Сочинение: Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
Сочинение: Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
Реферат подготовил Голубев Сергей, 11.С
класс
1. Вступление.
Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и
«Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные
драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное
время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то,
что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры,
приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах
немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит действие.
2. Сходства и различия.
2.1. Обе
рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы»
остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как
трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра
характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни,
что присуще обеим пьесам.
2.2. По времени написания
"Гроза" – это главное произведение дореформенной драматургии
Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы
постреформенного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах,
привело к совершенному несходству художественного мира;
"Бесприданница" является драмой буржуазной эпохи – нового времени,
когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего
человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести – и это
решающим образом влияет на её проблематику. Культура народа в «Грозе»
одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом
патриархален.
2.3.. Родившись в
Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует
различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населены
купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи,
начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого
персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.
2.4. По-моему, в
особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца».
Две драмы А.Н.
посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе.
Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На героинях-женщинах
я и хочу остановиться.
2.4.1. В первую
очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтична
одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина —
купеческая дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу
жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под
неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и
сварливой свекровью.
Но ее романтические
порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса,
выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине
борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней
женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе.
Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней
атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная,
она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.
О желании летать она
заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую
возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет:
«Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот
так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре
Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая
действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать,
втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара,
выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная
противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает
обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно
такое поведение.
Поэтому в
беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой,
невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи –
это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости
«темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и
мятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот
жизни, безысходности.
2.4.2. Иная ситуация
в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не простая девушка из
мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила
дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого
унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая
есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь
свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не
приемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться.
Для матери Ларисы,
оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни
семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных
браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип общения с
богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, оставшаяся
в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все
это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и
сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало
«всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня
вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и
принимать в них участие.
Лариса становится
жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит
в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя
не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду
на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто
уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не
уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре
это поняла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет
продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится
своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет
умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо,
избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход
из жизни.
2.5. Пьесы А.
Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы,
связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль
играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения:
древнегреческие и римские.
2.5.1. Женские имена
в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда
чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка”
по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок
Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку.
Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения
своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно,
что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть
“незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от
трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо,
но косвенно) в гибели дочери и снохи.
2.5.2. Паратов – это
и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с
“паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое
поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Фамилии Дикой и
Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и
мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она
выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя
(Борис по-болгарски “борец”).
Дикие, своевольные
персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница,
“варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
Кулигин же, помимо
известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то маленького,
беззащитного: в этом страшном болоте он - кулик - птичка и больше ничего. Он
хвалит Калинов, как кулик - свое болото.
Ларису в
“Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий - “царь”,
Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой
(капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.
Ну и наконец, Харита
- мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты,
которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других
сестер - одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).
3. Выводы
3.1. «Гроза» и
«Бесприданница» — лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю
доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и
радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и
разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких,
добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
Женские образы,
созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.
3.2. У Катерины и Ларисы разное
воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и
быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет
к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины
деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком,
лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не
хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Катерина не может соединиться с любимым человеком
и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она
разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и
счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из
сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при
стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней
заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.
3.3. Характеры главных героинь во многом
схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви,
идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной
общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление
общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому
существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир
«темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери,
обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного
резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена
гибели героини озвучена пением цыганского хора.
3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в
пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии
и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес
классицизма, но они являются говорящими в широком - символическом - смысле
слова.
Список литературы
И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов. Динамика сюжетов
в русской литературе XIXвека.
Добролюбов Н. А. Луч света в темном
царстве.
Собрания рецензий на пьесы А. Н.
Островского (Интернет)
|