Геополитическое положение ФРГ
Почти 1/3 территории страны занята лесом; самые лесистые
области на западе - в Гессене и Рейнланд-Пфальце леса занимают до 40%: площади,
а беднее всего лесом Север - в Шлезвиг-Гольштейне меньше 10% площади. Когда-то
в стране преобладали дубово-буковые леса, теперь они или вырублены, или
заменены хвойными. Для «культурного леса» характерно преобладание сосны, пихты
на юго-западе и лиственницы в Альпах. Дубово-буковые леса местами сохранились
лишь в горах, на низменности преобладают дубовые леса с примесью березы.
Богатство лесом позволяет ФРГ удовлетворять 70% потребностей хозяйства в
древесине. Однако воздействие промышленности и транспорта на состояние лесов
очень велико и вызывает тревогу экологов. По данным 2001 г., 20% всех деревьев носят отчетливые следы деградации, а всего затронуто загрязнением до 60%
леса. Особенно четко это проявляется на востоке («новые земли») и в
Баден-Вюртемберге и Сааре - на западе. Сильнее всего страдают от загрязнения
дубовые деревья - «больными» считают уже 48% из них [4, с. 248-255].
Характер рельефа не создает сколько-нибудь серьезных
трудностей для транспорта. Реки ФРГ, текущие в основном с юга, юго-востока на
север, северо-запад (Рейн, Везер, Эльба), обеспечивают хорошую связь внутренних
районов с морем; важнее всего, что по речным долинам проходят и важнейшие
автострады, и железные дороги «Север - Юг». Мощной полимагистралью является
Рейнская долина со скоростными железными дорогами, автострадами, нефте- и
газопроводами, интенсивнейшим судоходством. Реки «канализированы», и условия
судоходства на притоках Рейна - Мозеле, Майне, Неккаре существенно улучшились.
А на севере основные речные бассейны страны связаны между собой широтным водным
путем - Среднегерманским каналом. Это водный путь от Эмса на западе до Эльбы и
Берлина на востоке. В 1992 г. было завершено строительство Рейн-Майн-Дунай по
баварской территории, и водные пути ФРГ получили выход к странам Юго-Восточной
Европы. Масштабы работы водного транспорта внушительны - по рекам и каналам
перевозится 235 млн. т массовых грузов - топлива, руды, стройматериалов,
продовольствия (2001 г.). При этом по Рейну и его притокам перевозится в 10 раз
больше грузов, чем по Эльбе, и в 20 раз больше, чем по Везеру. На «выходе»
Рурского района к Рейну находится и крупнейший речной порт всей Европы -
Дуйсбург с грузооборотом более 40 млн. т.
Минерально-сырьевые ресурсы ФРГ, игравшие огромную роль в развитии страны, в
значительной мере утеряли и продолжают терять свое значение. Переключение на
импортное сырье сопровождалось сокращением или закрытием очагов добывающей
промышленности. Импортный каменный уголь стал вчетверо дешевле местного -
рурского, последняя тонна железной руды в Зальцгиттере (север ФРГ) была добыта
в 1987 г. (при содержании железа в руде 10-45% добыча давно уже стала
нерентабельной); в одном Лаузицком бассейне (бывшая ГДР) перед объединением
Германии добывалось больше бурого угля, чем во всей ФРГ, ныне добыча там
сократилась втрое из-за катастрофической экологической ситуации. С конца 1980-х
гг. не добывается и урановая руда, все снабжение АЭС основывается на импорте. Наибольшую
роль в подъеме и всем «рисунке» немецкой промышленности играл каменный уголь, достоверные
запасы которого составляют около 70 млрд. т. (в основном в Рурском бассейне,
гораздо меньше - в Сааре), на этой основе в XIX в. возникла мощная энергетика, металлургия и химия
Рейнско-Вестфальского района. Однако геологические условия добычи там
достаточно сложны, а мощности пластов невелики, поэтому в 1960-1990-х гг.
