рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Франция и её особенности рефераты

100


К базовым отраслям промышленности Франции относятся электроэнергетика, металлургический комплекс, химическое производство.

Электроэнергетика.

 Одной из ключевых современных отраслей промышленности стала атомная энергетика. АЭС вырабатыва­ют более 2/5 всей электроэнергии.

Ежегодно Франция потребляет 220 млн. тонн различных видов топлива. При этом положительным моментом можно считать возросшую независимость Франции от внешних поставщиков. Ее уровень поднялся со времени мирового нефтяного кризиса 1973 года с 23 почти до 50%, в первую очередь за счет увеличения использования атомной энергии. Производство угля стабилизировалось на отметке в 11 млн. тонн при его потреблении в 40 млн. тонн. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн. тонн) н угольные бассейны Центрального массива. Начиная с 1979 г. импорт угля превысил его добычу. В настоящее время наиболее крупные поставщики этого вида топлива — США, Австралия и Южная Африка. Важно отметить, что импорт угля, включая его перевозку, обходится дешевле добычи угля в самой стране. Добыча нефти превышает 3 млн. тонн, что обеспечивает лишь 5% ее годовой потребности. Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются транспорт (42%) и ТЭС (21%). Наполовину сократилось число нефтеперерабатывающих предприятий (с 24 в 1973 до 12 в 1995 году). Рынок нефтепродуктов контролируется двумя компаниями — «ELF-Aquitane» и «Total». Франция импортирует нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Великобритании, Норвегии, России, Алжира и ряда других стран. Добыча газа не превышает 3 млрд. м3, что не удовлетворяет потребности страны. Одно из наиболее крупных месторождений газа Франции — Лак в Пиренеях - большей частью исчерпано. Основные поставщики газа — Россия, Норвегия, Голландия и Алжир, причем «Газпром» уступает свои позиции Норвегии. Компания «Gaz de France» является монополистом в этой отрасли ТЭК.

За последние десятилетия структура производства электроэнергии во Франции существенно изменилась. Одновременно с ростом удельного веса атомных электростанций сократилась доля ее выработки на ГЭС и ТЭС. Вся электросеть Франции подчинена государственной компании «Electricite de France».

 Металлургия.

 Черная металлургия Франции занимает девятое место в мире по объему производимой продукции. В настоящее время эта отрасль переживает глубокий кризис. Число занятых сократилось за двадцать лет более чем в 2,5 раза со 160 тыс. человек в 1974 году до 62 тыс. человек в 1995 году. Производство чугуна и стали в 1995 году составило соответственно 14 и 19 млн. тонн. Предприятия черной металлургии сосредоточены в Лотариигии (27% от общего производства), на севере Франции (41%) и юго-востоке (завод «Fos-sur-Mer» - 26%). Наиболее крупные компании в этой отрасли «Sollac», «Unimetal», «Ascometal». До середины 70-х годов темпы роста производства и потребления цветных металлов во Франции были значительны. Однако в связи с мировым энергетическим кризисом ситуация резко изменилась, что объясняется большой энергоемкостью производства. Для цветной металлургии Франции характерен ряд специфических черт. Во-первых, невысокая степень обеспеченности сырьем. Из года в год сокращается производство таких металлов, кок цинк, уран, золото. В 1991 году Франция была вынуждена закрыть шахты по добыче бокситов и олова. Подобная тенденция увеличивает зависимость Франции от внешних поставщиков сырья. Во-вторых, в структуре производственного цикла преобладают завершающие стадии при меньшем значении нижних этажей производства (выплавка первичного, особенно чернового металла), которые все более перемещаются за пределы страны. В этом проявляется учет экологического фактора, т. к. данное производство является достаточно грязным. В-третьих, центры цветной металлургии ориентируются главным образом на источники дешевой электроэнергии, в меньшей степени — на транспорт и потребителя. В связи с этим наиболее высокой концентрацией производства отличается регион Рона — Альпы, на долю которого приходится 1/3 всех занятых в этой отрасли. К числу наиболее крупных производителей цветных металлов относятся «Cogema», «Metaleurope», «Pechiney» и другие.

