Статья: Дания
Статья: Дания
Федоров Г.М.,
Корнеевец В.С.
Дания являет собой пример страны, высокий уровень
развития которой достигнут в большой мере благодаря использованию выгод
географического положения и активному участию в международном разделении труда.
Она не обладает уникальными природными ресурсами. Правда, агроклиматические
условия довольно благоприятны для развития сельского хозяйства, однако они
требуют мелиорации земель и внесения большого количества удобрений. Протяженная
береговая линия благоприятствует развитию рыболовства. Но главным фактором ее
развития является ключевое положение страны на морских путях из Балтийского
моря в Северное. Посредническая торговля, “датские пошлины” за проход судов
через проливы, их портовое обслуживание стали предпосылкой успешного
экономического развития страны в прошлом. Удобство географического положения,
способствующего осуществлению внешнеэкономических связей как основы развития
народного хозяйства, является важным фактором, определяющим динамизм датской
экономики в настоящем.
С 1973 г. Дания (без Гренландии и Фарерских островов)
является членом ЕС, участвуя в его рамках в процессе европейской интеграции (до
этого она входила в ЕАСТ – Европейскую ассоциацию свободной торговли, созданную
в 1960 г. в противовес ЕС; в настоящее время все ее члены, кроме Швейцарии,
вошли в ЕС). Однако процесс интеграции осуществляется Данией с учетом интересов
страны. Так, она пока не вошла в число стран, введших в 1999 г. в безналичное
обращение общую валюту стран ЕС – евро.
С 1949 г. Дания входит в НАТО. На ее территории, в том
числе в Гренландии, размещаются базы НАТО.
Сейчас Дания имеет один из самых высоких в мире
уровень жизни населения. Душевое производство ВНП по официальному курсу валют
составило в 1996 году более 32 тыс. долларов (пятое место в мире после
Люксембурга, Швейцарии, Японии и Норвегии). По паритету покупательной
способности валют это составило более 22 тыс. долларов (9 место).
Удельный вес аграрного сектора в структуре экономики
несколько выше, чем в наиболее развитых странах Европы. Его доля в структуре
занятых составляет 5%, в ВВП – 4%. На промышленность и строительство приходится
25% занятых и 27% ВВП, причем значительную часть индустриального сектора
связано с переработкой сельскохозяйственной и рыбной продукции. Как и в других
развитых странах с экономикой постиндустриального типа, основная часть занятых
(70%) сконцентрирована в сфере услуг. На нее падает и 69% ВВП.
Дания расположена на полуострове Ютландия и островах
Датского архипелага, на которые приходится 40% территории страны. Крупнейший
остров – Зеландия имеет площадь 7 тыс. км2. На нем и близлежащем небольшом
острове Амагер расположена столица Дании – Копенгаген.
Природный потенциал представлен почти исключительно
агроклиматическими ресурсами. Климат в Дании морской, с теплой зимой
(среднеянварская температура около 0°) и прохладным летом (средняя температура июля +16,
+17°). Годовое количество
осадков составляет 500-800 мм. Продолжительный вегетационный период и
достаточное количество осадков позволяют выращивать кормовые и зерновые
культуры, овощи и корнеплоды. Но в условиях плоской низменности (максимальные
высоты не превышают 200 м) и при недостаточно высокой испаряемости выпадающие
осадки вызывают переувлажнение и заболачиваемость территории. Поэтому для
получения высоких урожаев требуются ирригационные работы. Сеть осушительных
систем покрывает 1/10 часть всей территории страны. Значительную часть
осушенных земель составляют марши – прибрежные низменности, затопляемые в
период высоких приливов и нагонов воды.
Низменная равнинная поверхность в сочетании с мягким
морским климатом благоприятствуют развитию сельского хозяйства.
Сельскохозяйственными угодьями, в основном пашней, занято 2/3 земель. Продуктивность
естественных кормовых угодий очень высокая, особенно в восточной части Ютландии
и на островах, где она достигает 10-15 т сухого вещества на гектар. Это один из
самых высоких показателей в Европе. На западе Ютландии, где почвы хуже, этот
показатель ниже – всего 4-6 т/га (что примерно соответствует средним
показателям для Польши).
Дания – одна из наименее лесистых стран Европы. Лесная
площадь составляет только 10% территории. Большинство лесов имеют искусственное
происхождение: распространенные в древности лиственные леса были вырублены, и в
ХVIII-ХIХ веках были посажены преимущественно еловые леса, занимающие сейчас
половину лесной площади. Имеются также грабовые и буковые рощи. Лесозаготовки
незначительны, и леса имеют преимущественно природоохранное значение.
