рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

География рефераты

17/1 Агропромышленный комплекс России.

Агропромышленный комплекс (АПК) объединяет все отрасли хоз-ва, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и ее доведении до потребителя. Выделяются 3 звена в АПК: 1) Производство средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; 2) Сельское хоз-во; 3) Транспортировка, заготовка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. Сельское хоз-во состоит из растениеводства и животноводства. Основой с/х являются с/х угодья - земли, используемые в с/х производстве. В зоне тундры оленьи пастбища. В лесостепной зоне доля сельхозугодий возрастает. Максимум распашки приходится на степные районы. Растениеводство развито в лесостепных и степных районах. Ведущей его отраслью является зерновое хоз-во. по производству ячменя, овса и ржи Р. занимает первое место в мире. Технические культуры занимают лишь 5% всей посевной площади. Наиболее распространен подсолнечник. Сахарная свёкла растёт в основном в степной зоне. Производство овощей сконцентрированно в южных р-ах. Производство плодов и ягод там же . Поэтому плодоовоще- консервная и винодельческая промышленность также тяготеет к этим р-ам.

18/1 Инфраструктурный комплекс России.

Инфраструктурный комплекс отраслей хозяйства, обслуживающий промышленное и с/х производство, а также население: транспорт, связь, торговля, водоснабжение и т.п.; наука, образование, здравоохранение и охрана окружающей среды и др. В Р. инфраструктурный комплекс подразделяется на производственную и непроизводственную (социальную). Научно-техническая революция усилила зависимость темпов роста производства и его эффективности от развития инфраструкт. комплексов.

19/1 Развитие транпортного комплекса России.

Транспорт - необходимое условие функционирования народного хоз-ва, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного, как Р. Продукция транспорта - это перевозки грузов и пассажиров. Грузовой транспорт обеспечивает и производственные связи между предприятиями, и доставку населению предметов потребления. Выделяют следующие виды транспорта: ж/д-ый, водный - морской и речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Каждый из них имеет свою специфику, но для обеспечения работы народного хоз-ва страны они должны быть взаимосвязаны, работая согласованно. Разделение труда между различными видами транспорта обусловленно и их технологическими особенностями. Наиболее дешёвые виды транспорта - водный и трубопроводный. Работа транспорта (грузооборот или пассажирооборот) измеряется в тонно-километрах или пассажиро-километрах. Преимущество автомобильного транспорта в том, что он осуществляет перевозки "от двери до двери". Среднее расстояние перевозки ~22 км. Наибольшая доля грузооборота (46%) приходится на трубопроводный транспорт. Среднее расстояние перевозки >2300 км. Доля ж/д транспорта в грузообороте составляет ~40%. Самый грузонапряжённый уч-к дороги - между Новосибирском и Омском, где на запад идут уголь, лес, зерно и др. грузы, и соединяющие Алтай и Кузбасс с Уралом (Южносибирская магистраль). Одна из проблем ж/д транспорта - нехватка подвижного состава (в бывшем СССР вагоны для электропоездов производились в Риге, электровозы - в Тбилиси и т.д.). В настоящее время оргнизуется их производство на заводах Р.

20/1 Рекреационные ресурсы России. Организация отдыха граждан.

К непроизводственной сфере народного хоз-ва относятся такие отрасли хоз-ва, которые обслуживают население или обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство и т.п.). Можно выделить следующие группы отраслей, в совокупности образующ. сферу услуг: жилищно-коммунальное хоз-во, услуги по социальному обеспечению населения, розничная торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, кредитно-финансовое обслуживание, рекреационное обслуживание населения (гл. обр. организация туризма и экскурсий, а также дома отдыха и т.д.), услуги связи, культурное обслуживание, общественное обслуживание воспитание и обучение детей, медицинское обслуживание.Пассажирский транспорт занимает особое место в сфере обслуживания: к помощи пассажирского транспорта прибегают для поездок в различные учереждения, для вызовов на дом и для многого другого. Все эти отрасли в совокупности могут быть названы социальной инфраструктурой общества.

