Сочинение: «Мелодией одной звучат печаль и радость...» (Тема любви в лирике А. Блока)
Сочинение: «Мелодией одной звучат печаль и радость...» (Тема любви в лирике А. Блока)
...Трагический
тенор эпохи.
А.
Ахматова
Существует
такое расхожее представление, что слова “любовь” и “символизм” являются едва ли
не абсолютными синонимами. Основанием для такого мнения служит как
принадлежность большинства символистов (Зинаида Гиппиус, Андрей Белый,
Константин Бальмонт и другие) к чистым лирикам, главным содержанием творчества
которых было отражение в поэзии чувств, и прежде всего любви, так и самая суть
символизма как художественного метода.
Не
вдаваясь в теорию, скажу, что символист в своих творениях отражает не
объективный, а трансформированный, пропущенный через внутреннее видение поэта
мир, а это внутреннее видение становится следствием невидимых и таинственных
связей с Творцом, Демиургом, Создателем всего сущего. По мнению символистов,
эта связь обеспечивает творческим личностям знание замысла Божьего, которого
лишены все простые смертные. Знание же это приводит к установлению для слов
естественного языка произвольных, понятных только посвященным значений, — по
этой черте (слово становится символом) получили свое название и метод, и
литературное течение конца XIX — начала XX веков.
В
наши дни из всех русских символистов наиболее известен Александр Александрович
Блок. И это понятно: чтение стихов или прозы символистов требует особого
душевного настроя и тяжкой работы души и разума. Но если не лениться, то
войдешь в удивительный мир красок и образов, соприкоснешься с ранимой,
трепетной душой автора, поймешь, какой напряженной жизнью жила интеллигенция
уже далекого для нас XIX века. И навсегда, как когда-то Анна Андреевна
Ахматова, полюбишь тонкую, изящную и одновременно тревожную и трепетную поэзию
А. Блока, в которой “мелодией одной звучат печаль и радость”. По-блоковски
органично эти мотивы переплетены в любовной лирике певца Прекрасной Дамы.
Андрей
Белый назвал своего гениального друга и соперника “первым поэтом земли
русской”. С этим трудно не согласиться. Как XIX век был озарен гением А. С.
Пушкина, так и XX век нельзя представить без трагического голоса Александра
Блока. Этот трагизм явлен во всем: в воспевании любви и неудачах в интимной
жизни, в приверженности символизму и в сознательном переходе к реализму, в
принятии революции и разочаровании в ней накануне смерти, в страстном
обожествлении России и ощущении собственной вины перед ней. При этом поэт
всегда и во всем остается удивительно цельной личностью, наверное, потому, что
слушал жизнь “всем сердцем”. И совершенно естественно, что первой это сердце
посетила любовь.
Трудно
найти в поэзии автора, который не писал бы о любви, не обожествлял бы предмета
своего обожания. Любовь — чувство, возвышающее человека, делающее его чище и
благороднее — обеспечила блестящий дебют А. Блока в литературе, сразу поставила
его на первое место в плеяде русских лириков.
В
“Стихах о Прекрасной Даме”, носящих следы сильного влияния философии и поэзии
Владимира Соловьева, Блок придает и своей любви, и возлюбленной черты
божественной избранности. Его лирический герой — раб “Владычицы вселенной”.
Бели в русской поэзии Любовь всегда символизировала победу жизни над смертью,
то у Блока любовь — победу над пошлостью, несправедливостью, насилием, переполняющими
жизнь. Именно в романтическом мире неземной любви находит успокоение лирический
герой Блока:
Покорный
ласковому взгляду,
Любуюсь
тайной красоты,
И
за церковную ограду
Бросаю
белые цветы.
Лирический
герой блаженствует, страдает, испытывая такие сильные чувства, что готов даже
принять смерть:
За
краткий сон, что нынче снится,
А
завтра нет,
Готов
и смерти покориться младой поэт.
Кажется,
герой живет лишь мечтой о встрече со своим идеалом. Но в то же время он и
страшится этой встречи, опасаясь, что приход Прекрасной Дамы в реальный мир
изменит “любимые черты”:
Предчувствую
Тебя.
Года
проходят мимо —
Все
в облике одном предчувствую
Тебя...
Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но
страшно мне — изменишь облик ты.
