рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Билеты по географии для 11 класса рефераты

Химическая промышленность. ФРГ производит красители и пла­стмассы, Франция — синтетиче­ский каучук, Бельгия — химиче­ские удобрения и соду, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии — фармацевтика.

Изменения в географии промы­шленности Западной Европы свя­заны с формированием крупных портово-промышленных комплек­сов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции и др.), освое­нием нефтегазоносных месторож­дений Северного моря, индустриа­лизацией менее развитых стран, децентрализаций промышленно­сти.

Сельское хозяйство характери­зуется чрезвычайно высокой про­изводительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного предприя­тия — ферма. В большинстве стран преобладает животноводство. В За­падной Европе собирают самые вы­сокие в мире урожаи пшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из технических куль­тур — сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Италия). В Южной Европе развито виноградарство, выращи­вание маслин, миндаля, граната. Италия — первая страна в мире по производству вин и сбору виногра­да, Испания — по сбору маслин.

Транспорт высокоразвит. Име­ется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского тран­спорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург — крупней­шие порты). Растет значение тру­бопроводного и воздушного транс­порта. Большое значение имеет тоннель под Ла-Маншем.

Ведущими странами Западной Европы являются страны — члены «большой семерки» — ФРГ, Фран­ция, Великобритания, Италия.

Для региона характерен высо­кий уровень региональной эконо­мической интеграции, объедине­ние стран в Европейский Союз; от­крытие государственных границ в рамках Единого европейского эко­номического пространства.

3.

По карте плотности населения определите среднюю плотность на­селения указанных стран, объяс­ните различия с учетом того, что на среднюю плотность населения влияют природные, исторические, экономические и демографические причины. Необходимо обратить внимание на ограниченность при­менения показателя средней плот­ности населения.

Билет № 5

1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

2. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окру­жающая среда.

3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).

1.

Природные ресурсы — компо­ненты природы, которые на дан­ном уровне развития общества ис­пользуются или могут быть ис­пользованы в качестве средств производства и предметов потреб­ления.

Природные ресурсы — катего­рия историческая, связанная с из­менением потребностей и возмож­ностей общества, развитием науки и техники на разных историче­ских этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетиче­ских ресурсов. Существуют разные подходы к классификации природ­ных ресурсов. По происхождению выделяются минеральные, вод­ные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климати­ческие, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчер-паемые и неисчерпаемые. К пер­вым относятся возобновимые (био­логические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные). Ко вторым относятся климатиче­ские, энергия текучей воды, солн­ца, ветра.

По способу использования: аг-роклиматические, энергетические, рекреационные и т. п.

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражает­ся запасами из расчета на душу на­селения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования. Оце­нить обеспеченность страны опре­деленным видом природных ресур­сов можно двумя способами. Пер­вый: разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить ко­личество лет, на которые данного ресурса должно хватить. Второй: разделить количество запасов дан­ного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса прихо­дится на душу населения. Количе­ственно оценив ресурсообеспечен-ность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченно­сти данным ресурсом.

2.

Транспорт — третья ведущая отрасль материального производ,ства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и коопе­рирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспорт­ные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транс­порта: увеличились скорости, вы­росла грузоподъемность, умножил­ся подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможно­сти транспортировки различных грузов.

Сухопутный транспорт. Желез­нодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается важной в перевозке массовых промышлен­ных и сельскохозяйственных гру­зов. Около 1/2 общей длины желез­ных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железно­дорожной сети выделяется Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико зна­чение в междугородных и между­народных перевозках. По длине ав­томобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.

Трубопроводный: получил бы­строе развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Ка­нада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международ­ной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные гру­зы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объяс­няется тем, что под флагами этих стран плавают суда других круп­ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гам­бург, Лос-Анджелес и др.). По раз­мерам морских перевозок выделя­ется Атлантический океан. Огром­ное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Внутренний водный: по грузо­обороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан­ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России). Главный район озерного судоходства — Великие озера США и Канада.

