География Астраханской области
Сильнейшее
экономическое неравенство приводит к огромным диспропорциям в налоговом
потенциале и доходах муниципальных бюджетов. Половину всех налоговых сборов
области в 2000 г. давал газоконденсатный комплекс, расположенный в
Красноярском районе. Из них в местном бюджете района оставалось только 7%,
треть поступала в областной бюджет и более 60% – в федеральный. Более трети
налоговых поступлений области давала Астрахань, из которых она оставляла себе
только 40% и отправляла в федеральный бюджет 48%. Остальные 15% налоговых
поступлений приходилось на все остальные города и районы. Объем дотаций из
федерального бюджета в 4 раза уступал налогам и сборам, полученным федеральным
бюджетом только от газоконденсатного завода, и составил в 2000 г. 646 млн.
руб., из них 120 млн. ушло в ЗАТО Знаменск.
Таблица 8.
Формирование доходов бюджетов городов и районов Астраханской области в 2000 г.
Города
и районы
|
Налоги
и сборы, поступившие в бюджеты
|
Доходы
|
всех
уровней млн. руб.
|
местные
бюджеты, %
|
областной
бюджет, %
|
федеральный
бюджет, %
|
всего,
млн. руб.
|
на
одного жителя, руб.
|
Астрахань
|
2493
|
40
|
12
|
48
|
1140
|
2370
|
Знаменск
|
40
|
66
|
0
|
34
|
147
|
4029
|
Ахтубинский
|
209
|
55
|
12
|
33
|
169
|
2038
|
Володарский
|
37
|
48
|
9
|
43
|
75
|
1524
|
Енотаевский
|
49
|
57
|
13
|
29
|
70
|
2294
|
Икрянинский
|
117
|
43
|
8
|
48
|
106
|
2079
|
Камызякский
|
65
|
48
|
9
|
43
|
95
|
1861
|
Красноярский
|
3683
|
7
|
32
|
61
|
244
|
5226
|
Лиманский
|
52
|
64
|
13
|
23
|
74
|
2071
|
Наримановский
|
130
|
55
|
11
|
35
|
112
|
2493
|
Приволжский
|
73
|
47
|
10
|
43
|
75
|
1836
|
Харабалинский
|
61
|
45
|
10
|
45
|
82
|
1916
|
Черноярский
|
18
|
63
|
11
|
26
|
66
|
3034
|
Итого
|
7027
|
24
|
22
|
33
|
2457
|
2418
|
Всего
консолидированный бюджет области
|
|
24
|
22
|
54
|
3914
|
3853
|
Несмотря
на значительные дотации слаборазвитым и депрессивным сельским районам,
неравенство в душевых бюджетных доходах муниципалитетов оставалось 4-кратным.
Красноярский район имеет самые высокие совокупные бюджетные доходы на одного
жителя, что видно и по бурному строительству в райцентре, и по капитальному
ремонту районной администрации, и по состоянию дорог, и по многим другим
приметам социальной жизни. На 2-м месте в области – военный комплекс и город
Знаменск, целиком живущие на федеральные средства. А самые бедные – восточные
заволжские районы от Володарского (бюджетные доходы на одного жителя в 3,5 раза
меньше, чем в Красноярском районе) до Ахтубинского. Даже в областном центре
бюджетные доходы не превышают среднеобластной уровень и в 2 раза ниже, чем в
Красноярском районе.
За
последние годы увеличилась концентрация бюджетных ресурсов на областном уровне,
доля областного бюджета в доходах консолидированного бюджета выросла с 33% в
2000 г. до 55% в 2003 г. Увеличились и объемы перераспределения
бюджетных средств муниципалитетам. Областные власти пытаются добиться более
существенного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов в условиях
поляризованного экономического развития области.
Коэффициент
специализации Астраханской области по энергетике равен:
К = П/Н,
Где П – доля
энергетического производства в общей структуре Астраханской области, Н – доля
населения Астраханской области в РФ.
