рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Китая рефераты

География новейших производств характеризуется широким их распространением благодаря невысокой материалоемкости изделий, хорошей транспортабельности сырья, деталей и конструкторской базы, концентрируются в крупных городах приморской части страны.

Таким образом, КНР в настоящее время развивается как «старые» отрасли промышленности, так и новейшие отрасли с менее затратным ресурсным производством. Китай обладает самыми последними новейшими технологиями. Это обусловлено рядом причин: близость Японии, что способствует обмену между двумя государствами; выгодное экономико-географическое положение и большая территория; наличие квалифицированных специалистов.


1.4 ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ

Увеличивающиеся различия между городом и деревней уже сейчас стали крупным вызовом, перед которым стоит развитие страны, и самым крупным системным препятствием на пути развития производительных сил и социального прогресса. Различия между городом и деревней проявляются в следующем [10]:

1) увеличивается разница в доходах городских и сельских жителей;

2) растут различия в потребительских расходах; с учетом финансовых дотаций жителям городов и поселков уровень потребления в деревне в 6 раз ниже городского;

3) увеличивается разница в предоставлении общественных услуг; в селе накапливается большое количество населения с низкими качественными характеристиками, особенно это касается западных районов страны; крайне несправедливо распределены образовательные ресурсы между городом и деревней, очень велики различия в распределении ресурсов общественного здравоохранения, в уровне медицинского страхования, обеспечения средствами связи;

4) велики различия в производительности труда.

Увеличение различий в развитии районов. Китай – страна с самыми большими в мире различиями в развитии регионов, по существу «в одном Китае существуют четыре мира». Первый мир – уже вошел в группу районов с высокими доходами по мировым стандартам (Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь), в нем проживает всего 2,2% от населения страны. Второй мир – районы со средне-высоким по мировым нормам уровнем доходов (Тяньцзинь, Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу и прочие приморские регионы), доля в численности населения страны – 21,8%.[3] Третий мир – регионы со средне-низкими по мировым масштабам доходами, 26,0%. Четвертый мир – регионы с низким уровнем доходов, к ним относятся бедные районы Центрального и Западного Китая, удельный вес в численности населения страны – около 50%. Различия проявляются не только в доходах и ВВП на душу населения, но и в других социально-экономических показателях. Половина населения Китая имеет низкий, с мировой точки зрения, уровень доходов. По размерам национального дохода на душу населения Китай уже вышел на нижнюю границу среднезажиточного общества, но этот уровень не только очень низок, но и распространен крайне неравномерно.

Экономические зоны. В мире существует только немного стран с такими глубокими природными, историческими и социально-экономическими различиями между их районами, как в Китае. Если применить по отношению к этой стране общую концепцию Центра, Полупериферии и Периферии, то ее территорию не так трудно подразделить на три большие части. Собственно говоря, именно это концепция фактически и нашла отражение в официальном выделении в Китае трех экономических зон – Восточной, Центральной и Западной.

Восточную зону образуют девять приморских провинций и автономных районов Китая, а также имеющие права провинций три города центрального подчинения – Пекин, Шанхай и Тяньцзинь. Это наиболее развитая в социально-экономическом отношении часть страны с крупной тяжелой и легкой промышленностью, с интенсивным сельским хозяйством, с густой транспортной сетью и довольно развитой социальной сферой. Благодаря прежде всего обилию морских портов это также самая включенная в мирохозяйственные связи часть Китая. После начала экономических реформ именно она испытала тот бурный экономический подъем, который во многом предопределил все китайское «экономическое чудо». Именно здесь возникли современные наукоемкие отрасли производства, именно сюда поступила, да и продолжает поступать основная часть иностранных инвестиций. Экономика Восточной зоны стала по существу экспортноориентированной. [1]

Центральная зона включает в себя девять провинций и автономных районов Северо-Восточного, Северного и Центрального Китая, а также один город центрального подчинения – Чунцин. По площади она превосходит Восточную зону, но по численности населения и уровню промышленного развития значительно ей уступает. Экономика ее пока гораздо менее открыта и связана в основном с использованием собственных людских, минеральных и природно-климатических ресурсов. Например, провинция Шаньси выделяется во всем Китае по масштабам развития угольной промышленности (Датун), провинции Хэнань и Хунань – производством риса и других сельскохозяйственных культур, а автономный район Внутренняя Монголия – скотоводством. [1]

