Билеты по экономической географии
p> В машиностроениии в наибольшей степени (после легкой промышленности)
сокращены объемы производства за последние годы. Одна из главных причин -
резкое сокращение производство оборонной продукции. Но, к сожалению, не
только ее. По отдельным показателям производства продукции в натуральном
выражении максимум приходится еще на 1970 год (например, металлорежущие
станки, некоторые с/х машины, бульдозеры, прядильные машины), по другим на
80-е - начало 90-х годов.|Отрасли |Основные виды |Год |1995 |1995 в %|
|Машиностроения |Продукции |максималь-ного | |к мах. |
| | |пр-ва | | |
|Тяж.,энергет. и |Турбины, млн.кВт |1980 |13,2 |5,1 |38,6 |
|трансп. | | | | | |
|Электротехническая |Электрическ. Машины |1980 |22,8 |4,6 |20,2 |
| |крупные, тыс.шт | | | | |
|Станкостроительная и |Металлорежущие |1970 |119 |17.6 |14.8 |
|Инструментальная |станки, тыс. шт | | | | |
| |в т.ч. с ЧПУ |1990 |16,7 |0.3 |1,8 |
| |Кузнечно-прессовые |1980 |43.1 |2.2 |5,1 |
| |машины, тыс. шт | | | | |
|Автомобильная |Автомобили грузовые, |1990 |665 |144 |21.7 |
| |тыс. шт | | | | | Начиная с 1992 года резко снизились темпы и объемы производства по
машиностроительному комплексу в целом и по отдельным важнейшим отраслям
(электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение). Износ основных фондов составляет 45%, свыше 60% станки имеют возраст
свыше 100 лет. Комплекс находится в критическом состоянии, борется за
выживание на внутреннем и внешнем рынках1. Основные причины: низкое техническое оснащение; общий кризис в стране;
физический и моральный износ основных фондов, отсутствие схемы развития и
размещение комплекса в целом; невозможность быстрого освоения видов
машиностроения производимых в бывшем СССР; ограничение спроса на продукцию;
недостаточная гибкость производства в условиях перехода к рынку; старение
рабочей силы2. Перспективы выхода: помощь со стороны государства; привлечение
инвестиций как Российских, так и зарубежных; структурная перестройка;
опережающий рост таких отраслей как станкостроение, приборостроение,
электротехническая и электронная промышленность, производства
вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к
мировому уровню экономики3. 23.Развитие и размещение отраслей химической и нефтехимичес-кой
промышленности. Проблемы и перспективы их развития и раз-мещения.
|Основные показатели химической и |1992 |1995 |995 в % к|
|нефтехимической промышленности | | |1992 |
|Производство (млн.т): | | | |
|минеральные удобрения | |9.6 | |
| |12.3 | |78.0 |
|серная кислота | |6.9 | |
| |9.7 | |71.1 |
|кальцинированная сода |2.7 |1.8 | |
| | | |66.7 |
|каустическая сода |1.8 |1.2 | |
| | | |66.7 |
|химические волокна и нити |0.5 |0.2 | |
| | | |40.0 |
|синтетические смолы и пластические массы |2.5 |1.8 | |
| | | |72.0 |
|синтетические моющие средства |0.5 |0.3 | |
| | | |60.0 |
|мыло хозяйственное | | | |
| |0.2 |0.1 |50.0 |
|мыло туалетное |0.1 | | |
| | |0.06 |60.0 |
Химический комплекс включает: химическую, нефтехимическую,
микробиологическую промышленность. Химическая и нефтехимическая
промышленность имеет тесную взаимосвязь со многими отраслями народно-
хозяйственного комплекса РФ получая от различных отраслей страны первичное
и вторичное сырье, и взамен поставляют готовую продукцию.1 На концентрацию химической промышленности оказывают существенное
влияние: не распространенность некоторых видов сырья, комплексное его
использование, комбинирование производства и развитие техники.2 Принципы размещения – приближение производства к источникам сырья,
топливно-энергетическим ресурсам и районам потребления; рациональное
разделение труда и комплексное развитие хозяйств регионов. Факторы размещения – сложившееся размещение химической промышленности;
уровень развития НТП, экономического развития района; размещение сырьевой и
топливно-энергетической базы; транспортное обеспечение; трудовые ресурсы;
потребительский фактор; экологический фактор.3 Проблемы развития – обновление основных фондов современным
оборудованием; повышение уровня эффективности размещения; ускорение НТП;
