательности
Город Дели,
расположенный на правом берегу реки Джамны, на перекрестке торговых путей, в
течение многих веков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с
начала XIII века - Делийского султаната, с начала ХVI века - империи Великих
Моголов, с 1911 года - Британской Индии, с 1947 года - Индийского доминиона и с
1950 года - Республики Индии. В 1911 году население города составляло всего
214 тыс. человек, в 1941 году - 700 тыс, в 1951 году - 1,4 млн, в 1971 году -
3,6 млн, в 1981 году - 5,7 млн, а в 1991 году - почти 8,4 млн. человек.
Главная функция Дели - политико-административная, столичная. В этом смысле
город распространяет свое влияние на всю страну. Но Дели также является одним
из крупнейших в Индии промышленных центров, транспортно-торговых узлов,
сосредоточением науки, культуры, образования, искусства.
По функциям и внешнему
облику город четко подразделяется на Старый и Новый Дели.
Старый Дели или Шахджаханабад,
расположенный в излучине Джамны, особенно богат историческими и архитектурными
достопримечательностями. Это прежде всего знаменитый Красный форт (Лал кила) -
грандиозное сооружение из бурого песчаника, воздвигнутое во время правления
императора Шах-Джахана и служившее резиденцией Великих Моголов. Это также
крупнейшая в стране мечеть Джама-Масджид, построенная в середине XVII века,
где хранятся такие мусульманские реликвии, как глава Корана, по преданию
написанная под диктовку пророка Мухаммеда. Это 70- метровая башня Кутуб-Минар,
воздвигнутая мусульманскими завоевателями в XII - XIII веках. Здесь же, на
берегу Джамны, находится мемориальный музей лидера национально-освободительной
борьбы в стране Мохандаса Карамчанда Ганди, прозванного <Махатмой>,
что значит <великая душа>. В январе 1948 года он погиб от пули
фанатика-убийцы, и на этом месте (Раджхате) состоялась его кремация. А примерно
в километре отсюда в мае 1984 года была кремирована Индира Ганди.
Бомбей и своим географическим положением и
основными историческими вехами сильно отличается от Дели. Прежде всего, он
расположен на берегу Аравийского моря, на семи небольших островах. В 1534
году, после начала португальской колонизации, они были захвачены Португалией,
но уже в 1661 году перешли к Англии - в качестве приданого португальской
принцессы, вышедшей замуж за английского принца, ставшего затем королем
Карлом II. Постепенно острова стали застраиваться. Земляными перемычками их
соединили сначала между собой, превратив фактически в один остров, а затем с
берегом. Более быстрый рост города начался уже во второй половине ХIХ века,
особенно после открытия здесь в 1851 году первой индийской хлопчатобумажной
фабрики. Современный Бомбей - самый большой по населению город Индии. В
пределах Большого Бомбея живет 12,5 млн. человек; это обеспечивает ему шестое
место в мире после Мехико, Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорка и Шанхая. Бомбей
также самый крупный промышленный центр страны, в котором широко представлены
как отрасли тяжелой, так и традиционной легкой промышленности, особенно
хлопчатобумажной. Это и ее главный морской порт, обеспечивающий до 2/3
всей внешней торговли, главный финансовый центр, крупный центр науки и
культуры.
Калькутта расположена в дельте Ганга, на
правом берегу одного из его рукавов - Хугли, в 140 км от Бенгальского залива.
Еще до прихода англичан в этом месте, откуда начинаются важные пути в глубь
Индии, располагались фактории португальцев, голландцев, датчан. Калькутта же
была основана в 1690 году агентом британской Ост-Индской компании Джобом
Чарноком на месте трех деревень одна из которых носила название Каликатта.
