рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономическая география Гватемалы рефераты

Партия национального авангарда (ПНА) – вторая по влиянию политическая организация Гватемалы. Ее основал в 1985 Альваро Арсу Иригоейн, который в 1986–1990 занимал пост мэра столицы страны. В политическом отношении ПНА представляет правые и правоцентристские консервативные круги. Ее программа предусматривает продолжение демократического процесса и социальных рыночных реформ с целью построения общества «народного капитализма», а также ликвидацию дискриминации и бедности путем достижения национального согласия (включая согласие с бывшими левыми повстанцами). В 1990–1991 ПНА участвовала в правительстве президента Хорхе Серрано, но А.Арсу подал в отставку с поста министра иностранных дел, отказавшись признать независимость Белиза, который Гватемала традиционно считала отторгнутой территорией. На парламентских выборах 1994 партия стала второй политической силой страны, а в 1996 ее кандидат А.Арсу выиграл президентские выборы и стал главой государства (1996–2000). Главным его достижением следует считать заключение Мирного соглашения с левыми повстанцами 29 декабря 1996. В середине 1999 официальная численность ПАН достигала почти 30 тысяч человек. Однако на президентских выборах 1999 ПАН оказалась второй. Ее кандидат в президенты Оскар Бергер набрал лишь 30,3% в первом и 31,7% во втором туре. В Конгрессе партия располагает 37 из 113 мандатов и находится в оппозиции к правительству президента А.Портильо.

Легализовавшись после мирного соглашения 1996, левые силы вырвались на третье место в политической системе современной Гватемалы. Ведущей группировкой левых является Гватемальское национальное революционное единство (УРНГ). Оно возникло в 1982 как блок четырех военно-политических организаций – Повстанческих вооруженных сил, Партизанской армии бедняков, Революционной организации вооруженного народа и Франции Гватемальской партии труда. В 1982 в УРНГ входило 6 тысяч человек, численность его вооруженных отрядов в середине 1990-х доходила до 3 тысяч бойцов. После демобилизации вооруженных формирований УРНГ в мае 1997 Единство в октябре 1998 было официально зарегистрировано как политическая партия. Входившие в нее группировки реорганизовались и переименовались. УРНГ, превратившись в легальную партию отказалось от традиционной левой идеологии и выступает теперь с позиций, близких к социал-реформизму и социал-демократии.

На всеобщих выборах 1999 УРНГ возглавило левую коалицию «Альянс Новая нация», в которую вошло также движение «Подлинное интегральное развитие». Кандидат альянса Альваро Колом Кабальерос собрал 12,3% голосов. В Конгрессе блок обладает 9 местами. Лидеры УРНГ – Пабло Монсанто, Рене Моран, Гаспар Илом и Карлос Гонсалес.

Гватемальская Христианская демократия (или Христианско-демократическая партия, ХДП) была создана в 1955 как легальная оппозиция военным режимам. В начале 1960-х ХДП установила связи с обновленческим крылом католической церкви, профсоюзными, студенческими и крестьянскими организациями страны. После нового военного переворота 1963 партия оказалась под запретом и смогла вновь действовать легально лишь в 1970. Тем не менее, она продолжала подвергаться репрессиям: в 1980–1985 ультраправыми «эскадронами смерти» было убито 300 членов ХДП и совершено покушение на ее лидера Винисио Сересо.

В 1985 В.Сересо выиграл президентские выборы. Правительство ХДП (1986–1991) начало процесс демократизации и «национального примирения». Оно приступило к переговорам с левыми повстанцами, провозгласило курс на экономическую стабилизацию и поддержку средних и малообеспеченных слоев населения. Однако острота противоречий в стране не способствовала успешности центристской политики христианских демократов. Президентские выборы 1990–1991 партия проиграла, но еще осталась второй силой в Конгрессе. В 1990-х ХДП пережила ряд расколов, ее влияние постепенно падало. На выборах 1995–1996 христианские демократы образовали вместе с социал-демократами и Союзом национального центра коалицию «Национальный альянс», которой удалось стать третьей по силе политической группировкой. В 1999 Христианская демократия смогла завоевать лишь 2 места в Конгрессе. Партия входит в Христианско-демократический Интернационал. Лидер – Альфонсо Кабрера.

Демократический фронт Новая Гватемала (ДФНГ) – левоцентристский блок, сложившийся в 1995. Его участие в выборах 1995–1996 стало первой возможностью для легального выступления левых сил за 40 лет. Выдвинув кандидатом в президенты банкира Хорхе Гонсалеса дель Валье, тесно связанного с Международным валютным фондом, фронт собрал 7,6% голосов. ДФНГ действовал как политический союзник УРНГ, но на выборах 1999 выступал самостоятельно. Его представитель Ана Каталина Соберанис Рейес получила 1,3% голосов.

