|
Меню
|
|
География
|
17/1 Агропромышленный
комплекс России.
Агропромышленный
комплекс (АПК) объединяет все отрасли хоз-ва, принимающие участие в
производстве сельскохозяйственной продукции и ее доведении до потребителя.
Выделяются 3 звена в АПК: 1) Производство средств
производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; 2) Сельское хоз-во; 3) Транспортировка, заготовка,
хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. Сельское
хоз-во состоит из растениеводства и животноводства. Основой с/х являются с/х угодья - земли,
используемые в с/х производстве. В зоне тундры оленьи пастбища. В лесостепной
зоне доля сельхозугодий возрастает. Максимум распашки приходится на степные
районы. Растениеводство развито в лесостепных и степных районах. Ведущей его
отраслью является зерновое хоз-во. по производству ячменя, овса и ржи Р.
занимает первое место в мире. Технические культуры занимают лишь 5% всей посевной площади. Наиболее
распространен подсолнечник. Сахарная свёкла растёт в основном в степной зоне.
Производство овощей сконцентрированно в южных р-ах. Производство плодов и
ягод там же . Поэтому плодоовоще- консервная и винодельческая промышленность
также тяготеет к этим р-ам.
|
18/1 Инфраструктурный
комплекс России.
Инфраструктурный
комплекс отраслей хозяйства, обслуживающий промышленное и с/х производство, а
также население: транспорт, связь, торговля, водоснабжение и т.п.; наука, образование,
здравоохранение и охрана окружающей среды и др. В Р. инфраструктурный
комплекс подразделяется на производственную и непроизводственную
(социальную). Научно-техническая революция усилила зависимость темпов роста
производства и его эффективности от развития инфраструкт. комплексов.
|
19/1 Развитие транпортного
комплекса России.
Транспорт
- необходимое условие функционирования народного хоз-ва, жизни населения и
вообще существования любого государства, особенно столь протяженного, как Р.
Продукция транспорта - это перевозки грузов и пассажиров. Грузовой транспорт
обеспечивает и производственные связи между предприятиями, и доставку
населению предметов потребления. Выделяют следующие виды транспорта: ж/д-ый, водный - морской и речной,
автомобильный, авиационный, трубопроводный. Каждый из них имеет свою
специфику, но для обеспечения работы народного хоз-ва страны они должны быть
взаимосвязаны, работая согласованно. Разделение труда между различными видами
транспорта обусловленно и их технологическими особенностями. Наиболее дешёвые
виды транспорта - водный и трубопроводный. Работа транспорта (грузооборот или
пассажирооборот) измеряется в тонно-километрах или пассажиро-километрах.
Преимущество автомобильного транспорта в том, что он осуществляет перевозки "от двери до двери". Среднее расстояние перевозки ~22 км. Наибольшая доля грузооборота
(46%) приходится на
трубопроводный транспорт. Среднее расстояние перевозки >2300 км. Доля ж/д транспорта в
грузообороте составляет ~40%. Самый грузонапряжённый уч-к
дороги - между Новосибирском и Омском, где на запад идут уголь, лес, зерно и
др. грузы, и соединяющие Алтай и Кузбасс с Уралом (Южносибирская магистраль).
Одна из проблем ж/д транспорта - нехватка подвижного состава (в бывшем СССР
вагоны для электропоездов производились в Риге, электровозы - в Тбилиси и
т.д.). В настоящее время оргнизуется их производство на заводах Р.
|
20/1 Рекреационные ресурсы
России. Организация отдыха граждан.
