рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономико-географическая характеристика территории (Китай) рефераты

Общая протяженность действующих скоростных автодорог Китая превысила 40 тыс. км, занимая второе место в мире; в стране действуют 1024 внутренние и 233 международные авиалинии.

Шоссейные дороги.    Шоссейные дороги неизменно рассматриваются правительством как одно из приоритетных направлений в строительстве инфраструктуры страны. На конец 2005 г. общая протяженность действующих шоссейных дорог достигла 1,93 млн. км, включая 41 тыс. км скоростных автодорог, по этому показателю Китай вышел на второе место в мире. Китай приходится лишь 6 процентов протяженности мировых железных дорог, но он выполняет 25 процентов железнодорожных перевозок всего мира. Поэтому неудивительно, что Китай лидирует в мире по объему и темпам роста железнодорожных перевозок и по эффективности пользования средствами транспортировки.

Морские порты.    Портовое строительство в приморских районах Китая предназначено главным образом для удовлетворения потребностей в перевозках угля, контейнеров, импортной железной руды и зерна, для погрузочно-разгрузочных операций между материком и островами, стыковки с глубоководными морскими фарватерами и другими системами перевозок. При этом особенно активно ведется строительство системы контейнерных перевозок. В портах Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Шанхай, Нинбо, Сямэнь и Шэньчжэнь построено множество глубоководных контейнерных причалов, в результате эти порты превратились в важные узлы контейнерных перевозок страны

                                 7.Экологические условия                   

Таблица 5.[7]

Количество международных биосферных заповедников

10

1994год

Заболоченные земли, находящиеся под международным контролем

6

1994год

Площадь заповедников, заказников и нац. парков (кв.км.)

1457394

2003

                                                                                                   

                                                                                                     Таблица 6.[8]

Выброс углекислого газа (тыс.метрич.тонн)

27924819968,0

Выброс углекислого газа на душу населению (тыс.метрич.тонн)

2739,0

Выброс углекислого газа , связанный с увеличением масштабов землепользования (тыс.метрич.тонн)

150000,0

Выброс метана антропогенными источниками (тыс.метрич.тонн)

47000,0

8.Историческая последовательность формирования хозяйства.              Преобразование экономической системы является одним из важнейших направлений реформ в Китае. Реформы начались в 1978 г. с сельских районов и с 1984 г. постепенно распространялись по всем городам страны. В 1992 г. на основе более десятилетней практики реформ и открытости правительство определило в качестве целевой установки создание системы социалистической рыночной экономики. Основные задачи в реформировании экономической системы заключаются в отстаивании курса на всеобщее развитие различных экономических укладов при доминировании общественного сектора экономики; введении режима современных предприятий, отвечающего требованиям рыночной экономики; формировании единого открытого рынка в стране, осуществлении стыковки внутреннего рынка с внешним и тем самым оптимизации размещения ресурсов; трансформации функций правительства в управлении экономикой с целью усовершенствования системы макроконтроля; поощрении первоочередного достижения зажиточности отдельными районами и частью людей, движении по пути к всеобщей зажиточности; предоставлении городскому и сельскому населению социальных гарантий в соответствии с реалиями страны в интересах экономического развития и социальной стабильности.

Сегодня в Китае в первоначальном виде создана система социалистической рыночной экономики, заметно укрепляется основополагающая роль рынка в распределении ресурсов, совершенствуется система макроконтроля. В основном сформирована архитектоника совместного развития разных экономических секторов, включая индивидуальный и частный бизнес, при сохранении доминирующей роли общественной собственности. Предполагается, что к 2010 г. в Китае сформируется сравнительно совершенная, а к 2020 г. — сравнительно зрелая система социалистической рыночной экономики.

Три стратегических этапа.   Четко определены целевые установки китайского правительства по экономическому строительству, базирующиеся на принятой в 1987 г. стратегии трехэтапного развития национальной экономики. Задачи первого этапа – по сравнению с 1980 г. удвоить валовой национальный продукт, обеспечить население продуктами питания и предметами первой необходимости. Задачи в основном выполнены в конце 80-х гг. На втором этапе, т. е. к концу XX века, запланировано в четыре раза увеличить ВНП на основе 1980 г. И эта задача досрочно выполнена в 1995 г. Третий этап экономического развития предусматривает в основном добиться модернизации страны к середине XXI века, поднять среднедушевой ВНП на уровень среднеразвитых стран, чтобы народ жил сравнительно зажиточной жизнью.

                            9.Хозяйственная оценка ЭГП.