21/1 Экологические проблемы России.

При характеристике экологич. проблем следует рассказать о составе хоз-ва, т.к. каждая из отраслей может вызвать специфические экологич. проблемы. Развитие добывающей промышленности ведёт к сокращению запасов полезных ископаемых.Тепловая энергетика загрязняет воздух соединениями серы, отвалы шлаков выводят из оборота пахотные земли, загрязняют поверхностные и подземные воды. Главн. загрязнителями среды являются химия, металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность. Среди отраслей сельского хоз. растениеводство может способствовать эрозии почв, их деградации. Крупные животноводческие комплексы с токами нечистот могут загрязнять водоемы, неумеренный выпас скота может привести к уничтожению растительного покрова. Строительство, транспорт изымают из оборота земельные угодья, губят естесвенные природные сообщества. Основными путями решения экологических проблем могут быть не только строительсво разнообразных очистных сооружений и устройств, но и внедрение новых малоотходных технологий, перепрофилирование производства, перенос их на новое место с целью снижения вредного воздействия.

22/1 Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Территория, входящая ныне в состав Р., была заселена людьми примерно 10-12 тыс. лет назад. Территория между Волгой и Окой начала осваиваться славянами ещё с 8-9 веков, будучи долгое время дальней сев-восточной переферией Киевской Руси. После монголо-татарских завоеваний 13 века здесь формируется новый центр русских земель, во главе которого становится Москва. Именно вокруг этого центра начинается территориальное приращение российского гос-ва. Изначальное направление колонизации - на север и сев-восток. В 1581 году первый русский отряд пересекает Уральский хребет, а в 1639 году русские появляются уже на берегах Охотского моря. Наряду с заселением территорий осуществлялось ее исследование учеными и путешественниками. С/х-ое освоение Сибири начинается с 19 века, а наибольший приток насел-я происходит в начале 20 века после строительства Транссибирской ж/д. В западном направлении распространения русских происходило в меньших масштабах, поскольку эти территории уже были плотно заселены - за исключением района Санкт-П. Русское заселение Прибалтики происходило в основном в связи с развитием промышленности в ее крупнейших портах: Риге, Таллине и др. На процессы размещения насел-я в течение советского периода сильное влияние оказала политика "индустриализации национальных окраин". Строительство крупных промышленных предприятий при отсутствии местных квалифицированных кадров приводило к массовому притоку русских рабочих в Среднюю Азию, Казахстан, Азербайджан. Продолжалось переселение русских и в основные промышленные районы Украины: Донбасс, Приднепровье и др. Сейчас наибольший миграционный отток русских - из Таджикистана. Несколько меньше - из других республик Азии.