Западная зона также включает в себя девять провинций и автономных районов Китая. Вместе они занимают более половины всей его территории, но по доле в населении и промышленной продукции сильно уступают двум другим зонам. Общий экономический профиль этой зоны можно определить как аграрно-индустриальный. Во всех ее частях определяющей отраслью было и остается сельское хозяйство, к тому же нередко экстенсивное. В промышленности преобладает добыча и переработка первичного сырья. Для этой зоны характерна не только низкая плотность населения, но и наличие огромных неосвоенных или малоосвоенных пространств. [1]

Зоны совместного предпринимательства. Весьма разнообразна и китайская практика создания зон совместного предпринимательства. Существует несколько их видов. В созданных в начале 80-х гг. на юго-восточном побережье Китая специальных экономических зонах (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь) экспортная направленность промышленности сочетается с развитием сельского хозяйства, финансового сектора, туризма и т.д. В 1988 г. еще одной (пятой по счету) такой зоной стал остров Хайнань Хайнань и чуть позже – Аомынь (см. Приложение1). Созданные в 1984-1992 гг. в 14 «открытых» городах восточного побережья Китая так называемые зоны экономического и технического развития ориентированы прежде всего на техническую модернизацию сложившихся индустриальных комплексов. Сформировавшиеся в 1985-1988 гг. «открытые» приморские зоны (в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, на юге провинции Фуцзянь, на полуостровах Ляодун и Шаньдун) занимают значительную часть сельских районов соответствующих провинций; в них развиваются главным образом экспортные трудоемкие отрасли промышленности.

В начале 90-х гг. было положено начало созданию так называемых зон высоких технологий – научно-производственных парков, функцией которых является разработка принципиально новых технологий и материалов, организация экспериментальных мелкосерийных производств. В настоящее время в КНР насчитываются 52 такие зоны. С 1992 г. в стране создается сеть зон свободной торговли (свободных таможенных зон), специализирующихся на экспортно-импортных операциях.

Различия между регионами страны, в особенности Западными и Восточными, весьма заметны не только по социальному уровню жизни жителей, а также по экономическим показателям. Для смягчения данных региональных различий правительство Китайской Народной Республики создает свободные экономические зоны, описание некоторых видов приведена выше.



2 РЕФОРМЫ, ИЗМЕНИВШИЕ КНР


Китай не только поздно приступил к индустриализации, но и имел крайне низкий стартовый уровень. Доходы на душу населения в начале индустриализации в Европе и Америке были значительно выше, чем в Китае на этой же стадии. Низкий уровень доходов на душу населения в Китае в 50-е годы отражал огромную разницу в развитии по сравнению с индустриальными странами Европы и Америкой.

Курс на экономические реформы был провозглашен в конце 1978 г. Главным идеологом этих реформ стал Дэн Сяопин. Ему же приписывают и выдвижение новой формулы, которая стала с тех пор определяющей, - «создание в стране системы социалистической рыночной экономики», и обоснование задачи строительства «социализма с китайской спецификой», и программу «четырех модернизаций» - промышленности, сельского хозяйства, образования и обороны. Разработанная на этой основе стратегия социально-экономического развития не ставила своей задачей достижение немедленных результатов. Она исходила из необходимости постепенного реформирования экономики с последовательным прохождением ею «трех шагов». [1]

Всего же за 20 лет реформ ВВП Китая вырос в 6 раз, а в расчете на душу населения – в 4,5 раза. По темпам его роста (7-10% в год) Китай догнал и даже перегнал новые индустриальные страны Азии. Заработная плата увеличилась в 10 раз, доходы крестьян – в 16 раз. Производительность труда повысилась в пять раз. [1]