рурский уголь все более вытеснялся нефтью и импортным углем, занятость в
каменноугольной промышленности сократилась в послевоенные годы в 7-8 раз, а
добыча поддерживается лишь при помощи крупных государственных дотаций. Велики и
запасы бурого угля, по современным данным, они составляют 44 млрд. т. Большая
часть добычи приходится на Кельнский бассейн (левобережье Рейна), где она
ведется открытым способом, мощность пласта достигает 20-30 м. Вторым районом остается Лаузицкий (восток «новых земель»), третьим - бассейн Галле-Лейпциг.
Большое значение бурого угля в энергетике и быту (буроугольные брикеты), а
также относительная дешевизна его разработки позволили удержать добычу на
уровне 190-192 млн. т (2001 г.), т.е. сохранять по этому показателю 1-е место в
мире (перед Россией).
Добывается и важное химическое сырье - калийная соль в районе
Ганновера (северо-восток «старых земель») и на юго-западе «новых земель» в
долине реки Верра. По добыче калийной соли и выработке калийных удобрений ФРГ
занимает одно из первых мест в мире [5, с. 470-473].
Кроме того, имеются запасы каолина (отсюда знаменитая
фарфоровая промышленность Мейссена — саксонский фарфор), медной руды около
Мансфельда, мела - на острове Рюген. Однако гигантские потоки импортного
топлива и сырья (нефть, газ, железная руда) ныне гораздо масштабнее его добычи
и перевозок внутри страны.
Из крупных
европейских стран ФРГ - самая плотно-населенная, самая урбанизированная и самая
индустриальная. Поэтому ясно, что давление на окружающую среду здесь
максимально, а узел экологических проблем сложнее, чем у других стран. Одни
автострады и места парковки («бетонированная земля») занимают большую площадь,
чем вся застроенная жилыми домами (оком 4 тыс. км2 только в «старых
землях»). Население ФРГ относится к «золотому миллиарду» высокоразвитых стран,
и средний немец потребляет несравнимо больше, чем житель развивающихся стран:
энергии в 20 раз больше индуса, стали в 100 раз больше филиппинца, алюминия в
15 раз больше жителя Аргентины. И все это на очень ограниченной территории. На
этой площади сосредоточен исключительно мощный и концентрированный потенциал
самых загрязняющих отраслей: угледобычи, черной металлурги, большой химии. На
территории ФРГ 19 действующих АЭС, ее пронизывает самая густая сеть автострад.
В городах выхлопные газы автотранспорта дают больше половины всего объема
загрязнения, И если маленькие городки на юго-западе в лесистом горном
Шварцвальде лидируют по чистоте окружающей среды, то последние места по
экологическим показателям (воздух, вода, шум, риск для здоровья людей) занимают
крупные города: Штутгарт, Берлин, Мангейм, Кельн, Дюссельдорф. А самое большое
пятно загрязненных городов просматривается на карте в Рейнско-Рурском районе.
Неудивительно поэтому, что ФРГ была одной из самых загрязненных стран мира. В
1960-1970-х гг. Рейн называли «сточной канавой Европы», а «кислотные дожди»
сделали больными леса страны. В ГДР положение было еще сложнее - больше 70%
энергии здесь производилось из бурого угля - самого «грязного» вида топлива [4,
с. 248-255].
Требовались очень серьезные меры для экологического
оздоровления страны, и они были приняты:
- на охрану среды тратятся огромные средства - в 1990-х гг.
40 млрд. марок в год. По доле в ВВП это 1,75% (1991 г.), гораздо больше, чем в США (1,3%) или в «образцовой» Японии (немного более 1%);
- в 1986 г. сразу после чернобыльской катастрофы было создано
Министерство окружающей среды;
- крупнейшие монополии («Байер» и др.) наладили массовое
производство очистного оборудования, и эта сфера стала самой динамичной во всей
индустрии ФРГ (здесь занято около 1 млн чел.).
