Экономико-географическая характеристика Турции
Армяне. В
прошлом еще одно многочисленное национальное меньшинство в Турции, армяне в
древности сумели создать независимое христианское государство на территориях,
входящих в настоящее время в состав Республики Армения и Северо-Восточной
Турции. Однако на своей исторической родине они и были подвергнуты тюркизации сельджуками,
захватившими в 12 в. Восточную Анатолию. И хотя армяне по-прежнему формировали
большинство населения на землях к северо-востоку от р. Аракс и еще в течение
двух веков правили в Киликии, на их землях в Северо-Восточной Анатолии стали
поселяться тюрки. Между турками и армянами не было столкновений вплоть до 19
в., когда армянские националисты, ободренные ослаблением Османской империи и
подталкиваемые обещаниями помощи со стороны России и других христианских
государств, подняли восстание против османского правления. В ответ османское
правительство устроило в 1894–1896 кровавую резню, которую повторило в 1909. В
1915 турецкие власти начали изгнание армян из Малой Азии; за массовыми
убийствами последовала насильственная депортация.
Национальный
состав населения. Официальная статистика не публикует соответствующих данных,
отождествляя национальную принадлежность с языковой. На базе этого принципа в
стране в 1965 насчитывалось 28 318 тыс. турок. В стране проживали также (тыс.
человек): курды (2181), арабы (369), черкесы (57), греки (49), армяне (32),
грузины (32), лазы (28) и евреи (9,1).
Язык.
Турецкий язык относится к алтайской языковой макросемье, к которой принадлежит
большинство языков Центральной Азии. После провозглашения страны республикой
были проведены две реформы языка. В 1928 арабский алфавит был заменен
латинским, а в 1930-х годах состоялось упрощение и очищение языка: официальный
османский язык (османлика), насыщенный арабскими и персидскими словами, был
заменен использовавшимся в обиходе народным языком (тюркче).
Религии.
Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99%
населения считают себя мусульманами. В богослужении арабский язык частично
заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды, за исключением
одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время
религиозных служб.
В Стамбуле
находится резиденция Вселенского патриарха, который признается главой
Константинопольской православной церкви (восточного обряда) и верховным патриархом
всех православных церквей мира. Армянской апостольской церковью в Турции
руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский.
Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула,
халдо-католическая церковь – архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая
церковь – викарием Мардина. Экзархом Римско-католической церкви в Турции
является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает
главный раввин Стамбула.
Города. Около
35% населения проживают в сельской местности, однако продолжается процесс
урбанизации. В 1997 из 5 городов Турции с населением более 1 млн. человек
самыми большими и известными были следующие (тыс. человек): Стамбул (8260),
бывший Константинополь, в прошлом столица Османской империи, находящийся на
европейском берегу Босфора; Анкара (2984), нынешняя столица Турции,
расположенная на Анатолийском плоскогорье; Измир (бывш. Смирна 2082), важный
порт на побережье Эгейского моря.
Государственный
и политический строй Турции
Органы
государственного управления. Турецкая Республика была провозглашена 29 октября
1923. Это произошло после победы национально-освободительного движения во главе
с Мустафой Кемалем (известным с 1934 как Ататюрк) в войне за независимость с
державами Антанты, которые разгромили Османскую империю в Первой мировой войне,
и с греческими войсками, которые попытались захватить значительную часть
Анатолии. Конституция 1924 провозглашала, что «суверенитет принадлежит народу»
и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была
сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа – Великого
национального собрания.
Депутаты
Великого национального собрания получали от электората полномочия на
четырехлетний период и сами на тот же срок избирали президента, который как
глава государства, в свою очередь, назначал премьер-министра и правительство.
Конституция провозглашала независимость судебной системы и гарантировала права
и свободы граждан. В течение 1920-х годов был разработан новый судебный.
Кемаль
оставался президентом вплоть до своей смерти в 1938, а НРП продолжала управлять
страной до 1950, пока не потерпела на выборах поражения от Демократической
партии (ДП). 27 мая 1960 правительство было свергнуто армией под тем предлогом,
что правившая с 1950 по 1960 ДП злоупотребляла властью. Для реорганизации
кабинета министров и политической системы Турции был создан Комитет
национального единства, состоявший из 38 членов во главе с Джемалем Гюрселем.
