рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономическое положение Амурской области рефераты

Экономическое положение Амурской области

Введение


Живу в Райчихинске уже 16 лет, и мне кажется, меня не может не волновать экономическое положение Амурской области. На протяжении 3 лет я занимаюсь изучением экономических проблем Амурской области. Занимаюсь этой работой ещё и потому, что экономика – движущая сила во всём государстве. Положение Амурской области непостоянно, оно то улучшается, то ухудшается, и я хочу сделать прогноз социальной экономики на последующие годы. Ещё своей работе хочется  представить вопросы о внешнеэкономических связях Амурской области и Китая.

































Основными ориентирами российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на ближайшие 5 лет являются не только наращивание объема двустороннего товарооборота, но - и это главное - совершенствование структуры взаимной торговли. По итогам 2004 года наш товарооборот превысил историческую отметку в 20 млрд.долл., составив 21,23 млрд.долл., и увеличившись на 34,7%. По итогам 8 месяцев текущего года вновь наблюдается значительный прирост товарооборота - 37,9%, объем нашей торговли уже составил 17,7 млрд.долл. Однако, к сожалению, в настоящее время российский экспорт в КНР представлен, главным образом, сырьевыми товарами: на долю таких товарных групп, как "минеральное топливо", "древесина", "удобрения", "рыба и морепродукты", "черные" и "цветные металлы", "целлюлоза", "руды" в январе-августе текущего года пришлось 87,2%. Для российской стороны основной целью разработки Российско-китайской программы развития торгово-экономического сотрудничества на период до 2010 года является всестороннее выявление резервов для наращивания товарооборота с Китаем за счет увеличения экспорта российской машинно-технической продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, а также активизации инвестиционного сотрудничества. Стороны очень серьезно подошли к разработке указанного документа, к работе над ним были привлечены не только федеральные органы исполнительной власти, но и научные круги. Предполагается, что на основе указанной Программы соответствующими отраслевыми подкомиссиями, входящими в состав Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств (сейчас их 8), будут разработаны конкретные планы действий - так называемые "дорожные карты", результатом выполнения которых должно стать как минимум удвоение российско-китайского товарооборота за ближайшие 5 лет.


Россия заинтересована в привлечении китайских инвестиций, как и инвестиций из других стран. Россия пошла по пути создания благоприятных условий для всех иностранных инвесторов, не придавая значения месту происхождения иностранного капитала. Российским законодательством установлен национальный режим инвестирования для иностранных компаний, за некоторыми исключениями. Таким образом, мы предоставили максимально благоприятные условия для деятельности китайских кампаний в российской экономике и очень надеемся на ответный ход с китайской стороны. Что касается приоритетных отраслей с точки зрения привлечения китайских инвестиций, то могу сказать, что нас в первую очередь интересуют отрасли обрабатывающей промышленности, лесное и сельское хозяйство, инфраструктурные проекты. И строительство скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург также может стать объектом китайских инвестиций. В целях активизации инвестиционного сотрудничества в субъектах Российской Федерации регулярно проводятся инвестиционные форумы, целью которых является презентация инвестиционных возможностей регионов, обсуждается возможность участия иностранных инвесторов в региональных проектах. Крупнейшим "событием в сфере российско-китайских инвестиционных отношений стала состоявшаяся 15-19 июня 2005 года 16-ая Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка. На ней был организован специальный российский павильон общей площадью около 1000 кв. метров. Центром единой российской экспозиции стали выставочные стенды компаний и предприятий из 26 регионов России. Всего на ярмарке было представлено более 70 инвестиционных проектов в таких областях, как разработка полезных ископаемых, глубокая переработка древесины, связь и телекоммуникации, сельское хозяйство, развитие транспортной инфраструктуры, энергетика и т.д. Еще одним знаменательным событием стал II-ой Российско-китайский инвестиционный форум, который состоялся 9-10 июня 2005 г. в Санкт-Петербурге. В рамках форума был подписан ряд крупных соглашений на общую сумму свыше 700 млн. долларов США. Также развитию российско-китайского инвестиционного сотрудничества планируется уделить приоритетное внимание в рамках года России в Китае, который состоится в 2006 году. В целях содействия российско-китайскому инвестиционному сотрудничеству на региональном уровне необходимо создание специальных центров взаимного содействия инвесторам, задачей которых будет являться координация реализации совместных российско-китайских проектов, осуществление информационной поддержки деятельности китайских предприятий действующих на территории данных регионов, а также выполнять иные задачи, относящиеся к сфере российско-китайского сотрудничества. Кроме того, необходимо систематически проводить целенаправленную информационно-рекламную работу с китайской аудиторией в регионах и городах КНР, имеющих перспективные инвестиционные и торгово-экономические проекты с российским участием.