Затраты принесли плоды: очистился Рейн - в нем можно ловить
рыбу, перестал нависать смог над угольно-металлургическим Руром, чище стал
воздух в других городах. По некоторым важным показателям ФРГ стала лидером -
так, по вторичному использованию сырья она достигла рекордных результатов. И
никому не кажутся чрезмерными экологические «строгости» повседневной жизни,
как, например, в сборе мусора: темное стекло сбрасывают в один контейнер,
светлое - в другой, бумагу - в третий и т.д., и к этому уже привыкли все [5, с.
470-473].
ФРГ ставит сейчас задачу не просто удержаться на достигнутом
уровне, но повысить его в ближайшие годы. Так, к 2010 г. предполагается уменьшить выбросы СО2 в атмосферу на 20% относительно уровня 1999 г., что уже происходит в энергетике. А это - вклад в оздоровление всей экологической обстановки
в Центральной и Восточной Европе.
1.3 Историко-географические
особенности
Германия позже других стран вступила на путь капиталистического
развития. Если в XIII-XV вв., наметились ранние очаги
торгового и ростовщического капитала в Нюрнберге и Аугсбурге - на путях к
Средиземному морю от торговых городов Ганзы на Севере Европы, то следующие три
века были застойным периодом - временем отставания от Англии и Франции. Причина
этого - перенос основных морских путей из Средиземного моря в Атлантику как
следствие Великих географических открытий XV-XVI вв.,
Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), разрушительная для германских земель,
поражение антифеодального движения в начале XVI в., крайняя политическая раздробленность страны. В XVI в. в ней насчитывалось до 300
государственных образований, причем Вестфальский мир 1648 г. разрешил германским князьям вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. По
выражению, одного из немецких историков, сеть таможенных границ была так густа,
что шлагбаумов насчитывалось столько же, сколько позже телеграфных столбов.
Германия в составе Рейнского союза (после наполеоновских
войн) сократила число государств и княжеств с 300 до 36. Независимыми
оставались лишь Пруссия и Австрия. В 1834 г. образовался Германский таможенный союз, объединивший все основные германские государства (к тому времени их было
18), кроме Австрии, а в 1866 г. - Северо-Германский союз, руководящей силой
которого стала Пруссия. В 1870 г. в результате франко-прусской войны и победы в
ней Пруссии были присоединены Эльзас и Лотарингия, а Франция была вынуждена
выплатить 5 млрд. франков в виде контрибуции. Немецкое единство было обретено
«железом и кровью». В 1871 г. была провозглашена Германская империя со столицей
в Берлине.
Обретение Лотарингии с ее железной рудой, дополнившей
каменный уголь Рура, усилило экономику страны. Конец XIX в. стал временем стремительного экономического
развития молодой капиталистической Германии, уже в 1890-х гг. она обогнала
Англию и Францию по объему промышленного производства и уступала лишь США.
Отставая от конкурентов по обеспеченности сырьем и по емкости рынков, поскольку
имела относительно небольшие колониальные владения, Германия стремилась к
переделу уже поделенного мира. Агрессивный характер германского империализма,
заложенный ее объединением под руководством Пруссии, проявился в XX в. в том, что именно Германия
развязала две мировые войны, унесшие жизни десятков миллионов людей. Обе войны
закончились поражением Германии и сокращением ее территории и населения. С
помощью западных держав, рассчитывавших противопоставить Германию Советской
России, ей довольно быстро удалось справиться с послевоенными трудностями,
преодолеть последствия экономического кризиса 1929-1933 гг. и вновь стать
сильной экономической державой. Спекуляция на несправедливости Версальской
системы договоров помогла прийти к власти Гитлеру, страна встала на путь
военной экономики, господства милитаризма и реваншизма, крайней реакции во
внутриполитической жизни. Западная политика «умиротворения агрессора» позволила
Германии провести «аншлюс» Австрии и аннексию Чехословакии (1938, 1939 гг.), а
с нападением на Польшу (1 сентября 1939 г.) началась Вторая мировая война. Она закончилась победой союзных стран антигитлеровской коалиции при решающей
роли Советского Союза. Согласно решениям Ялтинской и Потсдамской конференций (1945 г.), восточная граница Германии была установлена по Одеру - Нейсе, к Польше вернулись ее
западные земли, а Восточная Пруссия была разделена между Польшей и СССР (ныне
Калининградская область). Германия была разделена на четыре оккупационные зоны
- советская на востоке, британская - на северо-западе, американская - на юге,
французская - на юго-западе. Целями оккупации были демилитаризация,
денацификация и демократизация Германии. Согласно договоренности в Ялте и
Потсдаме, союзные державы не должны были расчленять Германию, однако уже в 1948 г. после введения особой валюты в западных зонах произошел ее экономический раскол, а в сентябре
1949 г. было провозглашено образование ФРГ со столицей в Бонне и положено
начало политическому расколу страны. Ответом было образование в октябре ГДР -
социалистического государства со столицей в Восточном секторе Берлина. В 1955г.