Новая
конституция, одобренная на всенародном референдуме 9 июля 1961, содержала
несколько важных поправок. Были расширены основные права и свободы граждан,
включая свободу убеждений, печати и публичных выступлений и гарантии равенства
для немусульман. Парламент теперь состоял из двух палат: Сената и Национальной
палаты, которая может преодолеть вето Сената 2/3 депутатских мандатов.
Президент избирался сроком на 7 лет 2/3 голосов обеих палат; после избрания он
был обязан покинуть ряды своей партии и оставаться вне политики.
В
1971 военные вновь вмешались в политику, надеясь подавить общественное
недовольство. В Конституцию 1961 были внесены поправки, ограничивавшие
политические свободы и права граждан. Было введено чрезвычайное положение,
действовавшее до октября 1973. Однако широкие народные волнения и паралич
правительства привели в сентябре 1980 к новому военному перевороту и очередному
объявлению чрезвычайного положения.
Военный
режим сформировал для разработки проекта новой конституции в 1981
Консультативное собрание, которое одобрило новую конституцию в сентябре 1982.
Конституция вступила в действие после ее принятия на общенародном референдуме в
ноябре 1982.
Конституция
1982 включала длинный перечень гражданских и политических прав, которые могли
быть ограничены в случае необходимости защиты «национальной безопасности», «единства
государства» и «общественной нравственности». Правительству предоставлялась
право вводить чрезвычайное или осадное (военное) положение. Конституция
предусматривала всенародные выборы однопалатного Великого национального
собрания, которому предоставлялась вся полнота законодательной власти, право
назначать премьер-министра и формировать Совет министров, ответственный перед
парламентом, а также создавать Конституционный суд. Президенту, избираемому
Великим национальным собранием сроком на 7 лет, вручались большие полномочия по
исполнительной линии и право вето на законодательные акты. При этом «временными
постановлениями» планировалось, что глава военного режима генерал Кенан Эврен
становится президентом на первый семилетний срок после вступления конституции в
действие.
Политические партии. С 1961 и вплоть до
прихода к власти военных в 1980 на политической сцене Турции доминировали
Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. НРП была основана
в 1923 Мустафой Кемалем. Она находилась у кормила правления в Турции до 1950 и
твердо придерживалась политики секуляризма и государственного контроля над
экономикой. Партия справедливости состояла в основном из бывших членов
Демократической партии, которая находилась у власти с 1950 по 1960. Обе эти
партии пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими
правительств были коалиционными.
Военный
режим, пришедший к власти в 1980, запретил все политические партии и наложил
запрет на участие их лидеров и бывших депутатов парламента в какой-либо
политической деятельности. В 1983, во время подготовки к ноябрьским выборам в
Великое национальное собрание, было разрешено создать три новые партии. Однако
военные сохранили контроль над выборами. Из избирательной кампании были
исключены авторитетные левая Социал-демократическая партия (СОДЕП) и правая
Партия верного пути (ПВП) под тем предлогом, что они фактически выступили
преемницами запрещенных Народно-республиканской партии и Партии справедливости.
В
итоге на парламентских выборах 1983 соперничали лишь три партии:
Национал-демократическая партия (НДП), получившая поддержку военных,
умеренно-левая Народническая партия (НП) и консервативная, ориентированная на
частное предпринимательство Партия отечества (ПО). По итогам голосования НДП
оказалась на третьем месте, а абсолютное большинство мест в Великом
национальном собрании получила ПО. Ее лидер Тургут Озал, экономист, который
находился на посту заместителя премьер-министра по экономике в течение первых
21 месяцев правления военных, возглавил в декабре 1983 новое правительство
страны.
Местные
выборы, проведенные в 1984, в которых участвовали также СОДЕП и ПВП,
продемонстрировали относительное увеличение влияния основных партий. ПО
подтвердила свое положение ведущей политической силы в Турции, существенно
оторвавшись от СОДЕП. Напротив, ПВП, НП и НДП выступили слабо. На местных
выборах 1989 убедительную победу одержали Социал-демократическая народническая
партия (СДНП – создана в 1985 в результате слияния СОДЕП и НП) и ПВП.
В
1989 пост президента занял Тургут Озал. На выборах в Великое национальное
собрание в 1991 ПО утратила свои позиции. В результате было сформировано
коалиционное правительство из представителей ПВП и СДНП, а премьер-министром
стал лидер ПВП Сулейман Демирель, который после смерти Озала в апреле 1993 был
избран президентом. Его преемником в Партии верного пути стала Тансу Чиллер –
первая женщина в кресле премьер-министра страны.
