Чёрная и цветная металлургия
Важнейшими природными факторами размещения и
специализации сельского хозяйства являются следующие: качество почв;
продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность
теплом); суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом); условия
увлажнения, количество осадков; вероятность повторяемости неблагоприятных
метеорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия);
обеспеченность водными ресурсами; топографические условия местности и др. В
большей степени природные факторы влияют на размещение отраслей
растениеводства, причем в неодинаковой степени, определяя ареалы их
возделывания. Для ряда культур (преимущественно теплолюбивых) эти ареалы чрезвычайно
ограничены, например, винограда, чая, цитрусовых и др.; для других – гораздо
шире (ячменя, яровой пшеницы, картофеля и др.). На размещение животноводства
природные факторы оказывают менее существенное воздействие, проявляясь через
кормовую базу. Наиболее зависимым от природно-климатических условий является
пастбищное животноводство (некоторые направления овцеводства, скотоводства;
оленеводство, коневодство и др.). Здесь можно выделить такие факторы, как
наличие пастбищ, их размеры, состав растительности и продолжительность периода
их использования.
Для размещения сельского хозяйства также
чрезвычайно важны социально-демографические факторы. Население является
основным потребителем сельскохозяйственной продукции, поэтому существуют
региональные особенности структуры потребления данной продукции. На
специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским
населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых
ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с
учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство
сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью.
Наиболее трудоемкими считаются производства: овощей, картофеля, сахарной свеклы
и других технических культур, некоторые отрасли животноводства. Использование
специализированны х квалифицированных кадров способствует росту
производительности труда, уменьшению затрат труда на производство данной
продукции. Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время
ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором
размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые
в прошлом недостаточно учитывались и которые в ряде случаев существенно ограничивают
возможность производства на вывоз многих видов продукции, ранее определявшиеся
плановыми объемами поставок в общероссийский фонд.
Основные отрасли сельского хозяйства –
растениеводство и животноводство, в которых выделяются подотрасли: зерновое
хозяйство, кормопроизводство, производство технических культур (льноводство,
свекловодство и пр.), садоводство, овощеводство, скотоводство, свиноводство,
овцеводство, птицеводство, кролиководство, прудовое рыбоводство, звероводство,
пчеловодство и пр.
1.8. Строительный комплекс.
В 2002 г. товарные рынки стройкомплекса в
целом продолжали оставаться низкоконцентрированными. В современных
экономических условиях это обусловлено, прежде всего, региональной структурой
реализации строительных услуг (работ) и производимой продукции. Региональные
строительные организации, в том числе специализированные, оказывают различные
строительные услуги (жилищное, сельское, инженерное, дорожное строительство,
ремонтные, реставрационные работы и т.д.), и производят стройматериалы и изделия
(сборный железобетон, товарный бетон и раствор, кирпич, столярные изделия,
пиломатериалы, песок, щебень и т.д.). Такие организации, не являясь крупными,
могут оказывать влияние на исключительно на региональные или, в крайнем случае,
на межрегиональные товарные рынки, поэтому рассмотрение товарных рынков (работ,
услуг) строительного комплекса на федеральном уровне - малоэффективно. В 2002
г. продолжался рост числа вновь создаваемых строительных организаций, в том
числе малых предприятий, осуществляющих деятельность на различных товарных
рынках строительного комплекса. Большинство строительных организаций
создавались предприятиями не строительного профиля (машиностроение, химическая
промышленность, нефтегазовая промышленность, сельскохозяйственной отрасли и т.
д.) для обеспечения собственных нужд. Также, в незначительных объемах,
происходили слияния научно-исследовательских институтов различного
строительного профиля, что обусловлено отсутствием финансирования
научно-исследовательских работ в строительстве и промышленности строительных
материалов, и является попыткой сохранить научный потенциал. В 2002 году
возросли темпы роста в производстве ряда строительных материалов (керамическая
плитка - на 20,1%), цемент - на 10,7%), сантехника - на 8,3%). Следует отметить,
что при общем росте объемов строительно-монтажных работ, а также производства
цемента, сборного железобетона, линолеума, строительного стекла, стеновых
материалов, санитарных керамических изделий, плитки керамической, нерудных
строительных материалов, теплоизоляционных материалов, коэффициент загрузки
производственных мощностей предприятий строительного комплекса остается низким.
