рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Главные историко-культурные центры мира рефераты

p> Бальзамировали, однако, не только людей: были обнаружены кладбища, заполненные тысячами мумифицированных кошек, собак, соколов, павианов и крокодилов.

Египетские боги и богини присутствуют повсюду - в виде статуй, в резьбе и настенной росписи. У бога Неба Хора - голова сокола, у богини
Любви Хатхор - уши и рога коровы. Расшифровать смысл подобных изображений не удалось и до сих пор. Но ни в какой другой культуре, кроме египетской, боги не были так часто представлены в виде животных - это еще одна загадка
Древнего Египта.

Пирамида Хеопса стоит на краю пустыни к западу от Нила. Она была построена фараоном Хуфу (2590-2568 годы до н. э.). Его имя по-гречески звучало: Хеопс. Два царя из следующих династий, Хефрен и Микерин, построили совсем рядом с этой другие пирамиды. Три пирамиды вместе составляют самый, наверное, известный в мире комплекс построек, на который вот уже в течение многих столетий смотрят с восхищением и благоговением.

Благоговение весьма оправдано. Высота пирамиды Хеопса - 138 метров (а изначально была даже 147 метров), она выстроена из 1 двух с половиной миллионов известняковых блоков, которые вывозились из ближайшей, каменоломни и весят в среднем по две с половиной тонны.

Строительное сооружение общим весом более шести миллионов тонн могло быть возведено только с помощью подъемных механизмов, катков и впряженных в сани быков.

Несмотря на примитивность этих средств, строительство велось с невероятной, просто непостижимой точностью. Пирамида стоит на специально подготовленной плоскости, которая по горизонтали дает отклонение меньше двух сантиметров. Основание пирамиды - квадратное, а длина одной стороны составляет 227,5 метра. Четыре ее стороны с самым незначительным смещением обращены на север, юг, восток и запад.

Никто не знает, почему подобное совершенство было столь важным. Никто не может объяснить и того, почему эта пирамида вообще была построена.

По одной теории, она была гробницей фараона. Это, возможно, соответствует действительности. Странно только, что ни в этой, ни в других пирамидах не были обнаружены мертвые тела. Когда в IX веке н. э. официальная экспедиция проникла в пирамиду Хеопса и с большими сложностями исследовала царский склеп, большой каменный саркофаг, как оказалось, был пуст, но не было и никаких признаков предшествовавшего разорения. От входа на северной стороне (высота - 18 метров) можно, сгорбившись, добраться низким и узким коридором до Большой галереи, длина которой 46,6 метра. Она ведет к царскому склепу. Склеп находится на высоте 42,7 метра над землей, а внутри него стоит пустой гранитный саркофаг. В пирамиде есть еще два пустых помещения, а в 1954 году снаружи, в продолговатой по форме яме была найдена лодка из кедровой древесины длиной 43,6 метра. Ее частично разобрали, и теперь она выставлена в Музее Солар-Барке (Солнечной ладьи) возле пирамид. Есть свидетельства того, что поблизости были сожжены другие лодки. По всей вероятности, лодки предназначались для путешествия усопшего властителя в иную жизнь.

На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена, высота которой 136,6 метра, а длина сторон - 210,5 метра.
На ее вершине еще видна часть изначальной облицовки.

Пирамида Микерина, которая еще меньше, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина сторон - 108 метров. Но самый знаменитый в мире после пирамиды Хеопса египетский монумент - это фигура сфинкса, неусыпно стерегущего город мертвых.

Три пирамиды - часть комплекса, состоящего, кроме того, из нескольких храмов, малых пирамид, гробниц жрецов и должностных лиц.

Меньшие по размеру и расположенные южнее пирамиды были, вероятно, предназначены для жен правителей и остались незавершенными.

Через Стамбул – в Азию…

Софийский собор

Главная достопримечательность Стамбула - это, конечно же, Ай София
(Софийский собор).

Открытие этого храма состоялось в 532 году при императоре Юстиниане.
Говорят, что строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Для этого были награблены сокровища со всего античного мира. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки собора святого Петра в Риме.
Высота Софийского собора - 55 метров, а диаметр купола составляет 31 метр.
На примере этого собора видно, как происходил процесс наложения одной эпохи на другую, разных религий. В первый же день завоевания Константинополя в
1453 году султан Мехмед II въехал в город на белом коне. Он повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору были пристроены четыре минарета. Мусульманские фанатики принялись уничтожать замечательные византийские фрески и мозаики.
Но, очевидно, они так спешили, что некоторая часть христианской росписи была не сбита (ислам запрещает изображать людей и животных), а просто замазана штукатуркой. Благодаря этому часть фресок и мозаик сохранилась до наших дней. Особенно поражает взор изображение Иоанна Крестителя, расположенное под сводами купола. Трудно поверить, что это мозаика, а не живопись. К достопримечательностям Святой Софии также относится “плачущая колонна”, покрытая медью (говорят, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также
“холодное окно”, где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. С
1935 года Айя София стала музеем.

