рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

География Астраханской области рефераты


Сильнейшее экономическое неравенство приводит к огромным диспропорциям в налоговом потенциале и доходах муниципальных бюджетов. Половину всех налоговых сборов области в 2000 г. давал газоконденсатный комплекс, расположенный в Красноярском районе. Из них в местном бюджете района оставалось только 7%, треть поступала в областной бюджет и более 60% – в федеральный. Более трети налоговых поступлений области давала Астрахань, из которых она оставляла себе только 40% и отправляла в федеральный бюджет 48%. Остальные 15% налоговых поступлений приходилось на все остальные города и районы. Объем дотаций из федерального бюджета в 4 раза уступал налогам и сборам, полученным федеральным бюджетом только от газоконденсатного завода, и составил в 2000 г. 646 млн. руб., из них 120 млн. ушло в ЗАТО Знаменск.


Таблица 8. Формирование доходов бюджетов городов и районов Астраханской области в 2000 г.

Города и районы

Налоги и сборы, поступившие в бюджеты

Доходы

всех уровней млн. руб.

местные бюджеты, %

областной бюджет, %

федеральный бюджет, %

всего, млн. руб.

на одного жителя, руб.

Астрахань

2493

40

12

48

1140

2370

Знаменск

40

66

0

34

147

4029

Ахтубинский

209

55

12

33

169

2038

Володарский

37

48

9

43

75

1524

Енотаевский

49

57

13

29

70

2294

Икрянинский

117

43

8

48

106

2079

Камызякский

65

48

9

43

95

1861

Красноярский

3683

7

32

61

244

5226

Лиманский

52

64

13

23

74

2071

Наримановский

130

55

11

35

112

2493

Приволжский

73

47

10

43

75

1836

Харабалинский

61

45

10

45

82

1916

Черноярский

18

63

11

26

66

3034

Итого

7027

24

22

33

2457

2418

Всего консолидированный бюджет области


24

22

54

3914

3853


Несмотря на значительные дотации слаборазвитым и депрессивным сельским районам, неравенство в душевых бюджетных доходах муниципалитетов оставалось 4-кратным. Красноярский район имеет самые высокие совокупные бюджетные доходы на одного жителя, что видно и по бурному строительству в райцентре, и по капитальному ремонту районной администрации, и по состоянию дорог, и по многим другим приметам социальной жизни. На 2-м месте в области – военный комплекс и город Знаменск, целиком живущие на федеральные средства. А самые бедные – восточные заволжские районы от Володарского (бюджетные доходы на одного жителя в 3,5 раза меньше, чем в Красноярском районе) до Ахтубинского. Даже в областном центре бюджетные доходы не превышают среднеобластной уровень и в 2 раза ниже, чем в Красноярском районе.

За последние годы увеличилась концентрация бюджетных ресурсов на областном уровне, доля областного бюджета в доходах консолидированного бюджета выросла с 33% в 2000 г. до 55% в 2003 г. Увеличились и объемы перераспределения бюджетных средств муниципалитетам. Областные власти пытаются добиться более существенного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов в условиях поляризованного экономического развития области.

Коэффициент специализации Астраханской области по энергетике равен:


К = П/Н,


Где П – доля энергетического производства в общей структуре Астраханской области, Н – доля населения Астраханской области в РФ.

Н = 1015800/142 900 000 = 0,0071

Пэ/э = Объем выработки эл. энергии в Астраханской Области/ Объем выработки Эл. энергии в РФ (в%) = 70% /7,6% =9,21% или 0,0921

К = 0,0921/0,0536 = 1,71>1, следовательно, электроэнергетику следует считать отраслью специализации.

Химическая промышленность определяет научно-технический прогресс территории. Поэтому необходимо проанализировать условия размещения предприятий на территории Приморского Края. Степень значимости факторов определяется балльной оценкой: 4 балла – решающая, 3 балла – большая, 2 балла – малая, 1 балл – незначительная.

Факторы, оказывающие влияние на размещение предприятий химической промышленности, приведены в табл. 9.


Таблица 9. Факторы, влияющие на размещение предприятий

Отрасли химической промышленности

Факторы

Сырьевой

Топливно-энергетический

Водный

Трудовые ресурсы

Потребитель

Охрана природы

Горно-химическая

4

4

4

1

1

1

15

Производство минеральных удобрений

4

4

1

1

1

1

12

Производство серной кислоты

1

1

1

1

1

1

6

Основной органический синтез

2

2

2

2

1

1

10

Производство пластмасс, синтетических смол, синтетического каучука

2

2

2

2

1

1

10

Производство хим. волокон

2

2

2

2

1

2

11

Переработка полимерных материалов

2

2

2

2

1

2

11

11

12

11

11

7

9



Ппищ= 12,04/15,4 = 0,78

К спец =0,0078/0,0536= 0,14

К спец < 1, следовательно, агропромышленный комплекс не является отраслью специализации.

