рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Демографическая ситуация на Дальнем Востоке рефераты

Согласно классификации ООН старым считается то государство, где доля пожилых людей (65 лет и старше) составляет 7,4% в общей численности населения. На Дальнем Востоке удельный вес этой категории в общей численностиНа начало 2000 года доля такой возрастной группы составляла 12,5% в России, а в Дальневосточном районе 7,5%. Высокий удельный вес пожилых людей отмечался в Еврейской автономной области (9,0%), Приморском (8,7%) и Хабаровском (8,3%) краях, Амурской области (8,3%).


2.2 Половозрастная структура населения в последний период


В настоящее время достаточно молодое население проживает в северных территориях Дальнего Востока. Доля людей в возрасте 65 лет и старше в Чукотском автономном округе – 2,2%, в Магаданской области – 3,6%. Женщины в населении Дальневосточного района имеют некоторый численный перевес – 50,4%, хотя на отдельных территориях их меньше, чем мужчин. Это Чукотский автономный округ (47,8%), Камчатская (48,6%) и Магаданская (49,1%) области. Прогрессирующее старение население вместе с сокращением рождаемости в перспективе может создать серьезные проблемы не только в плане социального обеспечения населения, но и в плане увеличения демографической нагрузки на экономически активное население.


3. Оценка миграционных потоков на Дальнем Востоке


3.1 Динамика миграционных процессов в регионе


Формирование населения Дальнего Востока в советский период оправдывалось главным образом экономическими задачами, связанными с трудообеспечением создаваемых производств. Этому были подчинены принудительные переселения, сельскохозяйственными переселения, организационные формы набора людей для участия в крупных новостройках, введение льгот и надбавок к зарплате, стимулирующих приток населения.

Соответственно темпам хозяйственного освоения региона изменялась и численность населения.

Основным источником роста численности населения выступал естественный прирост, компенсировавший миграционные потери. Лишь в 70-е гг. прошлого века доля миграционного прироста составила свыше трети общего прироста, что было связано со значительным притоком населения на строительство БАМа из других регионов. Замедление темпов роста численности населения в 80-е гг. ХХ в. произошло в результате уменьшения миграционного прироста, доля которого по сравнению с предыдущим периодом снизилась с 37,8 до 20 %. Завершение строительства БАМа вызвало значительный отток трудоспособного населения /10, с. 184/.

Следует отметить несколько особенностей миграционных процессов применительно к Дальнему Востоку.

До начала 90−х в регионе рост населения имел высокую интенсивность. Этот рост обеспечивался за счет мигрантов из других регионов страны, привлеченных более высокими дальневосточными зарплатами, жильем и прочими благами, которые советская власть была готова предоставлять тем, кто согласился переехать на другой конец страны. Дальний Восток заселяли прагматичные и энергичные люди. Когда минусы жизни в этом регионе стали перевешивать плюсы, они потянулись обратно. Тем более что многие из них были мигрантами в первом-втором поколении, не успевшими «прирасти» к новому месту. С наибольшей скоростью теряли население северные регионы Дальнего Востока, где и при хороших экономических показателях жить не очень комфортно. Так, интенсивность миграционного оборота (количество прибытий и выбытий) в 1960-80-е гг. региона колебалась в пределах 19-22% к среднегодовой численности населения.

Характерно, что на протяжении всех последних десятилетий сохранялась ситуация, когда численность прибывающих уменьшалась более высокими темпами. Если в 1990 г. отмечался миграционный прирост в целом по району, то с 1991 года только миграционная убыль населения. Всего за период с 1990 по 1998 гг. в результате миграционного обмена Дальний Восток потерял 645 тыс. человек. Из них 25% приходится на Республику Саха (Якутия), 19% - Магаданскую область, 14% - Сахалинскую область, по 12% на Камчатскую область, и Чукотский автономный округ. Мигранты переезжали, главным образом, в старообжитые европейские области страны.