К
непроизводственной сфере народного хоз-ва относятся такие отрасли хоз-ва,
которые обслуживают население или обеспечивают существование общества в целом
(управление, наука, искусство и т.п.). Можно выделить следующие группы отраслей,
в совокупности образующ. сферу услуг: жилищно-коммунальное хоз-во, услуги по
социальному обеспечению населения, розничная торговля и общественное питание,
бытовое обслуживание, кредитно-финансовое обслуживание, рекреационное
обслуживание населения (гл. обр. организация туризма и экскурсий, а также
дома отдыха и т.д.), услуги связи, культурное обслуживание, общественное
обслуживание воспитание и обучение детей, медицинское
обслуживание.Пассажирский транспорт занимает особое место в сфере обслуживания:
к помощи пассажирского транспорта прибегают для поездок в различные
учереждения, для вызовов на дом и для многого другого. Все эти отрасли в
совокупности могут быть названы социальной инфраструктурой общества.
|
21/1 Экологические проблемы
России.
При
характеристике экологич. проблем следует рассказать о составе хоз-ва, т.к.
каждая из отраслей может вызвать специфические экологич. проблемы. Развитие
добывающей промышленности ведёт к сокращению запасов полезных
ископаемых.Тепловая энергетика загрязняет воздух соединениями серы, отвалы
шлаков выводят из оборота пахотные земли, загрязняют поверхностные и
подземные воды. Главн. загрязнителями среды являются химия, металлургия и
целлюлозно-бумажная промышленность. Среди отраслей сельского хоз.
растениеводство может способствовать эрозии почв, их деградации. Крупные
животноводческие комплексы с токами нечистот могут загрязнять водоемы,
неумеренный выпас скота может привести к уничтожению растительного покрова.
Строительство, транспорт изымают из оборота земельные угодья, губят
естесвенные природные сообщества. Основными путями решения экологических
проблем могут быть не только строительсво разнообразных очистных сооружений и
устройств, но и внедрение новых малоотходных технологий, перепрофилирование
производства, перенос их на новое место с целью снижения вредного
воздействия.
|
22/1 Исторические
особенности заселения и освоения территории России.
Территория,
входящая ныне в состав Р., была заселена людьми примерно 10-12 тыс. лет
назад. Территория между Волгой и Окой начала осваиваться славянами ещё с 8-9
веков, будучи долгое время дальней сев-восточной переферией Киевской Руси.
После монголо-татарских завоеваний 13 века здесь формируется новый центр
русских земель, во главе которого становится Москва. Именно вокруг этого
центра начинается территориальное приращение российского гос-ва. Изначальное
направление колонизации - на север и сев-восток. В 1581 году первый русский
отряд пересекает Уральский хребет, а в 1639 году русские появляются уже на
берегах Охотского моря. Наряду с заселением территорий осуществлялось ее
исследование учеными и путешественниками. С/х-ое освоение Сибири начинается с
19 века, а наибольший приток насел-я происходит в начале 20 века после
строительства Транссибирской ж/д. В западном направлении распространения
русских происходило в меньших масштабах, поскольку эти территории уже были
плотно заселены - за исключением района Санкт-П. Русское заселение Прибалтики
происходило в основном в связи с развитием промышленности в ее крупнейших
портах: Риге, Таллине и др. На
процессы размещения насел-я в течение советского периода сильное влияние
оказала политика "индустриализации
национальных окраин". Строительство крупных
промышленных предприятий при отсутствии местных квалифицированных кадров
приводило к массовому притоку русских рабочих в Среднюю Азию, Казахстан,
Азербайджан. Продолжалось переселение русских и в основные промышленные
районы Украины: Донбасс, Приднепровье и др.
Сейчас наибольший миграционный отток русских - из Таджикистана. Несколько
меньше - из других республик Азии.