Химическая промышленность Франции последние два десятилетия развивалась под влиянием энергетического кризиса и растущей конкуренции со стороны ведущих нефтедобывающих стран, начавших форсированное создание экспортных отраслей химической индустрии. Энергетический кризис сильно ударил по химической промышленности Франции, вызвав, с одной стороны, резкое сокращение целого ряда производств и прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон а с другой — усиление концентрации производства в рамках крупных компаний («Еlf», «Тоtal», «Аirliquide», сопровождающееся ликвидацией маломощных устаревших предприятий. Были приняты меры к максимальному повышению загрузки наиболее экономически совершенных предприятий за счет закрытия менее эффективных заводов.

Для Франции важную роль играет ориентация химической промышленности на центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). За последние годы специализация Франции на выпуске новейших наукоемких видов химической продукции позволила ей укрепиться на мировом рынке. Франция занимает четвертое место среди крупнейших экспортеров продукции химической промышленности после США, Германии и Нидерландов. Доля Франции на мировых рынках стабилизировалась в последние годы на уровне 8%. В течение многих лет внешнеторговое сальдо оставалось положительным, однако в последние несколько лет ситуация существенно изменилась.

Наибольшее развитие во Франции получили химия органического синтеза, производство синтетического каучука, пластмасс. Вместе с тем недостаточно производство химических удобрений, которые Франция вынуждена большей частью покупать за рубежом.

Машиностроение.

Несмотря на большое значение базовых отраслей, следует признать, что ключевая роль в промышленности Франции принадлежит машиностроению. Франция занимает видное место в мировом машиностроении. Рассмотрим подробнее эту отрасль на примере автомобильной промышленности, в которой наиболее ярко отражаются достижения в области современных технологий.

Франция давно входит в число крупнейших мировых производителей автомобилей. Однако развитие отрасли происходило неравномерно, подвергаясь структурным колебаниям рынка. Отличительной чертою автомобилестроения является высокая степень специализации и кооперирования. На мировом рынке Франция представлена такими известными компаниями, как «Renault» и PSA («Peugeot», «Citroen») с ежегодным объемом выпуска 2 млн. автомобилей в год. Франция остается третьим мировым экспортером автомобилей вслед за Японией и Германией. В 1994-1995 годах автомобильная промышленность Франции вышла из полосы длившегося три года отраслевого кризиса. В 1995 году темпы прироста продукции составили 11,7%. Факторами, повлиявшими на долгожданный рост, явились активизация спроса на легковые автомобили и государственная поддержка, которая выразилась в субсидировании автомобильных производителей. В 1995 году экспорт продукции автомобилестроения составил 49% от стоимости всего производства, чему способствовало снижение конкурентоспособности Испании и Италии на автомобильных рынках.

Строительство сегодня обеспечивает свыше 1 млн. рабочих мест и около 4% ВВП страны. Однако общее сокращение численности занятых затронуло и строительство. За последние десять лет оно составило более 25%. Это объясняется, с одной стороны, повышением производительности труда в данной отрасли (за 15 лет она повысилась в два раза), а с другой — сокращением числа объектов строительства. В середине 70-х Франция переживала строительный бум, но в начале 90-х число заказов сократилось приблизительно на 40%. В настоящее время на рынке строительных услуг наблюдается некоторое оживление, связанное с возросшим спросом. Дальнейшие прогнозы свидетельствуют о сохранении данной тенденции. Можно отметить успешную деятельность на рынке строительных услуг компании «Bouigue», которая в последние десять лет занимает лидирующие позиции.

С давних пор во Франции ценится лёгкая промышленность. Знаменитые лионские шелковые мануфактуры стали мощными современными заводами и продолжают выпускать высококачественные ткани, преимущественно из искусственных  волокон. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка. Особое место занимает производ­ство одежды и обуви. Франция на протяжении веков была и до сих пор остаётся признанной законодатель­ницей моды. Известнейшие фран­цузские модельеры Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Пако Рабанн, Кристиан Лакруа и многие другие по традиции два раза в год представляют на суд публики свои новые коллекции.