За последние десятилетия Китай, хозяйство которого основывается на общественной собственности, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Добыча угля рассредоточена по многим бассейнам Северного и Восточного Китая. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики. Основу металлургического комплекса составляют крупные комбинаты полного цикла, ориентирующиеся на месторождения каменного угля и железной руды (Аныпань, Пекин).

          В машиностроительном комплексе преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Они тяготеют к крупным городам, к морским портам и металлургическим базам. В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ.

Химический комплекс опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяют две группы производств: 1) минеральных удобрений; 2) бытовой химии и фармацевтики.

Столицей текстильной промышленности является Шанхай. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает одно из ведущих мест в мире.

В сельском хозяйстве Китая занято 400 млн чел. В растениеводстве резко преобладают зерновые — 80% всех посевов. Главной возделываемой культурой остается рис. Он выращивается на орошаемых землях, на юге страны и в долине Янцзы. Среди технических культур преобладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков.

                   10.Особенности организации производства на территории.

Структура экономики Китая носит явный отпечаток аграрно-индустриального национального хозяйства.

Характерная черта современной китайской экономики - зависимость ее от внешнего рынка. По темпам роста экспорта-импорта Китай является одним из лидеров в международной торговле. Во второй половине 1990-х годов показатели роста внешней торговли КНР достигли 25%. Страна является девятым в мире экспортером товаров, на долю которого приходится 3,5% мирового экспорта. Самой конкурентоспособной продукцией является обувь и одежда. Текстильная индустрия КНР - первая в мире, поэтому экспортная продукция страны представлена во всех странах на всех континентах. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине.

Правительство особенно заинтересовано в развитии химической отрасли промышленности, особое внимание уделяется производству химических удобрений, пластмасс, синтетических волокон. Рост производства данной отрасли вывел Китай в лидеры по изготовлению азотных удобрений.

Кроме того, Китай занимает первое место в мире выпуску обуви. В настоящее время наблюдается значительный прогресс в китайском машиностроении и электротехнической индустрии. Осуществляется повсеместное применение иностранных технологий в производстве. Благодаря заданным приоритетам развития новых секторов экономики, КНР занимает ведущие позиции в мире по выпуску электробытовой техники. Страна находится на первой позиции в мире по производству высококачественных телевизоров. Кроме телевизоров страна поставляет на мировой рынок видеомагнитофоны, стереосистемы, компьютеры. Вместе с тем, имеется некоторое отставание КНР в других областях рынка электроники, например в производстве полупроводников. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны ЕС имеет высокие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных ТНК. Одновременно с ними, в северных и внутренних районах, базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие продукцию-подделки иностранных фирм, отличающуюся низким качеством и такой же ценой. В странах с малым уровнем доходов (в основном, Россия и страны СНГ) эта продукция пользуется повышенным спросом.

 Некоторые факты:

ВНП - $980 млрд. (1999); $923 млрд. (1998)

Внутренний валовый продукт - $991 млрд. (1999); $959 млрд. (1998)

ВНП на душу населения- $780 (1999); $750 (1998)

Темпы экономического роста КНР в 1990 - 1998 гг.: 3,8% (1990), 9,2% (1991), 14,2% (1992), 13,5% (1993), 12,6% (1994), 10,5% (1995), 9,6% (1996), 8,8% (1997), 7,8% (1998)

Доля в ВВП: Сельское хозяйство 19%, промышленность 49%, сфера услуг 32%

Доля занятого населения: Сельское хозяйство 50%, промышленность 24%, сфера услуг 26%

Динамика курса юаня к доллару - 8,3514(1995);8,3142(1996);8,2898(1997);8,2790(1998);8,2783(1999);8,2793(2000)

Основные партнеры по экспорту - США, Гонг Конг, Япония, Германия, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Сингапур, Тайвань

Основные партнеры по импорту - Япония, США, Тайвань, Южная Корея, Германия, Гонгконг, Россия

Состав экспорта: машины и оборудование, текстиль и одежда, обувь, детские и спортивные товары, энергоносители, химикаты

Состав импорта: машины и оборудование, пластмассы, химикаты, сталь, энергоносители

Объем экспорта: $151,07млрд (1996); $182,7млрд (1997); $183,8млрд (1998); $194,9млрд (1999)

Объем импорта: $138,83млрд (1996); $142,4млрд (1997); $140,17млрд (1998); $165,8млрд (1999)

Производство электроэнергии - 1,135 (1997), из них ТЭС (93%), ГЭС (6%), АЭС (1%)