|
|
2/2 Центральная
Россия. Факторы, определяющие развитие России
Специфика
Центр. р-на Р. выражена в его названии: на протяжении столетий эта тер-рия
была центром русск. гос-тва. ГП р-на - в центре Вост-Европ. равнины, на
Великом водоразделе - между бассейнами Чёрного, Балтийского, Белого, Каспийского
морей. Отсюда берут начало круп. реки Вост-Европ. равнины - Днепр, Волга,
Дон.Это положение было позже более "централизованно" строительством жел. дор.,
представляющих в наст. вр. радиусы, отходящие от Москвы в разл. направлен. Полезными
ископаемыми р-он не богат. Имеются залежи торфа и низкос. бур. угля, а также
фосфориты. Тер-рию р-на называли центрально промыш. обл. Центральное полож-е
района способствовало образованию
здесь сгустка насел-я еще в отдаленные времена, т.к. обеспечивало безопасность
от внешних нападений. Защитой служило не только расст-е, но и рубежи Волги и
Оки и непроходимые по тому времени леса. Через Новгород, Псков, а затем и через
Архангельск Москва торговала с Западной Европой, а по Днепру и его притокам
имела связи с Литвой, по Волге - с Астраханью и Персией (Ираном) и другими странами,
а также со Средней Азией, по Волге и Каме - с Уралом, Сибирью, а через Сибирь
и с Китаем. Торговый капитал Нечерноземного Центра стал затем и организатором
промышленности. В дальнейшем, по мере развития жел. дор., расходившейся из Центра во все
стороны, промышленность ориентировалась
на привозное сырьё (хлопок, шерсть, шёлк, металл и пр.) и на привозное
топливо (донецкий уголь, бакинская нефть), отбирая для себя отрасли, требующие квалифицированной
рабочей силы. В советский период район стал главной базой индустриализации
всего народного хоз-ва. Здесь впервые в СССР были выпущены автомобили,
самолеты, тепловозы и др. Здесь были выпущены и первые советские ЭВМ,
разрабатывались и создавались космические аппараты.
|
1/2
Территориальные организации и районирование России
Можно выделить
три осн. функции районирования:1. Упорядовадочивание информ. о терриит. 2.
Синтез информации 3. Создание "образов р-нов".Росс. Федерация состоит из 89
равноправных субъектов в их числе 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2
города федеральн. значен. 1 автономная обл, 10 автономных округов. Кажд. из
субъектов Федерации имеет и внутр. Административно-территор. деление.Социально-экономич.
р-он России представляет собой группировку из неск. Содействующих друг с другом
субъектов Федерации, к-рые отлич. От других особенностями историч. развития
тер-рии, географич. Положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хоз-ва.
Выделяются следущ. экономические районы: 1. Центральный -12 обл., 1 город
федер. Подчинения. 2.
Центрально-Чернозёмн. - 5 област. 3. Северо зап. - 3 обл. и 1 город федер.
Назнач. 4. Волго-вятский - 2 обл. 3 республики. 5.Северный - 3 обл. 2
республ. 1 автономн. округ 6. Поволжский - 6 обл. 3 республ. 7. Северо Кавк.
- 1 обл. 2 края 7 республик. 8. уральский - 5 обл. 2 республики 1 автономн.
округ. 9. Западно-сибирский - 5 обл. 1 край 1 республика 2 авт. округа. 10.
Вост.-Сибирский - 2 обл. 1 край 3
республики 4 авт. Округа. 11. Дальне-восточный - 4 обл. 2 края 1 респ. 1 авт.
обл. 2 автономных округа. Отдельно следует рассматривать Калининградскую
обл., оторванную от основной территории России.
|
4/2 Узловые районы
Центральной России.
Район -
административно-территориальная единица. При выделении узловых районов
используется совершенно другой одход к территории - как неоднородный, на
которой всегда выделяются, с одной стороны, какой-либо центр, а с другой
тяготеющая к нему периферия, его западное влияние. Развитие промышленности
сопровождалось упадком с/х, который начался еще в 17 в. и был связан с
земледельческим освоением бывшего "Дикого поля" - черноземных
степей. Особенно бурное развитие промышленности происходило в годы довоенных
пятилеток. Именно тогда здесь было создано большинство ныне действующих
крупных машиностроительных заводов: авиационные (в Москве и Нижнем
Новгороде), автомобильные (там же), подшипниковые, часовые,
станкоинструментальные, тяжелого машиностроения и др. Особенно популярным для
ВПК стали Москва и Московская обл., где были созданы десятки городов и
поселков, специализирующихся на разработкая, испутаниях и производстве
различных видов вооружений и военной техники. Крупнейший центр ВПК - Нижний
Ногород, где производятся знаменитые истребители МИГ-29 и МИГ-31. Нижний
Новгород - второй по численности город Центрального района. Ярославль - центр
нефтехимии и машиностроения.
|
3/2 Особенности экономики
России.
