Сочинение: Любовь как трагедия незаурядной личности
Сочинение: Любовь как трагедия незаурядной личности
На
рубеже XIX и XX веков русская литература переживала период особого расцвета. В
поэзии он был назван “серебряным веком”. Но и проза обогатилась многими
шедеврами. На мой взгляд, немало способствовал этому и А. И. Куприн. Его
творчество соединяет в себе странным образом самый суровый жизненный реализм и
удивительную воздушность, прозрачность. Его перу принадлежат одни из самых
проникновенных произведений о любви в русской литературе.
Я
бы хотела остановиться на двух из них: “Поединок” и “Гранатовый браслет”. Они
очень разные, но при ближайшем рассмотрении даже в сюжете можно найти
перекличку. В обеих повестях основой сюжета становится история несчастной
любви, причем оба главных героя трагически гибнут, а причиной этого становится
отношение к ним любимой женщины.
Георгий
Ромашов, “Ромочка”, из “Поединка” — молодой офицер. Его характер совершенно не
соответствует избранному поприщу. Он стеснителен, краснеет как барышня, в любом
человеке готов уважать достоинство, но результаты — плачев ны. Его солдаты хуже
всех маршируют. Сам он постоянно совершает оплошности. Его идеалистические
представления все время приходят в противоречие с действительностью, и жизнь
его мучительна. Единственной отрадой становится для него любовь к Шурочке. Она
олицетворяет для него красоту, изящество, образованность, вообще культуру в
атмосфере провинциального гарнизона. В ее доме он чувствует себя человеком.
Шурочка тоже ценит в Ромашове его отличность, непохожесть на других. Она горда
и честолюбива, ее мечта — вырваться отсюда. Для этого она заставляет мужа
готовиться в академию. Она сама учит воинские дисциплины, чтобы не погрязнуть в
безделье, не отупеть в окружающей бездуховности. Ромашов и Шурочка нашли друг
друга, противоположности встретились. Но если у Ромашова любовь поглотила всю
душу, стала смыслом и оправданием жизни, то Шурочке она мешает. Достижение
намеченной цели для нее невозможно с безвольным, нежным “ Ромочкой ”. Поэтому
она лишь на миг позволяет себе эту слабость, а потом предпочитает остаться с
нелюбимым, бездарным, но настойчивым и упорным мужем. Когда-то Шурочка уже
отказалась от любви Назанского (и теперь это спившийся, отчаявшийся человек). В
понимании Шурочки любящий должен приносить жертвы. Ведь она сама, недолго
думая, жертвует любовью и своей, и чужой ради благополучия, общественного
положения. Назанский не смог приспособиться к ее требованиям — и его
отстранили. От Ромашова Шура потребует еще большего — ради ее репутации, в
угоду сплетникам и болтуньям, он должен пожертвовать жизнью. Для самого Георгия
это, может быть, даже спасение. Ведь если бы он не погиб, его, в лучшем случае,
постигла бы участь Назанского. Среда поглотила бы его и погубила.
В
“Гранатовом браслете” ситуация похожа, но не совсем. Героиня тоже замужем, но
она любит мужа, а к господину Желткову, напротив, не испытывает никаких чувств,
кроме досады. И сам-Желтков кажется нам сначала просто пошлым ухажером. Так
воспринимает его и Вера, и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой
жизни мелькают тревожные нотки: это роковая любовь брата Вериного мужа;
любовь-обожание, которую питает к Вериной сестре муж; неудавшаяся любовь
дедушки Веры, именно этот генерал говорит о том, что настоящая любовь должна
быть трагедией, а в жизни ее опошляют, мешает быт и разного рода условности. Он
рассказывает две истории (одна из них чем-то даже напоминает сюжет “Поединка”),
где настоящая любовь превращается в фарс. Слушающая эту историю Вера уже
получила гранатовый браслет с кровавым камнем, который должен уберечь ее от
несчастья, а прежнего своего хозяина мог спасти от насильственной смерти.
Именно с этого подарка меняется отношение читателя к Желткову. Он жертвует ради
своей любви всем: карьерой, деньгами, душевным спокойствием. И не требует
ничего взамен.
Но
опять пустые светские условности губят даже это призрачное счастье. Николай,
деверь Веры, который когда-то сам уступил свою любовь этим предрассудкам,
теперь требует того же от Желткова, он грозит тюрьмой, судом общества, своими
связями. Но Желтков резонно возражает: что все эти угрозы могут сделать с его
любовью? В отличие от Николая (и от Ромашова) он готов бороться и отстаивать
свое чувство. Преграды, поставленные обществом, для него ничего не значат.
Только ради покоя любимой он готов отказаться от любви, но вместе с жизнью: он
кончает с собой.
Теперь
Вера понимает, что она потеряла. Если Шурочка отказалась от чувства ради
благополучия и сделала это сознательно, то Вера просто не увидела большого
чувства. Но ведь в конечном счете она и не хотела увидеть его, она предпочла
покой и привычную жизнь (хотя от нее ничего и не требовали) и этим как бы
предала любящего ее человека. Но истинная любовь великодушна — ее простили.
Почему
у любви в произведениях Куприна обычно печальный исход? Может быть, он сам
считал, что настоящая любовь должна быть трагична? Мне кажется, дело в людях и
в том мире, в котором они живут. Этому миру не нужна любовь. И сами люди
предают ее, отказываются от нее ради более понятных, материальных вещей. Не
многим дано понять, что они теряют, и именно этим людям даруется любовь. Она
становится для них смыслом жизни. А жизнь всегда заканчивается смертью.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|