Н = 1015800/142
900 000 = 0,0071
Пэ/э = Объем
выработки эл. энергии в Астраханской Области/ Объем выработки Эл. энергии в РФ
(в%) = 70% /7,6% =9,21% или 0,0921
К = 0,0921/0,0536
= 1,71>1, следовательно, электроэнергетику следует считать отраслью
специализации.
Химическая
промышленность определяет научно-технический прогресс территории. Поэтому
необходимо проанализировать условия размещения предприятий на территории
Приморского Края. Степень значимости факторов определяется балльной оценкой: 4
балла – решающая, 3 балла – большая, 2 балла – малая, 1 балл – незначительная.
Факторы,
оказывающие влияние на размещение предприятий химической промышленности,
приведены в табл. 9.
Таблица 9. Факторы,
влияющие на размещение предприятий
Отрасли химической промышленности
|
Факторы
|
Сырьевой
|
Топливно-энергетический
|
Водный
|
Трудовые ресурсы
|
Потребитель
|
Охрана природы
|
∑
|
Горно-химическая
|
4
|
4
|
4
|
1
|
1
|
1
|
15
|
Производство минеральных удобрений
|
4
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
12
|
Производство серной кислоты
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6
|
Основной органический синтез
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
10
|
Производство пластмасс, синтетических смол,
синтетического каучука
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
10
|
Производство хим. волокон
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
11
|
Переработка полимерных материалов
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
11
|
∑
|
11
|
12
|
11
|
11
|
7
|
9
|
|
Ппищ= 12,04/15,4
= 0,78
К спец =0,0078/0,0536=
0,14
К спец < 1,
следовательно, агропромышленный комплекс не является отраслью специализации.
В
Астраханской области функционируют 1640 предприятий промышленности различных
форм собственности. Ведущие позиции занимают предприятия
топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, пищевой
промышленности и промышленности строительных материалов. Важное место отводится
также химической и нефтехимической, легкой, деревообрабатывающей и стекольной
отраслям.
Среди
отраслей промышленности наиболее высокими темпами на протяжении последних лет
развивается топливно-энергетический комплекс региона, доля которого в общем
объеме промышленного производства из года в год увеличивается, и в 2002 г.
она составила свыше 70%. Электроэнергетика в Астраханской области представлена,
главным образом, ОАО «Астраханьэнерго», удельный вес которого в отрасли
составляет около 80%. Предприятия энергосистемы покрывают 86% общей потребности
области.
Машиностроительный
комплекс включает в себя предприятия машиностроения и металлообработки,
судостроения и судоремонта. Его доля в объеме промышленного производства
региона составляет свыше 9,0%.
В
Астраханской области действуют 15 судостроительно-судоремонтных заводов,
способных строить суда любого класса и вести ремонт судов весом до 6000 тонн с
поднятием их в док или на слип. Предприятиями отрасли выпускаются суда разных
классов: сухогрузные, танкеры, контейнеровозы, мотоботы, рыбодобывающие,
рефрижераторы, плавзаводы, самоходные суда типа «река-море», плавучие буровые
платформы, несамоходные баржи, крановые суда большой грузоподъемности.
В
промышленности строительных материалов функционирует свыше 50 предприятий,
специализирующихся на производстве высокотехнологичной строительной продукции.
В связи с ростом жилищного строительства в Астраханской области спрос на их
продукцию в последние годы постоянно растет. Увеличивается производство
строительного кирпича, гипса, камня гипсового, панелей и конструкций для
крупнопанельного домостроения, заполнителей пористых.
Крупнейшим
представителем химической промышленности области является ОАО «Астраханское
стекловолокно», которое является основным производителем уникальных
электроизоляционных стеклотканей, штапелированной стеклопряжи
электротехнического назначения и других видов продукции.
Пищевая
промышленность – вторая по значимости (после топливной) отрасль в промышленном
комплексе региона, на ее долю приходится 12,04% производства. Основными
подотраслями пищевой промышленности являются: рыбная (40,0% от пищевой),
соляная, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, плодоовощная, ликеро-водочная.
