Экономико-географическая характеристика Южного Федерального округа РФ. Влияние экономико-географического положения на размещение ведущих отраслей производства
1.4
Внешнеэкономические связи
Южный федеральный округ занимает ключевое
экономико-географическое положение и является стратегически важным для России.
Как пограничный регион,
он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и
Прикаспийского бассейнов для установления стабильных межгосударственных
отношений, закрепления экономических и политических позиций России в этих
регионах.
Присоединение к Южному федеральному
округу Астраханской и Волгоградской областей, традиционно являвшихся регионами
Поволжья и входивших в состав Северо-Кавказского военного округа, позволило
существенно увеличить территорию Южного федерального округа в северном
направлении, усилить русскоязычную составляющую и экономические параметры
округа за счет промышленно развитых и экономически устойчивых нижневолжских
субъектов Российской Федерации.
Расположенный на
пересечении важных сухопутных, морских, воздушных коммуникаций между странами
двух континентов и обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой
и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую
возможность для укрепления экономики страны посредством организации транзитного
пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, а также
активизации других форм ВЭО.
Северо-западная часть
акватории Каспийского моря, как составная часть региона, располагает
благоприятными условиями для развития международных транспортных коммуникаций,
способных обеспечить связь по кратчайшему маршруту европейских стран со
странами Ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем.
Через южные морские порты
осуществляется около 70% всего внешнеторгового оборота страны. В этом районе
сосредоточены крупные запасы
углеводородного сырья, разработка которых должная вестись в рамках
международного сотрудничества.
Неудовлетворительное
состояние инфраструктуры для развития внешнеэкономических связей России
является значительным препятствием для включения в МРТ, соответственно, и для
реализации стратегии ВЭО страны и входящих в нее регионов.
Южный макрорегион
выступает связующим звеном между странами Закавказья, Восточной Европы и Азии,
его границы проходят по трем морям. Международное и межрегиональное
экономическое сотрудничество в рамках данного округа дает исключительный шанс
для интеграции в
мировую экономику.
Внешняя торговля и
товарная структура экспорта и импорта Южного Федерального округа представлены в
Приложении.
Приведенная экономико-географическая
характеристика Южного Федерального округа показывает, что размещение и ресурсообеспеченность
данного региона действительно могут помочь развитию экономики России. Но в
Южном округе существует множество проблем, которые тормозят экономическое
развитие региона, и это не позволяет ему внести более весомый вклад в
возрождение Российской экономики.
Глава 2.
Проблемы и перспективы развития Южного Федерального округа
2.1 Проблемы
и задачи развития региона
За многовековую историю
края здесь накопилось много противоречий между центром и периферией, между
народами и религиями, между коренными и переселенцами; между реабилитированными
"возвращенцами" и теми народами, которые избежали репрессий и заняли
земли спецпереселенцев.
Все это обусловило
чрезвычайно взрывоопасную этнополитическую обстановку. Самые крупные этнические
конфликты последних лет вспыхивали в этом районе, а призрак сепаратизма,
бродящий по постсоветскому пространству, в России материализовался на Северном
Кавказе.
Регион экономическими,
этническими, инфраструктурными нитями связан с Закавказьем, где вот уже почти
десять лет не затухают конфликты. Все, что происходит негативного к югу от
Главного Кавказского хребта, отражается на обстановке к северу от него, и
наоборот.
Поэтому на фоне общего
экономического спада в России в период реформ падение производства в южных
регионах проявилось более заметно, и вряд ли эта тенденция изменится в
ближайшее время.
Рассмотрим более подробно
экономические проблемы Южного Федерального округа.
1. Данный регион и раньше относился к районам с высокой
трудообеспеченностью. В последние же годы в связи с общим экономическим
кризисом, осложнением производственно-финансовой деятельности предприятий
произошло высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный.
Положение усугубляется еще и тем, что в округ прибывает большое количество
вынужденных переселенцев и беженцев, а также ушедших в запас военнослужащих.
Очевидно, в этих условиях проблема занятости и рационального использования трудовых
ресурсов приобретает особую актуальность. Уровень безработицы в округе достигает 19,1% (табл. 3).
Таблица 3
Безработица в
январе–феврале 2008 года.[5]
|
Численность
официально зарегистрированных
безработных на конец периода
|
тыс.