Аппарат и организации системы внешних связей    Во внешнеполитическую систему Китая входят следующие основные органы и организации:

Министерство иностранных дел КНР    Это функциональный орган Центрального правительства, курирующий вопросы межгосударственных отношений, консульские и миграционные дела. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие под руководством МИД за внешние связи в пределах своей территории. В специальных административных районах учреждены Управления уполномоченного МИД, ведающие иностранными делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися специальных административных районов. Управления также служат для правительств САР каналом связи с Центральным правительством по подобным иностранным делам. Министр иностранных дел КНР — Ли Чжаосин, уполномоченный МИД в САР Сянган — Люй Синьхуа, уполномоченный МИД в САР Аомэнь — Вань Юнсян.



              11.Степень соответствия системы хозяйства предпосылкам.

В результате топографических и климатических особенностей карты Китая, только 10% земель пригодны для растениеводства. Из них более половины неорошаемые, остальные разделены приблизительно поровну между площадями, отведенными под рис и искусственно орошаемыми землями. До 1980-х гг. около 80% населения Китая напрямую зависели от сельскохозяйственной деятельности. Правительство всемерно поощряло развитие занятости населения в смежных отраслях экономики: торговле, транспорте, кустарном производстве. Уже к середине 1980-х гг. непосредственно растениеводство и животноводство составляли менее половины всей сельскохозяйственной продукции. Перед страной остро встала проблема разрушения почв и лесов. Программа восстановления лесных массивов провалилась: вырубка лесов шла опережающими темпами. Основные лесные ресурсы Китая находятся в Цилиньских горах и на Юннаньском плато. Западный Китай (Тибет, Синьцзян-Уйгурский район) имеют небольшое сельскохозяйственное значение, здесь преобладает животноводство и ирригируемое земледелие. Основная продовольственная культура рис выращивается преимущественно в южных провинциях страны. Урожаи риса здесь собирают по два раза в год. На Севере культивируют пшеницу, а в центральных провинциях посевы риса и пшеницы представлены в равной степени. На Северо-Востоке Китая выращивают просо и гаолянь. Большая часть урожая ячменя собирается на Северо-Востоке и Севере страны; здесь же выращивают сою. В центральных и северных районах - кукурузу, на Юго-Востоке - чай. Хлопок выращивают в центральных и, в меньшей степени, на Юго-Востоке и на Севере Китая, в южных и центральных провинциях - табак. Сельское хозяйство механизировано слабо, но значительных прогресс был достигнут в искусственном орошении земель.

Животноводство в Китае имеет приоритетное развитие. Китай - главный в мире производитель свинины, домашней птицы. Начиная с середины 1970-х гг. правительство поощряло увеличение поголовья скота. Китай - традиционно рыболовецкая держава. Ведется интенсивный лов морепродуктов в прибрежных морях и внутренних водоемах. В последнее время развитие получило искусственное разведение креветок, идущих на экспорт.

С середины 80-х по конец 90-х годов произошло неуклонное снижение экспорта сырья (его доля в совокупном экспорте уменьшилась в 4,5 раза). В настоящее время Китай экспортирует уголь (в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Японию), до половины экспорта составляет продовольствие овощи, фрукты, рыба, морепродукты (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44%). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.

Все железные дороги Китая принадлежат государству и находятся в ведении Министерства путей сообщения. Основные железнодорожные направления: Северо-Восточный район (сеть дорог была построена русскими и японцами до 1949 г.) и внутренние линии, соединяющие Юг и Север и Запад и Восток страны соответственно. Кроме того, государству принадлежит множество небольших дорог, соединяющих шахты, фабрики, фермы, леспромхозы. Правительство стимулирует развитие местного железнодорожного строительства с целью стимулирования экономического развития провинций. Долгое время основным грузом железнодорожных перевозок был уголь. Неравномерность распределения угольных бассейнов вызвала необходимость транспортировки больших объемов топлива с Севера на Юг страны. Увеличение добычи нефти и газа привело к дополнительному росту строительства дорог. После 1949 г. стало развиваться строительство железных дорог в труднодоступных западных районах.

Самое поразительное достижение автодорожного строительства -  Тибетское шоссе - самое высокогорное и протяженное шоссе в мире. На самом деле это система из трех автодорог, соединяющих Тибетский автономный район с провинцией Сычуань, Синьцзян-Уйгурским автономным районом и провинцией Цинхай. Постоянно идет строительство автодорог в сельской местности, что должно стимулировать оптовую торговлю, развитие рыночных отношений и тесную интеграцию сельских районов с промышленными центрами.

