Экономическая характеристика Дальневосточного района
Газовые турбины, дизели и
дизель-генераторы выпускаются в Хабаровске. Центром электротехнической
промышленности является Комсомольск-на-Амуре (аккумуляторы, электроустановочные
и кабельные изделия). Отдельные производства отрасли имеются в Благовещенске,
Райчихинске, Свободном, Уссурийске, поселке Оротукан, селе Ново-Сысоевке.
Сельскохозяйственное
машиностроение имеется в Биробиджане (зерно- и силосоуборочные комбайны на
гусеничном ходу, различные машины для обработки почвы) и в городе Большой
Камень (дождевальные и поливальные машины).
Машиностроение
практически полностью сконцентрировано в двух краях - Хабаровском (около 60%) и
Приморском (более 40%).
Военно-промышленный
комплекс Дальнего Востока представлен авиационной промышленностью в
Комсомольск-на-Амуре (самолеты) и Арсеньеве (вертолеты МИ-34), а также военным
судостроением (Комсомольск-на-Амуре, Большой Камень).
Так же как и
Восточно-Сибирский район, Дальний Восток обладает исключительно мощной и
разнообразной сырьевой базой, однако химическая промышленность в настоящее
время представлена только единичными предприятиями. Нефтепереработка
сосредоточена в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, отдельные производства
имеются также во Владивостоке, Дальнегорске (основная химия) и Хабаровске
(химия органического синтеза и химико-фармацевтическая промышленность).
С разработкой сахалинских месторождений связывают
строительство новых газопроводов и нефтепроводов, конденсатопровода на юге
Сахалина, сооружение завода по сжижению газа и порта отгрузки. Это в первую
очередь будет способствовать развитию промышленной инфраструктуры острова.
С освоением нефтегазоносного шельфа Сахалина
открываются новые возможности развития отношений со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности с ближайшими соседями из Восточной
Азии - КНР, Японией, КНДР, Южной Кореей. Многочисленные компании этих стран
заинтересованы в разработке сахалинских месторождений. Они принимают участие в
геолого-поисковых работах, оказывают финансово-кредитную помощь. Разработан
долгосрочный проект (4,5 миллиарда долл.) строительства газопровода
протяженностью 2300 км от Сахалина до Токио. Экономическая ситуация,
складывающаяся в Дальневосточном регионе, подталкивает к активизации
геологоразведочных работ.
Единственный на Дальнем Востоке трубопровод Оха-Комсомольск-на-Амуре,
транспортирующий (по разным трубам) как нефть, так и газ, имеет внутрирайонное
значение. Его мощности явно недостаточно, чтобы удовлетворить возрастающие
потребности. К тому же наблюдается общий спад работы газопровода (на 18—20% по
сравнению с предыдущими годами). Одной из причин стала необходимость
реконструкции трубопровода. Ныне на территории региона находятся лишь два
центра переработки углеводородов - Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре - крайне
мало для такого огромного региона. Кроме того, нефтеперерабатывающие заводы
(НПЗ) в этих городах были сданы в эксплуатацию еще в 40-е годы и нуждаются в
серьезной реконструкции, так как их производительность, качество и глубина
переработки нефти оставляют желать лучшего. В таких условиях дальневосточным
предприятиям сложно конкурировать с западными производителями. Ведь даже
стоимость продукции НПЗ в Комсомольске-на-Амуре, куда сырье поступает из Охи
относительно дешевым способом, выше, чем в других районах России.
Лишь пятая часть перерабатываемой в районе нефти
поступает на дальневосточные НПЗ нефтепроводом с Сахалина, четыре пятых
потребляемого «черного золота» завозится по железной дороге из Западной Сибири.
Нефтепродукты из Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска поступают в Приморье по
железной дороге. Отсутствие других возможностей транспортировки при сохранении
высоких транспортных тарифов, оторванность от источников сырья значительно
увеличивают себестоимость нефтепродуктов, поступающих из других районов. В
связи с этим планируется строительство продуктопровода от Комсомольска-на-Амуре
до порта в бухте Де-Кастри на побережье Татарского пролива. Лишь тогда
уменьшится зависимость от железнодорожного транспорта, который переживает
нелучшие времена: парк цистерн приходит в негодность, а обновление идет очень
медленно. Предположительно, данный проект может окупиться менее чем за один
год, так как будет прокладываться по трассе существующего нефтегазопровода с
Сахалина.