Наибольший миграционный отток с большинства территорий Дальнего Востока был отмечен в 1992 году, в Республике Саха (Якутия) и Камчатской области в 1994 году. В последующие годы отрицательное сальдо обмена населением с другими территориями, несмотря на высокий уровень, уменьшается. Общий коэффициент миграционного снижения по Дальневосточному региону составлял в 1998 году 100 человек на 10 тыс. жителей, против 189 в 1992 году, и 192 в 1994 году. Это свидетельствует об уменьшении миграционного потенциала северных и восточных территорий вследствие разрушения демографической базы в результате выезда.

За период с 1990 по 1998 гг. число прибывших в регионы Дальнего Востока сократилось на 276,1 тыс. чел., или на 59%. Общее число выбывших - на 190,9 тыс. человек (на 43%).

Отрицательное сальдо миграции в обмене населением со странами СНГ и Балтии характерно для Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа и Амурской области, для остальных территорий – положительное.


Таблица 7 – Общие итоги миграции населения в 2007 г.


Прибывшие

2007 г. в % к 2006 г.

Выбывшие

2007 г. в % к 2006 г.

Миграционный прирост (убыль)

Российская Федерация

2284859

107,7

2044992

102,8

+239867

Дальневосточный федеральный округ

119589

108,0

135504

101,8

-15915

Республика Саха (Якутия)

25268

119,7

30751

117,0

-5483

Камчатский край

5833

119,4

7355

106,6

-1522

Приморский край

27520

104,2

30944

100,2

-3424

Хабаровский край

26380

119,2

24476

104,0

+1904

Амурская область

17089

89,5

20562

92,1

-3473

Магаданская область

3792

87,5

6122

88,0

-2330

Сахалинская область

8449

114,6

9875

94,9

-1426

Еврейская авт.область

4139

102,1

3873

91,5

+266

Чукотский авт.округ

1119

83,0

1546

98,1

-427


Сохраняется отрицательная миграция с другими зарубежными странами. Среди эмигрантов преобладают жители Приморского края(61% эмигрировавших жителей Дальневосточного района), Еврейской автономной области (19%), Хабаровского края (12%).

Миграционные процессы последних лет позволяют ожидать стабилизацию темпов оттока населения из региона. По-видимому, среди остающегося населения начинает доминировать контингент, более или менее приспособившийся к экономической ситуации, а также коренные жители. Кроме того, нужно учесть и высокую для потенциальных мигрантов стоимость переселения, включая огромные транспортные тарифы, а также неразвитость рынка жилья в стране.

Замедление процесса миграционных потерь населения не позволяет все же оптимистически смотреть на перспективы развития демографического и трудового потенциала Дальневосточного региона, который всегда относился к числу трудонедостаточных и удовлетворял свою потребность в рабочей силе за счет миграции извне.


3.2 Влияние миграции на демографическую ситуацию


Воздействие миграции на различные стороны общественных отношений и процессов, протекающих в обществе, поистине многогранно. Мировая и отечественная практика показывает, что наиболее существенно по своему воздействию отличаются три типа миграционных потоков – внутренняя миграция, эмиграция и иммиграция.

Внутренняя миграция меняет численность и состав населения, изменяя ситуацию на региональных рынках труда, демографическую нагрузку на занятое население и на инфраструктуру региона. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. Последствия миграции различны в районах выбытия и в районах притока мигрантов.

Наиболее типичными результатами притока мигрантов являются не только увеличение численности и плотности населения, но и его общее омоложение, что особенно важно как фактор хотя бы частичной компенсации тенденции постарения нации во всех странах с развитой и переходной экономикой. Таким образом, заполняется вакуум на рынке труда, улучшается показатель демографической нагрузки на занятое население. Происходят изменения в составе населения по полу, образованию, социальной принадлежности, национальному составу и др. В регионах со значительным отрицательным сальдо миграции последствия миграции носят противоположный характер.

На ситуацию в стране в целом иммиграция населения влияет следующим образом: стимулируется экономический рост и сокращается дефицит рабочей силы, происходит рост ВВП, увеличивается доходная часть государственного бюджета за счет роста налогооблагаемой базы, обеспечивается занятость на непрестижных рабочих местах, происходит приток капиталов, улучшается демографическая ситуация. Вместе с тем не исключены и определенные негативные последствия иммиграции иностранцев – часть ими заработанных денег переводится за рубеж, обостряется безработица, возможно возникновение этнических конфликтов и социально-политической напряженности, усиливается интернационализация преступности.

