рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Германия в мировой экономике рефераты

p> Отрасли промышленности. Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Федеративная Республика - третий по величине производитель автомобилей в мире. Из 5,687 млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 1999 г., 64,6 проц. пошли на экспорт.

И в новых Землях у автомобильной промышленности давние традиции.
Однако модели, которые изготовлялись во времена ГДР, после объединения не имели никаких шансов выдержать конкуренцию. Поэтому производство технически устаревших марок автомобилей ГДР было прекращено. Некоторые крупные западногерманские автомобильные фирмы активно включились в строительство новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. Инвестиции западногерманской автомобильной промышленности в восточных Землях составили примерно 7 млрд. марок. После расширения производства в новых Землях будут выпускать около 370.000 автомобилей.

Машиностроение и производство промышленного оборудования - отрасль с наибольшим числом предприятий в германской промышленности. По традиции в отрасли преобладают малые и средние предприятия, и благодаря своей гибкости и технологической эффективности она занимает ведущее место в мире. Лишь около 5,5 проц. предприятий насчитывают свыше 500 работников. В основном это фирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты крупных технических сооружений и возводят их. Около 83 проц. машиностроительных фирм - это мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Они специализируются на выпуске определенных видов продукции. Эта отрасль играет важную роль в экономике в целом, ведь она оснащает оборудованием другие промышленные отрасли. Ассортимент продукции уникален по мировым меркам и охватывает свыше 20.000 видов изделий. Около
68 проц. оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю
Германии приходится 20,4 проц. совокупного мирового экспорта.

Химическая промышленность - важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ей одну из ведущих позиций в мире. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют и многочисленные средние фирмы. Большие традиции у химической промышленности и в восточных Землях. Ее реструктуризация и приватизация завершены. Цель политических усилий - сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. В среднем в
1999 г. в ней были заняты примерно 31.000 человек. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

Электротехническая и электронная промышленность также является одной из ведущих промышленных отраслей. Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным программам кооперации ("Аэробус". "Ариана") она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

Вотчина Германии - чистые экологические технологии. В 1997 г. доля специализирующихся на них германских предприятий в мировой торговле составила 16,5 проц. По этому показателю они занимают второе место после
США.

Важное значение по-прежнему имеют пищевая, текстильная и швейная промышленность (включая кожевенную промышленность), а также металлургическая, металлообрабатывающая, горнодобывающая, точномеханическая и оптическая промышленность.

Благодаря годовому обороту в 275 млрд. марок существенным экономическим фактором является туризм. В целом число занятых в этой и непосредственной связанных с туризмом сферах, включая сезонную рабочую силу, составляет около 2,8 млн. человек. Число ночевок в гостиницах достигло в 1999 г. почти 308 млн. Свыше 16 млн. ночевавших прибыли в 1999 г. из-за рубежа. Вместе с другими туристами они истратили в Германии почти
30,7 млрд. марок.

Конкуренция. Решающее значение для Германии имеет обеспечение международной конкурентоспособности предприятий на мировых рынках, где все большую роль играет технологический прогресс. Лишь в этом случае можно в полной мере использовать преимущества международного разделения труда, сохранить в стране рабочие места и доходы. Для этого нужны, однако, способность к инновациям, готовность к структурной перестройке в экономике и обществе и ориентация предприятий на перспективные экономические сферы и регионы. Германия как страна, бедная сырьем, но имеющая высокий уровень доходов и социальных услуг, не может не предлагать на мировых рынках высококлассные товары. Соответствующую базу для этого создают современные технологии, рациональные и экономичные методы производства, а также эффективные организационно-производственные структуры.