ФРГ была включена в НАТО, в 1957г. - в «Общий рынок». ГДР стала членом Совета
Экономической Взаимопомощи и Варшавского Договора, пути двух германских
государств расходились все более резко. Длительное существование разделенного в
двух государствах большого и исторически единого народа нереально, поэтому его
воссоединение в 1990 г. - неизбежный и естественный акт. Объединение Германии
произошло на следующих условиях:
- отмена ответственности четырех держав, т.е. полный
суверенитет объединенной страны;
- объединенная Германия является членом НАТО (до вывода
советских войск структуры НАТО не распространяются на.бывшую ГДР);
- вооруженные силы ФРГ сокращаются до 370 тыс. чел. (бундесвер
имел 495 тыс. чел.);
- объединенная Германия отказывается от производства,
владения и распоряжения ядерным, химическим и биологическим оружием;
- объединенная Германия признает послевоенные границы в
Европе.
С объединением выросли вес и авторитет страны в мировой
экономике и политической жизни, однако этот процесс не только оказался более
длительным, чем предполагалось, но и породил трудные, крайне нестандартные
проблемы, ведь впервые в истории проводился уникальный эксперимент -
«сращивание» бывшей социалистической страны с крупной капиталистической
державой. Очень разными были и структура хозяйства, и формы собственности, и
жизненный уровень, политические системы двух немецких государств. В 1990-х гг.
начался сложный процесс приватизации и весь восток Германии превратился в
регион дочерних предприятий и филиалов западногерманских фирм.
Многие заводы, и особенно крупнейшие комбинаты, долго не находили
новых хозяев, а другие были ликвидированы в силу неконкурентоспособности на
западных рынках или потому, что дублировали специализацию проблемных западногерманских
отраслей (например, в судостроении). Были потеряны сотни тысяч рабочих мест.
С 1995 г. работал механизм «выравнивания» между «старыми» и «новыми»
землями. Всего в хозяйство «новых земель» было вложено в 1991-1998 гг. 1,4 трлн
марок, а темпы экономического развития превышали 7% в год. Сократился и разрыв в
доходах между «осси» (так называют восточных немцев) и «весси» (западных
немцев). В конце 1990-х гг. заработная плата и пенсии на востоке достигли 80% западного
уровня, но и безработица оставалась выше –до 17%(1997г.). Велик, разрыв в
ассигнованиях на НИОКР на душу населения: в 3 раза в пользу «старых земель»
Перевес Запада ощущается и в экономике, и в жизненном уровне и в степени
урбанизации (от высокой к сверхвысокой). Территориальная структура страны
находится под воздействием этих процессов, отсюда и значительная миграция
«восток – запад». Ведь ВВП на душу населения в Гамбурге (рекордный во всей ФРГ),
в 3,5 раза выше, чем в Мекленбурге, в земле Гессен - в 2,5 раза выше, чем в
Тюрингии [5, с. 470-473].
