География новейшего времени
Своеобразным сочетанием взглядов А.Геттнера,
антропогеографии и «человеческой географии» Видаль де ля Блаша явилась школа
культурного ландшафта Отто Шлютера (1872-1959 гг.). Географию он назвал наукой
о ландшафте, т.е. о пространстве, доступном обозрению. Главным объектом
географических исследований он считал культурный ландшафт, который состоял из
доступных непосредственному восприятию природных и «человеческих» (поселения,
транспортные потоки и т.д.) компонентов. Созидающим фактором в таком ландшафте
был человек, поэтому природа имела второстепенное значение. Как и французский
«пей», культурный ландшафт изучался им в морфологическом плане, без глубокого
анализа.
Близких взглядов на культурный ландшафт придерживался Карл
Зауэр. В центре внимания была морфология ландшафта, представляющая единство
элементов (компонентов) и обладающая своими структурой, функциями и развитием.
Основным принципом изучения культурных ландшафтов был антропоцентрический.
Природа в этом случае существует лишь как окружение человека, как его среда
(milieu). Цели географии состоят в том, чтобы «выбрать из всех признаков те,
которые могут иметь значение для человека, добывающего себе средства к жизни на
данной территории» (Sauer, 1924, с.26). Иначе говоря, эта позиция теории
поссибилизма. Природа территории рассматривалась здесь как пассивное начало,
культура - как активные агент, а культурный ландшафт - как результат. Иначе
говоря, «конструкция ландшафта включает (1) черты природной территории и (2)
формы, наложенные на физический ландшафт деятельностью человека, культурный
ландшафт» (1927, с.186).
Общее землеведение, как общая теория физической географии
у зарубежных географов не существовало. Лишь З.Пассарге разрабатывал учение о
природном ландшафте. Он считал, что ландшафтоведение представляет «ствол
географического дерева», физическое землеведение - его «корни», а страноведение
- крону (Passarge, 1929, с.2). Человек, по его мнению, не является частью
ландшафта, хотя различные проявления его деятельности могут присутствовать
(поля, луга, села и т.д.). В зависимости от степени человеческого воздействия
ландшафты подразделяются на естественные, «расхищенные» и «культурные».
Ландшафты объединяются в ландшафтные области, блоки и зоны. Структуру ландшафта
определяет набор морфологических составляющих. Именно эти составляющие могут
быть твердо установлены. Что же касается самого ландшафта и более крупных «ландшафтных
пространств», то их выделение решается субъективно.
Основной формой географических обобщений у зарубежных
географов оставались страноведческие работы, очень разнообразные по объему,
содержанию и научным достоинствам. Это работы А.Пенка, Н.Кребса, фундаментальная
15-томная сводка по региональной географии мира (Geographie universelle),
изданная во Франции. Тенденция к разделению страноведения на «физическое»
(преимущественно с геоморфологическим уклоном) и «экономическое» наметилось в
работах, посвященных регионам Франции. В эти же годы публикуются результаты
исследований В.Кристаллера. В работе «Центральные места южной Германии» (1935),
он на несколько десятков лет опередил подходы будущей теоретической географии.
Географы СССР наиболее успешно разрабатывали вопросы
физической географии. В связи с переустройством политико-административного
деления страны и образованием экономических районов возрастает интерес к
районированию. Территориальные исследования, которые имели своей целью
детальное изучение природных условий и естественных ресурсов, привели к
выделению в качестве объекта исследования географического комплекса, созданию
методик ландшафтных исследований и ландшафтных карт (С.С.Неуструев,
Б.Б.Полынов, Р.И.Аболин, С.В.Калесник и др.). Л.С.Берг продолжал разрабатывать
учение о ландшафтных зонах. В.Л.Комаров предложил различать на каждом материке
кроме широтных зон меридиональные сектора. Л.Г.Раменский положил начало
изучению морфологии ландшафтов. А.А.Григорьев ставит вопрос о предмете и
задачах физической географии.
Если А.А.Григорьев охватил объект географии как единую
целостность, то Л.С.Берг в своей исследовательской тактике шел от изучения
мелких природных целостностей (ландшафтов) ко все более крупным. Он выявил
объект одного из основных разделов естественной географии - ландшафтоведения. В
качестве нового объекта изучения В.И.Вернадский вводит понятие биосферы, как
области взаимодействия косных и живых составляющих под влиянием роли живого
вещества, биохимической миграции вещества и динамики биоохимических процессов.