В Индию…

Тадж Махал

В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, супруга индийского Могола умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем.

Султан Шах-Джахан потерял не только любимую жену, но и мудрую политическую советницу. Есть сведения, что он два года носил по ней траур
(по другим рассказам, его волосы поседели от горя) и дал клятву построить надгробный памятник, достойный памяти жены, совершенно необычайный, с которым ничто в мире не сможет сравниться, и едва ли можно поспорить с тем, что ему это удалось.

Арджуманд Бану, известная также, как Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), покоится именно в такой необычайной гробнице, названной ее именем в сокращении: Тадж-Махал.

Здание стало известным во всем мире и привлекло невероятно много посетителей. Знакомый по бесчисленным фотографиям силуэт стал символом
Индии. Его облик просто связан в памяти с этой страной. Можно снова и снова приезжать к Тадж-Махалу, снова и снова ему поражаться. В зависимости от времени дня и от соотношения света и тени он по-разному воздействует на наблюдателя. В нем нет монументальной тяжести мавзолея, чего вполне можно было бы ожидать. Скорее кажется, что он парит между небом и землей: его пропорции, симметричность архитектуры, окружающие сады и зеркало вод создают впечатление, от которого бесчисленные посетители снова и снова лишаются дара речи.

Строительство Тадж-Махала длилось 22 года, на нем были заняты около 20
000 рабочих. Говорят, что один француз и один венецианец принимали значительное участие в осуществлении архитектурного проекта. Но ни одно из имен архитекторов с достоверностью не подтверждается.

Усыпальница выстроена из мрамора (его надо было доставлять на место из каменоломни за 300 километров), но здание вовсе не выдержано полностью в белом цвете, как это пытаются представить многие фотографии. Поверхность его инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор.
Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает - в зависимости от падения света - завораживающие тени. Когда- то двери в Тадж-Махал были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. Воры похитили эти драгоценные предметы и неоднократно пытались выбить драгоценные камни инкрустации. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает потрясение.

Здание расположено в садовом ландшафте, входить в него нужно через большие, редкостно красивые ворота, которые символизируют вход в рай. Над ними возвышается увенчанный куполами павильон, и сначала здесь тоже была дверь из серебра, в которую к тому же были забиты сотни серебряных гвоздей.
Дверь украли, и в настоящее время на ее месте дверь из меди. Есть история, скорее всего недостоверная, будто Шах-Джахан хотел на другом берегу реки
Джамны построить себе мавзолей из черного мрамора.

В 1658 году его сын Аурангзеб захватил власть и девять лет, до самой смерти отца, держал его под домашним арестом в Агра-форте. Оттуда Шах-
Джахану был виден Тадж-Махал.

В Китай…

Великая Китайская Стена

Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно- технических сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет, начиная с 220 года до н. э. при императоре Цинь Шихуанди. Этот правитель считается одним из величайших деспотов в истории. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию из крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников-монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора.

Цинь Шихуанди поручил осуществление этого проекта самому удачливому своему военачальнику - Мэн Тяню. Стена извивалась вверх и вниз по горам, шла через пустыни и болота. Она была сооружена на каменном фундаменте и возведена из земли и кирпича. С ее сторожевых башен при помощи дымовых сигналов, а ночью - с помощью сигнальных огней - можно было распространять информацию по всей стране с никогда дотоле невозможной скоростью.

Около 300 000 человек трудились в поте лице над возведением этой стены. Только сама организация и обеспечение такой массы рабочей силы была исключительным достижением. Легенда рассказывает, будто один маг предсказал
Цинь Шихуанди, что стена только тогда может быть завершена, когда в ней будет погребен «Ван» или 10 000 человек. В конце концов император нашел человека по имени Ван, приказал убить его и захоронить в стене. По всей вероятности, было так, что многие тысячи людей, умерших во время строительных работ, были замурованы в стене. Стену называли также Самым длинным кладбищем, мира или Стеной слез.