Эмиграция населения также имеет свои позитивные и негативные последствия. К негативным относятся снижение ВВП, потеря лучших квалифицированных кадров, отток капиталов. Положительный эффект может дать временная трудовая миграция, при которой сокращается безработица, повышается квалификация выехавших временно на работу за рубеж, регулярно поступают из-за рубежа денежные переводы семьям, при возвращении мигранты привозят накопленный капитал /9, с. 336/.

Миграция является неотъемлемым компонентом роста населения, и поэтому формирование рациональной региональной политики в области миграции является существенным фактором устойчивого развития региона. Расчеты показывают, что уменьшение результативности миграции на один процент приводит к адекватному замедлению темпов роста населения региона и увеличению групп населения пенсионного возраста. Сохранение существующих объемов и эффективности миграционных потоков вызовет дальнейшую деформацию возрастно-половой структуры, уменьшение доли экономически активного населения /13, с. 148/.


3.3 Влияние государства на миграцию населения


Сейчас в России нет миграционной политики, способной адекватно отвечать на вызовы современности. К тому же утвержденный, наконец, в 2001 г. документ под названием «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» более похож на некий компромисс, выдающий желаемое за действительное, чем на полезное руководство к действию. Эта концепция не в состоянии стать основой специального закона, регламентирующего добровольное переселение в РФ людей, желающих обустроиться, жить и работать на новом месте /24, с. 124/.

Программа демографического развития страны должна предусматривать комплекс мер, направленных на достижение следующих целей: первое – удержание местного населения; второе – привлечение русскоязычного населения из других регионов России и стран СНГ; третье – контролируемое привлечение трудовых ресурсов из зарубежных стран с четким определением количества, гражданства, уровня образования и специальности, перспектив натурализации и т.д.

В рассматриваемой проблематике есть и определенные подвижки. Так, в частности с января 2006 г. Федеральная миграционная служба ведет центральный банк данных по учету иностранных граждан, проживающих в РФ. В нем накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих регистрацию при пересечении государственной границы и по месту проживания /10, с. 165/.

Что касается задачи удержания населения Дальнего Востока и привлечение русскоязычных семей из других регионов и стран СНГ, то путь здесь один – развивать экономику, создавать рабочие места и поднимать уровень жизни.

Это предполагает целый комплекс долговременных мер, которые должны компенсировать, в том числе и естественную тягу мигрантов к районам проживания родственников и к традиционным для них центрам культуры и образования. Основными мерами могут быть:

– создание системы льготного кредитования жилищного строительства для проживающего населения, переселенцев из северных районов в южные районы дальневосточных территорий и мигрантов, прибывающих из бывших республик СССР; выделение земельных участков для индивидуального и кооперативного жилищного строительства в городах и пригородных зонах, рабочих поселках и сельской местности;

– разработка государственной программы по переселению проживающих в районах Севера и приравненных к ним местностях с целью упорядочения оттока населения, ориентируя его направленность в южные районы Дальнего Востока. Переселение должно вестись организованно, с помощью государства, с минимальными экономическими и психологическими потерями для людей;

– введение правил упрощенного и ускоренного предоставления российского гражданства для мигрантов из бывших республик СССР;

– создание в южных районах Дальнего Востока современной и престижной системы образования на основе преимущественного бюджетного финансирования /7, с. 130/.


Заключение


В настоящее время неблагоприятная демографическая ситуация во всех субъектах Дальневосточного Федерального Округа, характеризуется рядом особенностей. Вот некоторые из них:

Первое. Перераспределение источников сокращения населения. Если до 2000 года определяющим был миграционный отток, на долю которого пришлось 77% общего сокращения численности населения, то с 2001 года на первый план вышла естественная убыль населения, которая особо начала проявляться с 1993 года. За период с 1993 по 2005 гг. число умерших превысило число родившихся на 31,8 тыс. чел. Потери, обусловленные превышением смертности над рождаемостью, составляли за этот период от 14 до 63% общего ежегодного снижения численности населения.