Всего этого удалось добиться благодаря проведенным в стране коренным социально-экономическим преобразованиям. Во-первых, они изменили отношения собственности. Вместо единой государственной собственности в Китае была фактически восстановлена многоукладная экономика с четырьмя видами собственности – государственной, коллективной, индивидуальной и частной. Например, уже к середине 1990-х гг. доля государственного сектора в промышленности уменьшилась до 40%. При этом государство сохранило за собой контроль за стратегически важными отраслями. Во-вторых, реформы затронули вопросы планирования. В-третьих, претерпела большие изменения инвестиционная политика. Основные инвестиции были направлены на создание инфраструктуры, на развитие приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства, наука и культуры, жилищно-коммунального сектора. В-четвертых, многое было сделано для того, чтобы трансформировать китайскую экономику из закрытой в открытую, активно участвующую в международном географическом разделении труда и привлекающую иностранные инвестиции.

Реформы «первого шага» начались с сельского хозяйства, где вместо не оправдавших себя народных коммун была введена система семейного (дворового) подряда. Такая новая система хозяйствования сыграла определяющую роль в повышении урожайности и увеличения валовых сборов главных сельскохозяйственных культур. Поскольку в китайской деревне все равно оставалось много рабочих рук, была создана так называемая сельская промышленность – многие миллионы малых предприятий, на которых заняты около 140 млн. сельских жителей. [1]

Затем начались реформы в промышленности, где были введены в строй тысячи новых заводов и фабрик. Сначала они затронули главным образом текстильную и другие отрасли легкой промышленности, потом – тяжелую. Одновременно увеличился выпуск промышленных товаров народного потребления. Но постепенно акцент начали смещать в сторону более дорогих и наукоемких изделий, таких, как промышленная электроника, космическая и ракетная техника. [1]

Негативные результаты реформ [составлено по Максаковскому]:

·          Экономика оставалась ресурсозатратной

·          Оставалась явная и скрытая безработица

·          Товары, производимые в сельской местности, примитивны и не отвечали городскому потребительскому спросу

·          Усиление коррупции в партийном и государственном аппарате

·          Возрастание социального неравенства

·          Распространение экономической и уголовной преступности

За 50 лет после образования КНР в Китае отмечалось ускоренное развитие, особенно после 1978 г. начался этап экономического взлета, была существенно сокращена разница с ВВП на душу населения по сравнению с развитыми странами и мировым уровнем. В 1998 г. ВВП на душу населения в Китае составил 3117 долларов, отставание от Западной Европы сократилось до 5,8 раз, от США до 8,8 раз, но от Японии увеличилось до 6,6 раз, разница по сравнению со среднемировыми показателями уменьшилась до 1,83 раза. В сокращении отставания от развитых стран проявились особенности догоняющей модели индустриализации. [10]

Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики – постепенным осуществлением реформ, асинхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время необходимо учитывать качественные отличия китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе государственного сектора, а на ряду с ним. Во многом за счет этого в КНР в последние два десятилетия были достигнуты высокие темпы экономического роста.



3 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КНР

Свобода действий Пекина в значительной мере определяется абсолютными и относительными размерами ВВП. Опережающее наращивание ВВП, сравнительно с основными конкурентами, позволит Китаю обрести достаточный вес и возможности, чтобы попытаться реконструировать международный политический порядок в своих интересах. Превращение Китая в ведущую экономическую державу мира, превосходящую США по паритету покупательной способности национальной валюты, произойдет не ранее 2015 - 2020 г.

Рис.1 ДОЛЯ КРУПНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ В МИРОВОМ ВВП (ПО ПАРИТЕТУ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ)


Но возможность отхода от "расчетливой" политики определяют не только количественные, но и качественные параметры экономики. Лишь с превращением Китая из страны развивающейся в страну развитую, ориентирующуюся в первую очередь на внутренний рынок, на собственные ресурсы, он будет в состоянии проводить нормальную международную политику, свойственную "подлинно великим державам". Свою лепту как в сохранение "расчетливой политики", так и в возможный переход к "политике напористой" может внести и обострение нехватки природных источников сырья и энергии. Уменьшить свою зависимость от внешних поставок энергоносителей Китай сможет также не ранее 2020 г. Так что теперь перед Китаем стоит одна из глобальных проблем – переход от ресурсозатратного производства к более современным и менее затратным, технологиям.