В Астраханской области функционируют 1640 предприятий промышленности различных форм собственности. Ведущие позиции занимают предприятия топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. Важное место отводится также химической и нефтехимической, легкой, деревообрабатывающей и стекольной отраслям.

Среди отраслей промышленности наиболее высокими темпами на протяжении последних лет развивается топливно-энергетический комплекс региона, доля которого в общем объеме промышленного производства из года в год увеличивается, и в 2002 г. она составила свыше 70%. Электроэнергетика в Астраханской области представлена, главным образом, ОАО «Астраханьэнерго», удельный вес которого в отрасли составляет около 80%. Предприятия энергосистемы покрывают 86% общей потребности области.

Машиностроительный комплекс включает в себя предприятия машиностроения и металлообработки, судостроения и судоремонта. Его доля в объеме промышленного производства региона составляет свыше 9,0%.

В Астраханской области действуют 15 судостроительно-судоремонтных заводов, способных строить суда любого класса и вести ремонт судов весом до 6000 тонн с поднятием их в док или на слип. Предприятиями отрасли выпускаются суда разных классов: сухогрузные, танкеры, контейнеровозы, мотоботы, рыбодобывающие, рефрижераторы, плавзаводы, самоходные суда типа «река-море», плавучие буровые платформы, несамоходные баржи, крановые суда большой грузоподъемности.

В промышленности строительных материалов функционирует свыше 50 предприятий, специализирующихся на производстве высокотехнологичной строительной продукции. В связи с ростом жилищного строительства в Астраханской области спрос на их продукцию в последние годы постоянно растет. Увеличивается производство строительного кирпича, гипса, камня гипсового, панелей и конструкций для крупнопанельного домостроения, заполнителей пористых.

Крупнейшим представителем химической промышленности области является ОАО «Астраханское стекловолокно», которое является основным производителем уникальных электроизоляционных стеклотканей, штапелированной стеклопряжи электротехнического назначения и других видов продукции.

Пищевая промышленность – вторая по значимости (после топливной) отрасль в промышленном комплексе региона, на ее долю приходится 12,04% производства. Основными подотраслями пищевой промышленности являются: рыбная (40,0% от пищевой), соляная, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, плодоовощная, ликеро-водочная.

Своим благосостоянием Астраханская область во многом обязана рыбным ресурсам. В Каспийском море сосредоточено до 70% осетровых, из которых 40% приходится на долю этого региона. На территории области функционируют 185 предприятий по добыче и переработке рыбы, которые выпускают охлажденную, мороженную, соленую, копчено-вяленую продукцию, консервы разных видов, полуфабрикаты, кормовую муку. Наиболее известными предприятиями отрасли являются ОАО «Каспрыбхолодфлот», АООТ «Астраханский рыбокомбинат», АО «Русская икра».

Особое внимание уделяется воспроизводству и сохранению биоресурсов Каспийского моря. Астраханская область на сегодняшний день является практически единственным регионом на Каспии, занимающимся воспроизводством осетровых; здесь же сосредоточены научные силы, занимающиеся данной проблематикой. На 6 рыболовных заводах выращивается белуга, осетр и севрюга в количестве более 50–55 млн. штук ежегодно. Одной из наиболее значимых новаций последних лет является внедрение технологии товарного осетроводства, позволяющего выращивать рыбу до половозрелого возраста, получая при этом и икру, и осетрину. Научно-производственным центром по товарному осетроводству «БИОС» отработана перспективная технология выращивания товарной осетровой рыбы в прудах малой площади. Научными учреждениями рыбохозяйственной отрасли ФГУП «КаспНИРХ», НПЦО «БИОС» разработан проект Концепции развития товарного осетроводства в Астраханской области.

Благоприятные природно-климатические условия, наличие богатых водных ресурсов определили Астраханскую область как зону производства теплолюбивых овощебахчевых культур и риса. Занятые под овощные культуры площади являются крупнейшими в Поволжье. Астраханские овощные и бахчевые культуры отличаются высокими вкусовыми качествами.
 В последние годы улучшилась ситуация в животноводческой отрасли. Рост производства мяса и молока обеспечен за счет увеличения производства в личных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Область располагает уникальным генетическим потенциалом овец тонкорунной, каракульской, мясошерстной и эдильбаевской пород, обеспечивающих большие возможности по производству шерсти. В табунном коневодстве и верблюдоводстве большое внимание уделяется повышению породных качеств поголовья лошадей и верблюдов.

