Экономическое районирование России
p> Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е.
цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны
для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на
принципах районирования разного значения – экономических, социальных,
экологических, организационных. При этом экологические принципы
районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем
становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества.
Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых
ситуаций в размещении производительных сил. Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление
охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное
значение для экономического районирования приобретает учет социальных
факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов,
возможностей повышения жизненного уровня населения. III. Современная схема экономических районов. Современная схема экономических районов России сложилась в результате
коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-
экономических преобразований, научно-технического прогресса и
территориального разделения труда. Причины изменения обусловлены: - сдвигом промышленности в восточные районы, где сосредоточились основные сырьевые базы и на их основе возникли крупные территориально- производственные комплексы; - совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности; - рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов; - обеспечение стабилизации и оживление экономики за счет старых промышленных районов европейской части России, где сосредоточен производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны; - обеспечение выхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде свободных экономических зон. Современный методический подход к разработке схемы экономических
районов должен основываться на качественном анализе: - учете тенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно- технического прогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.; - анализе конкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических условий районо образования на отдельных территориях. Современный экономический район – это целостная территориальная часть
народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию,
прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно
связан с другими частями страны общественным территориальным разделением
труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Современное экономическое районирование России включает три основных
звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические
районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы –
административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый
вид экономического районирования отвечает определенным задачам
территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы –
используются центральными республиканскими органами власти для
общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе.
Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно
завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в
общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией,
большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным
потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную
специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного
экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее
хозяйственный комплекс. Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми
отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в
руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная
форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных
районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города. Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют
собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их
основе образуются начальные специализированные территориальные
производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке
и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства
и социально-культурного строительства, в размещении и специализации
предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции,
местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного
питания. Экономические районы могут объединяться в макро регионы или
экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами
экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их
использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны –
Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний
Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности
производства и потребления важных видов продукции группы районов в
экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три
укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье
и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и
Дальний Восток. В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических
районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-
Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская
область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав
экономических районов иллюстрирует таблица 1. Таблица 1
|Экономический район|Состав |Площадь, |Население, |
| | |тыс.км2 |млн.чел. |
|1 |2 |3 |4 |
|Северный |Архангельская с Ненецким |1466,3 |5,9 |
| |автономным округом, | | |
| |Вологодская и Мурманская | | |
| |области Республика Коми и | | |
| |Республика Карелия | | |
|Центральный |Брянская, Владимирская, |483,0 |30,0 |
| |Ивановская, Калужская, | | |
| |Костромская, Московская, | | |
| |Орловская, Рязанская, | | |
| |Смоленская, Тверская, | | |
| |Тульская, Ярославская всего | | |
| |12 областей и г.Москва | | |
|Волго-Вятский |Нижегородская, Кировская |265,4 |8,5 |
| |области, Республика Марий | | |
| |Эл, Республика Мордовия и | | |
| |Чувашская Республика | | |
|Центрально-Чернозем|Белгородская, Воронежская, |167,7 |7,9 |
|ный |Курская, Липецкая и | | |
| |Тамбовская обл. | | |
|Северо-Кавказский |Ростовская обл., |355,1 |17,7 |
| |Краснодарский и | | |
| |Ставропольский края, | | |
| |Республика Адыгея, Дагестан,| | |
| |Кабардино-Балкария, | | |
| |Карачаево-Черкесия, | | |
| |Ингушская и Чеченская | | |
|Северо-западный |Санкт-Петербург, |196,5 |8,0 |
| |Ленинградская, Новгородская,| | |
| |Псковская обл. | | |
|Поволжский |Ульяновская, Саратовская, |536,5 |16,9 |
| |Самарская, Волгоградская, | | |
| |Астраханская, Пензенская | | |
| |обл., республика Татарстан и| | |
| |Калмыкия – Хольяк Тангч | | |
|Уральский |Курганская, Оренбургская, |824,0 |20,5 |
| |Пермская (с Коми Пермяцким | | |
| |автономным округом), | | |
| |Свердловская, Челябинская | | |
| |обл., республики | | |
| |Башкортостан и Удмуртия | | |
|Западная Сибирь |Алтайский край, Республика |2427,2 |15,0 |
| |Алтай, Кемеровская, | | |
| |Новосибирская, Омская, | | |
| |Томская (с Ханты-Мансийским | | |
| |и Ямало-Ненецким автономным | | |
| |округами) обл. | | |
|Восточно-Сибирский |Красноярский край, Иркутская|4122,8 |9,2 |
| |и Читинская обл., Республика| | |
| |Бурятия, Тува, Хакасия | | |
|Дальне-Восточный |Приморский и Хабаровский (с |6215,9 |7,6 |
| |Еврейской автономной обл.) | | |
| |края, Республика Саха | | |
| |(Якутия), Амурская, | | |
| |Камчатская (с Корякским | | |
| |автономным округом), | | |
| |Магаданская (с Чукотским | | |
| |автономным округом) и | | |
| |Сахалинская обл. | | |
|Калининградская |Калининградская |15,1 |936,0 |
| | | |тыс.чел. | IV. Проблемы экономического районирования. В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где
развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая,
крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,
Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где
сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург,
Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская,
Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой
производственной базой, в основном на Севере. В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза
резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной
напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по
федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли
коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита
населения. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов
России: 1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область. 2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири. 3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера. В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять
мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа
предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа
– создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности
за счет частичного освобождения от налогов и других факторов. Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные
инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи,
ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование
решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов,
создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда,
развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий,
расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных
программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды,
развитие связей с другими регионами. V. Варианты будущего районирования России. В настоящее время формируются свободные экономические зоны. Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой
устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и
отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое,
таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50
%) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного
производства и свободной таможенной зоны. Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь,
Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область,
Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин. В условиях становления и развития рыночных отношений формируется
новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального
аспекта экономических реформ, проводимых в стране. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-
демографических, экономических и других условий экономики каждого
отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут: 1. Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; 2. Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов; 3. Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах; 4. Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений
можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:
1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;
3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;
5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера. Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах
первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских
хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а
также переселение в эти регионы экономически активного населения –
демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового
зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными
условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей,
аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой
финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти
регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по
пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание
механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов
хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию
общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного
пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных
связей, экономического и политического сепаратизма. Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются
поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных
образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора,
достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства
народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения
приоритета и равенства условий для представителей различных
национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание
уровней развития. Заключение. Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение
достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика
направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение
целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в
экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический
возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и
экономиче2ских связей регионов. Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим: - Реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизаций инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации. - Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель. - Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы). - Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных, инвестиций из приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов. - Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса. - Пере специализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев из бывших республик СССР. - Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики. - Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России. Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия
потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и
Южных районов России. Большая часть задач региональной политики России
будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-
экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с
региональным самоуправлением. Список литературы: 1. Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000. 2. Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра - М», 1999. 3. Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000. ----------------------- Российская Федерация 21 республика 49 административных областей 6 краев 1 автономная область Москва и Санкт-Петербург Административные районы и города 10 автономных округов
Страницы: 1, 2
|
|