Статья: Создание единой системы физического воспитания и общего пространства спортивной жизни в спортивной деятельности иорданцев
Статья: Создание единой системы физического воспитания и общего пространства спортивной жизни в спортивной деятельности иорданцев
Создание единой системы физического воспитания и
общего пространства спортивной жизни в современной спортивной, досуговой
деятельности иорданцев
Аль Ананзех Мохаммед Хосни
Харьковская государственная академия физической
культуры
Введение.
Создание
единой системы физического воспитания и общего пространства спортивной жизни,
несомненно, будет содействовать продвижению к новому опыту в спортивной жизни
Иордании.
Опыт
современной спортивной, досуговой деятельности может стать одной из предпосылок
культурных и экономических связей коренных иорданцев и палестинцев. Они
проявляются в создании условий для культурных инициатив, развития
клубно-спортивной жизни.
За
последнее время в Иордании численность членов различных объединений и
организаций выросла с 20 до 80 тыс. человек. "Само по себе гражданское
общество не создает демократии, но оно формирует новые структуры, которые
оказывают постоянное давление на правительственные и государственные институты.
Последние стремятся контролировать общественные объединения" [1, 3, 4].
Перспективы
клубной организации определяются существенным обстоятельством. Несмотря на невысокий
уровень экономического развития, в Иордании сформировалась и продолжает
усиливаться социальная элита, заинтересованная в модернизации жизни, снижении
религиозного влияния и демократизации. Для представителей элиты характерно
использование политически нейтральной клубной организации.
К
тому же исламские идеологи считают людей от природы греховными, алчными и
склонными к насилию, а арабский фундаментализм исходит из того, что свобода
личности ведет к социальному хаосу.
Поэтому
без сильной и жесткой государственной власти социальные группы и индивиды будут
постоянно нарушать права друг друга и невозможно будет обеспечить сохранность
частной собственности.
В
структуре населения Иордании преобладающее место занимает молодежь, наименее
защищенная и наиболее активная часть граждан.
Молодежь
естественным образом составляет потенциал спортивной жизни страны и более
активна в модернизации образа жизни. Перспективы же в области государственной
политики физической культуры и спорта зависят от преобладания одного из двух
политико-идеологических течений: исламизма или либерализма.
В
политической жизни Иордании в настоящий момент преобладает влияние умеренных
исламистов.
Анализируя
установки государства и сложившуюся в Иордании общественно-политическую
ситуацию по отношению к перспективам организации физической культуры, можно
сделать некоторые выводы.
Сфере
физической культуры присущи различные пути организации. Процесс становления
физической культуры и спорта в Иордании длится около 25 лет, от регламентации
деятельности молодежных организаций (1966 год) до принятия Закона о молодежи,
определившего характер национального, физкультурно-спортивного движения (1987
год). Одновременно был принят ряд подзаконных актов (уставов и положений),
нормирующих деятельность отдельных физкультурных и спортивных организаций.
Работа
выполнена согласно плану НИР Харьковской государственной академии физической
культуры.
Формулирование
целей работы
Целью
настоящей статьи является изучение единой системы физического воспитания в
общем пространстве современной жизни иорданцев.
Результаты
исследования.
Анализ
нормотворчества в области физкультурного строительства в Иордании
свидетельствует о следующем. Мы, несомненно, имеем дело с квалифицированной
целенаправленной многолетней деятельностью нормирования, отражающей и даже
опережающей развитие практики. В сфере организации физической культуры
законотворцы Иордании активно использовали в качестве образцов нормы и
прототипы аналогичной работы, проведенной во Франции ("Закон о
спорте"), в Англии (организация студенческого спорта и бойскаутского
движения) и в Египте (ориентация на специфику арабской культуры). В качестве
норм-образцов использовались также документы, регламентирующие деятельность
международных спортивных организаций (МОК, федераций). Такого рода подход
свидетельствует о принципиальной открытости данной области иорданского
законотворчества.