Своим
благосостоянием Астраханская область во многом обязана рыбным ресурсам. В
Каспийском море сосредоточено до 70% осетровых, из которых 40% приходится на
долю этого региона. На территории области функционируют 185 предприятий по
добыче и переработке рыбы, которые выпускают охлажденную, мороженную, соленую,
копчено-вяленую продукцию, консервы разных видов, полуфабрикаты, кормовую муку.
Наиболее известными предприятиями отрасли являются ОАО «Каспрыбхолодфлот»,
АООТ «Астраханский рыбокомбинат», АО «Русская икра».
Особое
внимание уделяется воспроизводству и сохранению биоресурсов Каспийского моря.
Астраханская область на сегодняшний день является практически единственным
регионом на Каспии, занимающимся воспроизводством осетровых; здесь же
сосредоточены научные силы, занимающиеся данной проблематикой. На 6 рыболовных
заводах выращивается белуга, осетр и севрюга в количестве более 50–55 млн. штук
ежегодно. Одной из наиболее значимых новаций последних лет является внедрение
технологии товарного осетроводства, позволяющего выращивать рыбу до
половозрелого возраста, получая при этом и икру, и осетрину. Научно-производственным
центром по товарному осетроводству «БИОС» отработана перспективная технология
выращивания товарной осетровой рыбы в прудах малой площади. Научными
учреждениями рыбохозяйственной отрасли ФГУП «КаспНИРХ», НПЦО «БИОС» разработан
проект Концепции развития товарного осетроводства в Астраханской области.
Благоприятные
природно-климатические условия, наличие богатых водных ресурсов определили
Астраханскую область как зону производства теплолюбивых овощебахчевых культур и
риса. Занятые под овощные культуры площади являются крупнейшими в Поволжье.
Астраханские овощные и бахчевые культуры отличаются высокими вкусовыми
качествами.
В последние годы улучшилась ситуация в животноводческой отрасли. Рост
производства мяса и молока обеспечен за счет увеличения производства в личных
хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Область располагает
уникальным генетическим потенциалом овец тонкорунной, каракульской,
мясошерстной и эдильбаевской пород, обеспечивающих большие возможности по
производству шерсти. В табунном коневодстве и верблюдоводстве большое внимание
уделяется повышению породных качеств поголовья лошадей и верблюдов.
В области
внедряются нетрадиционные сельхозкультуры: хлопчатник и сахарная свекла. В
последние годы перспективной культурой для области стал картофель.
5. Транспортный комплекс территории
Астраханская
область в силу своего географического положения является стратегически важным
транспортным узлом, занимая ключевую позицию на самых коротких, экономически
выгодных евро-азиатских транспортных маршрутах. Транспортную сеть области
составляют 567 км железнодорожных путей, 3806 км автомобильных дорог,
1120 км внутренних судоходных путей.
В последние
годы Астраханский транспортный узел переживает бурное развитие как крупный
центр товарообмена между Европой и Азией. Объем перевалки грузов вырос по
сравнению с 1996 годом более чем в 2 раза.
Одним из
основных объектов инфраструктуры российского участка коридора «Север-Юг» является
новый строящийся морской торговый порт Оля Астраханской области. Порт Оля
находится на 60 км Волго-Каспийского канала (на 100 км ниже г. Астрахани),
имеет сухогрузный причал длиной 180 м и автопаромный комплекс (длина
причальной стенки 130 м), оснащенный для приема судов типа «Ро-Ро»,
работающих на грузопассажирской линии «Каспиан Тракер Лайн» на порты
Туркменбаши (Туркменистан) и Анзали (Иран). Порт оснащен 4 кранами
грузоподъемностью 20–25 тонн. Глубина у причалов 5,2 м. Мощность
переработки действующих причалов 540 тыс. тонн в год. 3 июня 1997 г.
введена в эксплуатацию I очередь пионерного причала порта. Мощность переработки
около 400 тыс. тонн в год. В 1996 г. к порту подведена автомобильная
дорога протяженностью 5,4 км. В настоящее время ведется строительство
мощного контейнерного терминала. В июле 2001 г. принят рабочей комиссией
второй этап II очереди пионерного причала порта с комплексом зданий и
сооружений пункта пропуска через государственную границу РФ и накопительной
площадкой.