2/2 Центральная Россия. Факторы, определяющие развитие России

Специфика Центр. р-на Р. выражена в его названии: на протяжении столетий эта  тер-рия была центром русск. гос-тва. ГП р-на - в центре Вост-Европ. равнины, на Великом водоразделе - между бассейнами Чёрного, Бал­тий­ского, Белого, Кас­пий­ского морей. Отсюда берут начало круп. реки Вост-Европ. равнины - Днепр, Волга, Дон.Это положение было позже более "цен­тра­ли­зованно" строительством жел. дор., представляющих в наст. вр. радиусы, от­ходящие от Москвы в разл. направлен. Полезными ископаемыми р-он не богат. Имеются залежи торфа и низкос. бур. угля, а также фосфориты. Тер-рию р-на называли центрально про­мыш. обл. Центральное полож-е района спо­соб­ствовало образованию здесь сгус­тка насел-я еще в отдаленные времена, т.к. обес­печивало безопасность от внешних нападений. Защитой служило не только расст-е, но и рубежи Волги и Оки и непроходимые по тому времени леса. Через Новгород, Псков, а затем и че­рез Архангельск Москва торговала с Западной Европой, а по Днепру и его при­то­кам имела связи с Литвой, по Волге - с Астра­ханью и Персией (Ираном) и друг­и­ми странами, а также со Средней Азией, по Волге и Каме - с Уралом, Сибирью, а через Сибирь и с Китаем. Торговый капитал Нечерноземного Центра стал затем и организатором промышленности. В даль­ней­шем, по мере развития жел. дор., расходившейся из Центра во все сто­ро­ны, промышленность ори­енти­ро­ва­лась на привозное сырьё (хлопок, шерсть, шёлк, металл и пр.) и на привозное топливо (донецкий уголь, бакинская нефть), от­би­рая для себя отрасли, тре­бу­ю­щие квали­фи­цированной рабочей силы. В советский период район стал главной базой ин­ду­стриализации всего народного хоз-ва. Здесь впервые в СССР были вы­пу­ще­ны автомобили, самолеты, тепло­во­зы и др. Здесь были выпущены и первые совет­ские ЭВМ, разрабатывались и соз­да­вались космические аппараты.

1/2 Территориальные организации и районирование России

Можно выделить три осн. функции районирования:1. Упорядовадочивание информ. о терриит. 2. Синтез информации 3. Создание "образов р-нов".Росс. Фе­де­рация состоит  из 89 равноправных субъектов  в их числе 21 республика, 6 кра­ёв, 49 областей, 2 города федеральн. значен. 1 автономная обл, 10 авто­ном­ных округов. Кажд. из субъектов Федерации имеет и внутр. Адми­нис­тра­тивно-территор. деление.Социально-экономич. р-он России представляет собой груп­пи­ровку из неск. Содействующих друг с другом субъектов Федерации, к-рые отлич. От других особенностями историч. развития тер-рии, географич. По­ло­же­ни­ем, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хоз-ва. Выделяются следущ. экономические районы: 1. Центральный -12 обл., 1 город федер. Подчи­нения.  2. Центрально-Чернозёмн.  - 5 област. 3. Северо зап. - 3 обл. и 1 город федер. Назнач. 4. Волго-вятский  - 2 обл. 3 республики. 5.Северный - 3 обл. 2 республ. 1 автономн. округ 6. Поволжский - 6 обл. 3 республ. 7. Северо Кавк. - 1 обл. 2 края 7 республик. 8. уральский - 5 обл. 2 республики 1 автономн. округ. 9. Западно-сибирский - 5 обл. 1 край  1 республика 2 авт. округа. 10. Вост.-Си­бир­ский - 2 обл. 1 край 3 республики 4 авт. Округа. 11. Дальне-восточный - 4 обл. 2 края 1 респ. 1 авт. обл. 2 автономных округа. Отдельно следует рассматривать Калининградскую обл., оторванную от основной территории России.

4/2 Узловые районы Центральной России.

Район - административно-территориальная единица. При выделении узловых районов используется совершенно другой одход к территории - как неоднородный, на которой всегда выделяются, с одной стороны, какой-либо центр, а с другой тяготеющая к нему периферия, его западное влияние. Развитие промышленности сопровождалось упадком с/х, который начался еще в 17 в. и был связан с земледельческим освоением бывшего "Дикого поля" - черноземных степей. Особенно бурное развитие промышленности происходило в годы довоенных пятилеток. Именно тогда здесь было создано большинство ныне действующих крупных машиностроительных заводов: авиационные (в Москве и Нижнем Новгороде), автомобильные (там же), подшипниковые, часовые, станкоинструментальные, тяжелого машиностроения и др. Особенно популярным для ВПК стали Москва и Московская обл., где были созданы десятки городов и поселков, специализирующихся на разработкая, испутаниях и производстве различных видов вооружений и военной техники. Крупнейший центр ВПК - Нижний Ногород, где производятся знаменитые истребители МИГ-29 и МИГ-31. Нижний Новгород - второй по численности город Центрального района. Ярославль - центр нефтехимии и машиностроения.