ФРГ - первая по численности населения (82,02 млн. чел.) и
одна из самых плотно-населенных (229 чел. на 1 км2) европейских
стран. Динамика населения с 1972 г. отличалась отрицательным приростом -
показатели рождаемости были меньше, чем показатели смертности. С 1990 г. в «старых землях» вновь наблюдается минимальный прирост населения - рождаемость несколько
увеличилась, но это всего 10,5 рождений на 1000 жителей в год (смертность
10,0). В строении возрастной пирамиды в 1990-х гг. виден «провал» в рождаемости
в результате Второй мировой войны и как следствие - негативная «демографическая
волна» в 1970-х гг. Невысокая рождаемость характерна для всех развитых стран,
типичными стали семьи с одним ребенком или вообще без детей, особенно у
городского населения, а ФРГ – высоко-урбанизированная страна, в городах живет
87% населения. Высокая занятость женщин - 55% их работает в хозяйстве - не
способствует увеличению семей.
Низкая рождаемость не обеспечивает даже простого
воспроизводства и является источником социально-демографических проблем.
Высокая доля пенсионеров (люди старше 60 лет составляют 20%) создает
дополнительную «нагрузку» на каждого работающего - число работающих на 1
пенсионера в Японии - около 4, в ФРГ - 2. При этом ФРГ держит рекордные
показатели средней продолжительности жизни - 73 года для мужчин, 79,5 - для
женщин. Доля же молодежи до 20 лет составляет сейчас немногим более 20%
(отсюда, например трудности с формированием бундесвера). Кроме того,
систематически сокращается число браков и растет число разводов. Вероятным
становится уменьшение населения страны в перспективе: по некоторым прогнозам,
оно сократится к 2040 г. до 69 млн чел.
ФРГ - страна с высоким жизненным уровнем: ВВП на душу
населения составляет около 28 тыс. долл. - больше, чем во многих странах
Европы.
Городская функциональная структура ФРГ отличается тем, что
имеется несколько примерно равнозначных региональных центров, и нет такого
сосредоточения всех важнейших функций в одном столичном городе, как, например,
в Лондоне или Париже. Исторически унаследованная территориальная структура -
следствие долгой феодальной раздробленности. Так, выросла группа «частичных
столиц» - в финансовой сфере, торговле, науке, культуре и образовании (Гамбург,
Берлин, Кельн, Франкфурт, Мюнхен) и «региональных столиц», оформленных как
центры земель или фактических (Эссен, Нюрнберг и т.д.).
1.4 Государственный
строй
ФРГ потому и называется федеративной республикой, что состоит
из 16 земель (рис. 2, табл. 1), имеющих значительные полномочия и собственные
конституции (наряду с Основным законом ФРГ). Земли имеют и «культурный
суверенитет» - свои законы в области образования.
ФРГ - парламентская республика. Роль президента страны
гораздо меньше, чем в президентских республиках, например во Франции.
Парламент, высший орган законодательной власти, состоит из двух палат:
бундестага (избирается всем населением страны на срок 4 года) и бундесрата
(Совет земель), каждая земля имеет в нем от 3 до 6 представителей. В землях эта
система дублируется [7, с. 518-535].
Формирует правительство, определяя тем самым курс страны,
федеральный канцлер - решающим для его назначения являются выборы в бундестаг.
Провести своих депутатов в бундестаг может лишь партия, набравшая на выборах
более 5% всех голосов.
На выборах в бундестаг в 1998 г. произошла смена власти. Блок ХДС/ХСС, правивший последние 16 лет, потерпел серьезное
поражение: избиратели отдали предпочтение СДПГ, которая набрала 40,951 всех
голосов. ХДС (Христианско-Демократический Союз, 695 тыс. членов) возник в
Западной Германии после войны под лозунгом: «Христос или Маркс», использующая
сильное влияние католической церкви. По социальному составу это «партия
хозяев», хотя она и претендует на имидж народной партии: 29% ее членов -
служащие, 20,8% - «самостоятельные» и 11% -чиновники, рабочие составляют
немногим более 10%.