    Обширные территории Китая способствуют развитию именно авиационного транспорта. Китайская гражданская авиация подразделяется на две категории: общего назначения (перевозка пассажиров и грузов) и специальную (научная, сельскохозяйственная и т. п.).  На протяжении 8 700-мильного побережья Китая расположены около 100 крупных и малых заливов, действует около 20 глубоководных портов, свободных ото льда круглый год. Выделяют две навигационные зоны Китая: северную и южную. северная - от Амоя до Корейской границы (крупный порт - Шанхай), южная - от вьетнамской границы до Амоя (крупный порт - Кантон). Крупнейший порт Китая - Шанхай отошел на второй план после включения в состав Китая в 1997 г. Гонконга. После 1961 г., когда Китай образовал океанское пароходство, была проведена модернизация старых портов, построены новые порты. Много внимания уделяется развитию механизации грузоперевозок.
Телефонная связь Местные и международные линии становятся все более доступными для граждан, внутренние линии обслуживают в основном крупные города, индустриальные и торговые центры.

                     12.Перспективы развития

 На ближайшую перспективу в КНР намечены несколько направлений основных преобразований, реализация которых определит экономическое развитие страны на длительную перспективу. Прежде всего это реформа госсектора и банковской системы, изменение системы обращения сельскохозяйственной продукции, стабилизация демографической ситуации и ликвидация нищеты.

Однако у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем более, что численность населения в течение 25 лет возрастет, согласно прогнозам, до 1,6 млрд. человек.

Рост численности населения будет сопровождаться изменением его поло-возрастной структуры. Прежде всего это выражается в старении городского населения и росте численности молодого населения. Безусловно, это отразится на будущих программах социального и экономического развития страны.

Очень большая проблема – нищета. В 1999 г. численность населения, проживающего в районах абсолютной нищеты, по официальной оценки, составила 35 млн. человек. Однако, по данным Мирового банка, в условиях нищеты проживает 300 млн. человек (в качестве  критерия взято суточное среднедушевое потребление в размере 1$).

Задача преодолеть нищету представляет чрезвычайно сложной в силу глубины ее причин. Это неблагоприятные географические и климатические условия, сложная экологическая обстановка, неразвитость экономической, социальной, предпринимательской, культурной инфраструктуры, чрезмерная зависимость от внешней помощи.

Официальные прогнозы развития страны на 2000-2050 г. весьма оптимистичны. Даже если намеченные преобразования будут успешными, КНР предстоит решить огромный комплекс проблем. Среди наиболее острых – проблемы занятости и экологии, дефицит ряда природных ресурсов, прежде всего пахотных площадей и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы просвещения и здравоохранения. Эти и многие другие факторы, с одной стороны, стимулируют усилия по наращиванию экономического потенциала, с другой, препятствуют движению страны к новым рубежам.[9]

                   Список используемых источников:

1.     Булатов, Мировая экономика, Москва, 2003

2.     Географический портал «Весь мир» #"#">#"_Ref119643281">4.     Лавров С.Б., Экономическая социальная и политическая география мира. Регионы и страны, Москва, 2002.

5.     Николаев, Мировая экономика, Москва, 2000.

6.     Рыбалкина В.Е., Международные экономические отношения, Москва, 2000

7.     Юксаков В, Лидеры мировой экономики, Москва, 1998

     8.Статистические данные по Китаю.  «Большая  энциклопедия Кирилла и  МефодияТМ»,2005г.

          9.В. Гельбрас, В. Кузнецова «КНР: Год суровых испытаний» МЭ и МО-2000-№8


[1] Булатов, Мировая экономика, Москва, 2003. (с 89-91)


[2] Статистические данные по Китаю.  «Большая  энциклопедия Кирилла и МефодияТМ»,2005г.

[3] Статистические данные по Китаю.  «Большая  энциклопедия Кирилла и МефодияТМ»,2005г.


[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Географический портал «Весь мир» #"_Hlt119643340">


[6] Статистические данные по Китаю. «Большая  энциклопедия Кирилла и МефодияТМ»,2005г.



[7]  Статистические данные по Китаю. «Большая  энциклопедия Кирилла и МефодияТМ»,2005г

[8] Статистические данные по Китаю. «Большая  энциклопедия Кирилла и МефодияТМ»,2005г

[9] В. Гельбрас, В. Кузнецова «КНР: Год суровых испытаний» МЭ и МО-2000-№8 (с 114-120)


Страницы: 1, 2, 3, 4