С начала 1990-х гг., когда прекратилось стимулирование рождаемости мерами демографической политики, в регионе сложилась тенденция снижения рождаемости. Коэффициент смертности, рассчитанный на 1000 чел., имея тенденцию к росту, составил в 2006 году 14,9 промилле. Из общего числа умерших почти 40% приходится на трудоспособных граждан. Неблагоприятные тенденции смертности напрямую связаны с продолжительностью жизни населения. Продолжительность жизни в среднем составляет 62,2 года, что на 2,6 года ниже, чем в целом по России (у мужчин составляет 56,7 года, у женщин – 69 лет).

Второе. Непрекращающийся процесс старения населения. Удельный вес детей до 15 лет уменьшился с 29% в 1989 г. До 20,2% в 2002 г. В то жнее время доля лиц пенсионного возраста увеличилась с 12 до 16,2%. Произошло сокращение трудоспособного населения, что в недалекой перспективе обострит проблему кадров на рынке труда. Хотя и сегодня, несмотря на то что уровень общей безработицы составляет 10,5%, регион испытывает дефицит квалифицированных рабочих кадров.

Третья особенность – это практическая утрата потенциала демографического роста. Естественный прирост теперь непосредственно зависит от возрастных интенсивностей рождаемости и смертности. Причем решающая роль принадлежит увеличению рождаемости. Между тем показатель суммарной рождаемости, отражающий замещение поколений, по региону не превышает 135 рождений на 100 женщин. А это в 1.6 раз меньше того, что требуется для простого воспроизводства населения /10, с. 30/.

Сегодняшняя Россия, не говоря уже о Дальнем Востоке, мало пригодна для рождения детей. Главная причина – тотальная бедность населения. Речь даже не идет о тех слоях населения, которые живут в нищете. Проблемы испытывают и так называемый средний класс, к которому причисляют и работников бюджетной сферы.

Сегодня обстоятельства таковы, что рождение второго и тем более третьего ребенка «опрокидывает» семью в бедность и, следовательно, закрывает путь в будущее. На рождаемость так же оказывает немаловажное влияние безудержная пропаганда индивидуализма и культа наслаждения жизнью, западной семейной морали – поздний брак и один ребенок. Все это дает свои результаты: 30% детей рождается вне брака, на 10 браков приходится 7 разводов. Выводы напрашиваются сами собой. Государству необходимо менять вектор внутренней политики, от слов о необходимости масштабного инвестирования в российской человеческий потенциал переходить к делу.

В заключение хотелось бы подчеркнуть следующее. Сегодня все мы являемся участниками исторического процесса, особенность которого – формирование новой геополитической роли восточных регионов страны. Они могут и должны стать базой возрождения России. С другой стороны нельзя исключать угрозы, что восточные регионы РФ могут стать частью азиатских держав – Китая, Индии, Японии, что приведет к изменению геополитической карты мира.

К сожалению, у нас существует отрицательная геополитическая динамика. Причин много, но главная из них – сокращение дееспособного населения. Последствиями этого явления уже в ближайшие годы станет острый дефицит людских ресурсов для подъема экономики и сельского хозяйства, невозможность эффективного освоения природных ресурсов, слабость коммуникаций, сложности с мобилизационными ресурсами для Вооруженных Сил и многие другие.

Для того чтобы коренным образом изменить сложившуюся демографическую ситуацию на Дальнем Востоке, целенаправленная государственная политика должна предусматривать решение первоочередных комплексных задач, направленных на:

- закрепление постоянного населения в Дальневосточном Федеральном Округе;

- установление особого статуса и гарантий государственной поддержки естественных зон оседлости в южных районах Дальнего Востока;

- создание в южных районах Дальнего Востока (Амурская область и Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края) более предпочтительных условий для жизни и труда по сравнению с европейскими районами России /10, с. 31/.