На
выборах в декабре 1995 относительное большинство мест в Великом национальном
собрании получила происламская Партия благоденствия. Стремясь предотвратить ее
приход к власти, Чиллер пошла на блок с Партией отечества, согласившись на
ротацию поста премьер-министра с руководителем этой партии Месутом Йылмазом.
Однако
трения между двумя лидерами и обвинения в коррупции, выдвинутые против Тансу
Чиллер, вскоре привели к падению правительства. К июню возникла новая коалиция
между Партией верного пути и Партией благоденствия, а премьер-министром стал
глава последней Неджметтин Эрбакан. После его отставки под давлением
секуляристски настроенных военных правительство, в которое, помимо членов
Партии отечества, вошли представители еще двух небольших партий, вновь
возглавил Йылмаз.
Судебная
система. Старые
законы Османской империи, основывавшиеся на шариате, были отменены еще в первые
годы правления Мустафы Кемаля Великим национальным собранием, в котором
большинство мест занимала НРП. Религиозные суды были упразднены в 1924, а
принятая в том же году Конституция гарантировала независимость всех других
органов судопроизводства. Судебная система состоит из мировых судов с
ограниченными полномочиями, которые рассматривают незначительные уголовные и
гражданские дела; судов первой инстанции с более широкими полномочиями;
основных уголовных судов по особо тяжким уголовным преступлениям; судов
правосудия по гражданским и коммерческим делам; Кассационного суда, который
является высшей судебной инстанцией, рассматривающей апелляции на судебные
решения. Конституция 1982 предусматривает также создание Конституционного суда,
проверяющего правовой статус законодательных актов. В основу судебного кодекса
Турции положены гражданский кодекс Швейцарии, уголовный кодекс Италии и
коммерческий кодекс Германии.
Вооруженные силы. После 1947 вооруженные
силы Турции были полностью реорганизованы с помощью США. Военная служба
является обязательной и продолжается 20 месяцев. В 1996 турецкая армия
насчитывала ок. 400 тыс. человек личного состава и 258,7 тыс. резервистов.
Военно-морской флот имел в своем составе 5 эсминцев, 23 подводные лодки, и в
нем служило ок. 51 тыс. человек. В военно-воздушных силах числилось 56,8 тыс.
человек, на вооружении находились примерно 500 боевых самолетов и зенитные
управляемые ракеты «Найк-Геркулес».
Внешняя политика. До Второй мировой войны
Турция поддерживала добрососедские связи с Югославией, Румынией и Грецией, с
которыми заключила Балканский пакт в 1934. Отношения с Болгарией время от
времени осложнялись. Дружественное сотрудничество с СССР, основы которого
заложили В.И. Ленин и Мустафа Кемаль, сохранялись в течение всего периода
между двумя мировыми войнами и ухудшились только после заключения
советско-германского пакта в 1939. Отношения с арабскими странами были
прохладными из-за недовольства арабов прозападной, антиисламской политикой,
проводившейся Ататюрком. Они еще больше ухудшились после 1939, когда Турция
смогла убедить Францию и Лигу наций признать аннексию ею сирийской провинции
(санджака) Александретта (ныне иль Хатай), ок. 60% населения которой составляли
арабы.
Турция
вступила во Вторую мировую войну 23 февраля 1945, на стороне союзников и стала
одним из государств-основателей ООН. Позднее, в соответствии с доктриной
Трумэна, США взяли на себя ответственность за оказание помощи Турции, ранее
принадлежавшую Великобритании. В 1952 Турция была принята в НАТО, а в 1955
подписала договор о безопасности с Пакистаном, Ираком, Ираном и Великобританией
– Багдадский пакт, который после выхода из него Ирака в 1959 стал называться
Организацией Центрального договора (СЕНТО). Когда Организацию покинули Пакистан
и Иран, СЕНТО была распущена (1979).
В
1954 Турция, Греция и Югославия заключили оборонительный военный союз. Однако
вскоре между Турцией и Грецией возникли противоречия из-за Кипра, в то время
британской колонии. Кипрский конфликт стал приоритетным вопросом во внешней
политике страны. Претензии Греции на остров основывались на том, что 80% его
населения составляли греки-киприоты, которые желали политического объединения с
Грецией (энозиса). Претензии Турции основывались на факторе территориальной
близости острова, расположенного в 80 км от ее южного побережья, и на
страхе турок-киприотов, составлявших 1/5 всех жителей, что они подвергнутся
притеснениям со стороны греческого большинства.