В
первую очередь, следует отметить основной принцип развития спорта в Иордании.
Центром внимания законодателей является забота о молодежи и формирование у нее
ценностей, характерных для гуманистических основ международного любительского
спорта. Здесь, несомненно, наблюдается влияние Олимпийской Хартии.
Вместе
с тем развитие спорта ориентирует организаторов на ценности и идеологические
основы Королевства Иордании. Утверждается, что развитие физической культуры и
спорта в стране призвано обеспечить:
-
развитие у молодежи веры в Аллаха и арабского патриотизма;
-
укрепление преданности королевской власти и воспитание уважения к Конституции и
правам человека;
-
подготовку молодежи к требованиям современного производства путем развития
необходимых физических и морально-психологических качеств.
Организованное
вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, как
средства сохранения единства и равновесия в развитии личности, стимулируется
государством.
По
мнению специалистов, сфера физической культуры и спорта призвана стать
пространством подключения иорданской молодежи к мировой культуре и процессам
технологизации. Однако первостепенным условием является сохранение арабской
идеологии и государственности.
Как
отмечалось, развитие спорта является не только идеологией, но и определяет
основные требования и условия совершенствования всей организации физической
культуры и спорта в Иордании. При этом в качестве основных направлений развития
спорта выступают:
-
развитие "спорта для всех", построенного за счет средств физического
воспитания и массовых соревнований;
-
досуговые занятия спортом, основанные на личных интересах и инициативе населения;
расширение
масштабов "общественного спорта" как сферы организации социальной
жизни.
При
этом предусматриваются следующие виды финансового обеспечения организации
физической культуры и спорта:
-
целевое ("самостоятельное") финансирование по линии государственного
бюджета;
-
самофинансирование за счет членских взносов и предоставления платных услуг;
-
пожертвования (меценатство) и спонсорская поддержка спорта.
Определены
также конкретные нормативные правовые установки в системе физической культуры:
-
развитие физической культуры и спорта основывается на государственных правовых
нормах;
-
деятельность спортивных организаций должна основываться на основе, независимой
от политических течений и влияния политических партий.
Особое
значение имеет рассмотрение истории развития физической культуры и спорта
управления в Иордании, которое может быть представлено в виде четырех этапов:
Таблица
1
Этапы
становления системы физической культуры и спорта в Иордании.
№ |
Наименование этапа |
Мероприятия |
Годы |
I |
Формирование основ спортивно-молодежного движения |
1. Создание первого спортивного клуба
2. Создание всеобщей спортивной федерации
3. Создание первой самостоятельной федерации (футбол)
4. Учреждение подготовительной олимпийской комиссии
5. Создание Олимпийского Комитета Иордании
6. Создание организации "Забота о молодежи"
|
1929
1944
1949
1957
1961
1966
|
II |
Создание системы государственного руководства |
Учреждение отдела спорта в структуре Министерства культуры
и молодежи |
1976 |
III |
Совершенствование системы управления |
Создание департамента спорта в Министерстве молодежи |
1984 |
IV |
Создание системы руководства физкультурой и спортом |
Создание отдела спорта в структуре управления короля. |
1995 |
Анализ
создания единой системы управления физической культуры и спорта показал, что:
-
недостаточно совершенная функция координации деятельности (ведомств
образования, культуры, здравоохранения, обороны);
-
существуют проблемы функциональной обеспеченности руководства,
-
имеет место противодействия ранние самостоятельных организаций и
государственной системы руководства;
Задачами
этой статьи установлено, что существенным ограничением на разработку и
реализацию программ является относительно невысокий уровень финансирования
государственного управления физической культурой и спортом.