повышение качества продукции; утилизация отходов; повышение уровня
капитальных вложений; охрана окружающей среды. Направления развития и размещения: ускоренное развитие отраслей;
научное обоснование размещения; внедрение методов химической обработки
различных видов сырья; повышение уровня удовлетворения населения в товарах
широкого потребления, повышение уровня химизации сельского хозяйства и
строительства; улучшение использования не возобновимых источников природных
ресурсов.4 24.Развитие и размещение отраслей лесозаготовительной, лесохи-мической,
целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей про-мышленности. |Основные показатели лесной, | 1992 | 1995 | 1995 в %|
|деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной| | |к 1992 |
|промышленности | | | |
|1 |2 |3 |4 |
|Вывозка древесины, млн. плотных куб.м |238 |115 |48.3 |
|Бумага, тыс.т |3608 |2771 |76.8 |
|в т.ч. газетная |943 |1457 |154.5 | При размещении отраслей лесного комплекса надо учитывать: особенности
лесохозяйственного производства; принципы и факторы размещения; типы
лесопромышленных районов; качественную сторону базы; ее перспективы; задачи
стоящие перед комплексом1. Факторы размещения: сырьевой, географическое положение района, наличие
трудовых ресурсов, транспортная сеть, потребительский рынок. Принципы размещения: комплексность; приближение к районам
лесозаготовок, непрерывность и неистощимость лесных ресурсов, рациональное
использование2. Основные районы лесозаготовок: Север и Волго-Вятский район.
Перспективные – в восточных районах. 25. Структура строительного комплекса. Факторы и особенности размещения
строительной индустрии. |Основные показатели |1992 |1995 |1995 в % |
| | | |к 1992 |
|1 |2 |3 |4 |
|Цемент, млн.т |61.7 |36.4 |59.0 |
|Сборные ЖБК и ЖБИ, млн.куб.м |58.6 |26.9 |45.9 |
|Строительный кирпич, млрд. шт усл. кирпича|21.7 |13.5 |62.2 | Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и
широкую сеть различных строительных организаций3. В промышленность строительных материалов входят: цементная
промышленность; промышленность сборного железобетона; производство извести;
гипса; оконного стекла; асбестовая и другие4. Факторы размещения: природно-климатические условия; наличие сырьевой
базы; объемы капитальных вложений; уровень экономического развития региона;
наличие собственной строительной базы и мощностей в регионе и т.д. Особенности комплекса влияющие на размещение и развитие: наличие
собственной специализированной материально-технической базы; комплексность
развития; обособленность отраслей внутри комплекса; целевая направленность
на обеспечение целостности комплекса; маневренность отдельных его звеньев5. Отрасли строительных материалов тяготеют к сырьевому и потребительским
факторам. Преимущественно сырьевая ориентация – цементная, производство
кирпича, асбестовых и шиферных изделий, стекла, гипса и др. Преимущественная потребительская ориентация: железобетонные изделия и
бетон, мягкая кровля. Строительный комплекс – звено любого территориально-производственного
комплекса1. 26. Развитие и размещение отраслей легкой промышленности. Факторы,
особенности, определяющие их размещение и развитие. |Основные показатели легкой промышленности |1992 |1995 |1995 в % |
| | | |к 1992 |
|1 |2 |3 |4 |
|Ткани всех видов, млн. кв.м |5090 |1780 |35.0 |
|Обувь, млн.пар |220 |52.5 |23.9 | Производством товаров народного потребления занимаются практически все
отрасли ЕНХК, но наибольшая роль отводится легкой промышленности, которая
обеспечивает население тканями, одеждой, обувью и другими предметами
потребления, она использует преимущественно сельскохозяйственное сырье2. Состав легкой промышленности: текстильная, швейная, кожевенная,
меховая и обувная промышленности. В основе размещения предприятий легкой промышленности лежат общие
принципы с ориентацией на сырьевые, трудовые ресурсы и потребительский
фактор3. Все отрасли делятся по их тяготению к районам потребления и источникам
сырья на три группы (за исключением первичной обработки сырья)4:
- С одновременной ориентацией – хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая,
трикотажная.