Водные ресурсы представлены многочисленными мелкими
реками, содержащими довольно большие запасы пресной воды. Обеспеченность
ресурсами полного стока на одного жителя составляет 2,2 тыс. кубометров – в
полтора раза больше, чем в Германии и Польше, но в 10 раз меньше, чем в Швеции.
Благодаря развитию водосберегающих технологий, потребление воды составляет
только 8% ее запасов, тогда как в Германии – более половины.
Полезные ископаемые имеют местное значение. Ведется
добыча минеральных вод, диатомита, мела и известняка, каолиновых глин.
Добывается поваренная соль, для нужд сельского хозяйства – торф. В Северном
море, на датском участке шельфа, с начала 1970-х годов ведется добыча нефти и
газа. Запасы нефти составляют около 300 млн. т, природного газа – 200 млрд.
кубометров. Нефть добывается также на Балтике – у острова Борнхольм. В 1992 г.
добыто 7,5 млн. т нефти и 4 млрд. кубометров газа. Это удовлетворяет не более
трети потребности страны в топливе; остальная часть покрывается за счет импорта.
Дания обладает квалифицированными кадрами,
обеспечивающими высокий уровень производительности труда. Общее число занятых в
народном хозяйстве составляет 2,9 млн. человек. Их подготовка и повышение
квалификации ведется широкой сетью образовательных учреждений. По числу
студентов в расчете на 10 тыс. жителей Дания занимает одно из первых мест в
мире. Она активно участвует в образовательных программах стран Балтийского
региона, в том числе в постсоциалистических странах. На острове Борнхольм
создан крупный центр переподготовки кадров.
Население Дании до начала 1980-х годов было весьма
однородно в национальном отношении: 99% жителей основной части страны
составляли датчане. Проживало также около 30 тыс. немцев, 10 тыс. шведов,
норвежцы и несколько тысяч фризов (коренных жителей Северо-Фризских островов у
западного побережья страны). Коренными жителями Фарерских островов являются
фарерцы (40 тыс. человек), Гренландии – эскимосы (45 тыс. человек). Дания не
была в числе стран, привлекавших в больших количествах иностранных рабочих в
1950-е и 1960-е годы. Однако в 1980 – 1990-е годы Дания приняла более 150 тыс.
иммигрантов, преимущественно из стран “третьего мира”, из районов военных
действий и из стран, где осуществлялись политические репрессии. До 50 тыс.
человек возросло число проживающих в стране немцев. Однако и сейчас более 95%
населения страны (не считая Фарерских островов и Гренландии) составляют
датчане.
Согласно статистическим данным, 85% населения Дании
проживают в городах, так что она по уровню урбанизации уступает в Балтийском
регионе только ФРГ. Однако к городам в Дании относятся все населенные пункты с
числом жителей более 200 человек, которые ни в одной другой стране городами не
считаются. Так что статистическая урбанизированность страны несколько отличается
от фактической, которая оценивается специалистами в 70%. Больших городов в
Дании, кроме ее столицы Копенгагена, нет. Зато Копенгаген уступает в Балтийском
регионе по числу жителей только Санкт-Петербургу. В нем проживает 1,4 млн.
жителей – свыше четверти населения страны. Остальные города намного уступают
ему по численности населения: Орхус – около 300 тыс. жителей, Оденсе – до 200
тыс., Ольборг – 160 тыс. жителей. Прочие городские центры не достигают людности
100 тыс. человек.
Наиболее плотно заселены острова и восточная часть
полуострова Ютландия, где проживает 50-100 человек в расчете на квадратный
километр, а на острове Зеландия, где расположен Копенгаген – более 200 человек.
В восточной части страны плотность населения составляет 20-50 чел. на кв. километр,
а в некоторых сельских районах – и менее.
Аграрная до второй мировой войны, Дания в послевоенные
годы прошла путь индустриализации и перехода к постиндустриальному обществу.
Хотя агропродовольственный сектор продолжает оставаться очень важным в экономике
и внешнеэкономических связях страны, на первый план выдвигается машиностроение
в промышленности, телекоммуникации, здравоохранение и экология, образование – в
сфере услуг.
В экономике страны видное место принадлежит
иностранному капиталу. В промышленности около трети предприятий являются
иностранными. Преобладают американский, британский, германский и шведский
капиталы.
Не обладающая достаточными собственными топливными
ресурсами, Дания создала мощную электроэнергетику преимущественно на привозном топливе.
Производство электроэнергии достигло 35 млрд. кВт·часов; в
расчете на душу населения Дания на 1/10 превысила уровень ФРГ. Это обеспечило
высокую энерговооруженность народного хозяйства и его перевод на передовую
технологическую основу, а также широкое применение электроэнергии в
жилищно-коммунальном хозяйстве и в бытовых целях.