Небольшой город Севр недалеко от Парижа более двух столетий известен за пределами Франции своими пре­красными фарфоровыми изделиями. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Всемирную славу снискал себе ма­ленький южный городок Грас. На его фабриках делают французские духи и другие парфюмерные изделия, пользу­ющиеся огромным спросом и попу­лярностью во всём мире.











8.Специализация сельскохозяйственного производства

 

В экономике страны до сих пор значительную роль играет сельское хозяйство. Производство сельскохозяйственной продукции во Франции составляет 2,4% от ВВП. Вместе с тем по абсолютному показателю оно занимает первое место в ЕС.

За последние тридцать лет число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти втрое - с 3 до немногим более 1 млн. человек (5% экономически активного населения Франции), что отражает общую для развитых стран тенденцию к снижению числа занятых в аграрном секторе. В среднем ежегодный отток занятых в сельском хозяйстве в другие секторы экономики составляет 3-3,5%. При этом уровень подготовленности и квалификация работником аграрного сектора постоянно повышаются, что способствует росту производительности труда. С середины 50-х годов наблюдается рост земельной собственности в рамках одного хозяйства. В среднем размер ее более чем удвоился и вырос с 14 до 34 га. Численно преобладают мелкие хозяйства. Однако большая часть сельскохозяйственных угодий и производимой продукции приходится на средние и крупные хозяйства. Уровень технической оснащенности хозяйств существенно возрос за послевоенный период, что привело к росту производительности труда. Если в 1950 г. собирали 16 центнеров пшеницы с 1 га, в 1980 - 52, то сейчас этот показатель достиг 65 центнера/га. В настоящее время Франция занимает первое место в ЕС и третье в мире по уровню использования техники в сельском хозяйстве. Ежегодно реализация продукции растениеводства обеспечивает хозяйствам более половины всех доходов.

Традиционными французскими от­раслями издавна являются виногра­дарство, виноделие и цветоводство. К югу от Парижа лежит плоскогорье Центрального массива. Это самый обширный район страны. Южные склоны гор почти сплошь покрыты виноградником. Под виноградники занято в стране около 1,5 млн. га; виноградство - одна из главных отраслей французского земледелия. В производстве вина Франция занимает второе место в мире после Италии.  Виноградники и сады есть почти во всех районах Франции. На солнечном побережье Средиземного моря созревают маслины, апельсины, лимоны и другие фрукты; здесь же разводят много цветов, особенно роз.

Во Франции возделываются почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса; пшеница и ячмень, кукуруза и овес, сахарная свекла и картофель. Франция занимает четвертое место в мире по производству пшеницы, седьмое - кукурузы и одиннадцатое — картофеля. Из сельскохозяйствен­ных культур возделывают пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную свёклу. Франция -  основной экспортер продукции растениеводства в страны ЕС.

Большую роль в сельском хозяйстве играет  животноводство. Франция продолжает оставаться на первом месте среди стран Западной Европы по поголовью крупного рогатого скота. Во Франции разво­дят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Экспорт молочных продуктов постоянно растет.

Существенным моментом следует считать всевозрастающую зависимость Франции от решений ЕС в аграрном секторе. Подписав еще в 1962 г. ряд соглашений, Франция обязалась участвовать в осуществлении единой аграрной политики (ЕАП). Результатом этого явилась защита внутреннего рынка от колебании мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение конкуренции со стороны стран — не членов ЕС, одновременно с этим ежегодное установление в рамках ЕАП не только единых фиксированных цен для всех производителей, но и объема производимой продукции. При этом ведется жесткий контроль за соблюдением установленных ограничений. Это приводит к тому, что фермерские хозяйства сталкиваются с трудноразрешимой проблемой реализации излишков сельхозпродукции и несут убытки. В конечном итоге часть производителей вынуждена уйти из отрасли.




