Повышающаяся из года в год роль Китая в мировой экономике ведет к тому, что он становится экономическим ядром Восточной Азии, замещая собой Японию и США. Вливаясь в мировую экономику, Китай одновременно создает региональную политику и экономику, формирует стратегический пояс вокруг китайской экономики.

При создании региональных институтов Китай не ограничивается регионом Восточной Азии, но распространяет их на Центральную Азию и Россию. Эти связи еще не достигли уровня регионального единства, но ведущая роль Китая в создании ШОС, обеспечивающей ему безопасность на севере и северо-западе и укрепляющей экономическое сотрудничество с Центральной Азией и Россией, является, по мнению Мэнь Хунхуа, выдающимся успехом китайской стратегии создания региональных институтов.

Несмотря на провозглашаемую политику открытости, даже после вступления в ВТО Китай снизил средний уровень пошлин на импорт с 15,3% до 12% в 2002 г. и еще взял обязательства довести этот показатель до 10% только к 2005 г. В Беларуси он еще до вступления в эту организацию существенно ниже. Вместе с тем с помощью мер нетарифного регулирования там умело защищают внутренний рынок. Следует иметь ввиду, что с целью стимулирования строительства сборочных автомобильных заводов в этой стране действовали фактически запретительные пошлины на ввоз автомобилей – 80-100%, к 2005 г. они должны быть снижены до 25%. А, скажем, НДС для отечественных чипов равняется 3%, тогда как для импортных – 17%. [14]

Немалое внимание уделяется китайской стратегии регионализации и, в частности, созданию зоны свободной торговли Китай-Сянган-Япония-Республика Корея в качестве одного из первых шагов к интеграции государств Южной и Юго-Восточной Азии в единую зону свободной торговли и формированию такой зоны в рамках всего АТР.


По мере развития технологий производства встает острый вопрос о ресурсах. Наглядным примером может служить прогнозная оценка динамики потребления нефти (см. рис.2). К 2010 г. более половины используемой на производстве нефти будет закупаться из-за рубежа. По графику на цифры 2020-2030 гг. особо полагаться не стоит в силу того, что техника производства развивается с каждым днем.


РИС.3 10 СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ, 2006



Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешнеэкономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.

Основные партнеры КНР в 2005 году по импорту: Япония – 15,2%, Южная Корея – 11,6%, Тайвань – 11,2%, США – 7,4%, Германия – 4,6%. Партнеры по экспорту: США – 21,4%, Гонконг – 16,3%, Япония – 11%, Южная Корея – 4,6%, Германия – 4,3%. Отсюда видно, что КНР имеет ярко выраженных торгово-экономических партнеров. [19].

На рис.3 изображена 10-ка стран по экспорту в 2006 г.: Китай в прошлом году получил от экспорта 974 млрд. долл., тогда как в 2002 г. – 405 млрд. долл. С 2002 г. Китай обошел по денежным поступлениям Японию, это свидетельствует о политике наращивания производства экспортноориентированной продукции, что также сопровождается активным поиском новых рынков сбыта.

На внешнеэкономические и политические связи КНР со многими странами окажут предстоящие Летние Олимпийские игры – 2008, которые пройдут в столице страны – Пекине. Это событие не остается без внимания иностранных инвесторов, которые вкладывают капиталовложения в строительство различных сооружений, средств размещения, реконструкцию, модернизацию предприятий сферы услуг. Однако руководству КНР также предстоит выделить значительную сумму на проведение Олимпийских игр. Данное мероприятие будет стимулировать приток иностранных гостей, а также послужит эффективной рекламой этой страны на всем земном шаре.