Наиболее динамичная отрасль промышленности –
машиностроение. Относительно давно получило развитие судостроение. Крупные
верфи расположены в портовых городах на островах и восточном побережье Ютландии
– Копенгагене, Хельсингере, Оденсе, Ольборге, Фредериксхавне. На нужды
агропродовольственного сектора ориентировано производство сельскохозяйственных
машин и оборудования для пищевой промышленности. Центрами новых отраслей –
электротехники и электроники являются Копенгаген, Оденсе, Хавнбьерг, точной
механики – Копенгаген, Орхус, Сеннерборг.
Металл используется большей частью привозной.
Собственное производство стали и проката размещается в Фредериксверке недалеко
от Копенгагена и Ольборге.
К числу новых отраслей относится химическая
промышленность, использующая привозное сырье. Производятся синтетические смолы
и волокна, пластмассы, каучук, лакокрасочные материалы. Развита
химико-фармацевтическая промышленность. Производятся азотные и фосфорные
удобрения.
В городах Фредерисия, Калунборг, Скельскер размещаются
нефтеперерабатывающие предприятия. Во Фредерисию ведет нефтепровод с
месторождений на шельфе Северного моря.
На импортной целлюлозе работают бумажные фабрики в
Оденсе, Нестведе, Рандерсе. Центром мебельной промышленности является
Копенгаген. Местное сырье используют цементные заводы в Ольборге, Нестведе,
Копенгагене, предприятия стекольной, керамической и фарфоро-фаянсовой
промышленности (Копенгаген, Ренне, Корсер). Экспортное значение имеют изоляторы
для линий высокого напряжения, и особенно высококачественный датский фарфор.
Во многих городах размещаются предприятия легкой
промышленности, особенно текстильной и швейной.
Пищевая промышленность, перерабатывающая местное
сырье, не только удовлетворяет потребности населения страны, но и имеет важное
экспортное значение. По всей территории страны размещены молоко- и
мясоперерабатывающие предприятия. На юге островов – сахарные заводы. Имеется большое
число пивоваренных заводов, использующих в качестве сырья местный ячмень.
Рыбопереработка расположена в рыболовных портах на
полуострове Ютландия (крупнейшие – Эсбьерг на западе, Хирстхальс, Скаген и
Фридериксхавн на севере, Орхус на востоке). Рыболовный флот, ведущий промысел в
Северном море, на Балтике и в Атлантическом океане (вблизи датских Гренландии и
Фарерских островов), насчитывает 2,2 тыс. судов, на которых ведут лов рыбы 8
тыс. рыбаков. Экспортируется 90% улова рыбы.
Производство важнейших видов продукции
агоропродовольственного сектора в 1993 г. в Дании составило: мяса (в убойном
весе) – 1,9 млн. т, молока – 4,7 млн. т, яиц – 1,6 млрд. штук, сахара – почти
0,5 млн. т, улов рыбы – 2 млн. т. По душевым показателям производства
продовольствия она занимает ведущие места в мире.
Традиционная земледельческая специализация сельского
хозяйства в конце ХIХ века сменилась животноводческой после того, как датское
зерно было вытеснено с европейского рынка более дешевой и качественной
американской и российской пшеницей. Теперь сельское хозяйство имеет
молочно-беконную специализацию, обеспечивающую до 90% производства товарной
продукции аграрного сектора. Развито птицеводство и звероводство (разведение
норок – Дания дает 40% мирового производства норковых шкурок). Земледелие имеет
в основном вспомогательное значение, обеспечивая животноводство кормами.
Выращиваются кормовые и зернофуражные культуры, особенно ячмень. В восточных
районах распространены посевы пшеницы, в западных – овса и ржи. Из технических
культур выращивается сахарная свекла, главным образом в южной части островов.
Развито картофелеводство, овощеводство и плодоводство.
Благодаря естественным предпосылкам, высокой культуре
земледелия, мелиорации и химизации сельского хозяйства, обеспечивается очень
высокая урожайность. Количество вносимых на гектар удобрений составляет 190-200
кг и находится на пределе допустимого по экологическим соображениям уровня.
Урожайность пшеницы составляет 60-70 ц/га, картофеля около 350 ц/га, сахарной
свеклы – 550 ц/га. Скот находится на стойловом содержании, и достигнута высокая
плотность в расчете на 100 га сельхозугодий: 80 голов крупного рогатого скота,
400 свиней. Благодаря рациональному кормлению и развитому племенному хозяйству,
продуктивность скота также очень высокая. Например, годовые надои от одной
коровы составляют в среднем свыше 6000 кг. Разводятся датская красная и
ютландская черно-пестрая породы крупного рогатого скота, ландрасская беконная
порода свиней.