Многие предприятия - прежде всего мелкие и средние - не в состоянии заниматься необходимым для этого научными исследованиями. В силу этого они создали совместную базу для научных исследований и передачи технологий в промышленности на доконкурентном уровне, открывающую блестящие возможности для широкого обмена знаниями. Федеральное Правительство поддерживает их усилия в области научных исследований через Рабочее сообщество научно- исследовательских объединений в промышленности. Последнее, в частности, осуществляет проекты в рамках программы Федерального Министерства экономики
"PRO INNO", помогающей малым и средним предприятиям налаживать многообразную кооперацию в стране и за рубежом. Предприятия получают содействие и в сфере передачи технологий с целью ускорения практической реализации результатов научных исследований. В "демонстрационных центрах" или в рамках инициативы "Программы визитов и информационные программы, ориентированные на технологию" предприятия и руководящие работники могут познакомиться с применением новых технологий в самых различных областях, с методами производства и менеджмента на местах и обменяться опытом практической работы.

Промышленные и торговые палаты. Объединение германских промышленно- торговых палат (ОГПТП) является головной организацией, в которую входят 82 германские промышленно-торговые палаты.

Согласно закону, все германские предприятия, находящиеся в стране, - исключение составляют ремесленные и сельскохозяйственные фирмы, а также лица свободных профессий - должны состоять членами промышленных и торговых палат. Палаты представляют интересы региональных групп предпринимателей перед лицом коммун, Земельных Правительств и региональных государственных органов. Они выступают в роли консультантов для входящих в них фирм и компетентных посредников в деле распространения информации для предприятий.

Промышленные и торговые палаты созданы по демократическому принципу и независимы от государства. Объединение германских промышленно-торговых палат представляет интересы предприятий на федеральном уровне и перед лицом
Европейской комиссии в Брюсселе. В его ведении находится также около 110 представительств внешнеторговых палат и германских предприятий в более чем
70 странах. Они предлагают широкий набор услуг - в интересах развития внешнеэкономической деятельности - в первую очередь мелким и средним предприятиям, желающим выйти на зарубежные рынки.

3.4 Внешнеэкономическая деятельность.

Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития.
Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

Внешняя торговля. Германская внешняя торговля неуклонно развивается.
Согласно имеющимся данным за 1999 г., вновь достигнуты рекордные результаты. Совокупная стоимость экспорта выросла до 992,3 млрд. марок (+
3,9 %), импорта - до 867,7 млрд. (+ 4,8 %). Позитивное сальдо германского внешнеторгового баланса снизилось на 2,4 млрд. марок и составило 124,6 млрд. В первой половине 1999г. на внешней торговле негативно сказывались последствия экономических и финансовых кризисов в
Азии, России и Латинской Америке. Но уже во второй половине 1999 г. и в начале 2000 г. темпы роста измерялись порой двузначными цифрами.

В настоящее время примерно 24,3 проц. всех занятых в германской экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшими экспортными товарами в 1999 г. были автомобили (191,6 млрд. марок), станки (158,2 млрд.), изделия химической
(141,1 млрд.) и электротехнической промышленности (123,9 млрд.).

К важнейшим импортным товарам относятся автомобили (132,1 млрд. марок), электротехнические изделия (99,7 млрд.) и продукция машиностроения
(98,7 млрд.), с которыми на мировой рынок сейчас пробиваются развивающиеся страны и уже давно - молодые индустриальные государства. Тесное переплетение германской экономики с мировым хозяйством влечет за собой и определенную зависимость. Поэтому Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система являются важными предпосылками для позитивного непрерывного развития германского народного хозяйства.

Торговые партнеры. Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада, на которые в 1999 г. приходилось 77,5 проц. ее экспорта и 75,0 проц. - импорта. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля. В 1999 г. доля ЕС в германском экспорте составила 57,2 проц., в импорте - 54,1 проц.

Важнейшим торговым партнером Германии по-прежнему остается Франция. В
1999 г. стоимость германского экспорта во Францию составила около 112,9 млрд. марок, импорта - примерно 87,9 млрд. марок. Вторым по величине рынком сбыта германской продукции - после Франции - стали США (100,8 млрд. марок).
Это касается германского импорта, то США занимают здесь второе место (71,2 млрд. марок), уступая лишь Франции. За ними следуют Нидерланды и Италия.

