рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

АПК России рефераты


2. Современное состояние АПК России.

            Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др.                

На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов.

От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни.

Однако, аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой, с тем, что наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере.


 2.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства в РФ

            Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм.

Аграрное преобразование в стране проходило по следующим направлениям и дало следующие результаты:

1.  Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителей его продукцию.

В результате в стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение.

2.    Разгосударствление системы закупок и реализации продукции.

В результате резко сократились закупки сельхоз продукции государственными заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в том числе биржи и оптовые рынки.

3. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования,  добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по налогообложению.

4. Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в сельском хозяйстве.

Вообще аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику. Это связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда (его сезонностью), а с другой – наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом (причем эта ситуация складывается практически во всех странах с рыночной экономикой). Всё это ведёт к снижению предпринимательской деятельности в этой сфере.

  

2.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования агропромышленного комплекса РФ.

 Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли.

Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:

- ускорение социального развития села;

-  стимулирование роста производства сельско­хозяйственной продукции в интересах самообеспе­чения страны продуктами питания;

- стимулирование развития конкуренции и бизне­са на аграрном рынке;

-  создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;

- усиление государственной поддержки на феде­ральном и региональном уровнях внедрения совре­менных технологий в сельском хозяйстве;

-  создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;

- содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;

-  расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.

Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благо приятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.                          

В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить эко­номические интересы отечественного агропро­мышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора.

Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного агро­промышленного комплекса.

Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэконо­мической деятельности, создание особых (свобод­ных) экономических зон, организация совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.

Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике  и особенностей перехода к рынку в России.

Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла.

Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны.

-  поддержание общего уровня доходности в от­расли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

-  антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение кон­курентного потенциала отрасли;

-  содействие развитию рыночной инфраструкту­ры;

- поддержание стабильной благоприятной конъ­юнктуры на рынке агропродовольственной продук­ции;

-  регулирование в связи с действием естествен­ных рентообразующих факторов;

-  проведение политики разумного протекциониз­ма и обеспечение отечественным товаропроизводи­телям условий для нормальной конкуренции с вне­шним рынком.

Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в Рос­сии применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», кото­рый законодательно закреплял взаимоотношения го­сударства и сельскохозяйственных товаропроизводи­телей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охва­тывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии государственного финансирования являются скорее индикативными, а обязательная скупка излишков про­дукции (то есть интервенция) по той же причине не осуществляется.

Общий вывод сводится к тому, что неэффектив­ными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих дру­гих проблем. Существующая система государствен­ной поддержки не носит системного характера. Мно­гочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а поэтому не могут служить товаропро­изводителям четкими ориентирами на будущее. Спо­ры на данный момент идут не только об объемах финансирования по статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной поддержки применяются в от­рыве от иных форм государственного регулирова­ния (антимонопольных, например), и основной эф­фект от их применения достается часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (до­тации на минеральные удобрения, товарные креди­ты и т.д.). Недостатки бюджетного финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его кредитования.

Сельскохозяйственные организации уже мно­го лет функциониру­ют в условиях финан­сового кризиса. По-види­мому, он достиг высшей точки. Почти 85% сельскохозяйственных предприятий имеют просроченные долги перед кредиторами, а их сумма превышает денежную вы­ручку от продажи продукции и услуг. Половина сельскохозяйственных предпри­ятий убыточна. Для преодоления кризиса такого масштаба требуются чрез­вычайные меры в сочетании с благоприятными для села природными факто­рами. Первый фактор: нужно продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и внебюджетными фон­дами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. Процесс этот идет. На начало 2002 г. в налоговые органы подали заявление о предоставлении им права на реструкту­ризацию просроченной кредиторской за­долженности почти 13 тыс. хозяйств, то есть 60% от общего числа имеющих за­долженность в бюджет или во внебюд­жетные фонды хозяйств. В ходе кампа­нии по финансовому оздоровлению мно­гие предприятия меняли собственника, разделялись, а часть из них подверглась банкротству или готовится к нему. Все это, к сожалению, сопровождалось расхище­нием уцелевшего имущества, падением производства и другими отрицательными явлениями.

Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных то­варопроизводителей» № 83-ФЗ от 9 июля 2002 г. дает возможность продолжить на­чатую процедуру по финансовому оздо­ровлению, исправив, с одной стороны, до­пущенные ошибки, и, применив более эф­фективные механизмы и средства, с дру­гой стороны. Закон не предусматривает массовой реорганизации предприятий. В нем содержатся давно ожидаемые поло­жения о списании пени и штрафов с уча­стников программы. Многое теперь зави­сит от содержания нормативных актов, ко­торые будут приняты с целью реализации задач, поставленных в федеральном за­коне.

Процесс реструктуризации долгов оп­равдан со всех точек зрения. По суще­ству он является формой частичной компенсации потерь, понесенных сельским хо­зяйством в результате проводимой госу­дарством экономической политики.

Второй фактор: инфляционный. Ре­структуризация долгов дает сельскохозяй­ственному товаропроизводителю перспек­тиву облегчения долгового бремени в свя­зи с инфляцией. Предположим, ежегод­ный темп инфляции составит 10 или 15%. Это значит, что за 5 лет инфляция обес­ценит долги соответственно в 1,6 и в 2 раза.

Третий фактор: ценовой. Положи­тельные для сельского хозяйства изме­нения в соотношениях цен на реализуе­мую сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые сельским хозяйством промышленные средства производства и услуги после финансового кризиса авгус­та 1998 г. — это несомненный факт. Если принять за базу цены августа 1998 г., то к июлю 2002 г. на реализуемую сельскохо­зяйственную продукцию они выросли в 4,5 раза, а на приобретаемые промыш­ленные продукты и услуги — в 3,9 раза. Соотношение индексов составило 1,17 в пользу сельского хозяйства.

В дальнейшем такая тенденция может сохраниться. За 7 месяцев текущего года цены товаропроизводителей на реализу­емую сельскохозяйственную продукцию по сравнению с соответствующим перио­дом 2001 г. выросли на 8%, а цены на промышленную продукцию — на 2,1%. Укрепление экономики России приведет к росту платежеспособного спроса насе­ления. Последнее обстоятельство станет фактором роста цен на продовольствие, сельскохозяйственное сырье и продукцию сельского хозяйства.

Приближенные расчеты показывают, что если паритетное соотношение (отно­шение индекса цен на сельскохозяйствен­ную продукцию к индексу цен на приоб­ретаемые селом промышленные продук­ты и услуги) изменяется на 1 пункт в пользу сельского хозяйства, то это при­носит ему 1 млрд. прибыли.

Четвертый фактор: агропродовольственная политика государства. Она корректируется. В ней делается акцент на развитие рынка при активной защите го­сударством отечественных товаропроиз­водителей от демпингового импорта, на развитие интервенционного механизма, действие которого должно распростра­ниться на товаропроизводителей, на под­держку кредитования коммерческими бан­ками, развитие лизинга.

Пятый фактор: растущий интерес у товаропроизводителей к развитию конкурентоспособного производства. Они больше не надеются на помощь государ­ства и многому научились за прошедшие годы: продавать или обменивать продук­цию, рациональнее использовать ресур­сы и т. п. Каждая сельскохозяйственная организация вынуждена искать резервы, разрабатывать стратегию и тактику пове­дения на местном рынке.

Созрели предпосылки для изменений в управлении экономикой. Ожидается рост интереса к финансовому менеджменту. Пока что в сельскохозяйственных пред­приятиях эта работа практически отсут­ствует. Если все приведенные факторы будут иметь место, отрасль может выйти из финансового тупика.