В настоящий момент основу нашего экспорта в Китай составляют сырьевые товары. Это же относится и к региональному аспекту. В результате доходы от экспорта сырья аккумулируются в сырьевом секторе экономики и не оказывают стимулирующего воздействия на другие отрасли (основная часть экспортной выручки при этом поступает в распоряжение компаний-производителей). Поэтому если ситуация будет развиваться в сложившемся ключе, то вследствие этого процесса произойдет закрепление архаичной структуры производства на Дальнем Востоке и, по существу, превращение этого региона России в сырьевую периферию Китая и других стран Азиатско-тихоокеанского региона. Серьезными препятствиями для развития эффективного торгово-экономического сотрудничества является неорганизованность производства и экспорта лесоматериалов, металлолома черных и цветных металлов, ценных дикоросов, ценных видов охотничьих животных и морских биоресурсов; низкая степень развития региональной рыночной и производственной инфраструктур. Особую озабоченность в сфере российско-китайских торговых отношений вызывает наличие теневого оборота товаров и услуг Теневая составляющая осложняет реальную оценку объемов приграничной торговли и мешает эффективно регулировать происходящие процессы, создает условия для недобора налогов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Реализация имеющихся у России преимуществ в экономических отношениях с Китаем требует иных, чем ранее, действий со стороны центральных и местных органов власти, со стороны инвесторов и менеджмента. В целях активизации внешнеэкономического, в том числе инвестиционного сотрудничества необходимо строительство комплекса инфраструктуры поддержки внешнеэкономического сотрудничества во всех основных городах Дальнего Востока Российской Федерации - выставочных комплексов, гостиниц международного класса, центров делового сотрудничества, технопарков и зон инновационного бизнеса, современной транспортной системы, способной принять крупный грузопоток китайских грузов, направленных в третьи страны. Активное всестороннее развитие связей России со странами АТР будет способствовать развитию конкуренции в сфере торгово-экономических отношений на Дальнем Востоке, Этому, в частности, способствует деятельность Правительства Российской Федерации по дальнейшему наращиванию работы России в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). Особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций. Для регионов Дальнего Востока Российской Федерации их роль не может ограничиться только ролью транзитного пути, а должна воздействовать на развитие экономики регионов" включая освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функционирования обслуживающих производств, а также развитие полного комплекса логистических услуг. В части, касающейся обеспечения эффективности экономического сотрудничества между регионами России и провинциями Китая и вовлечения новых экономических агентов в процесс российско-китайского делового взаимодействия целесообразно было бы организовать ряд открытых межрегиональных форумов, с участием представителей от региональные администраций и предпринимательского сообщества. Главной целью форумов должно стать установление прямых деловых контактов между российскими и китайскими регионами, а также предприятиями данных регионов на основе взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества. Кроме того, межрегиональные форумы могут способствовать непосредственному знакомству регионов и предприятий с потенциальными возможностями будущих партнеров, реализации совместных проектов в перспективных отраслях промышленности, поиску партнеров для сотрудничества в области высоких технологий, разработке новых форм сотрудничества в торговле и сфере услуг. Теперь о том, готово ли правительство стимулировать российские инвестиции в китайскую экономику и добиваться от китайской стороны создания соответствующих условий для российских капиталов. Если Вы говорите о каких-то конкретных мерах, которые Правительство Российской Федерации намерено предпринять для расширения участия российского бизнеса в китайской экономке, то здесь мы скорее можем оказывать им политическую поддержку. Для этих целей была создана Российско-китайская постоянная рабочая группа по инвестиционному сотрудничеству, которая в частности проводит мониторинг двусторонних инвестиционных проектов и помогает российским компаниям найти партнеров в КНР. Китайское правительство заинтересовано в инвестировании в российскую экономику. По этому направлению между КНР и России на высоком уровне были закреплены соответствующие договоренности.


Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в экономику страны, в том числе в автомобильную промышленность. Создание сборочных производств осуществляется в соответствии с действующим законодательством без дискриминации по отношению к каким-либо странам с учетом соответствующих соглашений ВТО. При этом, безусловно, должно быть обеспечено соблюдение требований технических и экологических регламентов, предъявляемых к производимым в России автомобилям. До настоящего момента в Минэкономразвития России не поступало обращений от китайских автопроизводителей с просьбами об оказании содействия в создании производств на территории Российской Федерации. В то же время ряд российских автопроизводителей планируют или уже осуществляют проекты производства китайских автомобилей в России по лицензии. Однако, в этом случае, говорить о том, как это повлияет на российский автопром не приходится, так как производство осуществляется отечественными автопроизводителями на отечественных же производственных мощностях. В отношении возможного снижения спроса на традиционные российские марки автомобилей хотелось бы отметить следующее. По нашему мнению, приход иностранных автопроизводителей на российский рынок будет являться стимулом для отечественных производителей по совершенствованию и переориентации производства на выпуск продукции, способной выдержать конкурентную борьбу. Кроме того, как показывает практика действующих на территории Российской Федерации автомобильных производств иностранных компаний, в результате их сотрудничества с российскими производителями автокомпонентов (поставщиками), удалось добиться соответствующих вложений в НИОКР, что позволило российским предприятиям выпускать продукцию мирового уровня. Кроме того, с приходом иностранных инвесторов приходят новые модели управления, обучения персонала, что в результате приводит к повышению уровня квалификации рабочей силы, занятой на этих производствах.


Территория: Площадь: 3 103 200 км2 (18,17% от РФ, 1 место в РФ)

Область занимает юго-западную часть Дальнего Востока. Граничит с Китайской Народной Республикой, Республикой Саха (Якутия), Хабаровским краем, Читинской областью и Еврейской автономной областью. Территория области разделена на 20 административных районов. В ее составе 9 городов - Благовещенск, Белогорск, Свободный, Райчихинск, Зея, Тында, Шимановск, Сковородино, Завитинск; 310 сельских и поселковых муниципальных образований в составе городов и районов.


Площадь области - 36,3 тыс. кв. км. Она расположена в южной части российского Дальнего Востока и имеет выгодное географическое положение. На западе граничит с Амурской областью, на востоке - с Хабаровским краем, на юге ее граница по реке Амур совпадает с государственной границей России и Китая.

Область находится в непосредственной близости к побережью Тихого океана и основным экономическим партнерам в этом регионе, имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь. По ее территории проходит Транссибирская магистраль, которая обеспечивает наикратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Рельеф

Поверхность территории области представлена двумя типами рельефа: горным и равнинным.  Горные районы -  это южная часть обширной Хингано-Буреинской горной системы, занимающая более 1/3 территории ЕАО. Горный комплекс Малого Хингана на территории области представлен расположенными почти параллельно хребтами северо-восточного простирания: Малым Хинганом, Сутарским, Помпеевским и Щуки-Поктоем. Направление их совпадает с общим направлением основных горных систем Дальнего Востока.

На юге и юго-востоке области простирается Среднеамурская (Амуро-Сунгарийская) аллювиальная низменность. Равнина постепенно понижается от 100-150 м у подножия предгорий Малого Хингана до 50-40 м в пойме Амура