В области внедряются нетрадиционные сельхозкультуры: хлопчатник и сахарная свекла. В последние годы перспективной культурой для области стал картофель.

 

5. Транспортный комплекс территории

 

Астраханская область в силу своего географического положения является стратегически важным транспортным узлом, занимая ключевую позицию на самых коротких, экономически выгодных евро-азиатских транспортных маршрутах. Транспортную сеть области составляют 567 км железнодорожных путей, 3806 км автомобильных дорог, 1120 км внутренних судоходных путей.

В последние годы Астраханский транспортный узел переживает бурное развитие как крупный центр товарообмена между Европой и Азией. Объем перевалки грузов вырос по сравнению с 1996 годом более чем в 2 раза.

Одним из основных объектов инфраструктуры российского участка коридора «Север-Юг» является новый строящийся морской торговый порт Оля Астраханской области. Порт Оля находится на 60 км Волго-Каспийского канала (на 100 км ниже г. Астрахани), имеет сухогрузный причал длиной 180 м и автопаромный комплекс (длина причальной стенки 130 м), оснащенный для приема судов типа «Ро-Ро», работающих на грузопассажирской линии «Каспиан Тракер Лайн» на порты Туркменбаши (Туркменистан) и Анзали (Иран). Порт оснащен 4 кранами грузоподъемностью 20–25 тонн. Глубина у причалов 5,2 м. Мощность переработки действующих причалов 540 тыс. тонн в год. 3 июня 1997 г. введена в эксплуатацию I очередь пионерного причала порта. Мощность переработки около 400 тыс. тонн в год. В 1996 г. к порту подведена автомобильная дорога протяженностью 5,4 км. В настоящее время ведется строительство мощного контейнерного терминала. В июле 2001 г. принят рабочей комиссией второй этап II очереди пионерного причала порта с комплексом зданий и сооружений пункта пропуска через государственную границу РФ и накопительной площадкой.

В Астраханской области работают 62 компании, осуществляющие деятельность, связанную с перевозками грузов водным транспортом, в числе которых 11 стивидорных компаний, 12 компаний, занимающихся перевозкой грузов, и 34 транспортно-экспедиторских. Область имеет в наличии сформированную инфраструктуру для мореплавания.

Астраханское отделение Приволжской железной дороги является важным звеном единой системы России, осуществляющей местные и транзитные грузовые и пассажирские перевозки в разных направлениях.

Значительный интерес для Астраханской области представляет деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р). Уже в 2002 г. по трассе магистрального нефтепровода Тенгиз – Новороссийск было перекачено 25 млн. тонн нефти. Трубопроводная система КТК-Р проходит на протяжении 222 км по территории 5 районов области. Трубопровод будет способствовать развитию существующих на территории области нефтяных месторождений, вследствие возможности поставки по нему добываемой нефти. В перспективе мощность трубопровода будет доведена до 67 млн. тонн в год.

Общая протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 4771,5 км, в том числе, 3806 км автомобильных дорог общего пользования.

Астраханский аэропорт из-за удобного географического положения используется авиакомпаниями России и других стран как промежуточный при выполнении рейсов и имеет статус международного. Обслуживание транзитных авиарейсов составляет около 50% от всего объема работы аэропорта. Повышению привлекательности взаимодействия с Астраханским аэропортом способствует оборудование в нем и открытие международного сектора, что позволило связать Астрахань со многими зарубежными странами.

Таким образом, видно, что наиболее важным видом транспорта Области в составе транспортного комплекса является автомобильный.


6. Экологические проблемы территории


Последствия экологических проблем для общества могут быть условно разделены на две категории – прямые и косвенные. Прямые последствия выражаются, например, в потере биологических ресурсов (промысловых видов и их кормовых объектов) и могут быть представлены в денежном выражении. Так, могут быть подсчитаны потери стран прикаспийского региона от неуклонного сокращения запасов осетровых, выраженные в сокращении продаж. Сюда также должны быть отнесены затраты по компенсации нанесенного ущерба (например, на строительство рыбоводных мощностей).

Косвенные последствия являются выражением потери экосистемами способности к самоочищению, утрате их равновесия и постепенном переходе в новое состояние. Для общества это проявляется в утрате эстетической ценности ландшафтов, создании менее комфортных условий существования населения и т.д. Кроме того, дальнейшая цепочка потерь приводит, как правило, опять к прямым экономическим потерям (туристический сектор и пр.).

