рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Билеты по экономической географии рефераты

p> В машиностроениии в наибольшей степени (после легкой промышленности) сокращены объемы производства за последние годы. Одна из главных причин - резкое сокращение производство оборонной продукции. Но, к сожалению, не только ее. По отдельным показателям производства продукции в натуральном выражении максимум приходится еще на 1970 год (например, металлорежущие станки, некоторые с/х машины, бульдозеры, прядильные машины), по другим на
80-е - начало 90-х годов.

|Отрасли |Основные виды |Год |1995 |1995 в %|
|Машиностроения |Продукции |максималь-ного | |к мах. |
| | |пр-ва | | |
|Тяж.,энергет. и |Турбины, млн.кВт |1980 |13,2 |5,1 |38,6 |
|трансп. | | | | | |
|Электротехническая |Электрическ. Машины |1980 |22,8 |4,6 |20,2 |
| |крупные, тыс.шт | | | | |
|Станкостроительная и |Металлорежущие |1970 |119 |17.6 |14.8 |
|Инструментальная |станки, тыс. шт | | | | |
| |в т.ч. с ЧПУ |1990 |16,7 |0.3 |1,8 |
| |Кузнечно-прессовые |1980 |43.1 |2.2 |5,1 |
| |машины, тыс. шт | | | | |
|Автомобильная |Автомобили грузовые, |1990 |665 |144 |21.7 |
| |тыс. шт | | | | |

Начиная с 1992 года резко снизились темпы и объемы производства по машиностроительному комплексу в целом и по отдельным важнейшим отраслям
(электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение).

Износ основных фондов составляет 45%, свыше 60% станки имеют возраст свыше 100 лет. Комплекс находится в критическом состоянии, борется за выживание на внутреннем и внешнем рынках1.

Основные причины: низкое техническое оснащение; общий кризис в стране; физический и моральный износ основных фондов, отсутствие схемы развития и размещение комплекса в целом; невозможность быстрого освоения видов машиностроения производимых в бывшем СССР; ограничение спроса на продукцию; недостаточная гибкость производства в условиях перехода к рынку; старение рабочей силы2.

Перспективы выхода: помощь со стороны государства; привлечение инвестиций как Российских, так и зарубежных; структурная перестройка; опережающий рост таких отраслей как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производства вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики3.

23.Развитие и размещение отраслей химической и нефтехимичес-кой промышленности. Проблемы и перспективы их развития и раз-мещения.


|Основные показатели химической и |1992 |1995 |995 в % к|
|нефтехимической промышленности | | |1992 |
|Производство (млн.т): | | | |
|минеральные удобрения | |9.6 | |
| |12.3 | |78.0 |
|серная кислота | |6.9 | |
| |9.7 | |71.1 |
|кальцинированная сода |2.7 |1.8 | |
| | | |66.7 |
|каустическая сода |1.8 |1.2 | |
| | | |66.7 |
|химические волокна и нити |0.5 |0.2 | |
| | | |40.0 |
|синтетические смолы и пластические массы |2.5 |1.8 | |
| | | |72.0 |
|синтетические моющие средства |0.5 |0.3 | |
| | | |60.0 |
|мыло хозяйственное | | | |
| |0.2 |0.1 |50.0 |
|мыло туалетное |0.1 | | |
| | |0.06 |60.0 |

Химический комплекс включает: химическую, нефтехимическую, микробиологическую промышленность. Химическая и нефтехимическая промышленность имеет тесную взаимосвязь со многими отраслями народно- хозяйственного комплекса РФ получая от различных отраслей страны первичное и вторичное сырье, и взамен поставляют готовую продукцию.1

На концентрацию химической промышленности оказывают существенное влияние: не распространенность некоторых видов сырья, комплексное его использование, комбинирование производства и развитие техники.2

Принципы размещения – приближение производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и районам потребления; рациональное разделение труда и комплексное развитие хозяйств регионов.