3/2 Особенности экономики России.

До начала 18в. основн. предметом экспорта из Росс. были меха. после преобразований Петра 1 в экспорте стали преобладать промышл. тов. : железо, парусина и др. В импорте сократилась доля оружия. Начался ввоз оборудования для горного, текстильного и др. Производств. В нач. 20в. шло нарастание объёма внеш. торговли Росс. Росс. являлась крупнейшим в мире экспортёром зерновых культур. В больш. кол-ве вывозились лён, сливочн. масло, сахар и др. Р. Явля­лась основным поствщиком леса. С конца 19в. начался вывоз из Р. и тканей. В импорте большое место занимали мшины, металлы и др. Основным торговым партнером Р. была Германия и Великобритания. Начиная с 60-х гг., по мере ос­во­ения нефтяных месторождений возрастает экспорт нефти. После 2-ой мировой войны основная часть внешней торговли пришлась на социалистические страны Вост. Европы. Распад мировой социалист. системы и СССР привели к резкому снижению объемов внешней торговли и экономического сотрудничества. Эконом. связи с ближайшим зарубежьем другие. Казахстан поставляет в Р. железную ру­ду, уголь, гос-ва Средней Азии - хлопок, овощи, Беларусь - трактора и т.д. А Р. Обеспечивает большую часть стран СНГ нефтью, газом, лесом, машинами. Пе­ре­ход хозяйства Р. к рыночной экономике происходит нелегко. Общий объём производства в 1993г. по сравнению с 1991г. в Р. сократился на 20%, и сейчас по ряду показателей страна сильно уступает промышленно развитым странам.

6/2 Северо-западная Россия и Санкт-Петербургский узловой регион.

Северо-Запад по числу регионов самый маленький из "госплановских" районов Р. Он состоит из Санкт-Петерб. и его окружения - Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Из 8 млн. жителей района 5 млн. проживают в Питере, 1,7 млн. - в Ленингр. обл. Поэтому проблемы Сев-Зап - это проблемы Санкт-П. Пос­ле войны промышленность С-П, как и Москвы, продолжает выполнять роль ли­де­ра. Обеспеченность С-З района металлом улучшилась после строителства круп­ного завода в Череповце. Пром. С-П специализирется на машиностроении. Это самый крупный центр судостроения Р. Вне С-П и его пригородов С-З район по­хож на Центральный. Это районы оттока насел-я. Зональная специализация сель­ского хоз-ва здесь льно-молочная. Проблемы района связаны с появлением на его западных границах независимых государств Эстонии и Латвии.

5/2 Проблемы развития Москвы и московского региона.

В Москве и моск. регионе есть много отраслей хоз-ва, которые вызывают эко­ло­гические проблемы. Тепловая энергетика загрязняет воздух соединениями серы. Отвалы шлаков выводят из оборота пахотные земли, загрязняют поверхностные и подземные воды. Главными загрязнителями окруж. среды явл-ся химия, ме­тал­лургия и целлюлозно-бумажная промышленность. Строительство, транспорт изымают из оборота земельные угодия, губят естественные природные сооб­щес­тва. Основными путями решения экологических проблем могут быть стро­итель­ство очистных сооружений и устройств и внедрение малоотходных технологий, перепрофилирование производств, перенос их на новое место с целью снижения вредного воздействия.

