рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Федеративная Республика Германия рефераты

5.Хозяйство.

Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся конъюнктуру. Уже длительное время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешнеэкономическим потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта - 573 млрд. марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок.

 Хозяйственная мощь Германии обусловливают высокий уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях неодинакова.

 В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России после отмены крепостного права в 1861 году, который потребовал резкого увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7 раза, а российский в Германию - более чем в 3 раза. Бурный процесс расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до первой мировой войны. Уже в последние трети XIX века германский капитал основательно внедрился в российскую промышленность, железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической обстановкой. После второй мировой войны экономические отношения СССР с образовавшимися в 1949 году двумя германскими государствами складывались далеко не одинаково. ГДР быстро выдвинулась на первое место среди торгово-экономических партнеров СССР. А отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями "холодной войны". Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР среди государств. Вплоть до 1984 года товарооборот продолжал неуклонно расти, его уменьшение в 1985-1987 годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за сокращения его валютных поступлений вследствие падения мировых цен на нефть. В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют ярко выраженный позитивный подход к развитию экономического сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется коренным образом:

- к началу 1992 года на территории бывшего СССР было зарегистрировано около 800 СП с участием германского капитала.

 Экономическое положение бывшей ГДР в результате создания валютного, экономического и социального союза и объединения с ФРГ оказалось гораздо сложнее, чем ряд политиков предполагал в начале. Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики, развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот населения. Чтобы полностью интегрировать экономику бывшей ГДР с западными землями и выровнять развитие двух частей Германии нужно инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно, что это процесс займет около 8 - 10 лет. Ожидавшегося в середине или к осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло. Вместе с тем определенное оживление предпринимательской активности в отдельных сферах экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было приватизировано около 3400 госпредприятий различного профиля, большая часть из которых была передана в распоряжение средних и мелких фирм. Практически завершена приватизация розничной торговли и сферы общественного питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном производстве, издательском деле и т.п. Но в целом же к середине 1991 года ситуацию в экономике новых земель следует признать крайне сложной. По оценкам ряда экспертов, она достигла критической точки. По-прежнему отсутствует конкурентоспособная продукция, нет современного производственного оборудования, объем инвестиций недостаточен. Чрезвычайно высок уровень безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГДР в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5 млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в 1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве - соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом. Наибольшее сокращение производства произошло в отраслях, производящих потребительские товары: текстильной, легкой, пищевой промышленности. Резко сократилось производство металлов. Причина такого сокращения - резкое падение на национальные потребительские товары.

 Оценивать перспективы развития отдельных отраслей промышленности восточной Германии в 1991 году пока еще сложно, но определенные тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом необходимости развития всего хозяйства относительно успешно должны развиваться следующие сферы экономики:

 - отрасли, связанные со стройиндустрией, только если они перестроят свое производство в соответствии с требованиями спроса и качества;

 - фирмы, которые с открытием границ начали специализироваться на спрос мирового рынка, например, отдельные фирмы по производству специального оборудования, точной механики и оптики.

 Как относительно плохие следует рассматривать перспективы развития в следующих отраслях:

 - отрасли, производящие крупные серии стандартизированных изделий, где велика доля затрат на заработную плату, такие как текстильная промышленность, производство одежды, обуви, игрушек;

 - химическая промышленность, где себестоимость продукции на 30% превышает мировой уровень, так в отрасли сильно устаревшее производственное оборудование;

 - производство стали, где были выведены из производства неэффективные доменные печи и которое только с помощью западных инвесторов может быть модернизировано и конкурентоспособно.

Экономическую систему старых земель ФРГ в стране принято называть "социальным рыночным хозяйством". Этот термин выдвинул в 1947 году известный экономист А. Мюллер-Армак, бывший в первые годы существования ФРГ статс-секретарем министра экономики Л.Эрхарда. По его замыслу традиционное капиталистическое рыночное хозяйство следовало модернизировать путем активной государственной экономической политики, а также создания развитой сетки социальной защиты населения, выравнивания чрезмерных различий в доходах его отдельных слоев, вызывающих напряженность в обществе. Этот замысел в значительной мере удалось претворить в жизнь в старой ФРГ, а в настоящее время предпринимаются активные попытки интегрировать его в новые земли.

 С точки зрения механизма государственного регулирования экономики ФРГ принципиально не отличается от других стран. В этом механизме в том или ином виде представлены все известные на Западе средства, методы, направления и формы государственного воздействия на экономику. В ФРГ очень активная социальная политика государства, которая обеспечивает общественную стабильность. ФРГ по степени социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции.

