Экономическая география Гватемалы
Партия
национального авангарда (ПНА) – вторая по влиянию политическая
организация Гватемалы. Ее основал в 1985 Альваро Арсу Иригоейн, который в
1986–1990 занимал пост мэра столицы страны. В политическом отношении ПНА
представляет правые и правоцентристские консервативные круги. Ее программа
предусматривает продолжение демократического процесса и социальных рыночных
реформ с целью построения общества «народного капитализма», а также ликвидацию
дискриминации и бедности путем достижения национального согласия (включая
согласие с бывшими левыми повстанцами). В 1990–1991 ПНА участвовала в
правительстве президента Хорхе Серрано, но А.Арсу подал в отставку с поста
министра иностранных дел, отказавшись признать независимость Белиза, который
Гватемала традиционно считала отторгнутой территорией. На парламентских выборах
1994 партия стала второй политической силой страны, а в 1996 ее кандидат А.Арсу
выиграл президентские выборы и стал главой государства (1996–2000). Главным его
достижением следует считать заключение Мирного соглашения с левыми повстанцами
29 декабря 1996. В середине 1999 официальная численность ПАН достигала почти 30
тысяч человек. Однако на президентских выборах 1999 ПАН оказалась второй. Ее
кандидат в президенты Оскар Бергер набрал лишь 30,3% в первом и 31,7% во втором
туре. В Конгрессе партия располагает 37 из 113 мандатов и находится в оппозиции
к правительству президента А.Портильо.
Легализовавшись
после мирного соглашения 1996, левые силы вырвались на третье место в
политической системе современной Гватемалы. Ведущей группировкой левых является
Гватемальское национальное революционное единство (УРНГ). Оно возникло в
1982 как блок четырех военно-политических организаций – Повстанческих
вооруженных сил, Партизанской армии бедняков, Революционной организации
вооруженного народа и Франции Гватемальской партии труда. В 1982 в УРНГ входило
6 тысяч человек, численность его вооруженных отрядов в середине 1990-х доходила
до 3 тысяч бойцов. После демобилизации вооруженных формирований УРНГ в мае 1997
Единство в октябре 1998 было официально зарегистрировано как политическая
партия. Входившие в нее группировки реорганизовались и переименовались. УРНГ,
превратившись в легальную партию отказалось от традиционной левой идеологии и
выступает теперь с позиций, близких к социал-реформизму и социал-демократии.
На
всеобщих выборах 1999 УРНГ возглавило левую коалицию «Альянс Новая нация», в
которую вошло также движение «Подлинное интегральное развитие». Кандидат
альянса Альваро Колом Кабальерос собрал 12,3% голосов. В Конгрессе блок
обладает 9 местами. Лидеры УРНГ – Пабло Монсанто, Рене Моран, Гаспар Илом и
Карлос Гонсалес.
Гватемальская
Христианская демократия (или Христианско-демократическая партия, ХДП)
была создана в 1955 как легальная оппозиция военным режимам. В начале 1960-х
ХДП установила связи с обновленческим крылом католической церкви, профсоюзными,
студенческими и крестьянскими организациями страны. После нового военного переворота
1963 партия оказалась под запретом и смогла вновь действовать легально лишь в
1970. Тем не менее, она продолжала подвергаться репрессиям: в 1980–1985
ультраправыми «эскадронами смерти» было убито 300 членов ХДП и совершено
покушение на ее лидера Винисио Сересо.
В
1985 В.Сересо выиграл президентские выборы. Правительство ХДП (1986–1991)
начало процесс демократизации и «национального примирения». Оно приступило к
переговорам с левыми повстанцами, провозгласило курс на экономическую
стабилизацию и поддержку средних и малообеспеченных слоев населения. Однако
острота противоречий в стране не способствовала успешности центристской
политики христианских демократов. Президентские выборы 1990–1991 партия
проиграла, но еще осталась второй силой в Конгрессе. В 1990-х ХДП пережила ряд
расколов, ее влияние постепенно падало. На выборах 1995–1996 христианские
демократы образовали вместе с социал-демократами и Союзом национального центра
коалицию «Национальный альянс», которой удалось стать третьей по силе политической
группировкой. В 1999 Христианская демократия смогла завоевать лишь 2 места в
Конгрессе. Партия входит в Христианско-демократический Интернационал. Лидер –
Альфонсо Кабрера.