В 1999 г. вырос объем германской внешней торговли со странами
Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. По сравнению с предыдущим годом товарооборот с ними вырос на 1,8 проц. и составил 192,5 млрд. марок. В 1999 г. германский экспорт в эти страны уменьшился на 5,9 проц., составив 97,4 млрд. марок; импорт вырос на 11,1 проц., достигнув
97,4 млрд. марок. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы. Торговый оборот между Польшей и
Германией составил почти 42 млрд. марок (плюс 4 проц.). На втором месте
Чехия (39,5 млрд.).

В целом 70-75 проц. объема германской внешней торговли приходится на европейские государства, примерно 13 проц. - на азиатско-тихоокеанский регион, около 10 проц. - на Северную Америку и примерно по 2 проц. - на
Африку и Латинскую Америку. Самое крупное негативное сальдо Германия уже много лет имеет в торговле с Японией. В 1999 г. Германия импортировала из
Японии товаров на сумму 42,0 млрд. марок, а Япония закупила в Германии товаров лишь на 20,5 млрд. марок.

Инвестиции за рубежом. В 1999 г. германские предприятия инвестировали за границей 171,67 млрд. марок. А иностранные инвесторы вложили в Германии в тот же период 96,3 млрд. марок, при этом за 1998 г. эта цифра составляла лишь около 38,41 млрд. Если взглянуть на сращивание капиталов германских фирм с зарубежными за границей и наоборот, то инвестиции - согласно общемировой тенденции - были сделаны в основном в странах ЕС и в Америке.
Инвестиционные потоки при этом устремлялись в промышленные страны, причем в
1999 г. из Германии они направлялись главным образом в Великобританию,
Францию и США, а в Германию - из Франции, Великобритании и США. В основном прямые инвестиции - это касается обоих потоков - делались в сферу услуг и обрабатывающую промышленность. В мировой экономике прямые инвестиции играют все большую роль в глобализации деятельности предприятий и в развитии тесных экономических связей между странами. За последнее время международная конкуренция в области привлечения мобильного иностранного капитала в ту или иную страну значительно обострилась. Согласно докладу ООН о мировых инвестициях за 1999 г. 92 проц. прямых инвестиций во всем мире были сделаны промышленными странами, на которые в свою очередь и пришлось почти 72 проц. этих инвестиций. Поэтому при наличии благоприятных общих условий у Германии и в будущем есть прекрасные шансы играть важную роль в этой сфере, как в качестве дающей, так и принимающей стороны.

Чтобы подстраховаться от возможного экономического и политического риска при вкладывании капиталов в развивающиеся страны, федеральное правительство использует особый механизм финансирования. Так, с целью защиты и поощрения инвестиций она заключила договора со 124 развивающимися странами и государствами Центральной и Восточной Европы. Для защиты от политического риска федерация предоставляет гарантии на размещенный в указанных странах капитал, если инвестиции там рассматриваются как целесообразные. Созданное федерацией Германское общество по вопросам инвестиций и развития поощряет прямые капиталовложения германских фирм в третьем мире и в странах, проводящих реформы. Кредитное ведомство реконструкции и развития предоставляет германским средним предприятиям льготные кредиты и дотации в рамках программы для малого и среднего бизнеса, программы по созданию филиалов и технологической программы.

Баланс по текущим операциям. Традиционно большое активное сальдо
Германии по экспорту иногда подвергалось критике за границей. Однако ознакомление с ее балансом по текущим операциям показывает, что активному сальдо внешней торговли противостоит высокий дефицит в "невидимом" балансе услуг. Расходы немцев, проводящих отпуск за границей, денежные переводы иностранных рабочих из Германии на родину, помощь развивающимся странам, взносы Федеративной Республики в кассу ЕС и в другие международные организации, а также негативное сальдо в доходах от имущества и состояний
"съедают" прибыль, полученную от торговли. После объединения страны германский баланс по текущим операциям сошел поначалу даже на минус. Только за один 1990 г. положительное сальдо в объеме 79,0 млрд. марок упало до минус 30 млрд. марок. В 1999 г. в германском балансе по текущим операциям было зарегистрировано негативное сальдо в размере 32,8 млрд. марок. Тем самым Германия утратила свою прежнюю роль крупнейшего экспортера капитала в мире. Наоборот, для финансирования экономического подъема в восточной
Германии в большом объеме требуется иностранный капитал.