Особенно быстрый рост города происходил в 1773-1911 годах, когда Калькутта
была столицей Британской Индии и превратилась в крупнейший город страны. После
переноса столицы в Дели рост ее замедлился. При разделе страны в 1947 году на
два доминиона и образования Восточного Пакистана (затем - Бангладеш) нарушились
ее традиционные связи с Восточной Бенгалией. Тем не менее Калькутта и в наши
дни остается вторым после Бомбея промышленным и портовым городом Индии и
крупнейшим его культурным центром. При численности населения около 11 млн.
человек Калькутта замыкает десятку крупнейших городов мира.
Мадрас был основан в 1639 году
английскими купцами как форт Ост-Индской компании. Он протягивается почти на
20 км вдоль побережья Бенгальского залива, образующего здесь один из лучших в
мире пляжей - Марина. Мадрас более <индийский> город, чем другие
крупнейшие города страны, контрасты между местной и европейской застройкой
здесь выражены не так сильно. Заводы Мадраса выпускают автомобили, вагоны,
велосипеды. Здесь находится крупнейшая в стране киностудия.
7.
География отдыха и туризма
Национальный парк Корбетт (Уттар-Прадеш)
Национальный парк Дачигам (Кашмир)
Широкая долина; горные склоны. Здесь обитают редкий
вид оленя — хангул, черные и бурые медведи, леопарды; гнездовья цапель. Аэропорт:
Сринагар, 22 км. Железнодорожная станция: Джамму. 311 км. Сезон: июнь - июль
Проживание: Сринагар - дома на воде на озерах Дал и Нагин.
Заповедник птиц Говинд Сагар (Химачал-Прадеш)
Птичий заповедник населен журавлями, утками,
гусями, чирками. Аэропорт: Чандигарх, 135 км.
Предгорья Гималаев в окрестностях Дикала;
солончаковые леса и равнины. Фауна: тигры, слоны, леопарды и разнообразные
птицы. Отличная рыбалка в реке Рамганге. Аэропорт: Пантнагар, 115 км.
Железнодорожная станция: Рамнагар, 51 км. Сезон: ноябрь май. Проживание: на
территории парка.
Национальный парк Дадва (Уттар-Прадеш)
Граница Непала. Здесь обитают тигры, медведи-губачи
и пантеры. Аэропорт: Лакхнау, 251 км. Железнодорожная станция: Дадва, 4 км.
Сезон: ноябрь - май. Проживание: на территории парка.
Национальный парк „Цветочная долина"
(Уттар-Прадеш)
Во время цветения этот „сад на крыше мира",
вознесенный на высоту 3500 м, ослепляет буйным разноцветьем. Местоположение: 44
км от Бадринатха. Железнодорожная станция: Ришикеш, 280 км. Сезон: июнь-июль.
Национальный парк Сариска (Раджастхан)
Около 200 км от Дели. Лес и открытые равнины.
Самбар (самый крупный из индийских оленей), четал (пятнистый олень), нилгаи
(индийская антилопа), черный олень, леопард, тигр; хороший ночной обзор.
Аэропорт: Джайпур, 160 км. Железнодорожная станция: Алвар, 35 км (автобусное
сообщение). Сезон: февраль - июнь. Проживание: на территории парка.
Рантхамбхор (Саваи-Мадхопур - Раджастхан)
Холмистые леса, равнины и озера. Самбар, чинка-ра
(индийская газель), тигр, медведь-губач, крокодилы и перелетные водоплавающие
птицы. Аэропорт: Джайпур, 162 км. Железнодорожная станция: Саваи-Мадхопур, 11
км. Сезон: ноябрь — май. Проживание: на территории парка и в Саваи-Мадхопур.
Национальный парк Бандавгари (Мадхья-Прадеш)
Расположен в горах Виндья. В парке разнообразная
фауна, включающая пантер, самбаров и гауров. Аэропорт: Джабалпур, 166 км.
Железнодорожная станция: Умария, 34 км. Проживание: лесная гостиница в парке.