До начала 18в. основн.
предметом экспорта из Росс. были меха. после преобразований Петра 1 в
экспорте стали преобладать промышл. тов. : железо, парусина и др. В импорте
сократилась доля оружия. Начался ввоз оборудования для горного, текстильного
и др. Производств. В нач. 20в. шло нарастание объёма внеш. торговли Росс.
Росс. являлась крупнейшим в мире экспортёром зерновых культур. В больш.
кол-ве вывозились лён, сливочн. масло, сахар и др. Р. Являлась основным
поствщиком леса. С конца 19в. начался вывоз из Р. и тканей. В импорте большое
место занимали мшины, металлы и др. Основным торговым партнером Р. была
Германия и Великобритания. Начиная с 60-х гг., по мере освоения нефтяных
месторождений возрастает экспорт нефти. После 2-ой мировой войны основная
часть внешней торговли пришлась на социалистические страны Вост. Европы.
Распад мировой социалист. системы и СССР привели к резкому снижению объемов
внешней торговли и экономического сотрудничества. Эконом. связи с ближайшим
зарубежьем другие. Казахстан поставляет в Р. железную руду, уголь, гос-ва
Средней Азии - хлопок, овощи, Беларусь - трактора и т.д. А Р. Обеспечивает
большую часть стран СНГ нефтью, газом, лесом, машинами. Переход хозяйства
Р. к рыночной экономике происходит нелегко. Общий объём производства в 1993г.
по сравнению с 1991г. в Р. сократился на 20%, и сейчас по ряду показателей страна
сильно уступает промышленно развитым странам.
|
6/2 Северо-западная Россия
и Санкт-Петербургский узловой регион.
Северо-Запад по числу
регионов самый маленький из "госплановских" районов Р. Он состоит
из Санкт-Петерб. и его окружения - Ленинградской, Новгородской и Псковской
областей. Из 8 млн. жителей района 5 млн. проживают в Питере, 1,7 млн. - в
Ленингр. обл. Поэтому проблемы Сев-Зап - это проблемы Санкт-П. После войны промышленность
С-П, как и Москвы, продолжает выполнять роль лидера. Обеспеченность С-З района металлом
улучшилась после строителства крупного завода в Череповце. Пром. С-П
специализирется на машиностроении. Это самый крупный центр судостроения Р.
Вне С-П и его пригородов С-З район похож на Центральный. Это районы оттока насел-я.
Зональная специализация сельского хоз-ва здесь льно-молочная. Проблемы района связаны
с появлением на его западных границах независимых государств Эстонии и
Латвии.
|
5/2 Проблемы развития
Москвы и московского региона.
В Москве и моск.
регионе есть много отраслей хоз-ва, которые вызывают экологические
проблемы. Тепловая энергетика загрязняет воздух соединениями серы. Отвалы
шлаков выводят из оборота пахотные земли, загрязняют поверхностные и
подземные воды. Главными загрязнителями окруж. среды явл-ся химия, металлургия
и целлюлозно-бумажная промышленность. Строительство, транспорт изымают из
оборота земельные угодия, губят естественные природные сообщества.