9. Развитие транспорта

 

Транспорт и транспортные услуги. Франция имеет густую сеть шоссейных дорог и занимает второе место в ЕС (после Германии) по их протяженности. Общая длина автобанов превышает 7000 км. До 2005 г. правительственная программа предусматривает строительство еще 4500 км скоростных магистралей. Благодаря хорошей дорожной сети резко возросла роль автомобильного транспорта в перевозках различных грузов. Если в 60-е в перевозках грузов уверенно лидировал железнодорожный транспорт, то теперь «желтую майку лидера» прочно удерживает грузовой автотранспорт. В автомобильных перевозках занято до 350 тыс. человек, а число предприятий достигает 32000. При этом большинство из них — это мелкие фирмы до пяти человек каждая. Поэтому ежегодно в этой отрасли исчезает и вновь появляется до нескольких тысяч компаний. Общая численность автопарка Франции оценивается примерно в 29 млн. автомобилей, из них 25 млн. - легковые. Франция располагает самой протяженной в Европе железнодорожной сетью. Более 50 городов связаны между собой высокоскоростными железнодорожными магистралями. За год перевозится более 900 млн. человек, из них около 40 млн. пользуются услугами скоростных поездов.

Ежегодно свыше 60 млн. человек пользуются услугами трех крупнейших французских авиакомпаний «Air France», UТА «Air Inter». 80 аэропортов Франции — это самый большой показатель в Европе. Но следует отметить, что только на Париж приходится 58% перевозок пассажиров и 85% всех грузов.

Инфраструктура во Франции одна из наиболее сложных в мире, она извлекает выгоду из передовых технологий и экстраординарных инвестиций правительства. Главные аэропорты – Орли и Шарля де Голля в Париже и Сатолас в Лионе. Во Франции двенадцать основных морских портов, многие из которых оборудованы для контейнеровозов. Имеется также сеть шоссе, реки и принадлежащая государству сеть железных дорог, которая является одной из наиболее разветвленных и технологически передовых в мире.

Франция - морская страна. Важную роль в международных перевозках грузов Франции играет морской транспорт. Более 90% грузооборота морских портов приходится на Гавр, Дюнкерк, Марсель, Нант, Руан и Бордо, причем грузооборот Марселя превышает 90 млн. тонн ежегодно. У северных границ  холодные волны вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Здесь были созданы удобные порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь “ворота”, через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в порт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.

Гавр - первый французский порт по пассажирским перевозкам и второй, после Марселя, по перевозкам грузов. С деятельностью этого порта тесно связана жизнь города. Жители Гавра обслуживают гостей прибывающих на судах. В Гавре работают судоверфи, заводы и фабрики, перерабатывающие нефть и различное сырье, привозимое в порт. Местная промышленность не в состоянии переработать все импортное сырье, поэтому Гавр - крупный перевалочный пункт. Хлопок и шерсть, например, почти целиком направляются в северо-восточные центры текстильного производства - в города Лилль, Рубе, Туркуэн и в Эльзас. Основная масса морских грузов, предназначенных для Парижа, минует Гавр, следуя водным путем вверх по Сене.







































10. Социально-экономическое развитие районов внутри страны. Причины, обуславливающие неравномерность в социально-экономическом развитии отдельных районов страны. Региональная политика

 

Межрайонные диспропорции в экономическом развитии выдвигают государственную проблему более равномерного размещения производства, в чстности вопросы децентрализации (например, ограничение роста Парижа и другие) и подъема хозяйства в «критических зонах», резко отстающих по уровню и темпам развития, с хронической безработицей и оттоком населения. Для решения общегосударственных территориально-хозяйственных проблем страна разделена была (в 1956 году Генеральным комиссариатом по планированию при Совете Министров Франции) на 22 плановых района (от 2 до 8 департаментов в каждом), а позже (в 1971-1975) на базе этих районов были выделены генеральные зоны экономических исследований и планировки территорий или крупные экономические районы.

