Чили с 1918 по 2002
(1). Коммунистическая партия Чили (КПЧ; Partido Comunista de Chile),
создана в январе 1922 в г. Ранкагуа на 4-м съезде Социалистической рабочей
партии (основана в 1912), которая встала на позиции Коминтерна и приняла
решение называться Коммунистической. Ведущую роль в создании партии сыграли Л. Э.
Рекабаррен и Э. Лаферте.
В 1927-31, в период диктатуры Ибаньеса дель Кампо, КПЧ находилась на
нелегальном положении. В дальнейшем была одним из инициаторов создания
Народного фронта (1936-41), в который вошли также Социалистическая и
Радикальная партии. Кандидат этого фронта П. Агирре Серда победил на
президентских выборах 1938.
В годы 2-й мировой войны 1939-45 влияние
компартии значительно возросло. В 1946 коммунисты вошли в состав правительства,
однако уже в 1947 президент Г. Гонсалес Видела вывел коммунистов из
правительства, а в сентябре 1948 подписал закон "О защите
демократии", по которому КПЧ, прогрессивные профсоюзы и др.
демократические организации были запрещены. В трудных условиях подполья партии
вместе с другими левыми силами удалось создать Единый профсоюзный центр
трудящихся Чили (1953), а в 1956 - Фронт народного действия (ФНД), объединивший
Коммунистическую, Социалистическую и ряд других партий на
антиимпериалистической платформе. Деятельность ФНД способствовала развёртыванию
в Чили широкого антиимпериалистического народного движения.
Важной вехой в жизни партии явился 10-й
съезд (апрель 1956). Съезд принял программу КПЧ, указавшую на историческую
необходимость освобождения страны от империализма, латифундистской олигархии и
местного крупного капитала. Съезд подчеркнул, что антиимпериалистическая и
антифеодальная революция может быть осуществлена в Чили при определенных
условиях без гражданской войны. Получив право легальной деятельности (август
1958), партия приняла участие в парламентских выборах 1961 и завоевала 16 мест
в палате депутатов и 4 в сенате. 12-й съезд КПЧ (март 1962) выдвинул лозунг
завоевания народом политической власти и создания народного правительства. Для
достижения этой цели съезд поставил задачу сплочения всех
антиимпериалистических и антиолигархических сил вокруг ФНД. 13-й съезд КПЧ
(октябрь 1965) уточнил тактическую линию партии и наметил в качестве основной
задачи объединение вокруг рабочего класса всех народных сил, как находившихся в
оппозиции к правительству, так и шедших за ним. На парламентских выборах 1969
КПЧ упрочила позиции, увеличив своё представительство в палате депутатов с 18
(в 1965) до 22 мест и получив 6 мест в сенате.
14-й съезд КПЧ (ноябрь 1969) подтвердил
правильность политической линии, выработанной 13-м съездом, и поставил в
качестве основной задачи создание широкой коалиции левых партий. Съезд принял в
новой редакции программу КПЧ, определив чилийскую революцию на ее нынешнем
этапе как антиимпериалистическую, антимонополистическую и аграрную с
социалистической перспективой.
В декабре 1969 КПЧ и пять других левых
партий и организаций заключили пакт Народного единства. Пакт предусматривал
совместную борьбу за завоевание власти в целях ликвидации господства
иностранного империализма, местных монополий, помещичьей олигархии и перехода в
дальнейшем к строительству социализма. Кандидат коалиции Народного единства
социалист С. Альенде победил на президентских выборах в сентябре 1970. В ноябре
Альенде стал президентом и сформировал правительство, в состав которого вошли
представители компартии. КПЧ активно участвует в проведении
антиимпериалистических и антиолигархических преобразований, намеченных
коалицией Народного единства, мобилизует массы на борьбу в поддержку
правительства Альенде, против попыток реакции приостановить революционный
процесс. На парламентских выборах 1973 КПЧ увеличила число своих представителей
в палате депутатов до 25, а в сенате до 9.
Делегации КПЧ участвовали в работе
международных Совещаний коммунистических и рабочих партий (1957, 1960, 1969,
Москва). КПЧ одобрила документы, принятые на этих совещаниях.
КПЧ строится по принципу демократического
централизма. Высшим органом партии является съезд, между съездами - ЦК,
избирающий Политкомиссию и Секретариат. Генеральный секретарь партии - Л.
Корвалан. ЦО ЦК КПЧ - газета "Сигло" ("Еl Sigio"),
теоретический орган - журнал "Принсипиос" ("Principios").