Возможны два сценария дальнейшего развития КНР:

Согласно первому, юань начнет постепенно расти по отношению к доллару, уровень жизни будет повышаться, внутренний рынок расширятся, а отечественные компании включатся в активную конкуренцию с иностранными фирмами в самом Китае. При этом темпы роста ВВП снизятся с 8-9 до 4,5-5,5% в год. Такой механизм развития окажется стабильным ближайшие 20-30 лет, не нарушая глобальной хозяйственной конфигурации. Как минимум до середины столетия КНР не сможет претендовать на лидирующие позиции в мировой экономике; юань станет третьей основной валютой после евро и доллара. [14]

Согласно второму сценарию, Китай продолжит свое движение по экстенсивному пути. Изменения в мировой конъюнктуре приведут к тому, что он станет менее привлекательным для инвестиций; торговые войны сократят экспорт, рассматриваемый на Западе как фактор угрозы экономической безопасности. Развитие резко замедлится, подъем уровня жизни населения прекратится, что может создать предпосылки для социальных конфликтов. В ходе такого кризиса будет невозможно воспользоваться теми методами, которые применялись в ходе кризиса 1997 года, т.к. это вызовет глобальные катаклизмы, невыгодные и самому Китаю. [14]

Проблема в том, что китайские реформаторы должны найти тот темп перемен, который позволил бы миру вновь успокоит дыхание.



4 КНР И БЕЛАРУСЬ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ


Различия Беларуси и Китая существенны. Прежде всего, они касаются, конечно, размеров и стартовых условий. Беларусь вступила в полосу реформ, будучи индустриальным государством с преимущественно городским населением (70%) и значительным научно-техническим потенциалом, тогда как Китай начинал их в качестве аграрной страны с преобладающей долей сельских жителей (63%) и низко развитой наукой и техникой, невысоким коэффициентом образованного населения. [14]

Кроме того, китайские преобразования берут отсчет с 1978 г., а белорусские – с 1991 г., т.е. на 13 лет позднее. Вместе с тем произведенный анализ показывает, что в наших подходах к ним много общего.


Рис.4 РОСТ ВВП КИТАЯ И БЕЛАРУСИ В 1991-2004 ГГ.


Как видно из рис. 4 на протяжении 1991-1997 гг. темпы роста ВВП Китая намного превышали темпы роста ВВП Республики Беларусь. С середины 1997 г. различия между странами несколько сократились. Если посмотреть на темпы роста ВВП КНР, то они не так резко изменяются на протяжении 1991-2004 гг., нежели темпы роста ВВП Беларуси, это свидетельствует об относительной стабильности экономики КНР.

Главная общность белорусских и китайских реформ – их нацеленность на развитие при сильной социальной направленности. Это не перемены ради перемен, они совершаются для всего народа. Властям любого государства нужно находить баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Руководству наших стран это пока удается. Поэтому систему, которую строят в Китае, называют социалистической рыночной, а в Беларуси – социально ориентированной рыночной экономикой.

В Китае существует значительное имущественное расслоение. Индекс Джини равен 44 (2002 г.) (примерно такой же, как в США, - 40,8, но меньший, чем в России, - 48,7). Для Республики Беларусь характерен меньший диапазон неравенства (30,4 в 2000 г.). [19]

Вторая общая черта реформ – активное влияние государства на протекающие процессы. Существует мнение, что, освободив цены и открыв экономику внешнему миру, оно может самоустраниться из экономики, отдав регулирующую функцию на откуп рыночным механизмам. Однако в переходный период рынок необходимо целенаправленно формировать, прежде чем он начинает управлять поведением предприятий и домашних хозяйств.

Общее у Китая и у Беларуси – сильные личности у руля государства на этом ответственном этапе: в Китае это были Дэн Сяопин и Цзян Цзэмин, в Беларуси – А.Г. Лукашенко.

Третья общая черта проистекает из двух первых – наши страны отказались от шоковой терапии и последовательно, согласно принятым планам либо, экспериментируя, реформируют свои экономики.

Важной параллелью представляется и отказ от постепенной и неэффективной приватизации. В Китае популярен лозунг: «Эффективного собственника нужно сначала вырастить в негосударственном секторе». Многие проблемы на быстро приватизированных предприятиях в переходных странах возникли в том числе из-за того, что их новые владельцы не имели достаточного опыта управления в изменившихся условиях.

В белорусской, как и в китайской, экономике сегодня представлены три сектора: государственный, смешанный и частный.