Однако законченного учения о биосфере Вернадский не успел создать, поэтому в
настоящее время сложилось несколько точек зрения на сущность биосферы. Одни
понимают ее как совокупность всех живых организмов на Земле
(субстратно-биологическая трактовка). Географы используют термин «биосфера» для
обозначения одной из геосфер, входящих в состав географической оболочки
(пространственно-субстратная трактовка). Третьи подчеркивают особую роль жизни,
поэтому возникновение биосферы считается важным этапом планетарной эволюции
Земли, подготовившей формирование антропосферы и ноосферы. Это
эволюционно-субстратно-пространственная трактовка. Она предпочтительна и стала
общенаучной (Охрана ландшафтов, 1982).
Идет становление экономической географии. Ее основателем в
России был В.Э.Дена, заведующий первой кафедрой экономической географии. Школа
профессора Дена носила отраслевое и статистическое направление. Основные
методологические положения базировались на признании экономической географии
экономической наукой, опирающейся на статистическую информацию. Однако уже в
20-е годы «деновская» школа отраслевой географии подвергается критике
Н.Н.Баранским и его сторонниками, которые считали, что основным предметом
изучения является экономический район. В основе этих идей лежали планы ГОЭЛРО,
предполагавшие равномерное размещение промышленности на основе использования
местных ресурсов, и положение о «районах Госплана», где было выработано
представление о районе как территориальном комплексе со специализацией в масштабе
страны.
Существенное влияние на развитие экономической географии в
первые годы советской власти оказали экономисты-аграрники (А.В.Чаянов,
Н.П.Макаров, А.А.Рыбников), а также учебник Н.Н.Баранского «Экономическая
география СССР. Обзор по областям Госплана» (1926). Интересную работу по
размещению промышленности выпускает В.В.Покшишевский. В 1934г. в составе
Географического общества СССР был создан отдел экономической географии. Однако
победа «районного направления» вызвала деэкономизацию экономгеографии и рост
макротехнологических направлений. Об этом свидетельствует понятийный аппарат
этих направлений: камбинаты, промузлы, производственно-технологические связи,
территориально-производственные комплексы, энерго-производственные и ресурсные
циклы и др. Идеологом такой экономической географии становится инженер
Н.Н.Колосовский. Однако в ней не отражались сферы потребления и проблемы
стоимости. Она была технологичной, но «бесчеловечной».
На эти же годы, по мнению В.С.Преображенского и
Т.Д.Александровой (1994), приходится расцвет идеологизированных дискуссий,
началом которых в 20-е годы послужила так называемая борьба с деновщиной. В
1932г. Ленинградский экономический НИИ ЛГУ выпускает сборник «На
методологическом фронте географии и экономической географии». Основная критика
авторов сборника была направлена против «геттнеровской школы» и ее
последователей в СССР - Н.Н.Баранского, Л.С.Берга, Л.Д.Синицкого,
В.П.Семенова-Тян-Шанского и др. Их обвиняли в том, что «протаскивалась
буржуазная неокантианская методология». Научная полемика здесь подменялась
навешиванием ярлыков: «механицизм», «идеализм», «вредители» с одной стороны, и
«леваки» - с другой.
«Идеологическая борьба» привела к весьма печальным
последствиям в советской географии:
— длительному
«разводу» физической и экономической географии, отказу от обсуждения их общих
основ. После длительных дискуссий к 1954г. физическая и экономическая географии
окончательно были разделены на две самостоятельные науки. Даже преподавание
географии в школах и вузах страны дифференцируется на физическую и
экономическую;
— к потере
«проблемы геопространства», замедлевшей развитие отечественной теоретической
географии;
— к исключению
из географии «человека», полному разрыву с демографией и этнографией.
Продолжали формироваться национальные школы. В США
известна школа Р.Хартшорна, который был последователем А.Геттнера и развивал
идеи хорологической концепции. По его мнению география призвана описывать
множество индивидуальных местностей, выявляя их особенности, уникальность.
В Германии З.Пассарге развивал общеземлеведческие идеи
К.Риттера и основное внимание уделял природному ландшафту. Им были опубликованы
«Основы ландшафтоведения» (1920), «Описание ландшафта» (1929), «Проблемы
культурно-географических пространств» (1933).
Российская школа географов продолжала традиции своих
предшественников. Ландшафтно-морфологическая школа Л.С.Берга (1876-1950 гг.)