Съезды Коммунистической партии Чили: 1-й
съезд - январь 1922, Ранкагуа; 2-й съезд - декабрь 1923, Чильян; 3-й съезд -
сентябрь 1924, Винья-дель-Мар; 4-й съезд - сентябрь 1925, место не установлено;
5-й съезд - январь 1927, Сантьяго; 6-й съезд - 1932, Овалье; 7-й съезд - апрель
1938, Сантьяго; 8-й съезд - декабрь 1939, Сантьяго; 9-й съезд - декабрь 1945,
Сантьяго; 10-й съезд - апрель 1956, Сантьяго; 11-й съезд - ноябрь 1958,
Сантьяго; 12-й съезд - март 1962, Сантьяго; 13-й съезд - октябрь 1965,
Сантьяго; 14-й съезд - ноябрь 1969, Сантьяго.
(2). Пиночет
Угарте (Pinochet Ugarte) Аугусто (родился 25.11.1915,
Вальпараисо), военный и государственный деятель Чили. В 1951 окончил Академию
Генерального штаба. В 1956—58 входил в состав военной миссии Чили в США. С 1973
главнокомандующий сухопутными войсками Чили. В сентябре 1973 возглавил
реакционный военный переворот, приведший к свержению правительства Народного
единства. В декабре 1974 назначен президентом Чили.
VI. Политические
партии и профсоюзы
Все партии, входившие до
переворота 1973 в блок Народное единство, объявлены вне закона: Радикальная
партия Чили (Partido Radical de Chile), основанная в конце 50-х гг. 19 в.,
официальная дата основания 1883; Социалистическая партия Чили (Partido
Socialista de Chile), основанная в 1933; Коммунистическая партия Чили (Partido
Comunista de Chile), основанная в 1922; партия Движение единого народного
действия (Movimiento de acción popular unido), основанная в 1969, и др.
Названные партии действуют в нелегальных условиях. Деятельность
Христианско-демократической партии (Partido Demócrata Cristiano),
буржуазно-реформистской, основанной в 1957, приостановлена хунтой на
неопределённое время; с января 1977 разрешена ограниченная деятельность
Национальной партии (Partido Nacional), созданной в 1966 на основе слияния
Консервативной и Либеральной партий, выражавших интересы земельной и
финансово-промышленной олигархии.
Единый профсоюзный центр
трудящихся Чили, основанный в 1953, запрещен. Действует в нелегальных условиях.
VII.
Экономико-географический очерк
Ч. - одна из относительно
развитых в экономическом отношении стран Латинской Америки. Большую роль в
экономике играет иностранный, в основном американский, капитал, которому открыт
особенно широкий доступ в страну после захвата власти военной хунтой в 1973. В
структуре хозяйства преобладает промышленность; наиболее развиты
горнодобывающая промышленность и цветная металлургия экспортного направления.
Ч. занимает (1976) 1-е место в капиталистическом мире по добыче и экспорту
селитры, 2-е (после США) - по меди, 3-е (после США и Канады) - по молибдену.
Валовой внутренний продукт на душу населения в 1975 составлял 691 долл. (в
текущих ценах); по величине валового объёма внутреннего продукта на душу
населения Ч. занимает примерно 10-е место среди стран Латинской Америки. На
сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охоту приходилось (1974) 6,9%
валового внутреннего продукта, на горнодобывающую промышленность 13,5%,
обрабатывающую промышленность 29,2%, строительство 3,9%. В годы пребывания у
власти правительства Народного единства укреплялся государственный сектор в
промышленности и проводилась радикальная аграрная реформа в сельском хозяйстве,
расширялось сотрудничество с социалистическими странами. К сентябрю 1973 в
государственном секторе и под контролем государства находилось свыше 500
предприятий, которые давали около 50% валовой продукции промышленности,
государству принадлежали 85% ж.-д. сети, большая часть объектов воздушного и
морского транспорта. Было экспроприировано 3,5 тыс. латифундий общей площадью в
5,4 млн. га земли, которая была распределена среди безземельных и
малоземельных крестьян. Под контролем государства находилось около 70%
внешнеторговых операций. За годы правления военной хунты произошёл резкий спад
промышленного производства, главным образом в отраслях, связанных с
потребительским спросом, причём кризисом затронуты как мелкие и кустарные, так
и крупные предприятия. В 1977 в ведении государства осталось 23 промышленных
предприятия. Крупным землевладельцам возвращено около 3 млн. га земли,
главным образом в провинциях с плодородными почвами. В соответствии с законом
1974 иностранные монополии получили право ввоза капитала и перевода прибылей за
границу без ограничения. В конце 1973 иностранные прямые частные
капиталовложения составили 1,2 млрд. долл. Доля трудящихся в национальном
доходе снизилась с 65% в 1972 до 35% в 1974. В 1975 страну охватил тяжёлый
экономический кризис. Снизился жизненный уровень трудящихся, валовой внутренний
продукт сократился на 13%, резко упали производство потребительских товаров и
сбор продовольственных культур.
Стабильный рынок
капитала.
· Динамичная
национальная финансовая система в последние годы претерпела глубокие и
позитивные преобразования, что позволило расширить предложения на ее продукты и
услуги.