1. Парижский район

Ведущий район Франции. Он выделяется своей обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Промышленность Большого Парижа дает свыше ¼ промышленной продукции Франции (по стоимости). Большое экономисекое значение имеет долина нижней Сены с городами Руан и Гавр – главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Париже сгусток промышленности.

2.Северный район

Старый индустриальный район с разносторонней структурой, 1-й район по текстильной промышленности и текстильному машиностроению, производству оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавки чугуна и стали и добычи угля (после Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное производство. Главная группа текстильных предприятий находится в 3-х слившихся городах – Лилле, Рубе и Туркэне. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры – Валансьенн, Дуэ, Дене). Выросло значение Дюнкерка – порта  и промышленного центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

3.Восточный район

Главный металлургический район Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность выросла на основе использования местной железной руды, угля, калийной и каменной соли. Металлургические заводы размещены в основном по берегам рек Мозель, Орн, Фенн, Шьер (города Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогёзы и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности Франции (около ½ производства). Вогёзы – крупный поставщик древесины и бумаги. Крупнейший город района Страсбург – столица Эльзаса, порт и промышленный центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте – автомобилестроение (заводы «Пежо» в Сошо-Монбельяр), производство часов, изделий точной механики (Безансон). Другие крупные промышленные центры – Канси, Мюлуз, Бельфор.

4.Лионский район

Промышленный район, занимает 3-е место во Франции после Парижского и Западного районов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объему промышленного производства. Основные отрасли промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественной, специальной стали, алюминия – 1-е место во Франции), машиностроение, химия (особенно промышленность органического синтеза в окрестностях Мюна. резиновые заводы Клермон-Феррана), текстильное (1/2 национального производства тканей из химического волокна), пищевое, кожевенно-обувное производство, производство спортивного инвентаря. Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвисан  и другие); в Альпах – альпинизм, туризм, базы зимнего спорта. Главные города – Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.

5. Западный район

Промышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в городе Коньяк). Добыча железных и урановых руд. Рыболоводство  переработка рыбы, устричный промысел. Промышленный потенциал района с конца 50-х гг. заметно вырос в результате государственно-монополистической политики децентрализации и подъема аграрных районов. Самый крупный город, промышленный узел и центр тяготения для большей части района – Кант.

6. Юго-Западный район

Промышленно-аграрный район занимает главным образом Аквитанскую низменность с примыкающими к ней склонами Пиренеев и юго-западной частью Центрального массива. Район имеет значительные сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Франции по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная промышленность (Тулуза, Бордо), отдельные предприятия алюминиевой, химической и пищевой промышленности. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоемкие отрасли металлургической и химической промышленности. В ряде департаментов основная часть жителей занята в сельском хозяйстве, виноградарстве. Бордо и Тулуза – промышленные и торгово-транспортные центры района.

7. Среднеземноморский район

Промышленно-аграрный и курортный район. С начала 60-х гг. население быстро растет. Интенсивное высокотоварное сельское хозяйство, специализированное на производство винограда, овощей  фруктов, в горах – на овцеводстве. Развита пищевая промышленность. Выдающееся значение в экономике района имеют курорты (Французская Ривьера с центрами в Ницце и Канне, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (города-спутники, порты – Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и другие) с нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической (Фос), судостроительной, авиационной, пищевой промышленностью.










































11. Внешние экономические связи страны, экспорт, импорт

 

Франция прочно интегрирована в мировое хозяйство. По объему экспорта и импорта Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии и Японии. Она является вторым в мире после США экспортером услуг и продукции агропромышленного комплекса. По данным статистики, сегодня каждый пятый француз работает на экспорт. В 1996 году внешнеторговые показатели достигли рекордно высокого уровня. Экспорт и импорт составили 1885,6 и 1681,2 млрд. франков соответственно. Положительное сальдо достигло 204,4 млрд. франков.