- На потребителе – обувная, швейная.
- На сырье – льняная. Все отрасли тяготеют к трудовым ресурсам – все отрасли трудоемки. 27. Структура и значение агропромышленного комплекса (АПК). Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1995 году 15.7 % в
ВОП России (1992г. - 8.6 %) и 16.9 % в национальном доходе страны (1992 -
9.8 %). В сельском и лесном хозяйстве трудилось 10.5 млн. чел. (9.7
млн.чел.) или 15.7 % (14.3 %) от общей численности занятых в народном
хозяйстве. |Структура продукции с/х по категориям |Индексы объема продукции с/х по |
|хозяйств (%) 1992 1995 |категориям хозяйств (1995 в % к 1990)|
|Хозяйства всех категорий 100 100 | |
| |Хозяйства всех категорий 67 |
|в т.ч. с/х предприятия 66 |т.ч. с/х предприятия |
|55 |49 хозяйства населения |
|хозяйства населения 33 |119 |
|43 | |
|крестьянские (фер.) х-ва 1 | |
|2 | |
|Покупка важнейших видов с/х техники |Обеспеченность с/х предприятий |
|предприятиями с/х (тыс.шт) |тракторами и комбайнами |
| |1992 1995 |
|1992 1995 |Нагр. пашни на 1 трактор, га |
|Тракторы 65.4|92 108 |
|9.7 |Посевов на 1 зерноуборочный |
|Грузовые автомобили 47.9 |комбайн, га |
|4.7 |160 173 |
|Тракторные прицепы 30.8 | |
|2.5 | |
|Зерноуборочные комбайны 17.3 4.4 | |
|Продажа нефтепродуктов с/х |Внесение удобрений в с/х предприятиях|
|предприятиям (млн.т) 1992 1995|(млн.т) 1993 1995 |
| |Минеральные 4.3 |
|Автобензин |1.5 |
|9.4 3.3 |Органические 241 |
|Дизельное топливо 16.5 |127 |
|7.1 | | АПК обеспечивает важнейшую потребность человека в продуктах питания и
обеспечивает продуктами другие отрасли народного хозяйства. Сельское хозяйство производит 12 % валового общественного продукта и
более 15 % национального дохода России. Сельское хозяйство – центральное
звено АПК. В структуре АПК выделяют три сферы1: 1. Производящие отрасли (растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство). 2. Обслуживающие отрасли (ветеринарная, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, комбикорма, сельское производственное строительство и др.). 3. Перерабатывающие отрасли (пищевая, отрасли легкой промышленности), связанные с первичной обработкой льна, отрасли обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку, реализацию продукции. Структура АПК далека от совершенства, сельское хозяйство является в
нем главным звеном, в развитых странах главная роль принадлежит третьей
сфере АПК. 28.Развитие и размещение растениеводства. |Посевные площади с/х культур (в |Валовый сбор и урожайность основных |
|хозяйствах всех категорий, млн.га): |с/х культур |
|1992 1995 |Валовый сбор (млн.т) 1992 1995 |
|Вся посевная площадь |Зерно |
| |106.9 63.4 |
|114.6 102.5 |Сах.свекла 25.5|
|зерновые 61.9 |19.1 |
|54.7 технические |Картофель 38.3 |
|5.9 6.5 |39.9 Урожайность (ц с 1 га) |
|в т.ч. подсолнечник 2.9 |Зерно |
|4.1 |17.2 11.6 |
|картофель и овоще-бахчевые |Сах.свекла 178|
|4.3 4.3 |176 |
|кормовые 42.5 |Картофель 113|
|37.1 |117 |
|Площадь чистых паров | |
|13.0 17.4 | | Растениеводство – основа сельского хозяйства так как от ее развития
зависит уровень животноводства. Первостепенное значение имеет здоровое
хозяйство (занято половина посевных площадей). Основные культуры: пшеница
озимая и яровая (Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье,
Урал, Сибирь); кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район,
Южное Поволжье); крупяные продукты – просо, гречка, рис; масличные культуры
– подсолнечник, горчица; технические культуры – лен-долгунец (Центральный,
Волго-Вятский, Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла
(Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Картофель выращивается
почти повсеместно, но товарная отрасль в Центральном, Волго-Вятском,
Центрально-Черноземном районах и Западной Сибири. Основные посевы овощей –
Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район1. Принципы развития и размещения сельского хозяйства: наименьшие затраты
труда при максимуме производства; пропорциональность между сельским
хозяйством и промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к
источнику сырья, а сельского хозяйства к потребителям; учет природных
условий; наличие развитой транспортной сети; укрепление материально-
технической базы; наличие квалифицированных кадров; укрепление сельского
хозяйства, самостоятельности регионов; учет потребностей в сельском
хозяйстве продукции2.