             Бурной, героической эпохой вошел в жизнь нашего отечества XVII в. В. Никогда прежде созидательный гений русского народа и его неукротимая тяга к свободе не обнаруживали себя так многогранно и ярко, как в XVII столетии. Отечественная война 1612 г. против польско-шведских интервентов, крестьянские войны под предводительством Болотникова и Разина, воссоединение Украины с Россией — все эти эпические события стали звеньями единого исторического процесса, превращавшего средневековую Русь в могучее национальное государство. Не царедворцы и воеводы, хотя среди них и встречались колоритные для своего времени фигуры, а простые труженики и воины — пашенные крестьяне, посадский люд, сыны казачьей вольницы — были подлинными героями русской истории XVII в. Они вынесли на своих плечах и грандиозную сибирскую эпопею, раздвинувшую пределы Российского государства до сумрачных берегов Тихого океана.
             В истории великих географических открытий русское землепроходческое движение — явление уникальное, рожденное не столько предприимчивостью власть предержащих, сколько неиссякаемым свободолюбием русского мужика, то бравшегося за топор, то искавшего спасения от боярской кабалы на диких, но вольных порубежных землях. Суровая жизнь порой ожесточала его, но именно благодаря ему передовая русская цивилизация властно вторгалась в патриархальный застой полупервобытных народов Сибири, приобщая их к новой культуре. Социально-исторические условия разрушали мечту беглого холопа о свободе: и сюда, в непролазную таежную глухомань, дотягивались цепкие руки царских воевод. Бунтуя против воеводского лихоимства, уходил русский мужик-землепроходец все дальше «встреч солнца», пока безграничная шарь Великого океана не положила естественный предел этому движению.
             350 лет минуло с той поры, как русский народ начал освоение Восточной Сибири. В 1619 г. томский казак Петр Альбичев заложил на берегу Енисея первый в этих краях острог. Отсюда пошли на восток землепроходцы Максима Перфирьева, Ивана Галкина, Петра Бекетова — легендарных основателей Илимска, Братска, Якутска. Ныне эти названия известны всему миру.
             Взгляните на карту нашей Родины: из 22,4 млн. квадратных километров ее территории на долю Восточной Сибири и Дальнего Востока приходится немногим менее половины. Каким упорством, какой могучей волей были наделены те люди, которые при жизни одного поколения, всего за три десятка лет, прошли из края в край эти необозримые, почти безлюдные тогда пространства. Подвиг русских землепроходцев не имел себе равных в истории географических открытий. Величие этого подвига не померкло в веках. Одной из самых замечательных и драматических страниц в истории освоения Восточной Сибири русским народом явилась амурская эпопея XVII в. Ее полувековая история началась на рубеже 30 - 40-х годов, когда русское землепроходческое движение, распространившись на весь северо-восток континента, вплотную приблизилось к северным границам Приамурья.
             Первые вести о великом Амуре русские люди услышали от алданских и витимских эвенков. Земля, о которой рассказывали эвенки, была знакома им издревле.
             Горные хребты, служившие водоразделом для рек Ледовитого и Тихого океанов, не были неодолимым препятствием для таежных обитателей. Алданские и витимские эвенки поддерживали постоянные связи со своими амурскими соплеменниками и хорошо знали пути, связывавшие Приамурье с Якутией. Они охотно рассказывали русским казакам об Амуре, который эвенки называли Шилькаром, и о народах, обитающих на его берегах. Поэтически образные рассказы эвенков, в которых древние легенды сплетались с былью, глубоко поразили воображение русских землепроходцев. Им, уже свыкшимся с оледенелыми дебрями севера, с трудом верилось, что где-то совсем рядом лежала чудесная страна, изобильная и зверем, и рыбой, и, главное, плодородной землей, родившей хлеб. Многими богатствами обладала Сибирь. Но ничто здесь так не ценилось, как хлеб. Собственного хлебопашества в холодных Якутском и Енисейском воеводствах в те времена еще не существовало. Тысячеверстным путем из Архангельска и Верхотурья сквозь льды океана и по рекам Сибири шли государевы и торговые кочи с грузом драгоценного хлеба. Между тем хозяйственные интересы Восточной Сибири и ее быстро возраставшего населения настоятельно требовали создания собственной продовольственной базы. От Енисея до Тихого океана единственным местом, где произрастал хлеб, являлось Приамурье, которое могло стать житницей для всего северо-востока России.
На основании Айгунского договора границей между Китаем и Россией признавалась река Амур от слияния Шилки и Аргуни до устья Уссури

Страницы: 1, 2, 3