Военное значение стены, когда она бывала укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным. С течением столетий, однако, она была заброшена и разрушилась. В 607 году н.э. при династии Суй сооружение было реконструировано. В этот период на строительстве был занят миллион рабочих, причем половина

из них погибли. Наконец, в годы правления династии Мин (с 1368 по 1644 год), в XV веке, стена обрела свой сегодняшний облик. В недавнем прошлом части ее были реставрированы для экскурсантов.

Стена проходит, начинаясь невдалеке от Ляодунского залива, северо- восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби. Данные относительно ее общей длины варьируются. Стена поворачивает и изгибается, в некоторых местах параллельно ей идут другие крепостные валы, которые могут входить в подсчеты. Данные о длине очень разные: прямая линия между двумя конечными точками составляет 2450 километров, а стена со всеми ответвлениями и изгибами, должно быть, равна от 6000 до 6500 километров. Один китаец в 1990 году будто бы прошел по всей стене пешком и определил общую длину в 6700 километров.

Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина - 5,5 метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен - двенадцать метров. Великая Китайская стена - на редкость впечатляющее сооружение. Она выдерживала влияние ветра и непогоды на протяжении многих столетий.

С материка на материк - в Австралию…

Остров Пасхи

Остров Пасхи дает более чем убедительное доказательство тому, что правда иной раз бывает фантастичнее самого причудливого вымысла. Этот остров вулканического происхождения имеет форму треугольника со сторонами
16, 18 и 24 километра и заброшен в тихоокеанских просторах за тысячи миль от ближайшей человеческой цивилизации. Когда на Пасху 1722 года сюда впервые прибыли европейцы, они первым делом увидели расставленные на берегу лицом к суше гигантские каменные статуи. Местные жители встречали чужеземцев неодинаково. Одни приветственно махали кораблю руками и разжигали костры, другие держались недоверчиво и собирали камни, явно намереваясь защищаться. Когда капитан Рогтевен и его голландская команда сошли на берег, они уже вскоре обнаружили, что на острове мирно сосуществуют представители трех различных рас. Здесь были чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди. У некоторых из них были утрированно длинные мочки ушей, крашенные чем-то вроде грузил, и они относились к каменным идолам с подчеркнутым почтением. Если не принимать во внимание их странную привычку красть все, что придется, вели они себя очень приветливо и дружелюбно. Однако из-за этой тяги к воровству вскоре между голландцами и местными жителями вспыхнул конфликт, в ходе которого солдаты застрелили нескольких «дикарей». Путешественники почти не увидели на острове женщин, большинство населения их явно побаивалось и укрывалось в подземных норах. На следующий день голландцы покинули остров.

В 1770 году на острове побывала испанская экспедиция из Перу и сообщила примерно то же самое. Обитатели острова Пасхи по-прежнему были дружелюбны и мирно возделывали свои земли. Однако четыре года спустя, когда здесь пристал капитан Кук, картина была совершенно иная. Земли были в запустении, жители выглядели угрюмо и подавленно, к тому же теперь - в отличие от прошлых лет - они носили оружие, деревянные дубинки и дротики.
Большие каменные статуи были опрокинуты и, похоже, никто больше им не поклонялся. В XIX веке остров стал излюбленным угодьем охотников за рабами, а в 1862 году после особенно жестокого набега перуанских работорговцев его население сильно сократилось.

Наконец, после того как здешняя культура была почти полностью уничтожена, на остров прибыли европейцы, вознамерившиеся эту культуру изучать. Миссионеры-священники пытались обратить местных жителей в христианство и отучить их от поклонения божеству, которое они называли Мак-
Маком. Именно в ходе этих попыток были обнаружены маленькие фигурки божков, которые стояли у жителей острова в хижинах.

Еще некоторое время спустя, были найдены деревянные таблички с вырезанными письменами. Большинство из них европейцы в пылу борьбы с ложными языческими верованиями разбили и сожгли, но немногие все же чудом сохранились. Эти таблички, называемые ронго-ронго, испещрялись письменами сперва слева направо, а потом в обратном порядке - справа налево. Однако расшифровать начертанные на них знаки не удалось и поныне.

Но самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были все же гигантские каменные статуи, именуемые местными жителями моаи. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. На каменоломне обнаружено несколько недоделанных статуй.

Было высказано множество догадок о том, каким образом древние жители острова перемещали этих тяжеленных каменных колоссов. (Потомки островитян уверяли, что эти гиганты передвигаются сами.) После долгих исследований и экспериментов удалось выяснить, что у всех статуй очень низкий центр тяжести, и это позволяет примерно 15 мужчинам довольно быстро устанавливать их в вертикальное положение при помощи канатов. Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное продвижение без помощи ног.

