Сочинение: Психологизм лирики Ф. И. Тютчева
Сочинение: Психологизм лирики Ф. И. Тютчева
Психология
— это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди,
занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас
играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий
Петрович из романа Достоевского “Преступление и наказание”, который был
искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Раскольникова,
разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих
стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет
мыслями о ней.
Чуть
ли не в каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на
то что часто психологизм скрыт под пеленой таинственности. Эта тема очень
волновала поэта. А теперь рассмотрим психологизм лирики Тютчева на конкретных
примерах.
Наиболее
часто мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром мы,
изучая поэму Гоголя “Мертвые души”, говорили о том, что сад — это метафора
души. У Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы —
состояние поэта. В качестве примера мы можем взять стихотворение “Тени сизые
смесились...”: ...Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Мотылька
полет незримый Слышен в воздухе ночном...
В
этом отрывке упоминается мотив полета, мотив бабочки, а бабочка — это душа,
поэтому мы можем говорить о полете души. В этом отрывке с точки зрения эвфонии
преобладает звук “у”, что создает настроение тоски.
...Сумрак
тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный, Все
залей и утиши...
Эта
строфа, по сравнению с вышеприведенными строками, более спокойна, все
становится на свои места, сумрак цогло-щается. Душа все утихомиривает, спасает
мир. Здесь преобладают такие звуки, как “т”, “и”, “у”, что создает ощущение
гнева, зависти и в то же время нежность, ласку.
Тютчев,
как и любой творческий человек, был неуравновешенным. Это состояние поэта
наложило свой отпечаток на его творчество, в особенности на психологические
стихотворения.' Например, стихотворение “Еще земли печален вид...”: Душа, душа,
спала и ты...
Но
что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?..
В
этом примере душа изображается очень беспокойной, можно предположить, что в тот
момент, когда поэт писал это стихотворение, душа его не была на месте, что-то
ее волновало, тревожило. Человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не
может находиться в покое. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы,
в его голове всегда формули руются какие-либо странные мысли. Душа человека
всегда терзается и при жизни ее носителя, и после смерти.
Мотив
души, психологизм наиболее часто встречаются в стихотворениях о временах года.
Самым печальным временем является осень. Осень — это не только время года, но и
этап в жизни человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение “Осенний
вечер”, где можно увидеть мотив души: Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая
улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью
страданья.
Здесь
нет конкретного упоминания о душе и даже нет слова “душа”, но ее присутствие мы
видим в “кроткой улыбке увяданья”. В этом отрывке душа тоже страдает.
Страдания, боль, тоска всегда являются причиной, по которой люди души роняют
слезы. Самыми горькими и мучительными слезами являются слезы горя: ...Слезы
людские, о, слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь
безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, — Льетесь, как льются
струи дождевые В осень глухую порою ночной.
В
этом стихотворении Ф. И. Тютчева “слезы людские” льются из-за мучений, терзаний
“в осень глухую” — пору тоскливую, пору, когда терзаются души. С точки зрения
поэтической техники в этом стихотворении мы встречаем такие приемы, как
анафора: .
Льетесь...
Льетесь...
….
Льетесь...
Это
нам указывает на мучительные страдания, здесь слезы — не просто капли из глаз,
а слезы, как “струи дождевые”. Это стихотворение окружено печалью, горестью,
быть может, это и есть типичное состояние Ф. И. Тютчева.
Хотя
душа такая же несчастная, как и мы — люди, но все же душа безжалостна по
отношению к нам. Например, стихотворение “Она сидела на полу...”: Брала
знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими
брошенное тело...
Человек
не умирает, это просто душа покидает его тело. Жизнь человека обречена на
смерть. Он не может жить вечно, а душа, покинувшая тело, продолжает
существовать. В этом отрывке можно предположить, что душа смеется над
“брошенным телом”. Эти строки заключают в себе великое пространство, гнев,
зависть, печаль, боязнь.
Завершить
наше путешествие по лирике Ф. И. Тютчева хотелось бы стихотворением “Видение”.
В этом стихотворении душа предстает перед нами как часть хаоса. Возникает
вопрос: “Почему душа относится к хаосу?”В хаосе все неопределенно, как писал
Лаврецкий: “Хаос, по Тютчеву, — бесформенная и безличная, темная, слепая,
неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая, бурная основа Мира”. В
душе тоже все сумбурно, непонятно. В душе человека всегда присутствует
смятение, непонятость. Поэтому душа, как хаос — что-то бесформенное и
беспорядочное.
Тогда
густеет ночь, как хаос на водах, Беспамятство, как Атлас, давит сушу; Лишь Музы
девственную душу В пророческих тревожат боги снах! В этом стихотворении
“Видение” душа изображена как нечто нетронутое, девственное, как младенец,
который делает первые шаги. Этот отрывок наполнен нежностью, лаской и в то же
время великолепием, великим пространством.
Таким
образом, рассмотрев некоторые примеры психологической лирики Ф. И. Тютчева, мы
можем сделать вывод, что мотив души выражается через природу, ее состояние,
через мотив времен года и состояние самого человека, через мотив двойного
бытия, а также через полет, полет души. Лаврецкий писал о Тютчеве: “Личное, как
хрупкое, как совершенно нереальное, по сравнению с вечной материей, — нечто
противоположное ей, непреходящей и всемогущей”. То есть противопоставляется
личное, хрупкое Ф. И. Тютчева хаосу, которого поэт боится.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|