ХДС действует в блоке с региональной консервативной баварской
партией ХСС (Христианско-Социальный Союз, 177 тыс. членов). Причины успеха этой
партии в Баварии объясняются историей и социальной структурой этой земли, в
прошлом -первого очага фашизма в Германии, в послевоенные годы -высоким
удельным весом «самостоятельных», огромным престижем католической церкви, а
также тем, что юг ФРГ - лавная база военно-промышленного комплекса страны.
Крупнейшей из всех политических партий является СДПГ (Социал-Демократическая
партия Германии, 865 тыс. членов) - ныне правящая. По социальному составу здесь
примерно на равных рабочие (25%) и служащие (26%), тогда как доля
«самостоятельных» всего 4%. СДПГ ориентируется на традиционные ценности
рабочего движения - социальную справедливость, равенство, солидарность, труд, в
частности на борьбу с безработицей и за социальные гарантии для всех граждан. В
бундестаге представлены еще три партии: СвДП — небольшая по численности партия
служащих, чиновников, части интеллигенции (около 100 тыс. членов), «Союз
90-зеленые» (составляет с СДПГ правящую коалицию) и ПДС - Партия
демократического социализма.
Традиционно сложилось разделение ФРГ на протестантские земли
(в целом по стране преобладают протестанты - более половины населения) и
католические земли юга и юго-запада (в целом - 45% населения - католики). Это
разделение во многом определяет итоги земельных выборов и влияет на
региональное соотношение политических сил в стране. В Шлезвиг-Гольштейне,
Нижней Саксонии, Гамбурге и Бремене 70-80% населения состоит в евангелических
общинах (протестанты), в большинстве этих земель, особенно в «землях-городах»,
у власти традиционно находятся социал-демократы. В Баварии и Сааре такой же
перевес имеют католики, они преобладают также в Рейнланд-Пфальце и Северном
Рейне-Вестфалии. Наконец, в Баден-Вюртемберге население примерно поровну
распределяется по вероисповеданиям. В целом пояс южных земель - оплот блока
ХДС/ХСС.
Многочисленные двойные названия земель объясняются
объединениями маломощных земель после Второй мировой войны.
Земли (особенно после объединения) резко различаются между
собой по социально-экономическим показателям. Эти внутренние отличия гораздо
больше, чем в других странах ЕС. Так, если принять, 100% уровень благосостояния
в ЕС, - то в Гамбурге это показатель составит 189%, а в Тюрингии - 28%. В
рамках действия «механизма выравнивания» все «старые земли», кроме кризисного
Саара, платят в бюджет на помощь восточным. Крупнейшим донором является мощная
экономически из «старых земель» - Северный Рейн-Вестфалия, затем следуют
Баден-Вюртемберг и Бавария. Основной получатель помощи - перестраиваемый Берлин
- «самая большая строительная площадка нации» [5, с. 470-473].
В 1991 г. бундестаг принял решение о переносе главных столичных
функций из Бонна в Берлин, сохранив за первым на десятилетний переходный период
статус «федерального административного центра».
Таблица 1. Земли ФРГ
|
Столицы
|
Население, млн. чел.