Демократический
фронт Новая Гватемала (ДФНГ) – левоцентристский блок, сложившийся в
1995. Его участие в выборах 1995–1996 стало первой возможностью для легального
выступления левых сил за 40 лет. Выдвинув кандидатом в президенты банкира Хорхе
Гонсалеса дель Валье, тесно связанного с Международным валютным фондом, фронт
собрал 7,6% голосов. ДФНГ действовал как политический союзник УРНГ, но на
выборах 1999 выступал самостоятельно. Его представитель Ана Каталина Соберанис
Рейес получила 1,3% голосов.
Союз
национального центра (СНЦ) – умеренная правоцентристская партия,
отстаивающая традиционные ценности, права человека и принципы национального
согласия. Ее основал в 1982 газетный издатель Хорхе Карпио Николье. На выборах
1985 СНЦ вышел на второе место после христианских демократов, а Х.Карпио избран
вице-президентом страны. В 1991 он проиграл президентские выборы Х.Серрано,
хотя СНЦ превратился ненадолго в крупнейшую партию страны. После отстранения от
власти Серрано представитель центристов, известный правозащитник Рамон де Леон
Карпио занимал в 1993–1996 пост временного президента страны. Его администрации
удалось укрепить демократизацию политической системы, провести ряд
конституционных реформ и углубить переговоры с левыми повстанцами. Тем не
менее, влияние СНЦ как партии в 1990-х (после парламентских выборов 1994)
катастрофически упало. В 1999 кандидат СНЦ Данило Хулиан Рока Барильяс набрал
лишь 1% голосов.
Умеренно-правая
партия Движение солидарного действия (МАС) возникла в 1987. Она
опиралась на поддержку армейских кругов и ряда протестантских организаций,
враждующих с католической церковью страны. Лидер МАС Хорхе Серрарно Элиас
занимал пост председателя Государственного совета при диктатуре генерала Риоса
Монтта (1982–1983). На выборах 1990 МАС стало третьей по силе партией в
парламенте, а Х.Серрано сумел выиграть второй тур президентских выборов в 1991
и стать президентом Гватемалы. Он сформировал правительство «национального
единства» и проводил неолиберальную экономическую политику. Под предлогом
борьбы с коррупцией и наркобизнесом Х.Серрано потребовал чрезвычайных
полномочий, 25 мая 1993 распустил парламент, Верховный и Конституционный суды,
но уже 1 июня был отстранен от власти. После падения администрации Серрано МАС
переживает глубокий кризис.
Помимо
основных партий, наложивших отпечаток на политическое развитие Гватемалы в 1990-х,
в стране действуют и другие, небольшие группы и организации – Прогрессивная
освободительная партия (лидер – А.Вальядарес Молина; 3,1% голосов на
выборах 1999 и 1 место в Конгрессе), Зеленая организация – Демократический
союз (лидер – Х.Э.Астуриас; 1,1% голосов на выборах 1999 и 1 место в
парламенте) и другие.
Внешняя политика. Гватемала является членом ООН, членом
Организации американских государств, Организации центральноамериканских
государств (ОЦАГ), Центральноамериканского парламента, а также
Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Еще в 16 в. Гватемала,
принадлежавшая тогда Испании, предъявляла права на соседнюю территорию
Британского Гондураса, носящего сейчас название Белиз и получившего
независимость в 1981. Трения между Гватемалой и Великобританией по этому
вопросу привели к разрыву дипломатических отношений в 1981. Однако в конце
1980-х годов гражданское правительство В.Сересо сумело урегулировать этот
вопрос дипломатическим путем. В 1991 Гватемала признала независимость Белиза.