По показателям внутреннего потребления животноводческой
продукции Дания занимает ведущие места в мире. В начале 1990-х годов годовое
потребление мяса на душу населения составляло 98 кг, молока и молочных
продуктов в пересчете на молоко – 380 кг, яиц – 274 штуки, рыбы и рыбопродуктов
– 31 кг. Эти показатели – самые высокие в Европе.
Благодаря общей сельскохозяйственной политике внутри
ЕС и определенным мерам по защите общего рынка стран Евросоюза, датская
продукция относительно защищена от импорта дешевой животноводческой продукции
из других регионов мира. А внутри ЕС ее животноводческая продукция, благодаря
как благоприятным естественным предпосылкам, так и достигнутому уровню развития
агропродовольственного сектора, оказывается вне конкуренции. Поэтому датский
экспорт продовольственных товаров – мясопродуктов, сыров, животного масла и
рыбопродукции, главным образом в страны ЕС, – достигает больших размеров.
В связи с особенностями географического положения
Дании половина внутренних и 4/5 внешних грузоперевозок осуществляется морским
транспортом. Торговый флот насчитывает более 300 судов общей грузоподъемностью
свыше 5 млн. т. Он обслуживает внутренние и внешние перевозки не только Дании,
но и других стран. Грузооборот морских портов Дании превышает 50 млн. т. Из них
около трети приходится на Копенгаген. Другие крупные порты – Орхус, Ольборг,
Фредерисия, Калунборг.
Важную роль играет железнодорожный транспорт. Из 2850
км железных дорог свыше 300 км электрифицированы, 760 км имеют двойную колею.
Острова связаны с материковой частью железнодорожными паромами; во многих
случаях между островами насыпаны дамбы, по которым проложены железные и
автомобильные дороги. Сначала с полуостровом Ютландия был таким образом
соединен второй по величине остров Фюн, а с островом Зеландия – расположенные к
югу от него острова Фальстер и Лолланн. В 1997 году пассажирские поезда пошли
по самому протяженному 18-километровому комбинированному мосту и тоннелю через
пролив Большой Бельт между островами Фюн и Зеландия; позднее началось движение
автомобилей. Тем самым все основные острова оказались соединенными между собой
и с материком мостами и тоннелями. В 2000 году должно завершиться сооружение
моста длиной 3,3 км через пролив Эресунн (Зунд), который соединит Данию с
Швецией. Паромное сообщение организовано с Германией, Швецией и Норвегией.
Автодороги с твердым покрытием имеют протяженность
более 71 тыс. км. Ведется строительство скоростных автодорог – их длина уже
достигла 760 км. После сооружения моста через Зундский пролив и завершения
постройки ведущих через территорию Дании скоростных дорог возрастет их значение
в транзитных перевозках между Германией и Швецией.
Велико значение и авиационного транспорта. В Дании
насчитывается более 100 аэродромов, обслуживающих внутреннее сообщение.
Международный аэропорт в Каструпе близ Копенгагена относится к числу крупнейших
в Европе. Ежедневное количество взлетов и посадок здесь – 740, в том числе
международных – 565.
Внешнеэкономические связи играют исключительно важную
роль для Дании, не имеющей своего промышленного сырья и нуждающейся в рынках сбыта
продукции. По душевым показателям экспорта и импорта она занимает одно из
первых мест в мире. Объем экспорта в 1996 г. составил 48 млрд. долларов,
импорта – 42 млрд. долларов. Положительное сальдо торгового баланса показывает
эффективность ее народнохозяйственной специализации, сложившейся в последние
годы. В 1970-е годы для нее был характерен отрицательный торговый баланс.
Одновременно это отражает успехи в проведении Данией внешнеторговой политики, в
частности, вхождение в ЕС.
Четверть датского экспорта падает на продукцию
машиностроения – оборудование для пищевой промышленности, суда, электронику,
бытовые приборы. Несколько более четверти приходится на продовольственные
товары. Видное место в экспорте занимает продукция химической и легкой промышленности.
Машины и оборудование составляют 30% импорта. Другая важная статья импорта –
топливо. Нефть и нефтепродукты составляют 25% ввозимой продукции. Значительный
удельный вес – у древесины, сырья для химической промышленности. Ввозятся
химические продукты, потребительские товары, продовольствие.
Основные торговые партнеры Дании – страны ЕС. Первое
место занимает Германия – 22%, второе – Швеция (11%). Затем идут
Великобритания, Нидерланды, Франция. Из стран, не являющихся членами ЕС, первое
место занимает Норвегия (5%). Значима торговля с США, Японией. Страны
Балтийского региона, помимо ФРГ и Швеции, занимают во внешнеторговых связях
Дании небольшое место. На Финляндию приходится 2% экспорта и 3% импорта,
примерно 1,5% оборота – на Польшу, 1% – на Российскую Федерацию, менее 0,5% –
на Прибалтийские страны.
|