Факторы размещения – сложившееся размещение химической промышленности; уровень развития НТП, экономического развития района; размещение сырьевой и топливно-энергетической базы; транспортное обеспечение; трудовые ресурсы; потребительский фактор; экологический фактор.3

Проблемы развития – обновление основных фондов современным оборудованием; повышение уровня эффективности размещения; ускорение НТП; повышение качества продукции; утилизация отходов; повышение уровня капитальных вложений; охрана окружающей среды.

Направления развития и размещения: ускоренное развитие отраслей; научное обоснование размещения; внедрение методов химической обработки различных видов сырья; повышение уровня удовлетворения населения в товарах широкого потребления, повышение уровня химизации сельского хозяйства и строительства; улучшение использования не возобновимых источников природных ресурсов.4

24.Развитие и размещение отраслей лесозаготовительной, лесохи-мической, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей про-мышленности.

|Основные показатели лесной, | 1992 | 1995 | 1995 в %|
|деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной| | |к 1992 |
|промышленности | | | |
|1 |2 |3 |4 |
|Вывозка древесины, млн. плотных куб.м |238 |115 |48.3 |
|Бумага, тыс.т |3608 |2771 |76.8 |
|в т.ч. газетная |943 |1457 |154.5 |

При размещении отраслей лесного комплекса надо учитывать: особенности лесохозяйственного производства; принципы и факторы размещения; типы лесопромышленных районов; качественную сторону базы; ее перспективы; задачи стоящие перед комплексом1.

Факторы размещения: сырьевой, географическое положение района, наличие трудовых ресурсов, транспортная сеть, потребительский рынок.

Принципы размещения: комплексность; приближение к районам лесозаготовок, непрерывность и неистощимость лесных ресурсов, рациональное использование2.

Основные районы лесозаготовок: Север и Волго-Вятский район.
Перспективные – в восточных районах.

25. Структура строительного комплекса. Факторы и особенности размещения строительной индустрии.

|Основные показатели |1992 |1995 |1995 в % |
| | | |к 1992 |
|1 |2 |3 |4 |
|Цемент, млн.т |61.7 |36.4 |59.0 |
|Сборные ЖБК и ЖБИ, млн.куб.м |58.6 |26.9 |45.9 |
|Строительный кирпич, млрд. шт усл. кирпича|21.7 |13.5 |62.2 |

Строительный комплекс включает в себя промышленность стройматериалов и широкую сеть различных строительных организаций3.

В промышленность строительных материалов входят: цементная промышленность; промышленность сборного железобетона; производство извести; гипса; оконного стекла; асбестовая и другие4.

Факторы размещения: природно-климатические условия; наличие сырьевой базы; объемы капитальных вложений; уровень экономического развития региона; наличие собственной строительной базы и мощностей в регионе и т.д.

Особенности комплекса влияющие на размещение и развитие: наличие собственной специализированной материально-технической базы; комплексность развития; обособленность отраслей внутри комплекса; целевая направленность на обеспечение целостности комплекса; маневренность отдельных его звеньев5.

Отрасли строительных материалов тяготеют к сырьевому и потребительским факторам. Преимущественно сырьевая ориентация – цементная, производство кирпича, асбестовых и шиферных изделий, стекла, гипса и др.

Преимущественная потребительская ориентация: железобетонные изделия и бетон, мягкая кровля.

Строительный комплекс – звено любого территориально-производственного комплекса1.

26. Развитие и размещение отраслей легкой промышленности. Факторы, особенности, определяющие их размещение и развитие.

|Основные показатели легкой промышленности |1992 |1995 |1995 в % |
| | | |к 1992 |
|1 |2 |3 |4 |
|Ткани всех видов, млн. кв.м |5090 |1780 |35.0 |
|Обувь, млн.пар |220 |52.5 |23.9 |

Производством товаров народного потребления занимаются практически все отрасли ЕНХК, но наибольшая роль отводится легкой промышленности, которая обеспечивает население тканями, одеждой, обувью и другими предметами потребления, она использует преимущественно сельскохозяйственное сырье2.

Состав легкой промышленности: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная промышленности.

В основе размещения предприятий легкой промышленности лежат общие принципы с ориентацией на сырьевые, трудовые ресурсы и потребительский фактор3.

