Шпаргалка: Лекции(шпоры)
Шпаргалка: Лекции(шпоры)
(1.)
Группы
отношений:
1.
Отношения
человека с природой.
2.
Отношения
между людьми по использованию природы.
1.
Группа:
Характеризуются:
-
предмет труда (то из чего изготавливается в процессе производства продукт
труда);
-
средства труда (то с помощью чего изготавливается продукт);
-
орудия труда (та часть средств труда, которая непосредственно воздействует на
предмет труда).
Средства
труда + Предмет труда = Средства производства (вещественный природный фактор
производства).
Личный
фактор производства – человек, обладающий определенной работоспособностью.
Средства
производства * Рабочая сила = Производственные силы общества
Предмет
экономическая теория – производственные отношения между людьми.
Производственные
(экономические) отношения – это отношения между людьми по поводу производства,
распределения, обмена и потребления материальных благ.
Отношения
по производству – это основа всех производственных отношений. Сердцевина этих
отношений по производству – это отношение собственности на средства
производства.
Собственность
– это отношение между людьми по поводу присвоения средств производства и
производимого продукта.
Отношения
распределения обмена и потребления материальных благ складываются таковыми,
каковы отношения собственности.
Система
производственных отношений, основанная на тех или иных формах собственности
составляет экономику общества.
Экономическая
теория изучает также экономические законы.
Экономический
закон
– это устойчивое, повторяющееся, систематизированные связи и отношения в
экономической жизни.
- Закон
стоимости
-
Закон спроса
-
Закон предложения
-
Закон взаимодействия спроса и предложения
Особенности
метода экономической теории.
1.
Производственные
отношения и экономические законы не имеют вещественного содержания, они не
осязаемы.
2.
Производственные
отношения и экономические законы не проявляются прямо и непосредственно, а
только через свои формы.
(2)
1.2. В системе экономических отношений экономическая теория изучает
экономические потребности.
Экономические
потребности – совокупность нужд и запросов, определяющих
жизнедеятельность отдельных людей, их групп и общества в целом определённых
экономических условий.
Все потребности
можно разделить на 2 группы: личные и производственные.
- Личные
(те, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы с помощью предмета
потребления)
-
Материальные
-
Духовные
-
Социальные
- Производственные
(связаны с потребностями производства материальных благ, они обеспечиваются за
счёт средств производства)
Потребности
постоянно растут (действует закон повышения потребности).
Потребности
воздействуют на производство и толкают вперёд его развитие, но производство
само воздействует на потребности.
Для
удовлетворения потребностей нужны определённые блага.
Благо - это
всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл (предмет,
явление, продукт труда) удовлетворяющие определённую человеческую потребность.
Все
блага делятся на:
- материальные
(естественные дары природы + то, что создано руками человека)
- нематериальные
(воздействующие на развитие способностей человека)
- экономические
блага – это ограниченные блага (продукты человеческой деятельности, которые
можно получить в количестве ограниченном по сравнению с потребностями
человека).
- неэкономические
(свободные) блага – это блага природы, которые человек получает без
приложения человеческих усилий.
-
экономические ресурсы (факторы производства) – это необходимые условия
производства экономических благ (т.е. элементы, с помощью которых
изготавливаются экономические блага)
ТРУД –
процесс потребления рабочей силы (Р.С.).
Р.С. –
способность человека к труду.
КАПИТАЛ –
денежная форма средств производства.
ЗЕМЛЯ –
невоспроизводимый ресурс.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ
СПОСОБНОСТИ – это способность соединять воедино труд, капитал и
землю (это готовность к риску, умение принимать управленческие хозяйственные
решения, осуществление новаций).
Экономические
ресурсы ограничены.
Ограниченность
ресурсов – это невозможность одновременного и полного
удовлетворения всех потребностей всех людей.
Ограниченность
ресурсов имеет проблему выбора и конкуренцию за их использование. Конкуренция
означает соперничество между целями использования этих ресурсов.
Рациональное
поведение экономического человека – поведение, направленное на достижение
максимальных результатов при имеющихся ограниченных ресурсов.
Определение
предмета экономической теории.
Экономическая
теория – это наука, которая изучает экономические отношения, между людьми и
экономические законы, а также экономическое поведение людей в производстве,
распределении, обмена и потреблении материальных благ в условии ограниченности
имеющихся ресурсов.
2.
Особенности метода экономической теории.
3.
Производственные
отношения и экономические законы не имеют вещественного содержания, они не
осязаемы.
4.
Производственные
отношения и экономические законы не проявляются прямо и непосредственно, а
только через свои формы.
В
экономических исследованиях можно выделить 3 этапа:
1)
Сбор фактов
индукция дедукция
2)
Построение теории, экономической модели.
3)
Выработка экономической политики.