Основными путями решения экологических проблем могут быть строительство
очистных сооружений и устройств и внедрение малоотходных технологий,
перепрофилирование производств, перенос их на новое место с целью снижения
вредного воздействия.
|
8/2 Характеристика Северо-Кавказского
региона. В
состав СК включены 8 республик (Адыгея, Карачаево, Черкессия,
Кабардино-Балкария, Сев. Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Калмыкия), 2
края, (Краснодар-й и Ставропол-й) и 1 обл. (Рост-я). В природном отношении
р-н включает в себя два различных типа тер-ий - равнины бас-на Дона и Предкавказья и собственно
К-з., его предгорную и горную часть. К-зские. горы относятся к молодым.
Внедрение магмы дает концентрацию рудных ископаемых, велики запасы вольфрамово-молибденовых
руд, давно разрабатываемые месторождения свинцово-цинковых руд уже
истощены. На предкавказском прогибе в
осадочных породах находится месторождения нефти и газа. На зап. Ростовской
обл. на тер-ию района заходит восточное крыло Донецкого бассейна с запасом
углей высокого кач-ва. Климат р-на складывается при воздействии зап.
воздушных масс, идущих с атлантики и приносящих влагу, и вост. воздушных
масс приносящих сухой мороз зимой и сухую жару летом. Большая часть
равнинной полосы района относится к зоне степей, к востоку они переходят в
сухие степи, а ближе к Каспии в полупустыню. Склоны кав-зских гор
достигают высоты 2 т. метров и покрыты лесами. Общие запасы древесины
довольно велики. На черноморском побережье К-за на узком промежутке между
горами и морским побережьем расположен единственный в Р. р-н субтропического
климата. Следствием уникальных для Р. климатич. условий является специализация
района на рекриационнальном хозяйстве, возделывание субтропических
культур, а также табака и винограда (вина мирового класа производятся на
винзаводе в поселке Абрау-Дюрсо близ Новорос-ка). Главная специализация
хозяйства района - агропромышленное произв-во. Здесь развиты: пр-во ср-в
пр-ва, сельское хоз-во, переработка с/х продукции. Насел-е района
после его присоединения к Р. постоянно росло за счет притока из других
тер-ий. После распада СССР значение К-за для Р. усилилось. Здесь находится
единственный выход Р. к тепл. морям. Важнейшая задача Р. - мирное
разрешение всех этнополитических и экономических противоречий между
народами северного Кавказа.
.
|
7/2 Основы развития
Европейского Севера.
Европ. Север включает в себя
республику Коми, республику Карелия, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую и
Кировскую области и Ненецкий автон. окр.. Его территория находится в зонах
тундры и тайги. Речные долины концентрировали основную массу населения. Рельеф
района представляет собой пологую равнину, слабо наклоненную к Северному
Ледовитому океану. Северная часть района находится за полярным кругом.
Хозяйственное развитие Севера прошло несколько этапов. С появления здесь
русских до середины 16 в. эта территория поставляла в другие районы
Московского государства пушнину, рыбу и соль.Торговля России с Западной
Европой шла через специально построенный порт в городе Архангельске. С конца
19 в. Архангельск становится крупнейшим портом в России по вывозу леса. До
Архангельска достраивается железная дорога.На предвоенные пятилетки
лесоэкспортная специализация Европейского Севера еще более
усилилась.Послевоенный период ознаменован разработкой разнообразных
ископаемых богатств: железная руда,медно-никелевая руда,апатито-нефелиновая
руда,каменный уголь,нефть и газ.Другая особенность послевоенного периода- в
постепенном переходе к более глубокой переработки древесины-производстве
целлюлозы, бумаги, картона.Самая острая на сегодня проблема района - будущее
его лесного комплекса.В сельском хозяйстве региона главная задача - снабжение
преобладающего населения молочной продукцией. Ещё население района в изобилии
снабжено рыбой - здесь вылавливается более 1/3 всего российского улова рыбы и
перерабатывается на крупнейшем Мурманском рыбокомбинате.Самые крупные города
района - Киров (500 тыс.жит.), Мурманск (450 тыс.жит.), Архангельск (410
тыс.жит.).
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|