Воздушный транспорт — самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтиненталь­ных перевозках. Крупные авиаци­онные державы США, Россия, Япо­ния, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «О'Хара» (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (То­кио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) пере­стали быть непреодолимыми. Про­биваются тоннели в скалах, про­кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные вод­ные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействие транс­порта на природу (тепловое, шумо­вое, химическое и др. виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

3.

По статистическим данным оп­ределите естественный прирост для указанных стран. Естествен­ный прирост является разницей между рождаемостью и смертно­стью. Сравните естественный при­рост указанных стран. Сделайте выводы, учитывая, что на естест­венный прирост влияет социально-экономический фактор и уровень жизни населения. Нельзя забы­вать о механическом приросте на­селения (миграциях), который в отдельных странах играет большую роль.

Билет № 6

1. Минеральные ресурсы. Ви­ды минеральных ресурсов. Обеспеченность, закономерности размещения. Страны, выделяющиеся по запасам основных видов минеральных ресурсов. Проблемы рационального использования.

2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы.

3. Сравнительная характеристика по картам транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

1.

Минеральные ресурсы — это природные вещества минерально­го происхождения, используемые для получения энергии, сырья, ма­териалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для ми­неральных ресурсов характерны: резкая неравномерность размеще­ния, невозобновляемость конкрет­ных месторождений, возможность восполнения путем разведки и ос­воения новых месторождений. В настоящее время используется бо­лее 200 видов минеральных ресур­сов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут раз­меры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Виды минеральных ресурсов. Топливные имеют осадочное про­исхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних платформ, их внутренние и краевые прогибы). Крупнейшие угольные бассейны расположены на территории России, США, ФРГ и др. стран. Нефть и газ интенсив­но добываются в Персидском зали­ве, Мексиканском заливе, Запад­ной Сибири.

К рудным относятся руды ме­таллов, они приурочены к фунда­ментам и щитам древних плат­форм, есть и в складчатых облас­тях. Страны, выделяющиеся по запасам железной руды, — Рос­сия, Бразилия, Канада, США, Ав­стралия и др. Часто наличие руд­ных полезных ископаемых опреде­ляет специализацию районов и стран.

Нерудные полезные ископае­мые имеют широкое распростране­ние. К ним относятся: апатиты, се­ра, калийные соли, известняки, доломиты и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производ­ственных комплексов. Важно ра­циональное использование ресур­сов — извлечение максимально воз­можного количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п.

2.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

состоит из четырех крупных терри­торий: Англии, Шотландии, Уэль­са, Северной Ирландии. Долгое вре­мя (до конца XIX в.) Великобрита­ния господствовала в мировом хозяйстве, так как здесь раньше, чем в других государствах, про­изошла промышленная революция. Страна владела огромными коло­ниями, что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важней­ших морских транспортных маги­стралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного шара. Важна роль и благоприятно­го сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, желез­ной руды, полноводных рек).

Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Вы­сокоиндустриальная держава, круп­ный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (преж­нее название Британское содруже­ство наций) — своеобразной формы ассоциации между Великобритани­ей и ее бывшими колониями.

Структура британской промыш­ленности типична для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайдсайд и др.). Хорошо разви­тые черная и цветная металлургия работают в основном на импортном сырье (Шеффилд и города побере­жья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа новый импульс разви­тия получила химическая про­мышленность.

Сельское хозяйство высокопро­дуктивное, ведущая роль принадле­жит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцевод­ство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специали­зирующиеся на молочном живот­новодстве. Основное направление растениеводства — обеспечение скота кормами, 2/3 посевной пло­щади занято под кормовые куль­туры. Заметную роль играет рыбо­ловство. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузообо­рот во внутренних перевозках при­ходится на автомобильный транс­порт. Основные транспортные ма­гистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам. Велико­британия имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиа­ционный транспорт. Значение вод­ного и воздушного видов транспор­та очень велико, учитывая остров­ное положение страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находит­ся столица — Лондон, которая од­новременно является одним из крупнейших портов в мире. Ак­тивная морская торговля и столич­ная роль — «лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зо­на зерновых и технических куль­тур. Развито животноводство. На побережье — порты, военные базы, курорты. Саутгемптон — самый большой пассажирский порт Вели­кобритании. Центральная часть государства — родина угольной и фабрично-заводской промышлен­ности мира (металлургической, ме­таллообрабатывающей, текстиль­ной). Сейчас это почти непрерыв­ная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии — судостроение, сей­час быстро развивается химическая промышленность в результате раз­работки месторождений нефти и га­за Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной — молоч-яое животноводство и рыболовст­во. Ольстер — экономически наибо­лее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной полити­ки — подъем депрессивных старо-сромышленных районов и сглажи­вание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; ин­дустриализация и общее развитие •аиболее отсталых районов; огра-хнчение роста и «разгрузка» неко­торых крупнейших городов и го-аодских агломераций.