В среднем по отраслям он составляет 50-60%, а по отдельным отраслям - менее
50%. Это обусловлено, прежде всего, недостаточным инвестированием в
строительство, и как следствие, в промышленность строительных материалов. В
2002 году локализация региональных рынков строительного комплекса усилилась,
что, в определенной степени, провоцируется постоянным ростом стоимости энергоносителей
и транспортных издержек в структуре цен на строительные материалы. Необходимо
отметить, что постановление Правительства Российской Федерации № 509 «О мерах
по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных
конструкций» осложнило положение региональных строительных рынков. Российские
производители арматурной стали, в связи с резким уменьшением поставок
аналогичной продукции (по демпинговым ценам) из Украины и Казахстана, резко
подняли отпускные цены (30-40%) на свою готовую продукцию. Не исключено, что в
дальнейшем, это приведет как к сокращению объемов строительного производства, а
в ряде случаев, и к нарушению антимонопольного законодательства. Предпосылки
для такой ситуация уже сложились на региональном строительном рынке Москвы, о
чем Мэрия г. Москвы уже информировала МАП России и Минэкономразвития России с
просьбой разобраться в сложившейся ситуации и принять соответствующие меры.
Налицо повторение ситуации с повышением цен на цемент, поставляемый
строительным организациям столицы. Необходимо отметить, что строительный рынок
г. Москвы характеризуется постоянно растущим объемом строительных работ;
наличием значительных строительных мощностей, ориентированных на
крупнопанельное и монолитное домостроение и пониженной сезонностью в работе
домостроительных предприятий, применением современных технологий и
оборудования. При этом нельзя не отметить чрезмерную централизацию
административного регулирования деятельности строительного комплекса г. Москвы
со стороны Администрации города, а также высокую концентрацию производственных
мощностей домостроительных предприятий. Для российских цементных заводов
характерно отсутствие современных технологий; низкая рентабельность; высокая
степень изношенности основных фондов (более 80%); низкая заработная плата,
уступающая уровню заработной платы в других отраслях промышленности; высокая
задолженность перед кредиторами. Справочно: по данным Госкомстата
производственные мощности цементной промышленности снизились в 2002 г. более
чем на 30% по сравнению с 1990 г.). Положение отрасли усугубляется еще и тем,
что цементные предприятия являются вторыми по объему потребления газа после
энергетиков. Начиная с 2001 г. годовые лимиты газа, выделяемые цементным
заводам, составляют порядка 50% от необходимого объема потребления.
Приобретение остальных 50% сверхлимитного газа ведется по цене на 30-50%
превышающей официальную цену, установленную ФЭК. Несмотря на то, что в
последние годы в России наблюдается устойчивый рост потребления цемента (в
среднем 9% в год), цементный рынок характеризуется: низкой ценой на цемент, не
позволяющей предприятиям обновлять основные фонды; дефицитом ж/д вагонов,
нарушающим ритмичность поставок, особенно в летний период; перекосами в
экономике строительства; высокой сезонностью спроса. Коэффициент использования
производственных мощностей отрасли составляет 46-47%. Прогноз российского рынка
потребления цемента показывает, что уже к 2005 г. необходимо произвести порядка
49-50 млн. тонн цемента, что невозможно без серьезных инвестиций. В последнее
время наметился рост региональных рынков цемента, в особенности Центрального,
Северо-Западного, Поволжского, Уральского. Более низкая цена на цемент,
существующая на региональных рынках, может привести к дефициту цемента на
строительных рынках в Москве и Московской области.
1.9. Транспортный комплекс.
Важное значение транспорт имеет и в решении
социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой
транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и
производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил
и дает интеграционный эффект.
Специфика транспорта как сферы экономики
заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее
создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и
доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в
себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные
издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях
промышленности, где они могут достигать 50% себестоимости продукции.
Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной
территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных
производственных фондов.
Транспорт создает условия для формирования
местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным
отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной
стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что
в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны ,
сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта
невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является
важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Основными видами транспорта являются:
железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и
внутренний водный.
Большая часть грузо и пассажирооборота
приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает
также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный
и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с
технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной
территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение
имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются
трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а
в перевозке пассажиров – железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что
эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо
рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как
вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки,
транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути
и т.п.
Помимо основных магистральных направлений
имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь
между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития
производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система
нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации
размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической
базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших
достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы
Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства
и населения страны транспортными услугами.
2. Характеристика
2.1. Значение комплекса отраслей
В металлургический
комплекс входят черная и цветная металлургия охватывающие все стадии
технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой
продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический
комплекс – это взаимообусловленное сочетание следующих технологических
процессов:
-
добыча и подготовка сырья к переработке (добыча,
обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов и др.);
-
металлургический передел – основной
технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных
металлов, труб и др.;
-
производство сплавов;
-
утилизация отходов основного производства и
получение из них различных видов продукции.
В зависимости
от сочетания этих технологических процессов выделяются следующие типы
производств в металлургическом комплексе.