8/2 Характеристика Северо-Кавказского региона. В состав СК вклю­че­ны 8 республик (Адыгея, Карачаево, Черкессия, Кабардино-Балкария, Сев. Осе­тия, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Калмыкия), 2 края, (Краснодар-й и Став­ро­пол-й) и 1 обл. (Рост-я). В природном отношении р-н вклю­ча­ет в себя два различных типа тер-ий - равнины бас-­на Дона и Предкавказья и соб­ствен­но К-з., его пред­гор­ную и горную часть. К-зские­. горы относятся к молодым. Внедрение магмы дает кон­цен­трацию руд­ных ископаемых, велики за­па­сы воль­фра­мово-молиб­де­новых руд, давно раз­ра­ба­ты­ва­емые месторождения свинцово-цинковых руд уже истощены. На предкавказском прогибе в осадочных породах находится месторождения неф­ти и газа. На зап. Ростовской обл. на тер-ию района заходит восточное крыло Донецкого бассейна с запасом углей высо­кого кач-ва. Климат р-на скла­ды­ва­ет­ся при воздействии зап. воздушных масс, иду­щих с атлантики и приносящих влагу, и вост. воздушных масс при­но­ся­щих сухой мороз зимой и сухую жару летом. Большая часть равнинной полосы рай­она отно­сится к зоне степей, к востоку они переходят в сухие степи, а ближе к Каспии в полу­пус­ты­ню. Склоны кав-зских гор достигают высоты 2 т. метров и пок­рыты лесами. Общие запасы древесины довольно велики. На черноморском по­бе­реж­ье К-за на узком промежутке между горами и морским побережьем рас­по­ложен един­ствен­ный в Р. р-н субтро­пи­чес­ко­го климата. Следствием уни­каль­ных для Р. кли­ма­тич­. условий является спе­ци­ал­изация района на рекриацион­наль­ном хозяйстве, воз­де­лывание субтро­пи­чес­ких культур, а также табака и ви­но­гра­да (вина мирового класа производятся на винзаводе в поселке Абрау-Дюрсо близ Новорос-ка). Главная специализация хозяйства района - агро­промы­шлен­ное произв-во. Здесь развиты: пр-во ср-в пр-ва, сель­­ское хоз-во, пе­ре­ра­бот­ка с/х про­дук­ции. Насел-е рай­она после его при­со­еди­не­ния к Р. постоянно росло за счет при­то­ка из других тер-ий. После распада СССР зна­че­ние К-за для Р. уси­лилось. Здесь находится един­ствен­ный выход Р. к тепл. морям. Важ­ней­шая задача Р. - мирное разрешение всех этнопо­лити­чес­ких и экономических противоречий между народами северного Кавказа.

.

7/2 Основы развития Европейского Севера.

Европ. Север включает в себя республику Коми, республику Карелия, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую и Кировскую области и Ненецкий автон. окр.. Его территория находится в зонах тундры и тайги. Речные долины концентрировали основную массу населения. Рельеф района представляет собой пологую равнину, слабо наклоненную к Северному Ледовитому океану. Северная часть района находится за полярным кругом. Хозяйственное развитие Севера прошло несколько этапов. С появления здесь русских до середины 16 в. эта территория поставляла в другие районы Московского государства пушнину, рыбу и соль.Торговля России с Западной Европой шла через специально построенный порт в городе Архангельске. С конца 19 в. Архангельск становится крупнейшим портом в России по вывозу леса. До Архангельска достраивается железная дорога.На предвоенные пятилетки лесоэкспортная специализация Европейского Севера еще более усилилась.Послевоенный период ознаменован разработкой разнообразных ископаемых богатств: железная руда,медно-никелевая руда,апатито-нефелиновая руда,каменный уголь,нефть и газ.Другая особенность послевоенного периода- в постепенном переходе к более глубокой переработки древесины-производстве целлюлозы, бумаги, картона.Самая острая на сегодня проблема района - будущее его лесного комплекса.В сельском хозяйстве региона главная задача - снабжение преобладающего населения молочной продукцией. Ещё население района в изобилии снабжено рыбой - здесь вылавливается более 1/3 всего российского улова рыбы и перерабатывается на крупнейшем Мурманском рыбокомбинате.Самые крупные города района - Киров (500 тыс.жит.),     Мурманск (450 тыс.жит.), Архангельск (410 тыс.жит.).

Страницы: 1, 2, 3