 До объединения Германии ФРГ имела валовой национальный продукт на душу населения в 14460 долларов. ВНП на душу населения в бывшей ГДР составлял к концу 80-х годов 11400 долларов. Экономика старых земель характеризуется сбалансированным сочетанием крупного, среднего и мелкого бизнеса. Немецкие концерны Bayer, BASF, Siemens, Bosh, Daymler-Benz, Krupp, Masesmann и другие относятся к фирмам мирового класса. Вместе с тем по величине оборота и числу занятых, по качественным показателям производства они не часто превосходят своих японских, американских и даже итальянских конкурентов. Зато средний и мелкий бизнес в старых землях отличается исключительной для этой категории фирм силой, гибкостью и динамикой, во многом обеспечивая экономическое благополучие старых земель. В целом в объединенной Германии 99,8% всех фирм приходится на мелкие и средние предприятия. В бывшей ГДР сейчас создано Попечительское ведомство, которому предстоит в ближайшее время приватизировать 7894 государственных предприятий с числом занятых около 6 млн. человек. В ходе приватизации создается множество новых мелких и средних фирм. Например, лишь в первом квартале 1991 года возникли 55 022 экономически активные новые фирмы.

 ФРГ принадлежит к числу индустриальных гигантов современного мира. Только в старых землях объем промышленного производства достигает 1 трлн. марок. Важнейшими отраслями индустрии являются автомобилестроение, общее машиностроение, электротехника, металлургия.

6. Промышленность.

Федеративная Республика Германия – страна современной высокоразвитой индустрии. На фабриках и заводах работает её каждый второй житель, занятый в хозяйстве. Промышленность даёт более половины валового национального продукта, от неё зависит экономическое положение страны. Заводы и фабрики есть в ФРГ повсюду. Ото и крупные индустриальные скопления, такие, как задымленный Рур или гигантские верфи и нефтеперерабатывающие заводы Гамбурга, и новые  предприятия электроники и химии в сельской местности, или, как говорят в ФРГ, «на зелёном лугу».

     Символами новой промышленности Германии становятся серебряные корпуса атомных электростанций, лёгкие конструкции заводов электроники, лабиринты трубопроводов на почти безлюдных предприятиях  нефтепереработки или нефтехимии. В настоящее время основным фактором развития и «преобразователем» стала научно – техническая революция. Она проявляется во всём: в ломке промышленной структуры, в индустриализации сельского хозяйства, в резком увеличении затрат на науку и образование, в росте престижа и притегательнояти центров научно – технического прогресса. Но процесс этот сложный. Научно – техническая революция началась в ФРГ на 10-15 лет позже, чем в США. Поздний старт заставлял монополии Западной Германии перестраиваться более быстро и позволял использовать опыт других стран. До середины 60-х годов развитие индустрии можно было назвать «наукоэкономящим», затраты на науку и образование были небольшие, набор экспортной продукции оставался более или менее традиционным: станки, электрооборудование, автомашины. С середины 60-х развитие индустрии стало более интенсивным,  происходят быстрые перемены в структуре промышленности и экспорта.

      Однако не все области индустрии находились «на волне»; энергично развивались новые и новейшие, многие же старые переживали кризис и свёртывались. В западной Германии 50-х годов ещё доминировал угольно – металлургический комплекс и тяжёлое машиностроение. Но за 1950-1970 гг. во много раз выросла нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, электротехника. Были созданы совершенно новые отрасли – электроника, авиаракетная, атомная техника и атомная энергетика. Доля новых и новейших отраслей выросла почти вдвое. Лицо германской индустрии определяет теперь нефтепереработка, электротехника и автомобилестроение.

      От этих отраслей зависит ныне положение ФРГ на внешних рынках. На экспорт идёт более 40 % автомобилей, 30 % химикатов, более 20 % изделий электроники и электротехники. По вывозу автомобилей и многих других изделий ФРГ занимает первое место в мире.

         Научно – техническая революция усилила концентрацию производства: выживали в конкурентной борьбе лишь сильнейшие монополии. Каждый четвёртый рабочий и служащий занят на предприятии, принадлежащем какой – либо из 25 ведущих монополий ФРГ. Четыре концерна – Тиссена, Гёша, Круппа и «Зальцгиттер АГ» - контролируют ныне 9/10 оборота чёрной металлургии. «Большая четвёрка в автомобилестроении («Фольксваген», «Даймлер – Бенц», «Опель» и «Форд») даёт около 9/10 автомашин. И так во всём: 15 концернов универмагов контролируют 1/3 всего оборота торговли. Семь монополий пищевой промышленности оставили своим конкурентам на рынке «мини – часть», равную 7 %.

      Научно – техническая революция изменила многое в снабжении ФРГ сырьём, а значит, в размещении промышленности. Импортные нефть и газ потеснили местный уголь; вместо местной руды из рудников Зигерланда или «соседней» руды французской Латаринлгии начался массовый импорт более качественной заморской руды из Либерии и Бразилии. Близость к углю, Руру раньше была чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Сегодня условия снабжения топливом изменились, уголь уже не главный вид топлива; вся территория страны пересечена нефтепроводами, цены на мазут практически одинаковы везде. Для развития промышленности стало важным близость к путям доставки сырья  и топлива извне. Индустрия в последние годы двигалась к морю, навстречу потокам импортного сырья, и в сельскую местность – в поисках наиболее дешёвой рабочей силы. На размещение промышленности стало создание новых центров науки и образования, к которым тяготеют новейшие отрасли. Кроме старинных университетов в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене или традиционных тихих университетских городов Геттингена, Гейдельберга, Тюбингена появились новые центры образования: Рурский университет в Бохуме, университет в Дюссельдорфе, Касселе, Констанце; возникло несколько научно – исследовательских центров – монополий.