3.АПК Краснодарского края


Основными предпосылками развития сельского хозяйства в крае являются его агроклиматические ресурсы, разнообразие почвенного покрова, преимущественно равнинный характер территории, наличие трудовых ресурсов, возможности технического оснащения сельского хозяйства. Научная база, созданная за последние десятилетия, позволила поднять сельское хозяйство на достаточно высокий уровень. Ученые вывели много новых высокоурожайных сортов растений. В настоящее время край занимает ведущее место по производству многих видов сельскохозяйственной продукции. Так, 75%  всего выращиваемого в России риса приходится на долю нашего края. По винограду, фабричной сахарной свекле доля Кубани составляет 55% и 23% соответственно. В2001 году наивысшие показатели в краевом объеме сельскохозяйственной продукции имели Каневский район (5,5%), Тимашевский (4,4%), Новокубанский (4,3%), а также Выселковский, Красноармейский и Павловский. А по объему продукции сельского хозяйства на душу населения лидировали Щербиновский, Выселковский, Ейский районы. Для современного этапа развития сельского хозяйства характерно существование предприятий различных форм собственности: государственных предприятий, товариществ, кооперативов, акционерных обществ. Значительное место в агропромышленном комплексе края занимают крестьянские (фермерские) хозяйства (более23 тысяч). Разработана и осуществляется программа их развития, помощь в обустройстве фермерских усадеб дорогами, в обеспечении их электроэнергией, водоснабжением и связью.

3.1Растениеводство.

В настоящее время в валовом объеме сельскохозяйственного производства преобладает продукция растениеводства (64%), а на долю животноводства приходится 36%. Растениеводство края специализируется на посевах зерновых культур, среди них пшеница, ячмень, кукуруза, рис, овес, зернобобовые. Из технических культур выращивают свеклу, подсолнечник. Для нужд животноводства высаживают кормовые культуры. Посевы картофеля и овощебахчевых невелики.

Овощеводство. Благоприятные агроклиматические условия обусловили развитие овощеводства. Основные овощные культуры: томаты, зеленый горошек, капуста, баклажаны, огурцы, кабачки, картофель, перец, тыква и другие. На их возделывании специализируются центральные, западные и южные районы края. Перерабатывают их в Крымске, Абинске, Ейске и других населенных пунктах. Картофель дает хороший урожай преимущественно в предгорной зоне. В последнее время посевные площади под эту культуру стали увеличиваться. Урожайность картофеля в крае не велика (60 - 80 ц/га) по сравнению с урожайностью в  центральных районах России, где более благоприятны для этой культуры климат и почвенные условия.

Бахчеводство. Бахчевые культуры возделываются преимущественно в западных, а также в Белоглинском, Кущевском и Усть-Лабинском районах. Арбузы и дыни требуют для выращивания большого количества тепла. Они дают хороший урожай на супесчаных и песчаных почвах, а дыни - и на суглинистых почвах. Тыква является наиболее холодостойкой культурой. Для прорастания её семян достаточно среднесуточной температуры + 13° .

Виноградарство. Развито на большей части территории края. В зависимости от почвенных и климатических условий, количества осадков в разных районах выращивают различные сорта винограда. Наиболее благоприятными условиями отличается черноморская зона.  В северо-западной её части, на Тамани и районе Анапы, выращивают столовые сорта винограда, сорта, идущие на производство марочных , шампанских вин и виноградных соков:  рислинг, алиготе, мускат, пино, траминер, ркацители… В общей сложности  более пятидесяти сортов винограда. Когда-то отсюда поставлялись бочки марочного рислинга к столу английской королевы.

Многие  сорта вин, изготовленные кубанскими виноделами, удостоены наград различных выставок и пользуются большим успехом на мировом рынке. Далеко за пределами России известен завод шампанских вин в Абрау-Дюрсо.

Основные предприятия края по переработке винограда находятся в Анапском, Темрюкском, Ейском, Геленджикском, Крымском, Новокубанском, Гулькевичском и других районах. В настоящее время на долю края приходится более 50%  производимого в стране винограда. Урожайность в среднем составляет от 40 до 50 ц/га.

Страницы: 1, 2, 3