Союз национального центра (СНЦ) – умеренная правоцентристская партия, отстаивающая традиционные ценности, права человека и принципы национального согласия. Ее основал в 1982 газетный издатель Хорхе Карпио Николье. На выборах 1985 СНЦ вышел на второе место после христианских демократов, а Х.Карпио избран вице-президентом страны. В 1991 он проиграл президентские выборы Х.Серрано, хотя СНЦ превратился ненадолго в крупнейшую партию страны. После отстранения от власти Серрано представитель центристов, известный правозащитник Рамон де Леон Карпио занимал в 1993–1996 пост временного президента страны. Его администрации удалось укрепить демократизацию политической системы, провести ряд конституционных реформ и углубить переговоры с левыми повстанцами. Тем не менее, влияние СНЦ как партии в 1990-х (после парламентских выборов 1994) катастрофически упало. В 1999 кандидат СНЦ Данило Хулиан Рока Барильяс набрал лишь 1% голосов.

Умеренно-правая партия Движение солидарного действия (МАС) возникла в 1987. Она опиралась на поддержку армейских кругов и ряда протестантских организаций, враждующих с католической церковью страны. Лидер МАС Хорхе Серрарно Элиас занимал пост председателя Государственного совета при диктатуре генерала Риоса Монтта (1982–1983). На выборах 1990 МАС стало третьей по силе партией в парламенте, а Х.Серрано сумел выиграть второй тур президентских выборов в 1991 и стать президентом Гватемалы. Он сформировал правительство «национального единства» и проводил неолиберальную экономическую политику. Под предлогом борьбы с коррупцией и наркобизнесом Х.Серрано потребовал чрезвычайных полномочий, 25 мая 1993 распустил парламент, Верховный и Конституционный суды, но уже 1 июня был отстранен от власти. После падения администрации Серрано МАС переживает глубокий кризис.

Помимо основных партий, наложивших отпечаток на политическое развитие Гватемалы в 1990-х, в стране действуют и другие, небольшие группы и организации Прогрессивная освободительная партия (лидер – А.Вальядарес Молина; 3,1% голосов на выборах 1999 и 1 место в Конгрессе), Зеленая организацияДемократический союз (лидер – Х.Э.Астуриас; 1,1% голосов на выборах 1999 и 1 место в парламенте) и другие.

Внешняя политика. Гватемала является членом ООН, членом Организации американских государств, Организации центральноамериканских государств (ОЦАГ), Центральноамериканского парламента, а также Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Еще в 16 в. Гватемала, принадлежавшая тогда Испании, предъявляла права на соседнюю территорию Британского Гондураса, носящего сейчас название Белиз и получившего независимость в 1981. Трения между Гватемалой и Великобританией по этому вопросу привели к разрыву дипломатических отношений в 1981. Однако в конце 1980-х годов гражданское правительство В.Сересо сумело урегулировать этот вопрос дипломатическим путем. В 1991 Гватемала признала независимость Белиза. Белиз, со своей стороны, разрешил Гватемале пользоваться своими портами на Карибском побережье и морским путем, ведущим к Пуэрто-Барриос через территориальные воды Белиза. В 1993 Конгресс Гватемалы пересмотрел и аннулировал это соглашение. С тех пор Гватемала занята поисками такого решения, которое позволило бы осуществить передачу части территории на юге Белиза; отношения между этими двумя государствами остаются натянутыми, чему способствуют многочисленные пограничные инциденты. Британское правительство предложило выплатить Гватемале 24 млн. долл. за отказ от территориальных претензий, однако в 1998 конфликт еще не был урегулирован.

Вооруженные силы. В течение многих десятилетий военные оставались самой могущественной политической силой в стране и в глазах многих до сих пор являются главным препятствием на пути демократического развития. В стране существует двухлетняя воинская повинность (хотя и не всеобщая) для мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. Численность вооруженных сил увеличивалась в период правления военных (1954–1985), достигнув максимума – не менее 70 тыс. человек – в 1980-х годах, и постепенно сокращалась в течение 1990-х годов; этот процесс ускорился после подписания соглашения в 1996. В дополнение к собственно армии в 1980-х годах были созданы гражданские военизированные формирования – так называемые патрули гражданской обороны. Участие в них официально являлось добровольным, но фактически обязательным; их численность достигала нескольких сотен тысяч человек, большинство из которых составляли индейцы майя. По условиям мирного соглашения 1996, эти патрули были распущены. После установления мира в 1996 численность вооруженных сил сократилась до 31 тыс. человек в сухопутных войсках; личный состав ВВС насчитывает 1000 человек, столько же служит в ВМФ.