Производства
полного цикла, которые представлены, как правило, комбинатами, в которых
одновременно действуют все названные стадии технологического процесса.
Производство
неполного цикла – это предприятия, в которых осуществляются не все стадии
технологического процесса, например, в черной металлургии производится только
сталь и прокат, но отсутствует выпуск чугуна, или производится только прокат. К
неполному циклу относятся также электротермия ферросплавов, электрометаллургия
и др. Предприятия неполного цикла, или “малой металлургии” называются
передельными, представлены в виде отдельных подразделений по производству
литейного чугуна, стали или проката в составе крупных машиностроительных
предприятий страны.
Металлургический комплекс – это основа индустрии Он является фундаментом
машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и химической
промышленностью развитие научно-технического прогресса во всех звеньях
народного хозяйства страны. Металлургия относится к числу базовых отраслей
народного хозяйства и отличается высокой материалоемкостью и капиталоемкостью
производства. На долю черных и цветных металлов приходится более 90% всего
объема конструкционных материалов, применяемых в машиностроении России. В общем
объеме транспортных перевозок Российской Федерации на металлургические грузы
приходится свыше 35% всего грузооборота. На нужды металлургии расходуется 14%
топлива и 16% электроэнергии, т.е. 25% этих ресурсов, расходуемых в
промышленности.
Цветная
металлургия включает добычу, обогащение и металлургический передел руд
цветных, благородных и редких металлов, в том числе производство сплавов,
прокат цветных металлов и переработку вторичного сырья, а также добычу
алмазов. Участвуя в создании конструкционных материалов все более высокого
качества, она выполняет существенные функции в условиях современного научно-технического
прогресса.
2.2. Структура комплекса отраслей
Цветная металлургия занимает ведущее
четвертое место (после топливной, машиностроения и пищевой) в структуре
промышленности России, её доля – 10,1%. Это одна из самых экспортоориентированных
отраслей. Она обладает богатейшей сырьевой базой. Только в Норильском
месторождении сосредоточено 35,8% мировых запасов никеля, 14,5% кобальта, около
10% меди и 40% запасов металлов платиновой группы.
В связи с разнообразием используемого сырья
и широким применением цветных металлов в современной промышленности цветная
металлургия характеризуется сложной структурой. По физическим свойствам и
назначению цветные металлы условно делятся на четыре группы: основные, к
которым относятся тяжелые (медь, свинец, цинк, олово, никель), легкие
(алюминий, магний, титан, натрий, калий и др.), малые (висмут, кадмий, сурьма,
мышьяк, кобальт, ртуть); легирующие (вольфрам, молибден, тантал, ниобий,
ванадий); благородные (золото, серебро и платина с платиноидами); редкие и
рассеянные (цирконий, галлий, индий, таллий, германий, селен и др.).
В состав цветной металлургии России входят
медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, алюминиевая, титаномагниевая,
вольфрамомолибденовая, твердых сплавов, редких металлов и другие отрасли,
обособляющиеся в зависимости от вида выпускаемой продукции, а также золото- и
алмазодобывающая. По стадиям технологического процесса она делится на добычу и
обогащение исходного сырья, металлургический передел и обработку цветных
металлов.
2.3.
Экономическая оценка сырьевой базы отраслей
Черная металлургия
имеет следующие особенности сырьевой базы:
-
Сырье характеризуется относительно большим
содержанием полезного компонента – 17% в сидеритовых рудах до 53-55% в
магнетитовых железняках. На долю богатых руд приходится почти пятая часть
промышленных запасов, которые используются, как правило, без обогащения.
Примерно 2/3 руд требуют обогащения простым и 18% - сложным методом обогащения;
-
Разнообразие сырья в видовом отношении (магнетитовые,
сульфидное, окисленное и др.), что дает возможность использовать разнообразную
технологию и получать металл с самыми различными свойствами;
-
Различные условия добычи (как шахтная, так и
открытая, на долю которой приходится до 80% всего добываемого в черной
металлургии сырья);
-
Использование руд, сложных по своему составу
(фосфористые, ванадиевые, титаномагнетитовые, хромистые и т.п.). При этом более
2/3 составляют магнетитовые, что облегчает возможности обогащения.
Важнейшей проблемой сырьевой базы черной
металлургии является ее удаленность от потребителя. Так, в восточных районах
России сосредоточена большая часть топливно-энергетических ресурсов и сырья для
металлургического комплекса, а основное потребление их осуществляется в
европейской части России, что создает проблемы, связанные с большими
транспортными затратами на перевозку топлива и сырья. Несмотря на то, что рентабельность
российских горно-обогатительных комбинатов в первом полугодии 2006 г. упала
почти вдвое, но в то же время, Россия за 7 месяцев увеличила экспорт железной
руды на 16,5%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|