В
Астраханской области работают 62 компании, осуществляющие деятельность,
связанную с перевозками грузов водным транспортом, в числе которых 11
стивидорных компаний, 12 компаний, занимающихся перевозкой грузов, и 34
транспортно-экспедиторских. Область имеет в наличии сформированную
инфраструктуру для мореплавания.
Астраханское
отделение Приволжской железной дороги является важным звеном единой системы
России, осуществляющей местные и транзитные грузовые и пассажирские перевозки в
разных направлениях.
Значительный
интерес для Астраханской области представляет деятельность Каспийского
трубопроводного консорциума (КТК-Р). Уже в 2002 г. по трассе
магистрального нефтепровода Тенгиз – Новороссийск было перекачено 25 млн. тонн
нефти. Трубопроводная система КТК-Р проходит на протяжении 222 км по
территории 5 районов области. Трубопровод будет способствовать развитию
существующих на территории области нефтяных месторождений, вследствие
возможности поставки по нему добываемой нефти. В перспективе мощность
трубопровода будет доведена до 67 млн. тонн в год.
Общая
протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 4771,5 км,
в том числе, 3806 км автомобильных дорог общего пользования.
Астраханский
аэропорт из-за удобного географического положения используется авиакомпаниями
России и других стран как промежуточный при выполнении рейсов и имеет статус
международного. Обслуживание транзитных авиарейсов составляет около 50% от
всего объема работы аэропорта. Повышению привлекательности взаимодействия с
Астраханским аэропортом способствует оборудование в нем и открытие
международного сектора, что позволило связать Астрахань со многими зарубежными
странами.
Таким
образом, видно, что наиболее важным видом транспорта Области в составе
транспортного комплекса является автомобильный.
6. Экологические проблемы территории
Последствия
экологических проблем для общества могут быть условно разделены на две
категории – прямые и косвенные. Прямые последствия выражаются, например, в
потере биологических ресурсов (промысловых видов и их кормовых объектов) и
могут быть представлены в денежном выражении. Так, могут быть подсчитаны потери
стран прикаспийского региона от неуклонного сокращения запасов осетровых,
выраженные в сокращении продаж. Сюда также должны быть отнесены затраты по
компенсации нанесенного ущерба (например, на строительство рыбоводных
мощностей).
Косвенные
последствия являются выражением потери экосистемами способности к самоочищению,
утрате их равновесия и постепенном переходе в новое состояние. Для общества это
проявляется в утрате эстетической ценности ландшафтов, создании менее
комфортных условий существования населения и т.д. Кроме того, дальнейшая
цепочка потерь приводит, как правило, опять к прямым экономическим потерям
(туристический сектор и пр.).
За последние
десятилетия вследствие высоких антропогенных нагрузок, вызванных нарушением
природоохранных требований, экосистема Каспийского моря претерпела серьезные
изменения, выраженные в снижении его рыбохозяйственного потенциала. Более того,
на Северном Каспии и в дельте Волги сложилась кризисная экологическая ситуация.
Продолжаются процессы заболачивания и зарастания кустарниковой растительностью
поймы и дельты Волги, что является одним из факторов нарастания процесса
сбитости сельхозугодий. Наиболее тяжелой и социально опасной проблемой для
населения Северного Прикаспия остается нарастание процессов опустынивания. В
Астраханской области эти процессы наиболее ярко выражены в Харабалинском,
Наримановском, Красноярском, Енотаевском и Лиманском районах. Из 2,6 млн. га
пастбищ ветровой эрозией охвачено 76,9%. На состояние экологической обстановки
в области основное влияние оказывают следующие факторы: изменение уровня моря;
зарегулирование и загрязнение стока Волги; Аксарайское газоконденсатное
месторождение – возможность крупных аварийных ситуаций (в том числе в результате
диверсий) с выбросом высоко токсичных газов, выбросы в атмосферу АГПЗ,
подтопление территории АГПЗ и проблема очистки сточных вод, загрязнение
территории промысла и завода (в том числе радиоактивное – «Вега»);
строительство нефте- и газопроводов и их водных переходов; военно-хозяйственная
деятельность; браконьерство на Волге и Каспии (в том числе государственное).