Возможность влиять на частный сектор в настоящий момент затрудняется проникновением на отечественный рынок крупных российских сетевых структур. Вместе с тем в Беларуси закладываются основы для новой структуры экономики – нефтехимии, машиностроения, инноваций, логистики, оффшорного программирования. Это создает все условия для реализации самых амбициозных планов и целей. Именно развитие таких наукоемких и ресурсосберегающих отраслей привлекает китайских инвесторов в Беларусь.

ТАБЛИЦА 5 ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ И БЕЛАРУСИ В 2006 г.


Китай

Беларусь

Население, млн. человек

1,313,973,713

9,714,000

Прирост населения, %

0.59%

-0.06%

Грамотность населения

90.9%

99.6%

ВВП (по паритету покупательской способности), млрд.$

10 000

79,23

ВВП на душу населения (по ППС), $

7,800

7,600

Доля в ВВП



сельского хозяйства

11.9

14.0

промышленности

48.1

34.7

сферы услуг

40.0

51.3

Безработица, %

4.2

1.6

Экспорт, млрд., $

974.0

19.75

Импорт, млрд., $

777.9

22.32


Как у Беларуси основной торговый партнер – Россия, так для Китая – Японии, но у него, в отличие от нас, наблюдается торговый профицит в 30 млрд. долларов. [14]

Среднегодовое увеличение белорусского экспорта, начиная с 1996 г., в 1,5 раза превышает рост ВВП. По общепринятым оценкам, при таком уровне он становится двигателем и ускорителем модернизации. [14]

Анализируя данные таблицы 5, видно, что в настоящее время прирост населения КНР положителен, а Беларуси – отрицателен (и это при том что заметное превосходство смертности над рождаемостью, несколько компенсируется притоком мигрантов (2,3 мигранта на 1000 чел. в 2006 г.)). ВВП на душу населения не очень отличаются, т.е. главный экономический показатель у обеих стран практически одинаков. Надо отметить еще и то, что безработица Беларуси (с 2003 г. в Беларуси прослеживается устойчивая тенденция к уменьшению числа безработных) ниже, чем в КНР, это свидетельствует о верном направлении социальной политики нашего государства. Торговое сальдо КНР положительно, чего нельзя сказать о Беларуси. Но не стоит забывать то, какими территориями владеет Китай и какими – Беларусь, к тому же КНР в силу своего географического положения владеет большими запасами ресурсов, нежели Беларусь.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Китайская Народная Республика, обладая значительной территорией и, как следствие, огромным ресурсным потенциалом, имеет ряд сложностей, которые связаны не только с добычей и переработкой ресурсов, но и с проблемами экологии, в частности высокой скоростью опустынивания Центральной и Западной части территории страны и стремительной скоростью сокращения лесных угодий.

Для промышленности Китая характерно сочетание разнообразных по масштабам предприятий, представляющих большинство традиционных и современных отраслей. Вступление Китая в ВТО не сказалось отрицательно на объеме внешнеторгового оборота страны. Положительное сальдо торгового баланса Китая, как и приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику, значительно возросло. КНР уделяет с каждым годом все больше внимания развитию свободных экономических зон всех видов, чтобы компенсировать то различие, которое сложилось между разными районами страны. Основные изменения экономических показателей КНР на протяжении всего пути реформирования достойны уважения. Если взглянуть на показатели прошлого 2006 года, то можно ожидать от Китая того, что страна на этих показателях не остановится.

Для Китайской Национальной Республики характерны существенные различия между различными районами страны, обусловленные рядом причин, в частности это различия в потребительских расходах, в доходах населения, в производительности труда. В этом же разделе выделены некоторые виды свободных экономических зон, по которым дана некоторая характеристика, основанная на материале второй книги Максаковского «Географическая картина мира. Кн. 2. Региональная характеристика мира».

Реформы, начавшиеся с 1978 г., можно признать верными: во-первых, они были необходимы Китаю в те года и, во-вторых, они были воплощены также великолепно, как и были задуманы. Это позволило Китаю занять ведущие позиции по уровню развития не только хозяйственного комплекса, но и социальной сферы.