В целях стабилизации численности населения и преодоления негативных тенденций в демографическом развитии Дальнего Востока необходимы безотлагательные меры по развитию службы охраны материнства и детства, по внедрению системы налоговых льгот для предприятий бизнеса разного уровня, выделяющих на постоянной основе средства на помощь многодетным семьям, на содержание детей в детских учреждениях. Важно реализовать комплекс долговременных мер, способствующих повышению качества жизни дальневосточников. В их числе:

- обеспечение доступности здравоохранения и образования, услуг транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства;

- создание условий для льготного кредитования жилищного строительства;

- введение правил упрощенного и ускоренного предоставления российского гражданства для мигрантов из бывших республик СССР, прежде всего мигрантов, имеющих российские национальные корни, которые прибывают на Дальний Восток /10, с. 31/.

Вполне понятно, что только изменение приоритетов государственной политики в отношении Дальневосточного региона, быстрейшая разработка и принятие самостоятельной федеральной программы по стабилизации социальной и демографической ситуации на Дальнем Востоке, осуществление мероприятий по обеспечению занятости населения, привлечению и закреплению мигрантов из бывших республик СССР сможет кардинально улучшить сложившуюся обстановку в восточных регионах страны.


Библиографический список


1 Максаковский В.П. Экономическая и социальная география России: Учеб. для общеобразоват. Учреждений.-8-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2000.-350 с.: ил., карт.-(География).

2 Томилин А.С. Факторы миграции и демографический кризис в России//Экономист.-2000.-№ 11.

3 География населения России/Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2003

4 Население России. Демографический справочник. М.: Финансы, 2003

5 Экономическая и социальная география России/Под ред. А.Т.Хрущева. М.: КРОН-Пресс, 2001.

6 Статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2005.

7 Дальний Восток и Забайкалье – 2010. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года/Под ред. П.А.Минакира. Рос.акад.наук. Дальневост.отд-ние. Ин-т экон. Исследований. – М.: ЗАО «Экономика», 2002, 432 с.: ил. 11, табл.18.

8 Демография и статистика населения:Учебник/И.И.Елисеева,Э.К.Васильева, М.Л.Клупт и др./Под ред. И.И.Елисеевой.-М.:Финансы и статистика, 2006.-668 с.: ил.

9 Медков В.М. Демография: Учебное пособие.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.-448 с.

10 Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы: материалы научно-практ. конференции 10-11 февраля 2006 г./Под ред. Ю.В.Сиротина.-Благовещенск:Приамурье, 2006.-399 с.

11 Демография. Учебное пособие/Л.П.Харченко.-М:Омега-Л,2006.-360с.:ил.

12 Демография:Учебник/Под общ. ред. Н.А.Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003.-384 с.

13 Борисов В.А.Демография.-М.:Издательский дом NOTA BENE, 1999.-272с.

14 Окраинные люди: [Демографическая ситуация на Дальнем Востоке по итогам переписи 2002 г.]/А.Пасьетцев// Дальневосточный капитал.-2004.-№2.-с.8-16.

15 Демография и миграционная ситуация в Дальневосточном округе/Матрич Е.Л.//Вестник Дальневосточного отделения РАН.-2004.-№6.-с.101-110.

16 Россия и миграция. История, реальность, перспективы/В.А.Моденов, А.Г.Носов.-М.:Промитей, 202.-328 с.

17 Дальний Восток и Забайкалье в России АТР: доклад, тезисы доклада/ отв. исполн. С.Н.Леонов.-Хабаровск: Ин-т Эконом. исследований.-2005.-80 с.

18 Численность и миграция населения в регионах Дальневосточного федерального округа за 2004 год: сб.:Амурстат.-Благовещенск.-2003.-66 с.

19 Актуальные проблемы миграции. Международные механизмы защиты прав беженцев.-М.:Звенья,1999.-208 с.

20 Не по своей воле…: история и география принудительных миграций в СССР/П.М.Поляк.-М.:Мемориал,2001.-328 с.

21 Миграция и безопасность в России/Под ред. Г.Витковской.-М.: Интердиалий+, 2000.-341 с.

22 Демография:Учебник для вузов/Под ред. Н.А.Волгина, А.Л.Рыбаковского. -М.:Логос, 2005.-280 с. 23 Гребиниченко С.Ф. Демографический взрыв в России? // Социально-гуманитарные знания.- 2006.- №6.- С.3-25.


Страницы: 1, 2, 3