В
1959 Турция, Великобритания и Греция подписали соглашение, гарантировавшее
независимость Кипра и запрещавшее как присоединение острова к Греции, так и его
раздел. Конфликт между греками-киприотами и турками-киприотами вновь разгорелся
в 1963–1964 и повторился в 1967 и летом 1974, едва не приведя к войне между
Турцией и Грецией.
После
нескольких месяцев конфронтации с Турцией из-за контроля над месторождениями
нефти в Эгейском море правившая в то время в Греции военная хунта приняла
решение о присоединении Кипра. В середине июля греческие офицеры, командовавшие
Национальной гвардией греков-киприотов, свергли правительство Кипра. После
обращения турок-киприотов за содействием к Турции ее воинские соединения
высадились на острове и оккупировали его северную часть.
Турецкие
войска оставались на острове в течение 1990-х годов для оказания поддержки
правительству Турецкой Республики Северного Кипра, провозглашенной
турками-киприотами. В 1980-е годы Турция, ставшая к тому времени
ассоциированным членом Европейского экономического сообщества, обратилась с
просьбой о полном членстве в этой организации. Но на 1998 ЕС так и не дал
положительного ответа, так что перспективы вхождения в него остались
призрачными. Тогда лидеры Турции пошли на расширение сотрудничества с
мусульманскими государствами, присоединившись к Организации Исламская
конференция. После распада СССР Турция стала инициатором создания Организации
экономического сотрудничества причерноморских государств, с помощью которой
намеревалась развивать взаимовыгодные контакты с Россией, а также с балканскими
и закавказскими государствами. Кроме того, Турция установила тесные
экономические и культурные отношения с тюркоязычными республиками Центральной
Азии. В 1997–1998 под сильным давлением со стороны США Турция пошла на
укрепление военных связей с Израилем, несмотря на критику этой акции со стороны
Ирана и других соседних государств.
Экономика
Турции
Экономика
после провозглашения республики. Объявив своей целью создание современного
светского государства западного типа, Мустафа Кемаль Ататюрк сделал упор на
прогрессивные реформы в экономике. Турецкое государство приобрело железные
дороги, сооруженные европейскими компаниями еще в период Османской империи,
проложило новые и соединило их в единую национальную сеть. Оно включилось в
строительство промышленных объектов и организовало банковскую систему,
призванную сделать Турцию независимой от зарубежных финансовых учреждений.
В первое
десятилетие после провозглашения республики Ататюрк в решении задачи экономического
развития полагался на частную инициативу, однако в стране отсутствовал класс
предпринимателей, а в торговых операциях на территории Османской империи на
протяжении столетий доминировали национальные меньшинства и иностранцы. К тому
же многие греки, армяне и евреи эмигрировали из страны. Великая депрессия
1929–1939 сократила турецкий экспорт, что негативно отразилось на национальной
экономике.
В начале 1930-х
годов власти активно приступили к стимулированию хозяйственного развития. Для
ускорения индустриализации государство строило заводы, шахты и электростанции.
Эта политика, известная как этатизм, предусматривала создание специальных
государственных экономических структур, наиболее важными из которых были
«Сумербанк» и «Этибанк», контролировавшие государственные предприятия в
обрабатывающей и добывающей промышленности (а также в энергетике).
Курс на
активное вмешательство государства в экономическую жизнь продолжался вплоть до
начала 1990-х годов, когда правительство перешло к политике приватизации.
Экономическое
развитие страны было замедлено Второй мировой войной. После 1948 Турция
получила от США, западноевропейских стран и Международного банка реконструкции
и развития в виде помощи и займов несколько миллиардов долларов. С середины
1950-х годов Турции были предоставлены значительные займы европейскими
странами, в частности Германией и Великобританией. При иностранном содействии,
прежде всего со стороны США, удалось улучшить сеть шоссейных дорог,
подключивших к общенациональной транспортной системе малодоступные районы.
Существенные
капиталовложения были также сделаны в энергетику, добычу угля, ирригацию и в
новые предприятия отраслей обрабатывающей промышленности – текстильные,
сахарные и цементные. В течение 1950-х годов экономический рост составлял в
среднем 6,3% в год, однако быстрый подъем в начале 1950-х годов сменился
периодом инфляции, экономических неурядиц и относительного застоя в конце 1950-х
годов.