На границе с Бутаном. Тропический лес, саванну и
речные берега населяют носорог, водяной бык, тигр, слон, золотой лангур,
водоплавающие птицы. Разрешена рыбалка. Аэропорт: Гувахати, 176 км.
Железнодорожная станция: Сарупета, 40 км. Сезон: январь - март. Проживание: на
территории заповедника.
Заповедник тигров Паламау (Бихар)
Каменистые и лесистые холмы. Тигр, леопард, слон,
самбар, дикая тропическая кошка, макака резус, редко - волк. Аэропорт: Ранчи,
155 км. Железнодорожная станция: Далтонгандж, 19 км. Сезон: февраль - март.
Проживание: в Белте.
Национальный парк Хазарибаг (Бихар)
Солончаки и лесистые холмы. Самбар, нилгаи, четал,
тигр, леопард, редко — мунтджак (большой лающий олень). Аэропорт: Ранчи, 100
км. Железнодорожная станция: Хазарибаг, 67 км. Сезон: февраль - март.
Проживание: на территории парка.
Заповедник тигров Сундербанс (Западная Бенгалия)
Мангровые леса. Тигр, речная кошка, олень,
крокодил, дельфины, разнообразные пернатые. Транспорт: внешние и внутренние
перевозки катерами. Аэропорт: Калькутта, 48 км. Сезон: февраль - март.
Проживание: гостиниц и условий для ночлега на территории и вблизи заповедника
не имеется.
Заповедник Джалдапара (Западная Бенгалия)
Тропический лес и саванна. Носорог, слон,
разнообразные пернатые. Аэропорт: Багдогра, 155 км. Железнодорожная станция:
Мадари-Хат, 11 км. Сезон: март-май. Проживание: дом отдыха в Джалдапаре.
Заповедник тигров Симилипал (Орисса)
Обширный солончаковый лес. Тигр, слон, леопард,
самбар, четал, олень-мунтджак и оленек. Аэропорт: Бхубанешвар, 310 км.
Железнодорожная станция: Барипада, 50 км. Сезон: ноябрь — июнь. Проживание:
туристские дома отдыха в окрестностях.
Южная Индия
Заповедник Перияр (Керала)
Большое искусственное озеро. Слон, гаур, дикая
собака, черный лангур, бобры, черепахи; многочисленные виды пернатых, включая
птицу-носорога и водную сову. Осмотр с воды. Аэропорты: Мадурай, 160 км, Кочин,
208 км, и Тируванантапурам, 258 км. Железнодорожная станция: Мадурай, Коттаям,
110 км, и Бодинаяканур, 67 км. Проживание: хороший выбор отелей в окрестностях
заповедника.
В первую очередь известен своими фламинго. Есть
цапли, чирки, кроншнепы, ржанки и черные козлы и кабаны. Аэропорт:
Тируччираппалли, 200 км. Железнодорожная станция: Пойнт-Калимер, 0,5 км. Сезон:
ноябрь - январь. Проживание: лесной дом отдыха.
Птичий заповедник Пуликат (Андхра-Прадеш)
Фламинго, серый пеликан, цапля, крачка. Аэропорт и
железнодорожная станция: Ченнай (Мадрас), 60 км. Проживание: ночлег в Неллуру.
Густой смешанный лес. Самая большая популяция
слонов в Индии; леопард, гаур, самбар, олень-мунтджак и гигантская белка. Среди
птиц - индийская кукушка, барбет и трогон.
Национальный парк Кришнагири Упаван (Махара-штра)
Известный ранее как Боривили, этот заповедник
охраняет важную природную зону около Бомбея. Пещеры Канхери, озера Вихар, Тулси
и Повари. Водоплавающие птицы и мелкие млекопитающие. Кинотеатр под открытым
небом рядом с Парком львиных сафари. Аэропорт: Мумбай (Бомбей), 20 км.
Железнодорожная станция: Боривили, 3 км. Сезон: октябрь - июнь. Проживание:
туристские коттеджи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|