развивала идеи В.В.Докучаева. Заведуя кафедрой ЛГУ, Л.С.Берг заложил
теоретические основы современного ландшафтоведения, выделил и описал
географические зоны СССР, формулируя метод выделения ландшафтов по экзогенным
формам рельефа. В последствии эти положения были дополнены учетом климатических
условий и особенностей биоценозов. Ландшафт у него был объектом изучения, а его
территориальное размещение - предметом. В последствии его идеи о ландшафте
получили развитие в трудах Н.А.Солнцева и Н.А.Гвоздецкого (Московский
университет), С.В.Калесника и А.Г.Исаченко (Ленинградский университет),
К.И.Геренчука (Львовский университет).
Научная школа Б.Б.Полынова (1877-1952 гг.) сформировала
новое направление - геохимию ландшафтов. Полынов предложил метод сопряженного
анализа миграции химических элементов в основных местоположениях (элементарных
ландшафтах). Им был опубликован классический труд «Коры выветривания» (1934).
Его последователями были А.А.Перельман и М.А.Глазовская (МГУ). В настоящее
время методы геохимических исследований ландшафта нашли применение в изучении
загрязнения окружающей среды.
Ландшафтно-геофизическую школу А.А.Григорьева (1883-1968
гг.) иначе называют академической. Он был первым директором Института географии
АН СССР. Его основная заслуга в разработке важнейших узловых вопросов теории
физической географии. Сначала он дает понятие географической оболочки и
называет ее в качестве предмета изучения. Затем обосновывает представление о
физико-географическом процессе (развитии, динамике, интенсивности), который
исследуется через баланс вещества и энергии методом ведущего фактора. Позже он
раскрывает структуру географической оболочки. Совместно с М.И. Будыко
формулирует периодический закон зональности. Ландшафты он понимал как «внешнее
выражение» структуры физико-географического процесса, протекающего в
географической оболочке. С его именем связано изучение механизма широтной и
гидротермической зональности, разработка системы таксономических единиц
физико-географического районирования с использованием метода ведущего фактора.
Экономико-географическая школа Баранского-Колосовского
изучала территориальные системы, экономические районы СССР, промышленные узлы и
сельскохозяйственные районы, системы расселения. Для их школы характерен был
исторический и пространственный аспект исследования, изучение связей, которые
опирались на картографический и картометрический методы изучения
территориальных систем. Наиболее колоритной фигурой был Н.Н.Баранский
(1881-1963). Его работы собраны в двух книгах: «Экономическая география.
Экономическая картография» (1960) и «Экономическая география в средней школе.
Экономическая география в высшей школе» (1957). Результатом работы Баранского с
учителями стала книга «Методика преподавания экономической географии» (1960). В
1946г. он основал известную серию научных сборников «Вопросы географии», а
также журнал «География в школе». Последователями школы Баранского-Колосовского
были И.А.Витвер, А.А.Минц, И.М.Маергойз и др.
Не могла не сказаться на географических работах, их
содержании и методологической направленности вторая мировая война, в ходе
которой «произошло утверждение географии как нужной в XX веке науки»
(Преображенский и др., 1997). Перевод географии на военные рельсы охватил все
воюющие страны.
Германия, страна-агрессор, уже к началу войны имела
штатную военно-географическую службу. Была создана IV группа отделения военных
карт и измерений командования сухопутных войск (Mil-Geo), а также
военно-воздушных (Luft-Geo) и военно-морских (Mar-Geo) сил. К сожалению,
немецкие географы внесли немалую лепту в формирование и «научное обоснование»
нацистской идеологии (Тролл, Джеймс, Мартин и др.).
У стран-союзников по антигитлеровской коалиции
совершенствовались службы по военно-географическому обеспечению вооруженных
сил. Особенно большое внимание уделялось созданию специализированных карт, так
как действие авиации, танковых и механизированных соединений зависело не только
от передаваемых топокартами инвариантных свойств ландшафта (форм рельефа,
характера почв), но и сезонных изменений (распутица, снежный и ледяной покров, состояние
растительности и т.д.), влияющих на проходимость, взлетно-посадочные,
маскировочные условия. Отмечался значительный рост запросов на комплексную
географическую информацию. Для создания комплексных документов (карт, справок,
страноведческих описаний) создавались специальные бригады, включавшие не только
топографов и страноведов, но и географов-естествоиспытателей.
Не прекращались работы и общетеоретического характера.