Белиз, со своей стороны, разрешил Гватемале пользоваться своими портами на
Карибском побережье и морским путем, ведущим к Пуэрто-Барриос через
территориальные воды Белиза. В 1993 Конгресс Гватемалы пересмотрел и
аннулировал это соглашение. С тех пор Гватемала занята поисками такого решения,
которое позволило бы осуществить передачу части территории на юге Белиза;
отношения между этими двумя государствами остаются натянутыми, чему
способствуют многочисленные пограничные инциденты. Британское правительство
предложило выплатить Гватемале 24 млн. долл. за отказ от территориальных
претензий, однако в 1998 конфликт еще не был урегулирован.
Вооруженные силы. В течение многих десятилетий военные
оставались самой могущественной политической силой в стране и в глазах многих
до сих пор являются главным препятствием на пути демократического развития. В
стране существует двухлетняя воинская повинность (хотя и не всеобщая) для
мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. Численность вооруженных сил увеличивалась в
период правления военных (1954–1985), достигнув максимума – не менее 70 тыс.
человек – в 1980-х годах, и постепенно сокращалась в течение 1990-х годов; этот
процесс ускорился после подписания соглашения в 1996. В дополнение к собственно
армии в 1980-х годах были созданы гражданские военизированные формирования –
так называемые патрули гражданской обороны. Участие в них официально являлось
добровольным, но фактически обязательным; их численность достигала нескольких
сотен тысяч человек, большинство из которых составляли индейцы майя. По
условиям мирного соглашения 1996, эти патрули были распущены. После
установления мира в 1996 численность вооруженных сил сократилась до 31 тыс.
человек в сухопутных войсках; личный состав ВВС насчитывает 1000 человек,
столько же служит в ВМФ.
Экономика
По
объему производства Гватемала превосходит любую из стран Центральной Америки. В
1997 ее валовой внутренний продукт (ВВП) составлял 17,8 млрд. долл., что
составило ок. 2900 долл. на душу населения. Правительство Гватемалы поощряло
иностранные инвестиции, предоставляя инвесторам значительные налоговые льготы и
освобождение от таможенных пошлин. Капиталовложения США в экономику Гватемалы
превышают по объему их вложения в других странах региона. С середины 1960-х до
конца 1970-х годов наблюдался впечатляющий рост ВВП, что объяснялось
преимущественно влиянием Центральноамериканского общего рынка, стимулировавшего
промышленное развитие. Среднегодовой прирост в период с 1965 по 1978 составлял
почти 6%. После 1979 многие экономические проблемы обострились, и темпы роста
ВВП в начале и середине 1980-х годов замедлились по сравнению с предыдущим
периодом, а в 1981 отмечено падение производства. Восстановление гражданского
правления оказало положительный эффект на экономику. В 1987 экономический рост
составил 3,5%, а в 1990-х годах его темпы устойчиво росли, достигнув 4,3% в
1997. Ожидается, что средний прирост в период 1998–2002 составит 5,3% в год.
На
изменившуюся ситуацию отреагировало сельское хозяйство (в первую очередь,
производство кофе), особенно сильно страдавшее в 1980-х годах от общего
экономического союза и частых вооруженных столкновений. В 1987 началось
восстановление промышленного сектора, и к 1994 на его долю приходилось 19% ВВП
и 17% трудовых ресурсов. Наиболее динамичный рост отмечен в строительстве и
отраслях, связанных с туризмом. По оценкам 1994, туризм, второй по значению
источник валютных поступлений, давал примерно 2,4% валового национального
продукта.