человек
|
в % к соответствующему
периоду предыдущего года
|
в % к экономически
активному населению
|
Республика
Адыгея
|
8,5
|
88,4
|
4,1
|
Республика
Дагестан
|
54,4
|
98,9
|
4,5
|
Республика
Ингушетия
|
47,8
|
105,3
|
27,4
|
Кабардино–Балкарская
Республика
|
34,7
|
106,5
|
8,4
|
Республика
Калмыкия
|
5,6
|
98,9
|
3,9
|
Карачаево–Черкесская
Республика
|
7,6
|
129,3
|
3,7
|
Республика
Северная
Осетия–Алания
|
18,7
|
146,3
|
5,9
|
Чеченская
Республика
|
323,7
|
101,7
|
66,8
|
Краснодарский
край
|
18,5
|
94,1
|
0,7
|
Ставропольский
край
|
25,8
|
76,8
|
1,9
|
Астраханская
область
|
8,7
|
60,3
|
1,7
|
Волгоградская
область
|
19,9
|
88,6
|
1,5
|
Ростовская
область
|
27,2
|
86,6
|
1,2
|
2. Остается низким уровень жизни населения
округа. Потребительские расходы на душу населения в восьми субъектах Федерации
ниже прожиточного минимума, а в Республике Ингушетии эти расходы в четыре раза
ниже стоимости минимально необходимого набора продуктов, товаров и услуг (табл.
4).
Таблица 4
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ
ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА (в
процентах от общей численности населения субъекта).[6]
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Российская
Федерация
|
29,0
|
27,5
|
24,6
|
20,3
|
17,6
|
17,7
|
15,3
|
Южный федеральный
округ
|
|
|
|
|
|
|
|
Республика
Адыгея
|
37,2
|
41,3
|
34,6
|
34,9
|
33,7
|
33,2
|
34,3
|
Республика
Дагестан
|
72,6
|
69,0
|
59,7
|
47,3
|
30,1
|
24,9
|
11,9
|
Республика
Ингушетия
|
94,3
|
88,0
|
87,4
|
81,4
|
73,3
|
63,2
|
57,4
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
57,5
|
52,3
|
36,62)
|
31,9
|
26,5
|
24,7
|
19,8
|
Республика
Калмыкия
|
66,4
|
52,6
|
56,6
|
53,8
|
54,0
|
60,3
|
48,7
|
Карачаево-Черкесская
Республика
|
62,5
|
54,4
|
40,9
|
35,6
|
28,5
|
26,1
|
19,7
|
Республика
Северная Осетия - Алания
|
33,2
|
40,8
|
36,0
|
28,1
|
18,2
|
16,8
|
16,3
|
Чеченская
Республика
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
Краснодарский
край
|
43,7
|
36,8
|
32,0
|
28,1
|
26,6
|
26,1
|
22,9
|
Ставропольский
край
|
45,2
|
43,1
|
39,4
|
33,6
|
28,7
|
24,5
|
21,6
|
Астраханская
область
|
33,4
|
31,1
|
26,2
|
22,9
|
20,1
|
19,2
|
17,0
|
Волгоградская
область
|
34,9
|
29,3
|
26,8
|
21,4
|
17,9
|
17,2
|
11,2
|
Ростовская
область
|
33,1
|
30,8
|
27,9
|
23,2
|
19,1
|
18,5
|
18,1
|
Величина прожиточного минимума в
округе отражена в табл. 5.
Таблица 5.
Величина прожиточного минимума в
Южном Федеральном округе за III квартал 2006 года[7]
(рублей в месяц)
|
Все
население
|
В том числе по
социально-демографическим группам
|
Трудоспо-собное
население
|
Пенсищ-неры
|
дети
|
Республика Адыгея
|
2880
|
3123
|
2352
|
2822
|
Республика Дагестан
|
2416
|
2567
|
1846
|
2305
|
Республика Ингушетия
|
2766
|
3016
|
2177
|
2523
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
2504
|
2693
|
1896
|
2406
|
Республика Калмыкия
|
2623
|
2837
|
2076
|
2537
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
2628
|
2854
|
2142
|
2467
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
2579
|
2781
|
2095
|
2466
|
Чеченская Республика
|
3012
|
3333
|
2294
|
2769
|
Краснодарский край
|
3172
|
3402
|
2641
|
3061
|
Ставропольский край
|
2970
|
3216
|
2328
|
2846
|
Астраханская область
|
2783
|
3040
|
2089
|
2653
|
Волгоградская область
|
2726
|
2965
|
2148
|
2724
|
Ростовская область
|
3021
|
3274
|
2364
|
2970
|
3. Неэффективен государственный
сектор экономики. Деятельность предприятий смешанной формы собственности в
основном убыточна. Снижена активность территориального управления по
финансовому оздоровлению и банкротству. Растет количество налоговых
преступлений.
Иными словами, развитие экономики
все еще находится на грани риска. Необходимо решить проблему перехода к
устойчивой экономической системе, а не к ситуативному латанию дыр, поскольку кризисная
экономическая ситуация сказывается также на социальной и межнациональной
напряженности в округе.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|