Основным поставщиком нефти и газа для Дальнего
Востока стала Западная Сибирь. Еще в конце 80-х-начале 90-х годов было выгодно
транспортировать это сырье по железной дороге. Но с переходом к рыночной
экономике положение резко изменилось. В настоящее время, по подсчетам
специалистов, значительно более дешевой представляется доставка нефти морем,
например из района Персидского залива. Прием нефти возможен через порт Ванино,
где в 1991 г. создано АО «Трансбункер» по перегрузке нефтепродуктов.
«Трансбункер» сможет принимать до 3 миллионов тонн танкерной, сырой нефти в
год, производить налив в вагоны-цистерны и перевозить по железной дороге до 2 миллионов
тонн сырой нефти и 2 миллионов тонн тяжелых нефтепродуктов. Для выхода на
полную проектную мощность необходимо выполнить большой объем капитальных работ:
построить резервуарный парк, расширить эстакады слива-налива, закончить
строительство нового причала для приема танкеров. Широкие перспективы для
развития Дальневосточного района могут открыться в случае реализации проекта
газопровода из Республики Саха (Ясно-Вилюйская газоносная провинция), которая
пройдет по территории региона к одному из портов (предпочтительно - бухта
Ольги) для экспорта газа в Японию и Южную Корею.
Химическая промышленность
целиком сосредоточена в двух краях - Хабаровском (около 50%) и Приморском
(ровно 33%).
Основные отрасли лесной
промышленности - производство пиломатериалов, картона и целлюлозы. Лесная
промышленность имеет большие перспективы развития. В первую очередь они связаны
с углублением переработки древесины и, следовательно, вывозом за пределы района
(в том числе на экспорт) не круглого леса, а значительно более ценной
продукции. Основными регионами развития лесной промышленности являются
Приморский и Хабаровский края, а также Сахалинская область, в которой
сосредоточены крупные целлюлозно-бумажные предприятия.
Лесная промышленность
получила развитие в Хабаровском крае и
Промышленность
строительных материалов выделяется производством цемента, сборного
железобетона, оконного стекла и шифера. Главные центры цементной
промышленности: Поронайск, Спасск-Дальний, поселки Теплоозерск (в Хабаровском
крае) и Мохсоголлох (в Якутии). Крупными предприятиями отрасли являются стекольный
завод в Райчихинске и комбинат асбоцементных изделий в Спасске-Дальнем.
Промышленность
строительных материалов в основном размещена в Приморском (около 30%) и
Хабаровском (около 25%) краях.
Легкая промышленность
сконцентрирована в Хабаровском крае (более 40%).
Ведущая отрасль пищевой
промышленности - рыбная, включающая такие специфические промыслы, как добыча
морского зверя и морепродуктов. Крупнейшими центрами рыбоперерабатывающей
промышленности являются Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский,
Невельск (треть вылова рыбы и выпуска рыбной продукции Сахалинской области).
Развита консервная промышленность. Перспективы развития отрасли зависят от
рационального использования биологических ресурсов морей и океанов, а также от
материально-технической вооруженности флота и рыбоперерабатывающей
промышленности. Сырьем для маслобойной промышленности служат соевые бобы,
которые выращиваются на юге.
Пищевая промышленность
получила развитие в Приморском (около 35%) и Хабаровском (примерно 15%) краях,
а также в Камчатской области (15%).
К крупным промышленным
узлам относятся Хабаровский (машиностроение, нефтепереработка) и
Владивостокский (морепромышленный комплекс). Другими важными промышленными
узлами являются Биробиджанский (машиностроение), Благовещенско-Свободненский
(машиностроение, лесопромышленный комплекс), Дальнереченско-Бикинский
(лесопромышленный комплекс), Кавалерово-Дальнегорский (цветная металлургия,
химическая промышленность), Комсомольский (нефтепереработка,
металлурго-машиностроительный, лесопромышленный), Магаданский и
Петропавловск-Камчатский (морепромышленные комплексы), Сахалинский
(морепромышленный и лесопромышленный комплексы), Якутский (лесопромышленный
комплекс, пищевая промышленность). Также выделим Охинский (добыча нефти), Райчихинский
(добыча бурого угля), Южно-Якутский (добыча каменного угля) промышленные узлы.
Во многом не оправдались
надежды, связанные с освоением зоны Байкало-Амурской магистрали и формированием
в ней многочисленных промышленных комплексов.
Среди отраслей растениеводства
следует отметить зерновое хозяйство - выращивание пшеницы, ячменя, овса, риса;
из технических культур заметное место занимает соя. В целом же свои потребности
в продукции растениеводства и животноводства район не обеспечивает.