Во Франции находятся 8000 международных предприятий, в число которых входит 4000 промышленных. Они имеют значительный вес в экономике страны. Иностранный капитал обеспечивает создание новых рабочих мест. Примеры иностранных капиталовложений в истории Франции существуют с давних времен и свидетельствуют   о ее  естественной притягательности. Примером может послужить история американского  семейства Хавиленд, открывшего фабрику по изготовлению посуды во Франции с 1842 г.

  История фирмы Форд во Франции восходит к началу века. В 1907 г. в эту страну были завезены первые авто­мобили этого американского конструк­тора. В 1913 г. в Бордо открылся сбо­рочный цех Форд Т. Сегодня акционер­ное общество Форд, созданное в 1954 г., насчитывает 4700 человек, завоевало 8% рынка, а его оборот превышает 20 млрд. франков (3,3 млрд. долларов). Показателен также пример ИБМ. Деятельность этой компании во Фран­ции началась в 1914 г. Американский гигант информатики пустил прочные корни на французской земле: его европейская штаб-квартира находится в Париже, а в Корбей-Эссон и в Монпе-лье расположились производственные предприятия. Центр научных исследо­ваний в области телекоммуникаций ИБМ действует в пригороде Ниццы. Ежегодно компания реализует во Франции оборот в размере более 42 млрд. франков (7 млрд. долларов).

Несмотря на это, государственные органы и общественное мнение Фран­ции долгое время сдержанно относи­лись к инвестициям извне. На сего­дняшний день ситуация изменилась и инвесторам законодательно предостав­лена практически полная свобода. Ре­альный поворот в политике произо­шел в 1983 г.. после завершения деба­тов о сохранении франка в Европей­ской валютной системе (СМЕ). выборе, сделанном в пользу Ев­ропы и, следовательно, курсе на интернационализацию француз­ской экономики.

Уже через несколько лет после этого, за период 1991-1996 гг., приток иностранных инвестиций составил, по статистическим дан­ным ОСДЕ, 714 млрд. франков (119 млрд. долларов). Таким об­разом, Франция опередила Вели­кобританию (660 млрд. франков, или 110 млрд. долларов).

Франция относится к числу стран, наи­более открытых для инвестиций извне. С 1985 г. 60% капиталовложений посту­пают из стран Западной Европы. Созда­ние единого европейского рынка ускори­ло приход во Францию таких европей­ских объединений, как Фиат, Мерседес-Бенц, Бертельсман, Нестле, Сиба-Жеги, Гинесс, Сканья и др. Следует подчерк­нуть, что в 1997 г. Германия впервые обогнала США, создав 4328 рабочих мест и приняв к выполнению 70 про­грамм инвестирования. Набирают силу экономика Бельгии, Италии и Испании.

Второе место по инвестированию за­нимает Северная Америка, обеспечива­ющая с 1985 г. 30% инвестиций. На аме­риканских предприятиях фабричного производства занято 250 000 человек (6% общей численности по данного сек­тора). В числе особо крупных предприя­тий Дженерал Моторс, Элльед Сигнал, Кодак, Проктер энд Гэмбл, Кока-Кола, Федерал Экспресс, Хьюлит-Паккард и др. Франция стала одним из приоритет­ных направлений инвестирования азиат­ских предприятий (японских, тайвань­ских, южно-корейских и пр.). Среди 150 японских предприятий, на которых заня­то 55 000 человек, такие, как Сони, Ка­нон, Ямаха, Тошиба, Рико, Хитачи. Ко­рейская фирма Даву избрала Францию для размещения своей европейской про­мышленной базы и создала 5 заводов (производство микроволновых печей, телевизоров, стекла и пр.)