29.Развите и размещение животноводства. |Поголовье скота (в хозяйствах всех |Производство основных продуктов |
|категорий; на 1.01; млн.голов) |животноводства (в хозяйствах всех |
|1993 1996 |категорий) 1992 |
|КРС |1995 |
|52.2 39.7 |Мясо (в уб. весе), млн.т 8.3 |
|в т.ч. коровы 20.2 |5.9 |
|17.4 |Молоко, млн.т 47.2 |
|Свиньи 31.5 |39.3 |
|22.6 |Яйца, млрд.шт 42.9 |
|Овцы и козы 51.4 |33.7 |
|28.0 |Шерсть (в физ.весе), тыс.т 179 94 | В животноводство входит: скотоводство (разведение крупного рогатого
скота, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, прочие виды
скотоводства); оленеводство; кролиководство; звероводство; собаководство;
птицеводство; пчеловодство; рыбоводство1. Развитие сельского хозяйства базируется на рациональном использовании
земли, как главного средства производства. Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства. Эффективное производство невозможно без создания прочной кормовой
базы. Кормовая база зависит от природных условий и в результате влияет на
развитие и размещение отдельных отраслей животноводства. Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где
есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и
птицеводство ориентированны на земледельческую кормовую базу. От природных
условий зависит продолжительность пастбищного и стойлового содержания,
выбор структуры стада, поголовья, технологии откорма и выращивания
животных. 30.Состав, структура и факторы размещения перерабатывающих отраслей АПК. Пищевая промышленность важнейшая часть АПК – относящаяся к
перерабатывающей отрасли. Состав отраслей2: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная,
кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная
и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная
промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность. В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам3: 1. растительное сырье, 2. животного происхождения, 3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная). Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в
определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения
отрасли пищевой промышленности делят на пять групп1: 1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная, пивобезалкогольная); 2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная); 3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая); 4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная, плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная) 5. производство в конкретных районная (соляная, производство минеральных вод). 31. Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы
развития транспорта. Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный). К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на
коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан,
пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте).
Основные показатели по видам транспорта общего пользования в 1995г:
|Виды |Перевозки грузов |Грузооборот |Пассаж |Пас.об. |
| | |(млрд.) |(млн.) |(млрд.) |
|Транспорт - всего |4849 |100 |3456 |100 |
|автомобильный |1862 | |1441 | | До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не
имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего
пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с
областным центром. Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших
потоков грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой
грузоподъемности). Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места
назначения без перегрузки. Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на
дороги общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего
пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения
скорости для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным
ограничением; местные дороги (не изолированы от пешеходов). Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное
назначение. Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная
скорость, пропускная способность, ширина полосы. Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной
способности дороги имеют 5 категорий. Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей
конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся
транспортная сеть2. 33. Развитие и размещение железнодорожного транспорта. Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках
(56,7%) и пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется
относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью,
независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших
перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет
применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в
транспортном комплексе. Основные грузы; уголь, кокс, нефть, строй материалы, с/х продукция,
металл, машиностроение, лес и др. Размещение неравномерно. Густой и разветвленной сетью обладают
европейские регионы. Конфигурация сети: радиально-кольцевая с центром в
Москве, от которой отходят основные магистрали в направлении Донбасс,
Одесса, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Рига, Архангельск и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|