За последние десятилетия вследствие высоких антропогенных нагрузок, вызванных нарушением природоохранных требований, экосистема Каспийского моря претерпела серьезные изменения, выраженные в снижении его рыбохозяйственного потенциала. Более того, на Северном Каспии и в дельте Волги сложилась кризисная экологическая ситуация. Продолжаются процессы заболачивания и зарастания кустарниковой растительностью поймы и дельты Волги, что является одним из факторов нарастания процесса сбитости сельхозугодий. Наиболее тяжелой и социально опасной проблемой для населения Северного Прикаспия остается нарастание процессов опустынивания. В Астраханской области эти процессы наиболее ярко выражены в Харабалинском, Наримановском, Красноярском, Енотаевском и Лиманском районах. Из 2,6 млн. га пастбищ ветровой эрозией охвачено 76,9%. На состояние экологической обстановки в области основное влияние оказывают следующие факторы: изменение уровня моря; зарегулирование и загрязнение стока Волги; Аксарайское газоконденсатное месторождение – возможность крупных аварийных ситуаций (в том числе в результате диверсий) с выбросом высоко токсичных газов, выбросы в атмосферу АГПЗ, подтопление территории АГПЗ и проблема очистки сточных вод, загрязнение территории промысла и завода (в том числе радиоактивное – «Вега»); строительство нефте- и газопроводов и их водных переходов; военно-хозяйственная деятельность; браконьерство на Волге и Каспии (в том числе государственное).

Описывая проблемы Астраханской области невозможно обойти вниманием экологическое состояние Каспия, с которым область связана неразрывно.

Кратко проблемы крупнейшего по площади озера-моря можно обозначить следующим образом:

Загрязнение вод, дна и побережья. Главным загрязнителем, безусловно, является нефть. История нефтяного освоения Каспия одновременно является историей его загрязнения, и каждый из трех «нефтяных бумов» внес свою лепту. Технология добычи усовершенствовалась, но положительный эффект в виде снижения удельного загрязнения сводился на нет увеличением количества добываемой нефти. Пока не ощущается ожидаемого снижения выбросов в связи с внедрением западными транснациональными корпорациями современных технологий.

Болезни обитателей моря: миопатия осетровых, массовая гибель кильки весной и летом 2001 (хотя совершенно очевидно, что причиной массовой гибели кильки было не заболевание, а банальный недостаток питания, в официальных заключениях фигурирует «пониженный иммунитет в результате «кумулятивного политоксикоза»»), чума плотоядных каспийского тюленя.

Проникновение чужеродных организмов. После открытия Волго-Донского канала в Волгу и Каспий хлынул поток вселенцев из Дона, Черного и Азовского морей. Вместе с тем угроза проникновения чужеродных видов до недавнего прошлого не считалась серьезной. Наоборот, Каспийское море использовалось в качестве полигона для вселения новых видов, предназначенных для увеличения рыбопродуктивности бассейна.

Перелов и браконьерство, немыслимые по своим масштабам.

Зарегулирование речного стока. Изменение естественных биогеохимических циклов Массированное гидростроительство на Волге (а затем на Куре и других реках) начиная с 30-х гг. ХХ века лишило осетровых Каспия большей части их естественных нерестилищ (для белуги – 100%).

Эвтрофикация. Высокий уровень загрязнения моря и впадающих в него рек уже давно вызывает опасения формирования бескислородных зон в Каспии, особенно для районов южнее Туркменского залива, хотя эта проблема не числилась в наиболее приоритетных. Между тем, существенное нарушение баланса синтеза и распада органического вещества в результате внедрения гребневика мнемиопсиса может привести к серьезным и даже катастрофическим изменениям. Поскольку мнемиопсис не несет угрозы фотосинтетической деятельности одноклеточных водорослей, но влияет на деструктивную часть цикла (зоопланктон-рыбы-бентос), отмирающее органическое вещество будет накапливаться, вызывая сероводородное заражение придонных слоев воды. Данные о наличии сероводорода в придонных горизонтах каспийских вод появились в печати уже в 2001 году.

Население в результате своей жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Для определения такого воздействия необходимо:

1. Рассчитать среднюю экологическую плотность населения путем корректировки численности городского населения на коэффициенты концентрации загрязнения.