Таким образом, тайна изготовления этих статуй и их транспортировки, похоже, все-таки разгадана. Но великое множество вопросов по-прежнему остается без ответов.

Норвежский ученый, археолог и антрополог Тур Хейердал длительное время подробно исследовал таинственные статуи острова Пасхи, Его экспериментальные парусные путешествия на деревянном плоту «Кон-Тики» и на тростниковом челне «Раll» доказали, что преодоление больших водных пространств было возможно и в условиях примитивной древней цивилизации.
Удалось установить несомненную связь между племенами, обитающими возле
Тиуанако на берегах озера Титикака, и жителями острова Пасхи. Но, похоже, определенные контакты были и с перуанцами, поскольку испанцы слышали в Перу древние сказания о дальнем острове на западе. Первые европейцы, высадившиеся на острове Пасхи, обнаружили, что местные жители используют в хозяйстве тростник, выращивают сладкий картофель и юкку - растения, родина которых - Южная Америка, Предания острова Пасхи рассказывают о двух человеческих расах - «длинноухих», что пришли с востока, и «короткоухих», прибывших позднее с противоположной стороны, с запада. Это позволяет предположить, что первые жители острова - выходцы из Латинской Америки.
Затем, по-видимому, сюда добрались полинезийцы и подчинили себе
«длинноухих».

Через моря и континенты – в Америку…

Статуя Свободы

28 октября 1886 года, под грохот канонады - 21 пушечный выстрел! - и в присутствии президента Гровера Кливленда, состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк.

С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт, встречает здесь гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к небу руке. Для многих тысяч эмигрантов эта статуя явилась знаком освобождения от гнета и страданий, перенесенных ими в Старом Свете. Статуя
Свободы стала символом Соединенных Штатов Америки.

Но выполнили ее не в Америке, а в Париже и официально передали там 4 июля 1884 года послу - как подарок французского народа американскому.
Статую разобрали на детали и по морю перевезли в Нью-Йорк. Здесь ее поставили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили на острове Бедлоу, ныне остров Свободы (Liberty Island).

Проект постамента высотой 47 метров был выполнен американским архитектором по имени Ричард Моррис Хант. Высота самой статуи - 46 метров, и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей.
Вес - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр. У ног этой женщины - разорванные путы тирании, а в левой руке доска - Декларация независимости. Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке.

Сама идея создания статуи Свободы родилась у группы французских демократов. В 1865 году, при императоре Наполеоне III, вокруг академика
Эдуарда де Лабулайе сформировался кружок, члены которого жили в надежде на конец империи и утверждение французской республики. Статуей Свободы французы хотели выразить свое восхищение великой республикой по ту сторону
Атлантики и пробудить в американском и французском народах взаимный интерес. Молодой скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бартольди получил одобрение Лабулайе и взялся за проект.

Раньше Бартольди собирался строить сигнальный маяк на Суэцком канале.
Он задумал именно гигантскую женскую фигуру с поднятым ввысь факелом, означающим свет прогресса, который теперь доходит и до Азии. Поэтому молодой человек с таким энтузиазмом и принял предложение. Его статуя
Свободы была вдохновлена знаменитой картиной художника Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады».

Размеры статуи, как и тот факт, что она должна была выдерживать ветра и непогоду, поставили перед Бартольди и его инженером, будущим создателем
Эйфелевой башни Гюставом Эйфелем, немало проблем. Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра.
Бартольди начал с постройки маленькой, всего лишь 1,2 метра величиной фигуры, а потом изготовил еще три другие, постепенно их укрупняя, и, наконец, подошел к сооружению статуи, которую мы видим сегодня.

Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков - индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии. Каждая группа переселенцев охарактеризована при помощи аудио-визуальных средств, моделей, фотографий, рисунков, костюмов и произведений искусства. Здесь рассказано и о жителях Западной Африки, которых как рабов продали этой стране, и об огромных потоках переселенцев XIX века - ирландцев, итальянцев, евреев и многих других из «Старого света».

Статуя Свободы вдохновила Эмму Лазарус на стихотворение «Новый колосс». Там говорится, что «нищие духом, отверженные» и «сбившиеся в кучу» толпы прибыли из Старого Света, а их приветствует факел Свободы, высоко поднятый над Золотыми воротами. «Сбившиеся в кучу» люди прибывают на остров
Эллис неподалеку от острова Свободы. Там оформляли раньше целые корабли, привезшие эмигрантов. В среднем за первое десятилетие XX века через большой зал проходило по 2000 человек, а в «пиковый» 1907 год на острове Эллис оформили более миллиона человек.