В декабре 1997 года японский конст­руктор Тойота д'0нненг создал свой второй в Европе завод в окрестностях Валансьен, на севере страны. Инвести­ции составили 4 млрд. франков (0,6 млрд. долларов), при этом было созда­но 2000 новых рабочих мест. Это реше­ние косвенным образом приведет к со­зданию рабочих мест в материально-техническом снабжении, обслуживании и т.п. К 2001 году будет достигнута за­планированная производительность:

150 000 автомобилей. Таким образом, регион Па-де-Кале утверждает за собой репутацию лидера французского авто­мобилестроения. В этом секторе занято 38 000 человек. Поставщики автомо­бильного оборудования из Японии, такие как Огура (электромагнитное сцеп­ление) и Абеконо Брейк Индастри (сис­темы дисковых тормозов) намерены также расположиться в этом регионе. Даже если не учитывать пример Той-оты, сектор автомобилестроения был в 1997 г. ведущим в области иностранных инвестиций. Многочисленные проекты существуют в области электроники, ин­форматики и телекоммуникаций. Эти отрасли обеспечили в последние годы создание 16% рабочих мест. За этим сектором следуют деревообработка, бумажно-целлюлозная промышлен­ность и производство стекла (11%), а за ними - агропромышленный сектор и сфера услуг.















12. Интересные сведения о стране.

 

Наиболее устойчивые элементы традиционной культуры – характер поселений, жилище и национальная кухня.

Важнейшим семейным праздником, соблюдаемым в разных слоях населения, является крещение и первое причастие. Семейным праздником является и рождество – 25 декабря, один из самых широко отмечаемых во Франции праздников года. По старой традиции, в канун рождества вся семья и близкие родственники собираются вместе за праздничным столом. Задолго до рождества в деревнях начинают откармливать гусей и индеек, заготавливают свинину, кровяные колбасы. Изобилие блюд на праздничном столе считается залогом благополучия и богатства семьи. На площадях и главных улицах Парижа устанавливают огромные елки, сказочный рождественский персонаж Пер Но эль, подобно нашему Деду Морозу, приносит детям подарки.

Новый год, так же как и рождество, - семейный праздник, но его обычно отмечают не в “своем гнезде”, а у знакомых, родственников или в кафе.

Издавна очень широко в стране отмечался праздник Карнавала – самый веселый праздник весны со множеством обрядов, национальной одеждой /см. рис. 15/, исполнение которых якобы обещало урожай и благополучие.

Ярмарки, народные гулянья, шуточные состязания сопровождают и такие большие религиозные праздники, как пасха, троица и другие.

Большое значение в народном календаре французов имеет “день всех святых” – 1 ноября, поминальный праздник, который ныне носит скорее общественный, чем религиозный характер. В этот день чтят память жертв войн и поминают умерших родственников. В Париже 1 ноября совершается шествие к могиле Неизвестного солдата, над которой горит неугасимый огонь.

Национальный праздник Франции – 14 июля. Это дата взятия народом королевской крепости Бастилии и начала Великой французской революции. В Париже центр народного празднества – площадь Бастилии. Правительство отмечает этот день официальными церемониями и военным парадом на Елисейских полях.

Международный праздник трудящихся 1 Мая отмечается во Франции манифестами, французы дарят в этот день друг другу ландыши – на счастье. В этом обычае сохранился отзвук старинных поверий о магической силе растений, собранных в мае.

Непременный элемент празднеств составляют традиционные народные зрелища и игры. На юге страны излюбленным зрелищем, а для части молодежи увлекательным видом спорта издревле являются бои быков и бега коров. Здесь же, на юге, для привлечения туристов устраиваются корриды по испанскому образцу, но они менее популярны в народе.

Французов нельзя считать народом, в жизни которого спорт занимает большое место. Но спортивные зрелища здесь любят и воспринимают с энтузиазмом. Подлинным всенародным праздником становится ежегодный велосипедный кросс, маршрут которого пересекает всю страну.

Популярны здесь также футбол и регби, а из традиционных спортивных игр – игра в кегли и шары, называемые здесь були.

Любимый вид отдыха французов – рыбная ловля. Для жителей небольших городов одна из самых привычных форм досуга – уход за садом, разведение цветов.