2. Выявить средний уровень воздействия (УВ) городских поселений на природную среду. УВ определяется по формуле:


УВ = ЭПср / БКП


Где ЭПср – средняя экологическая плотность населения;

БКП – биоклиматический потенциал, характеризующий влияние природных условий на биологическую сущность, равен 0,93.

Астрахань:

ЭПср = 504,5* 1,9= 25,4

УВ = ЭПср / БКП = 25,4*0,93 = 23,62


Заключение


Астраханская область расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и занимает территорию в 44 тыс. кв. км. Область является приграничным регионом: общая протяженность сухопутной границы составляет 1810,2 км, в том числе протяженность морской береговой линии – 298 км.

Природные ресурсы области разнообразны, прежде всего, они представлены нефтью и природным газом. Другие полезные ископаемые – известняк, мергель, строительные пески и глины, соль. Волга и Каспийское море – крупные районы промысла осетровых и частиковых рыб. Наиболее известны месторождения осадочной соли в оз. Баскунчак (обеспечивает около 1/4 потребности России в высококачественной соли).

Главная река – Волга (с Ахтубой). В устье Волга разделяется на множество рукавов, наиболее крупные – Бахтемир, Болда, Бузан.

Основные отрасли промышленности Астраханской области: пищевая (рыбная, мясная, молочная, соляная) и лёгкая (трикотажная, швейная, кожевенно-обувная, меховая). Развиты машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность. Машиностроительная отрасль специализирована в основном на судостроении и судоремонте, которые обслуживают рыбную промышленность, а также производстве металлорежущих станков, компрессоров и различных приборов и оборудования.

Главные промышленные центры: Астрахань, Ахтубинск, Нариманов, посёлки Аксарайский и Красные Баррикады.

В Астраханской области выращиваются зерновые и бахчевые культуры. Развито мясо-шёрстное овцеводство и мясо-молочное скотоводство.

Численность населения области Астраханской области 1015,8 тыс. человек. Доля городского населения – 66,2%, сельского – 33,8%. В области проживает 0,7% всего трудоспособного населения страны.

Транспортная обеспеченность Астраханской области в целом хорошая. Протяженность железных дорог – свыше 600 км, автодорог – 3 тыс. км, водных путей – до 1,5 тыс. км. Есть выходы на Среднее Поволжье, Кавказ, Южный Урал. Эти районы соединены с областью также и автомагистралями. Волга дает выход области к бассейнам Азовского, Черного и Балтийского морей. Развит трубопроводный транспорт. Авиалинии соединяют Астрахань с крупнейшими городами России.

Расположение Астраханской области на перекрестке торговых путей создало в регионе хорошо развитую транспортную инфраструктуру. Астраханская область является стратегически важным транспортным узлом, где пересекаются Каспийские морские и Волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами России. Астраханский транспортный узел расположен на кратчайшем пути, связывающем Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами Индийского океана.

Астраханская часть Приволжской железной дороги связывает Астрахань с другими областными центрами России и Северным Кавказом. Большое значение в транспортной инфраструктуре при этом имеют автомобильные трассы – Астрахань – Москва, Астрахань – Элиста, Астрахань – Махачкала и Астрахань – Красный Яр – Атырау.

Выгодное экономическое расположение, постоянное развитие экономических, политических и культурных связей делают Астраханскую область регионом с большим внешнеэкономическим потенциалом.

 

 


Список литературы


1.     Региональная экономика: Учеб. пособие/ Под ред. М.В. Степанова – М.: ИНФРА–М, Изд-во Рос.экон. акад., 2000.

2.     Беркелиев Т. Главные экологические проблемы Каспийского моря // Вести СОЭС, 2002. – №2. – с. 72–77.

3.     Воловик С.П. О проблеме гребневика в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах // Рыбное хозяйство, 2001. – №5. – с. 28–30.

4.     Катунин Д.Н. Три беды // Волга, 2000. – №146, 29 сент.

5.     Катунин Д., Хрипунов И., Полянинова А. Проблемы экологии северной части Каспийского моря // Эковестник, 1998. – №7.

6.     О мероприятиях по предотвращению загрязнения Каспийского моря // Правда, 1968, 3 окт.

7.     Тюкаев В. Каспий может быть объявлен зоной экологического бедствия // Волга, 2001, 25 июля

8.     Чуйков Ю.С. Экологические проблемы Северного Прикаспия и Каспия // Каспий – настоящее и будущее: доклады на пленарном заседании международной конференции. – Астрахань: Изд-во ИТА «Интерпресс», 1996. – с. 30–60.

9.     #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] 1 - Внутрирайонного значения, 2 -  Крупные, 3  - Крупнейшие


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6