Сочинение: Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского
Сочинение: Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского
Предметом
своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души.
Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта
носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их
он отразил в творчестве.
Любимый
жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о
жизни, о судьбе человека. Так, в первом своем стихотворении «Сельское кладбище»
поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова,
могилы. Вся атмосфера этой картины призвана передать особый эмоциональный
настрой героя. В меланхоличной задумчивости приходит он на сельское кладбище,
чтобы наедине с собой посетовать на жизнь, полную слез и страданий. Однако
после долгих размышлений герой заключает, что к этому нужно относиться спокойно
и принимать свою судьбу такой, какая она есть. Ведь рано или поздно жизнь
закончится, а перед лицом смерти все равны:
И
здесь спокойно спят под сенью гробовою
И
скромный памятник, в приюте сосн густых,
С
непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего
зовет вздохнуть над прахом их.
Этот
вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы.
В
первом произведении Жуковского много сентиментального, но впоследствии он
работает в романтическом направлении.
Одно
из ранних стихотворений поэта о человеке и природе – «Вечер». Здесь, общаясь с
прекрасным окружающим миром, герой размышляет о творчестве. Природа выступает
его вдохновительницей. Увидев дивную красоту вечера, герой зовет Музу:
Ручей,
виящийся по светлому песку,
Как
тихая твоя гармония приятна!
С
каким сверканием катишься ты в реку!
Приди,
о Муза благодатна…
…И,
звуки оживив, туманный вечер пой
На
лоне дремлющей природы.
Закат
дня рождает у героя множество замечательных переживаний. Автор передает все
оттенки его разнообразных ощущений, делает это очень тонко, изображая даже едва
заметные переходы. У Жуковского получается целая гамма звуковых и цветовых
образов: «златые холмы», «в зеркале воды колеблющийся град», «багряный блеск»,
«гул рева» стад, шум пловцов, журчание потока, веяние «зефира», «крик
коростеля», «стенанье филомелы». И все это герою так приятно! Поэт уводит нас в
мир утонченных человеческих переживаний. Здесь герои Жуковского находят
нравственную опору, защиту от роковой действительности. Эта позиция утверждает
романтизм в творчестве поэта.
Отсюда
происходит некая невысказанность, недоговоренность, скрытая у Жуковского за
реальными предметами и явлениями природы. Рассмотрим, к примеру, элегию «Море».
Поэт рисует эту стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее.
Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая лазурь
неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю мы видим бьющиеся, вздымающиеся
волны:
Когда
же сбираются темные тучи,
Чтоб
ясное небо отнять у тебя
Ты
бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты
рвешь и терзаешь враждебную мглу...
Не
сразу море успокаивается и после шторма:
Но,
полное прошлой тревоги своей,
Ты
долго вздымаешь испуганны волны,
И
сладостный блеск возвращенных небес
Не
вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив
твоей неподвижности вид…
Морской
пейзаж великолепен, но не сам по себе он занимает воображение. Нетрудно
заметить, что герой хочет сказать здесь о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море
представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом, которое
таит в себе «глубокую тайну». Герой вызывает его на откровенность, словно
друга:
Что
движет твое необъятное лоно?
Чем
дышит твоя напряженная грудь?
Ответ
на этот вопрос дается как предположение. В разгадке тайны моря раскрываются
взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все
в мире. Земное существование изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат,
разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему
море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется
им и «дрожит за него».
Романтический
мотив одиночества, присутствующий в этой элегии, поэт развивает и во многих
других философских произведениях о природе. Например, в стихотворении «Листок»
звучит тема безрадостных скитаний по жизни героя, отлученного от семьи. С тех
пор, как «гроза разбила дуб родимый», он одинок в своих страданиях. Никто
теперь ему не поможет. Герою остается лишь мчаться по «воле случая», «куда на
свете все стремится», то есть к своему концу. Это произведение, я думаю, также
навеяно биографией поэта, который рано остался без матери.
Меланхоличный
мечтатель Жуковский нередко обращался в своих произведениях к природе, чаще
грустной, чем радостной, но всегда чудесной. Поэт боготворил живой окружающий
мир и считал, что нет таких слов, чтобы выразить все его величие и красоту. В
стихотворении «Невыразимое» он писал:
Что
наш язык земной пред дивною природой?
С
какой небрежною и легкою свободой
Она
рассыпала повсюду красоту
И
разновидное с единством согласила!
Но
где, какая кисть ее изобразила?
Умение
воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему
миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства
романтической поэзии Жуковского.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|