Экономическая
депрессия 1980-х имела тяжелые социальные последствия. В 1987 87% граждан
Гватемалы официально считались живущими за чертой бедности (против 79% в 1980);
в 1990 недоедало 72% гватемальцев. В начале 1990-х годов особых улучшений не
отмечалось. К 1995, в связи с резким жилищным кризисом, участились случаи
самовольного захвата пустующих зданий или земель, где сооружались хижины; в
самом городе Гватемала и вокруг него возникло ок. 200 поселений такого типа. В
сельских районах ярко выражено неравенство в распределении земли – более
резкое, чем где-либо в Латинской Америке. Хотя мирное соглашение 1996 включало
ряд положений, регулирующих землевладение, в Гватемале до сих пор не принят
закон о перераспределении земли. 67% всей площади используемых сельскохозяйственных
земель приходится на наиболее крупные землевладения, составляющие 2% общего
количества; 80% ферм занимают 10% площади всех земель.
Сельское хозяйство. В конце 1990-х годов сельское
хозяйство все еще оставалось основой экономики Гватемалы. В 1997 оно давало ок.
70% объема экспорта, 25% ВВП, и в нем было занята половина трудоспособного
населения.
Существует
резкое различие между крупными современными хозяйствами – латифундиями, которые
производят большую часть основных экспортных культур, и мелкими крестьянскими
хозяйствами – «минифундиями», где ведется полунатуральное хозяйство и
выращивается большая часть пищевых культур для внутреннего потребления. Сектор
сельского хозяйства, работающий на производство экспортных плантационных культур,
отличается наибольшим динамизмом; ему в первую очередь оказывает поддержку
правительство, часто в ущерб мелким фермерским хозяйствам. Например, в период с
1970 по 1980 площади, занятые под экспортными культурами, выросли на 45%, тогда
как мелкие землевладельцы лишились 26% своих земель. С 1985 по 1998 площадь
кофейных плантаций выросла с 228,2 тыс. га до 250,6 тыс. га, при этом
производство кофе выросло с 179 до 236 тыс. т. Площадь плантаций кардамона
увеличилась с 32,6 до 48,6 тыс. га, а их продукция – с 7,3 до 16,7 тыс. т. За
то же время площадь, занятая под посевы кукурузы, сократилась с 16 до 14 млн.
га, при этом урожай кукурузы вырос с 1070 до 1120 тыс. т. Площадь под черными
бобами уменьшилась с 16,9 до 12,2 тыс. га, а сбор бобов уменьшился с 113 до 82
тыс. т. Уменьшилась также площадь посевов риса – с 14,6 до 11,8 тыс. га, при
этом урожай риса сократился с 37,9 до 32,1 тыс. т.
До
Второй мировой войны Гватемала экспортировала по преимуществу бананы и кофе.
После 1950 значительно выросло производство на экспорт хлопка (который потеснил
бананы со второго места в экспорте), мясопродуктов, а также сахара; основные
плантации сахарного тростника расположены на тихоокеанском побережье, с его
плодородными почвами на вулканических отложениях. Ведущей культурой в экспорте
остается кофе, однако в 1997 на его долю приходилось лишь 24% доходов от
экспорта. Значительно выросло значение нетрадиционных видов
сельскохозяйственного экспорта, включая кардамон, срезанные цветы, фрукты и
овощи. 1500 крупнейших кофейных плантационных хозяйств производят ок. 4/5 всего
урожая; во время сбора кофейных бобов на них работает более 400 тыс. чел.
Производство
бананов началось на карибском побережье в конце 19 в., и до 1970 главенствующую
роль в нем играла американская компания «Юнайтед фрут компани», которая в
течение многих лет оставалась крупнейшим землевладельцем в Гватемале. В 1970
она продала свои предприятия корпорации «Дель Монте». Банановые плантации
сильно пострадали от ураганов в 1983 и 1998.
Лесное хозяйство и рыболовство. Хотя Гватемала богата рыбными
ресурсами, рыбные промыслы развиты незначительно. Большая часть лесных
ресурсов, с том числе запасы красного дерева и других ценных древесных пород,
сосредоточена в дождевых лесах департамента Петен. Хотя тропических лесов во
всем мире осталось очень мало и они представляют большую ценность с
экологической точки зрения, правительство Гватемалы расширяет эксплуатацию
лесов Петена.