Все отрасли делятся по их тяготению к районам потребления и источникам сырья на три группы (за исключением первичной обработки сырья)4:
- С одновременной ориентацией – хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная.
- На потребителе – обувная, швейная.
- На сырье – льняная.

Все отрасли тяготеют к трудовым ресурсам – все отрасли трудоемки.

27. Структура и значение агропромышленного комплекса (АПК).

Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1995 году 15.7 % в
ВОП России (1992г. - 8.6 %) и 16.9 % в национальном доходе страны (1992 -
9.8 %). В сельском и лесном хозяйстве трудилось 10.5 млн. чел. (9.7 млн.чел.) или 15.7 % (14.3 %) от общей численности занятых в народном хозяйстве.

|Структура продукции с/х по категориям |Индексы объема продукции с/х по |
|хозяйств (%) 1992 1995 |категориям хозяйств (1995 в % к 1990)|
|Хозяйства всех категорий 100 100 | |
| |Хозяйства всех категорий 67 |
|в т.ч. с/х предприятия 66 |т.ч. с/х предприятия |
|55 |49 хозяйства населения |
|хозяйства населения 33 |119 |
|43 | |
|крестьянские (фер.) х-ва 1 | |
|2 | |
|Покупка важнейших видов с/х техники |Обеспеченность с/х предприятий |
|предприятиями с/х (тыс.шт) |тракторами и комбайнами |
| |1992 1995 |
|1992 1995 |Нагр. пашни на 1 трактор, га |
|Тракторы 65.4|92 108 |
|9.7 |Посевов на 1 зерноуборочный |
|Грузовые автомобили 47.9 |комбайн, га |
|4.7 |160 173 |
|Тракторные прицепы 30.8 | |
|2.5 | |
|Зерноуборочные комбайны 17.3 4.4 | |
|Продажа нефтепродуктов с/х |Внесение удобрений в с/х предприятиях|
|предприятиям (млн.т) 1992 1995|(млн.т) 1993 1995 |
| |Минеральные 4.3 |
|Автобензин |1.5 |
|9.4 3.3 |Органические 241 |
|Дизельное топливо 16.5 |127 |
|7.1 | |

АПК обеспечивает важнейшую потребность человека в продуктах питания и обеспечивает продуктами другие отрасли народного хозяйства.

Сельское хозяйство производит 12 % валового общественного продукта и более 15 % национального дохода России. Сельское хозяйство – центральное звено АПК.

В структуре АПК выделяют три сферы1:

1. Производящие отрасли (растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство).

2. Обслуживающие отрасли (ветеринарная, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, комбикорма, сельское производственное строительство и др.).

3. Перерабатывающие отрасли (пищевая, отрасли легкой промышленности), связанные с первичной обработкой льна, отрасли обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку, реализацию продукции.

Структура АПК далека от совершенства, сельское хозяйство является в нем главным звеном, в развитых странах главная роль принадлежит третьей сфере АПК.

28.Развитие и размещение растениеводства.

|Посевные площади с/х культур (в |Валовый сбор и урожайность основных |
|хозяйствах всех категорий, млн.га): |с/х культур |
|1992 1995 |Валовый сбор (млн.т) 1992 1995 |
|Вся посевная площадь |Зерно |
| |106.9 63.4 |
|114.6 102.5 |Сах.свекла 25.5|
|зерновые 61.9 |19.1 |
|54.7 технические |Картофель 38.3 |
|5.9 6.5 |39.9 Урожайность (ц с 1 га) |
|в т.ч. подсолнечник 2.9 |Зерно |
|4.1 |17.2 11.6 |
|картофель и овоще-бахчевые |Сах.свекла 178|
|4.3 4.3 |176 |
|кормовые 42.5 |Картофель 113|
|37.1 |117 |
|Площадь чистых паров | |
|13.0 17.4 | |

Растениеводство – основа сельского хозяйства так как от ее развития зависит уровень животноводства. Первостепенное значение имеет здоровое хозяйство (занято половина посевных площадей). Основные культуры: пшеница озимая и яровая (Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье,
Урал, Сибирь); кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район,
Южное Поволжье); крупяные продукты – просо, гречка, рис; масличные культуры
– подсолнечник, горчица; технические культуры – лен-долгунец (Центральный,
Волго-Вятский, Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла
(Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Картофель выращивается почти повсеместно, но товарная отрасль в Центральном, Волго-Вятском,
Центрально-Черноземном районах и Западной Сибири. Основные посевы овощей –
Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район1.