Велика во Франции общественная роль кафе, которые для определенных социальных слоев служат местом отдыха, общения с друзьями и знакомыми, своеобразным политическим клубом.

В последние тысячелетия во Франции все большее значение приобретает местный туризм. Французы, считавшиеся домоседами, начали путешествовать. Главным приобретением среднего француза стал автомобиль. Об интересе ко всему, что связано с автомобилем, говорит неизменный успех ежегодно устраиваемого в Париже автомобильного салона, куда приезжают тысячи провинциалов.

Своеобразие историко-культурных традиций Франции отражается на системе образования в стране. Она характеризуется прежде всего строгой централизацией и административным единообразием. Франция разделена на 23 учебных округа, так называемые академии, охватывающие несколько департаментов. Центр академии – город, в котором расположен местный университет. Наряду с государственными учебными заведениями во Франции немало частных школ, большая часть которых принадлежит католической церкви. В частных учебных заведениях Франции обучается около 18% всех учащихся.

Лицей – единственный тип полной средней общеобразовательной школы. Окончившие его получают право сдавать экзамены на звание бакалавра, но выдержать его удается далеко не всем. Тем не менее только диплом бакалавра дает право поступления в высшие учебные заведения.

Высшее образование дают университеты и “большие школы” – специализированные высшие учебные заведения типа наших институтов.

Национальное культурное наследие Франции богато и разнообразно. Во Франции зародились многие течения в области культуры, повлиявшие на ход истории, науки, искусства, литературы. В современной Франции самые крупные достижения в области культуры принадлежат тем ее деятелям, которые продолжают традицию прогрессивной, демократичной культуры. Французская культура наиболее полно выразила себя в живописи. Изобразительное искусство Франции, тесно связанное с общественной жизнью своего времени, уже с XVIII века занимало ведущее место в мировой культуре.

На фоне массы чисто декоративных работ выделяются картины тех художников, которые продолжают национальные традиции, связывают свой труд с общественной жизнью страны, выражают прогрессивные идеи современности. Народ Франции гордится именами пейзажистов Марке, Утрилло, живописцев-патриотов Матисса, Пикассо, Леже, Фужеропа, остроумного рисовальщика Жана Эйфеля – мастера современного плаката.

Франция – страна высокой музыкальной культуры. В историю мировой музыкальной культуры вошли имена Берлиоза, Сен-Санса, Гуано, Бизе, импрессионистов в музыке Дебюсси и Равеля, создателей классической французской оперетты – Оффенбаха, Лек Ока, План хетта.

Совершенно особое явление в музыкальной культуре страны – французская песня (шансон). Немало французских поэтов-певцов, выступающих с исполнением своих песен, известны во всем мире. В историю французской музыки вошло имя Эдит Пиаф – “королевы французской песни”.

В мировой художественной почетное место принадлежит французскому театру. Трагедии Корнеля и Расина, драматургия Мольера, комедии Бомарше служили вехами в истории мирового театра.

Французская культура, получившая признание во всем мире, составляла до недавнего времени социальную привилегию буржуазии и интеллигенции. Основная масса культурных ценностей Франции, ее театры, концертные залы, музеи сосредоточены в Париже.

Французам принадлежит ведущая роль в создании кино и киноискусства, которое в своих лучших произведениях всегда развивало традиции прогрессивной французской культуры. Чисто французский жанр составляют так называемые пародийные фильмы. Имена Жерара Филиппа, Жана Габона, Ани Жирардо, Фернанделя и других составляют гордость французской культуры.

Велико литературное наследие Франции. Социальная заостренность, присущий французам вкус к абстрактным идеям и совершенству формы составляют его отличительные черты. Первые памятники французского литературного наследия относятся к XII веку. Самым выдающимся из них было произведение героического эпоса “Песнь о Роланде”. Французские романы той эпохи – “Тристан и Изольда”, “Роман о Розе” – принадлежат к шедеврам мировой литературы.


Страницы: 1, 2, 3