· Участие Компаний
по Управлению Пенсионными Фондами (AFP) и Паевых Фондов, местных и иностранных,
стимулировали рост рынка чилийских капиталов.
· Банки находятся в
активном процессе расширения сферы своей деятельности и интернационализации
своих операций.
В Чили существует
высоко развитый рынок капиталов. В нем участвуют банки, фондовые биржи,
cтраховые компании, паевые фонды, национальные и иностранные инвестиционные
фонды и пенсионные фонды. Надежность и стабильность являются самыми лучшими
определениями этого экономического сектора.
Финансовый сектор
находится под эффективным, строгим и постоянным контролем. Регулирование
является следствием опыта, полученного во время кризиса 1982 года. Нормы были
уточнены и модернизированы Законом о Банках, принятым в октябре 1997 года,
который позволяет интернационализировать Банки и способствует развитию
конкуренции внутри страны.
Учреждения
соответствуют и превосходят во многих случаях критерии Базельского Комитета. Это
позволяет банковской системе действовать в рамках, позволяющих контролировать
риски при осуществлении новых видов банковских операций и выходе на
международную арену.
Международная
Компания по классификации Standart&Poor's утверждает, что чилийская финансовая
система может пользоваться доверием и характеризуется высоким качеством своих
активов и регулирования.
Международное
Агентство по классификации Duff and Phelps отмечает как одно из достоинств
нашей экономики ее платежеспособность, а также стабильность финансовой системы;
подчеркивает наличие банков с большим капиталом и с очень низким уровнем ценных
бумаг с истекшим сроком погашения по сравнению с другими странами региона.
Международная
Компания по классификации Moody's показывает, что чилийская банковская система
является самой сильной в Латинской Америке благодаря разумному регулированию и
форме надзора за состоянием дел, сравнимых с развитыми странами.
Национальный
финансовый рынок также показывает хороший уровень конкурентноспособности в
Латинской Америке, занимая 20 место в рейтинге, составленном World Economic
Forum (WEF), - который исследовал 53 страны,- и 24 место в рейтинге,
составленном Институтом по развитию предпринимательской деятельности (IMD).
Активное участие
корпоративных вкладчиков, в первую очередь Компаний по Управлению Пенсионными
Фондами (AFP) и Паевых Фондов, местных и иностранных, способствовали росту
рынка чилийских капиталов.
Aвтоматизация банков
явилась еще одним основополагающим элементом в развитии финансового бизнеса.
Инженерные решения обеспечили эту сферу автоматическими кассовыми аппаратами
для выдачи чековых книжек, выписки остатков на счетах, данных о почтовых и
банковских переводах. Сегодня система располагает настоящимми
"технобанками", которые обслуживают потребности клиентов 24 часа в
день.
Банки
В Чили финансовая
система состоит из 12 национальных банковских учреждений, одного
государственного, 16 иностранных и 3 финансовых учреждений. Активы в целом
составляют 105,2 миллиардов долларов США.
Национальные и иностранные
банки имеют одинаковые права и обязанности. Иностранные финансовые учреждения
также имеют свою долю участия в собственности местных банков. Правила игры ясны
для всех.
Жесткая конкуренция
в традиционной сфере деятельности банков и новые сферы бизнеса стимулировали
ряд слияний в этой сфере. В 90-х годах количество банковских учреждений
сократилось с 40 до 32. Однако, согласно показателям Herfindahl, концентрация
уровня банков Чили составила 0,08%. Этот уровень ниже, чем в развитых странах,
где существуют банковские системы с высокой конкурентноспособностью, например в
таких странах, как Канада и Великобритания.
Недавно
Инвестиционный банк Salomon Smith Barney отметил в своих исследованиях, что в
ближайшее время возрастет доля участия иностранного капитала в чилийской
финансовой системе. По мнению Банка, страхование и банки являются теми сферами,
которые в наибольшей степени будут привлекать капиталы в последующие годы.
Чилийский банковский
сектор предлагает абсолютное большинство услуг, оказываемых главными
международными финансовыми центрами. Банковская индустрия преобразовалась из
простого посредника в поставщика большого спектра продуктов и услуг. Банки
расширили свой бизнес, и сегодня он включает в себя операции с ценными
бумагами, совместные фонды, управление инвестиционными фондами, leasing и
услуги по финансовым консультациям и т.д.
Динамичная
национальная банковская система в последние годы привлекает иностранные
капиталы, среди которых следует выделить деятельность испанских банков Bilbao
Vizcaya, Central Hispano y Santander, британских банков HSBC и Rothschilds,
канадских Nova Scota и National Bank of Canada и банка США Chase Manhattan
Bank.
Баланс финансовой системы Чили 1997(в млн. долларов США,
декабрь 1997 г)
|