Из Северной Америки – в Южную…

Статуя Спасителя

«Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой он создал Рио-де-
Жанейро». Так шутят бразильцы, имея в виду поистине сказочное местоположение и красоту своего города, который до 1960 года, когда был построен город Бразилия, являлся и столицей страны. У этого города и впрямь есть все, чтобы стать истинным земным раем. Он окружен полукольцом гор, вырастающих из лазурных глубин залива, а со стороны моря словно оторочен белой кромкой песчаных пляжей в темной зелени пальм.

Символом города по праву считается статуя Спасителя (Cristo Redentor).
Она стоит на вершине холма Корковаду (Corcovado означает «горб» и довольно метко характеризует его форму) на высоте 704 метра. Высота самой статуи -
30 метров, не считая семиметрового постамента.

Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на лучший монумент - символ нации. Победитель, Эктор да
Силва Коста, выдвинул идею статуи Христа, распростершего руки, обнимая весь город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость.
Идея да Силвы была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она перечеркнула прежний план возведения на горе Пан-ди-Асукар (Pan de
Asugar) грандиозного памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по всей стране сбор пожертвований, дабы финансировать осуществление проекта. В итоге через девять лет статуя уже стояла на своем месте.

Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в
Париже, чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Затем французский скульптор Поль Ландовский начал моделировать голову и руки, в то время как инженеры занялись разработкой каркаса. Масштабы стоявшей перед ними задачи наглядно демонстрируются следующими статистическими параметрами: голова статуи весит 35,6 тонны, кисти рук - по 9,1 тонны каждая, а размах рук составляет 23 метра.

Затем статуя была доставлена из Парижа в Рио-де-Жанейро и установлена на холме Корковаду. 12 октября 1931 года состоялось ее первое торжественное открытие и освящение, к этому дню была смонтирована и осветительная установка. В 1965 году папа Павел VI повторил церемонию освящения, по этому случаю была обновлена и осветительная установка. Еще одно большое торжество проходило здесь в присутствии папы Иоанна Павла II 12 октября 1981 года, когда отмечалось пятидесятилетие самой статуи.

Построенная в 1885 году линия трамвая ведет теперь почти на вершину холма: конечная остановка находится всего в сорока метрах под статуей. От нее надо подняться по 220 ступеням лестницы к постаменту, на котором расположена смотровая площадка. Отсюда хорошо видны протянувшиеся по правую руку пляжи Копакабана и Ипанема, а слева гигантская чаша «Мараканы», крупнейшего в мире стадиона, и международный аэропорт. Со стороны моря возвышается неповторимый силуэт горы Пан-ди-Асукар.

Заключение:

Человечество прошло огромный, многовековой путь в своем развитии.
Каждый период этого пути можно зримо и образно ощутить и представить, благодаря удивительным вехам этого развития – замечательным, а иногда и просто таинственным, культурным и историческим памятникам. Каждый такой памятник – есть выдающееся творение человеческого ума и дело умелых и трудолюбивых рук.

Существуют различные мнения относительно создания некоторых таинственных творений, таких как Стоунхендж или мегалиты о. Пасхи: таким памятникам приписывается и внеземное происхождение, но при любых оценках природы их появления на нашей планете – они бесценны, как в историческом, так и в культурном плане.

Я сделал попытку вообразить себе путешествие по странам и континентам с целью осмотреть, полюбоваться, восхититься и поразмышлять над таинственными и рукотворными творениями.

Перемещаясь во времени и в пространстве, с одного материка на другой, я попытался осмотреть наиболее интересные для меня памятники культуры, шедевры архитектуры, образцы древнего и современного зодчества, одним словом историко-культурные центры мира.

Вот и закончилось путешествие по дальним странам. Конечно же, осталось много интересных мест, где не удалось побывать в этот раз, но это уже следующее путешествие.

Список литературы


1. Д.Чизхолм. Мировая история в датах. Москва, “Росмэн”, 1994 г.
2. Черняк В. З. - Семь чудес и другие. М. 1993г.
3. "Атлас Чудес Света" (М., БММ АО, 1996),
4. “Хрестоматия по истории мировой культуры”, Г.В.Гриненко, Москва, 1998 г.
5. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» М. 1998г. CD
6. http://www.museum.ru/ - сайт русских музеев.

11 класс Шк. № 1127 г. Москвы

Д.Ю.

Апрель 2000г.
Сдано на отл.


Страницы: 1, 2, 3