В.И.Вернадский пишет «Несколько слов о ноосфере» (1944), А.А.Григорьев работает
над «Субарктикой» (1946), И.П.Герасимов создает программу почвенной карты,
М.И.Львович «Элементы водного баланса рек Земного шара» (1945), Г.Д.Рихтер
«Снежный покров, его формирование и свойства» (1945) и др. Печатается большое
число учебников для вузов: С.П.Суслов «Физическая география СССР» (1947),
С.В.Калесник «Основы общего землеведения» (1947), Л.С.Берг «Географические зоны
Советского Союза» (1947) и «Климат и жизнь» (1947) и др. «Географгиз»
переиздает труды выдающихся русских путешественников и мореплавателей. Под
руководством А.А.Григорьева и Г.И.Рихтера начинается выпуск научно-популярной
серии «Природа СССР» (1946).
Регулярно проходят международные географические конгрессы:
XIII в Париже в 1931г., XIV в Варшаве в 1934г., XV в Амстердаме в 1938 г. Их приметами было небольшое число представленных стран (в основном европейских) и возросшее
количество докладов. Советские географы на этих конгрессах были представлены
небольшим числом участников.
Расширяется система высшего географического образования. В
США открывается высшая школа географии при университете Кларка. Во Франции с
20-х годов подготовку географов осуществляет 16 университетов, в Великобритании
- 10.
В СССР в 1936г. организуется Институт географии Академии
Наук СССР, а в 1938г. географический факультет МГУ. Подготовка географов
продолжается и в других университетах.
Выводы
— В области
предметной направленности развития географии внимание сосредотачивается не
только на пространственной морфологии (страны, зоны, районы) и внешних
факторах, обуславливающих их пространственную неоднородность, но и на
рассмотрении процессов в этой морфологической неоднородности и изменении их во
времени. Ведущей установкой этой эпохи становится пространственно-комплексная
установка, связанная с подходом к изучению объектов земной реальности как
комплексов, у которых важнейшими свойствами являются взаимосвязи и отношения
между элементами. Эта установка определила формирование представлений об
общегеографических объектах: учение о географической оболочке, о
природно-территориальном и территориально-производственном комплексах, об
экономическом районе, пейе.
— В изменении
вектора развития приоритетов зарубежной и советской географии. Зарубежные
географы рассматривали проблемы общества и природы как общую часть
пространственных отношений, центром которых был человек, его активная
деятельность и среда жизни. Поэтому теоретической базой таких отношений был
поссибилизм, а ведущими законами - социально-экономические. В противовес
природоведческой географии начинает быстро развиваться социальная география. В
советской же школе ведущим направлением остается природоведческая география, в
значительной степени связанная с запросами производства на ресурсообеспечение.
В общественной географии преобладала экономическая (хозяйственная) география,
связанная с освоением малообжитых территорий.
— Изменяются
приоритеты прикладных исследований. Пространственно-комплексная концепция
сыграла роль в решении пространственно-морфологических задач - природной и
сельскохозяйственной зональности, экономическом районировании, а также в оценке
природных условий освоения слабо обжитых территорий и территориальной организации
производства, размещении предприятий, территориально-производственных
комплексов.
— Отмечались
тенденции идеологизации географических работ. С одной стороны, они влияли на
развитие ошибочных методологических позиций и «националистических мотивов».
Ярко это проявилось в предвоенной Германии и связано было с идеей
«национального ландшафта» (культурные ландшафты Германии формируют особый
«немецкий дух»), «жизненного пространства», праве господства арийской расы над
другими. Этот круг идей фактически взлелеял геополитику и предопределил во
многом развязывание второй мировой войны. С другой стороны, идеологизация
географии способствовала разделению ее на два лагеря - социалистический и
капиталистический (буржуазный), что сказалось на торможении идей теоретической
географии. Особенно в школе советских географов. Идеологизация общественной
жизни способствовала разделению географии на систему природоведческих
(физическая география) и общественных (экономическая география) наук, которым
были присущи свои законы развития.
— Идет
процесс становления географии как сферы особой профессиональной деятельности,
когда в экспедиционных работах активное участие уже принимали
профессионалы-географы, а не представители естественных наук. Организаторами
экспедиционных работ часто выступали специализированные
научно-исследовательские институты (Институт географии АН СССР, Институт
британских географов). Одновременно шло становление и массовой профессии, связанной
с ростом числа кафедр географии, факультетов и специализированных ВУЗов,
отраслевых курсов, изданием специализированных учебных пособий для высшей и
средней школы. В СССР была введена защита докторской диссертации.
— Продолжался
процесс формирования национальных школ: Р.Хартшортна, Л.С.Берга, Б.Б.Полынова,
А.А.Григорьева и др., а также интернационализации географии. Проводились
международные географические конгрессы, состоялся первый международный полярный
год, был организован Международный географический союз, издавались переводные
публикации, происходил обмен профессурой разных стран.
Страницы: 1, 2
|
|