Обрабатывающая промышленность. Промышленные предприятия дают
ок. 20% ВВП; на них занято 14% экономически активного населения. По объему
производства обрабатывающая промышленность Гватемалы значительно превосходит
остальные страны Центральной Америки. В структуре этого сектора преобладают
предприятия легкой промышленности, производящие товары широкого потребления –
одежду, ткани, пищевые продукты и напитки. К предприятиям тяжелой
промышленности относится шинный завод, растущее фармацевтическое производство,
несколько фабрик, производящих химикалии и удобрения, и сталелитейный завод.
Почти две трети рабочих обрабатывающей промышленности заняты в технологически
простых производствах. Хотя развитие промышленности стимулировало подъем
экономики, проблема безработицы в стране остается нерешенной, поскольку здесь
преобладают капиталоемкие отрасли, зависящие к тому же от импорта сырья и
оборудования.
Горнодобывающая промышленность и энергетика. Гватемала занимает третье
место по добыче сурьмы после Боливии и Мексики. В небольших количествах
производится золото, свинец, железо и сталь, а также строительные материалы, в
основном для внутреннего потребления.
Крупные
месторождения нефти были впервые открыты в начале 1970-х годов на севере
департамента Альта-Верапас; в ходе дальнейших разведывательных работ были
открыты также месторождения вблизи мексиканской границы в департаменте Петен.
Несколько американских и европейских нефтяных компаний получили концессии на их
разработку. В 1980 Гватемала начала экспортировать нефть, причем половина
экспорта приходилась на долю США. Нефть поступает по нефтепроводу в порт
Санто-Томас-де-Кастилья на Карибском побережье. Функционируют также два
нефтеочистительных завода, принадлежащих компаниям США. К 1996 производство
нефти в Гватемале составляло 16 тыс. баррелей в сутки (5840 тыс. баррелей в
год); к 2000 объем добычи нефти был доведен до 40 тыс. баррелей в сутки. Около
80% всего объема добычи нефти в Гватемале приходится на месторождение Шсан в
департаменте Петен. Добыча нефти внесла значительный вклад в рост экономики
Гватемалы в 1990-е годы.
Помимо
запасов нефти, страна располагает значительным гидроэнергетическим потенциалом.
В 1990-е годы правительство обращало особое внимание на строительство ГЭС,
добившись увеличения их общей мощности с 225 тыс. кВт в 1989 до 973,5 тыс. кВт
в 1995. Электричеством в быту в 1997 пользовалось 6,5 млн. человек (в 1990 их
было всего 4 млн.).
Транспорт. Общая протяженность государственных железных дорог,
преимущественно узкоколейных, Гватемалы составляет 884 км; они соединяют
Пуэрто-Барриос и Санто-Томас-де-Кастилья на Карибском берегу с г. Гватемала и
тихоокеанским побережьем. Второстепенные железнодорожные ветки подходят к
северной и южной границам страны. Существует также разветвленная сеть дорог,
находящихся во владении банановой корпорации «Дель Монте» и обслуживающих
принадлежащие ей плантации. В 1950-х годах были построены три шоссейных
магистрали: через центральное нагорье (Панамериканское шоссе), вдоль
тихоокеанского побережья и еще одна, соединившая г. Гватемала с карибским
побережьем. В 1990-е годы правительство осуществляло интенсивную программу
дорожного строительства. Общая протяженность безрельсовых дорог составляет 26,4
тыс. км, однако лишь треть из них имеют твердое покрытие. Наименее развита
дорожная сеть в северном департаменте Петен, который, хотя и связан дорогой с
остальной частью страны, в основном вынужден полагаться на воздушное сообщение.
Страницы: 1, 2, 3
|
|