Все
эти данные были получены из статистических документов физкультурных организаций
в Ирбиде. Исследование управленческих отношений Иордании показало, что
совершенствование или создание единой системы физического воспитания это
представление о знании, включенном в процесс деятельности. Для практической
работы по совершенствованию управления физической культурой в Иордании
концентрация внимания на факторе знаний очень важна. Рассматривая вопрос
совершенствование позиции деятеля (руководителя, организатора, исполнителя) мы
должны рассматривать следующие процессы передачи и освоения знаний:
передача
профессионально значимой информации об объекте деятельности и ее нормах;
совершенствование
умений и навыков как условие реализации знаний;
освоение
новых средств как технологий, построенных на новых знаниях;
развитие
представления о собственных возможностях деятеля.
Разработанная
и представленная концепция
Была
представлена единой системой физического воспитания досуговой деятельности в
особом отношении к спортивным клубам, которые есть влиятельными общественными
организациями в Иордании. При этом в качестве критериев концепции выступают.
При этом в качестве критериев эффективности выступают:
а)
соответствие идеологическим установкам (развитие у молодежи веры в Аллаха,
арабского патриотизма, укрепление преданности королевской власти и воспитания
уважения к Конституции и правам человека);
б)
рациональное использование государственных средств и привлечение интереса
предпринимательского сектора;
в)
сохранение преемственности результатов деятельности существующих
организационных структур, подбор и профессиональное развитие инициативных
молодых кадров.
Государственное
руководство осуществляется, в первую очередь, путем постановки приоритетных
целей и объективного анализа положения дел, а также определения реального
уровня планируемых результатов с учетом экономических и социально-культурных
достижений страны.
Решающая
роль в реализации концепции принадлежит образованию и повышению
профессиональных способностей организационных управленцев и исполнителей.
Здесь
главным методом выступает реализация спортивных программ клубов Иордании, как
единой системы физического воспитания в общем пространстве жизни.
Выводы.
Все
перечисленные факты имеют особое отношение к спортивным клубам, которые
являются влиятельными общественными организациями. Они формируют особое
отношение к рассмотрению физической культуры и спорта Иордании и имеют четыре
этапа:
1.
Формирование основ спортивного молодёжного движения (1966-1976).
2.
Создание системы руководства по линии Министерства культуры и молодежи
(1976-1984).
3.Выделение
и деятельность самостоятельного целевого органа государственного управления -
Департамента спорта Министерства молодежи (с 1984 по настоящее время).
4.Создание
системы руководства - создание отдела спорта в структуре управления короля.
Дальнейшие
исследования предполагается провести в направлении изучения единой системы
физического воспитания и общего пространства спортивной жизни в современной
спортивной, досуговой деятельности иорданцев.
Список литературы
1.
Агеевец В.У. Анализ динамики процесса повышения квалификации специалистов по
физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 1997.
- №12. - С.13-15.
2.
Ансофф И. Стратегическое управление /Сокр. Пер. с англ./ - М.: Экономика, 1989.
- 519 с.
3. Armstrong P. Competition between
the Organizational Professions and the Evolution of Management Control
Strategies // Open University Press. - Oxford. - 1984. - P. 97-120.
4.
Вовк В.М. Управление деятельностью спортивного клуба промышленного предприятия
/организационный и педагогический аспекты: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.:
ГЦОЛИФК, 1985. - 20 с
5.
Данилов А.А. Организация работы с кадрами в аппарате управления физкультурным
движением (на примере областных, краевых, АССР комитетов по физической культуре
и спорту): Автореферат. Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / ГДОИФК им. Лесгафта. -
Л., 1981. - 20 с.
6.
Кузин В.В. Пути совершенствования системы высшего физкультурного образования на
основе единой федеральной комплексной программы // Спорт, духовные ценности,
культура: теоретические концепции и прикладные программы. - М.: Гуманитарный
Центр "СпАрт" РГАФК. - 1997. - Вып. 6. - С. 8-16.
7.
Тахтух Тони Фаузи. Организация системы управления физической культурой в
Ливане: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1974. -
20 с.
|