3.

Для анализа необходимо опре­делить пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства стран, так как транспортная система складывает­ся из этих элементов. Для стран с разным уровнем экономического развития свойственны разные кон­фигурации транспортных систем и разное развитие определенных видов транспорта. Транспортная система развивающихся стран не­редко имеет древовидную форму, «точкой роста» которой служит крупный морской порт, это связано с историей освоения и колониза­ции территории. В развивающих­ся странах, как правило, преобла­дает один-два вида транспорта. При объяснении черт сходства и различия транспортных систем следует учитывать, что на них влияют разные факторы — при­родный, исторический, экономи­ческий, политический и т. п.

Билет № 7

1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности. Проблемы рационального использования.

2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав» значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

3. Характеристика по картам ЭГП страны.

1.

Земельные ресурсы — вид при­родных ресурсов; поверхность    Земли, на которой могут разме­щаться различные объекты хозяй­ства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рас­смотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в дан­ном случае является главным средством производства.

Обеспеченность человечества зе­мельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, ко­торый составляет 13,4 млрд га. Из отдельных крупных регионов наи­большим земельным фондом обла­дают Африка (30 млн км2) и зару­бежная Азия (27,7 млн км2), а са­мым маленьким — зарубежная Европа (5,1 млн км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн км2). Однако если рассматривать обеспечен­ность регионов земельными ресур­сами из расчета на душу населения, то результат будет противопо­ложным: на каждого жителя малонаселенной Австралии прихо­дится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя ^зарубеж­ной Азии — только 1,1 га, прибли­зительно столько же и в зарубеж­ной Европе.

Структура земельного фонда по­казывает, каким образом исполь­зуются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естествен­ные луга и пастбища), лесные зем­ли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.

Наиболее ценные обрабатывае­мые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда. Та­кой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы этот пока­затель более высок (29%), а для Австралии и Южной Америки — менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель — США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредото­чены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зо­нах. Естественные луга и пастбища преобладают над обрабатываемы­ми землями везде (в Австралии бо­лее чем в 10 раз), кроме зарубеж­ной Европы. Во всем мире в сред­нем 23% земли используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противополож­ных процессов. Один — борьба че­ловечества за расширение земель, пригодных для обитания и сель­скохозяйственного использования: другой — ухудшение земель, изъя­тие их из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опус­тынивания, промышленной и транспортной застройки, откры­той разработки полезных ископае­мых. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому глав­ная проблема мирового земельного фонда — деградация сельскохо­зяйственных земель, в результате которой происходит заметное со­кращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населе­ния, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения — Китай (0,09 га), Еги­пет (0,05 га).

Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все более координируются специализированными органами ООН — ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.

2.

Топливно-энергетическая про­мышленность состоит из топливной промышленности и энергетики. Топливная промышленность — комплекс отраслей, занимающих­ся добычей и переработкой топлив­но-энергетического сырья. Вклю­чает угольную, газовую, нефтя­ную, торфяную, сланцевую и уранодобывающую промышленно­сти. В условиях НТР роль топлив­ной промышленности возрастает в связи с развитием электрифика­ции и теплофикации производств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливно-энергетическая про­мышленность прошла в своем раз­витии несколько этапов: угольный (до середины XX в.), нефтя­ной и газовый этап (до 80-х гг. XX в.); в настоящее время миро-зая энергетика вступила в пере­ходный этап — этап постепенного перехода от использования мине­рального топлива к возобновимым ж неисчерпаемым энергоресурсам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7