Движение
от фактов к построению модели осуществляется с помощью 2-х основных методов:
-
метод формальной логики;
-
метод диалектической логики.
(3) 3.
Типы экономических систем
Этапы
развития экономических систем |
Доиндустриальный |
Индустриальный |
Название
экономических систем |
Натуральное
хозяйство |
-рыночная;
-
командная;
-
смешанная
|
Доиндустриальная
до 18 века.
Главная
сфера экономики – сельское хозяйство.
Главный
ресурс – земля.
Господствующая
социальная группа – землевладельцы.
Индустриальная
18 в. - I пол. 20 в.
Главная
сфера – промышленность.
Главный
ресурс – капитал.
Главная
социальная группа – владельцы и собственники информации.
Доиндустриальное
общество.
Человек
органически включен в природу, отсутствие общественного разделения труда,
замкнуто общение, все производиться и все потребляется. Хозяйствующие субъекты
в виде мануфактуры. Полная личная зависимость, распределение, обмен,
потребление материальных благ приобретают форму личных отношений, закрепляются
традициями.
Индустриальное
общество.
Ручной
труд заменяется машинным. Мануфактуры в фабрики. Индустриальный труд вытесняет
аграрный. Натуральное хозяйство в товарное хозяйство. Личная независимость.
Постиндустриальное
общество.
В ходе
НТР наука превращается в непосредственную силу. Решающей становится не
производственная сфера. Происходит революция телекоммуникации. Личность
выступает как самоцель общественного развития. Личность является главным
орудием прогресса.
Рыночная
экономика.
-
Частная собственность
-
Свобода выбора
-
Конкуренция
Свобода
потребителя заключается в свободе потребительского выбора. Свобода
предпринимательства (что производить, как, для кого, по какой цене продавать,
как тратить выручку решает предприниматель).
Главная
движущая сила – личный интерес. Ограничена роль государства в экономике.
Командная
экономика
-
Монополизм государственной собственности на средства производства;
-
Коллективное принятие экономических решений;
-
Централизованное руководство экономикой через гос. планирование.
Смешанная
экономика
Единство
двух предыдущих экономик. Подавляющая часть государств находится в смешанной
экономике.
Наиболее
развитые страны можно разместить:
Куба,
Албания – командная.
Россия,
Швеция, Нидерланды, Франция, Германия, Англия, Япония, США – смешанная.
Гонконг
– рыночная.
(4) Особенности
метода экономической теории.
Производственные
отношения и экономические законы не имеют вещественного содержания, они не
осязаемы.
Производственные
отношения и экономические законы не проявляются прямо и непосредственно, а
только через свои формы.
В
экономических исследованиях можно выделить 3 этапа:
1)
Сбор фактов
индукция дедукция
2)
Построение теории, экономической модели.
3)
Выработка экономической политики.
Движение
от фактов к построению модели осуществляется с помощью 2-х основных методов:
-
метод формальной логики;
-
метод диалектической логики.
Методы
формальной логики.
Метод
индукции – систематизация и обобщение фактов, а затем на основе этого
построение экономической модели.
Метод
дедукции – теоретик умозрительно строит экономическую модель в виде гипотезы, а
затем подтверждает ее фактами.
Методы
анализа и синтеза:
Анализ
– расчленение единого целого экономического явления на отдельные части и их
отдельное исследование.
Синтез
– объединение исследовательских частей в единое целое и представление о
явлении.
Обобщение
– это выведение средних данных, средних вероятностей (средняя заработная
плата).
Допущения
– выражаются словами при прочих равных условиях, исследователь допускает, что
какие-то явления остаются неизменным.
Сравнения
Аналогия.
Методы
диалектической логики.
2
крупных блока: взаимосвязь и развитие
Единичного
и общего |
1)
Переход количественных изменений в качественные |
Частного
и целого |
2)
Единство и борьба противоположностей |
Причина
и следствие |
3)
Отрицание |
Сущность
и явление |
|
Содержание
и форма |
|
Необходимость
и случайность |
|
Возможность
и действительность |
|
Метод
диалектической логики означает:
1.
Восхождение
от абстрактного к конкретному.
2.
От
общего к частному.
3.
Единство
исторического и логического в исследовании.
Экономические
модели оказываются абстракциями, то есть такое понятие, в котором исключены
частные моменты.
На
основе построения определенных моделей, законов вырабатывается экономическая
политика. И насколько политики будут близки к этой модели, настолько
эффективней будет политика.
(5) Основные
этапы развития экономической теории.
1)
Экономическая теории как наука возникла в 16-17 вв. и первая экономическая
школа называлась МЕРКАТЕЛИЗМ. Объектом исследования явилась торговля.