 

Экономика

По объему производства Гватемала превосходит любую из стран Центральной Америки. В 1997 ее валовой внутренний продукт (ВВП) составлял 17,8 млрд. долл., что составило ок. 2900 долл. на душу населения. Правительство Гватемалы поощряло иностранные инвестиции, предоставляя инвесторам значительные налоговые льготы и освобождение от таможенных пошлин. Капиталовложения США в экономику Гватемалы превышают по объему их вложения в других странах региона. С середины 1960-х до конца 1970-х годов наблюдался впечатляющий рост ВВП, что объяснялось преимущественно влиянием Центральноамериканского общего рынка, стимулировавшего промышленное развитие. Среднегодовой прирост в период с 1965 по 1978 составлял почти 6%. После 1979 многие экономические проблемы обострились, и темпы роста ВВП в начале и середине 1980-х годов замедлились по сравнению с предыдущим периодом, а в 1981 отмечено падение производства. Восстановление гражданского правления оказало положительный эффект на экономику. В 1987 экономический рост составил 3,5%, а в 1990-х годах его темпы устойчиво росли, достигнув 4,3% в 1997. Ожидается, что средний прирост в период 1998–2002 составит 5,3% в год.

На изменившуюся ситуацию отреагировало сельское хозяйство (в первую очередь, производство кофе), особенно сильно страдавшее в 1980-х годах от общего экономического союза и частых вооруженных столкновений. В 1987 началось восстановление промышленного сектора, и к 1994 на его долю приходилось 19% ВВП и 17% трудовых ресурсов. Наиболее динамичный рост отмечен в строительстве и отраслях, связанных с туризмом. По оценкам 1994, туризм, второй по значению источник валютных поступлений, давал примерно 2,4% валового национального продукта.

Экономическая депрессия 1980-х имела тяжелые социальные последствия. В 1987 87% граждан Гватемалы официально считались живущими за чертой бедности (против 79% в 1980); в 1990 недоедало 72% гватемальцев. В начале 1990-х годов особых улучшений не отмечалось. К 1995, в связи с резким жилищным кризисом, участились случаи самовольного захвата пустующих зданий или земель, где сооружались хижины; в самом городе Гватемала и вокруг него возникло ок. 200 поселений такого типа. В сельских районах ярко выражено неравенство в распределении земли – более резкое, чем где-либо в Латинской Америке. Хотя мирное соглашение 1996 включало ряд положений, регулирующих землевладение, в Гватемале до сих пор не принят закон о перераспределении земли. 67% всей площади используемых сельскохозяйственных земель приходится на наиболее крупные землевладения, составляющие 2% общего количества; 80% ферм занимают 10% площади всех земель.

Сельское хозяйство. В конце 1990-х годов сельское хозяйство все еще оставалось основой экономики Гватемалы. В 1997 оно давало ок. 70% объема экспорта, 25% ВВП, и в нем было занята половина трудоспособного населения.

Существует резкое различие между крупными современными хозяйствами – латифундиями, которые производят большую часть основных экспортных культур, и мелкими крестьянскими хозяйствами – «минифундиями», где ведется полунатуральное хозяйство и выращивается большая часть пищевых культур для внутреннего потребления. Сектор сельского хозяйства, работающий на производство экспортных плантационных культур, отличается наибольшим динамизмом; ему в первую очередь оказывает поддержку правительство, часто в ущерб мелким фермерским хозяйствам. Например, в период с 1970 по 1980 площади, занятые под экспортными культурами, выросли на 45%, тогда как мелкие землевладельцы лишились 26% своих земель. С 1985 по 1998 площадь кофейных плантаций выросла с 228,2 тыс. га до 250,6 тыс. га, при этом производство кофе выросло с 179 до 236 тыс. т. Площадь плантаций кардамона увеличилась с 32,6 до 48,6 тыс. га, а их продукция – с 7,3 до 16,7 тыс. т. За то же время площадь, занятая под посевы кукурузы, сократилась с 16 до 14 млн. га, при этом урожай кукурузы вырос с 1070 до 1120 тыс. т. Площадь под черными бобами уменьшилась с 16,9 до 12,2 тыс. га, а сбор бобов уменьшился с 113 до 82 тыс. т. Уменьшилась также площадь посевов риса – с 14,6 до 11,8 тыс. га, при этом урожай риса сократился с 37,9 до 32,1 тыс. т.

До Второй мировой войны Гватемала экспортировала по преимуществу бананы и кофе. После 1950 значительно выросло производство на экспорт хлопка (который потеснил бананы со второго места в экспорте), мясопродуктов, а также сахара; основные плантации сахарного тростника расположены на тихоокеанском побережье, с его плодородными почвами на вулканических отложениях. Ведущей культурой в экспорте остается кофе, однако в 1997 на его долю приходилось лишь 24% доходов от экспорта. Значительно выросло значение нетрадиционных видов сельскохозяйственного экспорта, включая кардамон, срезанные цветы, фрукты и овощи. 1500 крупнейших кофейных плантационных хозяйств производят ок. 4/5 всего урожая; во время сбора кофейных бобов на них работает более 400 тыс. чел.