Исключительно важное
значение для развития Дальнего Востока имеет транспортная сеть. Основная часть
грузоперевозок осуществляется железнодорожным транспортом (около 80%),
крупнейшие железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская, а
также Тында - Томмот (Якутск). Развит морской транспорт, однако в акватории
морей Северного Ледовитого океана проведение круглогодичной навигации
исключительно трудоемко. Крупнейшими морскими портами на Дальнем Востоке
являются Владивосток, Находка, Восточный, Магадан и Петропавловск-Камчатский, а
также Ванино, Николаевск-на-Амуре, Оха, Анадырь и Тикси.
Природопользование
По сравнению с другими
экономическими районами страны Дальневосточный район в наименьшей степени
подвержен загрязнению и деградации природной среды.
Однако следует обратить
особое внимание на то обстоятельство, что очаговому характеру расселения
населения и очаговому характеру освоения территории района как раз и
соответствуют очаги наиболее мощного экологического неблагополучия.
Острая экологическая
ситуация характерна для некоторых регионов Якутии (Айхал-Удачный, Вилюйское
водохранилище, Верхоянск, Усть-Нера, Оймякон), Магаданской области
(Сусуман-Синегорье, Магадан), Петропавловска-Камчатского и его окрестностей,
Амурской области (весь юг, Тында, Зейское водохранилища), юго-запада
Хабаровского края, запада Приморского края, Сахалинской области (Оха,
Александровск-Сахалинский-Шахтерск-Углегорск, Южно-Сахалинск). Районы с особо
острой экологической ситуацией также разбросаны по всей территории района, как
наиболее крупные среди них отметим Якутск, Сангар, Мирный, Алдан, Чульман,
Нерюнгри (все в Якутии), Завитинск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре,
Дальнегорск, Уссурийск, Владивосток.
Высоким уровнем
загрязнения воздуха выделяются города Комсомольск-на-Амуре (электроэнергетика,
черная металлургия, нефтехимия), Петропавловск-Камчатский, Хабаровск
(электроэнергетика, промышленность строительных материалов, нефтехимическая
промышленность, железнодорожный транспорт), Южно-Сахалинск (электроэнергетика,
в т.ч. котельные, автотранспорт) и соседние города (Долинск, Корсаков).
В районе Мирного
наблюдается техногенная аномалия с плотностью загрязнения по пыли, в сотни раз
превышающей фоновые показатели.
Особое значение для
Дальневосточного района имеет решение комплекса проблем, связанных с чистотой
водной среды и сохранением биологических ресурсов моря. Многие прибрежные
регионы Охотского и Японского морей являются наиболее продуктивными не только в
нашей стране, но и не уступают даже наиболее продуктивным акваториям Мирового
океана. Однако некоторые акватории загрязнены в значительной степени, в первую
очередь это касается заливов - Авачинского у восточного побережья Камчатки;
Тайунской губы, Сахалинского и Анива в Охотском море; Петра Великого в Японском
море; губа Буор-Хая в море Лаптевых.
Но загрязнены не только
воды морей и океанов, но и многие реки и озера Дальнего Востока. Среди них
отметим Лену и ее крупнейшие притоки (Алдан и Вилюй), Яну, Индигирку, Колыму
(особенно в нижнем течении), Камчатку, Амур и его притоки (Зея, Селемджа,
Уссури), Тымь (на востоке Сахалина).
Несоблюдение многих
экологических правил при разработке алмазов привело к значительному ухудшению
обстановки в бассейне реки Вилюй.
Большую тревогу вызывает
проект строительства Верхнеленского гидроузла в 40 километрах ниже порта
Осетрово. Основное его назначение - создание благоприятных условий для
судоходства, однако явно недостаточно проведена комплексная экологическая
экспертиза проекта.
Крупномасштабное
экстенсивное развитие на Дальнем Востоке горнодобывающей отрасли привело к не
менее грандиозному комплексному нарушению земель.
Деградация лесных
массивов при антропогенном воздействии в первую очередь характерна для юга
района.
В Якутии и Чукотском
автономном округе на значительных площадях происходит сокращение площадей
естественных кормовых угодий (оленьих пастбищ).
В Якутии и Амурской
области происходит химическое загрязнение почв. Длительное время обширные
территории Якутии использовались для сброса вторых ступеней ракетоносителей,
запускаемых с космодрома Байконур (Казахстан).
Кроме того, в воздушное
пространство региона поступают большие количества загрязняющих веществ из
Северо-Восточного Китая и Японии.
