рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономическая характеристика Архангельской области рефераты

Получает развитие трубопроводный транспорт: газопровод «Сияние Севера» из Тимано-Печорского ТПК, ветки газопроводов из Западной Сибири (Уренгой – Надым – Вуктыл – Центр), нефтепроводы Ухта – Ярославль, Ухта – Торжок.


8. Эколого-географическое положение


Вторая половина XX в. – это время невиданных ранее темпов экономического развития. Однако оно во все большей мере стало осуществляться без учета возможностей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее, потенциальной емкости биосферы.

Условно всю проблему деградации экологической системы можно разделить на две составные части: деградация окружающей среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности. Лес – это «легкие планеты». Если ситуация не изменится, то через полвека возможна их окончательная гибель. В структуре твердых отходов преобладают промышленные и горно-промышленные отходы. Жидкими отходами загрязняется прежде всего гидросфера, причем главными загрязнителями выступают сточные воды и нефть.

Напряженная экологическая ситуация сложилась в России за последние 20 лет. Несмотря на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, связанное главным образом со спадом промышленного производства, продолжается интенсивное загрязнение окружающей среды. Высокое загрязнение водоемов, превышает допустимые нормы в 100 и более раз. Уровень загрязнения воздуха оценивается на основании ПДК (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в определенных объемах воздуха). Превышение ПДК отмечается в 337 городах России.

На многих предприятиях отсутствуют очистные сооружения, либо требуют срочной и кардинальной модернизации. Из-за отсутствия жесткого экологического законодательства многие предприятия не хотят тратить значительные средства или не имеют свободных средств на модернизацию.

В результате сброса сточных вод в поверхностные воды ежегодно поступает 3,2 млн. т. органических веществ, 1,6 млн. т. взвешенных веществ и 20,2 млн. т. химических элементов и их соединений. Наиболее распространенными загрязняющими веществами в водоисточниках являются нефтепродукты, фенолы, соединения меди, цинка, лигнин, анилин, формальдегидов и др.

Земельные ресурсы – главное достояние страны. Земельный фонд России – самый большой в мире (1707 млн. га). Однако почвенный покров страны подвергается интенсивной ветровой и водной эрозии. Загрязнение сельскохозяйственных угодий пестицидами представляет опасность, так как при высоком их содержании в почвах они могут попасть в пищевые продукты и с ними – в организм человека.

Для Северного экономического района, куда входит и Архангельская область, обладающего специфическими природными условиями, огромную роль приобретают использование его уникального положения на транспортных путях всероссийского и международного значения с выходом в Северный Ледовитый океан и реализация потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией и Норвегией.

Важными факторами стабилизации экономики и дальнейшего развития производительных сил должно стать комплексное освоение природных богатств, рациональное их использование на основе природосберегающих технологий.

Для укрепления энергетической базы района необходимо опережающее развитие электроэнергетики с ориентацией преимущественно на газовое и ядерное топливо. Предусматривается строительство новых электростанций, предполагается строительство газопровода Обозерский – Мурманск и Балтийский трубопроводной системы.

Северный район отличается среднеблагоприятными условиями инвестирования. В 2000г. объем инвестиций в основной капитал составил 48294 млн. руб. (4,1% по РФ), из которых 1/3 пошла в экономику Республики Коми. Основные направления прямых инвестиций – горно-рудная, нефте-добывающая и лесоперерабатывающая промышленность. Объем иностранных инвестиций – 440 млн. дол., из которых почти 80% пошли на развитие нефтегазодобывающей промышленности Ненецкого автономного округа.

Современное состояние природной среды в России характеризуется как кризисное, и одной из основных причин этого является несоответствие между масштабами и направленностью биогеохимических циклов в биосфере Земли и социально-экономического развития, а также несовпадение экономических и экологических его целей.

Система управления природопользованием должна обеспечить решение экологических проблем за счет гибкого взаимодействия всех ее уровней: глобального, национального, регионального и местного. Региональная система управления природопользованием при подчиненности национальным интересам, которые создают условия ее функционирования, имеет свои целевые установки, к числу которых относятся оптимизация природопользования, определение лимитов изъятия природных ресурсов, параметров предельно допустимых экологических нагрузок на природные экосистемы, улучшение показателей здоровья населения, корректировка концепции социально-экономического развития с учетом экологических приоритетов.

В условиях перехода к рыночным отношениям в России центр тяжести в решении экологических проблем смещен на места. Особое значение в переходный период имеют разработка и умелое использование экономических методов регулирования качества окружающей среды.


9. Рыночное географическое положение


Природно-экономические условия территории оцениваются через региональные факторы, отражающие региональную дифференциацию стоимости производственного и непроизводственного строительства; дифференциацию норм амортизации, характеризующую различия в степени износа оборудования по регионам; перспективную оценку стоимости сырья, энергии, воды, очистки и отвода загрязненных стоков, земельных ресурсов, а также стоимостную оценку транспортной работы.

Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следующие наиболее характерные группы:

- отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, в значительной степени связанные с размещением сырьевых ресурсов. В эту группу входят предприятия, перерабатывающие многотоннажное сырье, перевозки которого значительно дороже перевозок готовой продукции;

- отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии. Предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции;

- отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов. К этой группе относятся производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную и коммунальную сферу и др.;

- отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции.

Вероятно, что ускорению процессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств.

Развитие топливно-энергетического комплекса России во все большей степени определяется сложившимся несоответствием между размещением крупнейших топливно-энергетических баз и основными центрами потребления их продукции. Это приводит к тому, что поток топлива из восточных районов на запад постоянно растет. Наряду с этим в европейских районах в вынужденном порядке развернута атомная программа, недостаточно подготовленная в плане экономичности и безопасности.