3.5 Торговля.

Доля торговли в ВВП Германии составляет около 10 проц. Примерно на
610.000 германских торговых предприятиях трудятся сейчас более 4,6 млн. человек. Каждый восьмой, имеющий работу, занят в системе торговли. Несмотря на явную тенденцию к концентрации, здесь превалируют средние предприятия.
Персонал около половины всех торговых фирм не превышает 2 человек. В 9 из
10 фирм работают не более десяти человек. Часто это бывает сам владелец и члены его семьи.

Оптовая торговля. Предприятия оптовой торговли поставляют товары от изготовителя или с международных рынков розничным торговцам, переработчикам или промышленным потребителям. Оптовая торговля обеспечивает товарами недлительного и длительного пользования, прежде всего, розничную торговлю.
Наибольший оборот, как и прежде, имеет торговля сырьем, полуфабрикатами и вторсырьем. В 1999 г. общий оборот оптовой торговли превысил 1 трлн. марок.
На 118.000 предприятиях оптовой торговли, в том числе на 10.000 - в восточных Землях, заняты 1,2 млн. человек.

Розничная торговля. В последние десятилетия в розничной торговле произошли коренные структурные изменения. Заметно выросло число крупных торговых центров в городских предместьях, особенно в восточных федеральных
Землях. В результате обострилась конкуренция, уменьшилась маржа прибыли.
Многие торговые фирмы, специализирующиеся на продовольственных товарах, открывают все новые и новые филиалы. Наибольший оборот приходится на такие компании, как "Реве", "Едека/ ABA", "Альди" и "Метро". Параллельно идет процесс интернационализации. Все больше германских фирм розничной торговли расширяют свою деятельность за рубежом. В ответ на это иностранные конкуренты устремляются на германский рынок, например, американский концерн
"Вэлмарт" или французская фирма "Интермарше".
В 1999 г. оборот розничной торговли составил 722 млрд. марок (без учета оборота аптек, автозаправочных станций, фирм автосервиса и продажи автомобилей). Доля оборота розничной торговли в частном потреблении в 1999 г. составила лишь 39,3 проц. (в 1991 г. - 42 проц.). На почти 440.000 германских предприятиях розничной торговли заняты около 2,837 млн. человек, из них 1,413 млн. работают по сокращенному графику. Из-за продолжающегося спада торгового оборота в 1999 г. число рабочих мест в розничной торговле сократилось.

В Германии насчитывается также около 60.000 имеющих собственное дело торговых представителей и маклеров, у которых работают 135.000 человек.
Продажей автомашин, автосервисом и торговлей бензином занимаются около
55.000 предприятий, на которых трудятся свыше 520.000 человек.

Растущая "автомобилизация" общества и тенденция к выгодным оптовым закупкам благоприятно сказались на развитии потребительских рынков, супермаркетов и магазинов с низкими ценами. Множество мелких розничных торговцев (в Германии их магазинчики образно называют "лавками тетушки
Эммы") не выдержали конкуренции. Однако средние предприятия за последние годы успешно выстояли в конкурентной борьбе с крупными фирмами, за счет индивидуального предложения, специализации, квалифицированных консультаций и индивидуального обслуживания. Мелкие и средние торговые предприятия все чаще кооперируют с крупными концернами в области закупок, сбыта и маркетинга. Федеральное Правительство оказывает им поддержку в виде многочисленных программ финансового содействия и специальных кредитов. Это, например, кредиты на формирование собственного капитала, на создание собственного дела, а также 10-процентная надбавка к инвестициям в развитие городской торговли в восточных Землях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5