Принципы развития и размещения сельского хозяйства: наименьшие затраты труда при максимуме производства; пропорциональность между сельским хозяйством и промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к источнику сырья, а сельского хозяйства к потребителям; учет природных условий; наличие развитой транспортной сети; укрепление материально- технической базы; наличие квалифицированных кадров; укрепление сельского хозяйства, самостоятельности регионов; учет потребностей в сельском хозяйстве продукции2.
29.Развите и размещение животноводства.

|Поголовье скота (в хозяйствах всех |Производство основных продуктов |
|категорий; на 1.01; млн.голов) |животноводства (в хозяйствах всех |
|1993 1996 |категорий) 1992 |
|КРС |1995 |
|52.2 39.7 |Мясо (в уб. весе), млн.т 8.3 |
|в т.ч. коровы 20.2 |5.9 |
|17.4 |Молоко, млн.т 47.2 |
|Свиньи 31.5 |39.3 |
|22.6 |Яйца, млрд.шт 42.9 |
|Овцы и козы 51.4 |33.7 |
|28.0 |Шерсть (в физ.весе), тыс.т 179 94 |

В животноводство входит: скотоводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, прочие виды скотоводства); оленеводство; кролиководство; звероводство; собаководство; птицеводство; пчеловодство; рыбоводство1.

Развитие сельского хозяйства базируется на рациональном использовании земли, как главного средства производства.

Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства.

Эффективное производство невозможно без создания прочной кормовой базы. Кормовая база зависит от природных условий и в результате влияет на развитие и размещение отдельных отраслей животноводства.

Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и птицеводство ориентированны на земледельческую кормовую базу. От природных условий зависит продолжительность пастбищного и стойлового содержания, выбор структуры стада, поголовья, технологии откорма и выращивания животных.

30.Состав, структура и факторы размещения перерабатывающих отраслей АПК.

Пищевая промышленность важнейшая часть АПК – относящаяся к перерабатывающей отрасли.

Состав отраслей2: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность.

В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам3:

1. растительное сырье,

2. животного происхождения,

3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная).

Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения отрасли пищевой промышленности делят на пять групп1:

1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная, пивобезалкогольная);

2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная);

3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая);

4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная, плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная)

5. производство в конкретных районная (соляная, производство минеральных вод).

31. Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы развития транспорта.

Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный).

К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте).
Основные показатели по видам транспорта общего пользования в 1995г:
|Виды |Перевозки грузов |Грузооборот |Пассаж |Пас.об. |
| | |(млрд.) |(млн.) |(млрд.) |
|Транспорт - всего |4849 |100 |3456 |100 |
|автомобильный |1862 | |1441 | |

До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с областным центром.

Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших потоков грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой грузоподъемности).

Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места назначения без перегрузки.

Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на дороги общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения скорости для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным ограничением; местные дороги (не изолированы от пешеходов).

Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное назначение.

Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная скорость, пропускная способность, ширина полосы.

Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной способности дороги имеют 5 категорий.

Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся транспортная сеть2.

33. Развитие и размещение железнодорожного транспорта.

Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках
(56,7%) и пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в транспортном комплексе.

Основные грузы; уголь, кокс, нефть, строй материалы, с/х продукция, металл, машиностроение, лес и др.

Размещение неравномерно. Густой и разветвленной сетью обладают европейские регионы. Конфигурация сети: радиально-кольцевая с центром в
Москве, от которой отходят основные магистрали в направлении Донбасс,
Одесса, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Рига, Архангельск и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5