Меня
поразила одна мысль Владимира Орлова, лучшего знатока творчества А. Блока в
отечественном литературоведении. В книге “Гамаюн” он сказал, что за всей
туманностью, недосказанностью, символикой “Стихов о Прекрасной Даме” пытливый
читатель обнаружит все перипетии развития
любовных
отношений Александра Блока и Любови Менделеевой, ставшей женой поэта, но так и
не сделавшей его счастливым человеком. Видимо, поэтому и страшится юный поэт,
что реальность может быть грубее, приземленнее идеала.
Этот
страх, однако, не изменил самого отношения Блока к великому чувству. Я узнаю в
его стихах пушкинскую удивительную способность видеть в женщине божественное
начало. Как и певец “гения чистой красоты”, Блок возносит любимую женщину на
пьедестал богини:
Так
пел ее голос, летящий в купол,
И
луч сиял на белом плече,
И
каждый из мрака смотрел и слушал,
Как
белое платье пело в луче.
Мне
кажется, что стихотворение “Девушка пела в церковном хоре” можно назвать
шедевром мировой любовной лирики, хотя в нем нет еще самой любви, есть лишь ее
предчувствие. Но такой и должна быть настоящая любовь, чистая и светлая, какой
предстала перед поэтом эта, по-видимому, незнакомая ему хористка.
Однако
пора юношеских порывов и мечтаний проходит, рядом с ними обнаруживается
реальная, далекая от идеалов жизнь. Горькая действительность (неудачный брак,
поражение первой русской революции и наступившая реакция) меняет настроение
поэта, его мироощущение. Серость и пошлость обыденной жизни, где
...Среди
канав гуляют с дамами
Испытанные
остряки,
преодолевается
поэтом с помощью образа прекрасной незнакомки, героини одноименного
стихотворения поэта. Для завсегдатаев загородных ресторанов, ищущих “истину в
вине”, женщина по-прежнему остается тайной. Она не запачкана ни пошлостью, ни
грязью, ни пороками, своим присутствием она поэтизирует обыденность, смиряя
сердце, давая утешение душе, сохраняя уже готовую уничтожить себя жизнь:
Глухие
тайны мне поручены,
Мне
чье-то сердце вручено...
В
моей душе лежит сокровище,
И
ключ поручен только мне!
Женщина
создана для любви. И если судьба распоряжается иначе, то никто не смеет осудить
ее:
Я
не только не имею права,
Я
тебя не в силах упрекнуть
За
мучительный твой, за лукавый,
Многим
женщинам сужденный путь.
Я
очень люблю поэтический цикл “Кармен”, навеянный встречей А. Блока с певицей
Андреевой-Дельмас, исполнительницей партии испанской цыганки в опере Визе. В
этих стихах перед нами уже не романтическая любовь, а страстное и стихийное
чувство, определяющее судьбу лирического героя:
Ты
— как отзвук забытого гимна
В
моей черной и дикой судьбе.
Меняется
возлюбленная: перед нами уже не символ возвышенной любви, “золотокудрый” демон,
в чьем голосе слышится “рокот бурь”. Меняется и лирический герой: из робкого
раба Прекрасной Дамы он превращается в пылкого возлюбленного. Интересна деталь:
образ лирического героя явлен в двух ипостасях. Это и поэт, который
Глядит
на стан ее певучий
И
видит творческие сны,
но
в то же время и возлюбленный Кармен Хозе, чье сердце пронизано мучительной
ревностью:
Нет,
никогда моей, и ты ничьей не будешь...
Однако
любовь-страсть не может быть долговечной, она неизбежно заканчивается трагедией
разочарования, пресыщения и душевной опустошенности:
Вместе
ведь по краю, было время,
Нас
водила пагубная страсть,
Мы
хотели вместе сбросить бремя
И
лететь, чтобы потом упасть.
Когда
А. Блок написал поэму “Двенадцать”, его противники яростно язвили, что на смену
“Прекрасной Даме” пришла “толстоморденькая” Катька. Я думаю, что Катька
олицетворяет женскую судьбу в новых условиях, когда осквернена любовь, осквернена
сама жизнь.
Для
меня Александр Блок — самый великий поэт XX века, певец тончайших движений
человеческой души. Закончить свое сочинение я хотела бы строками из
стихотворения А. Ахматовой, написанными на смерть А. Блока:
Принесли
мы Смоленской заступнице,
Принесли
Пресвятой Богородице
На
руках во гробе серебряном
Наше
солнце, в муке погасшее, —
Александра,
лебедя чистого.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|