Отказ от отраслевых методов управления экономикой, перераспределение собственности в большинстве отраслей народного хозяйства и рост самостоятельности субъектов Федерации не должны исключить роль и ответственность государства в формировании региональной политики в целом, разработке комплексных прогнозов и программ развития территорий и отраслей, контроле за развитием рыночных отношений и, следовательно, за направлениями, темпами и территориальными пропорциями развития производственных сил.

С повышением правовой самостоятельности субъектов Федерации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным центром, у субъектов Федерации появится реальная возможность выбора направлений экономического развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов. Повышается их роль в согласовании использования природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового развития) при многообразии форм собственности, предпосылок и ограничений их развития превращаются в основную хозяйствующую территориальную единицу, которая должна учитываться при прогнозировании территориального развития экономики. Повышение хозяйственной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производственной деятельности не сможет привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства не только страны, но и укрупненной зоны. Однако именно повышение хозяйственной самостоятельности первичных хозяйствующих субъектов в начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации территориальных пропорций экономического развития страны по макрорегионам.

Конъюнктура региональных товарных рынков функционально зависит от совокупности факторов, действующих на конкретной территории и характеризующихся существенной региональной дифференциацией.


10.           Политико-географическое положение


Большое значение в настоящее время, когда управление хозяйством переносится на места, имеет разработка концепции регионального развития России, территориальной организации хозяйства. Она должна быть масштабной. В ней необходимо сформулировать общегосударственную региональную экономическую политику, нацеленную на рациональное размещение производительных сил, обеспечение примерно равных возможностей социально-экономического развития для различных регионов страны, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, комплексное и рациональное использование природных ресурсов.

При переходе к рыночной экономике заслуживает внимания концепция «поляризованного» развития, которая получила широкое распространение во многих развитых странах (США, Японии и др.) Суть ее в том, что в менее развитых в экономическом отношении регионах на специально выделенных территориях совместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплексы (НПК), призванные стать «полюсами роста» (или очагами развития) для экономических районов и административных образований.

Изменение соотношения Запад – Восток (центр – переферия) в пользу последнего должно быть отличительной чертой экономического развития России. Особенно важно применить такой подход при переходе к рыночным отношениям, так как самостоятельность в создании научно-производственных комплексов поможет местным властям и хозяйственным руководителям научиться предпринимательству и избавиться от комплекса провинциальности и иждивенчества.

При разработке и принятии общегосударственной программы создания НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать финансово-организационный механизм. Тогда каждый из регионов-участников сможет выбрать свой путь движения к намеченным правительственной программой целям.

Одной из целей программы НПК – оживление и поддержка базовых отраслей промышленности (топливно-энергетической, металлургической, химической и др.), их техническое перевооружение, переориентация на выпуск новой, в том числе наукоемкой, продукции. Классическое определение территориально-производственного комплекса впервые было дано Н.Н. Колосовским: «Производственным комплексом называется такое экономическое сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением».

В территориальных комплексах экономический эффект обеспечивается как совместной эксплуатацией предприятиями общей инфраструктуры (транспорта, строительной базы, теплоснабжения, электроснабжения и т.д.), так экономией самого производства.

На Европейском Севере формируется Тимано-Печорский территориальный комплекс. Он расположен на территории Архангельской области и Республики Коми, занимает площадь, превышающую 25% всей территории европейской части России.

Важный фактор формирования Тимано-Печорского ТПК – разнообразные богатства. Наиболее ценные из них – нефть, газ, каменный уголь. Тимано-Печорский комплекс имеет большие запасы алюминиевого сырья, сосредоточенного в Североонежском (Архангельская область) и Тиманском бокситоносных районах. Значительны запасы титановых руд. В Архангельской области открыты месторождения алмазов. Большие запасы хлорнатриевого сырья и цементных известняков.

Основную роль в хозяйстве комплекса играет промышленность, ведущими отраслями которой являются: топливная, лесная деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Они производят 2/3 всей промышленной продукции ТПК.

Эффективность развития специализирующих отраслей комплекса неразрывно связана с укреплением обслуживающих отраслей, производственной и социально-экономической инфраструктур.

Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика – это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально политического развития.

Постоянный фон региональной политики обусловлен физико-географическими «вечными» и историческими факторами.

Наибольшую озабоченность вызывает такое наследие прошлого,как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация регионов, дальние расстояния между поставщиками и потребителями, существование моногородов (Северодвинск).


11. Вывод – выгоды или невыгоды


Существенные выгоды территориально-экономической интеграции, получаемые в результате подобной реформы государственно-территориального устройства и создания федеральных округов, должны намного превысить «преимущества суверенизации» мелких территориальных образований, в том числе выделенных по национальному признаку, не способных к самостоятельному прогрессу без экономической поддержки со стороны.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:

- осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);

-ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности;

-завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.);

-сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.)

Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике везде приводит к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыночным условиям. Особенно уязвимы оказались три группы регионов:

- с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или внезапно потерявших потребительский спрос на свою продукцию;

- удаленные от основных экономических центров; их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз;

- получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.


Используемая литература


1.         «Экономическая география России» учебник. Издание переработанное и дополненное. Под общей редакцией академика В.И. Видяпина, доктора экономических наук, профессора М.В. Степанова – Москва: ИНФРА-М 2007г.

2.         «Рекламно-информационное бюро «турист»» Спирин С. 1981год Москва

3.         «Мировая экономика» А.С. Булатов 2004г Москва.


Страницы: 1, 2, 3