|
«Старые земли»
|
|
|
Шлезвиг-Гольштейн
|
Киль
|
2,6
|
Бремен
|
|
0,68
|
Гамбург
|
|
1,9
|
Нижняя Саксония
|
Ганновер
|
7,4
|
Северный Рейн-Вестфалия
|
Дюссельдорф
|
17,3
|
Гессен
|
Висбаден
|
5,8
|
Рейнланд-Пфальц
|
Майнц
|
3,8
|
Саар
|
Саарбрюкхен
|
1,1
|
Баден-Вюртемберг
|
Штутгарт
|
9,8
|
Бавария
|
Мюнхен
|
11,4
|
«Новые земли»
|
|
|
Мекленбург-Передняя-Померания
|
Шверин
|
1,9
|
Бранденбург
|
Потсдам
|
2,6
|
Саксония-Ангальт
|
Магдебург
|
2,9
|
Саксония
|
Дрезден
|
4,8
|
Тюрингия
|
Эрфрут
|
2,6
|
Берлин
|
|
3,4
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После образования в 1949 г. ФРГ, СССР и ФРГ находились в состоянии «холодной войны», однако уже с 1953 г. между ними начинается относительно регулярная торговля, которая до 1959 г. осуществлялась на основе отдельных коммерческих контрактов, причем со стороны ФРГ вводился жесткий контроль на
ввоз советских товаров. Установление в 1955 г. дипломатических отношений между двумя странами явилось основой для нормализации торговых отношений. В 50-90-е
гг. была создана договорно-правовая база, включающая десятки договоров и
соглашений, подписанных ФРГ и СССР, на основе которой развиваются
торгово-экономические отношения ФРГ с Россией как правопреемницей СССР. В 1991-1996
гг. Россия и ФРГ заключили соглашения о сотрудничестве в области транспорта,
охраны окружающей среды и безопасности АЭС, продовольствия и сельского
хозяйства, а также Соглашение об избежание двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы и имущество. С 1972 г. ФРГ являлась самым крупным торговым
партнером СССР среди промышленно развитых стран. В свою очередь СССР стал в
1979г. ведущим торговым партнером ФРГ среди бывших социалистических стран. В
70-е гг. получили развитие новые формы внешнеэкономических связей -
компенсационные соглашения, совместные предприятия, производственная кооперация
и др. Все шире использовались крупномасштабные сделки. Некоторые из них были
уникальны как по своим размерам, так и по техническим требованиям [2, с. 50-60].
Восточная Германия была самым крупным торговым партнером СССР
среди социалистических стран. Проблемы трансформации экономики новых федеральных
земель в результате объединения Германии, распад СССР и кризисное состояние
российской экономики оказали негативное воздействие на взаимные
внешнеэкономические связи - большинство из них было разорвано. Торговля
Германии с Россией в последние годы развивалась довольно медленно, в результате
чего в 1995г. Польша впервые оттеснила Россию с первого места в списке
восточных торговых партнеров ФРГ. Доля России во внешнеторговом обороте ФРГ составляет
около 2%: 1,5% - в германском экспорте и 1,8% - в германском импорте (1998 г.) [2, с. 50-60].
Вместе с тем Россия играет далеко не последнюю роль в
стратегических интересах деловых и политических кругов ФРГ. Специфические
экономические интересы Германии в развитии сотрудничества с Россией
определяются ее заинтересованностью в использовании емкого российского рынка
для сбыта германских товаров; особой заинтересованностью восточногерманской
экономики в восстановлении прежних связей в целях смягчения тяжелых ударов ее
системных и структурных преобразований; заинтересованностью германской
экономики в стабильных поставках российского сырья и энергии.
ФРГ является крупнейшим торговым партнером и кредитором
России (кредиты Германии формируют порядка 70% ее внешнего долга). На торговлю
с ФРГ в общем объеме внешнеторгового оборота России в 1997 г. приходилось порядка 10%, что обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых
немецких товаров при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной
близости. Кризис в России привел к снижению российского экспорта и импорта, в
результате чего РФ в 1997 г. имела отрицательное сальдо в торговле с ФРГ в 2
млрд. нем. марок.
Структура товарооборота Германии и России в последние годы
остается без особых изменений. Основную часть экспорта ФРГ в Россию составляют
готовые изделия (более 80%), из них более 60% - машинно-техническая продукция
(автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для
машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса,
электронная оргтехника). Экспорт готовых изделий составляют также ткани, обувь,
одежда, фармацевтические и косметические товары, бытовая химия, искусственные
материалы. Значительное место в экспорте занимают продовольственные товары
(масло, сыры, фрукты, кофе, мясные изделия, пиво, спиртные напитки и др.). Доля
сырья и полуфабрикатов в экспорте ФРГ в Россию незначительна (около 1,5%) [7,
с. 518-535].