     Итак, отдельные отрасли хозяйства развивались неравномерно; в результате имеются высокоразвитые и бедствующие районы.

     Большое изменение претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама и Вильгельмхафена к Кёльну и от средиземноморских портов на юго – Западе и Юг ФРГ. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Более 70 % нефтепереработки контролируется американскими и английскими монополиями. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Однако потребности страны всё равно не удовлетворяются, поэтому часть нефтепродуктов ввозится. Свои источники газа в ФРГ также невелики – лишь в районе Эсланда на северо-западе. Когда-то газовое хозяйство базировалось на каменном угле, но теперь происходит его перестройка на природный газ, а это означает увеличение импорта. Резко сократилась в ФРГ добыча каменного угля. Угольный концерн «Рурколе АГ», в руках которого почти вся добыча в Руре, работает с убытком. Довольно стабильной остаётся добыча бурого угля. Бурый уголь имеет надёжных потребителей – электростанции и брикетные фабрики, а главное, это самый дешёвый вид топлива в ФРГ. Основная часть его добывается в четырёх карьерах Нижнерейнского (Кёльнского) бассейна. Добыча ведётся открытым способом и полностью механизирована.

     Каменный и бурый уголь – основа электроэнергетики Рейнско-Рурского района, на который приходится около половины всех мощностей электростанций. Линии электропередач идут отсюда во все концы страны. Только в Баварии работают гидроэлектростанции на альпийских реках – Инне и других притоках Дуная. Перспективы электроэнергетики – в строительстве атомных электростанций. Атомная энергетика – типичный пример отрасли, созданной государством.

    Сложны в настоящее время проблемы чёрной металлургии. Её производственная база перестроена: господствующим стал кислородно-конверторный способ плавки стали. Выросло производство электростали, идут работы по прямому восстановлению металла из руды. Однако размещение металлургических заводов в основном в Руре и Сааре при огромном импорте руды стало маловыгодным. Приморские заводы имеют преимущество: они могут использовать и дешёвый американский уголь. Рур получает импортную руду (из Швеции, Бразилии, Либерии и Канады) двумя путями: главным - по Рейну и вторым – по каналу Дортмунд – Эмс. Ещё сложнее положение сухого района – Саара, который вынужден использовать лотарингские руды. Третий район – Зальцгиттер базируется на своей руде. Но и он уже переключился на более дешёвую и качественную привозную. Единственный крупный приморский металлургический завод в ФРГ – в Бремене, где к «Везерпорту», к его домнам, подходят рудовозы. С чёрной металлургией связаны старые, наиболее металлоёмкие отрасли машиностроения. Производство оборудования для шахт рудников, для самих же металлургических заводов сосредоточено в Руре, здесь же и в Баден-Вюртемберге делают станки. В Зальцгиттере строят вагоны, производят оборудование для химических заводов.

      Новые отрасли машиностроения, такие как автомобилестроение, в меньшей степени зависят от очагов металлургии. Автомобильной столицей ФРГ называют Вольфсбург – небольшой городок на северо-востоке страны, где находится головной завод концерна «Фольксвагенверк». От гигантского завода в Фольфсбурге «отпочковалось» несколько филиалов – в Ганновере, брауншвейге и Касселе. Специально для экспорта за океан был построен автосборочный завод  в Эдмене. Другой гигант автомобилестроения – «Даймлер-Бенц» возник в 20-х годах в результате слияния двух фирм. Головной завод концерна размещается в Штутгарте, а несколько филиалов, которые производят и грузовые машины, – в его пригородах. Две крупнейшие фирмы автомобилестроения принадлежат американскому капиталу. «Форд» ещё до войны обосновался в Кёльне, а «Дженерал моторс» полностью владеет фирмой «А. Опель» с заводами в Рюссельгейме (у Франкфурта) и Бохуме. Автомобилестроение ныне уже не процветающая отрасль. Внутренний рынок близок к насыщению. Содержание автомобиля обходится всё дороже, сильно выросли цены на бензин.  К тому же, как на внутреннем, так и на внешнем рынках усилилась конкуренция.

    На одном из первых мест в мир находится германское судостроение. Оно выпускает и крупные танкеры, и контейнеровозы, и целые рыболовные флотилии, и так называемые, рейнские суда для внутренних путей. Главные судоверфи расположены в Гамбурге и Киле.

Страницы: 1, 2, 3