После
военного переворота 1960, частично ставшего реакцией на неясные результаты
хаотичной и непоследовательной экономической политики, Турция вступила в период
планового развития. В период 1-го пятилетнего плана (1963–1967) среднегодовой
рост ускорился и составлял 6,7%, что было все же ниже планового показателя.
Объем капиталовложений также не достиг 20% от ВВП.
В период 2-го
пятилетнего плана (1968–1972) инвестиционный процесс протекал медленнее, чем
намечалось, тем не менее удалось достичь поставленной цели: обеспечить
ежегодное увеличение ВВП на 7%. Третьим пятилетним планом (1973–1977) этот показатель
предусматривался приблизительно на уровне 8% ВВП, но реально составил ок. 6,5%.
Во второй
половине 1970-х годов прилив капиталовложений в экономику и ее развитие
замедлились, распространенной стала безработица. Причиной кризиса отчасти
явился мировой спад середины 1970-х годов, который привел к резкому снижению
поступления в страну денежных средств от турецких мигрантов в Западной Европе,
а отчасти удорожание импорта, например нефти и готовых изделий.
Турция
оказалась в тисках громадного внешнего долга, который не могла выплатить без
получения новых займов от Международного валютного фонда (МВФ) и США.
С 1980 по
1987 годовое значение роста ВВП колебалось между 3,3% и 8,1%, но в 1988
сократилось до 2,5%, а в 1989 – до 1,1%, после чего правительство ввело
ограничения, направленные на замедление инфляции. После снижения показателя до
0,9% в 1990, что было связано с войной в Персидском заливе (1990–1991), ВВП
Турции начал постепенно увеличиваться: в 1995 на 8,1%, в 1996 – на 7,1 и в 1997
– на 8%.
Сельское
хозяйство. В 1994 аграрный сектор экономики, включая лесное и рыбное хозяйство,
обеспечивал создание 15,7% ВВП и давал рабочие места ок. 40% трудоспособного
населения страны. На Анатолийском плоскогорье, где традиционно выращивают
зерновые и разводят скот, большинство крестьян являются собственниками по
крайней мере части обрабатываемых ими площадей. В более богатых прибрежных
районах, в частности на побережье Эгейского моря, распространены крупные
землевладения, в которых применяется труд наемных сельскохозяйственных рабочих.
В этих районах возделывают такие товарные культуры, как хлопчатник, табак и
плодовые.
В целом по
стране почти 10% крестьянских семей располагают лишь небольшими земельными
участками или вообще не имеют земли. Требования проведения аграрной реформы
особенно сильны в Восточной Турции. В 1973 правительство приняло программу, по
которой 3,2 млн. га земель намечалось перераспределить среди приблизительно 500
тыс. безземельных крестьян в течение следующих 15 лет. 1/4 этих земель
находилась в частном владении, а остальная часть принадлежала государству.
Однако вследствие политической нестабильности в 1970-х годах программа не была
выполнена.
Производство
зерновых и животноводство обеспечивают 2/3 всей сельскохозяйственной продукции.
Обе отрасли развиты преимущественно на Анатолийском плоскогорье, где активно
идет внедрение улучшенных семян, минеральных удобрений и породистого скота.
Сбор зерновых в 1995 составил в целом ок. 28 млн. т, из которых примерно 2/3
приходились на пшеницу и 1/4 – на рожь.
Животноводство
остается важнейшей отраслью прежде всего в горных восточных районах, где
занятие земледелием ограничено из-за сложных природных условий. В 1994 в Турции
насчитывалось 36 млн. голов овец, от которых получают шерсть для
ковроткачества, а также шкуры и мясо. Стадо крупного рогатого скота,
составлявшее 12 млн. голов, содержалось ради молока, мяса и шкур. В стране
имелось 10 млн. коз, из которых 1/4 приходилась на ангорских, дающих мохер.
Оставшаяся
1/3 аграрной продукции практически в равных долях формируется за счет сборов
фруктов и овощей и урожая технических культур, основу которого составляют
хлопок (837 тыс. т в 1995), табак (178 тыс. т) и сахарная свекла (11,7 млн. т).