Описывая
проблемы Астраханской области невозможно обойти вниманием экологическое
состояние Каспия, с которым область связана неразрывно.
Кратко
проблемы крупнейшего по площади озера-моря можно обозначить следующим образом:
Загрязнение
вод, дна и побережья. Главным загрязнителем, безусловно, является нефть.
История нефтяного освоения Каспия одновременно является историей его
загрязнения, и каждый из трех «нефтяных бумов» внес свою лепту. Технология
добычи усовершенствовалась, но положительный эффект в виде снижения удельного
загрязнения сводился на нет увеличением количества добываемой нефти. Пока не
ощущается ожидаемого снижения выбросов в связи с внедрением западными
транснациональными корпорациями современных технологий.
Болезни
обитателей моря: миопатия осетровых, массовая гибель кильки весной и летом 2001
(хотя совершенно очевидно, что причиной массовой гибели кильки было не
заболевание, а банальный недостаток питания, в официальных заключениях
фигурирует «пониженный иммунитет в результате «кумулятивного политоксикоза»»),
чума плотоядных каспийского тюленя.
Проникновение
чужеродных организмов. После открытия Волго-Донского канала в Волгу и Каспий
хлынул поток вселенцев из Дона, Черного и Азовского морей. Вместе с тем угроза
проникновения чужеродных видов до недавнего прошлого не считалась серьезной.
Наоборот, Каспийское море использовалось в качестве полигона для вселения новых
видов, предназначенных для увеличения рыбопродуктивности бассейна.
Перелов и
браконьерство, немыслимые по своим масштабам.
Зарегулирование
речного стока. Изменение естественных биогеохимических циклов Массированное
гидростроительство на Волге (а затем на Куре и других реках) начиная с 30-х гг.
ХХ века лишило осетровых Каспия большей части их естественных нерестилищ (для
белуги – 100%).
Эвтрофикация.
Высокий уровень загрязнения моря и впадающих в него рек уже давно вызывает
опасения формирования бескислородных зон в Каспии, особенно для районов южнее
Туркменского залива, хотя эта проблема не числилась в наиболее приоритетных.
Между тем, существенное нарушение баланса синтеза и распада органического
вещества в результате внедрения гребневика мнемиопсиса может привести к серьезным
и даже катастрофическим изменениям. Поскольку мнемиопсис не несет угрозы
фотосинтетической деятельности одноклеточных водорослей, но влияет на
деструктивную часть цикла (зоопланктон-рыбы-бентос), отмирающее органическое
вещество будет накапливаться, вызывая сероводородное заражение придонных слоев
воды. Данные о наличии сероводорода в придонных горизонтах каспийских вод
появились в печати уже в 2001 году.
Население в
результате своей жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду.
Для определения такого воздействия необходимо:
1. Рассчитать
среднюю экологическую плотность населения путем корректировки численности
городского населения на коэффициенты концентрации загрязнения.
2. Выявить
средний уровень воздействия (УВ) городских поселений на природную среду. УВ
определяется по формуле:
УВ = ЭПср
/ БКП
Где ЭПср
– средняя экологическая плотность населения;
БКП –
биоклиматический потенциал, характеризующий влияние природных условий на
биологическую сущность, равен 0,93.
Астрахань:
ЭПср =
504,5* 1,9= 25,4
УВ = ЭПср
/ БКП = 25,4*0,93 = 23,62
Заключение
Астраханская
область расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и занимает
территорию в 44 тыс. кв. км. Область является приграничным регионом: общая
протяженность сухопутной границы составляет 1810,2 км, в том числе
протяженность морской береговой линии – 298 км.
