Сочинение: Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина
Сочинение: Мир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин
жил в XIX веке, но и сегодня его произведения имеют отношение к
современности. Взять хотя бы его жгучую ненависть к обывателям. Казалось бы,
чем его не устраивают тихое существование некоторых особей. Но его желание
добра родине настолько остро, что он хочет вытравить из человека все то
приниженное и рабское что делает человека обывателем независимо от того поста,
который он занимает.
Но как сказать об
этом людям, не обидев их. И он обращается к жанру сказок. Так появляется на
свет сказка “Премудрый пискарь”.
Медленно
разворачиваются события на речном дне, “жил-был пискарь”. И родители у него
были хорошие, сумели уберечь его от всяких напастей. Но как-то уж впрямую понял
их напутствие “гляди в оба”. Он не пошел дальше продолжать их пескариный род, а
скрылся от жизни в мутной, речной воде.
Можно подумать,
что Салтыков-Щедрин провел ни одну неделю в акваланге (если бы он тогда
существовал) присматривая за пескарем. Фантазия его безгранична. Вот как он
описывает гнездо пескаря: (Цитата, в которой говорится, как пескарь долбил
норку).
Но конечно Щедрин
описывает и трудности пескариной жизни: ему, как и всем угрожают всякие
напасти. В страх бросает, когда читаешь, как рак возник у жилища пескаря:
(Цитата - встреча с раком).
Тут мы впервые
слышим слова, которые будут повторяться не один раз: “все дрожал, все дрожал”.
И не приходит в
голову пескарю, что можно защитить свое жилище: испугать рака, забросать его
илом, соседей позвать на помощь.
Но если кто-то
подумает, что Щедрин высмеивает только мелких обывателей – пескарей, то это не
так, вспомним Органчика, градоначальника города Глупова из “Истории одного
города”. В его голове только две команды: “разорю” и “не потерплю”.
Он не дает себе
труда позаботиться о своих подданных. Ему не приходит в голову, что надо
работать, не покладая рук ради своего города. Он только ведет свой город к
разорению и уничтожению. Он не развивается как личность, а деградирует.
Но вернемся к
пескарю. Он уже достиг середины жизни, и мы вправе ждать от него каких-то
свершений, поступков, какой-то оценки своего жизненного пути. И что же мы
видим: большого, глупого пескаря, который нисколько не набрался не ума, не
опыта. И радости от жизни у него нет:
(Цитата - о том,
как он не играет в карты и т.д.).
Тут Щедрин
выступает не как фантаст, а как сатирик, потому что здесь каждый понимает, что
речь идет о человеческом обществе, а если точнее то о русском обществе IX века, о его
либеральной прослойке.
И все, потому что
он - пескарь боялся риска, боялся жизни, а, как известно кто не рискует, тот не
пьет шампанское.
Щедринская ярость
с каждой строкой набирает силу, ему уже недостаточно обозначить пороки
общества. Он переходит в прямую атаку не оставляя не каких сомнений в своих
намерениях. Так он пишет о последних днях пескаря. Переходя от иносказания к
грубому обличению:
(Цитата о том, как
пескарь сидит в норке и рассуждает о своей жизни).
А ведь наверно для
чего-то появился пескарь на свет, хотя бы для того, что бы род продолжить, как
завещали ему родители. “ Ведь было и у него предназначение высокое”- как с
тоской писал о Плюшкине Гоголь.
Но нет, не
использовал пескарь свой шанс в жизни. Этим сатирические сказки Щедрина и
замечательны, что они заставляют задуматься о своем предназначении, о том, что
жизнь строится не только силою судьбы, но и силами человека. И как же сильно
надо было любить свой народ, чтоб не побоятся показать как в зеркале его
недостатки. Потомучто только зная их влицо - можно их побороть.
Поэтому
Салтыкова-Щедрина можно поистине считать нашим современником потомучто
обыватель живет в каждом из нас.
И в нынешнем веке
можно прожить жизнь безо всякого смысла, как сделал это пескарь. Но как
вспоминаешь эту сказку, так сразу не хочется быть этим пескарем и сделать
что-нибудь хорошее в жизни.
И только прочитав
до конца эту великую сказку, понимаешь иронию, заложенную в названии “Премудрый
пискарь”. Никакой он не премудрый, а жалкое, неинтересное существо. Одно слово
– обыватель.
|