Производство бананов началось на карибском побережье в конце 19 в., и до 1970 главенствующую роль в нем играла американская компания «Юнайтед фрут компани», которая в течение многих лет оставалась крупнейшим землевладельцем в Гватемале. В 1970 она продала свои предприятия корпорации «Дель Монте». Банановые плантации сильно пострадали от ураганов в 1983 и 1998.

Лесное хозяйство и рыболовство. Хотя Гватемала богата рыбными ресурсами, рыбные промыслы развиты незначительно. Большая часть лесных ресурсов, с том числе запасы красного дерева и других ценных древесных пород, сосредоточена в дождевых лесах департамента Петен. Хотя тропических лесов во всем мире осталось очень мало и они представляют большую ценность с экологической точки зрения, правительство Гватемалы расширяет эксплуатацию лесов Петена.

Обрабатывающая промышленность. Промышленные предприятия дают ок. 20% ВВП; на них занято 14% экономически активного населения. По объему производства обрабатывающая промышленность Гватемалы значительно превосходит остальные страны Центральной Америки. В структуре этого сектора преобладают предприятия легкой промышленности, производящие товары широкого потребления – одежду, ткани, пищевые продукты и напитки. К предприятиям тяжелой промышленности относится шинный завод, растущее фармацевтическое производство, несколько фабрик, производящих химикалии и удобрения, и сталелитейный завод. Почти две трети рабочих обрабатывающей промышленности заняты в технологически простых производствах. Хотя развитие промышленности стимулировало подъем экономики, проблема безработицы в стране остается нерешенной, поскольку здесь преобладают капиталоемкие отрасли, зависящие к тому же от импорта сырья и оборудования.

Горнодобывающая промышленность и энергетика. Гватемала занимает третье место по добыче сурьмы после Боливии и Мексики. В небольших количествах производится золото, свинец, железо и сталь, а также строительные материалы, в основном для внутреннего потребления.

Крупные месторождения нефти были впервые открыты в начале 1970-х годов на севере департамента Альта-Верапас; в ходе дальнейших разведывательных работ были открыты также месторождения вблизи мексиканской границы в департаменте Петен. Несколько американских и европейских нефтяных компаний получили концессии на их разработку. В 1980 Гватемала начала экспортировать нефть, причем половина экспорта приходилась на долю США. Нефть поступает по нефтепроводу в порт Санто-Томас-де-Кастилья на Карибском побережье. Функционируют также два нефтеочистительных завода, принадлежащих компаниям США. К 1996 производство нефти в Гватемале составляло 16 тыс. баррелей в сутки (5840 тыс. баррелей в год); к 2000 объем добычи нефти был доведен до 40 тыс. баррелей в сутки. Около 80% всего объема добычи нефти в Гватемале приходится на месторождение Шсан в департаменте Петен. Добыча нефти внесла значительный вклад в рост экономики Гватемалы в 1990-е годы.

Помимо запасов нефти, страна располагает значительным гидроэнергетическим потенциалом. В 1990-е годы правительство обращало особое внимание на строительство ГЭС, добившись увеличения их общей мощности с 225 тыс. кВт в 1989 до 973,5 тыс. кВт в 1995. Электричеством в быту в 1997 пользовалось 6,5 млн. человек (в 1990 их было всего 4 млн.).

Транспорт. Общая протяженность государственных железных дорог, преимущественно узкоколейных, Гватемалы составляет 884 км; они соединяют Пуэрто-Барриос и Санто-Томас-де-Кастилья на Карибском берегу с г. Гватемала и тихоокеанским побережьем. Второстепенные железнодорожные ветки подходят к северной и южной границам страны. Существует также разветвленная сеть дорог, находящихся во владении банановой корпорации «Дель Монте» и обслуживающих принадлежащие ей плантации. В 1950-х годах были построены три шоссейных магистрали: через центральное нагорье (Панамериканское шоссе), вдоль тихоокеанского побережья и еще одна, соединившая г. Гватемала с карибским побережьем. В 1990-е годы правительство осуществляло интенсивную программу дорожного строительства. Общая протяженность безрельсовых дорог составляет 26,4 тыс. км, однако лишь треть из них имеют твердое покрытие. Наименее развита дорожная сеть в северном департаменте Петен, который, хотя и связан дорогой с остальной частью страны, в основном вынужден полагаться на воздушное сообщение.

Страницы: 1, 2, 3