Стимулирующую функцию на развитие экономики и внешнеэкономических отношений оказывают предстоящие Летние Олимпийские игры в Пекине в 2008 году, в частности проводятся работы по строительству и ремонту средств размещения, спортивных сооружений. Значительно возрос объем иностранных инвестиций. Как полагают многие аналитики, до 2008 года будет устойчивая тенденция по увеличению в структуре ВВП сферы услуг.

Внешнеэкономические и политические связи КНР были выведены исходя из анализа того материала, что неоднократно печатался на страницах экономических журналов. Предоставленная статистика о торговых отношениях страны с другими державами показала ориентацию в торговой политике страны. Китай имеет несколько ярко выраженных торговых партнеров: в экспорте – США, т.к. это очень большой рынок сбыта продукции китайских производителей; в импорте – Японию, в силу того, что Япония производит качественные и конкурентоспособные товары.

На основе проведенных параллелей между КНР и Республикой Беларусь, можно отметить, что, несмотря на различия в географическом положении и не очень длительные отношения между нашими странами, у двух стран имеются целый ряд сходных признаков развития хозяйственного комплекса. Именно это побудило оба государства на активное сотрудничество в различных сферах деятельности. И не случайно сейчас Китай является очень важным стратегическим партнером Беларуси в Восточно-Азиатском регионе.

Хозяйственные комплекс Китая, как и мировое хозяйство в целом, время развивается быстрыми темпами, однако темпы роста в КНР значительно превосходят мировые темпы. Причины, которые вызывали на протяжении последних 20 лет активное развитие экономики Китая, являются объектом пристального внимания исследователей экономического сектора. Современной тенденцией в мире по исследованию хозяйств стран является прогнозирование. Существует несколько версий дальнейшего развития Китая, отраженные в третьей главе, каждая из которых значительно отличаются друг от друга. Таким образом, экономический сектор КНР, переживший свое второе рождение, – это интересная почва для исследователей в области экономики и мирового хозяйства.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Географическая картина мира. Кн. 2. Региональная характеристика мира / Максаковский В.П. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.

2.       География для поступающих в вузы. Страны мира / Стреха, Н.Л. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 286 с.

3.       География материков и стран. Атлас. 8 класс: Учебное пособие. – Мн.: Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, 2005. – 64 с.

4.       Доклад о развитии человека 2006: научное пособие / Кевин Уоткинс. – М.: «Весь мир», 2006 г. – 424 с.

5.       Китай. Факты и цифры 2003. – Пекин: «Синьсин», 2004. – 189 с.

6.       Минеральные ресурсы мира. 1 том. Статистический сборник / Под ред. О.С. Монастырных. – М.: ФГУНПП «Аэрогеология», 2006. – 410 с.

7.       Минеральные ресурсы мира (анализ текущих событий). 2 том. Геологоразведочные работы в зарубежных странах в 2002 г. – первой половине 2006 г. / Под ред. О.С. Монастырных. – М.: ФГУНПП «Аэрогеология», 2006. – 612 с.

8.       Минеральные ресурсы мира. 3 том. Конъюнктура мировых рынков минерального сырья / Под ред. П.В. Садовника. – М.: ФГУНПП «Аэрогеология», 2005. – 304 с.

9.       Свободные экономические зоны / Я.С.Друзик. – Мн.: 2000. – 346 с.

10.   Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В.Вольского. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 592 с.

11.   Аньган Ху. Чем объясняются высокие темпы развития китайской экономики? // Проблемы Дальнего Востока. – 2005. – №1. – с.34-57

12.   Бергер Я.. Большая стратегия Китая в оценках американских и китайских исследователей. // Проблемы Дальнего Востока. – 2006. – №1. – с.34-51

13.   Иноземцев. Китайский экономический феномен: состояние и перспективы // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №2. – с. 27-33.

14.   Цзюнь Дин, Ковалев М.. Китайский опыт и белорусская модель // Беларуская думка. – 2005. – №10. – с. 60-67.

15.   Ульви Новрузов. Китай и ВТО: кто больше уступил? [14.03.2007]. -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://worldatlas.com


Страницы: 1, 2, 3