Основу импорта ФРГ из России составляют нефть и природный газ
и ряд сырьевых товаров и полуфабрикатов. В 90-е гг. на эти товарные группы в
среднем приходилось около 90% российского: экспорта, в том числе на нефть -
40%, природный газ - 30%, цветные металлы - 11-13%. На долю машин и
оборудования (автомобили, станки и КПО, электротехническая продукция, приборы,
инструменты, оптика и др.) приходится 2%. К основным препятствиям увеличения ее
экспорта относятся ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой
технологии, не всегда высокое качество и недостатки дизайна, а также
ужесточение норм и стандартов, особенно по экологической безопасности в рамках
ЕС. Серьезные трудности в торгово-экономических отношениях двух стран
обусловлены текущей коммерческой задолженностью российских предприятий фирмам
ФРГ.
Россия заинтересована в привлечении в экономику германских,
прежде всего прямых, инвестиций. На 1 июля 2002 г. объем инвестиций ФРГ в экономику России составил 8,74 млрд. долл., что составляет 32,6 общего
объема всех иностранных инвестиций. Германский капитал инвестируется в торговлю
и общественное питание, банки и страховые компании, а в производственном
секторе - в добычу нефти и газа, нефтехимию, транспорт, металлургию,
реконструкцию систем связи, машиностроение, электротехнику, авиационную и
космическую технику, электроэнергетику. Объем инвестиций в Германию превысил 3
млрд. нем. марок. Значительную долю составляют вложения АО «Роснефть» в
строительство нефтеперерабатывающего завода «Leuna Raffinerie 2000» и РАО «Газпром», участвующего в проектах фирмы «Wintersshal» в газовой промышленности ФРГ. В ФРГ
создано более 100 смешанных фирм (обществ) с российским капиталом, в основном
непроизводственного характера.
На начало 1997 г. в России было создано свыше 1,5 тыс.
российско-германских совместных предприятий, большая часть которых находится в
Москве и Санкт-Петербурге. Около 70% российско-германских СП действуют в
промышленности и торговле, в том числе в промышленности - 36,9%, торговле и
общественном питании - 31,4, на транспорте - 17,2, в строительстве - 6,9,
сельском хозяйстве - 4,2% [7, с. 518-535].
Крупнейшими инвестиционными проектами являются сооружение
газопровода «Ямал-Европа», разведка и добыча углеводородов в Волгоградской
области («Волго-Деминойл»), строительство скоростной железнодорожной магистрали
(«Берлин-Варшава-Минск-Москва», создание на Ульяновском автозаводе совместного
с фирмой «Даймлер Бенц» производства малотоннажных автомобилей (джипов) и
дизельных двигателей и др. Перспективным является российско-германское
сотрудничество в наукоемких и высокотехнологичных областях - в области
космических исследований, биотехнологии, электроники, приборостроения, создания
экологически чистых производств и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Атлас мира/ глав.
Управление геодезии и картографии РФ. – М., 2001. – 338 с.;
2.
Глобус:
Географический научно-популярный сборник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 399 с.;
3.
Кинелев В.Г.
Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. – М.: ГИЦ ВЛАДОС,
1998. – 520 с.;
4.
Максаковский В.П.
Географическая картина мира. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000. – 320 с.;
5.
Мировая
экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник. – М.: Флинта, 2000. – 480 с.;
6.
Мировая
экономика. Учеб. пособие/под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2002. – 575 с.;
7.
Страны мира:
Энциклопедический справочник. – Смоленск: Русич, 2005. – 624 с.;
8.
Страны мира:
Краткий полит.-экон. справочник. – М.: Политиздат, 2000. – 478 с.;
9.
Экономическая
география: Учебник/ под общей редакцией В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2002. –
533 с.;
10.
Экономическая,
социальная и политическая география мира. Регионы и страны./под ред. проф. С.Б.
Лаврова. – М.: Гардарики, 2002. – 928 с.
[1]
По данным американской статистики, в 1996 г. ВВП Германии оценивался в 579,3 млрд. долл., а в 2000 г. — в 2160. Душевой ВВП в 2000 г. составлял 26,3 тыс. долл. (данные ИМЭМО РАН)
Страницы: 1, 2
|
|