Природа Дальневосточного
района требует не только проведения активной охраны с точки зрения внутрироссийского
законодательства, но и на международном уровне. Достаточно сказать, что 97%
акватории Охотского моря относится к двухсотмильной экономической зоне
Российской Федерации и лишь 3% являются открытыми для иностранных рыбаков,
однако последние (чаще чисто браконьерскими методами) вылавливают здесь сотни
тысяч тонн рыбы ежегодно. Передача островов Южно-Курильской гряды к Японии
может в значительной степени уменьшить улов рыбы на всем Дальнем Востоке (в
результате образования новой двухсотмильной хозяйственной зоной).
Уникальность природы
района связана также с активной вулканической деятельностью; на полуострове
Камчатка находится более 160 вулканов (в том числе 28 действующих) и
многочисленные минеральные и термальные (гейзеры) источники; на Курильских островах
- около 160 вулканов (из них 40 действующих).
Исключительное богатство
и разнообразие природы на Дальнем Востоке послужило созданию в районе
многочисленных заповедников. Только недавно был учрежден единственный в районе
национальный природный парк «Берингия», расположенный в восточной части
Чукотского полуострова.
Заключение
Территория
Дальневосточного района составляет - 6215,9 тыс. кв. км (36,4% территории
России). Численность населения - 7,3 млн. человек (5,1% населения России). На
западе район граничит с Восточно-Сибирским крупным экономическим районом; на
юге - с Китаем, Северной Кореей и Японией, на северо-западе - с Соединенными
Штатами Америки. Район полностью входит в состав Дальневосточного федерального
округа.
Плотность населения на
Дальнем Востоке - 1,2 человека на 1 кв. км.
Дальневосточный район -
один из наиболее многонациональных в России. Около 85% населения относится к
славянской группе индоевропейской семьи - это русские (6,1 млн. человек или
76%) украинцы (7%) и (белорусы (1,2%). Этнографическими группами русского
народа являются русскоустьинцы (село Русское Устье на Индигирке), марковцы
(село Марковка в устье Анадыря), якутяне (по Лене), камчадалы (на Камчатке),
колымчане (в бассейне Колымы).
Во всех субъектах
Дальневосточного района преобладают добывающие отрасли промышленности над
обрабатывающими отраслями.
Ведущая отрасль топливной
промышленности - угольная.
Машиностроение
практически полностью сконцентрировано в двух краях - Хабаровском (около 60%) и
Приморском (более 40%).
Военно-промышленный
комплекс Дальнего Востока представлен авиационной промышленностью в
Комсомольск-на-Амуре (самолеты) и Арсеньеве (вертолеты МИ-34), а также военным
судостроением (Комсомольск-на-Амуре, Большой Камень).
Среди отраслей растениеводства
следует отметить зерновое хозяйство - выращивание пшеницы, ячменя, овса, риса;
из технических культур заметное место занимает соя. В целом же свои потребности
в продукции растениеводства и животноводства район не обеспечивает.
По сравнению с другими
экономическими районами страны Дальневосточный район в наименьшей степени
подвержен загрязнению и деградации природной среды.
Однако следует обратить
особое внимание на то обстоятельство, что очаговому характеру расселения
населения и очаговому характеру освоения территории района как раз и
соответствуют очаги наиболее мощного экологического неблагополучия.
С развитием
промышленности происходит и загрязнение окружающей среды. Постоянные выбросы в
атмосферу, водоемы ухудшают экологическую обстановку в Дальневосточном районе.
Природа Дальневосточного
района требует не только проведения активной охраны с точки зрения российского
законодательства, но и на международном уровне. Достаточно сказать, что 97%
акватории Охотского моря относится к двухсотмильной экономической зоне
Российской Федерации и лишь 3% являются открытыми для иностранных рыбаков,
однако последние (чаще чисто браконьерскими методами) вылавливают здесь сотни
тысяч тонн рыбы ежегодно.
Список литературы
1.
Видяпин В.И., Степанов М.В. Экономическая
география России Учебник 1-е изд., перераб. и доп., (ГРИФ). – М.: ИНФРА, 2003.
– 568с.
2.
Морозова Т.Г.,
Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. Учебное пособие для
вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. - 527с.
3.
Родионова И.А.,
Бунакова Т.М.. Экономическая география. Учебно-справочное пособие. Издание 5-е.
М.: «Московский лицей», 2001. - 672с.
4.
Скопин А.Ю. Экономическая география
России: Учебник. - М.: Велби, 2004. - 368с.
Страницы: 1, 2
|