Торговля и деньги – главный источник богатства. Главным выразителем МЕРКАЛИЗМА
было купечество. Основная политика – протекционизм (недопущение иностранных
товаров).
2)
Классическая политическая экономика (17-18 вв.)
1.
У. Бетти
2.
П. Буагильберг
3.
А.Смит
|
4.
Д. Рекардо
5.
К. Маркс
6.
Ф. Энгельс
|
Представители
этого направления центр исследования перенесли сферу торговли в сферу
производства.
1 и 2
считали только земледелие, (и назывались Физиократами), остальные
– считали промышленность. Классическая экономическая теория, особенно Маркс и
Энгельс рассматривали капиталистические отношения в идеализированном виде с
точки зрения классовой борьбы.
3)
Неоклассическое направление. Нео – новое. Неоклассики исследовали необъективные
экономические законы, а субъективное действие людей в экономике.
4)
Кейнсианство – Д.М. Кейнс, нач. 2/3 20 в. (после экономического кризиса).
Главная суть – усиление роли государства.
5)
Монетаризм – Фридмен, 2/3 20 в. Главное – свобода рынка, но определяющим
фактором экономики – количество денежной массы.
6)
Новая классическая экономика.
7)
Теория общественного выбора.
8)
Институцианализм.
(8) Рыночный
механизм и его участники.
1.
Сущность
и функции рынка.
2.
Основные
агенты рыночной экономики.
2.1.
Кругооборот
ресурсов и товаров, доходов и расходов.
3.
Взаимодействие
экономических агентов в передаче прав собственности.
1.
Рынок
является формой обмена, соответствующий товарному производству. Товарное
производство возникло в условиях разделения труда и экономического обособления
производителей. В отличие от натурального производства товарное ориентировано
не на собственное потребление, а на обмен путем купли-продажи. Можно сказать,
что рынок – это экономический механизм, обеспечивающий взаимодействие продавцов
и покупателей.
Производство
Распределение Обмен Потребление
Рынок
выполняет следующие функции:
1)
Ценообразующая – ведущая функция, так как она опосредует осуществление всех
остальных функций. Цена складывается как равнодействующая величина противоречивых
интересов продавцов и покупателей. Поэтому цена отражает и затраты на
производство товара. (трудовая теория стоимости) и пользу для потребителя
(теория предельной полезности). При этом цена формируется не до обмена, а в
процессе обмена.
2)
Информационная. Цены дают информацию о необходимом количестве и видах товаров.
Рост цен может быть и сигналом роста спроса. Фирму, цена информирует о верхнем
пороге затрат на производстве.
3)
Регулирующая. Она проявляется в решениях фирм об изменении объемов производства.
Выпуск одних товаров уменьшается, других растет. При этом перераспределяются и
ресурсы.
4)
Посредническая. Рынок связывает экономических участников, обособленных в
производстве и обеспечивает наибольшие возможности для выбора.
5)
Санирующая (оздоравливающая). Она проявляется в отборе экономических агентов,
не выдержавшие конкуренции фирмы разоряются. Рынок – это жесткая система, но не
обеспечивающая наибольшую эффективность.
Рыночная
система прошла длительную историческую эволюцию: от рынка как места территории
(базар) до современной системы рыночного хозяйства (Интернет). Сегодня в этой
системе выделяют структуру и инфраструктуру. Структура рынка образуется путем
его классификации по следующим признакам:
- по
объектам купли-продажи. Это рынок потребительских товаров и услуг, и рынок
ресурсов. В свою очередь каждый из них делится на рынки конкретных вещей;
- по
географическому признаку: локальные, региональные, национальные, международные
(мировые);
- по
характеру сделок: оптовые и розничные;
- по
законам послушности (по легитимности) рынков, поэтому различают легальный и
нелегальный бизнес.
Инфраструктура
рынка – совокупность служб и организаций, обеспечивающих работу рынку (биржи,
банки, ярмарки, страховые компании).
(9) Основы
теории спроса и предложения
1.
Спрос.
Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
2.
Предложения.
Закон предложения.
3.
Взаимодействие
спроса и предложения. Равновесная цена.
4.
Эластичность
спроса и предложения.
1.
Спрос (D) – потребность в каком-либо
товаре, продукте, подкрепленная денежными ресурсами. Это платежеспособный
спрос.
Спрос
находится на стороне потребителя.
Объем
спроса (Q) – это максимальное
количество товара, который покупатель готов купить при данных рыночных условиях
при данной цене за определенное время.
ФУНКЦИЯ
СПРОСА – это зависимость объема спроса от факторов его определяющих.
QDA -объем
спроса товара А
QDA=f-функция(PA -прайс
цена, PB,PC …I-доход
покупателя,T-вкусы и предпочтения…)
Среди
других товаров B,C и др.
выделяются товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые
(комплиментарные) товары.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|