рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

География отраслей машиностроительного комплекса РФ рефераты

География отраслей машиностроительного комплекса РФ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра экономической и социальной географии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «ЭКОНОМИЧЕЧКАЯ ГЕОГРАФИЯ» на тему «География отраслей машиностроительного комплекса РФ»

Руководитель Воронин В.В.

САМАРА 2003

СОДЕРЖАНИЕ


|1. |Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и| |
| |особенности его размещения. | |
| | | |
|2. |Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ. | |
| | | |
|3. |Современные проблемы и перспективы развития и размещения | |
| |машиностроительного комплекса. | |
| | | |
| |Приложение | |
| | | |
| |Использованные источники | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |

1. Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ.

Факторы и особенности его размещения

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

* создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

* является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

* обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

* выступает как районообразующий фактор;

* является отражением степени развития производительных сил в регионе;

* дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.
Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий
(средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции.
Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса:
. Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.
. Объемы капитальных вложений, источники финансирования.
. Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.
. Базовый уровень развития науки и техники.
. Пути сообщения и транспортная сеть.
. Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.
. Формы организации производства
. Масштабы, структура и география потребления продукции.
. Транспортабельность сырья и готовой продукции.
. Экологическая обстановка в регионе.

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно- шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда.
Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из- за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Таблица 1.
Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения[1]:
|Фактор размещения |Доля отраслей, размещенных с |
| |учетом данного фактора, % |
|Тяготение к: | |
|Районам с развитой научной базой|42 |
|Районам сосредоточения трудовых |24 |
|ресурсов | |
|Районам потребления продукции |22 |
|Металлургическим базам |12 |

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:

. Уровень развития науки и техники в стране;

. Темпы развития отраслей народного хозяйства;

. Материальный и культурный уровень населения страны;

. Место страны в системе международного разделения труда;

. Уровень специализации и кооперирования.

Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения
|Отрасли |Ресурсы |Районы |
|промышлен-ности и | |потребления |
|производства | |продукции |
| |сырьевые |Топливно-энергет|трудовые | |
| | |ические | | |
|Машиностроение: | | | | |
|Тяжелое |Решающее |Отсутствует |Слабое |Слабое |
|Локомотивостроение |Сильное |Отсутствует |Слабое |Отсутствует |
|Судостроение |Отсутствует|Отсутствует |Слабое |Решающее |
|Автостроение | |Отсутствует |Решающее |Отсутствует |
|Станкостроение |Отсутствует|Отсутствует |Сильное |Сильное |
|Приборостроение | |Отсутствует |Решающее |Отсутствует |
|С/х машиностроение |Слабое |Отсутствует |Слабое |Решающее |
| |Отсутствует| | | |
| |Отсутствует| | | |

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:

. Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

. Использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;

. Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;

. Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование)

. Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

. Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к потребителю; механические – к комплексу факторов;

. Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

. Широкое использование различных форм специализации;

. Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:

|Группа |Принцип размещения |Характеристика |
| |группы | |
|Группа1 |Отрасли, |Подъемно-транспортное, металлургическое, |
| |размещающиеся в |энергетическое машиностроение. Производство |
| |районах |характеризуется небольшими сериями или |
| |металлургических баз|единичными экземплярами. Продукция |
| | |металлоемкая, но малотрудоемкая. |
|Группа2 |Отрасли, |Оборудование для нефтяной, химической |
| |размещающиеся в |промышленности. Строительные, дорожные, |
| |районах потребления |сельскохозяйственные машины. Производство |
| |продукции |характеризуется большими объемами. Продукция |
| | |средней металлоемкости. Транспортабельна |
|Группа3 |Отрасли, |Автомобиле и тракторостроение, дизелестроение, |
| |размещающиеся в |оборудование для легкой, пищевой и |
| |центрах, с наличием |полиграфической промышленности. Производство |
| |квалифицированных |продукции массовое, характеризуется высокой |
| |кадров |трудоемкостью и фондоемкостью. |
|Группа4 |Отрасли, |Радиотехническая и электронная промышленность, |
| |размещающиеся в |приборостроение, некоторые производства |
| |районах высокой |электропромышленности. Для продукции характерна|
| |технической культуры|высокая трудоемкость, малая металлоемкость. |
| |(наличие НИИ, | |
| |экспериментальных | |
| |баз) | |

По формам специализации машиностроительных производств выделяют:

1. отрасли технологической специализации

. производство литья;

. производство кузнечно-прессовых изделий

2. Отрасли подетальной специализации

. Производство запасных частей

. Производство подшипников

. Производство металлических конструкций

3. Производство ремонтных работ

4. Отрасли предметной специализации

. Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

. Производство технологического оборудования для промышленности и строительства.

Специализация в машиностроении способствует:

. Усложнению связей и развитию кооперации;

. Росту объемов производства;

. Пространственному разобщению производства отдельных машин и оборудования, их агрегатов и узлов;

. Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий, роботов;

. Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

. Изменению степени транспортабельности продукции.

Размещение машиностроительных производств осуществляется по определенному типу:

- машиностроение крупных центров;

- машиностроение при металлургических базах;

- машиностроение при обслуживаемой отрасли;

- машиностроение на месте традиционных металлопромышленных уентров;

- машиностроение транспортных узлов.

В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [7]

Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:

- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;

- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;

- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;

- Приближение к металлургическим базам;

Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами.

|Машиностроение |
|тяжелое |общее |среднее |приборостроение |
|Производство: |Включает: |Производство: |Производство: |
|металургического |транспортное |автомашин, |группа отраслей по|
|оборудования, |машиностроение |тракторов, |производству |
|подъемно- |(без |станков, машин и |приборов, точных |
|транспортного, |автостроения), |оборудования |машин, механизмов |
|энергоблоков, |производство |средних габаритов |и инструментов |
|других |технологического |для |Особенности: |
|крупногабаритных и|оборудования для |промышленности, |наименьшая |
|металлоемких |промышленности |сельского |металлоемкость, |
|изделий. |(без легкой и |хозяйства, |наибольшая |
|Особенности: |пищевой) и |транспорта и |трудоемкость. |
|большое |строительства, |строительства |Требует |
|потребление |сельскохозяйственн|Особенности: |квалифицированных |
|металла, |ое машиностроение |малая |кадров. |
|относительно малая|(без |металлоемкость, | |
|трудоемкость и |тракторостроения) |повышенная | |
|использование |Особенности: |трудоемкость, | |
|энергии |средние нормы |значительная | |
| |потребления |энергоемкость | |
| |металла, энергии. | | |
| |Невысокая | | |
| |трудоемкость | | |

Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:

- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;

- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;

- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;

- Приближение к металлургическим базам;

- Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами.

Страницы: 1, 2, 3