Природные
ресурсы области разнообразны, прежде всего, они представлены нефтью и природным
газом. Другие полезные ископаемые – известняк, мергель, строительные пески и
глины, соль. Волга и Каспийское море – крупные районы промысла осетровых и
частиковых рыб. Наиболее известны месторождения осадочной соли в оз. Баскунчак
(обеспечивает около 1/4 потребности России в высококачественной соли).
Главная река –
Волга (с Ахтубой). В устье Волга разделяется на множество рукавов, наиболее
крупные – Бахтемир, Болда, Бузан.
Основные
отрасли промышленности Астраханской области: пищевая (рыбная, мясная, молочная,
соляная) и лёгкая (трикотажная, швейная, кожевенно-обувная, меховая). Развиты
машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность.
Машиностроительная отрасль специализирована в основном на судостроении и
судоремонте, которые обслуживают рыбную промышленность, а также производстве
металлорежущих станков, компрессоров и различных приборов и оборудования.
Главные
промышленные центры: Астрахань, Ахтубинск, Нариманов, посёлки Аксарайский и
Красные Баррикады.
В
Астраханской области выращиваются зерновые и бахчевые культуры. Развито
мясо-шёрстное овцеводство и мясо-молочное скотоводство.
Численность
населения области Астраханской области 1015,8 тыс. человек. Доля городского
населения – 66,2%, сельского – 33,8%. В области проживает 0,7% всего
трудоспособного населения страны.
Транспортная
обеспеченность Астраханской области в целом хорошая. Протяженность железных
дорог – свыше 600 км, автодорог – 3 тыс. км, водных путей – до 1,5 тыс.
км. Есть выходы на Среднее Поволжье, Кавказ, Южный Урал. Эти районы соединены с
областью также и автомагистралями. Волга дает выход области к бассейнам
Азовского, Черного и Балтийского морей. Развит трубопроводный транспорт.
Авиалинии соединяют Астрахань с крупнейшими городами России.
Расположение
Астраханской области на перекрестке торговых путей создало в регионе хорошо
развитую транспортную инфраструктуру. Астраханская область является
стратегически важным транспортным узлом, где пересекаются Каспийские морские и
Волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами России.
Астраханский транспортный узел расположен на кратчайшем пути, связывающем
Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном,
странами Индийского океана.
Астраханская
часть Приволжской железной дороги связывает Астрахань с другими областными
центрами России и Северным Кавказом. Большое значение в транспортной
инфраструктуре при этом имеют автомобильные трассы – Астрахань – Москва,
Астрахань – Элиста, Астрахань – Махачкала и Астрахань – Красный Яр – Атырау.
Выгодное
экономическое расположение, постоянное развитие экономических, политических и
культурных связей делают Астраханскую область регионом с большим
внешнеэкономическим потенциалом.
Список литературы
1. Региональная экономика: Учеб.
пособие/ Под ред. М.В. Степанова – М.: ИНФРА–М, Изд-во Рос.экон. акад.,
2000.
2. Беркелиев Т. Главные
экологические проблемы Каспийского моря // Вести СОЭС, 2002. – №2. – с. 72–77.
3. Воловик С.П. О
проблеме гребневика в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах // Рыбное
хозяйство, 2001. – №5. – с. 28–30.
4. Катунин Д.Н. Три
беды // Волга, 2000. – №146, 29 сент.
5. Катунин Д., Хрипунов И.,
Полянинова А. Проблемы экологии северной части Каспийского моря //
Эковестник, 1998. – №7.
6. О мероприятиях по
предотвращению загрязнения Каспийского моря // Правда, 1968, 3 окт.
7. Тюкаев В. Каспий может
быть объявлен зоной экологического бедствия // Волга, 2001, 25 июля
8. Чуйков Ю.С. Экологические
проблемы Северного Прикаспия и Каспия // Каспий – настоящее и будущее:
доклады на пленарном заседании международной конференции. – Астрахань: Изд-во
ИТА «Интерпресс», 1996. – с. 30–60.
9. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] 1 - Внутрирайонного
значения, 2 - Крупные, 3 - Крупнейшие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|