Обрабатывающая
промышленность и энергетика. В течение 1950–1960-х годов индустриализация
страны протекала быстрыми темпами. В 1970-х годах в обрабатывающих отраслях
было занято приблизительно 15% всей рабочей силы, в 1993 – 21%, а их доля в ВВП
возросла с 12% в 1952 до 30,6% в 1995. До 1996, когда Турция подписала
таможенное соглашение с Европейским союзом, промышленность страны была в
значительной части защищена от иностранной конкуренции тарифами и квотами,
из-за чего цены на большинство местных товаров были искусственно завышены.
Около 3/4
всего индустриального производства и занятого в нем населения сосредоточены в
Стамбуле и Измире и в примыкающих к этим городам прибрежных районах Мраморного
и Эгейского морей. Другими важнейшими промышленными центрами являются Анкара,
район Чукурова, а также Зонгулдак на побережье Черного моря, где добывается
каменный уголь и поблизости, в Карабюке и Эрегли, выросли два крупных
металлургических комбината. В 1993 выплавка стали достигла ок. 10,3 млн. т.
По всей
стране разбросано множество небольших предприятий, которые также вносят серьезный
вклад в производство. Ведущими отраслями турецкой промышленности являются
текстильная и пищевая.
Выработка
электроэнергии возросла с 4 млрд. кВт/ч в 1963 до 86,3 млрд. кВт/ч в 1995. Большая
ее часть потребляется промышленными предприятиями, но увеличивается ее
потребление на бытовые нужды. Населенные пункты, включая сельские, как правило
электрифицированы. В 1995 3/5 всей электроэнергии страны производилось на
тепловых электростанциях, а остальная часть – на гидростанциях. Крупнейшими
гидроэнергетическими объектами в Турции стали ГЭС Кебан на р. Евфрат и ГЭС
Хирфанлы на р. Кызыл-Ырмак, вступившие в строй в начале 1970-х годов.
Горнодобывающая
промышленность. Турция богата полезными ископаемыми. Среди них особенно важны
черный и бурый уголь, хромиты, медная и железная руда, также добываются
свинцовые и цинковые руды и сера. В 1950 на юго-востоке Анатолии была найдена
нефть, а в 1994 было произведено 3,7 млн. т. нефти. Большая часть ввозимой
сырой нефти перерабатывается на заводах в Мерсине и Измите.
Транспорт.
Протяженность государственных железных дорог Турции в 1994 составляла 10,4 тыс.
км. Они напрямую связаны с рельсовой сетью Сирии, Ирана и европейских стран.
Шоссейных дорог с твердым покрытием в 1995 насчитывалось ок. 46 тыс. км, а парк
легковых автомобилей превысил 3 млн. единиц. В 1992 торговый флот Турции имел
водоизмещение порядка 3 млн. т. Внутренние и международные воздушные перевозки
осуществляют фирма «Турецкие авиалинии» и несколько частных авиакомпаний.
Аэропорты Стамбула и Анкары обслуживает несколько десятков международных
авиалиний.
Внешняя
торговля и внешние платежи. В 1995 экспорт Турции составил 21,6 млрд. долл.,
а импорт – 35,7 млрд. долл. Помимо ежегодных расходов на покрытие большого
торгового дефицита, страна в 1990–1995 выплатила 28,3 млрд. долл. по
иностранным долгам. В 1995 денежные переводы от выехавших на работу в Европу
турецких граждан составили 3,3 млрд. долл. На протяжении 1970-х, 1980-х и
1990-х годов Турция сталкивалась с серьезными трудностями по выполнению своих
обязательств перед иностранными кредиторами. Для получения новых займов она
была вынуждена принять жесткую экономическую программу, предложенную
Международным валютным фондом.
В 1994 ок. 22%
турецкого экспорта формировали сельскохозяйственные товары, в частности хлопок,
орехи, табак, сушеные фрукты, продукция животноводства и мохер. Остальные 78%
приходились на полезные ископаемые, в частности на рафинированную медь и
хромовую руду, а также на промышленные изделия, в основном текстиль. В
структуре ввоза в 1994 преобладали промышленные товары и сырье для
индустриальных предприятий, а также топливо. Нефть и газ составили 16% импорта,
машины и транспортное оборудование – 34, железо и сталь – 16, а потребительские
товары – менее 30%.
В 1994 1/2
всего оборота внешней торговли Турции приходилось на страны Европейского союза,
приблизительно по 10% – на долю США и арабских стран.
Страницы: 1, 2
|
|